Финансовое регулирование, понятие и сущность - ABCD42.RU

Финансовое регулирование, понятие и сущность

Реферат: Финансовое регулирование, понятие и сущность

Финансовое регулирование

Необходимость государственного финансового регулирования:

— начиная с конца XIX в. рынок перестает автоматически саморегулироваться (в т.ч. из-за развития профсоюзного движения, фиксирования минимальной заработной платы и т.д.)

— в условиях рынка государство ограничено в возможностях административного регулирования, поэтому прибегает к экономическим инструментам (главным образом, финансовым и денежно-кредитным)

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.

Основные цели финансового регулирования:

1.предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций

2.обеспечение развития передовых технологий

3.обеспечение социальной стабильности

Основные объекты финансового регулирования:

Отраслевые пропорции =>территориальные=>социальные

Формы финансового регулирования:

1.Прямая-воздействие непосредственно на объект 2.Косвенная- опосредованное воздействие

Уровни государственного финансового регулирования в федеративном государстве:

— Федеральный («+» — больший объем финансовых ресурсов, «-» — отсутствие приближенности к объекту регулирования)

— Субъекта федерации (наоборот)

Проблемы финансового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации:

— Ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации (только фактически 2 региональных налога (налог на игорный бизнес владельцы бизнеса уплачивают только в 4 специальных зонах)+ возможность дифференцирования ставок по налогу на прибыль организации и единому налогу при упрощенной системе налогообложения)

Для слаборазвитых регионов ограничены неналоговые возможности регулирования объемом бюджетных средств

Методы финансового регулирования – налоговые

— В Российской Федерации (как и в ФРГ) часть федеральных налогов зачисляется в региональные и местные бюджеты – сейчас нормативы отчислений от этих налогов на федеральном уровне закреплены на постоянной основе, но при их изменении меняются территориальные пропорции

Методы финансового регулирования – неналоговые

Различия в дотациях, субсидиях и субвенциях по российскому законодательству

Дотация Субсидия Субвенция
Получатель Только др. ППО (др. бюджет) ППО, физическое и юридическое лицо Только др. ППО (др. бюджет)
Цель Для получателя не устанавливается конкретная цель/условие использования средств (в целом используется для выравнивания бюджетной обеспеченности) При межбюджетных трансфертах софинансирование расходов, относящихся к полномочиях нижестоящих органов, в др. случаях – покрытие затрат или компенсация недополученной прибыли Компенсация при передаче полномочий с одного уровня власти на другой
Объекты регулирования Территориальные пропорции Отраслевые, территориальные, социальные пропорции Территориальные пропорции

Методы финансового регулирования – неналоговые

Государственный заказ – наиболее распространенная в мире форма поддержка отраслей экономики и решения социальных вопросов

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Способы размещения заказов

— Путем проведения торгов (конкурс, аукцион, в т.ч. аукцион в электронной форме)

Без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарной бирже)

Налоговое бремя (налоговый пресс, налоговая нагрузка) – налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом.

Определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования.

Налоговое бремя должно быть соизмеримо с объемом государственных и муниципальных услуг и гарантий

Изменение механизма обязательных платежей в условиях перехода к рыночной экономике

В условиях административно-командной системы управления экономикой —неналоговые методы формирования доходов бюджетов на основе дифференцированного подхода к отдельным организациям

В условиях рыночной экономики– налоговые . Современное налоговое законодательство не предусматривает индивидуальных льгот для отдельных налогоплательщиков

Налоговые методы регулирования тесно связаны с системой налогового администрирования – при сокращении прав налогоплательщиков в процессе налогового администрирования даже в условиях снижения налоговых ставок и увеличения налоговых вычетов налоговый климат может рассматриваться как неблагоприятный

Основные направления финансового воздействия на экономику

— Изменение соотношения между валовым накоплением и валовым потреблением – стимулирование инвестиций

— Снижение инфляции, антимонопольное регулирование

Развитие научно-технического прогресса и обеспечение внедрения новых технологий

Основные финансовые методы стимулирования инвестиций

— Бюджетные инвестиции, государственные гарантии по инвестиционным проектам

— Использование бюджетных средств для закупки оборудования для дальнейшего предоставления на основе договора лизинга

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

Введение 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации отменило, действующие ранее налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, связанные с инвестиционной деятельностью,

Но: уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, неоднократно увеличена амортизационная премия в первый год эксплуатации амортизируемого имущества, в настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на 10 лет

Не подлежит обложению НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

С 2006 года введен общий порядок принятия к вычету НДС при осуществлении капитального строительства

Имущественные вычеты предусмотрены по налогу на доходы физических лиц

Пониженные ставки налога на прибыль организации по выплачиваемым дивидендам или депозитарным распискам:

— 0% — если более 1 календарного года организация владеет более 50% акций АО

— 9% — для российских организаций по акциям российских и иностранных АО (если владеет менее 50%)

Налоговым законодательством и законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрены налоговые льготы для промышленно-производственных, технико-внедренческих и курортно-рекреационных ОЭЗ.

Курсовая работа: Государственное финансовое регулирование экономики

Тема: Государственное финансовое регулирование экономики

Тип: Курсовая работа | Размер: 47.03K | Скачано: 162 | Добавлен 03.02.15 в 09:24 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5

1.1.Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики 5

1.2. Направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики 10

1.3. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 23

2.1 Государственного финансового регулирования экономики в современной России 23

2.2 Определение приоритетов государственного регулирования экономики 28

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме государственного регулирования экономики. По этой проблеме написано большое количество работ, разработаны достаточно привлекательные методики и предложено большое число практических рекомендаций. Однако, несмотря на активную работу в этой области ни среди ученых, ни среди практиков нет полной ясности относительно того, что представляет сбой государственное регулирование, каковы причины его использования на практики и ряд других вопросов, которые остаются по сей день дискуссионными. Полагаем, что нерешенность проблемы, а также наличие множества дискуссионных моментов является следствием (но не причиной) отсутствия однозначного решение проблемы понятия «государственное регулирование экономики» (ГРЭ). [3]

Государственное финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на структуру общественного производства. Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена ре­шением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.[7]

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а также его необходимости в условиях рыночной экономики.

Читайте также  Отношение к смерти в Исламе и Буддизме

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики;
  2. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;
  3. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России;
  4. Выявить направления совершенствования государственного финансового регулирования экономики.

Объектом исследования является государственное финансовое регулирование экономики.

Предметом изучения является анализ форм и способов финансового регулирования экономики государством.

На сегодняшний день, инструменты, методы и рычаги государственного финансового регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так же способов и приемов такого вмешательства. Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Экономическая учебная и специальная литература

  1. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие Г72 для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.;Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. — 255 с. ISBN 5-238-00267-Х
  2. Капканщиков С.Г.Государственное регулирование экономики : учебное пособие / С.Г. Капканщиков.— 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013. — 520 с. — (Бакалавриат). ISBN 978-5-406-02776-9
  3. Клейман А. А. Государственное регулирование экономики: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения / под ред. Ю.А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2012. — 16 с.
  4. Скворцова В. А., Медушевская И. Е. – Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 449–456.

Материалы периодических изданий

  1. Бурмистрова Л.А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы. // Вестник, 2012. № 3. – С. 73-78.
  2. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом, 2012. № 4. – С. 15-19
  3. Камышова А.Б. СОЧЕТАНИЕ ПЛАНОВЫХ И РЫНОЧНЫХ НАЧАЛ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2013. — № 1. – С. 14-17.
  4. Камышова А.Б. Определение приоритетов государственного регулирования в условиях глобализации // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2011. № 3. – С. 29-30.
  5. Камышова А.Б. Приоритеты государственного регулирования национальной экономики в современных условиях // Экономика и управление, 2009. № 10. – С. 140-141.
  6. Колобова Г.А. Система политико-государственных механизмов регулирования экономики в современной России: проблемы функционирования и перспективы совершенствования // Власть, 2013. — № 10. – С. 42-46.
  7. Мендрул А.Г. Формы и приоритеты инновационного процесса в контексте государственного регулирования // Инновации, 2011. № 7. – С. 57-59.
  8. Пригода Л.В. Современный аспект финансового регулирования Российской экономики // Вестник,2009. № 1. С. 60-63.
  9. Скворцова В.А. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия, 2011. № 24. – С 449-456.
  10. Скобара В.В. Государственный финансовый контроль как основной инструмент государственного регулирования экономики региона // Инновационное развитие экономики, 2013. № 3(15). – С. 28-33.
  11. Цицинский А.П. Вопросы эффективности государственного регулирования экономики России // Вестник академии, 2010. — № 4. – С. 34-36.
  12. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторый уроки глобального финансово-экономического кризиса // Бизнес, менеджмент и право, 2009. № 2(19). – С. 050-053.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Из этого следует, что основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осущестнляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование снизано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, наиболее актуальной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулиро вания. Например, предоставление налоговых льгот 1 субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более иизкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Читайте также  Пищеварительная система и пищеварение

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3 );

• различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 58
3 Ускоренная амортизация — это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовое регулирование

Финансовое регулирование это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию налоговой и банковской системы страны, увеличение профицита бюджета, снижение государственного долга.

Методами финансового регулирования выступают налоговая и кредитно-денежная политика государства.

Цель финансового регулирования — устранение дисбаланса в экономике страны, поддержка приоритетных отраслей промышленности с помощью льгот и субсидий.

Инструменты

Государственные надзорные органы внедряют методы и решения, поддерживающие общую экономическую политику властных структур. Задача инструментов регулирования — оптимизировать финансовые ресурсы предприятий, стимулировать экономический рост и увеличить покупательную способность денег.

  • Налоговая политика государства. Особенности налогооблагаемой базы, состав и ставка налогов, предоставление льгот отдельным категориям плательщиков. Эти инструменты используют налоговая служба, взаимодействующая с собственниками бизнеса, рядовыми гражданами и государственными предприятиями.
  • Имущественная политика государства. Особенности приватизации, правила использования жилых и коммерческих зданий, методы амортизации основных фондов компаний. Эти инструменты применяет Росимущество, кадастровые и земельные палаты.
  • Политика государства в области страхования. Поощрение выхода на рынок новых организаций, установление тарифов на страхование жизни, движимого и недвижимого имущества. Такие инструменты применяют банковские структуры, департаменты ЦБ РФ, Минздрав, коммерческие организации.
  • Кредитная политика государства. Установление ставки рефинансирования, начисление субсидий, компенсаций, льготных кредитов, государственных гарантий для отдельных категорий граждан и организаций. Эти инструменты применяют департаменты ЦБ РФ, Минэкономразвития, Комитет социального обеспечения граждан.
  • Социальная политика государства. Поддержка материнства и детства, социально незащищенных категорий граждан: пособия, компенсации, льготы, возмещения затрат на лечение и обучение. Подобные инструменты мотивируют рабочую силу на эффективный труд, поддерживают авторитет властных структур, дают обществу стабильность.
  • Поддержка бизнеса со стороны властных структур. Государственные заказы, инвестиции в отдельные предприятия, льготы при таможенном оформлении, предоставление исследовательских лабораторий. Такие инструменты используют государственные предприятия, сотрудничающие с частным бизнесом.

Политика финансового регулирования должна стабилизировать текущее положение экономики и создавать условия для появления новых и развития существующих предприятий. Если государство воздействует на финансы организаций слишком сильно, в экономике возникает дисбаланс, стагнация и недобросовестная конкуренция.

Задачи

Политика государства в области финансового регулирования зависит от уровня общего развития экономики в стране, приоритетных отраслей и воздействия международной конкуренции. Основными задачами финансового регулирования для любого государства являются:

  • Ускорение научно-технического прогресса. Обновление производственных мощностей, внедрение новых материалов и технологий, улучшение условий труда населения.
  • Адаптация и реструктуризация отраслей экономики. Укрупнение производственных мощностей путем создания новых компаний либо слияний и поглощений существующих.
  • Стимулирование рыночных отношений, сотрудничества экономических агентов. Создание крупных государственных заказов, межотраслевое взаимодействие компаний.

Конечная задача финансового регулирования — повышение уровня жизни населения, создание стабильной экономической ситуации для развития промышленности, предотвращение кризисных явлений. Инструменты государства могут меняться в зависимости от уровня жизни граждан, политической ситуации, положения страны на мировой арене.

Читайте также  Символика японского сада

Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики.

Рыночная экономика представляет собой многоуровневый и многоцелевой организм, в котором различные отрасли, регионы и экономические субъекты имеют свои специфические особенности функционирования и развития. Согласованное функционирование разных частей социально-экономической системы достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структур и уровней системы в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рыночной экономики регулирование социально-экономических процессов достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в отдельных структурах и уровнях социально-экономической системы и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов происходит, прежде всего, посредством рыночного саморегулирования и государственного финансового регулирования. Рыночное саморегулирование социально-экономических процессов обеспечивается функционированием финансового рынка, посредством рыночных законов. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными структурами и уровнями социально-экономической системы.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру социально-экономической системы оказывает государственное финансовое регулирование, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений социально-экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной сферы и пр.

Государство как субъект финансового регулирования

Целенаправленное финансовое регулирование реализуется посредством функционирования специального общественного института, коим является государство.

Несмотря на принципиальные различия между современными экономическими школами по многим вопросам государственного регулирования, все они признают факт существования смешанных экономик, в рамках которых важную роль играет государство как один из субъектов экономической деятельности, который поставляет обществу конкретные экономические блага. Особенностью государства как субъекта рыночной экономики является его право принуждения в рамках и на основе закона.

Государственное финансовое регулирование социально – экономической системы предполагает осуществление совокупности действий органов государственной власти и местного самоуправления, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства в целях обеспечения ее качественного роста и устойчивого развития. Таким образом, государство выступает как субъект финансового регулирования.

Возможность осуществления централизованного воздействия на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий. Это дает основание констатировать, что необходимым условием решения основных задач системы государственного финансового регулирования выступает опосредуемый финансами процесс формирования и использования финансовых ресурсов государства в лице органов государственной власти и местного самоуправления.

В мировой практике государство выступает эффективным координатором, выстраивающим баланс интересов субъектов экономики, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития в долгосрочной перспективе, создающим условия и механизмы их достижения, причем бюджетные средства также выступают в качестве катализатора для привлечения частных средств, играют стартовую роль и дополняются экономическими льготами для экономических субъектов.

Объекты государственного финансового регулирования

Объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Диспропорции развития социально-экономической системы существуют на всех уровнях структуры общества, начиная с федеральной целостности, регионального и муниципального уровней, так и во всех сферах экономики. Мировой опыт показывает, что от финансовых отношений, которые реализуются экономическими субъектами посредством государственного финансового регулирования зависит как эффективное функционирование национальной экономики, так и ее социальная устойчивость. Существенную роль в обеспечении эффективного функционирования общественного воспроизводства играет достижение сбалансированности отраслевой, территориальной и технологической структур.

Если, например, добыча нефти и газа, как и экспортирование энергоносителей с позиции текущих интересов играет важную роль в поддержании активно торгового и платежного балансов России, формировании ее бюджетных ресурсов, включения страны в мировое экономическое пространство, то в аспекте перспективных интересов эти процессы угрожают экономической самостоятельности страны, которая связана с производством прогрессивной техники и использованием современных технологий.

Следовательно, при рассмотрении финансового регулирования в воспроизводственном аспекте существуют определенные приоритеты, от которых нельзя абстрагироваться без ущерба для страны, ее социально-экономической и политической целостности. Здесь стратегическими являются интересы развития реальной экономики. Они состоят в активном развитии отраслей, формирующих материально-техническую базу общества, определяющих использование возможностей научно-технического прогресса. Вследствие этого становится необходимым финансовое регулирование, направленное на изменение отраслевой структуры хозяйства; ориентация на прогрессивные технологии; переход к экономике знаний; необходимо развитие науки, особенно фундаментальной, эффективная социальная политика.

К примеру, в «горизонтальном» воспроизводственном аспекте следует указать создание общих условий повышения эффективности воспроизводства, связанных с макроэкономическими процессами в рамках национальных границ; обеспечение всех видов экономической безопасности для предпринимателей и населения; оптимизация налоговых отношений в соответствии с экономическими интересами плательщиков и получателей налогов; финансово-кредитные формы воздействия на экономические субъекты; распределительные отношения, учитывающие количество, качество и содержание труда работников, а также распределение доходов между собственниками факторов производства – труда, капитала, земли и предпринимательских способностей и т.д.

В «вертикальном» разрезе, в частности, на региональном и муниципальном уровнях, предполагается создание условий для стабилизации социально-экономического положения и усиления конкурентоспособности хозяйств регионов и муниципалитетов на базе рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, создания полюсов роста и устойчивого развития, формирования собственной дееспособной финансовой базы с целью достижения баланса имеющихся интересов в долгосрочной перспективе.

Следовательно, важной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей, инвестиции в основной капитал. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная поддержка малого бизнеса. Развитие малого инновационного бизнеса, в свою очередь, существенно меняет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (смягчение территориальных диспропорций) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. К примеру, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии: восточные и западные земли Германии и т.п.

Важным условием социальной стабильности в мировой практике выступает широкий слой среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности.

Уровни государственного финансового регулирования

Государство должно осуществлять комплексную сбалансированность посредством финансового регулирования отраслевых и социальных диспропорций не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Существует перспективная потребность в финансовом регулировании взаимоотношений между макро- и мезоуровнями национальной экономики, центром и отдельными регионами.

В федеративных государствах субъекты федерации и муниципалитеты обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы конкретных территорий.

Если обратиться в этой связи с вопросом о приоритетности к региональному уровню в Российской Федерации, то здесь совершенно очевидными приоритетами являются финансовые отношения, связанные с сохранением региона в экономическом пространстве федерации, недопущением дезинтеграции, являющейся следствием сепаратизма, приоритете интересов региона в сопоставлении с интересами муниципалитетов и хозяйствующих субъектов, обеспечение властной вертикали посредством мер преимущественно финансового характера. Именно этому, в частности, служит реформирование межбюджетных и налоговых отношений, осуществляемое в настоящее время.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 259 ; Нарушение авторских прав

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: