Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) - ABCD42.RU

Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

Федор Сологуб

Фото Все

Видео Все

Петербург Федора Сологуба

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Фёдор Сологуб «Мелкий бес», 1907

Федор Сологуб — биография

Федор Сологуб – известный поэт, писатель, драматург, публицист. Представлял декадентское направление и русский символизм в литературе.

Сколько славных имен подарил нам Серебряный век, трудно сосчитать. Имена поэтов и их незабываемые произведения просто обречены на бессмертие, их будут помнить те, кто любит литературу, интересуется поэзией. Есть поэты, стихи которых запоминаются после первого прочтения. Один из них – Федор Сологуб, апологет русского символизма. Его творчество – неоднозначное и неординарное, до сих пор вызывает жаркие споры критиков, не знающих, как трактовать образы и героев, созданных литератором. Стихи Сологуба написаны легким воздушным слогом, читаются на одном дыхании. И это притом, что поэт прожил трудную жизнь, полную испытаний и невзгод. Практически каждое его произведение буквально «кричит» об одиночестве поэта, поисках смысла жизни, грусти и тоске, съедающих его изнутри.

Детство

Родился Федор Тетерников (Сологуб это творческий псевдоним) 17 февраля (1 марта по новому стилю) 1863 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Кузьма Тетерников, бывший крестьянин Полтавской губернии. В Петербурге работал портным. В 1865 году в семье родилась дочь Ольга. Их материальное положение и так было трудным, а с рождением второго ребенка усугубилось еще больше. Настоящая бедность пришла в 1867 году, когда Кузьма умер от чахотки, оставив жену с 4-летним сыном и 2-летней дочерью. Мать делала попытки продолжить самостоятельную жизнь, одно время держала прачечную, но дело не пошло. Женщина напросилась в качестве прислуги к старым петербургским барам – семье Агаповых, где она служила раньше.

Федор Сологуб в детстве

В этом доме и прошли детские годы будущего писателя. Аристократическое семейство благоволило мальчику, поддерживало его стремление к знаниям. Агаповы разрешали Федору пользоваться библиотекой, читать редкие книги. Больше всего Феде нравились книги «Король Лир» Шекспира, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, и «Дон Кихот» Сервантеса. Иногда господа делились своей контрамаркой в театр, Федор мог слушать любимую музыку, читать увлекательную литературу.

Так уж поведется, что на протяжении всей его жизни, его судьбой будут опекаться абсолютно посторонние люди, с помощью которых поэт пытался найти себя.

Детские годы Сологуба невозможно назвать беззаботными. Мальчика угнетала двойственность его жизни, где с одной стороны он знакомился с миром искусства, музыкой, наукой, а с другой – видел нищету, тяжелый материнский труд, чад кухни и испарения прачечной. А еще побои, бесконечные и беспочвенные, ни за что, просто от того, что мать устала и пыталась выместить на детях свою боль и отчаяние. Но женщина продолжала прислуживать господам, чтобы прокормить детей. А Федор пытался быть прилежным учеником и помогать матери во всем, однако это не избавляло его от порки розгами. Но все равно, ближе чем мать и сестра, у писателя никого не было. Может быть поэтому, когда они умерли (мать в 1894 году, сестра в 1907-м), он очень тяжело переносил эту утрату.

Семья Федора Сологуба

Спустя несколько лет, уже состоявшийся писатель Сологуб отразит этот отрезок своей биографии в рассказе «Утешение». Он очень не любил вспоминать именно этот период жизни, но преодолел себя и излил на бумаге всю горечь и безысходность своей жизни в доме Агаповых.

В пятнадцать лет Федор поступил в Учительский институт в Санкт-Петербурге. Это был особенный институт, во главе с высокообразованным и прогрессивным директором К.Сент-Илером, собравшим в вузе самых передовых педагогов того времени. Благодаря атмосфере свободы, в студентах развивались лучшие качества . Федор поступил благодаря все тем же Агаповым и учителю Владимирского училища, который принимал самое активное участие в судьбе парня. В вузе Сологуб не только учился, но и жил, благо это было учебное заведение с интернатной основой. На протяжении четырех лет Федор ни разу не участвовал в студенческих гулянках, он вообще не пил, не курил, учился максимально прилежно. У него была цель, быстрее стать на ноги и обеспечивать семью, чтобы мама могла оставить свою унизительную службу у Агаповых.

В годы учебы Федор занимался переводами Гейне, Шекспира, Гёте, польской и венгерской поэзии, трудился даже над исландской сагой «Эдда». Тогда же осуществил первую попытку написать прозу. В 1879 году писатель начал работу над романом-эпопеей «Ночные росы», но свой замысел так в жизнь и не воплотил. Зато это произведение стало для него своеобразной литературной практикой.

Федор Сологуб в юности

На последнем курсе учебы Федор начал писать поэму «Одиночество», посвященную Н.Некрасову. Поэт продолжал работу над этим произведением вплоть до 1883 года.

Диплом об окончании вуза Сологуб получил в 1882 году, защитив на отлично дипломный проект «Животный эпос в сказках русского народа». Спустя месяц с матерью и сестрой он отправился работать Крестцы, а потом перешел в школу Великих Лук и Вытегры. В провинции Федор Сологуб прожил десять лет.

Литература

Первая проба пера Федора Сологуба состоялась в двенадцать лет. Его стихи содержали описание жизненных невзгод юноши, когда он мог рассчитывать исключительно на свои силы.

Однако Федор был уверен, что судьба уготовила для него путь литератора, а именно – известного поэта. Юноша следовал своим путем, невзирая на трудности и веруя в то, что когда-нибудь он проснется знаменитым. Но на его пути каждый раз возникали испытания, наверняка, судьба решила испытать молодого поэта на прочность.

Федор Сологуб за столом

Несмотря на все трудности и особенности проживания в провинциальном городке, Федор продолжал писать. Однако шансов стать популярным было очень мало, а вот препятствий на пути к славе – хоть отбавляй. Первые стихи литератор отдавал в провинциальные журналы, которые не пользовались спросом у местных жителей захолустного городка.

Новый виток в биографии поэта начался в 1891 году, когда он ненадолго приехал в Санкт-Петербург. По приезду состоялась встреча Федора и Николая Минского, представителя нового литературного направления – мистический символизм. Это знакомство сыграло большую роль в судьбе Сологуба. Они общались недолго, но Федор оставил Минскому несколько своих ранних стихов.

В том же году по инициативе Минского и Зинаиды Гиппиус появился журнал «Северный вестник», объединивший под своим началом многих литературных деятелей. Сотрудники журнала не только публиковались сами, они искали новых авторов, произведения которых соответствовали бы концепции издания.

Стихи молодого дарования – Федора Сологуба подходили идеально. Его произведения начали печатать на страницах этого журнала, и это было началом его успеха, признания поэтического гения.

Федор решил переводиться в столицу, и долго обивал пороги начальства. Протекция Латышева помогла поэту осуществить свою мечту, он переехал на постоянное место жительства в Петербург, хотя и продолжал числиться учителем Вытегорской семинарии до самого ее закрытия в 1893 году. В Петербурге Сологуба определили на должность учителя в Рождественское городское училище на Песках.

Федор начал активно сотрудничать с журналом «Северный вестник». Минскому очень не нравилась фамилия Федора – Тетерников, и он посоветовал поэту взять псевдоним. Волынский, редактор журнала, предложил как вариант «Соллогуб», по ассоциации с беллетристом середины 19-го века Владимиром Соллогубом, представителем известного аристократического рода. Из фамилии убрали вторую «л», получилось Сологуб. Под этим псевдонимом опубликованы все последующие произведения итератора.

Роман Федора Сологуба «Мелкий бес»

В 1902 году Федор дописал свой знаменитый роман «Мелкий бес», который привел в шок общественность. Дело в том, что главный герой повествования – учитель-садист. Эта тема не понравилась редакторам популярных изданий, и Сологубу отказали в выпуске книги.

Спустя три года в одном из журналов появились первые главы этого романа, но издание вскоре закрыли, и читатель так и не смог познакомиться с произведением в полном объеме.

В 1907 году роман наконец-то напечатали в полном издании, и с тех пор он пользуется неизменным успехом у читателей. Через год Сологуб ушел из училища, женился. В 1913 году взяв жену, поэт отправился в российскую глубинку в поисках вдохновения.

Через пять лет Федора Кузьмича избрали на должность председателя Союза деятелей художественной литературы.

Федор Сологуб оставил после себя огромное литературное наследие, многогранное и неоднозначное. Критики считают, что он писал в духе символизма, но очень много его произведений выходят далеко за рамки этого определения.

Вначале он получил известность, как поэт, а спустя годы принялся за прозу. Сологубу пришлось многое пережить, особенно его удручала стена непонимания и неодобрения со стороны критиков и читателей.

Личная жизнь

Женой поэта стала переводчица Анастасия Чеботаревская, на которой он женился в 1908 году. Они прожили в счастливом браке девятнадцать лет, пока женщина не свела счеты с жизнью в результате обострения психического заболевания. Ее тело нашли через несколько месяцев.

Федор Сологуб с женой Анастасией Чеботаревской

Сологуб написал несколько стихов, посвященных этой трагедии. В них явственно звучит одиночество и обреченность его души. Трагизм и безысходность — такими были стихи поэта в тот период, такой же была и его личная жизнь.

Детей супруги родить не успели, и после смерти жены Федор остался один. Он больше не женился.

Смерть

Перед самой Октябрьской революцией Сологуб инициирует создание собственного журнала. Он читает лекции, надолго уезжая во Францию и Германию. Поэт не готов к тому, что творилось в стране, новая власть не пришлась ему по душе. Сологуб даже думал об эмиграции, но из этой затеи ничего не вышло.

Могила Федора Сологуба

В 1927-м писатель приступает к написанию нового романа в стихах «Григорий Казарин», но у него начинаются проблемы со здоровьем. Он болел и раньше, но в мае того года недуг подобрался к нему вплотную. С начала лета Федор перестал вставать с постели, осенью болезнь обострилась еще больше. Сердце Сологуба остановилось 5 декабря 1927 года. Причиной смерти стал миокард, осложненный воспалением легких и атеросклерозом. Местом упокоения литератора стало Смоленское кладбище, рядом с супругой – А.Чеботаревской.

Избранные произведения

Романы и рассказы

  • Тяжёлые сны
  • Мелкий бес
  • Творимая легенда
  • Тени
  • Политические сказочки
  • Истлевающие личины
  • Ярый год
  • «Слепая бабочка»
  • Барышня Лиза

Стихи

  • Забелелся туман за рекой
  • Великий благовест
  • Чародейная чаша
  • Костёр дорожный
  • Фимиамы
  • Одна любовь
  • Небо голубое
  • Алый мак
  • Война
  • Очарования земли
  • Пламенный круг
  • Истлевающие личины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Федор Сологуб

Биография

Федор Сологуб – российский поэт, прозаик, публицист. Помимо литературной стези, занимался переводами и вел педагогическую деятельность. Биография — яркий пример русского символизма. До нынешних дней творчество поражает своей неординарностью и неоднозначностью. Нет точной трактовки образов и героев. Стихи будоражат воображение своими мистическими мотивами. Они буквально пропитаны одиночеством и загадочностью. Романы приводят в состояние шока и захватывают уже с первых страниц.

Читайте также  Сравнительная таблица по конституция зарубежных стран

Федор Сологуб

Федор Сологуб – это творческий псевдоним поэта. Имя при рождении — Федор Кузьмич Тетерников. В начале творческого пути он публиковался под своим именем, причем в значительных объемах.

Имидж поэта-символиста требовал яркого имени. Вместе с коллегами по изданию были придуманы разные фамилии, заметней остальных в этом списке стал вариант «Соллогуб». Такую фамилию носил один из знатных родов. Представителем этого рода был Владимир Соллогуб – писатель, прозаик. Чтобы в дальнейшем не путаться, Федор принимает решение убрать одну букву «л».

Детство и юность

Дата рождения — 1 марта 1863 года. Роды у матери были в Санкт-Петербурге. Папа будущего творца — уроженец полтавской глубинки. Семья бедствовала, отец не имел вольной и был крепостным. Единственный заработок — швейное дело. Родители Федора Сологуба были высокообразованными людьми. В доме всегда в наличии были книги. Отец занимался образованием детей и прививал им любовь к искусству и поэзии. Делился с ними крохами своих знаний о мировой культуре и литературе.

Федор Сологуб в детстве и молодости

Спустя два года после рождения Федора Сологуба родилась сестра, и без того сложная жизнь только ухудшилась. В полную нищету ввергла смерть отца семейства в 1867 году. Мама осталась одна с двумя детьми и без малейшей материальной поддержки. Вынужденной мерой стало ее устройство простой прислугой к состоятельным людям.

В доме у знатного семейства Агаповых и провел свое детство юный писатель. Аристократы с благосклонностью воспринимали мальчика и даже поддерживали в стремлении к учебе, давали для прочтения редкие экземпляры книг. На протяжении всей дальнейшей жизни в судьбу писателя часто вмешивались посторонние люди, помогавшие в трудную минуту с поисками себя.

Федор Сологуб и его сестра

Детство творческого человека нельзя назвать радужным. В жизни был контраст. С одной стороны — мир искусства, науки и музыки. С другой — атмосфера нищеты, тяжелого труда матери на пропахшей кухне и прачечной, заполненной паром. Иногда она доходила до изнеможения, только чтобы обеспечить едой детей. Часто от безысходности мать срывалась на детях. Бывали случаи избиения за малейшие провинности. Поэт вспоминал, как вечером опять мать приходила не в духе.

Немного позже, когда писатель уже состоялся, им было написано произведение «Утешение». Там без прикрас описал жизнь в тот печальный период. Крайне неохотно Федор Сологуб вспоминал именно эту часть своей биографии. Но для восстановления полной картины жизни творческой личности это просто необходимо.

Литературное творчество

Впервые попробовал себя в поэзии Сологуб в двенадцатилетнем возрасте. Пытался описывать свои жизненные тяготы в период юношества, когда достижения доставались только благодаря собственному труду.

Портрет Федора Сологуба

С присущим только в раннем возрасте максимализмом Федор был убежден, что судьба — стать признанным поэтом. Твердо шел к цели, ни на миг не забывая о призвании. Посылая одно испытание за другим, судьба не была к нему благосклонной.

Если опустить тот факт, насколько была бедной семья, то можно упомянуть о модальных терзаниях начинающего поэта. Творчество проходило в захолустном городишке. Шансов прославиться было меньше, нежели преград. Первые стихотворения он отдавал в публикацию в провинциальных журналах с низким рейтингом и мизерным количеством читателей.

Переломным в судьбе автора стал 1891. В этот год молодой человек попал в столицу и там повстречал на своем пути Николая Максимовича Минского (являлся представителем на тот момент нового направления мистического символизма). Значение этой встречи переоценить нельзя. Несмотря на непродолжительное общение, Сологуб оставил для прочтения ранние стихи.

Константин Эрберг, Фёдор Сологуб, Александр Блок, Георгий Чулков

Еще одним знаковым событием того года стало зарождение журнала «Северный вестник», над созданием которого работали Николай Минский, Зинаида Гиппиус и другие знаменитые в литературных кругах деятели. В тот момент они были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского, «При свете совести…».

Подходило как нельзя больше творчество молодого автора. Произведения Сологуба помогли в оформлении журнала, а для поэта стали стартом творческого признания. Далее отметим значимые даты в судьбе писателя, рассказы которого способны будоражить умы не одного поколения:

В 1892 году поэт совершил переезд в Санкт-Петербург. Ворвался в творческий союз символистов того времени с непреодолимым желанием к творчеству.

1902 г. — автор завершает работу над знаменитым романом «Мелкий бес». Повествование произведения ввергает в состояние шока общественность, так как повествует о мыслях и чувствах учителя-садиста. Из-за такой тематики популярные издания отказываются произведения публиковать.

1905 г. — впервые один журнал берет в публикацию роман. Но из-за закрытия журнала статьи были прерваны и не дошли до читателя в полном объеме.

Книги Федора Сологуба

1907 г. — «Мелкий бес» выходит в полном формате. С того момента это произведение стало самым изучающимся романом в русской литературе.

1908 г. – заканчивает учительскую карьеру и женится.

1913 г. — вместе с супругой отправляется в турне по российским провинциям. Это дает силы к творческому порыву.

1918 г. — становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Федор Сологуб

Творчество Федора Сологуба, прозаика и поэта в одном лице, безгранично и многогранно. Хотя, по мнению критиков, творчество относится к символизму, большое количество написанных произведений не вписываются в рамки этого определения.

В начале творческого пути занимался исключительно поэзией и добился признания в этом деле. Позже, обучаясь в институте, он пытается создавать литературные произведения, но часто наталкивается на стену непонимания и неодобрения.

Личная жизнь

Женился на Анастасии Чеботаревской, молодая супруга также имела творческий потенциал. Главной деятельностью было писательство, на жизнь зарабатывала переводами. Брак счастливо просуществовал 19 лет, до тех пор, пока однажды ее психическое заболевание не обострилось. Она покончила с собой. Тело было обнаружено спустя месяцы.

Федор Сологуб и его жена Анастасия Чеботаревская

Смерти любимого человека автор посвящает стихотворения. Часто подчеркивает обреченность и душевное одиночество. Поэтому произведения наполнены трагизмом и безысходностью.

Детей в браке не было, а так как Сологуб оказался однолюбом, то и прожил всю оставшуюся жизнь один, как маленький человек в огромном мире.

Накануне революции писатель разрабатывает собственный журнал. Лекции с успехом проходят в городах Германии и Франции. К переменам в стране он не был готов и не принимал новую власть. У него были попытки иммигрировать, но безуспешные.

Могила Федора Сологуба

В 1927 году писатель активно начинает трудиться над новым романом, неожиданно заболевает и скоропостижно умирает — событие происходит в Петрограде. Тело было предано земле, захоронение произошло на Смоленском кладбище, рядом с супругой.

Федор Сологуб

Федор Сологуб (настоящие имя и фамилия — Тетерников Федор Кузьмич) (1863 год — 1927 год) — русский писатель. Родился в 1863 году в Санкт-Петербурге. Отец, незаконный сын помещика Полтавской губернии, был дворовым человеком, после отмены крепостного права портняжил в столице; умер в 1867, и вдова его нанялась в небогатую чиновничью семью «прислугой за все». В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Как сообщалось в составленной его женой и выверенной им Биографической справке (1915), «из первых прочитанных книг совершенно исключительное впечатление произвели Робинзон, Король Лир и Дон Кихот. эти три книги были для Сологуба своего рода Евангелием». Не менее существенно, что в отрочестве он прочел всего В. Г. Белинского («очень волновал и захватывал»), затем Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Н. А. Некрасова знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Под знаком обостренно-личного восприятия Некрасова, чей настрой вполне отвечал сосредоточенности Сологуба на горестном ощущении «злой судьбы» бедняка, сложилось его представление о поэтическом творчестве, в 1880-х годах скорректированное с оглядкой на С. Я. Надсона и Н. М. Минского («В этой песне не звуки, лишь стоны одне, / В этой песне не мысли, лишь вопли страданья»).

Пройдя после приходской школы и уездного училища ускоренную педагогическую подготовку в Учительском институте, девятнадцатилетний Сологуб отправился с сестрой и матерью, предоставленными его попечениям, преподавать математику в глухую провинцию — в городок Крестцы Новгородской губернии (1882-1885), в Великие Луки (1885-1889), наконец в Вытегру (1889-1892). Учительствовал он усердно и даже написал учебник по геометрии, однако не считал школьное преподавание достойным себя занятием. Стихи он писал с 12 лет, и «в юном поэте созрела твердая уверенность в своем призвании, в заложенных в него поэтических возможностях». Долгое время такая уверенность особых оснований не имела — за все годы пребывания в провинции Сологуб опубликовал в «журнальчиках» около десятка стихотворений; но с начала 1890-х годов положение стало меняться.

В 1891, наездом в столице, Сологуб свел знакомство с Минским, которого высоко чтил и даже через двадцать лет называл «идейным единомышленником». На его суд была представлена большая подборка стихотворений Сологуба (несколько сотен), и они пришлись весьма кстати. Поэты Минский, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, критик А. Волынский и издатель Л. Гуревич были заняты преобразованием бывшего народнического журнала «Северный вестник» в духе «глубоко современного внутреннего перерождения» (Мережковский), манифестом которого был трактат Минского При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни (1890) — по мнению его рецензента Вл.Соловьева, симптом «общей душевной болезни нашего времени». Живой иллюстрацией к этому трактату могли послужить стихи Сологуба 1880-х годов: их некрасовско-надсоновская тематика оформляется как философская под очевидным воздействием А. Шопенгауэра, в полной мере сказавшимся уже в 1890-е. Позднее Волынский даже окрестил Сологуба «подвальным Шопенгауэром», явно имея в виду Записки из подполья Ф. М. Достоевского: Достоевский был любимейшим автором Сологуба, и характерно, что его религиозный пафос Сологуба ничуть не затронул, зато превращение «униженных и оскорбленных» в «подпольных» пакостников и озлобленных мечтателей, склонных к солипсизму, стало его универсальным сюжетом, лирическим, эпическим и драматическим. Все это вполне типично для декадентского мироощущения, и у Сологуба декадентство как нельзя более органично: оно оказывается новой ипостасью его социальной обездоленности, возведенной во вселенский масштаб и в метафизическое достоинство. Действительность обличается, отвергается и изничтожается; на ее месте возникает образ мироздания, в котором безраздельно царят «ложь и зло», в основном соответствующие «воле и представлению» Шопенгауэра. В этом ключе в 1890-е годы определяется потенциальное содержание и разрабатываются мифологемы (большей частью квазирелигиозные) творчества Сологуба.

С 1892, переселившись в Петербург и продолжая преподавать в школе, он становится постоянным и плодовитейшим сотрудником «Северного вестника», где получает и свой «аристократический» псевдоним: им стала изуродованная для юридической безопасности известная графская фамилия. Стихи его обильно печатаются во многих петербургских журналах и газетах; он пишет «множество рецензий, заметок и статей» (в частности, ведет в 1894-1895 в «Северном вестнике» обозрение Наша общественная жизнь), заканчивает и печатает в 1896 первый роман из провинциальной учительской жизни Тяжелые сны; с 1892 работает над вторым романом, где жизненный материал и тематика первого переоформляются под знаком бесовщины и в образах «пляски смерти». Выходят его сборники Стихи. Книга первая (1896) и Тени. Рассказы и стихи (1896). (Высоко оцененный З. Гиппиус рассаз Тени был принципиальной декларацией отторжения художественного творчества от действительности, его заведомой никчемности). Как правило, Сологуба причисляли к зачинателям поэтического символизма, поскольку он выступал рядом с ними на страницах периодических изданий и пользовался среди них особенно высокой репутацией. Но, как замечает Волынский, Сологуб лишь «примыкал к ним», и добавляет: «. я лично не видел ничего символического в поэзии Сологуба. Это был не символист, а декадент в самом высоком смысле слова». При некоторой общности умонастроения существенные различия между Сологубом и символистами выявились в период его наибольшей популярности — в 1905-1914 и после 1917. Однако во время общественного подъема начала 1900-х и Минский, и Мережковские, и Бальмонт, и Белый, и Сологуб занимали близкие позиции на левом фланге революционных событий. При этом Сологуб, принципиальный богоборец, был гораздо последовательнее соратников: в его понимании вся действительность была игралищем злой воли, являющей миру двусмысленный образ Богодьявола («Змий, царящий над вселенной»), и вся подлежала изничтожению: «подвиг. поэта в том, чтобы сказать тусклой земной обычности сжигающее нет; поставить выше жизни прекрасную, хотя бы и пустую от земного содержания форму». В итоге «славнейший подвиг и величайшая жертва — подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни».

Читайте также  Трудовые споры и порядок их разрешения

Разрушительный, богоборческий пафос вдохновляет бесчисленные «зажигательные» стихи Сологуба, появлявшиеся в сатирических журналах революционной поры «Зритель», «Сигнал», «Молот», «Вольница» и др. и отчасти собранные в его пятой книге стихов Родине (1906), а также его пропагандистские Политические сказочки (1906) — «жалящие пародии на духовенство и власть» (А. Белый). Своеобразную поэтическую экспозицию борьбы с реальностью мира представляют собой его самые знаменитые, шестой и седьмой стихотворные сборники Змий (1907) и Пламенный круг (1908). Его статья Я. Книга совершенного самоутверждения (1907) стилизована под библейские пророчества; программная поэма называется Литургия мне (1908).

Сологуб выдвинулся в первый ряд литераторов и стяжал всеобщее читательское признание после публикации его законченного в 1902 второго романа Мелкий бес, появившегося в 1905 в журнале «Вопросы жизни», а затем (1907) вышедшего несколькими изданиями и прочитанного, по словам Блока, «всей образованной Россией». Роман был воспринят как своевременное объяснение торжества реакции; мистификация обывательской стихии превращала российскую провинциальную действительность в некую дьяволическую свистопляску. Неподвластны ей оказывались лишь потаенные эротические игры отрока и отроковицы. Эту тему продолжают опубликованные в альманахах и сборниках новые романы Навьи чары (1907-1909) и Дым и пепел (1912-1913), в значительно переработанном виде объединенные под названием Творимая легенда и занявшие три последних тома 20-томного собрания сочинений Сологуба, законченного в 1914. Здесь всевластию обывательщины и мятежному разгулу противопоставляется апофеоз оторванного от действительности и сопричастного смерти творческого воображения. Скандальный успех романа был обусловлен его нарочитым эротизмом, критика это произведение единодушно осудила. В предвоенное время в центре внимания оказывается драматургия Сологуба, в которой мифологические и фольклорные сюжеты служат проповеди его излюбленных философических идей: трагедию Победа смерти (1907) ставит в театре Комиссаржевской В. Э. Мейерхольд; «пьесы-буффонады» Ночные пляски (1908) и Ванька Ключник и Паж Жеан (1908) — Н. Н. Евреинов.

Война и революции 1917 отодвинули творчество Сологуба далеко на задний план. Падению его славы и престижа способствовали его обильные ура-патриотические журнальные стихи, отчасти собранные в книге Война (1915). Февральскую революцию он восторженно приветствовал, большевистское переустройство действительности воспринял как очередное торжество зла и лжи, противопоставить которому можно было лишь упорное художественое творчество, что он и пытался делать в поэтических сборниках, включавших преимущественно новые стихи, — Одна любовь (1921), Фимиамы (1921), Свирель (1922), Чародейная чаша (1922), Великий благовест (1923). Выходили они ничтожными тиражами и никакого читательского интереса не вызывали. «Его никто не знал. Его нигде не ждали. Жизнь отвергала его», — вспоминал будущий председатель Союза советских писателей К. Федин. В Справке (1915) сообщается, что «прилежная работа над стилем и языком склоняла Сологуба» к художественному переводу. До войны ему особенно удались переводы драм Г. Клейста, осуществленные совместно с женой, переводчицей и критиком А. Н. Чеботаревской (1876-1921), а также стихотворения П. Верлена (1908) — итог 17-летней работы. В 1923 его переводы из Верлена вышли в дополненном и переработанном (далеко не всегда удачно) виде. Большей частью он переводил с французского и немецкого. Кандид Вольтера и роман Мопассана Сильна, как смерть и поныне печатаются в его переводах.

Оценивая творчество Сологуба через десять лет после его смерти, В. Ходасевич писал: «Вероятно, от Сологуба останется некоторое количество хороших и даже очень хороших стихов. В пантеоне русской поэзии он займет приличное место — приблизительно на уровне Полонского: повыше Майкова, но пониже Фета». К этому можно добавить, что около трети его стихотворного наследия до недавнего времени оставалось неопубликованным, а опубликованным стихам самые придирчивые критики не отказывают в своеобразии поэтической структуры, особой музыкальности и ритмическом богатстве.

1. 048 Федор Кузьмич Сологуб

Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников)
(1863—1927)

В предисловии ко второму изданию «Мелкого беса» автор написал: «Этот роман — зеркало, сделанное искусно. Я шлифовал его долго, работая над ним усердно. Ровна поверхность моего зеркала, и чист его состав. Многократно измеренное и тщательно проверенное, оно не имеет никакой кривизны. Уродливое и прекрасное отражаются в нем одинаково точно».

Художник точно определил суть своего творчества — уродливое и прекрасное он изображал вместе, на одном холсте, подчас одними и теми же красками, поскольку брал их уже смешанными самой жизнью. Причем не только в прозе, но и в поэзии.

Вся проза Сологуба поэтична, как редко у кого из поэтов, а поэзия так богата житейскими подробностями, что даст фору многим прозаикам.

Писатель, признанный критиками едва ли не «главным» декадентом русской литературы, мастером по описанию «обаяния смерти» (К. Чуковский), не открещивался от этого звания, но при этом заявлял, что декадентство — это болезнь и страдания духа «на краю трагических бездн», через которые этот дух может выразить себя в творчестве.

А еще он настаивал на том, что подлецов (главных персонажей декаданса) порождает «строй, который сильнее отдельных лиц». Сологуб полагал (как позднее японский писатель Ю. Мисима), что интерес к упадку только возвышает писателя. В этом он видел волю Бога, но одновременно признавал и прихоти дьявола.

В творчестве Сологуба поражает пессимизм, от которого многие герои писателя сводят счеты с жизнью; поражает абсурд провинциального бытия, блистательно описанный им за 10—20 лет до Ф. Кафки.

Однажды столичный прокурор даже возбудил уголовное дело против автора за «оскорбление нравственности» — возбудил явно поспешно, т.к. спустя 100 лет оскорблять стало нечего.

Будущий писатель родился 17 февраля (1 марта) 1863 г. в Санкт-Петербурге в бедной семье портного Кузьмы Афанасьевича и крестьянки Татьяны Семеновны Тетерниковых. Когда мальчику было 4 года, от чахотки умер отец, и мать вынуждена была пойти прислугой в семью вдовы коллежского асессора Агаповой.

В доме Агаповых интересовались литературой, искусством, и Федя тоже приобщился к театру, музыке и чтению книг; с 12 лет писал стихи. Там же он узнал все унижения, которые может испытать «кухаркин сын», слуга надменной госпожи. Перепадало отроку и от суровой мамаши, чаще всего розог.

В 15 лет Федор поступил в Петербургский учительский институт, окончив который он уехал учительствовать в северные губернии (Новгородскую, Псковскую, Олонецкую). 10 лет Тетерников провел в провинции, давшей ему образы, сюжеты и тональность его стихов и прозы. Не мог не повлиять на настроение и образ мыслей добросовестного учителя (за службу ему были пожалованы два ордена — Св. Анны и Св. Станислава) доклад министра просвещения И. Делянова «О сокращении гимназического образования» («Циркуляр о кухаркиных детях»), предписавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии малообеспеченных детей. Сей циркуляр был в русле контрреформ «народного царя» Александра III, негодовавшего: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!»

Все это время Тетерников занимался литературным творчеством. Первой публикацией Федора стала басня «Лисица и еж», напечатанная в детском журнале «Весна» (1884) за подписью «Те-рников». Через два года увидела свет и первая педагогическая статья «О городских училищах».

В 1892 г. Тетерников переехал в столицу, где 7 лет работал учителем в Рождественском, а затем учителем-инспектором в Андреевском городских училищах.

В 1893 г. в журнале «Северный вестник» появилось стихотворение «Творчество» под псевдонимом «Федор Сологуб», а затем и другие стихи, рассказы, переводы и рецензии писателя. Через три года вышли первые три книги Сологуба: «Стихи, книга первая», роман «Тяжелые сны» и «Тени» (объединенный сборник рассказов и второй книги стихов).

В дальнейшем писатель сотрудничал со многими столичными альманахами, журналами и газетами, особенно символистскими («Мир искусства», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы» и т.д.). Свою философию Сологуб выразил в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1906), подкрепив ее рядом произведений.

По воскресеньям в доме писателя много лет собирался литературный кружок, ставший центром литературной жизни Петербурга. Частыми гостями Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, А. Ремизов, К. Чуковский, А. Белый, В. Брюсов и др.

Писатель обладал потрясающей работоспособностью. Помимо «своего» он еще ежедневно писал статьи для газет на общественные, политические и педагогические темы.

В годы Первой русской революции Сологуб создал особый жанр — политические сказочки, пользовавшиеся большой популярностью у читателей (газетные публикации, а также «Книга сказок» и книга «Политические сказочки»). В них писатель сатирически изображал русскую государственность и утверждал правоту революции.

В 1905 г. был опубликован роман «Мелкий бес», вызвавший в обществе небывалый резонанс. Обыватели не могли не увидеть в главном герое учителе Передонове, который все обращал «в мерзость и грязь», себя — «Быть счастливым для него значило ничего не делать и, замкнувшись от мира, ублажать свою утробу».

Позднее писатель создал по роману одноименную пьесу.

После поражения революции и смерти горячо любимой сестры Ольги (1907), тяжело пережитыми писателем, Сологуб вышел в отставку и целиком посвятил себя литературному труду.

Многие знаменитые произведения писателя были опубликованы в эту тяжелую для Сологуба пору: поэтические сборники «Змий» и «Пламенный круг», сборники рассказов и легенд «Истлевающие личины» и «Книга очарований», пьеса-мистерия «Литургия Мне», программные теоретические статьи («Демоны поэтов», «Театр одной воли» и др.). Тогда же Сологуб сошелся с писательницей и переводчицей Анастасией Чеботаревской (официальный брак был заключен в 1914 г.).

Читайте также  Роль музыки в кинематографе

В 1909—11 гг. — пик славы Сологуба. Вышло 12-томное Собрание сочинений писателя, на сцене ставились его пьесы, на новой квартире, из которой Чеботаревская устроила салон, собирался театральный, художественный и литературный бомонд, устраивались специальные вечера А. Ахматовой, С. Есенина, И. Северянина.

По свидетельству А. Белого, Сологуб вошел в «четверку наиболее знаменитых писателей», наряду с М. Горьким, Л. Андреевым и А. Куприным. В 1913 г. Сологуб, как теоретик символизма, занялся публичным чтением своих лекций.

С лекциями «Искусство наших дней» и «Россия в мечтах и ожиданиях» писатель за четыре года объездил всю страну вдоль и поперек, а также выезжал с ними в Берлин и Париж.

В дюжине многомесячных турне Сологуба сопровождала его жена, а также несколько раз И. Северянин.

Перед Первой мировой войной появилось 20-томное Собрание сочинений Ф. Сологуба, в которое вошли новые рассказы «Неутолимое», стихи «Очарования земли», трилогия «Творимая легенда».

Февральскую революцию Сологуб принял с воодушевлением, а к Октябрьской отнесся настороженно, однако не счел возможным бросить свою общественно-литературную деятельность.

В 1917—18 гг. писатель организовал и руководил Союзом деятелей искусства, а затем и Союзом деятелей художественной литературы.

В 1919 г. псевдоним Сологуб стал официальной фамилией писателя. Захотев выехать с женой за границу, Сологуб долго добивался получения заграничного паспорта, но после гибели жены (она по причине душевного расстройства утопилась в реке), решил остаться в России.

Последним романом в творчестве писателя стал «Заклинательница змей», а последним сборником рассказов — «Сочтенные дни» (оба 1921). Поэтических же сборников еще вышло несколько: «Небо голубое», «Фимиамы», «Одна любовь», «Чародейная чаша» и др.

В 1920-е гг. Сологуб очень много занимался переводами, ставшими классическими: романы и рассказы Вольтера, Мопассана, де Ренье, Бальзака, пьесы фон Клейста, стихи Верлена, немецких поэтов-экспрессионистов, «Кобзарь» Шевченко…

За выдающиеся заслуги Сологуб был избран почетным председателем секции переводчиков Петербургского отделения Всероссийского Союза Писателей (ВСП), затем председателем секции детской литературы, и наконец, председателем правления Петербургского отделения ВСП.

В 1924 г. было организовано чествование 40-летия творческой деятельности Сологуба в Александринском театре, а Ленинградская Ассоциация неоклассиков выбрала писателя своим председателем.

«Это торжество парадоксально оказалось прощанием русской литературы с Федором Сологубом: никто из тогдашних поздравителей, равно как и сам поэт, не предполагал, что после праздника больше не выйдет ни одной его новой книги».

5 декабря 1927 г. после тяжелой продолжительной болезни Сологуб скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), рядом с женой. Поэт предчувствовал (или предопределил?) свою «декабрьскую» смерть, за 14 лет до нее написав:

Каждый год я болен в декабре.
Не умею я без солнца жить.
Я устал бессонно ворожить.
Я склоняюсь к смерти в декабре —
Зрелый колос, в демонской игре
Дерзко брошенный среди межи.
Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить.

P.S. Натурализм, символизм, декадентство — слова, слова, слова. А еще вернее — пустые звуки, не имеющие никакого отношения ко многим стихам Сологуба. Их лучше не анализировать, а читать про себя, закрыв двери от мира и распахнув им свою душу.

Равно для сердца мило,
Равно волнует кровь —
И то, что прежде было,
И то, что будет вновь,
И темная могила,
И светлая любовь.

А то, что длится ныне,
Что мы зовем своим,
В безрадостной пустыне
Обманчиво, как дым.
Томимся о святыне,
Завидуем иным.

Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

Сологуб, Федор (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова, род. в 1863 г.) — поэт и беллетрист, один из виднейших представителей русского символизма, автор многочисленных сборников стихов и романов. Все особенности творчества Сологуба, как беллетриста, проявлены особенно полно в романе «Навьи чары», наполненном бледными отвлеченными символами и невероятными и художественно-неубедительными событиями. Вместе с тем «Навьи чары» представляют собой и художественный манифест Сологуба, очень популярную в свое время формулу художественного творчества: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт». Несколько особняком стоит роман Сологуба «Мелкий бес», — одно из крупнейших произведений русского символизма. Почти бредовые образы этого романа насыщенно-символичны и вместе с тем подлинно реальны. Роман дает жуткую картину мелочности, тупой и томительной скуки и пошлой обывательщины дореволюционной провинции. В произведениях Сологуба очень силен эротический элемент.

Сологуб (Тетерников) Федор Кузьмич (1863/1927) — российский писатель. Принадлежал к кругу петербургских символистов. Сборник стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма, мистическим содержанием. В романе «Мелкий бес» (1905) на примере русской провинциальной жизни — гротескное изображение человека. Занимался переводами.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 276.

Федор Сологуб. 1910 год.

Сологуб (псевд.: наст. фамилия — Тетерников) Федор Кузьмич (17.02[1.03].1863—5.12.1927), писатель. Родился в Петербурге в бедной семье (отец — портной, мать — крестьянка). Окончив в 1882 учительский институт, 25 лет преподавал математику. Первые стихи напечатал в 1884. Принадлежал к символистам «старшего» поколения (вместе с З. Гиппиус, Н. Минским, И. Анненским, К. Бальмонтом, В. Брюсовым). Исключительное влияние на творческое сознание Сологуба оказали годы пребывания в провинции (1882—92). Картины провинциального быта с большой силой нарисованы в его романах. Герой автобиографического романа «Тяжелые сны» (1896) учитель Логин, мечтатель, бессильный перед враждебной средой, в следующем и лучшем романе Сологуба «Мелкий бес» (1907) сменяется мрачной фигурой учителя Передонова, пакостника, доносчика, обывателя, воплощающего все пошлое и подлое, что виделось Сологубу в жизни и человеке. Гротескно-заостренный образ Передонова стал нарицательным.

В романе «Творимая легенда» (1914) Сологуб пытается противопоставить пошлости передоновых преобразующую силу мечты и искусства. Главный герой романа Триродов — педагог, поэт, всесильный «колдун», утопическое «я» автора — антипод Передонова, торжествующий над ним в фантастическом мире «творимой легенды». Элементы реалистического гротеска причудливо сочетаются здесь с мистикой, эротикой, болезненной фантастикой, характерными для многих созданий Сологуба. В романах «Слаще яда» (1912) и «Заклинательница змей» (1921) изображены трагические судьбы двух женщин — «мещаночки» Шани Самсоновой и работницы Веры Карпуниной, заставившей фабриканта передать свое состояние рабочим и убитой ревнивым женихом. Выделяются рассказы Сологуба о детях, отмеченные лиризмом и знанием детской психологии.

Противопоставление мечты и действительности характеризует и поэзию Сологуба («Ветер тучи носит, / Носит вихри пыли, / Сердце сказки просит, / И не хочет были…»). В своих стихах рисует призрачные миры («звезда Ойле»), противопоставляет грубой Альдонсе прекрасную Дульцинею, воспевает смерть как освободительницу от пошлости, прославляет чувственную любовь, в которой видит единственное светлое начало. Во многих стихотворениях — индивидуалистическое утверждение всесильной творческой личности. В стихах Сологуба сказалась его любовь к родной земле («Милее нет на свете края, о родина моя. », «…Тебе, отчизна, стон и радость, и безнадежность, и покой…»). Отличающаяся значительным мастерством, поэзия Сологуба в целом стоит выше его прозы, за исключением романа «Мелкий бес».

Лирику Сологуба ценили А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. Стих его — неяркий, певучий, «традиционный». Избегая резких рифм, поэт широко пользуется аллитерацией, внутренней рифмой, прозаизмами, образами фольклора. Большое воздействие на Сологуба-поэта оказали французские символисты, особенно П. Верлен, стихи которого он мастерски переводил (два изд. — 1908 и 1923).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Сологуб (настоящая фамилия — Тетерников) Федор Кузьмич (1863 — 1927), прозаик, поэт.

Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье (отец — портной, бывший крепостной, мать — крестьянка).

В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.

Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).

В 1882 — 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.

Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман «Тяжелые сны», который в 1895 был опубликован в «Северном вестнике».

В «Северном вестнике» в 1893 — 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из них — переводы из Верлена), три рассказа («Тени»; «Червяк»; «К звездам»), пять статей на общественные темы, множество рецензий.

Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала «Северный вестник» (Минский, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др.). В 1895 — 96 выходят его первые сборники: «Стихи. Книга первая», «Тени. Рассказы и стихи». Сологуб занимает в литературе «такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя» (З.Гиппиус).

Выходят его книги стихов («Змий. Стихи. Книга шестая», 1907; «Пламенный круг», 1908) и рассказов («Книга разлук», 1908; «Книга очарований», 1909). В эти годы выступает и как драматург («Дар мудрых пчел», 1907; «Победа смерти» и «Ночные пляски», 1908, и др.).

Вершиной его прозы стал знаменитый роман «Мелкий бес», написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман «Навьи чары».

В 1910 — 1912 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник «Соборный благовест», 1921).

Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 — председателем секции детской литературы, в 1926 — председателем правления Союза, входит в редколлегию «Всемирной литературы». В эти годы выпускает ряд сборников стихов. 5 декабря 1927 Ф.Сологуб скончался в Ленинграде.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Обложка романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес»,
изданного на прародине романа и прототипов его главных героев.

Далее читайте:

Сочинения:

Стихотворения. Л., 1939 (Б-ка поэта. М. серия);

Стихотворения. Л., 1978 (Б-ка поэта. Б. Серия);

Свет и тени: Избр. проза. Минск, 1988;

Тяжелые сны. Л., 1990;

Творимая легенда. М., 1991;

Из дневника (Неизд. стихотворения) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993;

Неизданный Федор Сологуб. М., 1997.

Мелкий бес. Заклинательница змей: Рассказы. М., 1991;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: