Феномен креативности, как фактор успеха - ABCD42.RU

Феномен креативности, как фактор успеха

Читать реферат по менеджменту: «Феномен креативности, как фактор успеха» Страница 1

2 Введение Последние десять лет исследователи и практики активно говорят о нарастании скорости изменения окружения современных организаций. Поэтому проблема эффективного осуществления изменений в организациях является, пожалуй, самой важной для их руководителей на сегодняшний день.

В настоящее время не существует единой позиции в определении понятия «организационные изменения». В представляемом исследовании использовалось определение организационных изменений, предложенное В.М. Матиашвили. Он рассматривает их как комплекс мероприятий сознательно осуществляемых на плановой основе, реализуемых в масштабе всей организации или ее подразделений, управляемых менеджментом организации, имеющих своей целью повышение эффективности и рост стоимости компании, использующих специальные технологии и методики на основе бихевиористских наук. Влияние креативности на эффективность Менеджеры по продажам именно так называется самая востребованная профессия на современном рынке труда. Многочисленные сайты и газеты пестрят объявлениями по поиску менеджеров по продажам. Работодатели предъявляют к кандидатам различный перечень требований, но одна характеристика встречается практически во всех подобных объявлениях. И этой характеристикой является креативность. Тема креативности уже давно встречается как в теоретических, так и экспериментальных исследованиях.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как зарубежные (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Э. де Боно, М.Рорбах А. Ротенберг, Р.Мэй, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж. Рензулли, А.Танненбаум, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.), так и отечественные исследователи (С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, А.В. Брушлинский, В.Н. Дунчев, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Л.Б. Ермолаева-Томина, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская и др.). Но несмотря на большой и давний интерес к проблеме креативности, остается большое количество нерешенных вопрос: нет единого определения данного понятия, неизвестными остаются факторы формирования креативности, пределы до которых можно развить креативность, связь креативности с другими личностными характеристиками, и тем более не разработан вопрос о влиянии креативности на различные виды профессиональной деятельности. В своем исследовании мы как раз и постараемся изучить влияние креативности на эффективность профессинальной деятельности менеджера по продажам. В данной работе мы будем опираться на определение креативности, данное Дж. Гилфордом, который понимал креативность как способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Так как деятельность менеджера по продажам непосредственно связана с межличностным общением, в котором просто не возможно продумать все варианты развития событий в общении с клиентом, то способность решать проблемные ситуации, отклоняться от стереотипных форм мышления кажутся нам не просто желательными качествами личности в данном виде деятельности, а профессионально важными. Исходя из этого, можно предположить, что чем выше уровень развития креативности, тем эффективнее будет деятельность менеджера по продажам. Как же обстоит дело на самом деле, нам предстоит выяснить в нашем исследовании.

В качестве гипотезы выступало

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Креативность как фактор успешности учителей. Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться : на продукты, создаваемые. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемФаина Батюнькова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Креативность как фактор успешности учителей. Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться : на продукты, создаваемые.» — Транскрипт:

1 Креативность как фактор успешности учителей

2 Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться : на продукты, создаваемые благодаря ей : креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное на процессы : креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие на личностные качества : креативность как открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности на внешние условия : креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху. Креативность

3 Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

4 Особенности креативной личности : когнитивные ( чувствительность к необычному, уникальному, единичному ; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно ; память на редкие события ; развитые воображение и фантазия ; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.); эмоциональные ( высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности ); мотивационные ( потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости ); коммуникативные ( инициативность, склонность к лидерству, спонтанность ).

5 Признаки, характеризующие творческую личность : 1. Осознанность 2. Оригинальность 3. Независимость 4. Склонность к риску 5. Энергичность 6. Артистичность 7. Заинтересованность 8. Чувство юмора 9. Тяга к сложности 10. Непредубежденность 11. Потребность в одиночестве 12. Интуитивность

6 Среди условий, стимулирующих развитие креативности выделяют следующие : ситуации незавершенности или открытости разрешение и поощрение множества вопросов ; стимулирование ответственности и независимости ; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях. Препятствуют развитию креативности : избежание риска ; стремление к успеху во что бы то ни стало ; жесткие стереотипы в мышлении и поведении ; преклонение перед авторитетами. Условия развития креативности

7 Этапы творческого процесса Е. Торренс выделял в творческом процессе такие этапы : 1. Восприятие проблемы ; 2. Поиск решения ; 3. Возникновение и формулировка гипотез ; 4. Проверка гипотез и при необходимости их модификация ; 5. Получение результата. Креативное решение проблемы обычно происходит через феномен инсайта внезапного интуитивного озарения, понимания сути ситуации в новом ракурсе.

8 Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Мозговой штурм. Автор — Алекс Осборн. Идея Обсуждение Дополнение Анализ Новая идея

9 Проблема ПРОБЛЕМА Шесть шляп. Автор — Эдвард де Боно. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Подведе -ние итогов Анализ цифр и фактов Позитив — ные стороны Эмоции Новые идеи Новые идеи Негатив

10 Ментальные карты. Автор — Тони Бьюзен. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Ключевое понятие Ассоциации

11 Синектика. Автор — Уильям Гордон. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Объект Прямые аналогии Непрямые аналогии ( отрицание прямых ) Сопоставление цели, объекта и непрямых аналогий

12 Метод фокальных объектов. Автор — Чарльз Вайтинг. Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Методики развития креативности ( поиск новых идей )

13 Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Объект Признак 1 Признак 2 Новый признак 1 Новый признак 2 Новый объект

14 Непрямые стратегии. Авторы — Брайан Эно и Питер Шмидт. Берется колода карт, на которых записан набор команд. Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карт и пытаться следовать ее указаниям. Методики развития креативности ( поиск новых идей )

15 Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Методики развития креативности ( поиск новых идей )

16 Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей : их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. Методики развития креативности ( поиск новых идей )

Читайте также  ОРВИ у детей

Креативность – врожденное качество или психологический фактор?


Ты можешь быть талантлив, иметь специальное образование, обладать всеми необходимыми для фрилансера качествами. Однако если у тебя отсутствует та самая черта, которая делает тебя уникальным, о признании и популярности можно забыть.

Креативность – черта, позволяющая выделяться на фоне других, независимо от того, являешься ли ты специалистом-одиночкой или же речь идет о целой команде.

Не спорю, статей на эту тему написано предостаточно, начиная от обычного процесса придумывания идей и заканчивая факторами, которые блокируют наш творческий потенциал. Однако сегодня мне хотелось бы рассмотреть креативность с психологической стороны, и найти ответы на некоторые вопросы.

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ КРЕАТИВНЫМ?

Существует заблуждение, что человек либо обладает креативностью, либо она напрочь у него отсутствует. Это неправда!

Любой человек может мыслить креативно, и способен обучиться тому, как использовать свою креативность. Все, что для этого нужно, попытаться взглянуть на свою жизнь и работу, как на непрекращающийся творческий поиск. Жизнь, где любое препятствие, возникающее на пути, имеет креативное решение.

Мы предлагаем вам несколько полезных стратегий, которые вы можете использовать ежедневно, чтобы объединить повседневную жизнь и творчество.

Мыслите иначе

Каждый раз, когда вы беретесь за новую задачу или проект, выделите достаточно времени для того, чтобы хорошенько обдумать все возможные решения и пути реализации. Постарайтесь придумать настолько много решений, насколько это возможно, даже если они будут самыми странными и сумасшедшими. Размышляя об альтернативных решениях и том, как бы это могло быть по-другому, вы удваиваете свои творческие способности, тем самым повышая свою креативность и заставляя мозг генерировать куда более интересные идеи.

Не останавливайтесь думать о возможных решениях, которые можно было сделать, и после выполнения задачи. Это станет хорошим опытом и поможет в работе над следующим проектом.

Не ограничивайте себя во времени

Бытует мнение, что чем больше на человека давить, тем сильнее будет работать его креативность. Безусловно, человек может придумать что угодно, даже самое невероятное, находясь под давлением, вот только подходит это лишь для чрезвычайных жизненных ситуаций, но не для творчества.

Работая над новым проектом, дайте себе немного времени, чтобы подумать и найти наиболее креативное решение.

Этот период, называемый инкубационным, является ключевым в творческой работе. Не загоняя себя в жесткие временные рамки, вы даете мозгу возможность принять всю полученную информацию и обработать ее, чтобы выдать интересные решения.

Помните, если не давать мозгу информацию, то вы не сможете получить нужную вам отдачу.

К слову сказать, оптимальным вариантом в этом случае будет немного вздремнуть. Ученые выяснили, что сон помогает лучше усвоить информацию и понять задачу, поэтому если вы столкнулись с творческими проблемами – просто оставьте ненадолго работу и дайте своему мозгу отдохнуть.

Смотрите на вещи с другой стороны

Одна из наиболее успешных творческих стратегий – посмотреть на задачу чужими глазами.

Один из исследовательских опытов показал, что человек способен мыслить более креативно, когда видит проблему со стороны. Так, например, группе креативных людей предложили придумать способ выбраться из тюрьмы, самим находясь в ней. Затем они же должны были придумать способ побега для другого человека, находящегося за решеткой. В результате выяснилось, что самые креативные идеи были придуманы именно во втором случае, когда человек не был психологически заключен в тюрьме.

Когда вы сталкиваетесь с проблемами, которые не можете решить, постарайтесь посмотреть на нее глазами человека, чья точка зрения в корне отличается от вашей. Возможно, именно так вы найдете оптимальное решение.


Изучайте и набирайтесь опыта

Мы уже говорили выше о том, что если мозг не получает информацию, то ему нечего дать вам взамен. Именно поэтому необходимо постоянно давать своему мозгу пищу для размышления.

Наилучшей способ увеличить свои креативные способности это изучать различные культуры, набираться опыта, порой даже неожиданного. В конце концов, даже самая незначительная информация может проложить новый путь использования тех или иных идей. Кстати, плохой опыт так же может стать полезным для развития вашей креативности.

Никогда не стойте на месте и давайте своему мозгу впадать в застой. Это загонит вас в ловушку, из которой довольно сложно выбраться. Смотрите фильмы, путешествуйте, читайте сумасшедшие книги и посещайте выставки. Все это стимулирует вашу креативность, как нельзя лучше.

Используйте свои эмоции

Безусловно, чем лучше настроение, тем легче и эффективнее идет работа. Не находясь в состоянии депрессии, вы способны значительно лучше придумывать идеи и различные решения для поставленных задач. Однако, даже плохое настроение или же конфликтная ситуация могут быть использованы для развития креативности.

Если ваши эмоции зашкаливают, независимо от того положительные они или отрицательные, попробуйте их направить в нужное русло.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ГЕНИАЛЬНЫЕ УМЫ?

Трудно не согласиться, что у всех гениальных людей, есть что-то общее. То, что сделало их таковыми. Гениальность может быть не только врожденным качеством, но и наработанным с годами навыком. Так, что же их объединяет?

Режим дня и четкое следование ему

Будучи человеком творческим, вам необходимо соблюдать определенный режим дня и стараться придерживаться его. Так, например, известный немецкий философ Иммануил Кант ежедневно вставал в 5 утра, но это вовсе не значит, что и вы должны просыпаться рано утром, но выработать свой собственный график все же придется.

У каждого человека есть свои часы для работы – их возможно определить лишь путем проб и ошибок. Однако в результате вы сумеете выработать свой режим, который позволит вам стать максимально продуктивным. При этом не стоит забывать, что планирование своего свободного времени, не менее важно, чем рабочего.


Понимание того, что им не нравится

Успешен и гениален тот человек, который легко плывет против течения. Креативные люди никогда не следуют абсурдным правилам, не имеющим смысла, и всегда пытаются их нарушать, если те препятствуют их целям.

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, научитесь понимать правила и то, как вы можете их обойти, но не нарушить. Однако если что-то мешает вам в вашей работе и самовыражение, следует разобраться – нужно ли придерживаться этих правил.


Риск и неудачи

Без риска никогда не будет творчества! Пробуя что-то новое, вы невероятно рискуете и возможно потерпите неудачу, но если задуманное получится, то это может стать ошеломляющим успехом.


Все гениальные люди рисковали в своей жизни, сталкивались с неудачами, отличавших их от других. Но именно так они стали гениальными.

Бояться неудач означает бояться творчества, потому как только человек, который готов потерпеть провал, может абсолютно расслабиться, набраться уверенности в себе и своих силах, свободно самовыражаться и в итоге добиться успеха.

Отсутствие страха задавать вопросы

Основа любого творческого успеха заключается в умение признавать свое незнание тех или иных вещей. В то время как самонадеянность приведет вас к полному застою.

Если вы хотите быть действительно креативным и походить на самых гениальных людей, то не бойтесь быть любознательным и задавать вопросы, не думая о том, как будите выглядеть в чужих глазах.

Не забывайте, что ваша креативность растет вместе со знаниями, которые вы получаете от окружающего мира и людей. Чем больше опыта и знаний впитает в себя ваш мозг, тем больше креативных идей он сможет рождать.


Следовать за мечтой

Не слушайте, что вам говорят делать, следуйте за мечтой и делайте то, что хотите.

Читайте также  Способы укладки волос

Все великие люди стали таковыми, потому что занимались любимым делом. Только истинная страсть к тому, что делаешь, может сделать человека нереально креативным, даже тогда, когда он полностью перестает думать о работе – мозг сам непроизвольно генерирует все новые и новые идеи.

Совершенствуя себя и свои навыки – вы развиваете вашу креативность!

Феномен креативности, как фактор успеха

Последние десять лет исследователи и практики активно говорят о нарастании скорости изменения окружения современных организаций. Поэтому проблема эффективного осуществления изменений в организациях является, пожалуй, самой важной для их руководителей на сегодняшний день.

В настоящее время не существует единой позиции в определении понятия «организационные изменения». В представляемом исследовании использовалось определение организационных изменений, предложенное В.М. Матиашвили. Он рассматривает их как комплекс мероприятий сознательно осуществляемых на плановой основе, реализуемых в масштабе всей организации или ее подразделений, управляемых менеджментом организации, имеющих своей целью повышение эффективности и рост стоимости компании, использующих специальные технологии и методики на основе бихевиористских наук.

Влияние креативности на эффективность

Менеджеры по продажам именно так называется самая востребованная профессия на современном рынке труда. Многочисленные сайты и газеты пестрят объявлениями по поиску менеджеров по продажам. Работодатели предъявляют к кандидатам различный перечень требований, но одна характеристика встречается практически во всех подобных объявлениях. И этой характеристикой является креативность. Тема креативности уже давно встречается как в теоретических, так и экспериментальных исследованиях.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как зарубежные (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Э. де Боно, М.Рорбах А. Ротенберг, Р.Мэй, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж. Рензулли, А.Танненбаум, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.), так и отечественные исследователи (С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, А.В. Брушлинский, В.Н. Дунчев, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Л.Б. Ермолаева-Томина, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская и др.). Но несмотря на большой и давний интерес к проблеме креативности, остается большое количество нерешенных вопрос: нет единого определения данного понятия, неизвестными остаются факторы формирования креативности, пределы до которых можно развить креативность, связь креативности с другими личностными характеристиками, и тем более не разработан вопрос о влиянии креативности на различные виды профессиональной деятельности. В своем исследовании мы как раз и постараемся изучить влияние креативности на эффективность профессинальной деятельности менеджера по продажам. В данной работе мы будем опираться на определение креативности, данное Дж. Гилфордом, который понимал креативность как способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Так как деятельность менеджера по продажам непосредственно связана с межличностным общением, в котором просто не возможно продумать все варианты развития событий в общении с клиентом, то способность решать проблемные ситуации, отклоняться от стереотипных форм мышления кажутся нам не просто желательными качествами личности в данном виде деятельности, а профессионально важными. Исходя из этого, можно предположить, что чем выше уровень развития креативности, тем эффективнее будет деятельность менеджера по продажам. Как же обстоит дело на самом деле, нам предстоит выяснить в нашем исследовании.

В качестве гипотезы выступало предположение о том, что эффективные менеджеры по продажам обладают высоким уровнем креативности. Исходя из цели, базой исследования была выбрана организация, предоставляющая на рынок рекламные услуги в виде печатной продукции. Основной штат организации составляют менеджеры по продажам рекламных площадей в различных печатных изданиях. Исследование проводилось в течение месяца. Общее число испытуемых составило 90 человек. Стоит отметить, что в исследовании принимали участие менеджеры по продажам, работающие в компании не менее одного года и при устройстве на работу прошедшие психологическое тестирование и собеседование.

На первом этапе исследования были отобраны экспериментальная и контрольная группы. В качестве критерия выступала эффективность специалистов по продажам, за которую принимался средний арифметический показатель продаж за последние полгода. Соответственно, в экспериментальную группу попали менеджеры с высоким показателем продаж, а в контрольную с низким показателем.

На втором этапе мы выявляли уровень креативности всех испытуемых с помощью следующих методик: тест творческого мышления Ф.Вильямса для диагностики таких показателей креативности как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность; тест творческого мышления Е. П. Торренса для диагностики вербальной (словесное творческое мышление) и невербальной креативности (изобразительное творческое мышление). Для обработки данных был использован t-критерий Стьюдента (для сравнения средних выборочных значений) и критерий Фишера. Были получены следующие результаты: найдены значимые различия в инегральной оценке уровня креативности по обеим методикам у эффективных и неэффективных менеджеров по продажам. Значимых различий по отдельным шкалам тестов творческого мышления выявлено не было. Причем эффективные менеджеры обладали средним уровнем креативности, а неэффетивный менеджеры обладали высоким или низким уровнем креативности.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы. Выделенные нами эффективные менеджеры по продажам обладают средним уровнем креативность, а не высоким, как предполагалось ранее. Неэффективные же обладают низким или высоким уровнем креативности. Эти данные свидетельствуют о том, что для данной сферы деятельности, творческий подход к решению проблем (умение переходить от одной категории к другой, поиск необычных, оригинальных, нестандартных решений, отступление от очевидного, общепринятого) являются профессионально важными лишь при среднем уровне развития. Низкий и высокий уровень развития креативности наоборот приводят к снижению эффективности деятельности менеджера по продажам. Попытаемся объяснить полученные данные. То, что низкий уровень креативности отрицательно сказывается на эффективности деятельности достаточно понятно, так как человеку со стереотипным шаблонным мышление трудно справляться с новыми ситуациями, возникающими в профессиональной деятельности. Сложнее обстоит дело с высоким уровнем креативности, который так же снижает эффективность деятельности менеджер по продажам. Возможно, что это происходит из-за того, что повышение креативности связано с установкой на проблемность восприятия окружающего мира, поиск многообразных решений, что осложняет процесс окончательного принятия решения и сопровождается повышением восприимчивости, чувствительности, впечатлительности.

Что возможно в свою очередь приводит к повышению депрессивности, агрессивности, т.е. некой невротизации личности. А данные характеристики уже отрицательно влияют на процесс межличностного взаимодействия, снижая тем самым эффективность деятельности менеджера по продажам.

Проанализировав результаты проведенного исследования, можно дать ряд рекомендаций психологу (HR-менеджеру), который осуществляет отбор менеджеров по продажам. Необходимо обращать внимание на креативность человека, так как она является профессионально важной чертой, но при этом помнить, что лишь средний уровень креативности способствует эффективной профессиональной деятельности, а низкий и высокий значительно снижают ее. Осторожно стоит относиться к тренингам (которые очень часто используются при обучении персонала), направленным на повышение уровня креативности у менеджеров по продажам, так как это может привести к слишком высокому уровню развития креативности, что, как уже известно, снижает эффективность деятельности. Так же хотелось бы отметить важность дальнейшего сопровождения работающих менеджеров по продажам, необходимость проводить диагностику персонала, с целью регистрации их актуального развития, выявления имеющихся проблем, позволит выбирать наиболее эффективные пути дальнейшего развития, прогнозировать кризисных периоды профессионального и личностного роста, грамотно выстраивать обучение молодых специалистов по продажам.

Феномен креативности, как фактор успеха

Определяя природу творчества, ученые рассматривают этот феномен как важнейший аспект личности, переходящий на более высокий интеллектуальный уровень. В структуре творчества обращается внимание на его психологические основы: мышление, воображение, эмоции и чувства; мотивационные компоненты (интересы, склонности, способности, потребности), воля и др. Творческие функции мышления, отмечает И.В. Страхов, выражаются не только в зените творческой мысли, в творческом ее взлете в работе выдающихся ученых, художников, изобретателей, но и в текущей работе и взрослых, и детей, и в учебной деятельности, всюду, где проявляется самостоятельность мысли, творческая инициатива, оригинальность суждения, поисково-интеллектуально-волевое внимание, воспроизведение и творческое воображение, активная форма мысли и многие другие свойства познавательной и практической деятельности [1, с. 80]. Как видим, в подробном описании структуры творчества ученый охватывает всю личность в целом, ее мотивационно-потребностную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферы.

Читайте также  Основы исследовательской деятельности

Ведущей составляющей творчества является интеллект. Существует множество определений этого понятия: «Интеллект в широком значении – вся познавательная деятельность, в более узком – наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека» [2]. Интеллектуальные способности позволяют человеку раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них (например, рефлексия, саморегуляция), предвидеть наступающие изменения, приспосабливаться к новым ситуациям и активно преобразовывать действительность.

По мнению М.А. Холодной, умственные способности имеют в своей основе организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек по-своему видит, понимает, истолковывает окружающий мир [3].

Ключевым в интеллекте является мышление, особенно творческое, в результате которого человеком успешно решается новая задача, которую он раньше никогда не решал, или известная задача решается необычным, новым, весьма оригинальным способом [4, с. 273].

Творческим может быть любой вид мышления (теоретическое и практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Творческое мышление отличается нестандартностью, оригинальностью решения задач и ситуаций. Творчески мыслящий человек – это, как правило, неординарная личность, не похожая на большинство людей, это критически настроенный человек, который склонен не принимать всё на веру.

В зарубежной психологии имеется множество исследований структуры интеллекта на основе разных тестовых методик:

– факторный анализ (Ч. Спирмен, Л. Терстон, Э. Торндайк);

– выявление операций умственной деятельности (Дж. Гилфорд);

– изучение видов интеллекта (Т. Айзенк).

Творчество объемлет все сферы личности, процесс деятельности и ее результат. Творчество человека связано с трудом, который характеризуется высокой активностью, сознательностью и социокультурной обусловленностью этой активности. Это особенно выражается в целеполагании и волевой установке.

В научной литературе обсуждается проблема – какими свойствами должна обладать творческая личность. Суммируя данные ряда литературных источников о творчестве, можно выделить следующие свойства: воодушевленность, восприимчивость, самостоятельность мышления, удовольствие от внезапно возникшей идеи; способность оперировать противоречивой информацией; высокая интуиция, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность сложившейся ситуацией; рефлексивность; мотивированность; высокий уровень энергии и др. (Бескова И.А., Касовин И.Т., Дружинин В.Н.) [5; 199].

В творческом процессе, отмечают ученые, функционируют как продуктивные, так и репродуктивные элементы, даже рутинные действия и приемы. В творческой деятельности наблюдаются взаимопереходы между продуктивными и репродуктивными действиями.

Творческий процесс осуществляется поэтапно. Мы уже отмечали, что попытку описать модель этого процесса предприняли гештальт-психологи. Наиболее логичная поэтапная творческая деятельность представлена во многих психологических исследованиях. Эта деятельность имеет 4-звеньевую модель:

1. Подготовительная стадия – формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация идеи – временный отказ от попыток решения задачи, переключение внимания на другие вопросы.

3. Озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы.

4. Проверка – испытание и реализация решения [5].

Изложенные этапы творческого процесса взаимосвязаны, в них принимают участие сознательные и неосознанные психические процессы.

Ключевой момент творческого процесса – озарение, инсайт. Исследователь, долго вынашивавший какие-то идеи, вдруг видит проблему под другим углом зрения. Существовавшие противоречия (неполнота проблемной ситуации) снимается, сменяясь логикой полученного результата. При этом субъект испытывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Целостная концепция творчества как психического процесса предложена российским психологом Я.А. Пономаревым [6, с. 21-25]. Он рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе – постановке проблемы – активно работает сознание; затем, на этапе решения, «принимает участие» бессознательное; на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения, вновь активизируется сознание. Таким образом, в творческом акте, по Я.А. Пономареву, принимают участие как логические, так и интуитивные сферы интеллекта.

Определенный вклад в изучение психологии творчества вносят ученые, занимающиеся исследованием проблемы креативности. Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы этот термин получил широкое распространение в науке и практическом применении, вытеснив словосочетание «творческие способности».

Не углубляясь подробно в историю и сущностную характеристику понятия «креативность» (заметим, что их около 60), в контексте данного подраздела рассмотрим психологию этого феномена.

Отметим, что в психологии существует множество взаимосвязанных подходов к пониманию креативности:

• креативность как творческий процесс (И. Спирмен, К. Дункер, А. Матейко),

• как интеллектуальная или творческая способность (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин),

• личностная категория (К. Роджерс, А. Маслоу, Я.А. Пономарев) и др.

Большинство психологов солидарны в том, что креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает мыслительные операции и личностные качества, необходимые для способности к творчеству.

Б.П. Торренс, отмечая, что креативность не специальная, а общая способность, акцентирует внимание на том, что она базируется на задействовании общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Б. Торренс полагает, что креативность проявляется при постановке проблемы, поиске путей ее решения, возникновении и проверке гипотез, нахождении результата.

К. Роджерс, считая креативность одной из характеристик полноценной личности, обращает внимание на мотивацию, интеллектуальную активность субъекта.

В.В. Давыдов утверждает, что психика человека – это сознание, формирование и актуализация которого в деятельности и общении порождает и подсознание, и бессознательное, и все осознаваемые им его же собственные силы: чувственность, воображение, волю, внимание и т.д. Ученый подчеркивает, что в творческом процессе принимают участие как сознательные, так и бессознательные акты [7, с.17-29].

Д.Б. Богоявленская, исследуя процессы креативности, считает, что важнейшими компонентами в них являются мотивы и цели человека. Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т.е. увлеченность изучаемым предметом, поглощенность деятельностью. Здесь можно говорить, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это, по мнению автора, и есть творчество [8, с. 144-146].

Д.Б. Богоявленская вводит понятие «креативной активности», которая обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям и др.

Креативность как творческая созидательная деятельность, имея в своей основе наследственные задатки, находится под влиянием мировоззренческих позиций личности, ее ценностных ориентаций, что в целом определяет активность субъекта.

Мировоззренческие представления личности с высоким творческим уровнем продуктивности выводит ее на духовные уровни развития. Таким людям присущ выход на Вселенские категории, размышления о смысле жизни добре и зле с философской точки зрения.

Таким образом, исследования ученых о креативности вносят определенный вклад в изучение психологии творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: