Философия Ш. Кудайбердиева - ABCD42.RU

Философия Ш. Кудайбердиева

Шакарим Кудайбердиев

Шакарим Кудайбердиев — великий казахский акын, проповедовавший просветительские и гуманистические идеи, активно участвовавший в общественно-социальной, духовной, культурной и литературной жизни, прозаик, переводчик, историк и философ. В некоторых источниках его называют «Шах-карим». Поэт родился у подножия Шынгыстау Абайского района нынешней Восточно-Казахстанской области. Отец Шакарима, Кудайберды, родился от Кунке, старшей жены Кунанбая. Шакарим и Абай — близкие родственники.

Шакарим в семь лет остался без отца и воспитывался у своего деда, Кунанбая. Дед любил и баловал внука. Сам Шакарим, вспоминая детство, сожалеет, что вырос без образования, так как дед жалел внука и не хотел давить на него. Но способный ребенок, хоть и поздно, приобщился к наукам, занялся сам своим образованием. Вместе с изучением наследия своего народа, он знакомился и с литературой других стран. Как и Абай, он старался познать законы развития природы и общества. По совету Абая Шакарим стал сочинять стихи. Познакомившись с казахской и русской интеллигенцией, поэт занимался общественно значимой деятельностью еще до Октябрьской революции.

Поэзия завладела всем существом Шакарима, в его произведениях отражены взгляды на природу, мир, религию и другие общественные явления. Хотя он и стал «кажы» после поездки в Мекку, он не был ни религиозным фанатиком, ни аскетом или нигилистом.

Спецификой казахской философии традиционно является ее интровертивная направленность, ориентированность на проблему человеческой экзистенции, духовный поиск смысложизненных оснований бытия человека. Данная тенденция имплицитно проявляется в творчестве казахских акынов и в профессиональных философских изысканиях мыслителей как средневекового периода, так и в Новое время. Духовная ориентированность национального философского сознания сохраняется и в начале двадцатого века, прежде всего в творчестве таких знаковых фигур казахской философско-этической мысли, как Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев.

Шакарим являет собой уникальное явление философской рефлексии, в котором совмещаются теологические представления, синкретизм и мистицизм, передовые научные и антропологическое знания. Главным предметомфилософствования Шакарима является человек, именно к нему сводятся духовные поиски и размышления мыслителя. Философ мучительно ищет путь становления человека духовным, данная цель определяется им главным содержанием человеческой экзистенции, оправданием бытия индивида в универсуме, развивающемся согласно духовным законам, вложенным в него Абсолютом.

В центре философско-этических размышлений Шакарима Кудайбердиева стоит признание идеи Творца и бессмертия души. По мнению современного казахстанского философа О.А.Сегизбаева, философия Ш.Кудайбердиева представляет собой теологический гуманизм, так как она «всецело направлена на то, чтобы дать теологическое обоснование необходимости очеловечивания человека» [1; с.386].

Сущность человека, его природу и назначение Ш.Кудайбердиев определяет в знании, и прежде всего в знании истины, что является приобретаемым качеством человека. Знание истины не ограничивается чисто рациональным знанием, так как кроме научных познаний здесь необходимы проникновение нравственного начала, знание добродетели. Знание истины предполагают, по мнению философа, «осведомлённость в науках и различных религиях»2, раскрепощение разума и беспристрастие, что даётся через здравый рассудок и критическое оценивание любой научной концепции и религиозного учения.

Философия Ш.Кудайбердиева представляет такой способ мышления, которому присущи толерантность, приятие любой концепции, поиск истины через критическое осмысление каждой формы мировоззрения, выбор того типа мышления, который соответствует собственным убеждениям, личностному ценностному коду на основе веры в высшие идеалы. Философу присуща интеллектуальная гибкость, он отвергает догматизм, который сравнивает с арканной привязью. Пристрастие, по мнению мыслителя, сковывает мыслительную деятельность человека, делает его мировоззрение однобоким и одномерным.

Сам Ш.Кудайбердиев в своём труде «Три истины», исследуя доводы «за» и «против» идеи Творца и бессмертиядуши, показывает знание философии различных школ и направлений, естествознания и эзотеризма, так как глубоко убеждён, что исследующий должен быть осведомлённым в разных религиях и науках, знать, что по этому поводу высказывал тот или иной учёный.

В стремлении Шакарима Кудайбердиева к познанию разнообразных учений и мировоззрений, к единению науки, философии, религии, эзотеризма в поисках истины, оправдания нравственности и духовности как высших законов человеческого бытия проявляется особый стиль философского сознания. В философии Ш.Кудайбердиева налицо мировоззрение, которому присуще целостное рассмотрение проблемы человека и бытия, уникальное учение с характерными ему многогранностью и глубинностью.

Ш.Кудайбердиев убеждён, что истина не познаётся только лишь чувствами, они переменчивы и обманчивы. Верное познание даёт только разум, так как «истину человек видит и воспринимает не просто глазами, а глазами разума» [3; с.25]. Разум в единении с нравственной волей даёт человека, поведение которого отличается разумностью и нравственностью. Философ убеждён, что знание добродетели должно совпадать с поступками человека, что и составляет мудрость, так как «о мудрости и уме разумного, о мощи сильного, о виртуозности мастера мы судим по их делам» [3; с.27].

Рассматривая все доводы за и против идеи Творца и бессмертия души, Ш.Кудайбердиев считает, что от решения этого вопроса зависит как судьба отдельного человека, так и человечества в целом, так как в его основе лежит проблема признания приоритетности нравственного начала в природе человека. Решение проблемы идеи Творца и бессмертия души ориентирует человека, согласно Ш.Кудайбердиеву, на руководство добром в своих поступках не ради Творца, а ради сотворённого им мира и самого человека.

Казахский мыслитель оперирует философской категорией причинности, доказывая идею Творца. Используя закон сохранения материи, Ш.Кудайбердиев считает, что «если следовать науке, то ничего из существующего не создаётся и не движется само по себе. Этому необходима причина, должна быть коренная беспричинная причина и эта беспричинная и есть Создатель» [3; с.22]. Все материальные тела причинно обусловленны, а значит, сотворены. Первопричиной всего сущего является Создатель, который всё создаёт по законам целесообразности, гармонии и меры. Человек, познавая через конечное бесконечное, т.е. законы мироздания, преломляя их через своё сознание, становится целостным и мудрым. Излагая концепцию первопричины, Ш.Кудайбердиев выступает как сторонник теологии.

Рассматривая закон сохранения материи, Ш.Кудайбердиев считает, что телесная субстанция человека на протяжении жизни находится в процессе постоянного развития и изменения. И после физической смерти тело не исчезает бесследно, а меняет форму. Душа человека тоже изменяется вместе с телом, переживает процесс психогенеза, в котором «переходит от низких ступеней развития к более высоким в процессе перерождений»[3; с.31]. Он убеждён, что свойства души ничего не имеют общего со свойствами тела, она неизменна в отличие от телесной субстанции. Аргументы в пользу существования души Ш.Кудайбердиев ищет не в науке и даже не в религии, считая её недостаточной и слабой в познании тайн происхождения всего сущего, а в оккультных знаниях. Обращение к оккультизму и эзотеризму Ш.Кудайбердиева связано с целью доказать, что Создатель, как бесконечное, недоступен чувственным восприятиям, т.е. конечному, как беспричинная причина возникновения всего сущего, и что душа представляет собой вечно преобразующуюся субстанцию, бессмертную и бестелесную.

Свою концепцию, с выделением категории совести, и.Кудайбердиев противопоставляет атеистическому материалистическому мировоззрению. При этом совесть выступает не как этическое понятие, а как философская категория. Именно совесть, по убеждению философа, способна разрешить вопросы человеческого бытия, науки и философии, а также возродить духовность в человеке.

Ш.Кудайбердиев определяет совесть как «единство человеческой скромности, справедливости и доброты» [3; с.28]. Совесть позволяет сохранить человеку человечность и личное нравственное достоинство. В итоге философ приходит к выводу, что совесть есть высшее желание и потребность души, так как «душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддаётся порче, а с каждым разом всё совершенствуется, идёт к возвышению. Это потому что она делает для себя обязательными такие причины, которые ускорили бы её возвышение» [3; с.28]. Причиной же, ведущей к возвышению души, по мнению Ш.Кудайбердиева, является нравственная чистота человека, его помыслов и дел. Обеспечить ее может именно совесть — как высшее нравственное чувство, преграда к аморальным поступкам и начало стремления к добродетели. Совесть также является мерой нравственности человека, так как её наличие лишь для создания общей человеческой личины или полное отсутствие совести делают человека не способным установить разницу между добром и злом, добродетелью и пороком.

Выход из данной ситуации казахский мыслитель видел в духовности, которая вернет веру человека в собственные силы, ликвидирует социальную апатию и безысходность масс, повернет индивидуальное и общественное сознание к духовным ценностям, а личность — к созидательной деятельности на собственное и общественное благо. Казахский философ в просвещении и обращении масс к культуре видел путь становления духовности, главенствующей в жизни и деятельности человека и общества, что, в свою очередь, подготовит условия для осознания и востребованности индивидуальным и общественным сознанием жизненной необходимости социальных преобразований.

Таким образом, духовность является центральной проблемой философии Шакарима Кудайбердиева.Духовность определяется им как основа, очеловечивающая человека, и условие, придающее общественному развитию гуманизированную направленность. Пути становления человека и общества духовными казахский мыслитель видел в силе просвещения, воспитания и культуры, свет которых одухотворяет сознание личности гуманистическими ценностями, нравственно оздоровляет социального индивида, способствует общественному прогрессу, так как он во многом детерминируется уровнем развития сознания членов общества, человеческим фактором в целом.

На основе изучения различных концепций и направлений мысли философ создаёт собственное учение, в основе которого идея духовного возрождения человека через укоренение в нём такого нравственного чувства, как совесть.Совесть, по мнению Ш.Кудайбердиева, появляется в человеке через развитие в нём веры в идею Творца и бессмертия души. Вслед за своим духовным учителем и наставником Абаем Кунанбаевым Шакарим Кудайбердиеврассматривает религиозное учение ислама, просвещение и стремление к созидательному труду как средства нравственного возрождения человека.

Категория духовности в философии Шакарима Кудайбердиева обретает характер всеобщности и универсальности в силу ее общечеловеческой значимости. Духовность определяется им как универсальная мера человечности и культуры в индивиде. Ее отсутствие во внутреннем измерении индивида определяется казахским мыслителем как показатель и критерий антигуманизма и бескультурья человека, что, в принципе, лишает его универсальной человекозначимой природы, заключаемой во всеобщих смыслах духовности, способствующих очеловечиванию индивида, его возвышению над своей природно-инстинктивной основой, что качественно отличает человека от материально-природного бытия, его процессов и явлений.

Читайте также  Сегментирование рынка гостиничных услуг

В целом, несмотря на теологический и мистический характер философии Шакарима Кудайбердиева, его концепция духовности обладает не абстрактным гуманизмом, а реальными чертами, приближенными к социальной действительности и антропологическим проблемам, в частности, проблемам экзистенции и смысложизненных ориентиров человека. Вопреки теологическому гуманизму казахского философа и ученого, истекающего из его мировоззренческих убеждений, философская рефлексия мыслителя на предмет духовности созвучна современным философским парадигмам, стремящимся обозначить гуманистический контур человеческого бытия, аксиологическое измерение его микрокосма.

Глава 14. Философское учение шакарима кудайбердиева.

1. Творческое наследие ш Кудайбердиева и его осовные черты..

Один из известных исследователей наследия Ш.Кудайбердиева и превосходный переводчик его выдающихся произведений на русский язык Б. Каирбеков пишет: «Можно смело назвать Шакарима Кудайберды-улы первым казахским ученым-историком, который подверг научной критике известные к тому времени сведения, как устные, так и письменные, о происхождении тюркских нардов» 378 . Даже этого было бы достаточно, чтобы сделать предметом специального анализа все, что было оставлено потомкам выдающимся казахским ученым. Но Шакарим был не только историком. Он был общепризнанным поэтом, выдающимся композитором, крупным религиозным деятелем и эрудированным философом. Из под его пера вышло достаточно количество стихотворений, поэм, песен и мелодий, а так же сугубо научных и философских произведений, которые в нормальных жизненных обстоятельствах и спокойном течении исторического времени могли бы составить целую эпоху в развитии духа казахского народа. К сожалению судьба распорядилась по-своему. Родина Шакарима Кудайбердиева (1858 — 1931) предгорьях Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области. В семилетнем возрасте он остался без отца и его принял на воспитание его родной дядя -великий Абай. Шакарим был сыном старшего брата Абая Кунанбаева. До сих пор в деталях неизвестно, как складывались отношения между Абаем и Шакаримом. Но достаточно знаемо, что Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь поиска истины. Необходимой не только ему одному, но и всем. Систематического образования Шакарим не получил, зато он усиленно занимался самообразованием. В настойчивости и упорстве овладения знаниями он подражал Абаю. Говорят он писал «Найди себе кумира для подражания». Кумиром для меня стал покойный Абай. Следуя ему, рано отрешился я от межродовой распри и унизительных междоусобиц, избрал путь истины и справедливости, занялся науками» 379 . Круг его научных интересов был весьма широк. Он страстно увлекался литературой, историей, философией, географией, естественными науками, особенно физикой элементарных частиц. Не оставался вне поля его зрения и оккультизм, в особенности такие его разновидности, как спиритуализм, магия и др. В орбите его была античная классика — Пифагор, Демокрит, Эпикур и, разумеется Платон и Аристотель. Хорошо знал он и труды философов XIX — начала XX веков -французского философа Огюста Конта (1798 — 1857), английского позитивиста Герберта Спенсера (1820- 1903), немецкого философа А. Шопенгауэра (1788-1860) и многих других. К стати говоря, критикуя пессимистические последнего он писал: « — Мир — не ад, а наоборот, является раем. Если бы люди не преследовали, не притесняли и не вредили друг другу, а жили бы в братском единстве и бескорыстно использовали бы своим честным трудом природные богатства, то, безусловно, мир превратился бы в рай» 380 . По настоятелыюму совету и при материальной поддержке Абая Шакарим посетил Турцию, побывал в Аравии, во Франции, совершил паломничество (хадж) в Мекку, работал в библиотеках Стамбула и Парижа. При всем том особенно близкой была для него русская демократическая культура. Он знал ее не понаслышке. Об этом свидетельствует тот факт, что он находился в тесной переписке с великим русским писателем Л.Н. Толстым, который при всем своем демократическом настрое жаловал далеко не всех, а Шакариму во внимании не отказывал. Не легкая жизнь выпала на долю Шакарима. После смерти Абая и его сыновей он стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал свои стихи, излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия. Роковым для него оказался 1931 г., когда небольшой отряд НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел) счел виновным его в организации нападения группы бандитов на районный цент и расстрелял его без суда и следствия. Это случилось, когда Шакариму исполнилось 73 года. Тело его было заброшено в засохший колодец, где и пролежало до 1962 г. А в 1962 г. останки его перенесли в урочище Жадыбай и предали земле близ могилы Абая.

Многогранное творческое наследие Шакарима, весьма разнообразное по форме своего выражения и является достаточно сложным по содержанию. Особую трудность представляет раскрытие сущности его теоретических, философских воззрений. Дело в том, что в этой сфере он не признавал истинности ни одного из известных ему направлений. Он был предельно толерантным буквально ко всем идеям, начиная от предельно фантастических идей религии и кончая строго научными положениями философского материализма. Его нисколько не смущала полная абсурдность оккультизма и экстрасенсов, спиритуалистов и магов и в то же время у него могли вызвать восхищение неопровержимые аргументы серьезной науки. Он мог по-детски наивно прислушиваться к доводам спиритов и мистиков и одновременно серьезно задуматься над значением новейшие открытий естествознания, особенно атомной физики. Вполне возможно, что подобное могло произойти из-за его неуверенности в достаточности собственных знаний для удовлетворительно решения сложнейших вопросов философии, бессистемности полученного им образования. Нельзя забывать о том, что по его собственному признанию он занимался изучением всей научной и литературной продукции попавших в его руки. Не исключено и то, что согласно его представлениям, всякая идея, получившая распространение в определенных общественных кругах, заслуживает пристального внимания, ибо в этих идеях может оказаться пусть даже самая маленькая толика истины, которую нужно добывать как крупицу золота, перелопатив огромную массу отвала. Философия Шакарима как раз и представляет собой основательно перелопаченную «массу отвала» ради добычи крупицы истины.

Центральный объект философии Шакарима — это, конечно человек, предмет его особой заботы и внимания. Согласно казахской просветительской традиции, мыслитель считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания. И это вполне естественно и закономерно, ибо «. увидев что-то неведомое человек ведь несомненно задается вопросом кем это сработано, для чего оно предназначено?» 381 . То есть такими вопросами, на которые можно дать ответ только при помощи силы разума, а чувственные восприятия здесь оказываются совершенно беспомощными и не в состоянии внести чего-либо существенного в их уяснение. Таким образом, Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путей их решения.

Как справедливо полагал просветитель для глубокого научно-обоснованного решения поставленных проблем «исследующий должен быть осведомленным в разных религиях и науках, знать, что по этому поводу высказывал тот или иной ученый» 382 . Причем он не должен попадать в рабскую зависимость от идей, обоснованных даже признанными авторитетами. Напротив, он должен полностью раскрепостить свой разум и беспристрастно, не болезненно воспаленным, а здравым рассудком изучить и критичкски оценить разноречивые по содержанию, противоречащие в своих положениях и выводах книги, высказывания, суждения, практически содеянное 383 . Надо ли говорить насколько мудрым и полезным является этот совет Шакарима для будущих поколений философов. То, что пережила общественная мысль советского периода убедительно подтверждает глубокую справедливость мысли Шакарима о том, что всякий человек, подверженный догматизму (а именно об этом идет речь у него) неизбежно «станет подобен лошади на арканной привязи» 384 .

Сам философ был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Он еще не знал тогда, что философствовать самостоятельно в обществе, раздираемом противоречиями, либо же полностью придавленном властями, является делом рискованным и далеко не безопасным для мыслящей личности. В последствие он жестоко поплатился за это. Но, что бы там ни было, Шакарим никогда не отказывался от своих устоявшихся убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом его длительных поисков и настойчивых исследований, а так же глубоких размышлений. Убедительным свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под название «Три истины», существенным дополнением которому являются его труды «Мусулманык шарты» («Каноны мусульманства»), «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», а так же многие продукты его художественного творчества. В этих своих произведениях, на основе тщательного изучения лучших образцов мировой религиозной, философской, художественной и естественнонаучной литературы он делает весьма существенные для своего времени открытия.

По всему видно, что он специально не изучал марксистско-ленинскую теорию, либо же не сумел как следует в нее вникнуть. Во всяком случае в своих до селе опубликованных трудах он ни словом не отражает своего отношения к этому учению. Но подобно Ф. Энгельсу, сформулировавшему основной вопрос философии он открывает два основных направления развития человеческой мысли. Одно — признающее идею творца-хозяина и другое — признающее, что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. «С давних времен, — пишет он, — люди говорят о существовании двух жизненных путей. Одни считают, что душа продолжает жить, не исчезает, если даже исчезает тело, поскольку, и после смерти есть жизнь. Она иная, вовсе не похожая на земную, потому утверждают они, следует жить не только мирскими хлопотами, но и заботами, которые могли бы украсить последующую жизнь» 385 . К сторонникам этого взгляда он относит представителей всех форм религии и религиозных верований, спиритуалистов, мистиков и прочих. «Ну, а другие говорят, — продолжает он, — что все вещи в этом мире возникают самопроизвольно, сами по себе, и нет какого-то хозяина-творца, который создавал бы их по своей воле и на свой лад, и нет никакой души, которая возрастает после смерти» 386 . Это, разумеется, материалисты. Какое же из этих двух направлений мысли является истинной, самой достоверной? Для Шакарима этот вопрос имел особо важное значение, поскольку, согласно его представлениям, от решения этого вопроса зависела судьба не только отдельно взятого человека, но и судьба всего человечества. Наверное именно поэтому он, на протяжении многих страниц своих сочинений самым тщательным и скурпулезнейшым образом исследует все доводы за и против каждого из этих двух направлений мысли. При этом, что несомненно заслуживает пристального внимания, он проявляет колоссальную эрудицию и показывает превосходное знание им восточных и западных религий. Древневосточной, античной и европейской философии ХУП — XIX веков. Ему не чужды так же и знания естествознания различных периодов его развития, начиная с античности и кончая XX в. Не оставил без внимания он и оккультизм второй половины XIX в. Временами этот оккультизм становится у него чуть ли не главным аргументом в пользу своих философских принципов. Обращает на себя внимание и тот факт, что автор «Трех истин» на протяжении всего своего труда ни разу не ограничился регистрацией того или иного открытия или мнения того или иного мыслителя. Он постоянно стремится определить свое отношение к мыслям, идеям и доводам тех ученых и философов, которых он привлекает для обоснования самых сложных вопросов науки, философии и жизни своего времени.

Читайте также  Структура тарифной системы

В его сочинении приводится огромное количество имен всемирно известных для широких кругов научной общественности, малоизвестных и вовсе неизвестных исследователей, ученых и философов. В целом ряде случаев восстанавливаются имена незаслуженно забытых авторов важных открытий и исследований. Это относится, прежде всего, к таким представителям независимого знания, как Дольн, Фламарион, Стуармель, Фотбель и другим. Все это свидетельствует о той исключительной научной добросовестности Шакарима Кудайбердиева, без которой невозможно было никакое приращение знаний. Именно привлечение всего богатства предшествующего развития познавательного процесса позволило выдающемуся казахскому просветителю внести свой вклад и сказать свое веское слово в науке и философии.

Философия Ш. Кудайбердиева

Философия Ш. Кудайбердиева

ВВЕДЕНИЕ
БИОГРАФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ШАКАРИМА
ТРИ ИСТИНЫ ШАКАРИМА
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ш. КУДАЙБЕРДИЕВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дело в том, что в советское время эта сфера традиционно ограничивалась такими бесспорно значимыми именами мыслителей, как Ы. Алтынсарин, Ч.Валиханов, А. Кунанбаев, и фактически не изучалась. Да и сегодня среди определенной части философов бытует мнение, отрицающее ее существование. Однако, несмотря ни на что, казахская философия была и есть. Причем, по мнению ее исследователей, она имеет 25-вековую историю.
Я же в своей работе хочу рассказать об одном из наиболее выдающихся представителей казахской культуры и философии — Шакариме Кудайбердиеве.БИОГРАФИЯ

Шакарим Кудайбердиев родился в предгорьях Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области в 1858 году. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его воспитывал родной дядя — великий Абай. Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь истины.
Систематического образования Шакарим не получал, зато он усиленно занимался самообразованием.По настоятельному совету и при материальной поддержке Абая Шакарим посетил Турцию, побывал в Аравии, во Франции, совершил паломничество в Мекку, работал в библиотеках Стамбула и Парижа. При всем том особенно близкой ему была русская культура, с которой он был знаком не понаслышке.
На его долю выпала нелегкая жизнь. После смерти Абая и его сыновей Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местахЧингистау, где в одиночестве писал стихи, излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.
1931 год оказался для мыслителя роковым. Его обвинили в организации нападения группы бандитов на районный центр, и небольшой отряд НКВД без суда и следствия расстрелял Шакарима. Ему было тогда 73 года. Тело убитого сбросили в заброшенный колодец, где оно пролежало в забвении тридцать лет. ПозднееКудайбердиева реабилитировали, и в 1962 году его останки прерзахоронили в урочище Жандыбай близ могилы Абая.
Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат «Үш анық», многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А. С.Пушкина «Дубровский» и «Метель», перевод рассказов Л.Н. Толстого, поэм Физули и Хафиза. Вершиной переводческойдеятельности стало вольное изложение поэмы «Лейли и Меджнун» по мотивам одноимённой поэмы Фирдоуси. Шакарим Кудайбердиев сотрудничал с братьями Белолюдовыми, Е.П. Михаэлисом, Н. Кулжановой (с первой казашкой-журналисткой), будучи членом Русского географического общества. Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традицийвеликого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа.
Сердцевина идей Шакарима — духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт-просветитель не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён внеобходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, — уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. «Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений ипредпочитать эгоистические желания общественному долгу», — писал Шакарим в философских думах «Сад подснежников».
Первый в республике музей известного философа, талантливого композитора Шакарима Кудайбердиева открыт в урочище Жидебай — одной из составляющих государственного литературно-мемориального комплекса Абая Кунанбаева. Экспозиция названа «Дом охотника» и.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Философская лирика Шакарима

Литературное, философское наследие Шакарима раскрывается во всей своей глубине. Его трактат «Родословная тюрков, киргизов, казахов, ханов» изданный в 1911 году в Оренбурге – оригинальный труд об этнической истории образования казахского народа и ряда тюрских племен.

Главная особенность лирических произведений Шакарима в том, что он является мыслителем, философом. Шакарим в казахской поэзии создал ранее незнакомые виды философской лирики, сделал большие открытия в этой области. Шакарим Кудайбердиев оставил много размышлений и философских заключений о природе, обществе, людях.

«Родословная» – историко-научное произведение, где впервые для того времени по определенному научному принципу систематизирован огромный фактический материал об этногенезе казахского народа, о связях различных племен и родов, о некоторых исторических событиях.

В труде «Мусульманство», вышедший в 1912 году, своеобразно сочетается религиозное и светское прочтение Корана с целью использования его канонов для нравственных, просветительских идей. Шакарим по-своему воспринимает и трактует Коран и его понимание носит больше просветительский характер. Он считал, что священная книга предназначена для самоочищения, самовозвышения и воспитания людей, и каждый получает возможность нравственного возрождения.

Уникальным философским трудом является «Уш анык» («Три истины»), где он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. В гармонии и благоденствии общества Шакарим видел путь к Нравственности, к Человечности, к Совести с большой буквы: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие.

Он размышлял над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни – без насилия власти имущих. Он задавался вопросами:
В чем вера, что есть душа?
Исчезну ли я совсем после смерти?
Кто сотворил этот многообразный мир?

Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. Эту науку можно преподать, обучить людей с детства. Это основная тема его работы «Три истины». Это уникальный философский труд, в котором он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия

Мыслитель всегда совершенствовал свой духовный мир и многое мог объяснить: что значит в философском понятии жизнь и смерть, личность и мир. В философской лирике есть вера в абсолютную истину

«Следуй за правдой, а не за псевдорелигией и псевдознанием»
«Подумайте, где находятся разум и знания,
В какой форме они находятся в теле?
Знать, верить, нравиться – дело разума,
Когда вредно, а когда полезно?»

Философская лирика Шакарима, часто обращавшегося к философии Востока и Запада, стихи Магжана в этом направлении свидетельствуют о том, что философская лирика в некоторой степени утвердилась в национальной поэзии. Концепция антропологической философии «познай самого себя» и истина хадиса пророка Мухаммеда «Познав самого себя, познаешь Всевышнего», исламское сознание, истоки которого берут начало в Священном Коране, праведный путь найдут особое отражение в творчестве Шакарима. Произведениям поэта присуща автобиографическая память, в которой наблюдается не голая констатация жизненных фактов, а формулируются мудрые мысли, определяющие каноны истины.

Познавательные понятия философской лирики Шакарима, поднявшие такие словосочетания, как «любовь-чувственность», «разум-сердце-смелость» на качественно новый уровень, являются продолжением традиции Абая. Свойственный философской лирике авторский взгляд, выраженный в названии произведения, ярко проявляется в первой строфе стиха:

Читайте также  Преступления против жизни и здоровья 2

Подумайте, где находятся разум и знания,
В какой форме они находятся в теле?
Знать, верить, нравиться – дело разума.
Когда вредно, а когда полезно?

В будущем, философская лирика Шакарима как художественная философия, вобравшая в себя качества, свойственные трем типам познания мира, должна исследоваться как приоритетное направление в национальной науке.

Рекомендуемая литература:
1. Вопросы шакаримоведения: Научный сборник / Сост. Шанбай Т. – Новосибирск: Талер – Пресс, 2007.- 584 с.
2. Баймагамбетова Л.М. Поэт, мыслитель, правдоискатель // Семипалатинские вести – 2003.- 10 октября.- С.3
3. Есим Г. Казахская философия. // Мысль. – 2004. – N 7. – С. 2 – 4
4. Нурбосынова Л. Смысл жизни как социально-философская проблема в казахской философии начала ХХ века.// Мысль. – 2003. – N 8. – С. 41 – 45.
5. Нысанбаев А. Барлыбаева Г. Философия Шакарима. // Шакарим алеми. – 2006. – N 1. – С. 13 – 24.

Эссе о нравственном образе жизни Шакариме Кудайбердиеве, классике гуманной педагогики

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

о нравственном образе жизни

Шакариме Кудайбердиеве,

классике гуманной педагогики

Александрова О.В.

Моё сочинение я начну с того что расскажу вам немного о великом человеке — Шакариме Кудайбердиеве!

Маленький мальчик, оставшийся сиротой и не испытавший всю силу родительской любви, он был обречен на протяжении всего своего жизненного пути искать ответы на свои нескончаемые вопросы. Благо, природа одарила его всевозможными талантами, ясным умом, любознательностью и большому терпению. Он, росший у своего уважаемого и авторитетного дяди Абая Кунанбаева, с ранних лет стал интересоваться поэзией, литературой и историей. Его любознательность подтолкнула его самостоятельно изучить арабский, персидский, турецкий и русский языки. И уже в восемь лет им был написан его один из первых стихов после случая, когда он раздавил жука.

Из которого мы можем сделать вывод, что уже тогда этот ребенок испытывал боль и переживания. Проецируя себя в образ этого жука, задаваясь извечными вопросами терзающие человечество испокон веков: Кто мы? Зачем пришли в этот мир? Почему мир устроен так? Отвечая самому себе, я понимаю, что уже тогда Шакарим видел изъяны общества и несправедливость, с которой встречается практически каждое живое существо на земле. Посещая медресе, он знакомится с богом. И как часто случается с людьми такого типа, в нем пробуждается все больше вопросов относительно окружающей нас среды. Рассуждения о боге и вера в него остались в нем до конца его жизненного пути. В те же годы он знакомится с философией- теологией. И как зачастую бывает с людьми такого полета, в нем все больше возникают вопросы о бытие, о боге, человеке и душе. Вопросы, связанные с душой человека, преследовали его до конца жизни. В поиске ответов он много читал и путешествовал, познавал мир и людей. В ходе путешествия им были написаны книги «Родословная казахов» и «Мусульманство», в которых он описал происхождение, быт, традиции и обычаи казахов. Его трудами пользуются и сейчас историки, ученые, опираясь и ссылаясь на них. Также в его жизни не маловажный факт оставил и хадж, т.к Шакарим Кудайбердиев был религиозным человеком. Его духовные поиски привели его в Мекку, Стамбул и Париж. В последних он был библиотекарем. Там он знакомится с трудами Шопенгауэра,

Канта, Байрона и многих других. У него складывается собственное мнение относительно их высказываний, в частности, он был не согласен с немецким философом, который говорил, что мир — это ад. Шакарим, напротив, считал, что мир прекрасен и лишь сам человек делает его адом.

Опираясь на его высказывания и его творчество, можно с уверенностью что Шакарим Кудайбергенов был пацифистом. Его рассуждения говорят о том, что он считал, отвечая на насилие насилием человек не к чему не придет. Также наш мыслитель неустанно повторял мысль о необходимости самосовершенствования, самообразования, развития общества и духовности. Своим примером он вдохновлял свое окружение. Очевидцы говорят, что после общения с Кудайбердиевым в их сердцах, душе и разуме открывались до этого не известные мысли и чувства.

Меня восторгает и тот факт, что Шакарим всячески, как М.Ганди, не воспринимал насилие, а также государство, построенное на силе, принуждении. И если М.Ганди объявлял голодовки, то Ш.Кудайбердиев уходил в горы и жил в одиночестве, был отшельником, тем самым проявлял свое негативное отношение к государственному строю. Шакарим был предан своему делу и слову, об этом свидетельствует следующий его жизненный путь.

И сейчас, когда я знакомлюсь с его творчеством и жизнью, меня посещают мысли о том, что все-таки его высказывания по истечению веков остаются все также актуальными. Время скоротечно, но такие понятия, как честь, достоинство, любовь, добро, самосовершенствование, саморазвитие и взаимоуважение будут всегда служить фундаментом, той опорой на которой строится здоровое общество.

Сейчас в информационном поле мы все чаще слышим негативные новости. Кругом насилие и можно подумать, что в мире не осталось не чего прекрасного. Мы склоны к саморазрушению. В мире то и дело вспыхивают акты насилия. Причиной которой являются борьба за власть, зависть, ненависть, религиозная нетерпимость, национализм в крайней степени и т.д. Об этом всем еще тогда было известно Шакариму. Поэтому и уделял он столь большое внимание нравственности и духовности, остерегая современников и будущее поколение от ошибок прошлого.

Ведь одной из основных идей Шакарима было духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, — уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. Обратите внимание, сколько бы времени не прошло, но и в нашу эпоху это актуально. Мы снова возвращаемся к истокам нравственности, примером этого является введение в школе предмета «самопознание», на котором мы поднимаем вопросы нравственно – духовного становления личности, получается мы являемся проповедниками Шакарима. Ведь мы, как и Ш.Кудайбердиев, ведем постоянные профилактические беседы с родителями, детьми, но не всегда они бывают эффективны, к сожалению малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу. Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой: нынешняя молодежь, абсолютно не увлекается литературой, отсюда и вытекает незнание нравственно-духовных основ развития общества. А ведь писатель ставит нравственность подрастающего поколения во главе всего. Шакарим утверждал, если с детства не прививать навыки нравственного поведения и не упражнять воспитанников в правильных моральных поступках, позднее ни самые сильные внушения разума, ни требования чести и долга не в силах будут изгнать дурные навыки. И взрастить высоко духовно-нравсвенную личность — это наша главная цель. Так почему же люди погрязли в безнраственности? Современное общество всё глубже погружается во мрак безнравственности и отсутстве душевного баланса. Мы видем пороки в других, не замечая собственных. Для нас материальное первостепенно, мы жалуемся на всех и все виня окружающих в своих бедах и не удачах. Религия стала бизнесом а бизнес религией.Бедный беденеет а богатый богатеет. Социальная напрежонность растет. Самое время оглянутся назад и прислушаться к людям с утойчивыми моральными принципами. Одним из которых является некогда «Забытый» Шакарим Кудайбердиев.

А ведь Шакарим мотивировал народ на достижение своей цели, об этом свидетельствуют его слова: «Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути — залог успеха». Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение. Значит, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, согласно Шакариму, — необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности.

Люди обеспокоены своим материальным состоянием, нежели духовным. Получается это было во все времена, но тогда возникает другой вопрос, почему мы люди продолжаем жить также? Ведь мы можем повернуть русло в другую сторону.

Прочитав труды Шакарима и о нём самом, я много полезного взяла для себя. Тот факт, что его окружала талантливая молодёжь, что к его словам прислушивались и то что его ученики добились больших успехов в обществе, говорит о том, что его знания были обширными и мне стоит применять их на практике. Проявлять заботу, быть внимательной ко всем учащимся, и заинтересовывать их.

Довести до их сознания понятия добра и зла в узком и широком смысле этих слов, а также быть самой интересным собеседником и знать подход к каждому ученику.

Постараюсь данные знания пронести белой нитью на протяжении своего жизненного пути, не только в профессиональной сфере, но и в своей личной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: