Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья
1.2. Медицина и фармация Ближнего Востока и Западной Европы в средневековье
Арабская фармация. В течение нескольких веков после смерти Галена фармация как бы застыла на основах, заложенных римским ученым. Продолжили развитие фармации арабы. Так, в 754 г. калифом Альманзором в Багдаде была основана первая аптека. Позже, завоевав Пиренейский полуостров, арабы стали организовывать аптеки в Западной Европе.
Арабы первыми (в 840 г.) создали фармакопею («Карабадин»), имеющую силу закона — особую книгу о свойствах и способах изготовления лекарственных средств. В VIII в. в арабских странах произошло отделение фармации от медицины. В это время были усовершенствованы многие лекарственные формы и появились новые. В XIII в. стали изготавливать настойки, так как были найдены способы получения этилового спирта. Применяли сиропы, медицинские конфеты, юлеп (подслащенную ароматную воду), нафту (очищенное минеральное масло), безоар (препараты бе- зоарового камня желудочно-кишечного тракта некоторых животных) как противоядие, лоохи (густые сахарные микстуры, представляющие смесь выпаренных вытяжек с медом и другими веществами), рообы (сгущенные соки или водные экстракты некоторых плодов). Некоторые применяются и в настоящее время, но большинство из них потеряло значение из-за нестойкости при хранении.
Арабы усовершенствовали методы получения эфирных масел, открыли много химических соединений, ввели предварительные испытания на животных.
В период с IV в. по начало XVI в. фармация была тесно связана с алхимией. Алхимики занимаясь поисками «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото; пытались отыскать «жизненный эликсир» — панацею — исцеляющее средство от всех болезней; накапливали опыт исследования веществ. Приборы и аппараты для получения лекарств перешли в средневековую аптеку из лаборатории алхимиков. Арабские алхимики изобрели водяную баню, перегонный куб, описали операции плавления, декантации, вываривания, дистилляции, сублимации, растворения, коагуляции; получили азотную и соляную кислоты, этанол, хлорную известь. Персидский ученый Абу Мансур алъ Харави Муваффат впервые в 975 г. описал применение дистиллированной воды для фармацевтических целей.
Важную роль в создании рациональной фармации сыграли работы Бируни, который в своем труде «Минералогия» описал свойства и лечебное применение разных минералов и металлов. В этой работе приведены обширные и интересные сведения о хорошо известном на Востоке лекарственном средстве «мумие асиль», которое в наши дни вновь привлекло к себе внимание исследователей. Другое сочинение Бируни «Фармакогнозия» («Ки-таб ас- сайдана») представляет обширный словарь лекарственных средств.
Наиболее существенный вклад в историю развития медицины внес Ибн Сына (Авиценна) (ок. 980—1037 гг.) — персидский философ и врач. Он оставил после себя 156 трудов, охватывающих все области естественных наук, и стал непререкаемым авторитетом в медицине. Наиболее значительный труд Авиценны «Канон врачебной науки» — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Благодаря Авиценне многие достижения древних и средневековых медиков стали доступны европейским врачам.
Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, технологических операций (измельчения, нагревания, обжигания и др.) и качества лекарств (основы современной биофармации). Он создал медицинскую и фармацевтическую энциклопедию, которая в течение веков была обязательным руководством в учебных заведениях многих стран.
Фармация Западной Европы. В 1140 г. была составлена первая в Европе фармакопея (Салерно, Италия) под названием «Антидо- тарий», которая ввела в практику единицы аптекарского веса, применявшиеся до появления метрической системы мер. Предварительно были проведены исследования, какому количеству лекарственного средства соответствуют применявшиеся ранее термины: «крупинка», «щепотка», «горсточка». Была установлена единица весовой системы: гран — вес пшеничного зерна (0,0625 г); скрупул — 20 гран (1,244 г); драхма — 3 скрупула (3,732 г); унция — 8 драхм (29,856 г); фунт — 12 унций (358,272 г).
Большое влияние на развитие фармации этого периода оказали два направления в развитии химии: алхимия и ятрохимия.
Запад перенял алхимию от арабов в X—XI вв. Чудодейственных средств алхимики не получили, однако многие из них добивались интересных результатов. Очень часто, чтобы скрыть свои знания и умения от непосвященных, алхимики в своих сочинениях прибегали к символике, что приводило к невозможности расшифровки и потере информации.
Алхимические исследования дали мощный толчок развитию химии. Алхимики открыли большое количество химических соединений, усовершенствовали многие лабораторные процессы (перегонку, фильтрацию, осаждение, кристаллизацию и т.д.), улучшили аппаратуру (дистилляторы, холодильники, воронки, фильтры, бани).
Открытые химические соединения все шире применялись для лечебных целей. На основании этого в XVI в. зародилось новое направление в медицине, получившее название ятрохимия, или лечебная химия.
Основателем и страстным приверженцем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1495 •— 1541). Согласно его философии человеческий организм был совокупностью определенных химических веществ, соединенных в точном количественном соотношении. Нарушение соотношения вызывало болезнь, поэтому для исцеления было необходимо введение в организм недостающих веществ.
Парацельс широко применял для лечения разные минеральные вещества, в том числе препараты ртути, мышьяка и сурьмы, коллоидный раствор золота («золотую тинктуру»), наряду с химическими препаратами применял вытяжки из растений и органов животных.
В средние века в Западной Европе были усовершенствованы средства механизации: специальные настольные и ручные весы, сита, шаровые мельнички, «эксцельсиоры». Для изготовления суппозиториев (глобулей, палочек, свечей), пилюль, капсул были сконструированы специальные машинки, позволяющие работать быстро, гигиенично, точно. В этот период стали использовать стеклянные, асбестовые фильтры, фильтрующие аппараты, стерилизаторы (автоклавы). Технологический уровень того времени позволял ятрохимикам получать экстракты, настойки и эликсиры.
В XVII в. были осуществлены первые попытки внутривенных вливаний лекарственных средств и переливания крови.
В этот период в Западной Европе господствовали мистические представления, в лечении использовались талисманы, гороскопы и магические заклинания.
В период развития капитализма в городах Европы открывались аптеки с крупными лабораториями, в которых изготавливались различные фармацевтические препараты. Были созданы прообразы фармацевтических заводов (укрупненные лаборатории), на которых изготавливали лекарственные, косметические, хозяйственные препараты. Позже начиналась их специализация (галеновые производства, химические предприятия, косметические производства). Появлялись новые лекарственные формы: таблетки, растворы для инъекционного введения.
1.5.Фармация в средние века
На развитие фармации в средние века большое влияние оказала алхимия. Алхимию часто называют герметическим искусством, так как, по преданиям, она восходит к Гермесу Трисмегисту — легендарному египетскому фараону, которому приписывают создание нескольких алхимических трактатов, в том числе и самого короткого из них — «Изумрудной скрижали».
«Это верно, без обмана, истинно и справедливо!
То, что внизу, как то, что вверху, и то, что вверху, как то, что внизу, для того, чтобы совершить чудеса одного и того же. И подобно тому как все предметы произошли из Одного, по мысли Одного, так все они произошли из этого вещества, путем его применения.
Его отец — Солнце, его мать — Луна; Ветер носил его в своем чреве, Земля — его кормилица. Он — отец всякого совершенства во Вселенной. Его могущество безгранично на Земле.
Отдели землю от огня, тонкое от грубого, осторожно, с большим искусством.
И ты получишь славу мира, и всякий мрак удалится от тебя.
Это могущественная сила всякой силы, она уловит все неуловимое и проникнет во все непроницаемое, потому что так сотворен мир.
Вот источник удивительных применений. Вот почему я был назван Гермесом Трижды Величайшим, владеющим Тремя отделами Всеобщей философии. Я сказал здесь все о деле Солнца»[2].
Алхимия возникла в Древнем Египте в III —IV вв. до н.э. (египетской царице Клеопатре даже приписывают сочинение «Хри- сопея» (Златоделие), но широкое развитие она получила лишь в XI —XIV вв. в Западной Европе. Главной целью алхимиков был поиск так называемого «философского камня» для получения «эликсира долголетия», позволяющего многократно увеличить интеллектуальные и духовные возможности человека.
Европейскому периоду развития алхимии предшествовал арабский. Арабскими алхимиками впервые были получены азотная и хлористоводородная кислоты, хлорная известь, препараты ртути, нитрат серебра, спирт. Основа фармации арабского Востока была заложена алхимиками. В трудах арабских ученых почти полностью отсутствовали мистика и таинственность, свойственные европейским алхимикам, ими первыми были введены правила приготовления лекарств. В 840 г. издана первая в мире фармакопея «Караба- дин», авторство которой приписывают Сабур-ибн-Сахелю, представителю медико-фармацевтической школы в Джонджабуре (персидская провинция Хоцисган). В лечебной практике арабские ученые избегали применения сильнодействующих веществ и для ослабления их действия рекомендовали добавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень. Широко применялись легкие слабительные средства, такие, как лист сенны, тамаринды. Арабы ввели в медицинскую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы, использовали для лечения корицу, мускатный орех, гвоздику. Рецепты отличались сложностью, включали до 60 ингредиентов. Готовили такие лекарственные формы, как пилюли, кашки, пластыри, душистые масла. Память об этом периоде развития фармации сохранилась в виде терминов арабского происхождения, таких, как юлеп (розовая вода), камфора, безоар, алкоголь. Разви
тию фармации на Востоке способствовало возникновение и распространение аптек.
Кордовы, Таледо они распространились по всему миру.
Среди ученых Востока особое место занимает Авиценна (Абу-Али ал-Хусе- ин ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина, 980—1037) (рис. 1.4). Авиценна был разносторонне образованным человеком: он многое сделал в области астрономии, физики, химии, геологии, географии, поэзии, музыки, философии. Особенно велики его заслуги в области медицины и фармации. Роль Авиценны в развитии человеческой культуры настолько значительна, что в 1980 г. по решению ЮНЕСКО весь мир отмечал тысячелетие со дня его рождения.
Авиценна — автор пятитомного труда «Канон врачебной науки», охватывающего вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, фармации, гигиены. Первый том «Канона» посвящен теоретическим основам медицины и содержит очерк анатомии человека. Во втором томе дано описание простых лекарств растительного, животного и минерального происхождения. Третий том посвящен описанию болезней и способов их лечения. Четвертая книга уделяет много внимания ядам и противоядиям. В пятой книге «Канона» даны различные сложные лекарственные формы, технология их изготовления и способы применения. Всего Авиценна перечисляет 2 600 лекарственных веществ, из которых 1 400 растительного происхождения. Среди них прописи лепешек, порошков, сиропов, пилюль, мазей, пластырей, лекарственных масел.
Авиценна требовал производить предварительную проверку действия лекарств на животных и только после этого применять для лечения людей. В XII в. «Канон» перевели на латинский язык, и в течение пяти столетий он был настольной книгой европейских врачей.
Во время расцвета арабской культуры на Востоке Западная Европа находилась в состоянии экономического и культурного упадка.
мысли на Западе была медицинская школа, основанная в IX в. в старинном портовом городе Салерно на юге Италии вблизи Неаполя. Школа в Салерно имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ философов и юристов его называли городом Гиппократа. В 1076 г. город был занят крестоносцами, а школа превращена в центр подготовки врачей, которые должны были сопровождать армию во время крестовых походов и организовывать госпитали в Европе. Возникла необходимость унификации методов приготовления лекарств, для чего ректором Салернской школы Николаем в 1140 г. была составлена первая в Европе фармакопея «Антидотарий», где впервые были введены унифицированные меры аптекарского веса (гран, скрупул, драхма, унция, либра), позднее получившие название «нюрнбергский вес» и употреблявшиеся вплоть до введения метрической системы (отменены в сентябре 1899 г.). Соотношение этих единиц с единицами метрического веса следующее: 1 гран составляет 0,062 г; 1 скрупул = 20 гран = 1,243 г; 1 драхма = 3 скрупулы = 3,73 г; 1 унция = 8 драхм = 29,86 г; 1 либра = 12 унций = = 358,32 г. Условные значки, обозначавшие меры «нюрнбергского веса», своим прототипом имели египетские цифры.
В 1224 г. императором Священной Римской империи Фридрихом II был издан декрет, разделивший права и обязанности врачей и фармацевтов. Этот декрет положил начало выделению фармации в самостоятельную специальность и дисциплину. Им же были установлены клятва фармацевтов, готовящих лекарственные препараты, правила хранения и отпуска ядов. Врачам запрещалось содержать аптеки, снабжать лекарствами больных, вступать с ними в торговые отношения. Аптекари, в свою очередь, не имели права лечить больных, вводилась ревизия аптек.
1- я степень — лиценциат — получали лица, прошедшие основной курс какой-либо дисциплины. Например, уход за больными, приготовление лекарственных смесей из готовых материалов;
2- я степень — бакалавр — получали лица, которым доверяли обучение других;
3- я степень — магистр — получали лица, в совершенстве овладевшие какой-либо наукой и способные передавать эти знания другим;
4- я степень — доктор — получали лица, самостоятельно развивающие учение (доктрину).
Известный средневековый врач и философ Арнольд де Вила- нова (1240—1313) написал «Салернский кодекс здоровья» — один из самых знаменитых трудов этой школы, гигиенические и санитарные предписания которого не утратили своего значения до настоящего времени. Медицинская школа Салерно в отличие от других средневековых школ была основана не духовенством и носила светский характер. В ее создании участвовали многие горожане, которые в благодарность за помощь школе освобождались от уплаты налогов. Еще одним отличием Салернской школы было то, что среди ее профессоров имелось немало женщин: Абелла — автор трактатов «О черной желчи», «О природе человеческого семени»; Тротула — «О женских болезнях», «О составлении лекарств»; Ребекка Гуарна — «О лихорадке», «О моче», «О зародыше»; Константа Календа — доктор медицины, дочь декана Неаполитанской медицинской школы; Меркуриадис — знаменита как хирург.
Салернская школа оказала огромное влияние на развитие медицины во всем мире.
Развитие науки привело к значительному обогащению лекарственного каталога. Изготовление и усовершенствование фармацевтических препаратов сосредоточивалось в аптечных лабораториях, которые стали колыбелью фармацевтической химии.
Самый большой вклад в развитие фармации XVI в. внес Пара- цельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 — 1541) — создатель лечебной химии, или ятрохимии (рис. 1.5). Па- рацельс родился в семье врача в Айнзидельне, близ Цюриха (Швейцария). Парацельс — «подобный Цельсу», добавочное имя, принятое Теофрастом Гогенгеймом после окончания университета.
Ятрохимики считали, что живой организм — это сочетание определенных химических веществ, болезни — отклонение химического состава организма от нормы.
Для восстановления нарушенного равновесия надо воздействовать на организм химическими средствами. Парацельс ввел в европейскую медицинскую практику употребление препаратов ртути, меди, сурьмы, железа, мышьяка, ему принадлежит знаменитое высказывание о задаче химии, которая состоит не в том, чтобы делать золото или серебро, а в том, чтобы готовить лекарства. Он развил представление о дозировке лекарств (все есть яд и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным). Парацельс впервые стал готовить химически чистые препараты и выделил признаки, позво-
лившие сулить о чистоте препаратов. Ученый не испытывал новые JIC, и предложенные им препараты вызывали большое количел ство отравлений, поэтому в некоторых городах они были запре-4 щены (например, в Париже в 1566 г.).
Парацельс считал, что лекарственным действием обладает не само растение, а вещества, в нем заключающиеся, и рекомендовал выделять их в возможно чистом виде с помощью спирта. Препараты, изготовленные по Парацельсу, получили название Medicamenta spagirica (от spao — тяну и âgeiго — собираю) в отличие от Medicamenta galenica, которые получали с помощью других растворителей (воды, вина, уксуса, меда) и которые, по мнению ученого, были менее эффективны.
Получить действующее вещество в чистом виде не удалось, но благодаря опытам Парацельса и его последователей в аптеках стали готовить новые препараты, такие, как «золотая тинктура», «железная тинктура» (жидкие лекарственные препараты, содержащие золото и железо соответственно) или «лауданум», в состав которого входил опий (рис. 1.6). Парацельс был сторонником учения о сигнатурах, согласно которому цвет, вкус и запах растения указывают на заболевание, при котором оно может применяться. Например, растение с желтыми цветами — при лечении желтухи и т.д. К причинам болезни он относил влияние планет, ненависть другого человека и т. п.
Влияние ятрохимиков привело к возникновению новых фар- макопей, были написаны труды по ревизии аптек, улучшению работы которых Парацельс уделял много внимания. В послании к магистрату г. Базеля он писал: «Имеются еще неполадки в апте-
![]() |
ках, кои в будущем могут мне, а также и больным, к большой невыгоде и вреду послужить; надлежит, чтобы они, когда сие понадобится, сведущими людьми посещались, дабы все, что может ко вреду послужить и во вред обратиться, было бы изъято и оставлено, а также, чтобы была взята клятва и о негодных рецептах городскому лекарю доносить. Также надлежит, чтобы ни один аптекарь с докторами общения не имел, даров от них не получал и в дележ с ними не вступал. Также испытать надлежит, достаточно ли аптекари в своем деле опытны и искусны, дабы через их невежество ни одному больному в отношении его тела беды не приключилось и дабы лекарства были приготовляемы самими аптекарями, а не их малолетними учениками. »*.
Беспощадно отрицая все авторитеты, Парацельс страстно пропагандировал свое новое учение, читая лекции не на латинском, как тогда было принято, а на немецком языке, что приводило к большему распространению в обществе его взглядов. Непримиримая вражда с противниками привела к появлению многочисленных врагов, пытавшихся его убить. «Ни у одного человека в мире не было столько врагов и хулителей; ни у одного человека в мире не было столько приверженцев и восторженных поклонников», — писал о Парацельсе французский историк XVIII в. Лангле дю Френуа. Профессор В. А. Тихомиров, читавший курс лекций по фармации в МГУ на рубеже XIX—XX вв., так оценил значение этого человека: «Период от конца XV столетия до начала XVIII столетия может быть назван парацельсовским, . так как Парацельс, подобно своему современнику Лютеру, принадлежит к числу великих реформаторов своего века; он ревностно заботился о введении в число лекарств неорганических препаратов вместо употреблявшихся до тех пор по преимуществу трав, корней и корок. Парацельс по справедливости должен считаться основателем фармацевтической химии»**.
3. История фармации. Фармация в период средневековья Западное Средневековье (5-15 вв.) — период возникновения современных государств Запада в условиях. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБорис Фонвизин
Похожие презентации
Презентация на тему: » 3. История фармации. Фармация в период средневековья Западное Средневековье (5-15 вв.) — период возникновения современных государств Запада в условиях.» — Транскрипт:
1 3. История фармации. Фармация в период средневековья Западное Средневековье (5-15 вв.) — период возникновения современных государств Запада в условиях феодальных отношений, сформированных на базе романо- германского синтеза (взаимодействия культур Западной римской империи с германскими племенами англов, саксов, готов, бургундов, алеманов, вандалов, франков). Этапы средневекового общества: 1. раннефеодальная монархия (5-9 вв.) -этап завоевания германцами Зап.римск. империи, начало формирования феодальных земельных отношений. Феод наследственное владение, которое господин делит между своими военнослужащими (вассалами), на них работают крестьяне 2. сеньориальная монархия (9-14 вв.) — или феодальная раздробленность распад королевств на самостоятельные сеньории, апогей феод. отношений 3. сословно-представительная монархия (14-15 вв.) — объединение княжеств с развитием товарно-денежных отношений, формированием сословий 4. абсолютная монархия (16-18 вв.) — в других версиях Возрождение и ранее Новое время формирование капиталистических отношений при сохранении политической власти короля и дворян Идеологической основой европейского Средневековья было христианство. Центрами медицины, фармации, образования были до 12 века – монастыри, после городские корпорации (универс. докторов, ремесленные- аптекарей, цирюльников ) Византия (4-15 вв.) — восточная часть римской империи, европейский лидер до 9 века. Произведена обширная систематизация культурного наследия Античности, в т.ч в медицине и фармации: — Орибазий (4-5 вв.) — «Свод» — 72 сочинен. — Аэций — «Tetrabiblos» — 16 томов — Александр Тралесский (6 в.) — сочин. в 12 кн -Павел Эгинский (7 в.) — сочинения в 7 томах Примерно в 8 веке здесь появились гражданские больницы (при монастырях для содержания больных, увечных) и аптеки (собирали лекарьственные ср-ва, готовили и продавали лекарьства)
2 3. История фармации. Фармация в период средневековья Монастыри средневековья не только спасли многие античные произведения, переводили их, но и создавали больницы, приюты для лечения и предотвращения эпидемий. Монахи составляли описания трав в книгах- зелейниках «herbaria», держали аптеки. При монастырях были огороды с лекарьственными травами, излечивающими и душу (напр., зверобой трава Святого Иоанна, изгоняла бесов). Известные «монахи-лекарьи»: — Исидор Севильский (6-7 вв.) — монах, создатель энциклопедии медицины в 20 томах («Начала») — Марцелл Эмпирик (4-5 вв.) — монах, составил книгу о лекарьствах — Вафрид Страбоно (9 в.) — аббат, — описал 23 лекарьственных растения поэме — св. Гильдегарда (11-12 вв.) — аббатиса, пророчица, описала 250 лекарь. растений — Джузеппе Бальзамо (18 в.) или Граф Калиостро, воспитанник монастыря, обладатель тайных знаний о сохранении молодости (слухи об эликсире молодости, способности излечивать безнадежно больных) В период расцвета Средневековья в Европе : — на базе монастырских школ (Салерно) формируются университеты, в т.ч. с мед факультетами. На лекциях преподаватели читали и комментировали труды Ибн Сины, Галена, Гиппократа Цельса. — крайняя бедность, короткий период жизни человека побуждали энтузиастов к поиску «философского камня» — реактива, превращающего любые металлы к золото, продлевающего жизнь — развивается алхимия. Известные алхимики: Артефиус (12 в.), Раймунд Луллия (13-14 вв.), Арнольдо да Вилланова (13-14 вв.), Роджер Бэкон (13 в.) — в период складывания сословий в Европе образуются гильдии аптекарей (промежуточное положение между купцами и ремесленниками). Регламентируются профессионал. требования к аптекарю: во Франции 4 года -ученик аптеке, 10 лет помощник в аптеке, затем сдавались экзамены. С 15 в. – постановления обязывают аптекарей получать спец. образование, причисляют их к ученым, предаст. государственные должности
3 3. История фармации. Фармация в период средневековья На Востоке помимо Индии и Китая фармация развивается на Тибете (с 6 в. с распространением буддизма) и в Арабском Халифате (8-13 вв., Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Кавказ, Сев. Африка, и даже Испания). Его образование связано с быстрым распространение ислама. Благодаря высокому уровню развития завоеванных народов, быстро развивается культура, наука, медицина и фармация. Черты арабской медицины и фармации: — строятся первые светские больницы вне монастырей (как на Западе), — интенсивно развивается химия (алхимия), — создаются фармакопеи (первая – 9 век – Эби- Саэля, одна из лучших — Ибн ал-Талмит 12 в.), — арабы создавали сложные лекарьства использовали около 60 ингредиентов, — ведены в практику сиропы, сахар вместо меда — широко применяли слабительные (сенна, тамаринд), — знали яды и готовили противоядия Известные арабские врачи и фармацевты: — Ар-Рази (9-10 вв.) — автор около 200 медицинских трактатов — Мансур (10 в.) — «Трактат об основах фармакологии» — Ибн-Сина или Авиценна (10-11 вв.) — широко известен его труд «Канон врачебной науки» (свод медицинских знаний индийских, греческих, римских, среднеазиатских врачей) стал на многие века базой медицинских знаний для Востока и Запада — Аль-Бируни (10-11 вв.) — написал «Книгу фармакогнозии в медицине» описано 750 видов растений, 107 мин. средств, 101 животный продукт, около 30 сложных лекарьственных средств. Ар-Рази, Ибн-Сина, Аль-Бируни
4 3. История фармации. Фармация в период средневековья Разрушенный город майя Начало завоевания – 1528 г. – Франсиско де Монтехо Столица ацтеков Теночтитлан В 1521 году захвачена Кортесом
5 3. История фармации. Фармация в период средневековья Культуры индейцев Америки (инки, ацтеки, майя) стали известны европейцам после открытия Колумбом Америки в 1492 г.: — империя Инков (южная Америка — Перу, Боливия, Чили), воинственный народ во главе с правителем, территория делилась на 4 провинции, хорошо развито дорожное и почтовое сообщение — народ майя (Гватемала, Гондурас, п/о Юкатан) жил отдельными племенами, образующими государства с великолепными дворцами и храмами — ацтеки (Мексика) воинственный кочующий народ Индейцы совершали массовые человеческие жертвоприношения для процветания своей цивилизации (пленники). В отношении своих организована медпомощь: в городах создавались госпитали и изоляторы. Для предотвращения эпидемия следили за чистотой — пользовались каменным водопроводом, паровыми банями Врачеванием занимались представители жреческого сословия. Однако, травы (более 3000) знали и обычные люди Создавались сады для выращивания растений. Регламентировался сбор, хранение, приготовление препаратов, назначение лекарьств при заболеваниях. Помимо растительного сырья, использовали минеральное и части животных (экскременты игуаны для лечения бельма глаз, мясо ягуара при лихорадке). Готовили припарки, настои, бальзамы, мази, отвары. Назначались диеты, массажи, паровые бани, ингаляции, клизмы и др. Столица инков Куско – захвачена в 1531 г. — Писарро
Рыцари, принцессы и гигиена
Грязная правда
В тех самых замках «дивной красоты» не считали нужным устраивать отхожие места. В Лувре не было ни одного. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV (того самого любимого романистами «короля-солнце»): придворные дамы прямо посреди разговора (а иногда и во время мессы в соборе), вставали и непринужденно в уголочке справляли нужду.
Атмосферу городов отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.
Да и сами люди были не намного чище улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», – утверждал медицинский трактат ХV века.
Люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши, которых называли «божьими жемчужинами», считались особыми признаками святости. Странствующие монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Богу. На чистоту смотрели с отвращением.
Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого. В XIV веке от чумы Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия – до половины. Многие города вымерли почти полностью. Кроме «черной смерти», Европу преследовало и множество других повальных болезней, в средние века они практически не прекращались: эпидемии чумы сменялись эпидемиями оспы, холеры, дизентерии, гриппа… После крестовых походов (1096–1270 гг.), когда лепра распространилась в Европе как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч.
В то же время были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа – до этого больницы в Западной Европе создавались исключительно при монастырях. Аптек же, вплоть до XI века, не было вовсе. Первые появились в испанских городах Толедо и Кордова (бывшие провинции Арабского халифата). И лишь к XIV–XV вв. они широко распространились по всему континенту. В комплексе с развитием медицины и зарождением гигиенических традиций в эпоху Возрождения именно доступность медицинских препаратов и бесплатной консультации в аптеках сыграла решающую роль в борьбе с эпидемиями.
Мумия атакует
Значительная часть средневековых лекарств по-прежнему приходилась на растительное сырье (лекарственные травы, настрои из них, масла, смолы и соки) либо на смеси ингредиентов растительного и животного происхождения. Из последних наиболее популярны были жиры (свиное и собачье сало, жиры волка, барсука, лисы, медведя), змеиный яд, рыбий жир. Использовались и такие экзотические средства, как порошки из оленьего рога, кровь козла, зубы крокодила.
Начиная с XV в., с особым старанием культивировались аптекарские ботанические сады, по римскому образцу их называли «Садами здоровья» – Hortus sanitatis. Большое значение имели заморские путешествия, из которых привозились иноземные чудодейственные лекарственные средства.
Впрочем, представления о лечебном действии многих препаратов в то время часто были далеки от истины. А некоторые и вовсе шокировали бы неподготовленного современного фармацевта. Так, вплоть до конца XVIII в. в качестве лекарств использовались мощи, кости, а нередко и лишайник, который их покрывал, а также плоть умерщвленных людей и кровь живых или казненных. Особенно популярны были препараты мумий, которые поставлялись в Европу из Египта. Понятное дело, не обходилось без подделок.
Известен исторический факт о том, как Ги де ла Фонтен, врач Короля Наварры, в 1564 г. совершил поездку в Египет. Там ла Фонтен стал свидетелем того, как искусно подделываются египетские мумии. Посетив магазин одного еврея, он нашел там примерно 40 мумий, каждая из которых была изготовлена самим хозяином. Для этого купец собирал трупы рабов и покинутые тела других несчастных, вскрывал их и наполнял горной смолой, после чего заматывал холстами и сушил на солнце, пока те не приобретали вполне правдоподобный внешний вид. На все это у него уходило около четырех лет.
Существование подделок, разумеется, заставляло придумывать способы, позволявшие отличать фальсификат. Так, один из источников XVII в. сообщал, как покупателю отличить оригинальную мумию от подделки: «правильная» мумия должна быть блестящей и черной, не содержать полостей и грязи, а также иметь хороший запах, а при сжигании не издавать запаха смолы. Вот такая памятка покупателю…
Еще одним популярным лечебным компонентом в средние века был человеческий жир, который нередко упоминался в европейских фармакопеях, начиная с XVI в. Жир считался важной основой для приготовления мазей и прочих средств, использовавшихся в лечении суставной, зубной боли и подагры. В 1694 году французский аптекарь Пьер Помэ отмечал, что жир можно было приобрести в парижских аптеках, где он всегда был в дефиците. Но вот у кого чудо-средства хватало в избытке, так это у палачей, для которых данный бизнес стал одним из основных источников дохода.
Два сантиметра – не грязь, а три – сама отпадет…
Людовик ХIV мылся всего три раза в жизни, один – во время крещения, и два – по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости, Папа Климент V – от дизентерии. Что уж говорить о простых смертных?
Точно, как в аптеке
Но не только ужасы и мистификации окружали средневековую аптеку. Было и много научных и законодательных наработок, которые со временем определили лицо аптеки, такой, какая она есть сегодня.
Например, уже тогда происходила своего рода «консолидация» аптек: врачи и аптекари Западной Европы объединялись в цеха. Так, во Флоренции цех врачей и аптекарей существовал с XII в., платил налоги в казну города и имел своих представителей в органах местного самоуправления. Интересный факт: цех активно покровительствовал писателям, поэтам, ученым, художникам и скульпторам, не имевшим своих цеховых организаций.
Со временем городские аптеки заняли прочное место в светской среде, однако их деятельность, в отличие от монастырской, строго регламентировалась государством. В середине XVI в. начали появляться первые фармакопеи, в которых перечислялись используемые в данном городе или государстве лекарства, их состав, применение и цена. Так было положено начало официальному регулированию цен на лекарственные средства в Европе.
В XVII в. аптеки стали оснащаться химической аппаратурой: перегонными кубами со «шлемами» для улавливания вредных запахов, ретортами, сначала медными, позже – стеклянными.
Торговые комнаты для приготовления лекарств постепенно превращались в строго распланированные помещения. Появилась аптечная мебель: специальные витрины, шкафы со стеклянными дверцами, позволяющие видеть их содержимое, тарированные столы, высокие столы, специальные мельницы для лекарственного сырья.
В аптеках большое распространение получили различные мерные устройства для определения объема. Обязательной принадлежностью аптек стали весы. Введение аптекарских мер и распространение мер веса отдельных ингредиентов лекарств положило начало производству различных аптечных весов.
Уже в XVI в. в аптеках велась четкая документация. Вместо таинственных герметических, алхимических и ятрохимических рецептов прописи стали походить на современные. Имели место аптечные дневники. Это были и документы для различных проверок, и внутренние справочники. В XVII в. с аптеками стали сотрудничать химики и врачи, проводя в них не только свои эксперименты, но и различные лабораторные занятия.
Постепенно аптеки становились также центрами совершенствования ремесленных приемов производства лекарств. Появились приспособления для изготовления пилюль – «пиллольера» (ит.). Это стало предпосылкой к созданию аптечных мастерских. Через аптеки продавались и различные диагностические приборы, например, очень популярные уринометры. Их делали из прозрачного стекла, округлой или конической формы.
Интерьеры аптек приняли законченный характер к концу XVII в. Стены торгового зала занимали полки, открытые или застекленные, где размещались банки с аптечным сырьем, графины или бутыли. Под потолком обычно вешали чучело крокодила или мифического единорога.
Социальный статус аптек в целом был очень высок. Их хозяева занимали почетные места в органах городского самоуправления. Сами аптеки располагались в центре городов и имели свои гербы, закрепленные специальными рескриптами. Владение аптекой считалось выгодным и престижным. И, конечно, несмотря на все ужасы и мракобесие средних веков, именно этот период стал толчком к развитию аптечного дела.
Средневековые находки
Производство лекарств не всегда было прибыльным делом, особенно на начальных этапах становления аптечного дела. Для того чтобы привлечь клиентов, аптекари часто продавали алкогольные напитки и сладости.
Одна из старейших аптек Европы, Таллиннская Ратушная, долгие годы славилась непревзойденным кларетом – красным сухим вином, которым лечили многие болезни. По традиции к стакану кларета полагалось печенье с гвоздикой и имбирем из аптечной пекарни.
Пользующийся популярностью по сей день «Рижский бальзам» аптекарь Абрахам Кунце в 1789 году изготовил на основе старинных аптечных рецептов, известных еще с XVI в. На международных выставках за период 1860–1935 годов бальзам получил 33 золотые и серебряные медали.
Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья
Рис. 85. Прокаженный и калека у ворот г. Иерусалима. Миниатюра из рукописи Винцента де Бове «Историческое зерцало». XV в.
Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.
Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума (см. схему 5). В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая – «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы – «черная смерть» середины XIV в. Третья – пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.
«Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе – 40 тыс. (50% населения), в Венеции – 100 тыс. (70%), в Лондоне – девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых (рис. 86). Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей», – писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.
Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»:
Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой. Что делать нам? и чем помочь?
Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quaranta gironi — сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. в XV в. на острове св. Лазаря близ Венеции были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина.
Медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. Тем не менее объективные закономерности развития общества и логика научного мышления неизбежно способствовали формированию в ее недрах предпосылок будущей медицины великой эпохи Возрождения.
Глава 5. Медицина периода позднего средневековья (XV-XVII вв.)
В XIV-XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии, произошли большие перемены. В недрах феодальной общественно-экономической формации зарождался новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика: «нет ничего более убедительного, чем число, мера и вес, если только они правильны», – писал английский врач У. Петти (см. с. 309). В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности (рис. 87). Они искали опору в реалистическом искусстве древних, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название «Возрождение» (возрождение античной культуры).
В эпоху Возрождения наука стала принимать международный характер. Широкое развитие мореплавания в поисках новых земель сделало конец XV – начало XVI столетий временем Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб (1451-1506) открыл для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама (1460-1524), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519-1521 гг. Фернан Магеллан (1480-1521) организовал первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении.
Идейным содержанием раннебуржуазной культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanus – человеческий). В центре мировоззрения гуманистов был человек. Культура и науки постепенно приобретали светский характер.
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти, и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества», – писал Ф. Энгельс о выдающихся представителях этой могучей эпохи. Среди них Данте Алигьери и Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо и Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Парацельс и Джироламо Фракасторо, Андреас Везалий и Френсис Бэкон.
В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья.
Все эти черты ярко проявились в период становления анатомии как науки. Одним из ее основоположников был гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452-1519). Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники; своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и матки.
Работы Леонардо да Винчи на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия, но остались неизвестными современникам. После его смерти все рукописи объемом около семи тысяч листов унаследовал его ученик, друг и компаньон Франческо Мельци, который систематизировал только то, что имело отношение к искусству. Остальное различными путями попало в частные коллекции и библиотеки Италии и других стран Западной Европы и долгое время не публиковалось. Со временем рукописи Леонардо стали собирать и во второй половине XVIII в. из его записей и рисунков было составлено 13 книг. Среди них: «Книга о животных», «О полете птиц», «Анатомические тетради» («Quaderni d’Anatomia») и др. Таким образом труды Леонардо да Винчи по анатомии получили известность только в XVIII в. (уже после выхода в свет основополагающего труда Везалия), а изданы еще позднее (Турин, 1901).