Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе - ABCD42.RU

Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе

ДЦП. Часть вторая. Принципы реабилитации

(Продолжение. Начало публикации о ДЦП читайте здесь.)

Надо сказать, что представления о реабилитации детей с ДЦП на постсоветском пространстве и в развитых странах отличаются.

У нас принято считать, что лечение ДЦП заключается в том, чтобы устранить поломку, которая привела к заболеванию. Если причина ДЦП кроется в поражении тканей мозга, то нужно в обязательном порядке «помогать» мозгу, пытаясь «залатать» место поражения, назначая препараты, содержащие вытяжки мозга свиней и коров, обязательно «улучшать» кровообращение и сдабривать клетки мозга витаминами. Ну а физические методы реабилитации заключаются только в том, чтобы улучшить/развить нарушенную двигательную функцию, и включают в себя назначение массажа для снятия мышечного тонуса, пассивной гимнастики, дети постарше занимаются ЛФК с инструктором.

Реабилитация детей до года выглядит примерно так: сначала массажист активно массирует напряженные мышцы (как правило, это приносит боль и дискомфорт ребенку, от чего он кричит и напрягается еще больше), а затем занимается гимнастикой с ребенком, пассивно сгибая/разгибая его конечности, делает упражнения, в которых у ребенка «ведомая» роль, т.е. движения навязываются взрослым, а не исходят от ребенка. Выходит, что ребенок становится объектом, над которым совершаются разные действия.

При этом на подобные действия тратится безумное количество родительских стараний, времени, эмоциональных сил и материальных затрат.

Но если сравнивать состояние после реабилитации наших детей с ДЦП и детей с такими же исходными данными в Европе, Америке или Австралии, то, честно говоря, закрадывается подозрение: похоже, что-то мы делаем не так. Наша модель оказывается менее эффективной.

Современная модель реабилитации строится на других принципах:

    Мы принимаем тот факт, что участок мозга, отвечающий за определенные движения, поражен и, скорее всего, на его месте уже ничего нет (киста с ликвором, например). Мы не пытаемся «воскресить» эти клетки, вводя клетки мозга животных в анатомическую зону, находящуюся на совершенно противоположном конце туловища, чтобы улучшить кровообращение в тех участках, которых физически не существует. Также мы принимаем тот факт, что клетки, оставшиеся в живых, абсолютно работоспособны и в них тоже не надо ничего улучшать, потому что они не пострадали и остались нормальными. И это не просто философские рассуждения и умозаключения. Это результаты исследований, которые не доказали эффективность (и к тому же безопасность) ноотропов и иже с ними. НИКТО В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ НООТРОПЫ В ЛЕЧЕНИИ ЧЕГО-ЛИБО.

  • Мы признаем тот факт, что человек — существо достаточно ленивое, а значит, и не будет пытаться делать то, в чем не замотивирован. Можно сколь угодно долго пассивно совершать какие-то манипуляции с ребенком, но если он не замотивирован в выполнении движения или оно выполняется с большим протестом со стороны ребенка, то после окончания курса реабилитации этот навык вряд ли закрепится.
  • Поэтому мы обязательно мотивируем ребенка к выполнению движения (например, массажист не просто умело переворачивает ребенка со спины на живот, управляя его ногами, а рядом с ребенком кладется яркая игрушка, к которой он пытается дотянуться, т.е. создается мотивация, а уже в процессе взрослый может показать ребенку, как правильно совершить движение).

    Другими словами, ребенок должен понимать, что и для чего он делает. И в целях курса реабилитации будет прописываться не «снижение тонуса в верхних конечностях и улучшение мелкой моторик», а конкретное действие, которое должен научиться выполнять ребенок. Например, «научиться подносить ложку ко рту, самостоятельно съесть 10 ложек каши». Для этого, несомненно, и с тонусом надо будет поработать, и с моторикой. Но это все будут вспомогательные вещи для понятной цели и с хорошей мотивацией.

    Для реабилитации используются методы с доказанной эффективностью (вот исследование, которое помогает отделить зерна от плевел).

    В последующих публикациях мы разберем по отдельности основные методы.

    1. Программа реабилитации пишется индивидуально для конкретного ребенка и не может быть одинаковой для детей даже одного уровня по GMFCS.

    Мы признаем тот факт, что нет двух одинаковых детей с ДЦП. Даже если поражение абсолютно одинаковое и возможности движения тоже абсолютные одинаковые, скорее всего, это будут дети с разным темпераментом и с разными условиями жизни. Один будет жить в многоквартирном доме с пандусом, и для него приоритетным будет держать равновесие, дотягиваясь до кнопки лифта, или снять трубку домофона и открыть дверь, а другой — в частном доме, где актуальным будет научиться держать равновесие, проходя через мамин огород, и забираться по лестнице на второй этаж дома, например.

    1. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Занятия со специалистами курсами очень важны, но будут малоэффективны, если не закрепляются каждый день. Реабилитация — это в первую очередь труд родителей, задача специалистов — создать программу и обучить родителей выполнять те задачи, которые они могут выполнять в повседневной жизни, не будучи специалистами.

    Хочу привести прекрасный пример из книги «Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам» /Е. В.Семёнова, Е. В. Клочкова, А. Е. Коршикова-Морозова, А. В. Трухачёва, Е. Ю. Заблоцкис. Стр. 294–297:

    «Настя, двухлетняя девочка со спастической диплегией GMFCS II.

    Сейчас Настя учится стоять у опоры и ходить вдоль опоры. Если считать, что «полезное» время вмешательства для Насти — только время контакта со специалистом, то мы получим следующее:

    1–2 часа в день девочка будет заниматься упражнениями, направленными на улучшение стояния у опоры и обучение ходьбе вдоль опоры. Возможно, будут еще какие-то процедуры (массаж, физиотерапия (электролечение), костюмы и т.д.), но, как мы уже говорили, их эффективность сомнительна, поэтому их можно не считать. Возможно, будут еще 30–40 минут стояния в вертикализаторе. В сумме получаем максимум 3 часа. Остальное время Настя будет функционировать так, как она сейчас может, то есть играть, сидя на полу в положении W, ползать на четвереньках, самостоятельно вставать у опоры, подтягиваясь руками.

    В чем же проблема? Во-первых, при длительном нахождении в позе «W» Настя рискует приобрести специфическую деформацию бедра: при внутренней ротации бедер и их приведении нарушается взаимоотношении головки и шейки бедра с осью тела бедренной кости. Во-вторых, девочка не будет развивать реакции равновесия и ротацию туловища, так как в позе «W» таз наклонен назад, туловище «выключено» из поддержания равновесия, а ротация невозможна. В-третьих, Настя рискует закрепить наклон таза назад, что будет мешать ей сидеть в правильной позе — сидение с «круглой» спиной, что, в свою очередь, будет ограничивать использование рук и развитие дотягивания и мелкой моторики. И наконец, поза «W» будет способствовать закреплению подошвенного сгибания в голеностопном суставе — в вертикальной позе это приведет к опоре на передний отдел стопы. Когда девочка самостоятельно встает около опоры, то обычно она «ложится» на опору, опирается на носочки и переразгибает колени. Это происходит из-за того, что часто Настя встает, опираясь на диван, а диван низкий и на него удобно прилечь, обеспечив себе максимальную площадь опоры. Кроме этого, при переходе из позы на четвереньках в позу стоя у опоры девочка подтягивается обеими руками. В этом случае происходит активация сгибательных паттернов и опора на всю стопу становится затрудненной. При опоре на передние отделы стопы и перемещении центра тяжести вперед (опора на диван!) происходит биомеханически закономерное переразгибание в коленных суставах. Все это приводит к риску закрепления опоры на передние отделы стоп и рекурвации коленных суставов, что будет значительно влиять на последующий образец походки.

    Если мы примем новый взгляд на вмешательство и подумаем о повседневной жизни Насти как о дополнительном ресурсе для обучения движению, формированию правильных образцов движений, новых двигательных навыков и профилактике костно-мышечных осложнений, то мы получим следующую стратегию:

    1. Необходимо ограничить сидение в позе «W» в течение дня. При этом Насте нужна приемлемая поза для самостоятельной игры на полу! Для этого можно использовать простое и эффективное приспособление (см. рисунок ниже).

      Чтобы стоять вертикально, девочке необходимо много стоять в течение дня у опоры во время игр и некоторых активностей повседневной жизни. Например, умываться и мыть руки стоя, а не на руках у мамы. Опора должна быть на уровне груди Насти — в этом случае тело будет выровнено.

    Для обучению перемещению в вертикальном положении Насте нужно ходить вдоль опоры и иметь возможность перемещаться внутри квартиры и на улице. То есть ребенку уже сейчас нужны правильно подобранные заднеопорные ходунки и возможность в них ходить.

    Для формирования правильной опоры на стопу и профилактики закрепления рекурвации коленного сустава Насте необходимы ортезы на голень и стопу. Этот ортез должен быть изготовлен индивидуально из материала, пригодного для ортезирования стопы!нты движений, как опора и перенос веса на стопы, несение веса на ногах, разгибание нижних конечностей против действия силы тяжести, перенос веса на одну ногу. Вот это потребует активных усилий специалиста по физической реабилитации и обучения родителей.

    Читайте также  Основы предпринимательства в спорте

    Если мы посчитаем время, которое в случае следования данной стратегии можно будет считать временем вмешательства, то оно увеличится до 5–6 часов в день!

    В заключение: я не придумываю каких-то своих авторских методик, не провожу исследований препаратов и не продаю их. Я не берусь оценивать действия наших врачей и родителей, которые выбирают другой путь. Я просто перевела на русский язык исследования методик лечения ДЦП по правилам доказательной медицины (с предоставлением ссылок на эти исследования), европейский консенсус по лечению детей с ДЦП, рекомендации крупных клиник и делюсь ими. Также в этой статье использованы материалы мощнейших передовых реабилитологов нашей страны, которые имеют потрясающие успехи в своей работе и также опираются на опыт и разработки развитых стран (пример про девочку Настю).

    Если вам не близки принципы доказательной медицины, ради Бога, лечитесь так, как вам нравится. Я уважаю выбор и мнение каждого, но для себя решила, что участвовать в большом неконтролируемом эксперименте над чужими детьми не могу по внутренним убеждениям. Как только появится лекарство от ДЦП с доказанной эффективностью и безопасностью, я первая же начну назначать его детям.

    С уважением, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

    Реабилитация при ДЦП

    Детский церебральный паралич (ДЦП) — поражение отделов головного мозга, при котором появляются нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, слуха, зрения, речи и даже психики.

    Причины и факторы риска

    Четкой причины развития болезни медицинское сообщество назвать пока что не может. Однако выделены факторы, которые наиболее часто вызывают появление ДЦП у ребенка:

    • острая гипоксия (недостаточное поступление кислорода в головной мозг, которое ведет к кровоизлияниям и отмиранию мозговых клеток),
    • родовая травма,
    • инфекции головного мозга,
    • черепно-мозговые травмы.

    Также врачи выделяют перечень факторов, которые повышают риск появления церебрального паралича у детей:

    • недоношенность, низкий вес ребенка при рождении,
    • преждевременная отслойка плаценты,
    • крупный плод или узкий таз матери (оба фактора затрудняют процесс родов),
    • неправильное предлежание плода,
    • стремительные роды,
    • родовозбуждение, родостимуляция,
    • несовместимость ребенка и матери по группе крови или резус-фактору.

    Как правило, ДЦП врожденный и возникает в утробе или при родах. Однако в редких случаях заболевание появляется после тяжелых черепно-мозговых травм или инфекции головного мозга в детском возрасте — такой тип называют приобретенным.

    Человек с детским церебральным параличом признается человеком с ограниченными возможностями и получает инвалидность, но при своевременной и качественной реабилитации он может вести полноценную жизнь.

    Типы и степени тяжести ДЦП

    Точный диагноз, форму и степень тяжести детского церебрального паралича устанавливает врач-невролог. Если ребенок не нуждается в постоянном медицинском вмешательстве и дополнительном контроле, то до 6 лет обязательное обследование проводят 2 раза в год, после 6 лет – 1 раз в год и по необходимости. Для этого используются стандартизированные шкалы, по которым оценивается физическое состояние, мышечно-скелетная система, неврологический статус, функциональные, моторные, коммуникационные способности ребенка.

    В диагностике распространена шкала нарушений моторной функции GMFCS. На ее основе строится оценка физических способностей пациента — например, при определении программы реабилитации. По шкале GMFCS детский церебральный паралич делится на несколько уровней:

    • 1 уровень — ребенок самостоятельно передвигается, но испытывает затруднения с более сложными двигательными навыками.
    • 2 уровень — ребенок передвигается самостоятельно,но с ограничениями.
    • 3 уровень — пациент использует дополнительные приспособления (палку, ходунки) и передвигается по ровной поверхности.
    • 4 уровень — ребенок может сам сидеть, но не ходить. Передвигается в инвалидном кресле активного типа, либо пациента возят.

    Также врач оценивает, насколько легко и эффективно пациент обменивается информацией с членами семьи и посторонними людьми, ведь реабилитация и абилитация ДЦП включает в себя не только физические способности, но и коммуникацию и социализацию.

    Реабилитация и абилитация при ДЦП

    Собрав анамнез, жалобы и оценив состояние пациента, специалисты составляют план лечения. Врач-реабилитолог курирует пациента и решает вопросы касательно курса реабилитации:

    • выбор видов и количества реабилитационных мероприятий,
    • необходимость оперативного вмешательства,
    • подбор технических средств реабилитации (костыли, инвалидное кресло, подъемные механизмы для ванной или кровати, предметы быта и т.д.),
    • необходимость и подбор ортезирования,
    • решение коммуникативных проблем и план социализации пациента.

    Команда специалистов совместно составляет курс реабилитации, определяет периоральные цели и задачи реабилитации и абилитации также совместно с родителями и по-возможности, самим ребенком. Это могут быть цели направленные на повышение мобильности ребенка, обучение повседневным навыкам и самообслуживанию, социальную интеграцию, предотвращение повторных и дальнейших осложнений состояния. Родителей и близких, обучают навыкам ухода и способам помогающим развивать самостоятельность ребенка, для успешной реабилитации и абилитации ребенка с ДЦП.

    Реабилитация детского церебрального паралича проводится по нескольким направлениям.

    1. Функциональный подход

    В зависимости от степени тяжести заболевания ребенок учится физическим навыкам. При первом уровни GMFS пациент тренируется держать равновесие, переносить вес, поворачиваться, оттачивает знакомые движения. Также ребенок учится кататься на роликах, велосипеде, лазать, бегать и так далее.

    В более тяжелых случаях дети учатся управлять движениями рук и ног, улучшают качество ходьбы и других доступных пациенту движений. При четвертом уровне GMFS ДЦП ребенка обучают поддерживать голову, самостоятельно сидеть, подавать сигналы об утомляемости, осознавать свое тело и положение в пространстве.

    Дети учатся поддерживать и менять позу, манипулировать предметами для достижения бытовых и игровых целей, изучают движения разной степени сложности.

    2. Дополнительные методы

    Перед проведением физических упражнений снимают спазм мышц — при помощи мануальной терапии, массажа, инъекций ботулотоксина (ботокса). Это помогает легче управлять мышцами во время занятий.

    При необходимости изготавливаются ортезы — медицинские приспособления, которые надевает пациент для поддержки и изменения мышечной и скелетной системы. Это корсеты, ортезы, тутора, бандажи, ортопедическое пособие в обувь, стельки, съемные аппараты.

    БОС (биологическая обратная связь)

    При помощи компьютерной техники пациент видит информацию о состоянии физических процессов и учится ими целенаправленно управлять.

    Кинезиотейпирование

    На определенные участки тела приклеиваются специальные ленты — кинезиотейпы. Тейпы улучшают функционирование мышц (расслабление и напряжение), поддерживают суставы, снимают болевые ощущения. Тейпы не являются заменой ортопедических изделий.

    Физиотерапия, в том числе функциональная миостимуляция и чрескожная электростимуляция спинного мозга

    Диагностика сенсорной интеграции — выявление сбоя в организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Занятия с логопедом и психологом.

    Преимущества реабилитации и абилитации ДЦП в ЭйрМЕД

    Реабилитационный центр ЭйрМЕД оказывает полный комплекс мероприятий для реабилитации и абилитации детского церебрального паралича — от диагностики реабилитационных возможностей до сопровождения к достижению социально значимой цели.

    Процедуры проводятся в Санкт-Петербурге как в самом центре, так и на дому.

    В реабилитационном центре также используется запатентованный метод чрескожной электростимуляции спинного мозга. Этот метод реабилитации помогает восстановить двигательные функции при детском церебральном параличе, при этом не требует хирургического вмешательства, а а процесс не вызывает болевых ощущений.

    Специалисты центра стремятся не просто обучить ребенка с ДЦП определенным движениям, но интегрировать новую активность в жизнь пациента. Навыки, полученные в ходе реабилитации, должны постоянно тренироваться и применяться в реальной жизни и повышать ее качество.

    Узнайте подробнее об услугах реабилитационного центра для пациентов с ДЦП и запишитесь на консультацию: 8 812 407 22 69.

    Лечебная физкультура и антигравитационная терапия при ДЦП.

    Автор: Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., врач — невролог высшей категории

    Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по статистическим данным, весьма впечатляет.

    В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка, особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела, что приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению мышечного тонуса, а также развитию интеллектуальных и речевых нарушений.

    Основой клинической картины при ДЦП являются разной степени двигательные нарушения — гемипарезы, тетрапарезы, парапарезы (спастическая диплегия), гиперкинезы, атаксия. Практически во всех случаях нарушение двигательной функции сопровождается различными речевыми нарушениями — моторная афазия, алалия, дизартрия, а также, в большей или меньшей степени , задержкой психического развития.

    У детей, страдающих различными формами ДЦП, как правило, имеются несколько симптомов :

    — ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;

    Читайте также  Основные типы коммуникабельности людей

    — нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.

    — появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;

    — нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

    — нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий).

    Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц.

    Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

    Лечение ДЦП — многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно.

    ЛФК и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса.

    Эффект действия ЛФК проходит несколько стадий:

    Рекомпенсации (уровень компенсации и ее устойчивость)

    Реадаптации (к физическим нагрузкам бытового характера)

    Реабилитации (возможность трудовой деятельности).

    При выполнении физических упражнений в ЦНС поступают сигналы от мышц, сухожилий, связок, суставов и других органов и систем, обеспечивающих двигательный акт, что приводит к созданию новых очагов возбуждения, вытесняющих патологические (болезненные)рефлексы, а также способствует выработке новых компенсаторных движений и механизмов. Физические упражнения в ЛФК активируют деятельность всех функций организма, улучшая все уровни регуляции и саморегуляции органов, оказывая общетонизирующее, компенсаторное действие и ускоряя восстановление тонуса сосудов.

    Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее. Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.

    I.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

    1.Укрепление общего здоровья ребенка

    2.Улучшение эмоционального состояния ребенка.

    3.Нормализация основных нервных процессов в организме.

    4.Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    5.Укрепление дыхательной мускулатуры.

    6.Улучшение физического развития.

    7.Активизация общих и местных обменных процессов.

    II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

    1.Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

    2.Улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);

    3.Нормализация тонуса мышц (коррекция позо-тонических реакций);

    4.Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений;

    5.Формирований компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

    6.Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

    7.Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций; равновесия и ориентировки в пространстве;

    8.Формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация организма и отдельных его конечностей и др.

    9.Формирование правильной осанки.

    10.Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

    11.Предупреждение формирования порочного вторичного двигательного стереотипа.

    разработанную программу коррекционной работы направили на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, Специалистами МЦ CORTEX были подобраны специально-корригирующие упражнения для детей группы ДЦП:

    1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.

    2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

    3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

    4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

    5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

    6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

    7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

    8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

    9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

    10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся нагрузка на сопротивление для развития мышечной силы.

    Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности, которые есть или возникают у пациента после или во время основного патогенетического лечения. Специально-разработанная в МЦ CORTEX программа лечебной физкультуры для детей с церебральным параличом обеспечит возможность развития физической силы и моторики ребёнка.

    Одним из препятствий нормального физического развития у детей, страдающих ДЦП, является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении в результате наличия двигательного дефицита. Если ребенок самостоятельно не сидит, не стоит и не передвигается, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативная, сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или они сопровождаются множеством ошибок, то развитие двигательных навыков у него происходит неправильно либо не происходит вообще.

    Для более эффективного выполнения физических упражнений и облегчения вертикализации пациентов в МЦ «CORTEX» успешно используется метод кинезотерапии с использованием нейро-ортопедического реабилитационного пневмо-костюма » Атлант«, выполненного на основе высотно-компенсирующего летного костюма ВКК-6.

    Для пациентов с ДЦП акцент в тренировках делается на умение ходить, совершать повороты, начинать и останавливать движение, уменьшить неустойчивость при ходьбе, формирование физиологического двигательного стереотипа.

    Пневмо-костюм «Атлант» предназначен для реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями, вследствие черепно-мозговой травмы, острого нарушения мозгового кровообращения, повреждения позвоночника и спинного мозга, детского церебрального паралича (ДЦП).

    Костюм выполнен в виде плотно облегающего комбинезона, в котором имеются натяжные устройства — надуваемые насосом трубчатые камеры, расположенные вдоль конечностей и туловища по ходу мышц-антагонистов. Наполненные воздухом, камеры натягивают оболочку костюма, создают посегментарное обжатие мышц туловища и конечностей, что активизирует проприорецепторы, усиливается афферентация, мощный поток импульсов активизирует ЦНС, что обеспечивает нейрофизиологические условия для удержания позы, с последующей перестройкой систем супраспинального двигательного контроля на более близкое к норме физиологическое состояние. Достигнутый таким способом корсет обеспечивает удержание вертикальной позы, корригируется правильная осанка, формируется физиологический изгиб позвоночника, осуществляется физиологическое ортезирование конечностей. У больного появляются способности к передвижению, удержанию позы, улучшаются дифференцированные движения, опосредованно восстанавливается иннервация артикуляционного аппарата, и речь при дизартрии, оральной апраксии, дислалии, дисфонии.

    Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе

    • Вконтакте
    • Однокласники
    • Инстаграм
    • Youtube
    • Фейсбук
    • Гл авная
    • О центре
    • Наш персонал
    • Филиалы
    • Фонд
    • Контакты
    • Вконтакте
    • Однокласники
    • Инстаграм
    • Youtube
    • Фейсбук
    • Запись на лечение
    • Методики лечения
    • Социальные услуги
    • Статьи
    • Истории пациентов
    • Направления лечения
    • Наши партнеры

    Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.

    Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!

    Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

    Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

    С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

    Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.

    История лечебной физической культуры​​​​

    В древнем Китае ещё в глубокой древности — за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

    Читайте также  Теория происхождения опухолей

    Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

    ЛФК при ДЦП

    Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

    При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.

    Говоря об особенностях занятий ЛФК при ДЦП важно следовать следующим условиям:

    Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

    Если у больного гиперкинетическая форма церебрального паралича, то.

    В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

    При атонически-астатической форме ДЦП.

    Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

    При двойной гемиплегии.

    Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

    Что касается спастической диплегии, то.

    При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

    Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития — высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

    Важно знать — при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы «забиваются», нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».

    Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.

    ЛФК для детей с дцп

    ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

    Чтобы тренировать скованные и неразвитые мышцы тела у ребенка с детским церебральным параличом, в комплекс реабилитации включают программы лфк при дцп.

    Не стоит недооценивать роль ЛФК при профилактике заболеваний. В одиночку лечебная физкультура с болезнью не справится, важен комплексный подход. Детям, страдающим ДЦП, важно заниматься ЛФК для укрепления мышц.

    ВЛИЯНИЕ ЛФК НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

    Лечебная физкультура оказывает положительное влияние на организм, мышцы начинают работать, ткани укрепляются. В процессе занятий обменные процессы регулируются, работа мозга и сердечной системы улучшается.

    В комплекс лечебного курса ДЦП должно входить:

    • Массаж;
    • ЛФК;
    • Мануальная терапия;
    • Закаливания.

    Программа разрабатывается для каждого малыша на индивидуальной основе. В обязательном порядке должны присутствовать такие занятия, как: игра с мячом; упражнения на расслабление; в сидячем и лежачем положении. Также осуществляются стимулирующие упражнения.

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

    В программы ЛФК для детей с ДЦП входят такие занятия, как:

    • Положение. Фиксирование ног, рук в шинах;
    • Растягивание мышц. Раскачивание ног и рук с постепенным ускорением;
    • Расслабление мышц. Фиксирование конечностей по очереди. Как результат, ослабляется повышенный тонус и снижается количество непроизвольных взмахов и подергиваний;
    • Ходьба;
    • Сгибание и разгибание суставов с одновременным мышечным массированием;
    • Подъем по наклонной поверхности (помогает инструктор). Упражнение тренирует пресс и ноги ребенка, хорошо учит организм поддерживать равновесие;
    • Занятия на выносливость.

    При диагнозе «спастическая диплегия», упражнения должны сопровождаться непрерывным движением.

    РОЛЬ МАССАЖА В ЛЕЧЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ

    Массаж при ДЦП у детей идет в качестве помощника, но не основного лечения. Это важный элемент в ЛФК для детей, помогающий нормализовать кровоток, привести в норму обменные процессы, снять спазмы. Для лечения опорно-двигательного аппарата есть 3 вида массажа:

    • Классика
    • Сегментарный
    • Точечный.

    После ознакомления с каждым методом в программе ЛФК, родители малыша могут сами делать его в домашних условиях. Также этому массажу обучают на курсах.

    В основном, выделяют несколько манипуляций, которые благотворно сказываются на организме ребенка.

    • Поглаживание без перерывов – расслабляет мышцы;
    • Валяние – воздействует на большие области;
    • Катание – эффективно для тазобедренного и плечевого суставов;
    • Прерывистое поглаживание – поддерживает тонус;
    • Растирание «внешней» ладонью – стимулирует мышцы на спине, ягодицах, бедрах;
    • Поколачивание.

    БАССЕЙН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

    Дети любят воду и малыш с ДЦП не исключение. Водные процедуры не должны длиться более 30 минут. Мышцам переутомление ни к чему. Занятия должны быть регулярными, лучше в один и тот же день. Одноразовые посещение бассейна не принесут никакого результата. Все упражнения в воде проводятся постепенно, в комплексе с другими элементами.

    В любой программе ЛФК для детей, у которых ДЦП, есть занятие на взаимодействие с водой. Тактильное ощущение важно, ведь малыши узнают новое.

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

    В качестве дополнительных приспособлений рекомендуется применять коврик с ребристым верхом и бугорками. Малыша надо постепенно приучать топать по нему босыми ножками.

    Эспандер, помогающий разработать моторику, исключает спастику. Раньше использовали мешочки с гречкой или рисом.

    Ходунки, прыгунки. Обычные не подойдут, лучше подбирать специально сделанные для детей с ДЦП, используемые в ЛФК. Они производятся с ортопедической вставкой. Перед покупкой важно пройти консультацию специалиста, дабы избежать нежданных последствий.

    Программы ЛФК всегда подбираются профильным специалистом, который учитывает особенности ребенка.

    Подведем итоги. Лечебная гимнастика при систематичных занятиях дает положительные результаты — систематически занимаясь дома, у ребенка тренируются ослабленные мышцы, укрепляется иммунитет, организм в целом, нормализуется обмен веществ, улучшается работа кровеносной системы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: