Эвтаназия как проблема современной биоэтики - ABCD42.RU

Эвтаназия как проблема современной биоэтики

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с развитием медицины, усложнением социальной жизни, биоэтики ряд спорных биоэтических проблем выходит из субъективной психолого — медицинской плоскости в публичную социальную сферу жизни. Это все бесспорно касается и эвтаназии.

ВВЕДЕНИЕ

Эвтаназия из себя представляет как — обдуманные и осознанные действия или отсутствие действий медицинского служащего, которые выполняются в соответствии очевидно выраженной просьбой человека, находящегося в тяжелом болезненном состоянии или же его официального, законного представителя для прекращения психофизических страданий больного, который находится по всем проверенным показаниям в предсмертном состоянии.

Этическая оценка эвтаназии состоит не в том, каким наиболее благоприятным способом следует лишить безнадежно больного жизни, а принятие решения о проведении эвтаназии. Здравый смысл, сострадание к таким людям с подвигают нас к поспешным решениям : разрешить медикам при соблюдении данных соответствующих процедур, тщательном анализе всех аргументов удовлетворить просьбу больного лишить его жизни наиболее безболезненным способом. Но существуют разные оценки такого деяния.

ПРОБЛЕМА

Эвтаназия как проблема существует только для тех, кто признает принцип гум анизма, укатанная в статье 7 Конституции РФ. Безусловной ценности жизни личности, в отношениях между индивидами, которые по характеру личных взаимовыгодных связей и общественных позиций желают друг другу только блага. ( Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 43980

Если отношения людей насыщены враждой и недоверием, то эвтаназия не имеет места быть, ибо в силу этих ситуаций она станет еще одной возможностью для совершения общественно опасных деяний.

Противники эвтаназии утверждают, что этот процесс противоречит одной из главных церковных заповедей «Не Убий» .Они полагают , что никто не вправе отнять жизнь у человека , кроме самого Бога.

В то же время сторонники , принимают страдания человека неприемлемым, а эвтаназию — жестом милосердия.

В теории уголовного законодательства сложилось несколько точек зрения на оценку эвтаназии. Одни специалисты предлагают признать эвтаназию дополнительным обстоятельством, исключающим общественную опасность деяния, другие в своих предложениях развивают идею декриминализации, третьи видят в эвтаназии деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, четвертые приравнивают к убийству, пятые к самоубийству и так далее. Если учитывать многообразие возможных форм эвтаназии и ситуаций схожих с нею, то следует различать от: самоубийства, убийства, содействие в самоубийстве, обстоятельства, исключающие преступность деяния, в том числе от крайней необходимости, неоказания помощи больному, оставления в опасности. В уголовно -правовой литературе к числу обстоятельств, исключающих преступность деяния, ряд авторов относят и согласие потерпевшего. По мнению А.Н. Красикова согласие потерпевшего есть выражение свободного волеизъявления лица на нарушение своих благ или поставление их в опасность как способ достижения личных интересов. ( Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). — СПб.: Гуманитарная Академия, 2011. — 510 с.)

Опираясь на его позицию согласие потерпевшего на причинение вреда исключает преступность деяния другого лица при соблюдении определенных условий, выработанных теории уголовного права, которые состоят в следующем:

1) согласие должно распространяться на те права и интересы, которые находятся в свободном распоряжении лица;

2) согласие должно быть дано в пределах свободного распоряжения своими личными правами и интересами; 3)согласие не должно преследовать общественно вредных целей;

4) согласие должно быть действительным, то есть дано вменяемым, дееспособным лицом или его законным представителем;

5) согласие должно быть добровольным;

6)согласие должно быть дано до совершения деяния;

Подавляющее большинство авторов полагают, что согласие потерпевшего не устраняет преступности совершенных действий лица, лишившего жизни потерпевшего. В их числе: Э.Ф. Побегайло, М.Д. Шаргородский, и другие .

Умышленное умерщвление больных не только не стимулирует полезную деятельность,а, как уже говорилось, может явиться причиной деградации медицинской помощи и науки в целом и значительного роста убийств не только по причин сострадания.

С развитием техники и науки человеческая жизнь стала намного длиннее хотя раньше люди , которым приходилось сталкиваться с тяжелыми болезнями не доживали и до 25-30 лет . Люди с серьезными заболеваниями , от которых умирали в прошлом , могут выхаживаться и проживать еще долгие годы под соответствующим уходом Но не всегда эта жизнь хороша: некоторые из пациентов находятся в настолько тяжелом состоянии, что обычный прием пищи становится для них тяжелым испытанием , а в некоторых случаях и просто невозможным действием. Вступающие за согласие на существование эвтаназии передерживаются мнения, что если медицина может предоставить пациенту возможность продлить свою жизнь максимально долго, то и имеет место быть альтернативе , а именно пре кратить эту жизнь. ( Клыканова Е.С. Эвтаназия – «медицинская услуга» в правовом поле уголовного закона// Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 241.)

Перед тем как легализовать эвтаназию в Нидерландах был проведен социологический опрос среди больных людей ,находящихся в терминальной стадии заболевания и их родственников ,который выявил, что почти вся основная масса опрошенных выступили «за» применение эвтаназии .Последнее время возрастает значимость проблемы эвтаназии в России ,так как эвтаназия считается убийством все ее формы реализации запрещены.

На данный момент в Российской Федерации отсутствует должный уровень паллиативной помощи , это связанно с тем, что врачам очень сложно выписать больным опиоиидные анальгетики. После при нятия конвенции по ограничению распространении наркотических веществ, во всем мире усилится контроль за уровнем доступности наркотических веществ, дабы избежать случаев незаконного оборота, путем уменьшения доступности к запрещенным препаратам, но в нашей стране отсутствует ведомство, которое бы отвечала за доступное предоставление опиоидных лекарств для категории людей, нуждающихся в серьезном обезболивании тем самым мы имеем ситуацию , в которой сотни людей не могут получить должного обезболивания соразм ерной своему состоянию паллиативной помощи. В Министерстве Здравоохранения создана группа, пытающаяся решить данную проблему и уже были сделаны значительные шаги упрощении систем получения опиоидных препаратов для нуждающихся больных. ( Абдрахманова Г. А. Проблемы эвтаназии в современном мире // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 709-711)

До тех пор, пока эвтаназия в нашем государстве категорически запрещена лишение жизни из сострадания не имеет места быть по степени опасности уравненного с у мышленным убийством. В действующем уголовном кодексе убийство предусмотрено сразу несколькими статьями, начиная со 105 статьи УК РФ, однако ни в одной из них нет указания на совершение такого деяния с согласия потерпевшего т.е отсутствует сама гипотеза преступления. ( Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ)

Комплексный характер феномена эвтаназии предопределили необходимость междисциплинарного синтеза, направленного на всестороннее изучение рассматриваемого явления. Установлено, ч то в истории российской и зарубежной политико -правовой мысли проблемы эвтаназии разрабатывались неоднократно и не нашли однозначного решения. Это объясняется сложным характером представлениями о праве человека на жизнь и содержанием последнего.

Важно заметить, что эвтаназия как массовая медицинская практика должна быть абсолютно исключена , так как именно в этом случае возможно возникновение всех негативных последствий, о которых говорят противники. Но как чрезвычайная редкая уникальная процедура, прои зводимая под общественным контролем, она возможно имеет право существовать в нашем обществе в качестве неотъемлемого права человека при жизни быть избавленным от страданий

Список литературы Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

Учебная и научная литература

3.Абдрахманова Г. А. Проблемы эвтаназии в современном мире // Молодой ученый. — 2015. — №23.— С. 709-711

4.Басаев В. А. К проблеме эвтаназии // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 338-340

5. Клыканова Е.С. Эвтаназия – «медицинская услуга» в правовом поле уголовного закона// Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 241.

6. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). — СПб.: Гуманитарная Академия,2011. — 510 с.

Проблемы эвтаназии в современном мире

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.12.2015 2015-12-03

Статья просмотрена: 12193 раза

Библиографическое описание:

Абдрахманова, Г. А. Проблемы эвтаназии в современном мире / Г. А. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23964/ (дата обращения: 17.09.2021).

С древнейшей поры проблема жизни и смерти была предметом философского и правового осмысления. Постичь проблему пытались и античные философы, видя в ней важнейший вопрос человеческого существования.

Термин «эвтаназия» произошел от греческих слов: «eu» — благой, хороший, и «thananos» — смерть. Ф. Бэкон (1561–1626) понимал под эвтаназией легкую, безболезненную, даже счастливую смерть. Он писал: «Если бы врачи хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине и в то же время приложить все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком ещё не угасло дыхание» [2].

«Краткий оксфордский словарь» дает три значения слова «эвтаназия»: первый — «спокойная и легкая смерть», второе — «средства для этого», третье — «действия по ее осуществлению».

Существует несколько разновидностей эвтаназии. Так, например, различают эвтаназию активную и пассивную.

При пассивной (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») врачи намеренно прекращаю поддерживающую терапию безнадежных больных людей. Такая практика распространена во многих странах мира.

Активная эвтаназия («метод наполненного шприца») имеет место, когда вводят умирающему лекарственные средства, которые приводят к смерти, либо как-то иначе способствует смерти больного.

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США заранее и в юридически достоверной форме выражают свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, который находится в бессознательном состоянии [4].

Обобщая многочисленные опросы, можно заметить, что очень небольшой процент людей готовы применить эвтаназию к себе, большинство из них выражает желание, чтобы такая возможность всё же существовала. Так в Голландии из десяти пациентов, сообщивших врачу просьбу об эвтаназии, только один совершает её. Людям становится спокойнее от знания того, что такое право у них есть.

На данный момент существуют четыре места, в которых действует разрешение на эвтаназию, — Нидерланды, две части Америки, и Северная Территория Австралии. Только в Северной Территории эвтаназия официально разрешена законом, врач может выписывать пациенту, но не давать сам, вызывающие смерть препараты. В Нидерландах самоубийство с помощью врача, и активная (добровольная) эвтаназия запрещены законодательным актом, но разрешены на практике. По заявлению суда, врач, умертвивший (или способствовавший в самоубийстве) своего пациента при определенных обстоятельствах, не признается виновным.

Политикой этих стран установлены три условия:

1) эвтаназия должна быть добровольной,

2) только врач может оказывать помощь или осуществлять эвтаназию,

3) состояние пациента должно быть с медицинской точки зрения неудовлетворительно.

В странах Европы и остального мира все чаще звучат призывы разрешить эвтаназию. Так, верхняя палата французского парламента не так давно одобрила закон, разрешающий неизлечимо больным отказываться от дальнейшего лечения. Документ предусматривает прекращение медицинской помощи в случае, когда она «становится бесполезной, непропорциональной либо не имеющей другого эффекта, кроме искусственного продления жизни». Решение о прекращении лечения может принять сам пациент, но если он находится в бессознательном состоянии, его судьбу будут решать родственники.

Аналогичный закон о «пассивной» терапии разрабатывается и в Израиле. Такой подход кардинально отличается от принципов эвтаназии, узаконенных в Бельгии и Нидерландах, где разрешено введение смертельной инъекции.

В двух американских штатах — Орегоне и Калифорнии — также возможен добровольный уход из жизни неизлечимо больных пациентов. Там процедура эвтаназии может применяться в отношении находящего в сознании пациента, которому остается жить не более полугода [7].

Читайте также  Стронг, Анна Луиза

В истории много примеров применения эвтаназии к людям, которые могли бы быть вылечены. Джек Кеворкян — врач из США изобрел в 1989 году «машину смерти» — аппарат, вводящий в организм пациента смертельный раствор. В будущем он усовершенствовал «суицидальную» машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. «Доктор Смерть» поспособствовал отправке на тот свет около 120 своих пациентов, дальнейшее изучение их истории болезней показало, что они не были смертельно больны [10].

Вопрос разрешения эвтаназии в России обсуждается уже последние 15–20 лет. Он вызывает жаркие споры медиков, юристов, философов. Но есть и неточности в нашем законодательстве.

Отношения врача и пациента в России регулируют «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Статья 45 этого документа называется «Запрещение эвтаназии» и гласит буквально следующее: «Медицинскому персоналу запрещено осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни [12]. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [12]. Возникает острая необходимость выделения эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства, Уголовный Кодекс рассматривает ее как обычное убийство (ст. 105 УК РФ). Пока же такие попытки не совсем успешны [8].

В Этическом кодексе российского врача статья 14 «Врач и право пациента на достойную смерть» гласит: «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе, или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного» [13].

Однако проблема от этого не перестала существовать, так как закрепленное в законодательстве право пациента на отказ от медицинской помощи фактически открывает возможности для правового оформления вопроса, касающегося пассивной эвтаназии (статья 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Таким образом, законодательство России в этом вопросе весьма противоречиво.

В Российской Федерации умирающий человек вообще оказывается без врачебной помощи, либо свои последние дни проводит в реанимации, без родственников, рядом с другими пациентами в одной палате. По этой причине не реанимировать, не делать всё возможное для поддержания жизни, в нашей стране не получится.

К тому же, неоказание помощи, не проведение реанимационных мероприятий тяжелобольного может квалифицироваться как незаконное. Зная об этом, медики спасают всех.

Легализация эвтаназии в современной России, где финансовые ресурсы паллиативной медицинской помощи еще не совсем развиты, может привести к тому, что терминальные больные из социально неблагополучных слоев будут подвергаться эвтаназии, вместо оказания им паллиативной медицинской помощи.

Именно поэтому необходимо развитие в российской медицине паллиативной помощи, а после этого совершенствование законодательной базы, что могло бы позволить людям отказываться от реанимационных мероприятий, если на то есть их желание.

Многие ученые опасаются, что официальное разрешение эвтаназии может приостановить создание более эффективных лекарств для лечения тяжелобольных, а также стать причиной недобросовестности в оказании медицинской помощи. Реанимационная помощь таким больным требует больших материальных затрат и большой физической и моральной отдачи медперсонала. Именно эти неблагоприятные факторы могут вызвать у больного желание ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за тяжелым больным. И в этом еще одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса.

На современном этапе ясно одно — легализация эвтаназии в России требует детального подхода, качественного изучения и обсуждения. Так как отношение к эвтаназии в обществе неоднозначно, причем, каждую сторону можно понять или, наоборот, осудить.

Правовые и этические проблемы эвтаназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:19, реферат

Описание работы

Эвтаназия буквально означает «хорошую, легкую смерть» (от греческого eu — хороший и thanatos — смерть). В литературе можно встретить и другие термины: «эйтаназия», «эутаназия», «евтанизия» и другие. Однако в настоящей работе мы будем использовать термин «эвтаназия» как наиболее часто употребляемый в медицинской, философской и юридической литературе.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие об эвтаназии 4
2. Эвтаназия пассивная и активная 5
3. Эвтаназия или нет? 6
4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8
Заключение 15
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Факультет дошкольного и начального образования

по дисциплине «Биоэтика»

на тему: «Правовые и этические проблемы эвтаназии»

студентка 5 курса

доц. Белоусов П.А.

1. Понятие об эвтаназии 4

2. Эвтаназия пассивная и активная 5

3. Эвтаназия или нет? 6

4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8

Список использованной литературы 16

Введение

Эвтаназия буквально означает «хорошую, легкую смерть» (от греческого eu — хороший и thanatos — смерть). В литературе можно встретить и другие термины: «эйтаназия», «эутаназия», «евтанизия» и другие. Однако в настоящей работе мы будем использовать термин «эвтаназия» как наиболее часто употребляемый в медицинской, философской и юридической литературе.

В последние годы как в России, так и за ее пределами оживились споры по поводу допустимости, оправданности, этичности эвтаназии и даже ее законодательного закрепления («легализации»). Толчком к дискуссиями послужило принятие законодателями некоторых стран специальных нормативных актов, не только разрешающих эвтаназию, но и регламентирующих условия ее осуществления медицинскими работниками.

К сожалению, в российской юридической литературе проблемы эвтаназии до последнего времени не получали должного освещения. Как справедливо заметил М.И. Ковалев, «сама тема смерти считалась в рамках того общества, которые мы строили». В течении долгого времени не публиковалась статистика не только самоубийств, но и убийств. Проблемы эвтаназии, имеющей множество аспектов – медико-биологических, правовых, нравственно-этических, религиозных и других, — особенно обострились в последние десятилетия, когда медицина достигла не виданных ранее высот, человек в его противостоянии смерти добился больших успехов в области реаниматологии и трансплантологии, были освоены новые методики жизнеобеспечения и реабилитации коматозных больных, уточнены критерии наступления смерти человека. Одновременно с этим началось переосмысление многих правовых положений и научных концепций.

Проблема эвтаназии порождает многочисленные дискуссии, в которых одни отвергают эвтаназию как акт убийства, другие рассматривают ее как панацею от всех бед.

1. Понятие об эвтаназии

Анализ обозначенных проблем предполагает определение понятия эвтаназии. В медицинской, философской и правовой литературе она определяется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие» (М.И. Ковалев); «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий» (А. И. Коробеев); «сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий» (И.В. Силуянова). Ни одно из приведенных определений нельзя признать исчерпывающими, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет ограничить эвтаназию от самоубийства. Совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говориться о субъекте, осуществляющем эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же соответствующие действия (бездействие) осуществляют иные лица, например, родственники больного, то эти случаи следует рассматривать не с позиций эвтаназии, а с позиций более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение вреда.

Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя, с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие «информированный больной», употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья и диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения, либо отказа от него.

2. Эвтаназия пассивная и активная

Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не назначается. Пассивная эвтаназия означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль, — в этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутревенные вливания, искусственное питание. Нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент хочет выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему это разрешается.

Активной эвтаназией называется эвтаназия, когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

И в том, и в другом случае ключевым моментом является »просьба больного». То есть эвтаназия – дело сугубо добровольное, так как недобровольная эвтаназия с юридической точки зрения есть самое настоящее умышленное убийство.

Однако грань между активной эвтаназией и убийством тоже очень тонка. Именно поэтому право человека на »хорошую смерть» при непосредственном участии врача является предметом самых ожесточенных дискуссий.

Тем не менее, активная эвтаназия разрешена в Голландии и Бельгии. Парламенты многих других европейских государств также готовы рассмотреть подобные законопроекты.

Активная эвтаназия – это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента.

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1) «Убийство из милосердия» – происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.

2) «Самоубийство, ассистируемое врачом» – происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3) Собственно активная эвтаназия – может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

3. Эвтаназия или нет?

Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица – для того, чтобы избавить его от лишних страданий, – либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо «оставив его умирать», перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:

  • об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть;
  • об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае не ставят перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов:

  • эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);
  • эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);
  • эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);
  • эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);
  • эвтаназии нет, если «дают спокойно умереть» больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок — в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.
Читайте также  Старинные русские обряды

4. Правовые и этические проблемы эвтаназии

Под эвтаназией понимается не просто легкая, бесполезная смерть, а смерть которая соответствует желанию самого умирающего (либо желанию его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии (активном или пассивном) медика. Именно этим эвтаназия определяется как контекст медицинской практики, в котором можно обсуждать проблемы эвтаназии, как таковой, и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем вопросы эвтаназии затрагивают глубинные слои человеческого сознания и фундаментальные ценности общества, чем объясняется острота и сложность дискуссий. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этическую точки зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления.

Эвтаназия как проблема современной биоэтики

Я тебе когда-нибудь расскажу, как я шёл.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не

старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал

себя навеки!. А старушонку эту чёрт убил,

Ф. М. Достоевский.«Преступление и

Среди современных проблем биомедицинской этики особую остроту приобрели дискуссии относительно эвтаназии. В ходе осмысления проблемы «лёгкой смерти» при участии врача сложилось два подхода к её решению: традиционная и либеральная позиция. Первая выступает против эвтаназии, вторая — за.

Для более комплексного исследования поставленной проблемы будет целесообразно обратиться к наследию русских религиозных философов. Конечно, несмотря на то, что само понятие эвтаназии было предложено ещё Ф. Беконом, в русской мысли в XVI-XVII вв. ещё не могли исследовать такую тему, поскольку даже её постановка воспринималась как кощунственная. Сейчас тема эвтаназии охватывает целый спектр вопросов права, биоэтики, а также антропологии. В этой работе мы рассмотрим проблему эвтаназии в контексте философской антропологии. Антропологический ракурс расширит проблемное поле данной темы и выведет её за рамки биоэтических и правовых вопросов.

Сама постановка вопроса об эвтаназии свидетельствует об общественном развитии. Так, в древние времена физическое уничтожение нетрудоспособных людей рассматривалось как необходимая норма. Впрочем, достаточно вспомнить образ жизни в средневековой Японии, когда, ради спасения детей от голодной смерти, японцам приходилось уносить своих престарелых родителей умирать в горы. Конечно, эта мера была вынужденной и, надо отдать должное японской нации, убийство ради облегчения жизни семьи и отдельных её членов не стало рассматриваться ею в качестве нормального явления. Важно подчеркнуть, что, несмотря на логическую обоснованность действий японцев, неприятие ими образа жизни, толкающего их на физическое устранение нетрудоспособных людей, было очевидным; что и приводит нас к мысли о необходимости исследования проблемы эвтаназии в антропологическом ракурсе.

По мере развития морали и права запрет на эвтаназию стал приобретать юридический статус, что свидетельствует о восприятии данной проблемы как осознанной актуальной и экзистенциально важной темы. Однако, рассматривая проблему эвтаназии в контексте права, мы ставим социум в затруднительное положение, поскольку развитие правовых наук вовсе не обязательно соответствует росту нравственного сознания в стране. Общественности пришлось осмыслить тот вопрос, ответ на который ранее казался очевидным, а самое главное, пересмотреть отдельные поступки, прежде считавшимися обоснованными и необходимыми. В данном случае уместно обратиться к словам из Писания: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил. А я умер; и таким образом заповедь к жизни послужила мне к смерти. Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Посл. к Римл. 7, 9-11). Здесь мы подходим к сложной проблеме соотношения нравственного и правового сознания общества, решение которой представляется возможной в антропологическом ключе.

В первую очередь, мы обозначим такие понятия, как естественное право и положительное, или позитивное право. Сущность первого в русской религиозной философии сводится к доопытным формам мироощущения, характерных для человеческой природы. В позитивном праве естественные ощущения людей фиксируются в законах и приобретают правовой статус. Ильин так характеризует назначение положительного права: «Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей в качестве авторитетного связующего веления» (Ильин И. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т.4, М., 1994. 201-202). Собственно говоря, положительное право, по своей идее, в своём развитии следует естественным чувствам и призвано содействовать раскрытию и действенному утверждению их в обществе. Надо подчеркнуть, что ряд философов, в том числе и И.А. Ильин, исходили из утверждения нравственной природы человеческого существа. Стало быть, право есть выражение теоретически оформленных представлений, естественным образом характерных для человеческой природы. «Сознание усматривает не только объективный смысл положительного права, но и объективную идею естественного права и ставит перед собою задачу довести этот «смысл» до соответствия «идее», — пишет философ (Ильин И. О сущности правосознания // Там же, с. 210).

Одним из правовых запретов, исходящих из нравственных представлений, стало воспрещение лишения жизни. Само государство, по своей природе, призвано защищать честь и жизнь своих граждан, а также способствовать росту их индивидуального и общественного сознания. Например, в древнеримском государстве до I в. до н.э. даже диктатор не имел права лишить жизни гражданина Рима в пределах самого «вечного города». Такой закон носил, конечно, символический характер, но он подчёркивал идею государства, которая должна сохраняться и в критических ситуациях. Таким образом, можно предположить, что изначально законодательство, даже до зарождения правовых наук, формировалось вокруг идеи защиты чести и жизни граждан. Тем не менее в ходе исторического развития общественность столкнулась с различными способами и мотивами лишения жизни, среди которых в настоящее время особое место заняла и эвтаназия.

Итак, мы видим, что, согласно принципам государственного устройства, жизнь человека представляется важнейшей ценностью. Данная установка, в соответствии с воззрениями русских религиозных философов, исходит из естественного чувства неприкосновенности жизни индивида, убийство которого неизменно влечёт за собой нарушение человеческой природы того, кто совершает преступление. Однако, какими бы ни были мотивы лишения жизни, нам важно выделить саму установку того, что аморальный поступок, в том числе и убийство, есть нарушение человеческой природы тех, кто совершает и допускает такое тяжкое правонарушение. Поэтому-то В.С. Соловьёв пишет: «Высшая нравственность не позволяет. быть равнодушным к тому, чтобы. ближние беспрепятственно становились убийцами и убиенными, грабителями и ограбленными, и чтобы общество, без которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалось опасности разрушения» (Соловьёв В.С Нравственность и право // Соловьёв В.С. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998, с. 520). Действительно, важным симптомом нравственного регресса индивида является его безразличное отношение к духовному упадку других людей. Так, Р. Раскольников, незадолго до своего преступления рассуждал: «Ну пусть и с того тоже возьмёт да и отпустит с ним девочку, тем и кончится. И чего я взялся тут помогать! Ну мне ль помогать. Да пусть их переглотают друг друга живьём — мне-то чего?» (Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Собр. соч. в 12 Т., т. 5, М., 1982., с. 51-52). Собственно говоря, сущность живых людей проявляется в их отношении как к духовно, так и к физически умирающему человеку.

Возвращаясь к проблеме эвтаназии, правомерно поставить вопрос: а кто из медицинских работников будет убивать, кто согласится выполнять «чёрную» работу? Если мы узаконим эвтаназию, то значит ли это то, что наше общество будет строить своё спокойное будущее на основе духовного разложения врачей, на основе того, что врачебная деятельность превратится в нейтрально техническое выполнение каких-либо действий, в рамках которых сохранение нравственного образа врача будет совсем необязательным? Нетрудно предположить, что в обществе, при обстоятельствах несоответствия действий врачей естественным чувствам морального, авторитет медицины будет поставлен под сомнение, а клятва Гиппократа потеряет смысл. Самым же опасным является то, что для врачей убийство человека будет выглядеть профессиональной повседневностью, а их человеческая природа неизбежно подвергнется деформации.

Отметим, что факт столь активного обсуждения проблемы эвтаназии может свидетельствовать о неприятии человеческой природой мысли о легализации эвтаназии. Так, Б.В. Марков замечает: «Закон предполагает первичное переживание вины и греха» (Марков Б.В. Философская антропология, СПб, 1997, с. 106). В данном контексте этот грех связан с помыслами о допущении убийства, о клятвопреступлении. Однако мы не можем обойти стороной тему страданий человека, которые подчас настолько велики, что разрушают его психику, а в отдельных случаях способствуют нравственному упадку и духовному вырождению. Здесь в решение проблемы должно, лучше сказать — обязано, вмешаться государство. Так, согласно воззрениям русских мыслителей, основная цель государства состоит в создании условий, при которых духовное спасение человека было бы наиболее вероятным. Другими словами, правительство обязано заботиться о духовном облике каждого своего гражданина. Тем не менее внутренняя жизнь человека, как правило, тесно связана с его физическими ощущениями, некоторые из которых препятствуют росту индивидуального сознания. Всё же медицина, в ходе своего развития, выработала ряд мер, с помощью которых можно облегчить страдания пациента и тем самым предохранить его сознание от регресса. Однако медикам, которые являются неотъемлемой частью общества, для эффективного ухода за больными важно чувствовать социальную и государственную поддержку. Исходя из данного положения, можно заключить, что при политике, направленной на поддержание медицины, на благоустройство хосписов, общественность сможет отказаться от обсуждения вопроса о легализации эвтаназии.

Конечно, при узаконивании эвтаназии, последняя может стать нормой, которая в восприятии людей приобретёт ряд моральных значений. В связи с этим вспомним некоторые размышления о герое романа Ф.М. Достоевского Раскольникове, который «. утверждает своё право пролить кровь «по совести», а это «ещё более страшно, чем «официальное разрешение кровь проливать», ибо открывает широкую дорогу для полного произвола» (Румянцева Э.М. Фёдор Михайлович Достоевский. Биография писателя». Ленинград, 1971, с. 150). Полагаем, что здесь следует добавить и то, что легализация эвтаназии обесценит сам историко-философский опыт человечества, стремящийся утвердить ценность индивидуальной жизни. Утрата же чувств морального, осознанных и нормативно оформленных в социуме, повлечёт за собой коренную перестановку аксиологического ряда, что не сможет не повлиять на социальное восприятие принципов права и биоэтики.

Итак, подводя итоги данной статьи, следует заметить, что в вопросе ускорения смерти неизлечимо больного индивида мы подвергаем серьёзному испытанию те основы, которые образуют человеческое существо. Можно предложить, а точнее, придумать, любые теории о праве на убийство, но невозможно изменить собственную природу, нарушение которой способно привести к вырождению человека как Храма Божьего, как разумного существа, созданного по образу и подобию Бога.

  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Собр. соч. в 12 Т., т. 5, М., 1982.
  2. Ильин И.О. сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т.4, М.: Русская книга, 1994.
  3. Марков Б.В. Философская антропология, СПб, 1997
  4. Румянцева Э.М. Фёдор Михайлович Достоевский. Биография писателя». Ленинград, 1971.
  5. Соловьёв В.С. Нравственность и право // Соловьёв В.С. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.
Читайте также  Характеристика Карагандинской области

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Этика и культура управления

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

Выполнила: Акимкина И.А.

Проверила: Бургвиц С.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение понятий «Этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика»

2. Этические проблемы эвтаназии

4. Список литературы

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ»,

«НРАВСТВЕННОСТЬ», «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Этика — философское исследование морали и нравственности. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

  • наука нормативная;
  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. «Этика – искусство жить без печали».

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Профессиональная этика – это систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности — с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей — от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры — с другой. В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии. В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Профессионализм – это знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма.

Проблема высокого профессионального уровня всегда актуальна. К сожалению, самовлюбленная активность полузнаек и имитаторов — явление чрезвычайно распространенное. Особо опасно оно среди тех, кто в силу субъективных факторов занял место руководителя, представителя средств массовой информации, советника и т.п. Такие «специалисты» стремятся всеми способами увесить себя различными званиями, степенями, должностями, которых не заслуживают, но которые так или иначе маскируют их незнание, неумение, необразованность и серость. Вред от них как минимум двойной — они не только не могут принести настоящей пользы, они не только наносят вред делу, но и всячески тормозят людей более образованных и квалифицированных в их деятельности. Интрига, суета, способность утопить в мелочах главное, откладывание «на потом» решение вопросов, субъективность и беспринципность, умение присвоить чужие мысли и достижения — вот постоянные спутники подобных деятелей. Многие из них словословием, набором многосложных фраз, в том числе с употреблением терминологии и модных словечек, способны производить впечатление думающего специалиста, однако за этими фразами нет ничего конкретного, логически построенного, научно обоснованного. Настоящий профессионализм всегда основан на высокой морали.[1]

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

Эвтаназия (умышленное безболезненное умерщвление безнадежно больных людей) – одна из актуальных на сегодняшний день проблем, возникшая в конце ХХ века вследствие вмешательства науки в привычную модель жизни и морали.

Эвтаназия – это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Я считаю, что выбор между активной и пассивной эвтаназией – это выбор между убийством и позволением умереть, потому, как пассивная эвтаназия принимает форму длительного мучительного умирания, когда пациент отказывается от процедур для поддержания обмена веществ.

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т.п.

Аргументы «ЗА» эвтаназию:

1. Легализация эвтаназии поможет облегчить страдания неизлечимо больных пациентов. Состояние некоторых людей таково, что им лучше умереть, чем продолжать жить. Ярким примером такой ситуации являются те пациенты, которые страдают от сильных болей или обречены на жизнь в унизительной зависимости от других;

2. В случае лиц, страдающих в условиях, когда эффективное лечение не повлияет на качество их жизни, им нужно дать свободу выбора;

3. В попытке обеспечить медицинской и эмоциональной помощи больному, врач делает и должен назначать лекарства, которые избавят его страданий, даже если лекарства вызывать значительные побочные эффекты. Это означает, что решение проблемы страдания и бедствия должно быть приоритетом, даже если оно влияет на продолжительность жизни. Эвтаназия следует той же теории, касающиеся мучить таким образом, чтобы помочь ему спокойно умереть один из компрометирующие ситуации.

Аргументы «ПРОТИВ»эвтаназии:

1. Члены семьи, влияющие на принятие пациента на эвтаназию для личной выгоды, как богатство наследство;

2. Даже врачи не могут предсказать время твердо о смерти и есть ли возможность ремиссии или восстановления с другими передовыми лечения. Таким образом, осуществление эвтаназии будет означать, многие незаконные смерти, которые могли бы хорошо пережить позже. Легализация эвтаназии будет, как расширение прав и возможностей лиц, злоупотребляющих правом и повышения недоверия пациентов к врачам.

Я считаю, что в споре сторонников и противников эвтаназии помочь достигнуть консенсуса мог бы хоспис, так как хоспис, не ускоряет и не отсрочивает смерть, а благодаря персональному уходу и заботе окружающих пациенты и их близкие могут наиболее полно прожить последний период жизни больного. Но, обеспечивая комфорт пациентам, врачи используют паллиативный уход. Паллиативный уход – это такое медицинское вмешательство, которое призвано облегчить физическую и моральную боль, способствуя тем самым повышению качеству жизни. Негативный аспект заключается в том, что целью паллиативного ухода является прекращение страданий, не прекращая жизнь. Паллиативный уход чаще всего означает введение пациента в длительное бессознательное состояние сна, как правило, до его кончины. Следовательно, между паллиативным уходом, и эвтаназией неустойчивая грань. В обоих случаях используются одни и те же лекарственные препараты, но разной дозировке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эвтаназии до сих пор остаётся нерешённой. Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся по-разному; общественное мнение расколото до жёстко полярных точек зрения.

В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как умерщвление невинного) есть безусловное зло. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.

С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.

Это ещё раз говорит о том, что об эвтаназии нельзя судить категорично. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями, а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относиться к ней иначе.

Тем не менее, несмотря на сложность проблемы, надо продолжать искать достойный путь её решения, идя на компромиссы и избегая крайностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов В. И., Бова А. А. Сборник докладов I межедународ. конф. «Общество, медицина, закон». Кисловодск, 2007.

2. Гусейнов А. А. Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения // Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия. М., 1998.

3. Иванюшкин В. Я., Дубова Е. А. Правовые и этические аспекты эвтаназии // Вести. АМН СССР. 1999. № 6.

4. Миллард Д. У. Проблема эвтаназии // Соц. и клин. психиатрия. 1996. № 4.

5. Судо Жак. Эвтаназия. М., 2005.

6. Уранова В. Н. Врачебные ассоциации: Сб. офиц. док. М., 1999.

7. Фут Филипп. Эвтаназия // Филос. науки. 2008. № 6.

8. Яровинский М. Я. «Хорошая смерть» // Мед. помощь. 2007. № 9.

[1] Социальная психология и этика делового общения. П/ред. В.И. Лавриненко, М – 2005, с 145.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: