Философия Бертрана Рассела - ABCD42.RU

Философия Бертрана Рассела

«Теории»: Язык, отражающий реальность. Философия Бертрана Рассела

Идеалисты vs Эмпирики

Чтобы вполне воспринять философские идеи Бертрана Рассела, необходимо учитывать сложившуюся в начале XX века ситуацию в академической британской среде. Эта ситуация была ознаменована напряженной коллизией между эмпириками и идеалистами. Напомним, что традиционная английская философия, начиная с Фрэнсиса Бэкона, всегда тяготела к эмпирической методологии познания. И только небывалая в мире философии популярность Гегеля оказала сильное влияние на английскую мысль, заставив её сойти с накатанных рельсов эмпиризма и соблазниться идеализмом. И каким?! Абсолютным.

Английские гегельянцы в лице Брэдли, МакТаггарта и Бозанкета утверждали, что только абсолютные целостности реальны, и что отдельные вещи представляют собой исключительно видимость. Рассел, заручившийся поддержкой Мура и Витгенштейна, попытался перенаправить тенденции английской философии в традиционное русло гоббсовско-локковско-берклианско-юмовской мысли. Именно в пику холистским воззрениям английских гегельянцев Рассел создает собственную концепцию, которая получает название «логический атомизм», поскольку основой этой концепции является идея о существовании множества принципиально несводимых к какому-либо началу вещей. В пылу полемического задора Рассел формулирует не менее радикальный тезис, чем его оппоненты. Только вместо абсолютного идеализма в его философии речь идет об абсолютном онтологическом плюрализме.

Растекаясь мыслию по древу.

В философском становлении Рассела исследователи выделяют 3 периода.

Первый длился с 1890 по 1900 год. В течение этого времени юный Рассел осваивал математику и философию. В этот период Рассел занимается преимущественно исследовательской работой. Он скорее нарабатывает материал и пополняет содержание своего мировоззрения, нежели продуцирует что-нибудь авторско-оригинальное.

Второй период творческого и интеллеткуального развития Рассела, который считается самым плодотворным и продуктивным, пришелся на 1900-1910 годы. В это время Рассел изучает логические основы математики и в соавторстве с Альфредом Уайтхедом создает фундаментальный труд «Начала математики».

Наконец, в третий и заключительный период своего личностного и философского становления Рассел вступает в сорокалетнем возрасте. С этого момента в круг его интересов, кроме сугубо гносеологических тем, стали входить вопросы социально-политического и культурно-нравственного характера. В этот период, помимо научных работ и монографий, Рассел пишет множество публицистических статей и докладов.

За свою долгую (почти 100 лет) и интеллектуально насыщенную жизнь, Рассел создал огромное количество трудов, посвщенных столь несвязанным между собой темам, как история философии, проблемы религии, политика, педагогика и, конечно же, теория познания. Давая общую характеристику расселовской философии, можно сказать, что её отличает некоторая эклектичность. Но она с лихвой окупается ясностью его слога и точностью его мысли.

Язык мой – враг мой

В то время, когда он создавал свою философию логического атомизма, Бертран Рассел был убежден, что язык, в принципе, способен точно отражать реальность, но для этого мы должны правильно формулировать свои высказывания. Сделать же это возможно только в том случае, если логическая структура языка будет изоморфна структуре мира.

Каким же образом можно сделать структуру языка соответствующей структуре мира? Благодаря логическому анализу языка. Прежде всего необходимо определить отправную точку всевозможных пропозиционных построений. Такой точкой Рассел считал так называемые атомарные предложения.

Атомарные предложения – это предложения, описывающие единичные вещи, их свойства или отношения. К ним можно отнести следующие примеры: «Она красива», «X больше Y», «Это – синий». Позднее Витгенштейн, развивавший идеи Рассела в своем «Логико-философском трактате», в свойственной ему образной манере определил атомарное предложение как «логическую фотографию факта».

Однако язык, которым мы пользуемся в повседневной речи, состоит не из одних только атомарных предложений. Очень часто мы употребляем выражения, которые, если внимательно к ним присмотреться, начисто лишены смысла. Например, мы говорим «солнце взошло» или «солнце зашло», хотя с точки зрения астрономии – это полная нелепица. Солнце вообще не восходит и не заходит. Оно неподвижно покоится центре Солнечной системы, а смена дня и ночи обеспечивается движением Земли вокруг него.

Такие образные, метафорические предложения служат исключительно коммуникативным целям и могут быть поняты только в рамках определенной системы устойчивых языковых конвенций. Но такие предложения не отражают реальное положение вещей и поэтому не могут служить средством установления истины.

Рассел предлагает решать эту проблему несоответствия путем логического анализа используемых нами выражений и переформулированием этих выражений в том случае, если они обнаруживают свою некорректность в ходе анализа.

Когда не работают законы формальной логики

Осознав, что реальное положение вещей не соответствует тем представлениям, которые внушает нам устройство языка, Рассел произвел кропотливое логическое исследование последнего и обнаружил три принципиальных затруднения.

1. Закон тождества не всегда работает, даже если слова «А» и «Б» обозначают один и тот же предмет.

Предположим, нас кто-то спросит: «является ли Кафка автором новеллы «Превращение»?» И поскольку все так и есть, кажется, можно безо всякого ущерба для смысла вместо выражения «автор «Превращения»» поставить «Кафка». Но тогда получится, будто кто-то нас спрашивает «является ли Кафка Кафкой?» А это нелепо. Таким образом, сочетание «автор «Превращения»» не тождественно фамилии «Кафка», хотя и не означает чего-то отличного от Кафки.

2. Закон исключенного третьего также не всегда действует.

Например, если мы скажем: «Нынешний король Франции лыс», согласно закону исключенного третьего, истинным будет либо это высказывание, либо высказываение «нынешний король Франции не лыс», так как третьего не дано. Но ведь «нынешнего короля Франции» вообще не существует, и потому в этом случае оба высказывания оказываются не-истинными.

3. Закон непротиворечия тоже сбоит, потому что отрицание существования чего-либо всегда самопротиворечиво.

Например, в предложении «между сестрами не существует никакой разницы» отрицается существование разницы. Но как несуществующая сущность (разница) тогда может быть субъектом высказывания? Ведь утверждая, что нечто не существует, мы приписываем несуществование чему-то. То есть, предметом нашего суждения выступает нечто, а не ничто. Таким образом, утверждения о несуществовании тех или иных предметов противоречат сами себе.

Лейбниц в помощь

Чтобы решить проблему несовпадения языка и реальности, Рассел, как истинный математик, памятуя о совете Лейбница, применяет к языку собственноручно разработанный аппарат логического анализа.

Начинает Рассел с того, что выявляет различные способы отношения знаков к обозначаемым им предметам. Таких способов, по Расселу, два: 1) непосредственное указание на именуемый предмет, когда обозначаемый предмет чувственно предъявляется и тем самым эмпирически (опытно) закрепляется его связь с конкретным знаком; 2) словесная характеристика предмета по его признакам, когда знак расшифровывается с помощью других знаков, непосредственно отсылающих к реальности. Первый способ определения значения (то есть, связи знака с обозначаемым) Рассел называет «знакомство», а второй – «описание».

Чтобы избежать путаницы, Рассел предлагает также различать «описания» и «имена». Например, «столица Англии» и «Лондон» – это не одно и то же. Почему? Да потому что описание не прямо указывает на объект, а только берет его отдельный признак в отрыве от носителя. Можно понимать значение выражения «человек, открывший форму планетных орбит», но не знать, что этим человеком был Кеплер.

Все ошибки, неясности, двузначности, по Расселу, возникают вследствие неправомерного гипостазирования общих понятий. Фраза «сегодня я встретил человека» для Рассела не имеет никакого смысла. Ведь в действительности я встретил или мужчину, или женщину, а еще более точно – я встретил конкретного мужчину или конкретную женщину: Павла, который живет на втором этаже в моем подъезде или Марию, которая живет в квартире напротив.

Таким образом, главной заслугой Бертрана Рассела было существенное определение того, что обозначающие выражения сами по себе не имеют значения, они лишь выполняют функцию обозначения в составе некоторого высказывания и только в рамках всего высказывания обретают смысл.

Бертран Рассел: философия

Содержание статьи

  • Бертран Рассел: философия
  • Бертран Рассел: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Что такое философия Ортега-и-Гассет

Бертран Рассел: становление философа

Бертран Рассел родился 18 мая 1872 г. в уэльском Треллеке, Великобритания, в аристократической семье. В 1890 году юноша поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где сразу показал блестящие способности к философии и математике. Изначально Рассел увлекался теорией идеализма, согласно которой реальность является продуктом деятельности сознания. Однако спустя несколько лет после обучения в Кембридже он кардинально поменял свои взгляды в пользу реализма, по которому сознание и опыт существуют независимо от внешнего мира, и эмпиризма, основная идея которого в том, что источник знаний – это полученный из внешнего мира сенситивный опыт.

Ранние интеллектуальные труды Бертрана Рассела были в основном посвящены математике. Согласно отстаиваемой им теории, все математические знания можно сократить до формы логических принципов. Но Рассел одновременно писал на самые разные темы: метафизику, философию языка, мораль, религию, лингвистику. В 1950 г. ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы.

В философском становлении Бертрана Рассела исследователи выделяют 3 периода творческого и интеллектуального развития:

  1. С 1890 по 1900 год Рассел занимается преимущественно исследовательской работой. В этот период он нарабатывает материал и пополняет содержание своего мировоззрения и достаточно мало продуцирует что-либо авторско-оригинальное.
  2. 1900-1910 годы считаются самыми плодотворными и продуктивными в деятельности философа. В это время он изучает логические основы математики и в соавторстве с англичанином Уайтхедом создает фундаментальный труд «Начала математики».
  3. Заключительный период философского становления Рассела приходится на сорокалетний возраст. В это время в круг его интересов, помимо гносеологических тем, входят вопросы культурно-нравственного и социально-политического характера. Помимо научных работ и монографий, английский мыслитель пишет множество публицистических докладов и статей.
Читайте также  Современные тенденции развития внешней торговли Китая

Бертран Рассел вместе с философами Людвигом Витгенштейном и Джорджем Муром считаются основателями аналитической философии.

Аналитическая философия в работах Бертрана Рассела

Аналитическую философию также называют логическим позитивизмом. В ее основе идея о том, что заниматься философией необходимо так же, как и научными исследованиями: с точностью, аналогией, использованием логики и скептическим отношением к гипотезам.

В первую очередь Рассел привлек внимание общества своими резко негативными убеждениями по поводу социальных реформ. Во время Первой мировой войны он активно высказывал пацифистские взгляды, опровергая саму суть войны, участвовал в демонстрациях протеста. Во время Второй мировой войны он выступал против политики Гитлера и нацистской партии, отказавшись от своих пацифистских идей в пользу более релятивистского подхода.

Рассел активно критиковал тоталитарный режим Сталина, участие США в войне во Вьетнаме, а также выступал за ядерное разоружение.

Логический атомизм в философии Бертрана Рассела

Расселу принадлежит идея «логического атомизма», основной концепцией которого является мысль, что язык можно разложить на более мелкие составляющие, на «логические атомы». С их помощью можно раскрыть сформулированные предположения и точнее определить, является ли оно истинным.

В качестве примера можно рассмотреть предложение: «Король США лысый». Хотя оно само по себе простое, но его можно разложить на следующие три логических атома:

  1. «Король США существует».
  2. «В США один король».
  3. «У короля США нет волос».

Разбирая первый полученный атом, сразу можно заметить его ложность, поскольку известно, что в США нет короля. Следовательно, можно сделать вывод, что все предложение «Король США лысый» ложно. Однако это не означает, что предложение по-настоящему ложное, так как противоположное ему утверждение — «У короля США есть волосы» — также не будет истинным.

Благодаря созданному Расселом логическому атомизму возможно определение достоверности и степени истинности. Это автоматически поднимает вопрос, обсуждаемый философами по сей день: если что-то не является по-настоящему ложным или истинным, то чем оно является?

Теория дескрипций в философских трудах Бертрана Рассела

Одним из важных интеллектуальных вкладов философа в развитие языка стала теория дескрипций. Согласно идеям Рассела, истина не может быть выражена языковыми средствами, так как естественный язык двусмыслен и неточен. Чтобы освободить философию от предположений и ошибок, необходима более точная форма языка, логически корректная, построенная на математической логике и выраженная в виде серии математических уравнений.

Стремясь ответить на вопрос, который вызвало предположение: «Король США лысый», Бертран Рассел создает теорию дескрипций. К определенным дескрипциям он относит имена, слова и фразы, обозначающие конкретный объект, например «Австралия» или «этот стул». Содержащее определенные дескрипции предложение, согласно теории Рассела, представляет собой короткий способ описать группу утверждений в пределах одной серии. По мнению Рассела, грамматика языка затуманивает логическую форму фразы. В предложении «Король США лысый» объект является несуществующим или двусмысленным, и философ дал этому определение «неполных символов».

Теория множеств и парадокс Бертрана Рассела

Множества Рассел определяет как совокупность членов или элементов, то есть объектов. Они бывают в том числе отрицательными и состоящими из подмножеств, которые можно исключать или добавлять. Пример такого множества — все американцы. Множество, определяемое отрицательно, – это люди, не являющиеся американцами. Пример подмножества – американцы — жители Вашингтона.

Бертран Рассел произвел настоящий переворот в основных принципах теории множеств, когда сформулировал в 1901 году свой знаменитый парадокс. Парадокс Рассела заключается в том, что существуют множества всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента.

В качестве примера такого множества можно привести всех когда-либо существовавших кошек. Множество всех кошек не является кошкой. Но бывают множества, содержащие себя в качестве элемента. Во множество всего, что не является кошкой, должно быть включено и это множество, потому что оно не кошка.

Если стремиться найти множество всех множеств, не содержащих себя в качестве элемента, и возникнет тот самый парадокс Рассела. Почему? Есть много множеств, которые не содержат себя в качестве элемента, но, согласно их же определению, они должны быть включены в себя. А определение гласит, что это недопустимо. Поэтому налицо противоречие.

Именно благодаря сформулированному парадоксу Рассела стало очевидным несовершенство теории множеств. Если принять любую группу объектов за множество, возможно возникновение противоречащих логике ситуаций. По мнению философа, чтобы исправить этот недостаток, теория множеств должна быть более строгой. Множеством должна считаться только группа объектов, удовлетворяющая конкретным аксиомам. Теория множеств до формулирования парадокса стала называться наивной, а ее развитие с учетом идей Рассела получило название аксиоматической теории множеств.

Рассел Б. История западной философии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора. 8
Предисловие. 16
Введение. 19

Книга первая
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

Часть первая
ДОСОКРАТИКИ
Глава I. Возникновение греческой цивилизации. 33
Глава II. Милетская школа. 56
Глава III. Пифагор. 62
Глава IV. Гераклит. 73
Глава V. Парменид. 84
Глава VI. Эмпедокл. 90
Глава VII. Афины в отношении к культуре. 96
Глава VIII. Анаксагор. 100
Глава IX. Атомисты. 103
Глава X. Протагор. 114

Часть вторая
СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
Глава XI. Сократ. 123
Глава XII. Влияние Спарты. 137
Глава XIII. Источники взглядов Платона. 149
Глава XIV. Утопия Платона. 153
Глава XV. Теория идей. 166
Глава XVI. Теория бессмертия Платона. 181
Глава XVII. Космогония Платона. 193
Глава XVIII. Знание и восприятие у Платона. 200
Глава XIX. Метафизика Аристотеля. 212
Глава XX. Этика Аристотеля. 227
Глава XXI. Политика Аристотеля. 241
Глава XXII. Логика Аристотеля. 253
Глава XXIII. Физика Аристотеля. 262
Глава XXIV. Ранняя греческая математика и астрономия. 268

Часть третья
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
Глава XXV. Эллинистический мир. 279
Глава XXVI. Киники и скептики. 291
Глава XXVII. Эпикурейцы. 303
Глава XXVIII. Стоицизм. 315
Глава XXIX. Римская империя и ее отношение к культуре. 336
Глава XXX. Плотин. 351

Книга вторая
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение. 369

Часть первая
ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Глава I. Религиозное развитие евреев. 377
Глава II. Христианство в первые четыре столетия. 394
Глава III. Три доктора церкви. 406
Глава IV. Философия и теология св. Августина. 427
Глава V. V и VI столетия. 443
Глава VI. Св. Бенедикт и Григорий Великий. 453

Часть вторая
СХОЛАСТЫ
Глава VII. Папство в века мрака. 467
Глава VIII. Иоанн Скот. 481
Глава IX. Церковная реформа XI столетия. 489
Глава X. Мусульманская культура и философия. 503
Глава XI. XII столетие. 514
Глава XII. XIII столетие. 529
Глава XIII. Св. Фома Аквинский. 542
Глава XIV. Францисканские схоласты. 556
Глава XV. Упадок папства. 571

Книга третья
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Часть первая
ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА
Глава I. Общая характеристика. 587
Глава II. Итальянское Возрождение. 592
Глава III. Макиавелли. 602
Глава IV. Эразм и Мор. 612
Глава V. Реформация и контрреформация. 624
Глава VI. Развитие науки. 628
Глава VII. Фрэнсис Бэкон. 645
Глава VIII. «Левиафан» Гоббса. 650
Глава IX. Декарт. 663
Глава X. Спиноза. 676
Глава XI. Лейбниц. 690
Глава XII. Философский либерализм. 707
Глава XIII. Теория познания Локка. 716
Глава XIV. Политическая философия Локка. 731
Глава XV. Влияние Локка. 757
Глава XVI. Беркли. 764
Глава XVII. Юм. 778

Часть вторая
ОТ РУССО ДО НАШИХ ДНЕЙ
Глава XVIII. Движение романтизма. 795
Глава XIX. Руссо. 805
Глава XX. Кант. 823
Глава XXI. Течения мысли в XIX столетии. 842
Глава XXII. Гегель. 854
Глава XXIII. Байрон. 872
Глава XXIV. Шопенгауэр. 879
Глава XXV. Ницше. 887
Глава XXVI. Утилитаристы. 901
Глава XXVII. Карл Маркс. 911
Глава XXVIII. Бергсон. 921
Глава XXIX. Уильям Джеймс. 933
Глава XXX. Джон Дьюи. 942
Глава XXXI. Философия логического анализа. 953

ISBN 5-94087-006-6
ISBN 5-7615-0501-0

«История западной философии» Бертрана Рассела хорошо известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор — крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о Карле Марксе.
Рекомендуется философам, историкам, всем интересующимся историей философии.

Читайте также  Стихотворение Заболоцкого Читая стихи

Bertrand Russell
HISTORY OF WESTERN PHILOSOHY
and its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day

LONDON
GEORGE ALLEN & UNWIN LTD
RUSKIN HOUSE
MUSEUM STREET
1946

Бертран Рассел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней
Издание 3-е, исправленное
Научный редактор издания профессор В. В. Целищев

СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НОВОСИБИРСК 2001

Подготовка текста и научная редакция профессора В. В. Целищева

Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика)

РАССЕЛ, БЕРТРАН

РАССЕЛ, БЕРТРАН (Russell, Bertrand) (1872–1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Символическая логика.

Важнейшая работа Рассела – Начала математики (Principia Mathematica, в трех томах, опубл. в 1910–1913) была написана в соавторстве с А.Н.Уайтхедом. Этот труд содержит точную формулировку логики и подробное доказательство того, что теоремы чистой математики следуют из принципов логики, а понятия математики могут быть определены в терминах логики. В более поздних работах было показано, что системе Principia достаточно трех неопределимых терминов; Рассел называл их «минимальным словарем» математики, поскольку теоретически вся математика и логика могут быть сформулированы с помощью одних этих терминов. Тезис о сводимости математики к логике выдвигался Расселом в работе Принципы математики (Principles of Mathematics, 1903), ряд важнейших положений Principia излагался им в статьях, вышедших ранее. Среди них – следующие концепции.

Теория дескрипций.

Выражения «автор Уэверли» и «золотая гора» являются примерами того, что Рассел называл «дескрипциями», т.е. описательными выражениями. Рассел показал, что такие выражения можно устранить из языка с помощью логических переформулировок предложений, в которые они входят. Например, сказать, что «Автор Уэверли был шотландцем», – значит сказать «Некто написал Уэверли и был шотландцем». Сказать «Золотая гора не существует» – значит сказать «Ничто существующее не является одновременно золотым и горой». Эта теория устраняла необходимость предполагать, что такие предложения, как «Золотая гора не существует», утверждают о чем-то, что оно не существует, и тем самым предполагают царство сущностей, включающее в себя несуществующие объекты. Кроме того, теория дескрипций предлагала новый тип определения, иногда называемый «контекстуальным определением». Вместо того чтобы предложить термины, которые можно было бы подставить на место дескриптивных выражений в предложения, их содержащие, определение Рассела давало метод подстановки на место самих предложений других предложений, имеющих иную структуру и не содержащих дескриптивных выражений. По Расселу, возможность таких определений указывает на то, что грамматическая форма исходного предложения не дает ключа к его подлинному смыслу.

Элиминация кардинальных чисел и классов.

Рассел показал, что все свойства числа могут быть сохранены, если определить кардинальные числа в терминах классов. Кардинальное число данного класса было определено как класс всех тех классов, которые подобны этому классу; классы «подобны», если входящие в них элементы могут быть поставлены во взаимно однозначное соответствие друг другу. «Взаимно однозначное соответствие» было определено с помощью терминов словаря логики. Отсюда – нет нужды полагать, что в дополнение к классам существуют такие объекты, как числа. (Сходное определение числа было дано Г.Фреге в 1884.) Рассел далее показал, что нет необходимости допускать и существование самих классов; с помощью контекстуальных определений предложения, которые по видимости говорят о классах, могут быть заменены другими, более сложными предложениями, говорящими о свойствах, а не о классах. Эти определения показывали, что объекты, такие, как классы и числа, которые ранее выводились из некоторых данных и существование которых было по этой причине проблематичным, могут интерпретироваться как логические структуры, построенные из данных. Таким образом, эти определения являются применением «бритвы Оккама» – принципа, согласно которому сущности не следует умножать без необходимости. Рассел называл таким способом определенные объекты «логическими конструкциями» (или «логическими фикциями»).

Философия.

Рассел был убежден, что, используя логико-аналитический метод Principia, философия может стать наукой. Его специальные философские работы по большей части вдохновлялись желанием найти минимальный словарь для нашего нематематического знания.

Наше знание о внешнем мире (Our Knowledge of the External World, 1914) было первой попыткой применить этот метод в философии. Следуя Уайтхеду, Рассел показал, что точки и моменты времени в математической физике можно рассматривать как конструкции, построенные на грубых данных чувственного опыта, и предложил подобным же образом рассматривать физические объекты. Одной из традиционных проблем философии является отношение физического объекта (например, дерева) к его восприятию в чувственном опыте. Рассел надеялся решить эту проблему, предложив метод перевода предложений о физических объектах в предложения, содержащие указания исключительно на восприятия в чувственном опыте. Так, дерево можно рассматривать как логическую конструкцию, и нет необходимости иметь с ним дело как с предполагаемой метафизической сущностью, лежащей за пределами чувственных данных. Однако в работе Анализ материи (Analysis of Matter, 1927), в которой Рассел подверг анализу фундаментальные понятия физики, он предложил две важные модификации.

1. Хотя физические объекты, в том числе электроны и протоны, суть логические конструкции, действительные восприятия (или «перцепты») являются лишь одним из видов материала, из которого строятся объекты. Подлинными элементами Вселенной являются события (некоторые из них – перцепты), каждое из которых занимает конечный объем пространства и времени.

2. Перцепты суть составные части не внешних объектов, но мозга того человека, который их воспринимает. Рассел считал, что свойства и временные отношения перцепта указывают на то, что наиболее правдоподобным местом его расположения является мозг воспринимающего человека; и это особенно очевидно в случае перцепта удаленного объекта, например звезды. Пространственная локализация перцептов внутри мозга не означает, однако, их отождествления с физическими процессами, происходящими в мозге.

В работе Анализ сознания (Analysis of Mind, 1921) Рассел подверг логическому анализу понятия психологии. С его точки зрения, сознание, верование, восприятие, память и желание – все редуцируемы к последним составным элементам, к которым мы приходим при анализе материи. Эту позицию иногда называют «нейтральным монизмом», поскольку, согласно этому подходу, и материя и сознание построены из одного и того же нейтрального «вещества». Такие объекты, как «душа» и «Я», о которых толковала традиционная психология, не кажутся Расселу достаточно значимыми, чтобы представлять их даже в виде конструкций. Тождество личности, считал он, может быть выражено через различные типы непрерывности, например через непрерывность опыта.

В Анализе материи Рассел высказал предположение о фундаментальном характере физики в смысле сводимости законов других наук, включая психологию, к физическим законам. Однако он заметил, что его собственные взгляды на универсум кое в чем совпадают с позицией идеализма, поскольку перцепты – один из видов элементов, из которых строится материя, и в них мы имеем «интимное знание чувственных качеств», которого не может достичь физика.

В книге Человеческое познание: его сфера и границы (Human Knowledge: Its Scope and Limits, 1945) Рассел утверждает, что психические события отличаются от физических именно тем, что могут быть известны непосредственно. Для того чтобы оправдать выводы от психических событий к физическим, от перцептов к самим вещам, необходимы особые постулаты, которые Рассел сводит к пяти основным: постулат квазипостоянства, постулат независимых причинных линий, постулат пространственно-временной непрерывности, структурный постулат и постулат аналогии. Вместе взятые, они обеспечивают предварительную вероятность индуктивным заключениям, которые сами по себе чаще ложны, чем истинны. Однако и на основании этих постулатов научного метода, писал Рассел, «физические явления познаются лишь в отношении их пространственно-временной структуры. Качества, присущие этим явлениям, непознаваемы, – настолько абсолютно непознаваемы, что мы не можем даже сказать, отличаются ли они от известных нам качеств психических явлений». См. также АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Социально-реформаторская деятельность.

Рассел широко известен прежде всего своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование, брак и мораль. Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и – одно время – в Кембриджском университете в Англии. Во время Первой мировой войны он был заключен в тюрьму за свою пацифистскую деятельность. Рассел был одним из первых членов Фабианского общества, избирался в парламент и с 1944 принимал активное участие в работе палаты лордов. За выдающиеся литературные достоинства своих научных и публицистических сочинений философ был удостоен Нобелевской премии по литературе 1950.

Читайте также  Эластичность спроса по доходу

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. Известна декларация протеста Рассела – Эйнштейна, которая привела к организации Пагуошского движения ученых. Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне, где он находился в течение недели (1961). В 1962 во время Карибского кризиса он вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н.С.Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике Победа без оружия (Unarmed Victory, 1963). В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме. Он также осудил вторжение СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968. Умер Рассел близ Пенриндайдрайта (Уэльс) 2 февраля 1970.

Расселу принадлежат также следующие сочинения: Азбука атомов (The ABC of Atoms, 1923); Азбука относительности (The ABC of Relativity, 1925); Образование и благосостояние (Education and the Good Life, 1926); Скептические эссе (Sceptical Essays, 1928); Брак и мораль (Marriage and Morals, 1929); Завоевание счастья (The Conquest of Happiness, 1930); Научное мировоззрение (The Scientific Outlook, 1931); Образование и общественный строй (Education and the Social Order, 1932); Похвала праздности (In Praise of Idleness, 1935); Исследование значения и истины (An Inquiry into Meaning and Truth, 1941); История западной философии (A History of Western Philosophy, 1945); Человеческое познание, его сфера и границы (Human Knowledge, Its Scope and Limits, 1948); Власть и индивид (Authority and the Individual, 1949); Непопулярные эссе (Unpopular Essays, 1950); Воздействие науки на общество (The Impact of Science on Society, 1952); Портреты по памяти (Portraits from Memory, 1956) и трехтомная Автобиография (Autobiography, 1967–1969).

Бертран Рассел. «История западной философии»

В 1945 году была издана работа Бертрана Рассела «История Западной философии» [1] и с момента первой печати увлекла сотни читателей по всему миру. Она стала одной из его фундаментальных и самых известных работ. Чтобы разобраться в том, что представляет собой его труд, необходимо понять, кто его написал. Бертран Рассел – один из достаточно знаменитых мыслителей и деятелей ХХ века. Он известен разработкой парадокса, названного в его честь, поддержкой пацифизма и теорией дескрипций. И хотя Нобелевскую премию он получил за работу «Брак и мораль» [2], изданную в 1929 году, популярнее среди читателей, как мне кажется, является «История западной философии».

Новый подход в понимании истории философии

Основа труда – попытка найти связи между философами, которые на первый взгляд могут показаться необычными, и понять, как культурная среда, окружение, воспитание и прочее влияют на характер философских идей или концепций.

«Если имеется какое-либо единство в развитии истории, если существует внутренняя связь между тем, что было раньше, и тем, что имело место позже, то для изложения этого совершенно необходимо, чтобы ранний и поздний периоды были синтезированы одним ученым» [1, С. 6].

Сам автор отмечает при написании текста, что он как бы извиняется перед специалистами, которые исследуют работы того или иного философа или философской школы, и перед самим философами за выбор подхода. Многим покажется странным связь между Руссо и Спартой Платона или Плутарха, но как уже было сказано ранее, Рассел пытается найти особую связь между чередой разных событий, увидеть не просто какой-то конкретный исторический момент, а его место в череде событий. На момент прочтения этой работы мне вспомнились философы, чей подход был иррациональным, например, Ницше, который говорил о том, что на конкретное историческое событие оказывает влияние множество факторов. Так почему бы и не попытаться увидеть эти мельчайшие, возможно и косвенные свидетельства, которые могли оказать влияние на деятелей той или иной эпохи.

Как отмечал Рассел о своей работе:

«Я рассматривал начальные части своей Истории западной философии как историю культуры, но в последующих частях, где наука становится важной, гораздо сложнее вписаться в эти рамки. Я сделал всё, что мог, но не уверен, что преуспел. Рецензенты иногда обвиняли меня в написании не настоящей истории, а предвзятом изложении событий, которые я сам выбрал. Но, с моей точки зрения, человек, не имеющий собственного мнения, не может написать интересную историю — если такой человек вообще существует» [3].

Анализируя используемый автором метод, можно сказать и то, что данная работа – это не только история западной философии, но и история культуры и науки со времен древних греков. Рассел исследует крупные «очаги» культуры разных эпох, так как главными были места, где философия получала свое развитие и влияла не только на жизнь конкретного города или страны, но и всего того, что мы сейчас называем странами Запада.

Особенности структуры и языка

Рассматривая структуру работы, я могу отметить несколько важных для читателя моментов. Во-первых, каждая глава – это рассказ про конкретного философа или философскую школу, или какие-то общие моменты, важные для понимания эпохи, в которой жили деятели. Повествование идет начиная с самых истоков философских идей, то есть от милетской школы и Пифагора, натурфилософии в принципе, и заканчивая философами конца 19 – начала 20 века. Стоит отметить и то, что Рассел не пишет о своих современниках, например, об уже достаточно известном и влиятельном Мартине Хайдеггере. Скорее всего, это можно связать с тем, что автор рассматривает социокультурные факторы, влияющие на философов и их понимание мира, и довольно трудно анализировать то, что происходит в мире в данную минуту.

Язык, который использует автор, понятен читателю и увлекает его. Если, читая Гегеля, мы останавливаемся на каждом предложении, чтобы лучше вникнуть в суть работы, то, читая Рассела, мы легко движемся по тексту. Мы в меньшей степени думаем над тем, какой семантикой обладает конкретное слово в структуре фразы. Наверное, это та редкая философская литература, которую можно не только читать, но и слушать в варианте аудиокниги.

Любой читатель найдет в работе «История западной философии» что-то свое. Читателям, которые только начинают свой путь в чтении философских трактатов, станет понятно, что есть многообразие философии, а именно, какие личности были философами, какие теории были в принципе, и как они повлияли на мир и самих философов. Это можно назвать первым прикосновением к философии, а после прочтения может возникнуть интерес и к самим работам философов или к иным подходам понимания и прочтения истории философской мысли. Более подготовленному читателю, знакомому с работами философов и какими-то теориями, будет интересен сам подход и логические связи между концепциями. Исследователи смогут покритиковать его, основываясь на мнении, что ряд концепций неверно трактуется, студенты – структурировать и заполнить пробелы в изучении истории философии. Главное – эта работа заставляет читателя мыслить, обсуждать спорные моменты, а это и есть основная задача любой книги.

1. Бер­тран Рас­сел. Ис­то­рия за­пад­ной фило­со­фии и ее свя­зи с по­ли­ти­че­ски­ми и со­ци­аль­ны­ми усло­ви­я­ми от ан­тич­но­сти до на­ших дней : Пер. с англ. / Б. Рас­сел. – М. : Акад. про­ект, 2000. – 767 с. – ISBN 5-8291-0087-8

2. Бертран Рассел. Брак и мораль: Пер. Ю.В. Дубровина. — Москва: Издательство «Крафт+», 2004. — 272 с. — ISBN 5-93675-073-6

3. Russell B. The Autobiography of Bertrand Russell. — Routledge, 2000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: