Философские проблемы современной техники в работах К. Ясперса
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ТЕХНОФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
- Авторы
- Файлы работы
- Сертификаты
Цель техники «придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды» [2, с. 115]. Назначение техники – господство человека над природой. Однако, вместе с этим возникает опасность, что в современных условиях природа может стать тираном человека. Ясперс ошибочно полагает, что техника сама по себе «насильственно переместила трудовой процесс и общество … в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма» [Там же]. На самом деле причина состоит в капиталистических производственных отношениях, которые обезличивают, отчуждают отношения людей в процессе жизнедеятельности и подчиняют все получению прибыли.
Ясперса как представителя экзистенциализма интересуют психологические последствия людей, живущих в технизированном мире. Человек теряет индивидуальность, испытывает состояние глубокой неудовлетворенности собой, превращаясь в деталь машины. Философ связывает особенности техники в рассудком и властью. Техника основывается на рассудке и представляет собой «умение, методы которого являются внешними по отношению к цели» [Там же, с. 117].
Само понятие «техника» Ясперс употребляет в широком смысле слова как: а) умение применять орудия труда; б) как оперирование материалами и силами природы для получения каких-либо вещей и эффектов. Смысл техники состоит в единстве преобразования среды для целей человека. Однако это происходит не всегда: есть ситуации, когда труд не требует затрат духовных сил и это приводит к обеднению жизни человека.
В современной технике взаимосвязаны между собой естественные науки, изобретательство и организация труда. Ясперс, характеризуя соотношение труда и техники, отмечает, что тип техники определяет характер труда. Но данное соответствие имеет не вполне однозначный характер. Характер труда определяется общественными отношениями, а не техникой самой по себе.
Ясперс отмечает взаимосвязь труда и техники. Он определяет труд трояко: «труд как затрата физических сил, труд как планомерная деятельность, труд как существенное свойство человека, отличающего его от животного …» [Там же, с. 122]. Описание Ясперсом поведения животного и трудовой деятельности человека очень сходны с рассуждениями Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г. и «Капитале». Он выделяет следующие аспекты труда: разделение, организация. Какие изменения внесла в область труда современная техника?
1. Техника усиливает интенсивность труда, одновременно сокращая его затраты. Труд изменяется, но не устраняется. Остается всегда такой труд, который должен выполнять сам человек. Возникают новые виды труда, растут затраты труда. 2. Техника меняет характер труда. Здесь речь идет о творческом и нетворческом труде. При этом сокращается физический труд, увеличивается время досуга человека. Полная автоматизация приводит к тому, что труд приводит к тому, что труд человека становится утомительным, бессодержательным, вызывает усталость. 3. Техника требует достаточно крупной организации. Ясперс отмечает, что технизация распространяется достаточно широко. «Человек уже не знает, что делать со своим досугом, если его свободное время не заполняется технически организованной деятельностью» [Там же с. 127].
Влияние техники на человека амбивалентно: техника открывает перед человеком новый мир и новые возможности в складывании нового мироощущения. Однако техника имеет свои границы. Во-первых, она может служить во благо или во зло людям. Она нейтральна, ее развитие следует направлять. Во-вторых, то, что создается техникой носит универсальный, а не индивидуальный характер. В-третьих, техника всегда связана с материалом и силами, которыми она оперирует. Когда-то наступит время, когда нельзя будет восстановить природные ресурсы. В-четвертых, человек должен быть готов служить технике. Также Ясперс указывает на демонический характер техники. Он пишет, что понятие «демонический характер техники» указывает «на нечто, созданное людьми, но созданное ими не преднамеренно; на нечто подавляющее последующее воздействие на все их существование; противостоящее им» [Там же, с. 138]. Труд не облегчает жизнь человека, а превращает человека в часть машины. К тому же техническое мышление распространяется на всю деятельность человека. Поэтому общество превращается в большую машину, которая организовывает жизнь людей. Жизнь людей становится зависимой от функций техники. Как преодолеть демонизм техники? Ясперс отвечает, что вся «дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь» [Там же, с. 139]. Таким образом, Ясперс всецело полагается на осознание человеком своей сущности, которое должно преградить путь демонизму техники.
Литература
1. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем., 2- е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 5-26.
2. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем., 2- е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 28-286.
Понятие техники. Философские аспекты понимания техники (К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.)
Понятие «Техника». Понятие техники исторически изменяло свое содержание, и предложено довольно много определений, отражающих тот или иной ее аспект. Например, техника это:
ремесло, искусство, мастерство (от греч. techne);
совокупность приемов и правил выполнения чего-либо;
деятельность, которая ведет к переменам в материальном мире;
система орудий и машин;
средства труда в широком смысле (условия, необходимые для процесса производства);
система действий как процесс осуществления самого себя;
совокупность материальных объектов, производимых обществом;
совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;
система искусственных органов деятельности человека;
собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.
Если обобщить все существующие определения техники, то основное ее содержание можно свести к трем основным аспектам. Техника — это:
1) совокупность исторически развивающихся орудий и навыков производства, которые позволяют человечеству воздействовать на окружающую природу с целью получения материальных благ; составной элемент производительных сил общества;
2) в собирательном смысле — орудия, устройства, механизмы, машины;
3) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле. Для того чтобы более глубоко понять сущность техники и разобраться в вопросах соотношения техники и труда, техники и изобретательства, границ техники и ее оценок, обратимся к творчеству немецкого философа-экзистенциалиста К. Ясперса, который рассматривает данные вопросы в работе «Смысл и назначение истории».
Сущность техники Ясперс связывает с трудом, который изначально присущ человеческому существованию, а технику определяет как средство. В непосредственной деятельности человека техника отсутствует, но как только появляется необходимость ввести преднамеренные действия, подчинить процесс человеческой деятельности каким-либо правилам, применить какие-либо орудия — возникает техника. Например, техника дыхания, техника танца, производительная техника и т.д.
Поскольку техника оперирует механизмами, постольку она покоится на деятельности рассудка, т.е. является частью общей рационализации жизни человека. Власть техники проявляется в господстве над силами природы, а иногда и над человеком (в ситуации отчуждения). Смысл техники заключается в освобождении человека от стихийных сил природы, несущих ему бедствия и угрозы, для реализации своего назначения. Принцип техники поэтому заключается в целенаправленном манипулировании материалами, силами природы и своими собственными. Технический человек рассматривает вещи под углом зрения их ценности для реализации человеческих целей. Но, по мнению Ясперса, этим не исчерпывается смысл техники. Создание орудий труда подчинено идее преобразования человеком окружающей среды. Человек ощущает себя в созданной им среде не только вследствие освобождения от нужды, но и воздействия на него красоты, соразмерности им сотворенного. Он утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою среду.
Техника, подчеркивает Ясперс, создает не только средства для достижения ранее поставленных целей, но и сама приводит к открытиям, результаты которых становятся новыми человеческими целями, например создание музыкальных инструментов или книгопечатание. В этом смысле техника открывает такие сферы деятельности человека, которые расширяют его возможности и ведут к новым открытиям.
В возникновении современного технического мира неразрывно связаны между собой естественные науки, дух изобретательства и организация труда. Ни один из этих факторов не мог бы самостоятельно создать современную технику.
Естественные науки создают свой мир, совершенно не помышляя о технике. Бывают естественно-научные открытия чрезвычайного значения, к которым техника, по крайней мере вначале, остается безразличной. Однако и те научные открытия, которые сами по себе могут быть использованы в технике, применяются не сразу. Для того чтобы они принесли непосредственную пользу, необходимо техническое прозрение. Отношение между наукой и техникой невозможно предвидеть заранее.
Дух изобретательства может сотворить необычайное и вне рамок науки. Многое из того, что создано людьми без предварительных научных открытий, например фарфор, лак, шелк, бумага, компас, порох, поразительно. Для других изобретений предпосылкой явились выводы науки, хотя их вполне можно было бы осуществить прежними средствами. Традиционная инертность в повседневной жизни и терпеливое отношение к неудобному как будто преодолены в наше время духом изобретательства. Специфически современной чертой стала систематичность в изобретениях. Теперь открытия в той или иной области не совершаются случайно отдельными людьми, технические открытия входят в единый развивающийся процесс, в котором принимает участие множество людей. Все становится анонимным. Достижения одного человека тонут в достижениях коллектива.
Технически полезное должно быть полезно и в экономическом отношении. Однако духу изобретательства чуждо принуждение. Решительные импульсы заставляют его творить второй мир. Вместе с тем все, что создает человек, обретает свою техническую реализацию лишь в той мере, в какой это диктуется экономическим успехом в условиях свободной конкуренции.
Организация труда превращается в социальную и политическую проблему. Если производство предметов повседневного массового потребления совершается машинами, то большинство людей оказывается втянутым в этот производственный процесс, в этот труд, обслуживающий машины в качестве звена машинного оборудования. Если почти все люди становятся звеньями технического трудового процесса, то организация труда превращается в проблему человеческого бытия.
Давая оценку современной технике, Ясперс подчеркивает ее двойственную природу. Он говорит, что техника не только удаляет нас от природы, но и приближает к ней, поскольку позволяет увидеть невидимое, развить способности, которых у человека раньше не было. Так, применяя микроскоп и телескоп, человек увидел микромир и звездное небо. Технические аппараты — от пишущей машинки до космического корабля — потребовали особой физической ловкости. Мир техники дарит нам красоту технических изделий и расширяет наши потребности. Современная техника формирует у человека новое мироощущение. Но значительно более частое явление, подчеркивает Ясперс, — это погружение в бессмысленное существование, функционирование в виде части механизма, отчуждение в автоматичности. Поэтому оценка техники, по Ясперсу, зависит от правильного представления о ее границах.
Граница техники в том, что она есть средство и не может существовать сама по себе. Техника ограничена еще и тем, что заключена в сфере безжизненного и всегда связана с материалами и силами, которые также ограничены. Только люди реализуют технику своим трудом.
Но человек подпал под власть техники, не заметив, что это произошло и как это произошло. Совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.
Страшно на самом деле не то, что мир становится полностью технизированным, подчеркивал М. Хайдеггер. Гораздо более жутким является то, что человек не подготовлен к этому изменению мира. Хайдеггер считал, что человек должен сказать техническим приспособлениям и «да» и «нет» одновременно. «Мы впустим технические приспособления в нашу повседневную жизнь, — писал он, — и в то же время оставим их снаружи, т.е. оставим их как вещи. Я бы назвал это отношение одновременного «да» и «нет» миру техники старым словом — «отрешенность от вещей»»
Пока человечество не следует советам Хайдеггера. Вместо свободы от вещей — в том смысле, чтобы вещи и техника служили людям, — оно все более стремится к обладанию вещами, заменяя ими порой человеческие чувства и отношения. Выражаясь словами Хайдеггера, в наше время происходит как бы «забвение бытия».
Еще в начале XX в., предвосхищая данную проблематичность человека, связанную с развитием техники, русский религиозный философ С.Л. Франк в своей книге «Крушение кумиров» писал: «Не радует нас больше и прогресс науки, и связанное с ним развитие техники. Путешествия по воздуху, этот птичий полет, о котором человечество мечтало веками, стали уже почти будничным, обычным способом передвижения. Но для чего это нужно, если не знаешь, куда и зачем лететь, если на всем свете царят та же скука, безысходная духовная слабость и бессодержательность. Общее развитие промышленной техники, накопление богатства, усовершенствование внешних условий жизни — все это вещи неплохие и, конечно, нужные, но нет ли во всем этом какой-то безнадежной работы над сизифовым камнем. Возможна ли сейчас еще та юная, наивная вера, с которою работали над накоплением богатства и развитием производства целые поколения людей, видевшие в этом средство к достижению какой-то радостной, последней цели? И нужно ли в самом деле для человеческого счастья это безграничное накопление, это превращение человека в раба вещей, машин, телефонов и всяческих иных мертвых средств его собственной деятельности?»
Динамичное развитие науки и техники в XIX—XX вв. породило новую предметную реальность — в отличие от той, которую называли «второй природой» (культурой). Первоначально культура как искусственная среда существовала наряду с «первой природой» — средой естественной. В XX в. взаимоотношения «первой» и «второй» природы качественно изменились. «Вторая природа» (культура) как бы становится «первой», а «первая» — «оказалась загнана в резерваты — в заповедники и национальные парки, в «красные книги» и зоопарки, где доживает последние дни.
Предметная среда, имеющая техническую меру, требует нового к себе отношения и прежде всего осмысления нависших над человечеством проблем. В связи с этим подчеркнем два момента.
Во-первых, современный мир в силу своего динамизма уже не оставляет времени для гармонизации предметной среды. Ранее единство предметного мира поддерживалось тем, что каждая вещь входила постепенно в его ансамбль. Вещи долгое время «жили» друг с другом, «притирались» друг к другу. Создавались они ограниченным кругом людей для себя или знакомых им людей, т.е. имели, говоря словами Хайдеггера, «интимное отношение» к человеку. Хаотическое конструирование современной технической среды при небывалом отчуждении человека и динамизме общественного развития изменяет статус и функции самой культуры.
Во-вторых, появляется как бы «третья природа» — новая среда обитания человека, получившая название виртуальной. Является ли виртуальная реальность феноменом культуры? Этот вопрос еще не только не осмыслен, но даже не поставлен должным образом. Но во всей жизни человека уже неявно ощущается, что возникает некий специфический феномен, который может привести к изменению фундаментальных антропологических констант.
Изменение функций культуры, когда она сама ставится под вопрос, снова актуализирует проблему «дома» человека: где теперь ему «обустроиться»? Или при новой реальности можно вполне оставаться «бездомным»? Вряд ли сегодня возможно ответить на этот вопрос. В этом и заключается проблематичность современного технического человека. Пока можно лишь утверждать, что человек находится в состоянии тревоги и растерянности, в состоянии поиска новых отношений с миром.
Вопрос о сущности техники в работах Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, К. Ясперса.
Испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет – первый из профессиональных философов, кто обратился к проблематике философии техники. Его аналитика данной темы осуществлялась в контексте философской антропологии. В основной своей работе «Размышления о технике» проводится мысль о том, что техника неразрывна связана с самой сущностью человека и предполагает активное творческое взаимодействие с окружающей средой. «Я есмь я и окружающие меня условия» — так звучит знаменитый тезис философа, демонстрирующий саморазвивающуюся природу человека, находящуюся в изменении, становлении, взаимодействии с миром. Преобразуя мир, человек способен перешагивать за пределы своей природы. Так понятая проективная деятельность, может быть осуществлена через две стадии: установление путем воображения себя как некоего проекта, цели: «каким хочу стать». Вторая – это материализация проекта. В зависимости от воплощаемой модели (например, джентльмен, бодхисатва, идальго – примеры самого Ортеги) могут применяться самые различные техники ее реализации. Таким образом, техника может рассматриваться как вид человеческого проектирования. А человека, согласно концепции Ортеги, можно определить как Homo faber, смысл которого направлен не только на «фабрикацию» материальных объектов, но и духовное производство.
Касательно современной научной техники, ее усовершенствование ведет, по мнению философа, к утрате человеком способности к воображению, стремления к проектированию как целеполаганию, ибо вера в технику не означает передачи ей прав на определение смысла жизни.
Особое место в рассмотрении проблем техники занял немецкий философ Мартин Хайдеггер. Сущность и специфику технику он сделал способом самореализации человечества. Техника им рассматривается в рамках онтологический аспекта, ее проблемы здесь тесно связываются с проблемами самого бытия.
Согласно М. Хайдеггеру сущность техники – это раскрытие потаенного в современной культуре, или превращение человека и природы в «постав» (речная вода для работы электростанции, электростанция для выработки тока, электрический ток для освещения улиц городов и т.д.). Различая подходы к технике как инструментальному явлению, т.е. как средству деятельности; а также как нейтральному явлению, проявляющемуся в качестве функции, элемента поставляющего производства, М. Хайдеггер видит в последнем, угрозу утраты свободы, порабощение, распространение власти техники над Землей. Негативная оценка Хайдеггером техники реализуется в рамках экзистенциальной философии на грани риска и катастрофы. «Опасна, — пишет Хайдеггер, — не техника сама по себе. Нет никакого демонизма техники; но есть тайна ее существа. Существо техники как миссия раскрытия потаенности – это риск. Измененное нами значение слова «постав», возможно сделается нам немного ближе, если мы подумаем теперь о поставе в смысле посланности и опасности»[10]. Необходимо отметить, что согласно философу, нельзя рассматривать технику как нечто внешнее по отношению к человеку и природе. Техника в современном мире составляет единое онтологическое пространство. Поэтому наивно думать, что можно повлиять на технику только лишь одним волевым усилием. «Техника, чье существо есть само бытие, никогда не даст человеку преодолеть себя. Это означало бы, что человек стал господином жизни»[11]. И, тем не менее, техника не может измениться без усилий человека, ибо «существо техники не может прийти к своему историческому изменению без помощи человеческого существа. »[12]. Поэтому важным для осмысленного влияния на технику является переосмысление своих ценностных приоритетов.
Ярким представителем экзистенциализма был Карл Ясперс (1883-1960). Он исходил из того, что человечество имеет единые истоки и общую цель. Прослеживая с этой точки зрения историю общества, К. Ясперс отмечает резкий поворот в истории, который произошел за 500 лет до нашей эры и породил греческую, индийскую и китайскую философию и культуру. В это время человек начал осознавать свое место в мире, обнаружил возможности разума. А великие культуры древности, существовавшие тысячелетия, исчезли. В конце XVIII в. произошел великий исторический перелом в развитии техники, чему способствовали три фактора: естественные науки, дух изобретательства, организация труда.
Техника хотя и отдалила человека от природы, но породила новую близость с ней. Она родила красоту технических изделий, расширила реальное видение мира. Сегодня, считает К. Ясперс, имеет место наступление нового «осевого времени», связанное с бурным научно-техническим прогрессом. Развитие техники К. Ясперс связывал с изменением труда: с сокращением затрат и усилением его интенсивности, с эволюцией самого характера труда, в процессе которого техническое творчество противостоит нетворчеству. Техника открывает перед нами новый мир. Но она имеет свои границы, определяемые тем, что техника есть лишь средство господства над безжизненными органическими силами и людьми, которые подчас смотрят на технику с ужасом. Технофилософская концепция К. Ясперса изложена, главным образом, в его работе «Современная техника»[13]. В ней К. Ясперс указывает, что современная ему эпоха отличается катастрофичной нищетой «в области духовной жизни, человечности, любви и творческой энергии». Техника рассматривается К. Ясперсом как совокупность тех действий, которые знающий человек совершает с целью господства над природой, т.е. ради того, чтобы придать своей жизни «такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную форму окружающей среды». Современная техника настолько изменила жизнь человека и окружающую его действительность, что превратила всю нашу планету «в единую фабрику». Она оторвала человека от его корней, обратила его в жителя Земли без родины, без традиций. При ее господстве сам дух оказывается сведенным к простой способности «обучаться и выполнять полезные функции».
Как можно заметить из вышесказанного, у Ясперса прослеживается общая гуманистическая ориентация на разум, утверждение принципиальной возможности управления техническими средствами на фоне трагически обрисованной общей картины и глубоко пессимистических оценок современных процессов. На примере многих работ философа («Духовная ситуация эпохи», 1931; «Об истоках и цели истории», 1949; «Атомная бомба и будущее человека», 1958 и др.) можно убедиться, что сам феномен техники привлекает внимание философа в меньшей степени. Главное в его произведениях – это критика «бытия-в-массе», организации, аппарата, механического, обезличенного характера индивидуального существования и труда. Для этих процессов техника является ключевым и взаимообусловленным понятием. Очевидно, что в 30-е годы Германии, в канун прихода фашизма, характеризовались особой спаянностью техники с политикой и идеологией, повсеместное внедрение автоматизма и обезличивания как образа жизни формировало режим человеческого существования.
11.1. Технофилософия Карла Ясперса: господство над природой с помощью самой природы
11.1. Технофилософия Карла Ясперса: господство над природой с помощью самой природы
Немецкий философ-экзистенциалист, психиатр Карл Ясперс (1883–1969) был профессором психологии Гейдельбергского университета. В 1937 г. его отстранили от должности по политическим мотивам. После войны он преподавал в Базельском университете. В числе его основных трудов «Философия» (в 3 т., 1932), «Истоки и цель истории» (1949), «Великие философы» (в 2 т., 1957), монография «Куда движется ФРГ» (1969), «Современная техника» (русское издание – 1989). Нас главным образом интересует последняя его работа. В ней впервые с позиций технофилософии анализируются труды Фихте, Гегеля и Шеллинга, посвященные обоснованию так называемого осевого времени, начало которому было положено с возникновением христианства. Отличительной чертой этого времени становятся катастрофическое обнищание в области духовной жизни, человечности, любви и одновременное нарастание успехов в области науки и техники. Духовная нищета многих ученых-естественников и техников характеризуется их скрытой неудовлетворенностью на фоне исчезающей человечности. Технику Ясперс рассматривает как совокупность тех действий, которые знающий человек совершает с целью господства над природой, т.е. ради того, чтобы придать своей жизни «такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную форму окружающей среды». Соглашаясь с марксовой оценкой совершившейся промышленной революции, Ясперс пишет о переменах во взаимоотношении человека и природы, о его подчиненности природе и последствиях этой «тирании». Планета, как пишет Ясперс, стала единой фабрикой!
Свое понимание техники Ясперс конкретизирует следующим образом. По его мнению, она характеризуется двумя особенностями: с одной стороны, рассудком, с другой – властью. Техника покоится на деятельности рассудка, потому что является частью общей рационализации. Но в то же время она есть умение, способность делать, применяя природу против самой природы. Именно в этом смысле знание – это власть, Сила! Основной смысл техники – освобождение человека от власти природы. Принцип техники – это манипулирование силами природы для реализации назначения человека, под углом его зрения.
Ясперс выделяет два главных вида техники – технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты, а также три фактора, влияющих на развитие научно-технического знания:
1) естественные науки, которые создают свой искусственный мир и являются предпосылками к его дальнейшему развитию;
2) дух изобретательства, способствующий усовершенствованию уже существующих изобретений;
3) организация труда, направленная на повышение рационализации научной и производственной деятельности.
Труд человека также оказывается в трехмерном измерении: как затраты физических сил, как планомерная деятельность и как существенное свойство человека. В совокупности труд – это планомерная деятельность, направленная на преобразование предметов труда с помощью средств труда.
Собственный мир человека — созданная им искусственная среда обитания и существования — есть результат не индивидуального, а совместного человеческого труда (ведь отдельный человек не все умеет!). Ясперс вслед за Марксом заключает: «от характера труда и его разделения зависит структура общества и жизнь людей во всех ее измерениях и разветвлениях». В ходе развития человечества социальная оценка труда менялась. Греки презирали физический труд, считая его уделом невежественной массы. По христианской версии человек был обречен добывать хлеб свой в поте лица, искупая свое грехопадение, т.е. труд ассоциируется с наказанием. Исключением в этом смысле являются протестанты, которые видят в труде благословение, и в частности кальвинисты, считающие труд богоугодным делом, доказательством избранности. Однако отношение к технике не столь положительное даже среди протестантов. «В течение последних ста лет, – пишет Ясперс, – технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с уважением» Но сама по себе техника нейтральна: она не является ни злом, ни добром. Все зависит от того, чего можно добиться с ее помощью. В этом Ясперс полагается на сознание человека. Таким образом, Ясперсу удалось вычленить особую философскую веру-интуицию: философская идея вначале открывается нам интуитивно, а лишь затем ищет своего выражения в образах и понятиях. История перестает быть только историей культуры и цивилизации, представая в качестве специфической формы всеобщей эволюции. Основным инструментом исторического сознания и социального познания становится уже не «чистый разум», но индивидуальное сознание, чувствующее свою причастность к всеобщей жизни. Естественное человеческое чувство рода вкупе с рационально-теоретическим, научным знанием дает человеку синтетическую интуицию как фундаментальное преимущество в противоборстве со стихийным характером космических и исторических процессов.
Читайте также
Библиография работ К. Ясперса
Библиография работ К. Ясперса 1. Heimweh und Verbrechen. Leipzig: F.C.W.Vogel, 1909.2. Allgemeine Psychopathologie. Ein Leitfaden f?r Studierende, ?rzte und Psychologen. Heidelberg-Berlin: Springer, 1913. (переработанное издание: 1920; 1923; 1946; 1959).3. Psychologie der Weltanschauungen. Berlin: Springer, 1919. 6-е издание: 1971.4. Max Weber. Ged?chtnisrede. T?bingen: Mohr, 1921. (2-е издание: 1926).5. Strindberg und Van Gogh.
79. Экзистенциализм К. Ясперса
79. Экзистенциализм К. Ясперса Карл Ясперс (1883–1969) – немецкий философ-экзистенциалист. Ясперс выступал против субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывался признать наличие в человеке некоторой неизменной природы. Выступал и против понимания мировой
Проблема вины у Карла Ясперса
Проблема вины у Карла Ясперса Книга Ясперса «Вопрос о вине», вышедшая в Цюрихе в 1946 году, любопытна для нас не только потому, что появилась как раз в то время, когда в Западной Германии с неизменным успехом ставились «Мухи» Сартра, но и потому, что ее автор также принадлежит
«Екзистенційна філософія» К. Ясперса
«Екзистенційна філософія» К. Ясперса К. Ясперс (1883—1969) поряд з Гайдеггером вважається засновником німецького екзистенціалізму. Він навчався у Гейдельберзькому університеті (1901 — 1908) спочатку на юридичному, потім на медичному факультеті. Працював науковим асистентом у
Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса
Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса Вступая в последнее десятилетие XX века и подводя итоги столетнего философского развитие, мы можем, мне думается, среди наиболее выдающихся мыслителей, назвать немецкого философа Карла Ясперса.Карл Ясперс
C. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самой
C. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самой Самосознание овладело теперь понятием о себе, которое до сих пор было лишь нашим понятием о нем, а именно в достоверности того, что оно само есть вся реальность; цель же и сущность для него отныне
Сочинения Карла Ясперса[8]
Сочинения Карла Ясперса[8] Allgemeine Psychopathologie* 1913. 9. Aufl. 1973. 748 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.Psychologie der Weltanschauungen. 1919. 6. Aufl. 1971. 486 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.Strindberg und van Gogh*. Versuch einer pathographischcn Analyse unter Vergleichender Heranziehung von Swedenborg und H?lderlin.1922.4.Aufl.1977.183S.R.Pi per & Co.Verlag, M?nchen (Serie Pi per 167).Die geistige Situation der Zeit
Глава 1 Философия и психопатология в творчестве Карла Ясперса
Глава 1 Философия и психопатология в творчестве Карла Ясперса § 1. На пути к психопатологии Карлу Ясперсу (1883–1969) посчастливилось стать классиком сразу двух наук – философии и психиатрии, но в России он известен прежде всего как философ-экзистенциалист. Тот факт, что в
§ 6. Психопатология Ясперса и философия
§ 6. Психопатология Ясперса и философия Известно, что первый вариант «Общей психопатологии» вызвал восторг директора Гейдельбергской клиники Франца Ниссля. Прочитав ее, он воскликнул: «Великолепно! Крепелин остался далеко позади!». Тем не менее карьеру психиатра
Общение с природой
Общение с природой Любовь к себе означает одобрение и заботу о теле. Теряя связь со своей физической природой, с земными, «низшими» аспектами нашего существа, мы одновременно отстраняемся от своих высших способностей — от тех интуитивных ощущений, которые проявляются
Философия истории К. Ясперса
Философия истории К. Ясперса Основная тема философии истории К. Ясперса (1883—1969) – тема единства мировой истории[40]. Ясперс скептически относится к популярной в 20–30-е г. XX в. теории культурных циклов, развивавшейся Шпенглером и позднее Тойнби, и подчеркивает, что
Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ
Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ Тот, кто идет по пути сомосовершенствования, в большинстве своем не сразу приходит к осознанию необходимости освоения системных методов
8. Жить в гармонии с Природой
8. Жить в гармонии с Природой Природа – это Космическое разумное Всё, в котором мы живем и с которым тесно связаны, и если мы действительно хотим богатой и благополучной жизни, то должны уважать её законы, в чем и заключается глубокий смысл морали.Вот некоторые законы
Введение
Всего около 100 лет назад вклад техники в цивилизацию обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели никакой необходимости в исследовании философских проблем техники. Технику обычно рассматривали как ремесло или, в лучшем случае, как простое применение научных открытий и тем самым — как деятельность интеллектуально низкого порядка, не заслуживающую философского исследования.
Философия, которая с самого своего возникновения рассматривалась как относящаяся к царству теоретического мышления и идей, неизменно возникающих у человека, по необходимости противопоставлялась любой практической, технической деятельности, основывающейся, как считалось, только на интуитивном умении делать нечто.
Первые зачатки философии техники сложились в XIX веке в Германии и Франции [1].
Отличительными особенностями подхода к технике в зарубежной философии является следующие: четко выраженное гуманитарное и аксиологическое отношение, постановка во главу угла вопросов природы и сущности техники и её значения для судеб нашей культуры, наконец, развитие наряду с общефилософскими проблемами также прикладных (прогнозы развития техники, вопросы инженерного образования и другие). Действительно, зарубежные философы техники вслед за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом, как правило, связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис нашей культуры и цивилизации [2].
Техника как умение применять орудия труда существует с тех пор, как существуют люди. В великих культурах древности высокоразвитая механика позволяла перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины.
Однако эта техника оставалась в рамках того, что было сравнительно соразмерно человеку, доступно его обозрению — она приводилась в действие мускульной силой человека и животных, водой или ветром. Качественный скачок произошел в конце XVIII века, когда были изобретены (Ясперс использует слово «открыты») машины — механические устройства, автоматически производящие продукты потребления. Но высокопроизводительные машины нуждаются в новых источниках энергии — и вот в 1776г появился паровой двигатель, а в XIX веке — электромотор. Новым было теперь то, что в распоряжении человека оказалась в тысячу крат большая сила, чем та, которой располагала древняя механика — и казалось, что эту силу можно увеличивать до бесконечности [3, c. 120].
Современная, основанная на науке техника является одним из ведущих факторов — многие считают её вообще ведущим фактором нашего времени.
Сущность техники
Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно, говорят о технике дыхания и т. п. [3, c. 117]
Далее Ясперс выделяет характерные черты техники, к которым относит следующие:
Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении и сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рациональности как таковой.
Власть. Использование техники дает человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании — вот почему и говорят: знание — это власть.
Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии целей, поставленной человеком. Такими целями могут быть облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существование, увеличение досуга и удобств. Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении от власти природы. Её назначение — освободить человека как живое существо от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека.
Но это ещё не исчерпывает смысла техники. Создание орудий труда подчинено идее единства в рамках постоянно расширяющегося преобразования человеком окружающей его среды. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает её, не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду за границы этой связи, в беспредельность. Жизнь в среде, созданной им самим, стала признаком самой сущности человека. Не только человек воздействует на эту среду, преобразуя её по своему вкусу — но и среда воздействует на него самого…
Виды техники. Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. Ссылаясь на Дессауэра, Ясперс указывает, что техника не только создает средства для достижения ранее поставленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результаты которых вначале никем не осознаются. В этом случае порождения техники становятся своего рода ключами, открывающими новые сферы деятельности человека.
Открытие и повторяющаяся работа. Технику можно охарактеризовать как совокупность открытых человеком приемов и действий, которые можно потом идентично передавать и применять.
Напротив, творческая деятельность — даже та её область, которая приводит к техническим открытиям — резко отличается от нетворческого труда.
Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредствующими звеньями и самоцелью; когда забывают о конечной цели и целью становятся средства.