Философское значение открытий Ньютона - ABCD42.RU

Философское значение открытий Ньютона

Исаак Ньютон и его религия

Внутренняя жизнь самых известных людей чаще всего — неразгаданная тайна. Эти слова в полной мере относятся к Исааку Ньютону. Его естественнонаучные труды стали классикой естествознания и до сих пор украшают научные библиотеки всего мира. Однако содержание теологических трактатов известно лишь специалистам, а философское наследие и многие письма великого англичанина так и остаются неопубликованными. Значит, до сих пор мы достоверно не знаем, какими были религиозные взгляды ученого, описавшего механические законы движения вселенной.
Что лежит на поверхности

Биография великого физика, математика и астронома на страницах любого школьного учебника занимает всего несколько строк. Ньютон никогда не выезжал из Англии, и вся география его путешествий — деревня Вулсторп, где он родился в 1642 году, Кембридж, где он учился в Тринити-колледже, и Лондон, в котором он стал управляющим Монетного двора, а затем — президентом Королевского общества. Последние годы жизни провел в Кенсингтоне и умер в 1727 году.

Чаще всего вспоминают фундаментальный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» 1687 года и монографию «Оптика» 1704 года. Закон всемирного тяготения и три закона Ньютона лежат в основе современной динамики и кинематики, описывающих движение от мельчайших частиц до галактик. За всю долгую 84-летнюю жизнь эти рабо ты стали главными его заслугами наравне с созданием интегрального и дифференциального исчислений. Правда, за приоритет в создании этого мощного аналитического орудия современной науки он боролся до 1716 года, самой смерти Лейбница, его друга и соперника. Зато теперь каждый старшеклассник должен знать формулу Ньютона-Лейбница, по которой вычисляется площадь криволинейной трапеции — значение определенного интеграла.

Ньютон в 1670 г. сделал первый в мире телескоп-рефлектор с отражательным вогнутым зеркалом, но и такое устройство оказалось гораздо совершеннее телескопа-рефрактора Галилея, состоявшего только из линз. Принцип Ньютона лег в основу создания всех современных мощных телескопов, от крупнейшего в Евразии телескопа БТА на территории России, в горах Северного Кавказа с диаметром главного зеркала 6 м до телескопа Хаббла на орбите Земли с диаметром зеркала 2,4 м.
Поиски Бога

О религиозных взглядах сэра Исаака Ньютона до сих пор спорят. Настоящей сенсацией стала выставка его теологических трактатов, показанная в Иерусалиме в 2007 году. Это книги, над которыми он трудился почти половину своей жизни.

Историческое сочинение «Хронология древних царств» рассказывает о том, что происходило одновременно с библейскими событиями Ветхого Завета, и такое исследование было предпринято с целью доказательства подлинности Библии методом сопоставления с альтернативными хронологиями всемирной истории. Другой труд — «Замечание на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна» — рассказывает о последних событиях мира. В богословском трактате «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» исследователь подвергает текстологической критике два стиха Нового Завета, свидетельствующих о Троичности Бога и божестве Иисуса Христа (1Иоан. 5:7, 1 Тим. 3:16).

Ученые с глубоким уважением относятся к гению великого физика и математика. Но теологи, прочитав его «Замечания на Апокалипсис», лишь улыбнутся. Слишком сильно желание автора увидеть в апокалиптической вавилонской блуднице Римско-Католическую Церковь. Ньютон был свидетелем царствований Карла I и его сына Карла II, пытавшихся восстановить католичество в Англии, и восстания Оливера Кромвеля против ненавистной народу тирании. И поэтому понятно желание истинного англичанина поучаствовать в борьбе народа если не оружием, так пером (По толкованию Ньютона «666» — число зверя, соответствует ;;;;;;;;, «а кто не примет эту веру, будет убиваем» — Апок. 13:18).

Исаак Ньютон формально принадлежал Англиканской церкви, был крещен в младенчестве, а его отчимом стал англиканский священник. Многие ученики и друзья Ньютона были одновременно теологами. Ньютон не представлял исключения в этом смысле, тем более что и семейная обстановка в Вулсторпе располагала с ранних лет к занятиям богословием. В этом смысле богословие перешло к Ньютону по наследству и по традиции. Его детство проходило в окружении религиозной матери и дяди-священника, который настоял на поступлении племянника в Тринити-колледж. Блестящие успехи позволили Ньютону уже в 26 лет стать магистром, и он мог возглавить кафедру математики вместо его учителя Исаака Барроу. Для этого молодому человеку необходимо было принять священный сан. Но Исаак отказался. К этому времени, говорят исследователи, он уже не верил в Святую Троицу, но открыто об этом не говорил, потому что законодательный акт 1698 года «О подавлении богохульства и нечестия» за эту ересь мог подвергнуть человека тюремному заключению.

Однако ни в какой момент жизни Ньютона мы не можем сказать, что он был противником Бога. Хотя его «Начала» не говорят о метафизических причинах, как было принято до этого (в духе «Метафизики» Аристотеля, рассуждавшего о целях любого движения), одно из слов предваряется хвалой Творцу. Оба его основных труда — «Начала» и «Оптика» — имеют религиозные завершения, написанные с необычайным подъемом. В последнем поучении «Начал» Ньютон прямо пишет: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии».

В последнее время говорят о связях сэра Исаака Ньютона с масонами, в связи с нашумевшим фильмом по роману Дэна Брауна «Код да Винчи». Однако доказать членство Ньютона в тайном обществе «Приор Сиона» не позволяет отсутствие достоверных историче ских документов.

Механистическое мировоззрение, сформировавшееся в XVII столетии трудами Рене Декарта, Иоганна Кеплера, Роберта Бойля и — в наибольшей степени — Исаака Ньютона, оказало глубочайшее влияние на философию деизма XVIII века и атеизма XIX века. Знаменитое изречение Ньютона «гипотез я не измышляю» стало в руках противников Церкви манифестом, который, в конце концов, отвергнул все метафизические причины возникновения мира и человека.

В своих философских исследованиях П.П. Гайденко, рассуждая о причинах возникновения современного естествознания, говорит о том, что в основе мощного импульса, давшего начало экспериментальному естествознанию, лежала не только демифологизация природы, но и сильная герметическая традиция. Если для языческого мировоззрения мир представлялся живым существом, то для христианства звезды были не больше чем светила, деяния рук Творца, исследование которых не являлось богохульством, но вполне богоугодным деянием во славу Бога.

Герметическая традиция пыталась возродить «древние знания», эллинскую мудрость. Однако последователи герметизма, вобравшие в свое мировоззрение алхимические трактаты средневековья, еврейскую каббалу, эллинский неоплатонизм, пытались соединить эту гремучую смесь с христианством. Само слово «герметизм» говорит, что это закрытое учение для непосвященных, и оно не может быть оглашено для всех подряд. Ньютон был человеком своего времени, соединившим в своей философии эти два начала. Но особенности этого синтеза, по-видимому, навсегда останутся для нас неясными.

В англиканской стране до сих пор не могут бросить тень сомнения на христианство своего великого соотечественника, похороненного в главном христианском некрополе Лондона — Вестминстерском аббатстве. Герметические труды Ньютона до сих пор не опубликованы. Глубокая религиозность ученого сильно повлияла на его научные открытия, которые стали драгоценным достоянием современной науки. А нехристианские взгляды Ньютона оставим на суд Бога, Которого он искал всю жизнь…

Философское значение открытий Ньютона (стр. 1 из 3)

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный Государственный Университет»

Тема: «Философское значение открытий Ньютона»

Выполнил: Анисимов Н.А.

студент группы 726

Ньютон завершил научную революцию, и с его системой мира обретает лицо классическая физика. Но не только астрономические или оптические, а также математические открытия (он, независимо от Лейбница, изобрел дифференциальное и интегральное исчисление) обессмертили его имя. Ньютон занимался также актуальными теологическими проблемами, вырабатывая точную методологическую теорию. Без правильного понимания идей Ньютона мы не сможем понять вполне ни значительной части английского эмпиризма, ни Просвещения, особенно французского, ни самого Канта. Действительно, как мы увидим ниже, «разум» английских эмпириков, лимитируемый и контролируемый «опытом», без которого он уже не может свободно и по желанию перемещаться в мире сущностей, — это «разум» Ньютона.

Наиболее знаменитое сочинение Ньютона — «Математические начала натуральной философии» впервые издано в 1687 г. «Опубликование «Начал. » было одним из наиболее важных событий во всей физике. Эту книгу можно считать кульминацией тысячелетних усилий понять динамику вселенной, физику движущихся тел» (I. В. Cohen).

Целью реферата является раскрытие философского значения открытий Ньютона.

Жизнь и творчество.

Исаак Ньютон родился в 1642 г. В 1661 г. он поступил в колледж Св. Троицы в Кембридже, где нашел поддержку у преподавателя математики Исаака Барроу (1630-1677), автора известных «Лекций по математике» и сочинений по греческой математике. Барроу оценил выдающиеся способности своего ученика, который очень быстро овладел всеми основными математическими знаниями. К концу обучения Ньютон постиг исчисление бесконечно малых величин и использовал его при решении некоторых проблем аналитической геометрии. Он передал тетрадь со своими заметками Барроу и некоторым друзьям для прочтения.

В 1665 г. на два года из-за чумы Ньютон, как и многие другие преподаватели и студенты, вынужденно покидает Кембридж. Он вернулся в Вулсторп, в маленький каменный домик, уединенно расположенный в сельской глуши, чтобы предаться там размышлениям. Ньютон в старости так вспоминал о своей необычной работе в Вулсторпе: «Все это произошло в два чумных года, 1665 и 1666, потому что в это время я находился в самой творческой форме и занимался математикой и философией больше, чем когда бы то ни было впоследствии» («философия», или «натуральная философия», Ньютона — это то, что мы сегодня называем «физикой»).

В 1669 г. Барроу перешел на кафедру теологии и передал кафедру математики молодому Ньютону. Ньютон завершил свои опыты по разложению белого цвета с помощью призмы. Он представил соответствующий доклад в 1672 г. в Королевское общество; этот доклад под названием «Новая теория света и цветов» был опубликован в «Философских трудах» (PhilosophicalTransactions) Королевского. общества. В этой работе — как и в последующей в 1675 г. — Ньютон формулирует дерзкую теорию корпускулярной природы света, согласно которой световые явления находили объяснение в эмиссии частиц разной величины: самые маленькие из этих частиц давали фиолетовый цвет, а самые большие — красный. Такие идеи «порождали среди докучливых философов-догматиков целую бурю полемики, что раздражало Ньютона, тщетно призывавшего не видеть в этом новой метафизики света, а лишь гипотезу (как сказали бы сегодня, «модель»), назначение которой — интерпретировать и систематизировать ряд экспериментальных данных» (Дж. Прети). Корпускулярная теория света вступала в состязание с волновой теорией, выдвинутой голландским физиком, последователем Декарта Христианом Гюйгенсом (1629-1695). Рассерженный этой полемикой, Ньютон опубликовал свою «Оптику» только в 1704 г. Его работа принесла ему в 1672 г. членство в Королевском обществе.

Читайте также  Страхование квартир и имущества физических лиц

В 1671 г. французский ученый Жан Пикар (1620-1682) выработал наилучший способ обмера Земли; в 1679 г. Ньютон познакомился с техникой расчета диаметра Земли Пикара и возобновил работу над своими заметками о гравитации; вновь выполнил расчеты (которые в Вулсторпе не удавались), и на этот раз благодаря новой технике Пикара расчеты получились, так что идея гравитации стала, таким образом, научной теорией. Однако, еще находясь под впечатлением предыдущей острой полемики, он не опубликовал своих результатов. Он продолжал писать лекции, которые были опубликованы в 1729 г. под названием «Лекции по оптике», а также лекции по алгебре, увидевшие свет в 1707 г. под названием «Всеобщая арифметика».

В начале 1684 г. известный астроном Эдмунд Галлей (1656-1742) встретился с сэром Кристофером Реном (1632-1723) и Робертом Гуком (1635-1703) с тем, чтобы обсудить проблему движения планет. Гук утверждал, что законы движений небесных тел следуют закону силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния. Рен дал Гуку два месяца на формулировку доказательства закона. Но Гук пренебрег этим поручением.

В августе Галлей отправился в Кембридж, чтобы узнать мнение Ньютона. На вопрос Галлея, какой должна быть орбита планеты, притягиваемой Солнцем с гравитационной силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния, Ньютон ответил: «Эллипс». Обрадованный Галлей спросил у Ньютона, как ему удалось это узнать. Ньютон отвечал: после соответствующих расчетов. Тогда Галлей попросил показать ему эти расчеты, но Ньютон не смог найти их и пообещал прислать позже, что и сделал. Кроме того, он написал работу «О движении тел», которую послал Галлею. Последний сразу понял важность работы Ньютона и убедил его написать и обнародовать трактат. Так появился самый большой шедевр в истории науки — «Математические начала натуральной философии».

Ньютон принялся за работу в 1685 г. В апреле 1686 г. он направил рукопись первой части в Королевское общество, в протоколах которого находим следующую запись, датированную 28 апреля: «Доктор Винсент представил Обществу трактат под названием «Математические начала натуральной философии», который господин Исаак Ньютон посвящает Обществу и в котором предлагается математическое доказательство гипотезы Коперника в изложении Кеплера, с объяснением всех феноменов небесных тел с помощью единой гипотезы гравитации к центру Солнца, сила которой уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния от центра». Позже написаны вторая и третья части книги. Сам Галлей взялся за издание работы. Но тут возник спор с Гуком, который отстаивал свой приоритет в открытии закона силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния. Ньютон оскорбился; он грозил, что не отдаст в печать третью часть работы, в которой говорится о системе мира. Затем спор улегся, и Ньютон вставил в работу примечание, в котором указал, что закон обратной пропорции был уже ранее предложен Реном, Гуком и Галлеем.

«Начала. » появились в 1687 г. Два года спустя Ньютон был избран представительским депутатом университета Кембриджа; в этот период он знакомится с Джоном Локком, с которым завязывается искренняя и прочная дружба. Он продолжал свои исследования бесконечно малых величин (опубликовав часть работ в 1692 г.), заинтересовался химией, «начав с места, на котором ее оставил Бойль, и восприняв его концепции; но случившийся пожар разрушил лабораторию и уничтожил многочисленные заметки. Ньютон, который к этому времени уже испытывал значительное нервное истощение, пережил тяжелый кризис, граничивший с безумием (1692-1694), от чего так и не оправился до конца жизни. С этого момента история Ньютона-ученого практически кончается» (Дж. Прети). Он публиковал неизданные труды и переиздавал изданные ранее. В 1696 г. он был назначен директором Монетного двора; три года спустя стал управляющим, в знак заслуг. В 1703 г. избран президентом Королевского общества. В 1704 г. он опубликовал «Оптику», в 1713 г. вышло второе издание «Начал. «, в 1717 г. — второе издание «Оптики». В феврале 1727 г. Ньютон из Кенсингтона направился в Лондон, чтобы председательствовать на одном из заседаний Королевского общества. Вернувшись в Кенсингтон, он почувствовал себя очень плохо. Ему не удалось преодолеть кризис, и он умер 20 марта 1727 г. Погребен Ньютон в Вестминстерском аббатстве. На его похоронах присутствовал Вольтер, способствовавший распространению идей Ньютона во Франции.

«Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают.

В третьей книги «Начал. » Ньютон устанавливает четыре «правила философского рассуждения». Речь идет, конечно, о методологических правилах. Поскольку правила, показывающие, как искать, предполагают, что мы знаем, что должны искать, они переплетены с тезисами метафизического порядка о природе и структуре вселенной.

«Правило I. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений». Это первое методологическое правило есть принцип экономии в использовании гипотез, аналог бритвы Оккама в отношении объяснительных теорий. Но почему мы должны поставить себе целью выработку простых теорий; почему не должны усложнять гипотетический аппарат наших объяснений? Ответ Ньютона таков: «Природа ничего не делает напрасно, и излишне делать с помощью многого то, что можно сделать малым; ведь природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей». Онтологический постулат простоты природы утверждает первое методологическое правило Ньютона.

С первым правилом тесно связано правило II. «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и в Америке; свет от огня в кухне и свет от Солнца; отражение света на Земле и на планетах». Это правило выражает второй онтологический постулат — единообразие природы. Никто не может контролировать отражение света на планетах, но на основании того факта, что природа ведет себя схожим образом на Земле и на других планетах, мы можем сказать это же и о природе света.

Философия Исаака Ньютона

Исаак Ньютон (1643—1727 гг.) — выдающийся английский физик, математик, механик, астроном, оптик — родился в семье небогатого фермера. Его отец умер незадолго до рождения сына.

Исаак Ньютон учился в колледже при Кембриджском университете и закончил его со степенью бакалавра, а после окончания университета в 1668 году ему была присуждена магистерская степень. Обладал выдающимися способностями, о чем свидетельствует то, что его учитель по университету, признавая за Ньютоном интеллектуальное превосходство в науке, сам принял решение уступить ему университетскую кафедру и сделал это в 1669 году, когда И. Ньютону было немногим более 25 лет. Исаак Ньютон возглавлял эту кафедру более 30 лет — до 1701 года. Был членом Британского Парламента от Кембриджа. Затем был назначен на высокий пост Управляющего монетным двором Британского королевства.

В 1703 году Исаак Ньютон возглавил английскую Академию Royal Society, и если называть этот пост современным языком, то И. Ньютон стал Президентом Академии. На этот пост он переизбирался ежегодно вплоть до его кончины.

И. Ньютон был исключительно скромным, трудолюбивым человеком, посвятил свою жизнь без остатка любимому делу — науке. На могильной плите после перечисления его заслуг в науке написаны слова: «Пусть смертные радуются тому, что в их среде жило такое украшение человеческого рода». Основное произведение — «Математические начала натуральной философии».

Конечно, И. Ньютон — выдающийся представитель естествознания. У него нет работ, специально посвященных проблемам философии. Более того, И. Ньютон был религиозным человеком, практикующим верующим. Философия была для него занятием, в котором он находил удовлетворение своих религиозных потребностей. Однако внимательное прочтение его трудов позволяет увидеть глубокое понимание им многих проблем, относящихся к философии. Он был стихийным материалистом в естествознании и одновременно антиматериалистом, неоплатоником по мировоззрению. Именно И. Ньютон блестяще демонстрирует новую закономерность взаимоотношения естествознания и философии. Если раньше философскими знаниями занимались философы, то теперь философией начали заниматься представители частных наук, формулирующие на основе частнонаучного знания философские обобщения.

Так И. Ньютон преодолел в практике научных исследований известное противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, как этого требовали представители эмпиризма, но, одновременно, И. Ньютон широко использовал в исследованиях математические методы, а, следовательно, дедуктивный метод, к чему призывали представители рационализма.

И. Ньютон распространил открытый им закон всемирного тяготения на движение планет, спутников Юпитера, обосновал его действием явление приливов и отливов, движение комет, демонстрируя глубокое понимание диалектики единичного, общего, особенного и всеобщего. Он размышлял о месте и роли в научном познании индукции и дедукции, причины и следствия. Не всегда эти идеи сформулированы И. Ньютоном в явном виде, но их можно обнаружить при внимательном изучении его наследия. Стихийный материализм И. Ньютона не остался незамеченным классиком субъективного идеализма Дж. Беркли, который одну из работ — «Аналитик, или рассуждение, адресованное неверующему математику» — посвятил критике ньютоновского исчисления бесконечно малых.

Эти обстоятельства позволили нам включить краткий анализ достижений великого ученого в раздел, посвященный анализу философии Нового времени.

Место Исаака Ньютона в европейской науке нового времени — это место великого посредника между философией и естествознанием. Он необычайно гармонично совмещал в себе талант теоретика и экспериментатора; ученого, сделавшего величайшие открытия в науке, и одновременно кропотливого и вдумчивого систематизатора того, что было сделано другими. Среди его великих творений каждое достаточно для того, чтобы имя ученого было золотыми буквами вписано в историю мировой науки: это и сформулированные им законы механики, и открытое (независимо от Лейбница, который сделал это же открытие) исчисление бесконечно малых и многое другое.

И. Ньютон был последователем Г. Галилея: его наука опиралась на факты как этого требовали эмпирики, но она была наукой теоретической и опиралась в доказательствах на математику, на дедукцию, как этого требовали рационалисты. Широкое использование И. Ньютоном математики способствовало открытию им фундаментальных закономерностей природы. На примере И. Ньютона, равно как и других выдающихся представителей науки XVII века, можно увидеть еще одну закономерность: если раньше философы занимались проблемами частных наук, то теперь специалисты частных наук обратились более внимательно к философии.

Читайте также  Рентгеновское излучение и его применение в медицине

Наука, считал И. Ньютон, должна опираться на опыт. «Гипотез не придумываю, — писал И. Ньютон и продолжал: — Все, что не следует из явлений, есть гипотеза, гипотезы же метафизические или физикальные, механические или касающиеся скрытых качеств — не должны быть допустимы в физике экспериментальной» [13, II, с. 85].

Вот еще одно пространное рассуждение И. Ньютона, связанное с предыдущим, характеризующие стиль его научной деятельности: «До сих пор я уяснял небесные явления и приливы морей на основании силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения. Эта сила происходит от некоторой причины, которая проникает до центра Солнца и планет без уменьшения своей способности и которая действует пропорционально величине поверхности частиц, на которые она распространяется повсюду на огромные расстояния, убывая пропорционально квадратам расстояний. Причины этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезой, гипотезам метафизическим., скрытым свойствам не место в экспериментальной философии. В такой философии предложения выводятся из явлений и обогащаются при помощи наведения (индукции). Так были изучены непроницаемость, подвижность и напор тел, законы движения и тяготения. Довольно того, что тяготение на самом деле существует и действует согласно изложенным законам и вполне достаточно для объяснения всех движений небесных тел и моря [35, с. 404].

Хотя в приведенных цитатах заметны расхождения, для нас важно другое. Естествознание Нового времени стремится к достоверному, истинному знанию о природных явлениях, оно является рациональным, опирается на доказательства. Конечно, и И. Ньютон пользовался гипотезами как особой формой научного познания, например гипотезами об абсолютном времени, абсолютном пространстве и др.

Открытый им закон всемирного тяготения опирался на простую мысль (для Ньютона), что Луну удерживает на орбите та же сила, что заставляет известное яблоко Ньютона падать с яблони на землю. Ньютон не останавливается на констатации этой мысли, он доказывает, что центростремительная сила, которая действует на Луну, может быть рассчитана в соответствии с открытым им законом: «Всякое тело, падающее на Землю, притягивается ею с силой, обратно-пропорциональной квадрату расстояния от этого тела до центра Земли, и прямо пропорционально произведению масс этих тел». Эту закономерность И. Ньютон распространил и на движение планет и спутников Юпитера, на явления приливов и отливов и т. п.

Ньютон является автором научных книг в области математики: «Рассуждения о квадратуре кривых», «Метод флюксий (производных) и бесконечных рядов с приложением его к геометрии кривых» и др.

Труды И. Ньютона по частным наукам, по математике и естествознанию содержат жемчужины философских размышлений и «приглашают» читателя к глубоким размышлениям вслед за мыслями автора.

От Ньютона начался подлинный расцвет математики и основанного на математических методах естествознания. Известно, что взаимоотношения философии и частных наук, начиная от Аристотеля и завершаясь в немецкой классической философии, могут быть охарактеризованы как доминирование философии над частными науками. У Ньютона эти отношения уже претерпели изменения: философия и наука о природе взаимодействуют, оказывая благотворное влияние друг на друга.

Сэр Исаак Ньютон

Фото Все

Видео Все

Тайны истории: Исаак Ньютон / Документальный / National Geographic

BBC Ньютон Темный Еретик

Ньютон. Из серии «Великие ученые»

Исаак Ньютон — биография

Исаак Ньютон – математик, физик, астроном, механик. Сформулировал закон о всемирном тяготении, автор трех законов механики, вошедших в основу классической механики. Ему принадлежит разработка интегрального и дифференциального исчисления и теория цвета.

Исаака Ньютона считают величайшим светилом научного мира. Он прославился в физике и математике, открыл закон гравитации, движения и исчисления. И это кроме основной деятельности. Родившись в семье неграмотных крестьян, он собственным умом постиг тайны Вселенной, стал одним из создателей классической физики. Отличался скрытностью и замкнутым характером, некоторые свои открытия он так и не продемонстрировал своим современникам.

Детство

Родился Исаак Ньютон 4 января 1643 года (по юлианскому календарю) в деревне Вулсторп, расположенной в графстве Линкольншир в Великобритании. Мальчик родился недоношенным в самый канун Рождества, и потом считал это хорошей приметой. А пока он был хилым и слабым ребенком, у которого было мало шансов на выживание. Его долго не крестили, потому что не были уверены, что он вообще выживет. Однако мальчишка оказался на удивление живучим, он не только выкарабкался, но и сумел дожить до глубокой старости. Ньютон умер в 84, и это было скорее исключением, чем правилом в семнадцатом веке.

Портрет Исаака Ньютона в детстве

Своего отца мальчик не знал, Исаак Ньютон-старший умер за несколько месяцев до рождения сына. Новорожденного назвали в честь отца, достаточно состоятельного и успешного мелкого фермера. После того, как он умер, жена унаследовала поля и лесные угодия с плодородной землей. А еще ей досталась баснословная по тем временам сумма – пятьсот фунтов стерлингов.

Мама мальчика – Анна Эйскоу, вскоре устроила свою личную жизнь. Ее мужем стал богатый священник Варнава Смит, который не питал нежных чувств к своему трехлетнему пасынку. Мать с ее новым мужем переехали в другую деревню, а Исаак остался на попечении бабушки, а потом дяди Уильяма Эйскоу. Вскоре один за другим у Анны и Варнавы родилось трое детей.

Исаак рос разносторонне развитым ребенком. Ему нравилась поэзия, живопись, он трудился над изобретением ветряной мельницы и водяных часов, часами возился с бумажными змеями. Мальчик по-прежнему не отличался богатырским здоровьем и не любил общаться со сверстниками. Вместо веселых игр во дворе он проводил время в уединении, предпочитая заниматься тем, что представляло для него интерес.

В школе Исаак никак не мог подружиться со сверстниками, к тому же часто болел и пропускал занятия. Все это раздражало его одноклассников, и однажды они избили его до полусмерти. Это было большим унижением, и ответить кулаками своим обидчикам Ньютон не мог, потому что никогда не был силачом. Тогда он решил завоевать уважение своим умом.

До этого происшествия Исаак учился очень плохо, из-за чего его не любили учителя. После драки он всерьез взялся за учебу, постепенно приобрел себе славу лучшего ученика. Теперь его все больше интересовала математика, техника и необъяснимые явления в природе.

К шестнадцатилетию старшего сына мать снова овдовела, и ей самой было трудно управляться с хозяйством. Она привезла Исаака в родное поместье, в надежде на то, что он поможет ей вести домашние дела. Но, в то время Ньютон уже был серьезно увлечен конструированием разных механизмов, много читал и даже сочинял стихи.

Мать это очень раздражало, а тут еще друзья и родственники начали уговаривать ее дать согласие на то, чтобы парень продолжал учебу. Так, с помощью школьного учителя мистера Стокса, родного дяди Уильяма Эйскоу и знакомого Хэмфри Бабингтона, Исаак смог в 1661-м окончить школу и стать студентом Кембриджского университета.

Научная карьера

В вузе Исаак учился в статусе «sizar». Это человек, который учится бесплатно, но за это задействуется в разноплановых работах, в том числе и в помощи обеспеченным студентам. Ньютону не нравилось его положение, но он собрал все свое мужество и справился. Он был таким же нелюдимым, как и раньше, у него абсолютно не было друзей.

Исаак Ньютон

В те времена в Кембриджском университете учили естествознание и философию, опираясь на учения Аристотеля, несмотря на то, что уже было известно об открытиях Галлилея, Коперника и Кеплера. Ньютон много читал, он живо интересовался всеми новинками в мире астрономии, математики, фонетики и оптики. Молодой человек изучал даже теорию музыки, в общем, все, что было новым и попадалось ему под руку. Ему так нравилось это занятие, что он иногда не мог вспомнить, спал ли он, и что ел.

В 1664-м Исаак Ньютон начал самостоятельно трудиться. Он выделил основные проблемы человека и природы, которых насчитывалось сорок пять, и которые никто до него не пытался решить. Биография студента изменилась в том же году, после того, как в его жизни появился талантливый математик Исаак Барроу, преподаватель математической кафедры вуза. Спустя некоторое время Барроу стал учителем Ньютона и по совместительству одним из малочисленных друзей ученого.

Барроу сумел привить Ньютону любовь к математике, он стал серьезно заниматься этой наукой. Вскоре он уже мог похвастаться своим первым открытием в области математики – биноминальным разложением для производного рационального показателя. В это же время Ньютон стал бакалавром.

Исаак Ньютон изучает преломление света

С 1665 по 1667 годы Исаак жил в родовом поместье в Вусторпе. Тогда Англия находилась во власти бубонной чумы, воевала с Голландией, и поэтому университет закрыли. Однако и дома он не прекращает своих научных изысканий. Основной интерес в те годы для Ньютона представляла оптика. Его интересовал вопрос преодоления хроматической аберрации в линзовых телескопах, и изучение этого явления привело его к открытию дисперсии. Он ставил эксперименты для познания физической природы света. Его опыты и сейчас проводят во многих вузах.

В итоге Исаак открыл корпускулярную модель света, он понял, что это поток частиц, вылетающий из источника света и прямолинейно двигающийся к ближайшему препятствию. Эта модель была очень далека от объективности, но стала основой в классической физике. Именно благодаря ей, потом сформировались современные понятия о физике явлений.

В то же время Ньютон открыл свой самый известный закон – о всемирном тяготении. Однако опубликован он был спустя несколько десятилетий, потому что Ньютона больше интересовал сам процесс, а не слава.

Любители любопытных фактов придерживаются мнения, что в открытии этого закона Ньютону помогло упавшее на голову яблоко. На самом деле ученый долго шел к этому открытию, проделывал опыты, записывал все в журнал.

Результатом долгого и кропотливого труда и стало это открытие. А вот легенда об упавшем на голову ученого яблоке принадлежит перу философа Вольтера.

Светило науки

После возвращения в конце 1660-х в Кембридж, Исаак Ньютон стал магистром. Теперь ему полагалась собственная комната и группа молодых студентов, которым он преподавал математику. Однако Исаак не очень любил преподавательскую деятельность, его больше интересовали научные разработки. Студенты это быстро «просекли» и стали прогуливать его лекции. Случалось такое, что аудитория была абсолютно пустой во время его урока. Зато Ньютон отметился изобретением телескопа-рефлектора, благодаря которому стал членом Лондонского королевского общества. Благодаря его изобретению, стали возможными большие открытия в астрономии.

Читайте также  Рецепты блюд из дикой птицы

Исаак Ньютон изучает астрономию

В 1687-м в печать попала самая важная из всех работ ученого – книга, которую он назвал «Математические начала натуральной философии». Ньютон и до этого уже печатался, но именно этот труд имел очень большое значение – благодаря ему возникла рациональная механика и все математическое естествознание. Этот труд состоял из закона всемирного тяготения, трех уже знакомых законов механики, которые стали основой классической физики, ключевых понятий в физике.

Математический и физический уровень труда Ньютона превосходили все то, что до него открыли другие ученые в этой области. Работа не содержала недоказанную метафизику, в ней отсутствовали пространные рассуждения, необоснованные законы и расплывчатые формулировки, которых придерживались в своих трудах Декарт и Аристотель.

В 1699-м в Кембриджском университете студентов учили по системе мира Ньютона. В это время ученый занимал административные должности.

Религия, наука, жизнь

Интересно и познавательно

Исаак Ньютон

Есть в истории науки имена и творения, кото­рые не только составили эпоху в развитии знаний и техники, но и сохранили на века свое непреходя­щее значение. К ним по праву принадлежит имя Исаака Ньютона — величайшего английского физи­ка, математика, астронома. Гений Ньютона раскрыл мно­гие тайны природы, осветил человечеству новые горизонты мироздания.

В бессмертном труде «Математические начала натуральной философии», увидевшем свет в 1687 году, Ньютон сформулировал три закона движения, составивших основу классической механики и физи­ки, изложил свою теорию всемирного тяготения, связавшую в единую семью бег небесных светил — Солнца, планет, комет. Ньютон создал новую, меха­ническую систему мира. В этом его великий науч­ный подвиг.

Огромен его вклад и в оптику, математику: он выдвинул гипотезу о свете как потоке особых час­тиц, открыл в разнообразной гамме цветов простые, монохроматические лучи, создал, наряду с Лейбни­цем, метод дифференциального и интегрального ис­числения.

Открытия Ньютона выдержали самую суровую проверку. Проверку временем, практикой. Прогресс естествознания, его революционные преобразования создали новые, более общие и совершенные концеп­ции, включившие в себя законы Ньютона, которые являются такой же первоосновой практической деятельности людей, как геометрия Евклида и гид­ростатика Архимеда.

Открытия Ньютона имели огромное значение. Он продол­жил и завершил дело, начатое Коперником и Гали­леем. Недаром на вопрос о том, как ему удалось сделать столь значительные открытия, Ньютон от­ветил: «Я стоял на плечах гигантов».

На протяжении сто­летий христианская церковь противопоставляла небеса бренной земле, учила, что небо подчинено лишь божественной воле, а в движении планет уча­ствуют ангелы, которые их подталкивают. В начер­танной гением Ньютона картине мира движение небесных светил подчинилось естественным зако­нам, имеющим точное математическое выражение и не требующим какого-либо вмешательства божест­венных сил. Эти законы человек мог не только знать, но и с успехом использовать в своей деятель­ности.

Главным критиком Ньютона был епис­коп Джордж Беркли. Он возмущался тем, что у Ньютона движение, пространство и время существу­ют независимо от Бога, а материя, обладая свойст­вами отталкивания и притяжения, выступает как ак­тивная сила. Не миновал Ньютон критики и со стороны философов-идеалистов.

Нападки на Ньютона не были случай­ностью. По существу своих философских взглядов он стоял на позициях стихийного материализма, признавал объективное существование материи и ее форм, объективность закономерностей природы, возможность их познания людьми. Идеи Ньютона о притяжении и отталкивании как внутренне прису­щих материи важнейших свойствах оказали боль­шое влияние на развитие материалистической мыс­ли, особенно на формирование идеи самодвижения материи.

Но материалистические воззрения Ньютона бы­ли механистическими. Он жил в эпоху расцвета механики, когда все явления в мире пытались объяс­нить с помощью механических законов, действий извне. И Ньютон, открывший законы небесной ме­ханики, движения и взаимодействия планет Солнеч­ной системы, уподобил эту систему огромному механизму.

Однако на основе только законов механики нель­зя было дать ответа на многие вопросы мироздания. Ответить, например, на такой вопрос: кто же и ког­да завел, пустил этот огромный механизм Солнеч­ной системы? И вот в роли часовщика, давшего ход небесному механизму, у Ньютона выступает Бог.

Ограниченность взглядов великого английского мыслителя отражала представления, господствовав­шие в его время среди естествоиспытателей: мир не­изменен, планеты вечно движутся в раз и навсегда установленном порядке. А причиной, которая поло­жила начало этому движению, считали божествен­ный первотолчок. В то время в естествознании еще не сформировалась идея, что мир не имел «начала», что все в нем пребывает в непрестанном развитии, изменении. Лишь к концу XVIII — началу XIX ве­ка, когда наука накопила необходимый материал, появились первые гипотезы, стремившиеся объяс­нить происхождение нашей Солнечной системы ес­тественным развитием материи и исключавшие ка­кое-либо божественное вмешательство в этот про­цесс.

Крупнейший французский математик и астроном Пьер Лаплас, живший во второй половине XVIII — начале XIX столетия, пришел к заключению, что движение планет и их спутников может быть объяс­нено без всякого божественного первотолчка. Лап­лас создал такую научную гипотезу. Первичное Солнце имело быстро вращающуюся атмосферу, ко­торая простиралась за пределы нынешней планет­ной системы. В результате вращения от атмосферы отделились кольца, превратившиеся в отдельные сгустки. Сгустки приняли определенную форму и превратились в планеты.

В процессе развития естествознания, углубле­ния знаний о Вселенной создавались новые гипоте­зы о возникновении Солнечной системы. Но как бы они ни отличались друг от друга, все они исходили из идей о естественном развитии природы и исклю­чали какое бы то ни было божественное вмеша­тельство в ее законы.

Однажды выдающийся французский математик Лагранж сказал о Ньютоне: «Он самый счастливый: систему мира можно установить лишь один раз!» Развитие науки показало, что дело обстоит не сов­сем так. Хотя создаваемая естествознанием карти­на мира имеет огромное мировоззренческое значе­ние, она не создаётся раз и навсегда. Картина мира дает обобщенное представление о Вселенной, синте­зирующее значение данного этапа развития науки. Элементами картины мира являются представления о видах материи и движения, способе их связи, харак­теристики пространства, времени, универсальных за­конов, действующих во Вселенной. Все эти пред­ставления связываются воедино общими теоретико­методологическими принципами.

Накопление естествознанием новых фундамен­тальных данных ведет к появлению новой картины мира, которая включает в себя положительные за­воевания прежней. История естествознания знает три картины мира: механическую, электродинами­ческую и квантово-релятивистскую. Первая, как мы уже видели, связана с именем Ньютона. Ей присуще представление о материи в виде частиц, перемещаю­щихся в пустоте, об оторванности пространства и времени от материи и друг от друга.

Электродинамическая картина мира оформилась во второй половине XIX века и связана в значитель­ной мере с открытием Максвеллом законов электро­динамики. Электродинамическая картина мира была обогащена представлением об электромагнитном по­ле как форме существования материи, о перемеще­ниях заряженных частиц в поле, о распространении электромагнитных волн и т. п.

Квантово-релятивистская картина мира начала складываться в первой четверти XX века. В ее осно­ву легли теория относительности, квантовая механи­ка, ядерная физика и другие науки, возникшие в ходе начавшейся в физике революции. Новая карти­на мира обогатилась представлениями о многообра­зии видов материи, имеющих одновременно и кор­пускулярные свойства, и свойства поля, о связи про­странства и времени с материальными процессами и т. д.

Большую роль в формировании этой картины мира сыграла созданная великим преобразователем естествознания Альбертом Эйнштейном теория отно­сительности.

Созданная естествознанием новая картина мира преодолела непоследовательность картины мира Ньютона. Ведь его учение об абсолютно пустом про­странстве, в котором по законам механики движутся материальные тела, вело к представлению о Боге как первоисточнике движения.

В обществе Нью­тон занимал весьма высокое социальное положение. Он был назначен в 1696 году хранителем, а в 1699 го­ду директором королевского монетного двора. С 1703 года Ньютон — президент Королевского обще­ства (британской Академии наук). Королева Анна даровала всемирно признанному ученому дворянство, и он стал именоваться «сэром» Исааком.

Ученый вырос в семье с очень сильными религиозными традициями. Его отчим и дядя, имевшие боль­шое влияние на него в детстве, были священниками. Священником был и учитель Ньютона Исаак Бар­роу, профессор колледжа Троицы, где обучался в 1661 —1669 годах будущий первооткрыватель зако­на всемирного тяготения. Многие ученики и друзья Ньютона, кроме науки, занимались богословием.

Среди богословских изысканий великого мысли­теля наиболее известно сочинение «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна», изданное через шесть лет после смерти автора.

Его математический метод врывался в библейские повествования. Ньютон пытался перетолковать символический язык про­роков, суть которого состояла, по его мнению, в упо­доблении мира внешней природы миру отношений государств и властей. Так, он считал, что «гром» в высказываниях пророков обозначает голос толпы, «бури и движения облаков» — войну, «небо» — престолы и власти, «земля» — подвластный народ и т. п. Такой подход к Библии был не по вкусу Церкви.

Оценку богословским изысканиям Ньютона дал выдающийся французский философ Поль Гольбах. «….Великий Ньютон, — писал он, — становится просто ребенком, когда, покинув фи­зику и очевидные факты, углубляется в фантасти­ческий мир теологии».

Некоторые пытаются истолковать великое научное наследие Ньютона в религиозном духе, доказать на его примере гармонию науки и религии, но научные взгляды и рели­гиозные представления у Ньютона не образовывали подлинного согласия, единства. И не религиозные взгляды составили его славу и величие. Сейчас любой двоечник знает имя Ньютона и открытые его ге­нием законы природы. А его истолкование библей­ских пророчеств не представляет особого ин­тереса.

Величие и бессмертие Исаака Ньютона состоит в том гигантском шаге, который сделало человечест­во с помощью его научного творчества на пути по­бедного шествия разума, на пути познания мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: