Федеральная антимонопольная служба России, её функции - ABCD42.RU

Федеральная антимонопольная служба России, её функции

Всё о Федеральной антимонопольной службе

Содержание статьи

  • Из истории ФАС
  • Законодательные акты
  • Структура ФАС
  • Функции ФАС России
    • Защита конкуренции
    • Картели и картельные сговоры
    • Контроль соблюдения закона о рекламе
    • Оборонный заказ
    • Иностранные инвестиции
    • Контроль в сфере торговли и услуг
    • Контроль госзакупок
    • Вертикальные соглашения
    • Тарифное регулирование
  • Какие полномочия у ФАС?
  • Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?
  • Как не стать монополистом в глазах ФАС

Из истории ФАС

История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.

Федеральная антимонопольная служба – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.

Законодательные акты

В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

  • антимонопольным законодательством;
  • законодательством о государственных закупках;
  • законодательством о государственном оборонном заказе;
  • законодательством о рекламе;
  • законодательством о торговле;
  • тарифным законодательством;
  • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:

Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

Структура ФАС

Функции ФАС России

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

  1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

  • проведения проверок;
  • рассмотрения дел;
  • выдачи предписаний;
  • наложения административных взысканий;
  • взаимодействия с правоохранительными органами.

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

  1. возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  2. выдавать обязательные для исполнения предписания;
  3. выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  4. направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
  5. рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
  6. привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  7. обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
  9. осуществлять иные полномочия, установленные законом.

Картели и картельные сговоры

Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.

Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.

Реферат: Федеральная антимонопольная служба России, её функции

2) приобретения определенных пакетов акций (вкладов, долей) в уставном (складочном) капитале хозяйствующих субъектов;

3) ликвидации и разделения (выделения) государственных и муниципальных унитарных предприятий (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает 35%);

4) получения в собственности или использования одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

5) приобретение любым лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности;

6) переплетения директоратов.

Необходимое условие для обращения в антимонопольные органы за получением согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций – определенная суммарная стоимость активов учредителей, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий (более 100 000 МРОТ).

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)http://www.fas.gov.ru/law/20103.shtml;

Читайте также  Организация производства на многопредметной прерывно-поточной линии (МППЛ)

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)http://www.fas.gov.ru/law/8443.shtml;

д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).

Миссия ФАС:

Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.

Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Цели ФАС:

1. Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

2. Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

3. Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

4. Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Девиз ФАС:

Законность, равенство, справедливость

Ценности ФАС:

Открытость, сотрудничество, эффективность

История антимонопольного регулирования в России

В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию правовых актов. Она также контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, исполнение законов в сфере деятельности отдельных субъектов естественных монополий, контролирует иностранные инвестиции в общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороны страны. Федеральная антимонопольная служба контролирует сферу размещения заказов на поставки товаров, оказания услуг, выполнение работ для федеральных государственных нужд, осуществляет надзор и контроль за четким выполнением законов о рекламе, контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров и т.д. Стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополии в рамках единого пространства экономики Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба дает определение трех основных целей в своей деятельности.

  • ФАС России создает условия для развития конкуренции.
  • Пресекает и предотвращает антиконкурентное вмешательство органов государственной власти и самоуправления в рыночную деятельность.
  • Развивает конкуренцию в тех видах деятельности, которые потенциально конкурентны.

Федеральная антимонопольная служба России в своей работе руководствуется ФЗ-№135 «О защите конкуренции», ФЗ-№94 «О размещении заказов на поставки товаров …..». В структуре Федеральной антимонопольной службы находится центральный аппарат, который состоит из отраслевых управлений и территориальных органов. Территориальных органов в настоящее время насчитывается 83. Федеральная антимонопольная служба имеет право принимать нормативные акты, которые относятся к компетенции службы. Она может осуществлять контроль за соблюдением законодательства как за некоммерческими, так и коммерческими организациями, физическими лицами и т.д.. ФАС России вправе рассматривать нарушения в сфере законодательства, она выдает предписания, которые организации или физические лица, кому выдано предписание, должны обязательно исполнить. Федеральная антимонопольная служба проводит плановые и неплановые проверки, привлекает виновных в нарушении законодательства к административной ответственности

Кроме того, данная служба проводит исследования товарных рынков, на основании чего может установить наличие доминирующего положения отдельных субъектов и принять необходимые меры для исправления данной ситуации. На ФАС России возложена задача ведения реестра недобросовестных поставщиков. В данный реестр заносятся сведения о тех поставщиках, которые уклонились от выполнения государственного контракта или же ненадлежаще исполнили государственный контракт. После занесения в реестр недобросовестных поставщиков организация не вправе подавать заявки и принимать участие в торгах в течение двух лет. Данная организация осуществляет контроль экономической концентрации на товарных рынках, а также согласовывает сделки с акциями в тех случаях, которые предусмотрены антимонопольным законодательством. В функции организации также входит рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов, в которых они просят разрешения заключить сделки с сообществами, имеющими стратегическое значение.

Федеральная антимонопольная служба может по результатам проведенной проверки возбудить дело о нарушении законодательства, либо возбудить его на основании заявления как юридического, так и физического лица. Такие дела рассматриваются на заседании, в котором принимают участие не менее трех человек. На заседание приглашаются заявитель и ответчик, и каждый на суде отстаивает свою точку зрения. Дело может быть приостановлено, если в результате слушания дела выяснится, что необходима дополнительная экспертиза, либо необходимо получение дополнительных доказательств. При рассмотрении дела возможно его прекращение из-за отсутствия нарушения, а если вина ответчика доказана, то ему выдается предписание о прекращении нарушения, которое он должен незамедлительно исполнить.

Читайте также  Философия Ш. Кудайбердиева

ФАС России для достижения целей направляет свою деятельность на пресечение некорректного антиконкурентного поведения отдельных субъектов на финансовых и товарных рынках, на снижение уровня недобросовестной конкуренции и т.п.. Она также ведет контроль за органами власти всех уровней, выявляет и пресекает возникновение барьеров, создаваемых административными органами для предпринимательской деятельности. Федеральная антимонопольная служба выделила три направления, которые являются для неё основными. Это пресечение соглашений, ограничивающих конкуренцию и пресечение согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти с некоторыми отдельными хозяйственными субъектами, контроль предоставления государственных и муниципальных преференций для отдельных участников рынков, а также контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа.

Если вы недовольны действиями заказчика и считаете, что закон на вашей стороне, то можете подать заявление в Федеральную антимонопольную службу. Вполне возможно, что по вашему заявлению результаты торгов будут пересмотрены и будут назначены новые торги, в которых вы сможете вновь принять участие. Наши специалисты могут проконсультировать вас по данному вопросу и помогут грамотно составить заявление. Имейте в виду, что жалобу в ФАС России на некорректное составление технического задания и аукционной документации нужно подавать до начала торгов, в противном случае ваше заявление не примут к рассмотрению. Адреса и телефоны наших специалистов вы сможете найти в разделе контакты .

Федеральная антимонопольная служба

В связи с исполнением своих функций, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:
1. Возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе;
2. Выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
3. Привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
4. Участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
5. Устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
6. Проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
7. Осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;
8. Дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;
9. Дает в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
10. Вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с главой 6 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331.
Функции

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба выполняет следующие основные функции:
1. Обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
2. Выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3. Предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4. Осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Антимонопольный орган. Федеральная антимонопольная служба России

Государственная антимонопольная политика направлена на обеспечение свободной конкуренции на рынке. Для реализации этой задачи сформирован специальный федеральный институт.

Антимонопольная система

Деятельность уполномоченной федеральной инстанции и ее территориальных представительств регламентируется отраслевым нормативным актом. Этот правовой документ – 135-ФЗ – устанавливает основные положения, касающиеся обеспечения защиты конкуренции. В нормативном акте определены функции уполномоченных институтов, их полномочия, обязанности и права. Кроме этого, документ определяет ответственность субъектов, нарушающих предписания закона.

Задачи инстанций

Антимонопольные организации, действующие в стране:

  1. Обеспечивают надзор за исполнением нормативных предписаний.
  2. Выявляют нарушения.
  3. Принимают меры по пресечению экономических преступлений.
  4. Привлекают к ответственности виновных субъектов.
  5. Предупреждают недобросовестную конкуренцию и распространение монополий.

Территориальные подразделения подведомственны федеральному институту. Их деятельность регламентирует антимонопольное законодательство и положение, утвержденное вышестоящей инстанцией. Последняя наделяет территориальные представительства соответствующими полномочиями в рамках своей компетенции.

Работа структур

135-ФЗ определяет следующие полномочия надзорных институтов:

  1. Возбуждение и рассмотрение дел об экономических преступлениях в сфере конкуренции.
  2. Выдача хозяйствующим субъектам, исполнительным структурам федерального, регионального, местного уровня, а также иным институтам, выполняющим соответствующие надзорные функции, внебюджетным фондам, должностным лицам предписаний, обязательных для выполнения. К примеру, антимонопольный орган может обязать предприятие осуществить перечисление в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением нормативных правил. Исполнительной территориальной структуре может быть предписано изменить или отменить правовой акт, не согласующийся с федеральным документом.
  3. Привлечение в порядке и случаях, определенных в нормативных актах, к ответственности граждан (ИП в том числе), юрлиц, должностных лиц, допустивших нарушения в сфере конкуренции.
  4. Направлять в суды иски, заявления, связанные с выявленными преступлениями.
  5. Участвовать в разбирательстве дел, касающихся нарушения/исполнения нормативных предписаний.
  6. Устанавливать доминирующее положение субъекта хозяйственной деятельности.
  7. Вести реестр предприятий, доля на рынке определенной продукции которых составляет больше 35%.
Читайте также  Чрезвычайные ситуации военного времени

Федеральный антимонопольный орган также вправе издавать нормативные акты, давать разъяснения, касающиеся вопросов применения действующих в сфере конкуренции правовых предписаний.

Экономическая концентрация

Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и последующий надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве одного из ключевых направлений работы института выступает сфера экономической концентрации. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения данной области. В нормативном акте, регламентирующем обеспечение защиты конкуренции на финансовых рынках, приводилась трактовка понятия «концентрация капитала». Она рассматривалась как присоединение, слияние финансовых предприятий, приобретение ими акций/активов/долей в капитале друг друга и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и прочие действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Данная трактовка считается специалистами довольно расплывчатой.

Антимонопольный контроль

В ст. 27 нормативного акта, регламентирующего сферу защиты конкуренции, определены случаи реорганизации и создания предприятий с согласия надзорного института. Так, антимонопольный орган должен выдать разрешение, если выполняется одно из следующих условий:

  • производится слияние компаний, суммарная стоимость активов которых в соответствии с бухгалтерским балансом на отчетную (последнюю) дату, предшествующую дню направления ходатайства, более 3 млрд р.;
  • общая выручка таких фирм (групп лиц) от продажи продукции за календарный год, который предшествовал периоду слияния, больше 6 млрд р.;
  • одно из предприятий имеет на рынке конкретного товара долю больше 35%.

Разъяснения

Суммарная стоимость в 3 млрд руб. и общая выручка в 6 млрд р. выступают в качестве критериев на получение от надзорного института согласия на присоединение одной фирмы к другой, создание компании, если уставной капитал будет оплачиваться долями (акциями) либо имуществом другого коммерческого юрлица. При слиянии финансовых субъектов и создании комм. структуры при условии, что ее УК покрывается материальными ценностями фин. предприятия, антимонопольный орган должен дать разрешение, если имеет место превышение размера совокупной стоимости активов, установленных Правительством по согласованию с ЦБ. В качестве критерия для получения согласия надзорной инстанции при создании коммерческого предприятия за счет имущества другой комм. фирмы выступают права на распоряжение долями или голосующими акциями, приобретаемые формируемой компанией.

Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями

В ст. 28 ФЗ №135 определены случаи, когда предприятия должны получить согласие надзорного института на заключение договоров. Решение необходимо, если совокупная стоимость активов по данным последних балансов лиц, покупающих доли/акции либо имущество, и субъектов, в отношении которых они приобретаются, более 3 млрд р. Антимонопольный орган дает согласие на сделки и в случае, если суммарная прибыль указанных субъектов от реализации продукции за окончившийся календарный год больше 6 млрд р. Но при этом по данным последнего баланса стоимость активов лица, доли/акции/имущество которого приобретается, составляет более 150 млн р. или один из указанных субъектов включен в реестр. Так, с предварительного разрешения покупаются голосующие акции АО, если приобретающее лицо получает право на распоряжение более 25%, если ранее оно не имело такой возможности вообще или его доля составляла меньше 25%. Данное требование не действует в отношении учредителей общества на момент его образования.

Статья 29

В ней определены случаи совершения сделок с акциями, правами, активами финансовых предприятий, для которых требуется согласие антимонопольного органа. Разрешение необходимо, если стоимость долей в соответствии с данными последнего бухгалтерского баланса больше суммы, определенной правительством, а для кредитных структур – Высшим исполнительным институтом и ЦБ. Так, с предварительного разрешения контрольной инстанции осуществляется покупка долей в УК ООО лицом (группой субъектов), в распоряжении которых находится не меньше 1/3, но не больше 50% долей в капитале этого общества, если после сделки лицо получит право распоряжаться более чем половиной акций. В целом случаи получения согласия антимонопольной инстанции, определенные в статьях 28 и 29, аналогичны.

Другие сделки

В законодательстве определены случаи, когда перед совершением юридически важных действий согласие антимонопольного института не требуется. Вместе с этим нормативный акт обязывает субъектов направить уведомление после заключения соответствующих сделок, если соблюдается комплекс условий:

  1. Юридически значимые события происходят при участии лиц, входящих в одну группу.
  2. Перечень субъектов, являющихся сторонами отношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган в установленной форме не позже 1 месяца до совершения сделки. К списку при этом должны прилагаться основания, по которым лица входят в соответствующую группу.
  3. Перечень субъектов на момент совершения сделки не изменился в сравнении с представленным в надзорную инстанцию до события.

Прочие случаи уведомления

Они определены в ст. 30 ФЗ №135. В соответствии с указанной нормой надзорная инстанция должна быть уведомлена коммерческим предприятием о его образовании в результате слияния, если совокупная стоимость активов в соответствии с данными последних бухгалтерских балансов либо общая выручка от продажи продукции за календарный год, окончившийся перед началом периода соединения фирм, работа которых в результате этого мероприятия будет прекращена, составляет больше 200 млн р. При этом извещение должно быть направлено не позже 45 дней, прошедших с дня реорганизации. Исключением являются финансовые компании. Субъекты, на которых возлагается обязанность уведомлять надзорный институт о совершении сделок и прочих действий, которые подлежат антимонопольному контролю, имеют право представить ходатайство (вместо извещения) о даче согласия на их осуществление в уполномоченную инстанцию. Последняя, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившее обращение.

Ответственность

К основным последствиям нарушений предписаний, касающихся предварительного получения согласия от антимонопольной организации, а также порядка предоставления соответствующих уведомлений, следует отнести:

  1. Ликвидацию коммерческого предприятия по иску уполномоченной инстанции.
  2. Реорганизацию компании в форме разделения либо выделения в судебном порядке.
  3. Признание недействительности совершенных сделок по иску надзорного института.

Заключение

В соответствии с Докладом об основных направлениях и результатах работы ФАС РФ, представленного в правительство, в качестве стратегической задачи антимонопольной службы выступает обеспечение свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности в пределах единого экономического поля. В соответствии с данной задачей сформулированы ключевые сферы работы института. К ним относят:

  1. Формирование условий для нормального развития конкуренции в рамках деятельности субъектов хозяйствования, не являющихся естественными монополиями.
  2. Пресечение и предупреждение негативного влияния структур местного и госуправления на функционирование рынков, уменьшение коррупционных рисков в процессе размещения муниципального и госзаказов.
  3. Обеспечение равноправного доступа потребителей к услугам, продукции, работам, которые реализуются естественными монополиями.

При ФАС работает Общественный консультативный совет. В него входят представители некоммерческих обществ, объединений предпринимателей. В функции Совета входит мониторинг работы ФАС, выработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и практики предупреждения и пресечения нарушений предписаний. При надзорном институте также работают экспертные группы по отдельным направлениям его функционирования. Руководитель антимонопольной службы – И. Ю. Артемьев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: