Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса - ABCD42.RU

Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса

Философская мысль в Индии

Краткий очерк истории философии
Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.
М., изд-во «Мысль», 1971 г.
OCR Biografia.Ru

Феодальные общественные отношения в Индии зародились еще до нашей эры, но окончательную победу нового способа производства обычно относят к IV—VI вв. н. э. Завоевание Индии мусульманами привело к распространению ислама и усилению арабско-иранского влияния.
Переход к феодализму в Индии, как и в других странах, сопровождался усилением господства религиозных и идеалистических учений. Главенствующее положение среди этих учений занимает брахманизм, преобразующийся в религию индуизма. Ортодоксальный же буддизм постепенно оттесняется на второй план.
В эпоху раннего средневековья (IV—XI вв.) наибольшее развитие и распространение в Индии получили следующие девять философских систем: шесть ортодоксальных (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта) и три неортодоксальных (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ — вайбхашика, саутрантика, мадхьямика и школы йогачаров). Каждая из этих школ имеет свою специфику, свою проблематику. Однако в решении основного вопроса философии они разделяются на два направления: идеалистическое и материалистическое. Первое представлено йогой, ведантой и буддийскими школами мадхьямика и йогачара. Последовательную материалистическую позицию занимали чарвакй, остальные школы (ньяя, вайшешика, миманса, буддийские школы вайбхашика и саутрантика) также относились к материалистическому лагерю, однако в трактовке ряда проблем гносеологии и этики делали уступки идеализму и религии. Сильные элементы материализма содержались и в философии джайнизма.
В эпоху феодализма получило дальнейшее развитие учение чарваков: некоторые из представителей этой школы к четырем первоэлементам (земля, вода, воздух и огонь) прибавляют пятый — эфир. Душа отождествляется ими с органами чувств и умом и признается смертной, исчезающей вместе со смертью тела. Оставаясь на почве сенсуализма и признавая ощущения единственным источником знания, чарвакй начинают разрабатывать теорию умозаключений. Они различают два вида умозаключений: а) умозаключения, основывающиеся на данных чувственного восприятия, которые очень важны для познания материального мира, и б) умозаключения, не имеющие основы в данных чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы. К таким ложным умозаключениям чарваки относят, в частности, доказательство теологов о бытии бога и бессмертии души.
Господствующее положение в философии этого периода занимало, однако, идеалистическое направление. Наиболее полное воплощение идеализм получил в трудах брамина Шанкары (IX в.), крупнейшего представителя школы веданты. Основная идея «чистого монизма» Шанкары — признание абсолютной реальности единого мирового духа — брахмана. Атрибутами брахмана Шанкара считал бытие, сознание и блаженство. Видимый мир рассматривался им как проявления брахмана, который творит этот мир при помощи магической силы — майи (иллюзии). Согласно учению Шанкары, имеются два источника познания: божественное откровение, данное в Ведах и Упанишадах, и мистическая интуиция. Что же касается ощущений и логических рассуждений, то Шанкара признает их лишь подчиненными средствами познания.
Учение об иллюзорности и нереальности мира проповедовали также мадхьямики и йогачары.
Другая влиятельная — в эпоху феодализма школа веданты была основана в XII в. Рамануджей. Построенная на тех же основных положениях, что и учение Шанкары, система Рама-нуджи стремилась несколько смягчить спиритуализм Шанкары. В противовес теории «чистого монизма» Шанкары Рамануджа утверждал, что мир не иллюзия, а существует реально и материален, хотя и создан богом, брахманом. Несмотря на некоторое расхождение во взглядах, обе системы — Шанкары и Рамануджи, как и другие школы веданты, представляют собой лишь разновидности объективного идеализма.
Между материалистическим и идеалистическим направлениями шла непримиримая идейная борьба. Острота этой борьбы видна уже из того, что вся литература школы чарваков была уничтожена, и об их учениях мы знаем лишь из полемики с ней враждебных материализму авторов.
В XI—XV вв. в Индии господствуют схоластика и идеалистические учения, целью которых было обоснование религиозных догматов. «Пытливость и дух дерзания, — писал Дж. Неру, — уступают место формальной логике и бесплодной диалектике. И брахманизм, и буддизм приходят в упадок, и возникают деградированные формы культа, особенно некоторые разновидности тантрического культа и извращения системы йоги».
С XV—XVI вв. начинается процесс разложения феодализма в Индии, сопровождающийся антифеодальным движением, которое принимает вид религиозных ересей и сект, известных в Индии под названием «движение бхакти» (т. е. преданности единому верховному божеству, а не богам брахманистского пантеона). Среди первых деятелей движения бхакти особенно выделяется фигура широко известного в Индии и на всем Востоке поэта Кабира (XV в.), ткача по профессии. Кабир зло высмеивал духовенство, сеющее вражду между индусами и мусульманами, выступал с критикой официальной религии. Однако он верил в переселение душ и разделял некоторые другие положения индуизма. Наиболее широкий размах движение бхакти приняло в XVI—XVIII вв. Крупным представителем идеологии бхакти этого времени был поэт Ту леи Дас (1532—1624), автор всемирно известной поэмы «Рамаяна» (1575). Учения идеологов бхакти, несмотря на их религиозный характер, заключают в себе прогрессивную социальную тенденцию: они выступают против кастовой системы, социального неравенства и религиозного фанатизма.
Во второй половине XVIII в., в условиях усиления процесса разложения и упадка феодального способа производства, широкое распространение в Индии получили объективно-идеалистические учения веданты, целиком поставленные на службу религиозной ортодоксии.

Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса

История философии (Учебник)

Учебник для высших учебных заведений.

доктор философских наук, профессор В.П. Кохановский,

доктор философских наук, профессор В.П. Яковлев

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «философия». История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии.

Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Глава 1. Философия Древней Индии

Глава 2. Философия Древнего Китая

Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)

Глава 4. Современная африканская философия

Глава 1. Античная философия

1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии

2. Древнегреческая натурфилософия

3. Античная философия классического периода

4. Эллинистически-римская философия

Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения

1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика

2. Схоластическая философия XI-XIV вв.

3. Мистическое направление

4. Философия эпохи Возрождения

Глава 3. Философия Нового времени (ХVII — середина XVIII в.)

9. Французские просветители

Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм

6. Немецкий философский романтизм

Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в.

Глава 6. Диалектико-материалистическая философия

(К. Маркси Ф. Энгельс)

Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX — середины XX в.

3. Позитивизм и постпозитивизм

Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX — начала XX в.

2. Д. Гильдебранд

4. П. Тейяр де Шарден

Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.

4. Франкфуртская школа

Глава 10. Современная западная философия

1. Структурализм и постструктурализм

2. Аналитическая философия

3. Философия постмодерна

Глава 1. Русская философия первой половины XIX в.

2. Славянофилы и западники

Глава 2. Русская философия 50-70-х годов XIX в.

1. Н. Г. Чернышевский

2. Философия народничества

3. Ф. М. Достоевский

7. Н. Я. Данилевский

Глава 3. Русская философия всеединства

3. П. А. Флоренский

Глава 4. Русская религиозная философия XIX — начала XX в.

Глава 5. Марксистская философия в России (1883-1924 гг.)

3. «Легальный марксизм»

Глава 6. Философия в Советской России

1. Общая характеристика

2. В. И. Вернадский

10. М. К. Мамардашвили

История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.

Читайте также  Снятие блокады Ленинграда

Иначе обстоит дело в искусстве. Выше или ниже современное искусство искусства XIX века? Искусства Ренессанса? Античности? Так вопрос ставить нельзя: история искусства — не линейный прогресс, а развертывание художественной жизни человека в многообразии.

Особое положение занимает философия. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени, «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир — осознание его под знаком вечности.

В философских системах и учениях сосредоточен не трлько интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.

Окружающий человека природный мир интересует философию не сам по себе, а как обитель человека, как заданные ему, внешние условия жизни. Стоит ли жить в этом мире? И как в нем жить? Во имя чего и ради каких высших целей? Такие вопросы может ставить только свободный человек, имеющий право выбора и осознающий ответственность за него. Философия и есть пространство свободы в человеческой культуре. Философское знание не есть знание утилитарное, прагматическое. Оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.

В вечность, в запредельные миры устремлена и религия — форма сознания, наиболее близкая философии и созвучная ей. И философия и религия — это стратегический уровень жизненной ориентации в мире. Но между ними есть различие, и весьма существенное. Философия свои истины стремится доказать, религия же апеллирует к вере, откровению. Религия — массовое сознание, тогда как философия (даже в наше время, в век просвещения и образованности) — элитная форма духа, доступная все еще меньшинству.

На протяжении всей, почти 3-тысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как и великие художники, не были в милости у власти — напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнание, в тюрьмы или на эшафот (так было не только в прошлом, но и в наше время). Но философы спорили не только с властью. Не менее горячо они спорили друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.

В этих спорах уже в античной философии (и независимо от этого в философии восточной) стали складьшаться и укреплять свои позиции (отыскивая все новые и все более убедительные аргументы) две противоположные, противостоящие стороны: материалистическая и идеалистическая. Суть первой хорошо выражена словами древнегреческого философа Гераклита: «мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет». Суть второй хорошо передает Библия: «В начале было Слово, и Слово было Бог».

Спор между этими, основными философскими направлениями идет уже тысячелетия, но на каждом более высоком витке познания и в каждую более развитую эпоху культуры — по-новому.

ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ИНДУИЗМА

К началу новой эры в идеологической сфере решающие позиции завоевывает индуизм, являющийся продуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. Происходит своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд местных культов. Легкость, с которой индуизм впитывал локальные культы и принимал божества, в значительной мере способствовала его распространению среди всех этнических слоев разнородного индийского общества. Из всей плеяды божеств на первый план постепенно выдвигаются Вишну и Шива. Постепенно возникает новая мифология. С индуизмом связана богатая литература различных жанров. Наиболее известным произведением является Бхагавадгита (божественная песнь) — священная книга секты бхагаватов, которая, в частности, посвящена этическим вопросам и провозглашает преданность обретшему форму личному богу. Благодаря своему универсальному характеру она по сей день является священным текстом индуизма.

Философское обоснование индуизма заключается в шести системах ( шад-даршана ), в рамках которых возникает еще целый ряд школ. Несмотря на то что их концепции часто противоречивы, всех их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления (мукти) из пут кармы и цепи перерождений. Эти системы (они сформировались по преимуществу в первых столетиях н.

Санкхья. Хотя санкхья и является, видимо, старейшей из всех философских систем индуизма, первый трактат этой философской школы, автором которого является Ишваракришна, относится к IV в. н. э. Из эпосов и других многочисленных источников можно заключить, что санкхья уже примерно в III столетии до н. э. была самостоятельным учением. Со временем она претерпевала существенные изменения, и в наши дни нелегко различить все фазы ее развития, особенно более ранние. В источниках раннего периода санкхья называется учением о том, что «основа мира есть нечто, что лишено сознания». Санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира-пракрити (материя, природа). Сначала пракрити существовала в аморфной, нерасчлененной форме, а ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гуна). Таковыми являются раджас (стремление), тамас (тьма) и саттва (ясность). В каждой вещи, согласно ее характеру, преобладает один из этих трех качественных элементов. В вещах, тяготеющих к красоте, мудрости или правде, преобладает саттва, тогда как тамас является решающим элементом всего пассивного, ограниченного или темного. Все активное, энергичное и агрессивное содержит преимущественно раджас.

Наряду с пракрити в санкхье признается существование абсолютной души (пуруши), которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить, несмотря на то что она присутствует во всех вещах и существах, которые существуют благодаря ее наличию. При соединении пракрити и пуруши (природы и духа) возникает двадцать пять исходных принципов, среди которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и т. д.) существуют и духовные (интеллект, самосознание). Отношение между двумя элементами объективной реальности (пракрити и пуруши в изложении философии санкхья) сложное, и его оценка далеко не однозначна и ныне.

Йога. Вторым столетием н. э. датируется основополагающее произведение философии йоги, созданное Патанджали. Его работа, написанная в весьма лаконичном стиле, часто комментировалась, и такие авторы, как Вьяса (ок. IV в.), Вачаспати и многие другие, стремились не только подробно рассматривать учение этой школы, но и разрабатывать и обогащать ее терминологию и некоторые другие аспекты. Философия йоги, делающая акцент на исследование психологических категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медитации различных ранее существовавших систем (в широком смысле слова термин «йога» употребляется для обозначения медитационной практики). Йога также весьма близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, прежде всего учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. Эти фундаментальные положения в йоге, однако, дальше не развиваются, и она ориентируется на конкретные психические вопросы. Центральной категорией для нее становится читта, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Главная суть читты остается неизменной, а отдельные проявления (конкретные психические состояния) являются их модификациями, лучше сказать — деформациями, ее развития. . Практически известные психические состояния, которые непосредственно наблюдаемы, философия йоги называет клеша, она их подробно перечисляет и анализирует.

Важным элементом всей системы является описание правил психологически ориентированной тренировки; ее отдельные ступени содержат самообладание (яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), изоляцию чувств от внешних влияний (Пратьяхара), концентрацию мысли (дхарана), медитации (дхьяна) и, наконец, состояние отторжения (самадхи) — освобождение от телесной оболочки.

Вайшешика. Основателем другой индуистской системы-школы вайшешика-был Канада (I в.). Самый ранний этап системы вайшешика содержит четкие материалистические тенденции. Основные тезисы этой школы исходят из того, что существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом (ану). В понимании вайшешиков, атомы вечны, неуничтожимы, никем не созданы. Обладают они также и различными качествами (гуна), которых насчитывается семнадцать. Из всегда временного соединения атомов возникают одушевленные и неодушевленные предметы, доступные нашим чувствам. Перерождение в таком случае является результатом постоянного соединения и разъединения атомов. В текстах вайшешиков говорится о том, что атомы шаровидны (паримандала). Вайшешика делит категории на общие (саманья) и частные (вишеша) (отсюда и название всей школы), которые содержатся во всех предметах, и на их основе можно эти предметы различать. При всех качественных и количественных различиях все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность, ибо они состоят из субстанций (дравья), которых всего девять. Речь идет о субстанциях, имеющих материальную основу (вода, огонь, земля, эфир), однако в вайшешике признается и существование нематериальных субстанций, это — душа (атман), состоящая из психических качеств. Душа нематериальна, вечна и бесконечна, существует в двух формах: ишвара или параматман (абсолютная, или высшая, душа), в своей сути совершенная и вездесущая, и индивидуальные души (атман), которые странствуют в бесконечном коловращении жизней.

Читайте также  Роль машиностроения в развитии современного общества

Как отмечалось, в ньяе особое внимание уделяется проблемам логики и гносеологии, в частности средствам надежного, достоверного познания (прамана), вводится несколько источников познания, которыми являются -чувствование, заключение и заключение посредством аналогии. Согласно некоторым школам, к этим источникам присоединяется и шабда (слово) — ссылка на авторитет ведических текстов и других источников. Материалистические же направления допускали в качестве средства познания только чувствование. В текстах ньяи подробно разрабатывались различные категории, например сообщение, объект познания и т. д.; излагались принципы логического анализа, проблемы критерия истинности и др. Интересным является также введение понятия силлогизма, необходимого для подтверждения — правильности заключения. В большинстве школ используется пятичленный силлогизм (последние два его члена иногда считают тавтологическими), который содержит следующие члены (приводятся примеры, часто цитируемые в текстах ньяя):

1) тезис (пратиджня) -На горе огонь,

2) довод (хету) — .(потому что там) дым,

3) пример (удахарана) — где дым, там и огонь, как в очаге,

4) аппликация (упанаяна) — то же и здесь,

5) вывод (нигамана) — тогда это так (т.

Примеры часто присутствовали в изложении не только силлогизмов, но и других категорий, которые ньяя развивала. Примеры должны были подкреплять аргументацию и часто помогали понять очень лаконичные формулировки основных тезисов.

Миманса. Первым сохранившимся текстом школы миманса является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в. до н. э. и II в. н. э.). Ввиду того что миманса первоначально была системой правил, помогающих пониманию Вед, то развивалась она с давних пор. Среди представителей этой школы возникли два направления, из них более ранним является учение Прабхакары, несколько позже работал Кумарила (приблизительно между VII и VIII вв.).

Миманса провозглашает возврат к Ведам; согласно этому учению, единственным путем освобождения из пут самсары и кармы является последовательное выполнение того, чему учат Веды. Миманса не только воспринимает ведические тексты как высший авторитет, но и видит в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и является абсолютной. Иногда эти тексты полностью идентифицируются с брахмой. Миманса утверждает, что с помощью теории познания можно не только достичь правильного понимания сути вещей, но и постичь основополагающие метафизические понятия. Некоторые понятия, с помощью которых исследуются источники правильного знания (парамана), сравнимы с некоторыми понятиями логики. Сюда относятся, например, чувственное восприятие (пратьякша), логическое заключение (анумана) или сравнение (упамана). Другие источники правильного знания, которые миманса признает, находятся в тесной связи с ядром учения Вед. Это, в частности, слово (шабда), подразумевающее ссылку на авторитет Вед, далее очевидность (артхапати) или отсутствие (абхава), показывающее, что иногда не существует средств для того, чтобы понять подлинное содержание ведического слова и ведических ритуалов. Веды становятся практически единственным источником познания, а приведенные источники правильного знания — не что иное, как средства, при помощи которых можно черпать из этого источника. В текстах мимансы отводится много места различным изложениям отдельных ведических ритуалов, некоторые положения сопровождаются многочисленными примерами и т. д. Позже в учение мимансы вводятся и некоторые новые категории, которые сначала не являлись интегральными элементами системы. Интересно, например, их учение о языке и восприятии слов, которое развивал, в частности, Прабхакара.

Веданта. Содержание этой философской системы отражено в значительной степени в названии; веданта буквально означает конец Вед. В своей основе веданта представляет систематическую обработку тезисов упанишад, ведических текстов, часто на мистической основе. Самым старым источником при изучении веданты является трактат Бадараяны (II в.). Он представляет собой весьма сжатый текст без всяких комментариев и практически непонятен. Бадараяна излагает в нем учение нескольких школ веданты. Вскоре возникают комментарии (первый из них написал Гаудапада ), некоторые из них, в частности комментарии Шанкары (между VIII и IX вв.) и Рамануджи (XIII в.), имели большое значение для развития веданты. Позже наиболее известными комментаторами были Мадхва, Валлабха и Нимбарака. Содержание отдельных комментариев сильно различается.

Веданта отрицает положение о том, что мир является продуктом взаимодействия материальных сил с единственной реальностью, из которой все выводится, признает брахму, понимая ее как абсолютную духовную сущность мира. Согласно Шанкаре, мир явлений, который мы воспринимаем чувствами, вызван воздействием иллюзий (майя) с их тремя ингерентными качествами (гуна). Мир явлений только кажимость, причина которой кроется в незнании (авидья). Незнание приводит к тому, что человеку мир представляется как настоящий (в пространстве и во времени), а брахма (абсолютная неопределяемая сущность мира) — как персонифицированное наивысшее существо (Ишвара). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), т. е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины. На ее основе достигается познание того факта, что мир во всей его изменчивости — сплошной обман и что неизменной реальностью является брахма, с которой идентифицируется индивидуальная душа (атман). Путь к достижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и прежде всего в медитации, которая понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемах упанишад. При медитации важна помощь учителя.

Система Шанкары осложнена целым рядом терминов, при помощи которых излагается множество философских проблем. Его учение содержит и многое из предшествующих традиций (культ богов, система каст, индуистские ритуалы и т. д.). Все это пропитано мистической теорией познания.

Изложение тезисов Бадараяны различно в интерпретации отдельных школ, полемика по этому поводу между их представителями обширна, но главная цель всех направлений веданты остается неизменной — освобождение индивидуальной души из самсары, основанное на ее единстве с брахмой. Путем к этой цели является преодоление незнания, прежде всего при помощи различных методов медитации.

На учение веданты во многом опирались и реформаторы индуизма, такие, как Вивекананда (1862- 1902) , Рамана Махараши (ум. в 1952) и многие другие. Здесь и далее в некоторых местах даты не всегда совпадают с указанными в русских изданиях.- Пер.

Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса

НЬЯЯ — школа индийской философии, разрабатывавшая преимущественно проблемы методологии диспута, диалектики, логики и теории познания.

Ис­то­рические ис­то­ки школы ньяя вос­хо­дят к позд­не­ве­дий­ско­му ри­туа­лу пре­ний жре­цов-эру­ди­тов и эк­зе­ге­тов жерт­во­при­но­ше­ния, раз­ви­вав­ших специальную дис­ци­п­ли­ну ве­де­ния дис­пу­та (ва­ко­ва­кья). Не­ко­то­рые ти­пич­ные для школы ньяя тер­ми­ны и кон­цеп­ции упо­ми­на­ют­ся в сут­рах Па­ни­ни (IV век до н.э.), в ком­мен­та­рии Па­танд­жа­ли (II век до н.э.), специальном раз­де­ле о дис­пу­те в трак­та­те аюр­ве­ды «Ча­ра­ка-сам­хи­та» (I век н. э.).

Хо­тя фор­ми­ро­ва­ние ба­зо­во­го тек­ста школы ньяя — «Ньяя-сут­ры», при­пи­сы­вае­мой тра­ди­ци­ей по­лу­ми­фи­че­ско­му Го­та­ме (Ак­ша­па­де), про­ис­хо­ди­ло по­сте­пен­но, как еди­ное це­лое су­ще­ст­вую­щий к на­стоя­ще­му вре­ме­ни текст, по-ви­ди­мо­му, сфор­ми­ро­вал­ся к III-IV векам. Ка­ж­дый из 5 раз­де­лов «Ньяя-сутр» со­дер­жит по 2 гла­вы, в ко­то­рых опи­сы­ва­ют­ся 16 нор­ма­тив­ных ка­те­го­рий (па­дарт­ха) ньяи. Важ­ное ме­сто в сут­рах за­ни­ма­ет до­ка­за­тель­ст­во зна­чи­мо­сти че­ты­рёх ис­точ­ни­ков по­зна­ния (вос­при­ятие, умо­зак­лю­че­ние, срав­не­ние и сло­во ав­то­ри­те­та) в по­ле­ми­ке с буд­ди­ста­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми ми­ман­сы. Фи­лософской сис­те­мой-дар­ша­ной школы ньяя ста­но­вит­ся по­сле соз­да­ния Ват­сь­яя­ной (IV-V века) нор­ма­тив­но­го ком­мен­та­рия — «Ньяя-бха­шья», в ко­то­ром 16 ка­те­го­рий раз­де­ля­ют­ся на две ос­нов­ные (ис­точ­ни­ки зна­ния и пред­ме­ты зна­ния), рас­смат­ри­вае­мые как он­то­ло­гические ре­аль­но­сти, и 14 до­пол­ни­тель­ных, пред­став­ляю­щих со­бой прак­ти­че­ский ин­ст­ру­мен­та­рий фи­ло­со­фа-дис­пу­тан­та. По­ле­ми­ке с основными оп­по­нен­та­ми ньяи — буд­дий­ски­ми ло­ги­ка­ми Диг­на­гой, Дхар­ма­кир­ти и др. — по­свя­ще­ны ком­мен­та­рии: Уддйо­та­ка­ры (VII век) к Вать­сяя­не — «Ньяя-варт­ти­ка»; Ва­час­па­ти Миш­ры (IX-X века) к ком­мен­та­рию Уддйо­та­ка­ры — «Ньяя­вар­тти­ка-тат­парь­я­ти­ка»; Удая­ны (XI век) к ком­мен­та­рию Ва­час­па­ти Миш­ры — «Па­ри­шудд­хи» («Убе­ди­тель­ная реа­би­ли­та­ция»).

Читайте также  Питирим Александрович Сорокин (1889–1968)

По­ми­мо ком­мен­та­ри­ев, важ­ны­ми тек­ста­ми ньяи яв­ля­ют­ся: трак­тат Джа­ян­та Бхат­ты «Ньяя­манд­жа­ри» («Цве­ту­щая ветвь ньяи»), в ко­то­ром в про­ти­во­вес буд­ди­стам, до­пус­кав­шим ап­ри­ор­ную ис­тин­ность и лож­ность су­ж­де­ний, про­ти­во­пос­тав­ля­лось жё­ст­кое тре­бо­ва­ние их ве­ри­фи­ка­ции, а в про­ти­во­вес и им, и ми­ман­са­кам от­стаи­ва­лась теи­стическая кон­цепция иш­ва­ра­ва­ды; трак­тат Три­ло­ча­ны (IX век), в ко­то­ром ис­сле­ду­ет­ся про­бле­ма не­обыч­ных пер­цеп­ций, в ча­ст­но­сти воз­мож­ность не­по­средственного («умо­зри­тель­но­го») вос­при­ятия уни­вер­са­лий; трак­тат «Ньяя­са­ра» («Квинт­эс­сен­ция ньяи») Бха­сар­вадж­ни (X век) и ав­то­ком­мен­та­рий к не­му «Ньяяб­ху­ша­на» («Ук­ра­ше­ние ньяи»), в ко­то­ром че­ты­ре ис­точ­ни­ка зна­ния со­кра­ща­ют­ся до трёх (за счёт ис­клю­че­ния срав­не­ния); два со­чи­не­ния Удая­ны — «Ат­ма­тат­тва­ви­ве­ка», со­дер­жа­щая со­кру­шительную кри­ти­ку буд­диз­ма, и «Ньяя­ку­су­манд­жа­ли» («Бу­кет ньяи»), где при­во­дят­ся до­ка­за­тель­ст­ва бы­тия Бо­га (пре­ж­де все­го фи­зи­ко-те­лео­ло­ги­че­ское) че­рез вы­яв­ле­ние ло­гических про­ти­во­ре­чий в ар­гу­мен­та­ции оп­по­нен­тов — буд­ди­стов и пред­ста­ви­те­лей санкхьи.

На­чи­ная с XII-XIII веков раз­ви­тие ньяи осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в рам­ках еди­ной дар­ша­ны ньяя-вай­ше­ши­ка (он­то­ло­гические ка­те­го­рии вай­ше­ши­ки вклю­ча­ют­ся при этом главным образом в «пред­ме­ты зна­ния»). Наи­бо­лее зна­чительными фи­ло­со­фа­ми это­го пе­рио­да бы­ли Ши­ва­ди­тья, Вал­лаб­ха, Ва­дин­д­ра и Ке­ша­ва Миш­ра (XIII век), ав­тор трак­та­та «Тар­каб­ха­ша» («Язык рас­су­ж­де­ния»), на ко­то­рый бы­ло на­пи­са­но 20 ком­мен­та­ри­ев. С XIII — начала XIV веков на­чи­на­ет­ся дея­тель­ность бен­галь­ской шко­лы ло­ги­ков на­вья-ньяя («но­вой» ньяи) во гла­ве с Ган­ге­шей. На­ря­ду с ней, до на­стоя­ще­го вре­ме­ни су­ще­ст­ву­ет тра­ди­ция и «ста­рой» ньяи — пре­имущественно в ви­де тол­ко­ва­ния тек­стов Удая­ны.

В про­ти­во­по­лож­ность буд­дий­ско­му но­ми­на­лиз­му для фи­ло­со­фии ньяи ха­рак­те­рен реа­лизм — при­зна­ние не толь­ко не­за­ви­си­мо­го су­ще­ст­во­ва­ния уни­вер­са­лий, су­ще­ст­вую­щих до ве­щей, в ве­щах и пос­ле них, но и не­по­средственного «умо­зри­тель­но­го» вос­при­ятия са­мой их при­сущ­но­сти (са­ма­вая) ве­щам. На­ря­ду с другими ор­то­док­саль­ны­ми дар­ша­на­ми, ньяя при­зна­ва­ла ре­аль­ность как ду­хов­ной, так и ма­те­ри­аль­ной суб­стан­ции, при этом, в про­ти­во­по­лож­ность санкхье и йо­ге, она ис­тол­ко­вы­ва­ла ат­ман как со­вер­шен­но ре­аль­ный субъ­ект дей­ст­вия, по­зна­ния и чув­ст­ва, пе­ре­во­пло­щаю­щий­ся в со­от­вет­ст­вии со сво­ей кар­мой, и в этом от­но­ше­нии близ­ка ми­ман­се и джай­низ­му. Для ньяи ха­рак­тер­но до­ве­рие ис­точ­ни­кам зна­ния: вос­при­ятие сви­де­тель­ст­ву­ет о ре­аль­но­сти внеш­не­го ми­ра, внутреннее чув­ст­во — о еди­ном субъ­ек­те по­зна­ния, во­ле­ния и же­ла­ния, сис­те­ма ло­гических вы­во­дов — о Бо­ге как ин­ст­ру­мен­таль­ной при­чи­не и ар­хи­тек­то­ре ми­ра. При­зна­вая различные уров­ни ре­аль­но­сти, а так­же не­бы­тие, ньяя, в от­ли­чие от йо­га­ча­ры и ве­дан­ты, не счи­та­ет эм­пи­рический мир ил­лю­зор­ным.

Философская школа Миманса

Школы Индийской философии

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика)

В современных индийских языках слова ‘астика’ (‘astika’) и ‘настика’ (‘nastika’) обозначают соответственно ‘теист’ и ‘атеист’. Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом ‘астика’ обозначали тех, ‘кто верит в авторитет вед’, или тех, ‘кто верит.

Школы индийской философии

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными (астика) не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и.

Школа циников

Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Хр. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу.

Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого — белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей — киники, позже трансформировавшееся в циники.

Сам себя Антисфен.

Философские определения по вопросам мировоззрения

Философские определения по вопросам мировоззрения
основанные на теории «Новый взгляд на теорию магнетизма и энергетические силы природы» а так же, « Сущность гравитации и всемирного тяготения» .

1.Известно: « Мир состоит из Материи, Пространства и Энергии»

Отличается: тем, что Мир состоит из Пространства, и Материи с двумя противоположными видами энергии. 1. Материи с энергией расширения, то есть, эффектом теплоты и 2.Материи с энергией сжатия, то есть , эффектом холода.

Философская система буддизма

Школы боевых искусств

Китайцы с нескрываемой гордостью говорят, что в их стране три главных сокровища: кухня, медицина и боевые искусства. Самое, пожалуй, знаменитое в мире место, связанное с боевыми искусствами, — монастырь Шаолинь, где недавно побывала ваш корреспондент.

А по дороге заглянула в малоизвестную остальному миру деревню Чэньцзягоу, родину самого популярного (в смысле — массового) вида боевого искусства — тайцзицюаня, который у нас принято называть тайчи. Авторство приписывают Чэн Вэнтяну, потомки.

Философский очерк

«. Бог создал мир. Он создал его от Себя, чтобы вы могли приблизить его к Нему. Встречайте мир полнотой своего бытия и вы встретите Его. Он сам примет из ваших рук то, что вы должны дать миру. В этом Его милость. Если вы хотите верить — любите».

Так писал в расцвете своего творчества выдающийся еврейский религиозный философ, культуролог и социальный мыслитель XX века Мартин Бубер. Он рос и воспитывался в доме своего деда, крупного представителя так называемой «науки иудаизма». Эта.

Школа мудрости

ЖИЗНЬ В ПАРАЛЛЕЛИ

Интересно получается – с одной стороны, моя «обязательная» жизнь, проходит, более менее, по социальному стандарту — во всяком случае с моей точки зрения. Для работодателей мое резюме обозначается термином «атипичное», как и для моих родных и знакомых – считается слегка нестандартной моя жизненная траектория (ох, не так её планировали).

Но с другой стороны, есть иная часть моей жизни – интеллектуально-духовная, которая проходит в параллели с той, общепринятой. И эта.

Философская система джайнизма

Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам*12. Эта вера передавалась потомству через посредство двадцати четырех тиртханкаров, то есть достигших освобождения проповедников джайнизма, последним из которых был современник Гаутамы Будды – Вардхамана (он величался также Махавира).

Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Они указывают, что если отвергнуть возможность получения.

Философское учение

Человеческое существо способно к концептуализации. Сообщество человеческих существ за свою долгую историю создало огромное количество различных концептуальных систем использующихся по разному. Учение Рамеша Балсекара также является одной из таких систем.

Его место в совокупности других систем и является темой этой статьи.

Учение имеет отношение прежде всего к поискам Абсолютной Истины, Бога, Спасения, Просветления и прочего. В каждой подобной системе существует свой термин для.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: