Этика наука о морали и нравственности - ABCD42.RU

Этика наука о морали и нравственности

«Этика – наука о морали»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»

Методическая разработка открытый урок

«Этика – наука о морали»

Подготовила преподаватель : Алтыбекова С.Т

Разработка открытого урока

«Этика – наука о морали»

Предмет: «Профессиональная этика и психология»

Тема занятия: «Этика – наука о морали»

Тип урока : урок сообщение нового материала

При изучении данной темы необходимо, прежде всего, уяснить, что профессиональная этика – это особый нравственный кодекс людей определенной профессии. Этика профессионала, чья деятельность протекает в условиях общения, обусловлена особенностями его нравственного и социального положения.

Цели занятия

Учебная: обяснить учащимся об этике, морали, раскрыть понятие этих слов.

Развивающая: развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.

Воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие

успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность,

ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость

наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

А.Наглядные пособие : слайды по теме.

Б.Литература основная : К.Б. Жарикбаев, В.В. Чистяков «Этика и психология»

Приветствие, проверка посещаемости. Ознакомить студентов с темой и целью урока.

ІІ.Объяснение темы урока (20 мин)

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком.

Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, коммуникативная, прогностическая.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.

Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения, это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности. Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

Категории этики:

добро (категория, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности) и зло (категория этики, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения);

справедливость – такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми;

долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;

совесть – способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции своего соответствия требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения;

ответственность – обязанность и необходимость давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия;

достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности;

честь – моральное отношение человека к самому себе, когда моральная ценность личности связывается с его заслугами, с конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Этику деловых отношений необходимо учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия, между людьми разного и одинакового статуса.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу всеобщего законодательства».

Этика делового общения «сверху-вниз».

В профессиональном общении в отношении руководителя и подчиненного глобальное правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Этика профессионального общения «снизу-вверх».

В прфессиональном общении в отношении подчиненного глобальное правило поведения можно сформулировать таким образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Этика отношений «по горизонтали».

Общий этический принцип между коллегами можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».

Этика и этикет

Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет о хороших или плохих манерах.

ІІІ. Закрепление (10 мин)

Опрос по пройденной теме «Этика – наука о морали»

Что такое этика? Для чего нужно изучать этику? Кто ввел этот термин? Актуальна ли этика сегодня?

V.Домашнее задания: (5 мин)

Завести словарь терминов по предмету «Этика и психология профессиональной деятельности», выписать термины по теме страница 112.

VІ.Подведение итогов урока (5 мин)

Оценивание (активность, любознательность, свое понимание темы)

Этика как философская наука о морали и нравственности

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука.

Под понятиями «нравственность» и «мораль» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей.

Подводя итог, следует отметить, что мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Нравственность — это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор поведения человека, настроенный на принципы человечества.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (идеал). Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества), тем самым придавая ей смысл. Исходя из обозначенной цели, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла), а также, и это является еще одной важной его характеристикой, предписывает людям определенные действия (в качестве их долга).

Читайте также  Санология и валеология

Основные функции нравственности:

1) Регулятивная функция. Нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д.

2) Познавательная функция. Вступая в нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание.

3) Воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям. Вне нравственного поля человек не может быть полноценным художником, ученым, предпринимателем и т.д. Нравственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл.

4) Ценностно-ориентирующая функция. Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.

В целом же все эти функции тесно взаимосвязаны и обуславливают богатство и содержательность духовной жизни человека.

Единство человеческого бытия проявляется в тесной связи между отражающими его различными формами общественного сознания — моралью, искусством, политикой, религией и др.

Итак, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

2. Предмет и задачи курса «Профессиональная этика»

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Профессионализм как нравственная черта личности Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная этика: учебное пособие/А. Гусейнов, Р. Апресян — М.: Спарк, 2007. С. 118.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, художника, предпринимателя, инженера, а также этика сотрудников ОВД. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.

Предметом изучения курса «Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел» являются многочисленные нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудников различных аппаратов, служб и подразделений.

Основными задачами профессиональной этики являются:

развитие и закрепление интереса к милицейской профессии, сформировать основы профессионального отношения к избранному делу;

исследование понятий и содержания профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы будущей практической деятельности;

выработка определенного иммунитета к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

Изучение курса «Профессиональной этики» направлено на ознакомление с основами профессиональной (в том числе корпоративной) этики, правовой и психологической культуры; на воспитание гражданской зрелости и высокой общественной активности, глубокого уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высокого нравственного сознания, гуманности, твердости моральных убеждений, чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой воли и настойчивости в исполнении принятых правовых решений, чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной деятельности; на усвоение этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде.

От юриста-профессионала требуется, прежде всего, неподкупность, верность духу и букве закона, соблюдение равенства всех людей перед законом. Одним из основных принципов правоприменительной деятельности органов внутренних дел является презумпция невиновности — требование считать гражданина невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.

Юридически кто-либо виновен, если совершил действие, направленное против права другого человека. Но этически он виновен уже тогда, когда у него возникла мысль о том, чтобы совершить такое действие См.: Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополняемость морали и права. М., 1992. С. 176-178., — считал И. Кант.

В деятельности отдельных сотрудников встречается недооценка значения строгого соблюдения законов, попытка обойти закон. Такая позиция часто приводит к тяжелым последствиям, ущемлению прав отдельных граждан, примиренческому отношению к правонарушениям, злоупотреблению служебным положением, а в ряде случаев — к сращиванию с преступными элементами. Нарушение закона не всегда предполагает крайние формы. Зачастую истоки кроются в отсутствии не столько правовой, сколько нравственной культуры.

Поэтому профессиональная этика возлагает, прежде всего, дополнительные нравственные обязанности на каждого сотрудника правоохранительной системы, ни в коем случае не давая права нарушать какие-либо общие нравственные принципы и нормы.

Будет вполне логично сделать вывод о том, что профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел — это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.

Этика

Э́тика (греч. ἠθικόν , от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности [1] . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. [2]

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Содержание

Основные проблемы этики

  • Проблема критериев добра и зла
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Проблема справедливости
  • Проблема должного

Классификация этических ценностей

Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

  • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
  • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
  • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь. [3]

История этики

Краткий обзор

  • Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
  • Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[4] , встречается в Мишне[5] .
  • В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
  • Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.
  • Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.
  • Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.
  • Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.
Читайте также  Русская крестьянская изба как элемент культуры русского народа

Современное состояние этики

  • Современность приводит с одной стороны к релятивации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).
  • На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели группируются по оппозиции мужественности и женственности.
  • Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития.
  • Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.

Направления исследований и разделы этики

В этике выделяют следующие направления исследований:

  • Метаэтика — изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.
  • Нормативная этика — поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
  • Прикладная этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Разделы этики

  • Агафология
  • Биоэтика
  • Компьютерная этика
  • Медицинская этика
  • Профессиональная этика
  • Социальная этика
  • Политическая этика
  • Экологическая этика
  • Этика деловых отношений (Бизнес-этика,Экономическая этика)
  • Этика поступка
  • Юридическая этика

Типы этических концепций

  • Автономная этика
  • Волюнтаризм
  • Гедонизм
  • Гетерономная этика
  • Контекстуальная этика
  • Моральный абсолютизм
  • Моральный релятивизм
  • Формализм
  • Эвдемонизм
  • Этика ценностей

См. также

  • Аксиология
  • Список этиков
  • Общечеловеческие ценности
  • Христианская этика

Примечания

  1. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия. — М .: Мысль, 2000. — ISBN 5-244-00961-3.
  2. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов, стр.16
  3. Гусейнов А.А. История этических учений. Раздел седьмой. ЕВРОПА: ХIХ-ХХ вв. Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ. § 5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. [1]
  4. Конфуций. Беседы и суждения. — 15:24, 12:2, 5:12
  5. Шабат, 31а

Литература

  • Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический Проект, 2006. — 624 с. ISBN 5-8291-0709-0
  • Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. ЭТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
  • Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5-18.
  • Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки. — Москва: ИФРАН, 2007. — С. 85-97.
  • Максимов Н. Ф. Этика развития личности
  • Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.
  • Этическая мысль. Выпуски 1 — 11 — … / Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: ИФРАН, 2000-2011-…
  • Современная этика: учебник / В. А. Канке. М. 2009—2011. — 394 стр. : ил. — (Университетский учебник).
  • Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Е. В. Золотухина-Аболина — М., Ростов н/Д.: 2003—416 стр. (Серия «Учебный курс»)

Ссылки

этика в Викисловаре ?
Этика в Викицитатнике ?
  • Этика и эстетика на портале «Философия в России»
  • Этика и эстетика в Электронной библиотеке по философии
  • Сектор этикиИФРАНа
  • Этика: Образовательный ресурсный центр
Науки Космология • Праксиология • Ориентализм • Психоанализ • Математическая логика • История философии
Учения, теории, понятия Акциденция • Апейрон • Диалектика • Имманентность • Космос • Хаос • Телеология • Анархизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Цицерон
  • Плутарх

Смотреть что такое «Этика» в других словарях:

этика — этика, и … Русский орфографический словарь

ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

Этика — Этика ♦ Éthique Часто служит ярким синонимом морали. Поэтому, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все таки говорить не этика, а мораль. Но если такую цель поставить? Этимология здесь нам не помощница. Слова «мораль» и… … Философский словарь Спонвиля

ЭТИКА — ЭТИКА, этики, мн. нет, жен. (от греч. éthos обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность… … Толковый словарь Ушакова

ЭТИКА — [лат. ethica Словарь иностранных слов русского языка

этика — и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС 1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. 2. Нормы поведения, мораль… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭТИКА — (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1 ) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия

Этика — ученіе о нравахъ ( нравственности), мораль. Этическій къ этикѣ, къ нравамъ относщійся. Ср. Кричимъ мы громко: этика! Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариѳметика; Въ итогѣ авантажъ. *** Афоризмы. Ср. Отъ ставки воздержаться не можемъ, а туда же о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

этика — мораль, нравственность; моральный кодекс, этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Этика — (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем. (лат. ethica, от гр. ethos –… … Энциклопедия культурологии

ЭТИКА — (греческое ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о… … Современная энциклопедия

Этика – наука о морали. Характеристика предмета науки.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение понятия «этика» как философской дисциплины связано с именем Аристотеля.

Термин «этический», от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало нравы, обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было

образовано прилагательное moral’s (моральный).

В дальнейшем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralities), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика». Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль», «нравственность» в обыденных условиях употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция разграничения этих понятий.

Читайте также  Основы рукопашного боя

Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, вид общественных отношений, как регулятор общественных отношений.

Что же касается соотношения понятий «мораль» и «нравственность», на наш взгляд, следует иметь в виду, что мораль — это должное, что должно быть, а нравственность — это реализованная мораль, мораль в действии. Это поступок, в котором реализуются моральные нормы, принципы. Мораль — это потенциал, а нравственность — это фактор,

или движущая сила в моральном отношении.

Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании человеческой реальности, действительности. Именно потому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать

в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику называют часто «практической философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире.

Со временем в этике начали выделять два рода проблем: собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, моральными принципами и нормами поведения ему руководствоваться (нормативная этика).

Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики. Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны,

связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего

многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д.

Этика также изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика и является исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различия добра и зла. В рамках этики строится и исследуется также система понятий, в которых можно выразить моральные законы и логику их применения к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная (гносеологическая) функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и т. д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь в плане ее соответствия моральным нормам.

Следовательно, задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку понять, что есть истинное благо и как найти свой путь к его достижению.

Нормативная функция этики подразумевает разрешение моральных ситуаций, требующих нового понимания морали для преодоления ценностной разорванности общественного сознания, и таким образом предлагает обществу новую моральную перспективу.

Все сказанное свидетельствует о том, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни общества и личности, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика изучает и обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы социального бытия. Это особенно важно в современных условиях, когда возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности человека, усиливается интерес к нравственной проблематике. Изучение этики и знание этических норм становится чрезвычайно важным для понимания не только того, что происходит в сфере морали, но и с человеком и обществом в целом.

Этика наука о морали и нравственности

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности:

Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: