Физкультурно-оздоровительные занятия для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы - ABCD42.RU

Физкультурно-оздоровительные занятия для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно сосудистой системы

ЛФК при сердечно сосудистых заболеваниях оказывает мощное позитивное воздействие на организм пациента. Она улучшает физическое и психическое состояние, снижает риск многих заболеваний и помогает восстановиться после них, регулирует работу организма, повышает активность и работоспособность. В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально подходят к выбору комплекса лечебной физкультуры для сердечно- сосудистой системы. Перед началом занятий пациентов обследует кардиолог с помощью современных аппаратов ведущих европейских и американских фирм. Врач измеряет артериальное давление и считает частоту пульса до начала каждого занятия и по окончанию выполнения упражнений.

Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний способствуют следующие факторы:

  • гиподинамия;
  • нерациональное питание;
  • неблагоприятные экологические факторы;
  • психоэмоциональные перегрузки;
  • вредные привычки.

Для того чтобы не нанести урон здоровью больного человека, реабилитологи дозируют нагрузки в зависимости от показателей функциональной способности сердечно-сосудистой системы. Задачи ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы определяются характером заболевания и периодом болезни. В остром периоде заболевания пациенты выполняют упражнения лёжа, затем сидя. Со временем двигательный режим расширяется.

ЛФК при заболеваниях сердечно сосудистой системы является основным средством реабилитации в период выздоровления. Основным видом физической активности является дозированная ходьба. Она способствует физиологическому восстановлению функций сердца. Целью лечебной физкультуры в поддерживающий период является закрепление достигнутых результатов, восстановление физической работоспособности. Пациентам рекомендуют после полного выздоровления продолжать занятия цикличными видами – бегом, скандинавской ходьбой, лыжами. Полезны водные процедуры – плавание в бассейне или открытом водоёме.

Принципы лечебной физкультуры при сердечно сосудистых заболеваниях

Для того, чтобы получить лечебный или профилактический эффект в ходе занятий ЛФК, следует соблюдать целый ряд принципов:

  • систематичность;
  • регулярность;
  • длительность;
  • дозирование нагрузок;
  • индивидуализация.

Их нарушение может привести к непоправимым последствиям. Во время занятий лечебной физкультурой учащается у пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышается артериальное давление, учащается пульс, увеличивается количество циркулирующей крови, в сердечной мышце. Физические нагрузки необходимы при всех заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика. Занятие состоит из трёх разделов: вводного, основного и заключительного. Реабилитологи индивидуально подбирают комплекс упражнений так, чтобы они последовательно охватывали различные мышечные группы. Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями следует выполнять упражнения в спокойном среднем темпе, ритмично.

Вводная часть составляет 15-20% времени занятия ЛФК. Во вводном разделе используют простые упражнения, предназначенные для мелких и средних мышечных групп. Они способствуют врабатываемости, подготавливают пациента к основной части занятий.

Основной раздел занимает 65-70% времени и состоит из общеразвивающих упражнений. Заключительная часть характеризуется снижением физиологической нагрузки. Она занимает 15-20% времени занятия.

Упражнения при артериальной гипертензии и гипотонии

При артериальной гипертензии у пациентов повышается артериальное давление. Задачами ЛФК являются:

  • снижение тонуса сосудов, нормализация артериального давления;
  • повышение сократительной способности миокарда;
  • улучшение сердечного кровообращения;
  • нормализация липидного обмена.

При артериальной гипертензии пациентам назначают утренние занятия ЛФК, прогулки, дозированные занятия циклическими упражнениями (бегом, лыжами, плаванием). Противопоказаны силовые упражнения и упражнения с задержкой дыхания, резкими движениями, с наклоном головы вниз, напряжением и натуживанием.

По утрам пациенту, страдающему гипертонической болезнью, рекомендуют выполнять следующий комплекс упражнений:

  • ходить на полной стопе, носках, пятках, спиной вперёд, перекрестным шагом, «боком» в течение 1-2 минут;
  • сесть на стул и положить руки на колени, затем разместить их перед грудью, с отведением локтей назад, и сделать вдох, после этого выполнить наклон вперёд со свободно свисающими руками и сделать выдох:
  • опереться руками о сиденье стула и выполнять движения ногами, имитирующее езду на велосипеде;
  • опустить руки вниз и поднять плечи кверху, сделать вдох, затем выполнить круговые движения плечами назад и, опуская руки вниз, сделать выдох;
  • опущенные вниз руки согнуть к плечам, сжимая кисти в кулак, локти отвести назад и вдох, затем опустить руки вниз и сделать выдох.

Каждое упражнение необходимо выполнять 5-6 раз.

Сидя на стуле, согнуть нижние конечности, расположить стопы на одной линии (левая стопа перед правой). Встать и сделать выдох, сесть и глубоко вдохнуть. Затем можно встать и свободно походить в течение 30 секунд.

Ноги располагаем на ширине плеч. Выполняем поворот туловища с отведением руки (сначала правой, затем левой) в сторону и назад, делаем вдох. Вернувшись в исходное положение, делаем выдох.

Стоя с упором руками о стену, необходимо постараться максимально статически напрячься. После повтора упражнения 3-4 раза нужно ходить с подниманием рук на 2 шага и опусканием с последовательным сгибанием в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах на 3 шага. Выполняем наклоны туловища по очереди вперёд и в стороны, поставив правую ногу перед левой и разведя руки в стороны.

После этого можно выполнить следующие упражнения:

  • свободные взмахи руками (руки опущены вниз, ноги на ширине плеч) 3-4 раза;
  • ходьба с поворотом на 180 градусов через каждые 2-4 шага в течение 30 секунд;
  • наклоны туловища вперёд и свободное размахивание руками вперёд и назад, сидя на краю стула.

Затем следует сидя отклониться на спинку стула и выполнить 4-5 раз диафрагмальное дыхание. В заключительной части занятия можно расслабиться в позе «кучера».

Специфическими задачами ЛФК при гипотонии являются:

  • нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга»;
  • выработка и совершенствование правильной координации движений;
  • тренировка сердечно-сосудистой и мышечной системы;
  • развитие навыков правильного дыхания.

Пациентам с пониженным артериальным давлением показан дозированный бег в спокойном темпе в течение 2-3 минут, туризм, катание на коньках и лыжах, подвижные игры. Противопоказаны длительные большие физические нагрузки, статические упражнения с максимальным напряжением, выполнение упражнений до полного утомления, резкие ускорения темпа выполнения и напряжения.

Реабилитологи постепенно вводят в комплекс ЛФК скоростно-силовые упражнения (прыжки, подскоки), применяют силовые упражнения в умеренном темпе, используют статические напряжения минимальной интенсивности.

Статические и динамические упражнения следует чередовать с упражнениями на координацию и расслабление. Физические упражнения на развитие средних и крупных мышечных групп выполняют из исходного положения «стоя», «сидя» и «лёжа». Движение рук и ног рекомендуется выполнять с максимальной амплитудой. Их необходимо чередовать с дыхательными упражнениями и движениями туловища.

Пациенты с пониженным артериальным давлением могут выполнять те же упражнения, что и больные гипертонической болезнью, добавив в комплекс силовые упражнения, а также движения, улучшающие координацию и равновесие:

  • приняв исходное положение «стоя» в упор на расстоянии 1 шага от стенки, максимально напрягаем мышцы рук, надавливая на опору в течение 10 секунд, после чего расслабляем мышцы.
  • сидя на стуле, держим в руках гантели и на счёт 1 руки выдвигаем вперёд, а на счёт 2 – в стороны, не задерживая дыхание;
  • ходим по рейке гимнастической скамейки вперёд и назад по 10 раз в каждом направлении;
  • становимся на правую ногу, руки отводим в сторону и держим равновесие в течение 5-8 секунд;
  • тоже делаем на левой ноге.

Стоя, выставляем руку вперёд и вертикально держим на ладони гимнастическую палку в течение 20 секунд. Повторяем упражнение на второй руке. Расставляем ноги врозь и держим гимнастическую палку вниз. Делаем выпад вперёд, палку поднимаем верх и медленно выдыхаем воздух. Приняв исходное положение, делаем вдох и выполняем упражнение другой конечностью.

ЛФК при ишемической болезни сердца

Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально разрабатывают комплекс ЛФК при ишемической болезни в зависимости от того, к какой из трёх групп относится пациент:

  • к первой группе отнесены больные стенокардией без перенесенного инфаркта миокарда;
  • ко второй группе относятся пациенты, страдающие постинфарктным кардиосклерозом;
  • к третьей группе принадлежат пациенты c постинфарктной аневризмой левого желудочка.

Нагрузку во время проведения занятий ЛФК с пациентами, страдающими ишемической болезнью сердца, дозируют на основании определения стадии заболевания. На начальной стадии клинические признаки коронарной недостаточности наблюдаются после значительных нервно-психических и физических напряжений. Во второй стадии коронарную недостаточность выявляют после нагрузки (быстрой ходьбы, подъема по лестнице, отрицательных эмоций. В третьей стадии заболевания клинические симптомы появляются при незначительных физических напряжениях.

У больных первой группы двигательный режим допускает включение физических упражнений для всех групп мышц, которые можно выполнять с полной амплитудой. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Длительность занятий от 20 до 25 минут.

Для пациентов второй группы комплекс ЛФК состоит из упражнений для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательных упражнений. Упражнения для разных мышечных грум следует выполнять медленно. Отдельные движения можно выполнять в среднем темпе, но с малой амплитудой. Статические и динамические дыхательные упражнения чередуются с паузами для отдыха. Длительность занятий составляет 15-20 минут. При выполнении упражнений не следует допускать учащения пульса после нагрузки более чем на 10%.

Пациентам третьей группы ограничивают комплекс физических упражнений в связи с опасностью развития тромбоэмболий. Они могут выполнять только упражнения с неполной амплитудой для мелких и средних групп мышц. После двух-трёх упражнений следует расслабить мышцы и отдохнуть. Длительность занятий не должна превышать10-15 минут. Если общее состояние пациента во время ЛФК ухудшается, появляется одышка, боль в сердце, учащается частота пульса или нарушается ритм сердечных сокращений, занятия прекращают, и пациента осматривает кардиолог.

Для того чтобы пройти курс лечебной физкультуры при сердечно-сосудистом заболевании под наблюдением реабилитолога и кардиолога, звоните по телефону Юсуповской больницы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Читайте также  Первые чувашские композиторы

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Составила: Шипилова Е.В. – учитель физкультуры ГБС(К)ОУ школы № 8
г. Лабинска

При заболеваниях сердечно – сосудистой системы (с.с.с.) физические упражнения должны способствовать улучшению питания сердечной мышцы, улучшению переферического кровообращения, улучшению деятельности дыхательного аппарата.

В занятиях используются движения для головы, шеи, плечевого пояса, ног, туловища из различных и.п. (сидя, лежа, стоя).

Упражнения используются простые, несложные, выполняются они в медленном темпе. Соблюдается осторожность и последовательность в увеличении нагрузки.

Все общеукрепляющие упражнения чередуются с дыхательными упражнениями или выполняются в сочетании с дыханием.

Нельзя делать резких движений при выполнении упражнений (наклоны выполнять упражнения лежа на животе, связанные с натуживанием).

Упражнения в движении. Подсчет пульса.

Ходьба: 4 шага на носках, 4 шага на пятках, руки на поясе.

Ходьба с заданием:
1-3 – три шага вперед
4 – приставить ногу
5 – поворот головы вправо
6 – поворот головы прямо
7 – поворот головы влево
8 – поворот головы прямо и т.д.

Ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы.

Ходьба с заданием: одна рука вверх, другая вниз, рывки со сменой рук на каждый шаг.

Исходное положение – стоя

И.п. – о.с.
1 – ногу назад на носок, руки в стороны – вверх – вдох
2 – и.п. – выдох
3-4 – то же с другой ноги.

И.п. – ноги вместе, руки на поясе.
1 – ногу вперед на носок
2 – приставить в и.п.
3 – ногу в сторону на носок
4 – приставить в и.п.
5 – ногу назад на носок
6 – и.п.
7-8 – отдых
То же с другой ноги.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за голову
1 – поворот туловища вправо
2 – и.п.
3-4 – то же в другую сторону.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – руку правую в сторону
2 – руку левую в сторону
3 – хлопок перед собой
4 – и.п.
5 – наклон туловища влево
6 – и.п.
7 – наклон туловища вправо
8 – и.п.

И.п. – то же
1 – поворот в сторону, руки в сторону – вдох
2 – и.п. – выдох
3-4 – то же в другую сторону

И.п. – о.с.
1 – сгибая ногу в коленном суставе, подтянуть ее к груди, обхватить руками – выдох
2 – вернуться в и.п. –вдох
3-4 – то же с другой ноги.

Упражнения с малым мячом. Подсчет пульса.

И.п. – стойка, мяч в руках.
Подбросить мяч вверх, кисти рук соединить, образовав «кольцо». Возвращаясь, мяч должен проскочить в «кольцо».

Мяч в руках.
1 – поднять руки вверх с мячом – вдох
2 – ударить мячом о пол со звуком «ах», «ох», «ш-ш-ш» и др.

Ноги на ширине плеч. Подбрасывание мяча из рук в руки.

И.п. – ноги врозь, мяч в руке.
1 – с поворотом в сторону, ударить мячом об пол.
2 – поймать мяч
3-4 – то же в другую сторону.

И.п. – мяч в руках перед собой.
Сгибая колено, выбить мяч из рук, затем его поймать.
То же другой ногой.

Исходное положение – сидя на полу

И.п. – сидя, мяч в левой руке на ладони, правая на бедре, спина прямая.
Сжимание и разжимание кисти руки, нажимая пальцами на мяч. То же другой рукой.

И.п. – сед, мяч в левой руке.
1 – поднимая руки через стороны вверх, передать мяч над головой – вдох
2 – вернуться в и.п. – выдох
то же правой рукой

И.п. – сед, мяч в левой руке
1 – руки в стороны вверх – вдох
2 – сгибая ногу в коленном суставе и подтягивая к груди, передать мяч в правую руку под коленом – выдох
3-4 – то же с другой ноги.

И.п. – сед, мяч в руке
1 – руки в стороны – вверх – вдох
2 – наклон вперед, руки на бедре, передать мяч в другую руку – выдох (можно выполнять без мяча).

Исходное положение – лежа на спине

И.п. – лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе.
Дыхательное упражнение.

И.п. – лежа на спине, мяч в левой руке
1 – поворот вправо (лечь на бок), мяч передать в другую руку.
2 – и.п.
3-4 – то же в другую сторону

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 – руки вверх – вдох
2 – поднимая прямую ногу вверх, коснуться ладонями носка ноги – выдох
3-4 – то же другой ногой

И.п. – то же
Поднять прямую ногу вверх – написать свое имя (или восьмерку). То же другой ногой

Исходное положение – стоя на четвереньках

И.п. – стойка на четвереньках.
1 – поворот туловища влево, левая рука в сторону – вверх
2 – и.п.
3-4 – то же в другую сторону

И.п. – то же
1 – мах прямой ногой вверх
2 – и.п.
3-4 – то же другой ногой

Упражнения в движении:

Ходьба спокойная, восстанавливающая дыхание.

1-4 – 4 шага вперед, прогнуться – вдох

5-8 – 4 шага вперед, наклоняясь немного вперед – выдох

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура: теория и методика преподавания в дошкольном образовании

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Вовк Евгения ВладимировнаНаписать 10829 22.10.2015

Номер материала: ДВ-086448

  • Физическая культура
  • Другие методич. материалы
    22.10.2015 1890
    22.10.2015 291
    22.10.2015 723
    22.10.2015 1054
    22.10.2015 1977
    22.10.2015 479
    22.10.2015 497

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО проверит школьный учебник со ссылкой на недопустимый контент

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Что влияет на выбор школьниками инженерных специальностей

Время чтения: 1 минута

ВПР начались в колледжах с 15 сентября

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях

Реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями это одна из самых актуальных задач современной медицины, т.к. Данная патология занимает первое место среди других причин смертности населения. Из этой статьи вы можете узнать основные принципы и этапы при реабилитации сердечно-сосудистых заболеваниях.

Реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями это одна из самых актуальных задач современной медицины, т.к. Данная патология занимает первое место среди других причин смертности населения. Не секрет, что любое заболевание системы кровообращения ведет к нарушению функции органов и систем, нарушается кислородо-транспортная система, сердечная мышца и головной мозг, как самые чувствительные и чувствительные к дефициту кислорода органы начинают на это реагировать. На начальном этапе это проявляется снижением физической активности и работоспособности человека.

2. Принцип действия программы реабилитации.

Лечебное и профилактическое действие лечебной гимнастики или лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях обусловлено ускорением лимфо- и кровотока, увеличением объема циркулирующей крови (ОЦК), ускорением метаболизма в тканях, улучшением микроциркуляции, нормализации артериального давления, улучшением когнитивных функций, ускорением регенерации поврежденных тканей и как следствие-нормализации функционального и психоэмоционального статуса человека (сон, настроение и т.д.).

3. Этапы реабилитации.

Прежде чем перейти к этапам ЛФК при сердечно-сосудистых заболеваниях, уже имеющихся у пациента, необходимо отметить важность профилактики данной патологи и в этом контексте следует понимать важность проведения гигиенической лечебной гимнастики дома (утренняя гимнастика) и в условиях трудовой деятельности (физкультурные пятиминутки).

  • 1 этап — Проведение ЛФК в остром периоде. Как правило, занятия проходят исключительно в щадящих режимах (лежа, сидя) с постепенным расширением режима и нагрузки. Решение об уровне нагрузок принимает врач-реабилитолог совместно в лечащим врачом (терапевтом, кардиологом, неврологом).
  • 2 этап — Проведение ЛФК в период выздоровления. В данный период на усмотрение врача- реабилитолога режим расширяется и занятия проводятся в положениях сидя и стоя, разрешается нефорсированная ходьба по горизонтальной поверхности. Далее при благоприятном течении периода выздоровления пациентам дается дробная ходьба по ступеням преимущественно сверху вниз,а затем оценив степень кардионагрузки и снизу вверх. Подключаются занятия в бассейне или на тренажерах и т.д.
  • 3 этап — Поддерживающий. Главной задачей в этом периоде является стабилизация и укрепление полученных навыков у пациента, выработанных за предыдущие этапы реабилитации. Увеличение его работоспособности и выносливости, толерантности к нагрузкам и как следствие-максимальный «возврат» к прежнему физическому,психоэмоциональному и социальному статусу.
Читайте также  Профессиональные заболевания кожи

Лечим там, где вам удобно

4. Противопоказания.

Противопоказания, так же как и назначение лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях определяет врач-реабилитолог! И во многом зависит это от тяжести течения основного заболевания и наличия осложнений.

Но есть и абсолютные противопоказания к проведению ЛФК с данной категорией пациентов, а именно, запрещены:

  • упражнения с задержкой дыхания
  • длительные или резкие наклоны головы
  • прыжки
  • отсутствие дробной нагрузки
  • занятия в душных, непроветриваемых помещениях
  • слишком ранние или поздние часы занятий
  • подача чрезмерной кардионагрузки (степпер, тредмил на подъем) и т.д.

5. Показания для проведения лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях.

  • Артериальная гипотензия (гипотония)
  • Вертебробазилярная недостаточность(ВБН)
  • Преходящие нарушение мозгового кровообращения(ПНМК) и состояния после перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК)
  • Ишемическая болезнь сердца(ИБС)
  • Стенокардия напряжения
  • Перенесенный инфаркт миокарда(ИМ)
  • Миокардиты, перикардиты
  • Сердечные аритмии
  • Сердечная недостаточность(СН)
  • Ревматизм
  • Врожденные и приобретенные пороки сердца
  • Атеросклероз

6. Заключение.

Конечно нужно понимать, что реабилитационные мероприятия, в том числе ЛФК, при сердечно-сосудистых заболеваниях являются не единственным методом лечения пациентов, а требуют всестороннего анализа и подключения основных и вспомогательных методов лечения таких как хирургических, микрохирургических, физиотерапии, массажа, фармакотерапии и т. д. Только в совокупности с современными методами лечения проведение лечебной физкультуры может быть эффективной и привести к желаемому результату.

В нашей клинике есть отделение реабилитации и восстановительной медицины , в котором полноценно восстанавливаться пациентам и отдыхать тем, кто здоров. Здесь есть заботливые врачи, которые помогут справиться с болями в спине и скованностью после травм костей, суставов, мышц, связок. Реабилитологи готовы помочь людям после инсульта, детям и взрослым с ДЦП, пациентам с другими неврологическими заболеваниями.

Также доступен онлайн-формат реабилитации для взрослых, детей старше 10 лет, беременных и кормящих мам. Мы поможем вам организовать занятия и консультации с врачами так, чтобы вы оставались дома.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при болезни сердца
методическая разработка по физкультуре

Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_profilaktiki_serdechno_sosudistyh.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Физиологические основы физических упражнений

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, пороки сердца, ишемическая болезнь, стенокардия, ревмокардит, миокардит и др.) оздоровительная (адаптивная) физическая культура используется с целью общего укрепления организма, улучшения деятельности центральной нервной системы, сердечно сосудистой и дыхательной систем, нормализации моторно-сосудистых рефлексов, сосудистого тонуса, улучшения обмена веществ. Подбор комплексов зависит от стадии развития заболевания и возраста занимающихся. Общим требованием к методике занятий является сочетание общеразвивающих (рекреативных) упражнений и специальных (реабилитационных) в сочетании с упражнениями дыхательной гимнастики. Общеразвивающие упражнения при постепенном повышении нагрузки (до пульса 10-120 уд/мин) способствует укреплению мышц сердца, улучшению кровоснабжения (миокарда), эластичности стенок сосудов. При активных сокращениях скелетных мышц (сдавливания вен) улучшается венозное кровообращение, усиливается «мышечный насос», усиливаются окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ. За время занятий физическими упражнениями учащается пульс, повышается артериальное давление, увеличивается количество циркулирующей крови, усиливается капиллярная циркуляция крови.

При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запас, и сердечнососудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркуляции крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д. При коротких скоростных и силовых упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни. Вместе с тем, физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т.д.) и при условии небольшой реакции на них со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, быстротой движения в отдельных мышечных группах. Такие упражнения оказывают благоприятное влияние при наличии гипотонии. При сердечнососудистой патологии могут широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове и т.п.).

Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений. Признаками перенапряжения сердечно-сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, одышка, побледнение и т.п.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследование. Признаками улучшения состояния сердечнососудистой системы в процессе занятий являются улучшения самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение величины реакции сердечно-сосудистой системы (пульса, АД) в ответ на стандартную нагрузку, стабильные пульс и АД в покое. При значительном улучшении реакции на физическую нагрузку возможен перевод учащегося для занятий в подготовительной группе, но не ранее чем через 1-2 года после острого ревматического процесса или 1/2-1 год после перенесенного инфекционного заболевания. Последующий перевод в основную группу при сердечно-сосудистых заболеваниях чаще всего невозможен. Физическая культура при артериальной гипертензии (АГ) Как показывает опыт многих авторов, наиболее эффективны для лечения АГ и профилактики гипертонической болезни физические упражнения, способствующие развитию аэробной производительности, т.е. общей выносливости. В качестве аэробных нагрузок, воспитывающих общую выносливость рекомендуется применять циклические. Многократно повторяющиеся ациклические и смешанные упражнения, которые выполняются в динамическом и статическом режимах при соотношении 90:10%. Физические нагрузки должны быть интенсивными. Так, в подготовительном периоде годового цикла занятий ФК следует давать нагрузки, вызывающие учащение пульса до 130-140 уд/мин., в основном – до 160-165 уд/мин. При этом должны широко использоваться подвижные игры и элементы спортивных игр. В занятия ФК обязательно включать дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и упражнения для профилактики нарушений осанки

Комплекс физических упражнений

Все упражнения должны выполняться свободно, с полной амплитудой, без задержки дыхания и натуживания. Эффективно проведение лечебной гимнастики в сочетании с массажем головы и «воротничковой зоны». Комплексы могут выполнять в положении стоя, сидя, лежа, с предметами и без предметов (мяч, обруч, гимнастическая палка), желательно при музыкальном оформлении. Не желательно резкое изменение темпа и статические длительные напряжения.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при гипертонической болезни

Дыхание под контролем рук, полное и глубокое. Повторить 6-8 раз.

2. ИП: основная стойка.

Руки вверх, одну ногу назад — ВДОХ, вернуться в ИП — Выдох. Повторить 3-4 раза каждой ногой попеременно.

3. ИП: стоя, ноги слегка расставлены.

Присесть, опираясь на стул — ВЫДОХ. Повторить 6-8 раз.

4. ИП: стоя, руки в стороны сжаты в кулак.

Согнуть руки над плечами с небольшим напряжение — ВЫДОХ. Повторить 10-20 раз.

5. ИП: руки на бедрах.

Выставление согнутой ноги вперед — ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

6. ИП: ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища вправо и влево попеременно — ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

Глубокое дыхание под контролем рук. Повторить 4-8 раз.

8. ИП: стоя, руки на бедрах.

Наклон туловища вправо и влево попеременно. Руки скользят вдоль тела -ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

9. ИП: ноги врозь, руки к плечам.

«Удары» руками вверх попеременно. Дыхание произвольное. Повторить 10-15 раз каждой рукой.

10. ИП: ноги врозь, руки на бедрах.

Слегка наклонить туловище вперед — выдох. Вернуться в ИП. Повторить 4-8 раз.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при гипертонической болезни II стадии

1. ИП: сидя на стуле.

Руки в стороны — ВДОХ. ИП — ВЫДОХ. 4-5 раз.

Руки к плечам, локти в стороны. Вращение рук в плечевых суставах в разные стороны 12-16 раз. Дыхание произвольное.

3. ИП: сидя на стуле, ноги выпрямлены вперед, пятки на полу. Вращение стоп 6-8 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

4. ИП: сидя на стуле.

Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левой рукой коснуться спинки стула справа — ВЫДОХ, ИП — ВДОХ.

То же в другую сторону. По 4-6 раз в каждую сторону.

Правая нога выпрямлена вперед, левая согнута в коленном суставе. Смена положений ног 8-12 раз. Дыхание произвольное.

6. ИП: сидя на краю стула, облокотившись на спинку, ноги выпрямлены вперед, правая рука на груди, левая на животе.

Диафрагмально-грудное дыхание 3-4 раза.

7. ходьба обычная и с высоким подниманием коленей 1-1.5 минуты.

8. ИП: основная стойка.

Расслабленное потряхивание мышц ног, 2-3 раза каждой ногой.

9. ИП: то же. Поднимание на ноги, руки скользят по туловищу к подмышечным

впадинам — вдох, И.П. -выдох.

10. ИП: стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Перенести тяжесть тела на одну ногу, сгибая ее в коленном суставе, одноименную руку в сторону — вдох, И.П. -выдох. 4-6 раз в каждую сторону.

11. ИП: то же. Наклон вправо, левую руку за голову — вдох. И.П. — выдох. 4-6 раз в каждую сторону.

12. ИП: стоя, одной рукой держась за спинку стула. Махи ногой вперед-назад с расслаблением мышц ноги, 5-8 раз каждой ногой.

13. Ходьба 1-1,5 минут.

14. ИП: лежа на спине с высоким изголовьем, правая рука на груди, левая на животе. Диафрагмально-грудное дыхание 4-6 раз.

15. ИП: лежа на спине. Согнуть ногу в коленном суставе и подтянуть ногу к животу — выдох. И.П. — выдох. 8-10 раз каждой ногой.

16. ИП: то же. Сгибание ног в локтевом суставе, с одновременным сжиманием пальцев в кулак и сгибанием стоп — вдох, И.П. — выдох. 8-12 раз.

17. ИП: то же. Поочередное поднимание ног. 6-8 раз каждой ногой, дыхание произвольное.

18. ИП: то же, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах с опорой стопами. Расслабленное потряхивание мышцами ног, 20-30 секунд.

19. ИП: лежа на спине. Поднимание и отведение ноги в сторону, 6-8 раз каждой ногой. Дыхание произвольное.

20. Повторение упражнения 14.

21. ИП: лежа на спине. 1 — правую руку на пояс, левую к плечу, 2 — И.П., 3 -левую руку на пояс, правую к плечу, 4 — И.П., 5 — правую руку на пояс, левую ногу согнуть, 6 — И.П., 7 — левую руку на пояс, правую ногу согнуть, 8 — И.П.. 4-5 раз.

22. ИП: то же. Закрыть глаза, расслабить мышцы правой руки, затем левой руки. 1-2 минуты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет познакомить учащихся с распространёнными болезнями сердца и профилактикой этих заболеваний.

Комплексы упражнений при различных заболеваниях.

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оценка функционального состояния организма сог.

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи.

Комплекс лечебной гимнастики при сердечно— сосудичтых заболеваниях

Неврологическое отделение с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы

ПОМНИТЬ:

1. Каждое упражнение делать не более 5 раз

2. Каждое упражнение делать плавно, медленно

3. Каждое упражнение делать по полной амплитуде, но без напряжения

СОСУДИСТЫЙ КОМПЛЕКС

И. П.: сидя на стуле, ноги под прямым углом, спина прижата к спинке стула

1. Руки (ладони) на коленях. Ладони поднять, не отрывая от колен, одновременно стопы тянуть на себя (1-2-3-4 вдох). Опустить, расслабиться (5-6-7-8 выдох)

2. Поднять ногу (свободно, без напряжения), пальцы на себя — потянуть (раз) — И. П. (два). Делать попеременно обеими ногами.

И. П.: сидя на краю стула, спина прямая

3. «Гармошка». И. П.: Руки на коленях, пятки вместе — носки врозь. Не отрывая от пола, развести пятки в стороны (раз), пятки соединить — носки развести (два) и т. д. до положения вытянутых ног. Так же делать в обратном направлении к И. П.

4. «Гусеница». И. П.: ноги под прямым углом. Пальцами ног переступать вперед до положения вытянутых ног, то же — назад к И. П.

5. «Ходьба из-под стула». И. П.: Одну ногу вытянуть вперед на пятке, стопа максимально на себя, другая нога на большом пальце под стулом. Не отрывая ног от пола, передвигать вперед — назад, поочередно меняя их положение.

6. Отставить прямую ногу в сторону (раз), в И. П. — два. Колено прямое, носок вытянут, таз не разворачивать! То же -другой ногой.

7. Рисуем большим пальцем ноги круг (большой) вокруг передней ножки стула, в одну и другую сторону. То же — другой ногой. (Кроме инсульта)

8. Руки в замок на грудь — вдох; руки вперед, ладони вперед — выдох.

7. И. П.: Сесть на стул поглубже. Тело, плечи расслаблены, руки свободно опущены вниз. Ладони повернуть наружу вокруг оси, лопатки свести (задержать) — в И. П. Работают плечевые суставы!

8. Плечи вверх (вдох) — резко опустить (выдох)

ДЛЯ ШЕИ

(все упражнения начинать после предварительного вытягивания шеи)

И. П.: сидя на стуле, ноги под прямым углом, спина прижата к спинке стула руки на поясе, плечи опущены, макушка — в потолок

№1 — №5 делать по 1 разу!

1. «Завтрак — на коленях». Тянуть голову вниз, подбородок тянуть к пупку (но не к щитовидке!). Плавный медленный возврат в И. П.

2. Вытянуть шею, посмотреть вверх, не запрокидывая головы (тянется передняя сторона шеи)

3. Плавно повернуть голову в сторону до упора, откинуть назад (подбородок слегка вверх) и увидеть лопатку. Плавно поднять голову, повернуть, расслабиться. То же — в другую сторону. Не делать сочетанное движение!

4. Голову держать прямо, смотреть вперед, пытаться опустить ухо на плечо (должно быть тягучее чувство с противоположной стороны шеи). Плавно вернуться в И. П. , расслабиться. То же — в другую сторону.

5. Руки на поясе. Плавно повернуть голову в сторону ->прижать подбородок к ключице -> заглянуть в кольцо, образованное рукой и увидеть пол -> плавно вернуться в И. П. Локтем не двигать! То же — в другую сторону.

№6 — №8 делать через день по 3 раза

6. Руки в замок на затылке, локти в стороны, плечи вниз. Давить головой на руки (раз -два) и плавно расслабиться (три -четыре)

7. Руки на лоб. Через сопротивление давить головой вперед. Удерживать 2-3 сек.

8. Ладонь положить на голову выше уха (подушечкой большого пальца, пальцы вверх). Головой давить на руку — плавно расслабиться. То же — с другой стороны.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

И. П.: сидя на краю стула

1. Ноги вытянуть вперед, руками взяться за спинку стула (вдох). Наклониться вперед, потянуться, расправив плечи, свести лопатки (выдох). Голову не запрокидывать!

И. П.: сидя на стуле

2. Рукой через голову достать противоположное ухо (вертикальный замах). Голову держать прямо!

3. Достать ухо со стороны спины (горизонтальный замах). Голову держать прямо!

4. «Умыться, причесаться, поправить воротник»

УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛКОЙ

И. П.: сидя на краю стула

1. Катать палку стопами ног

2. Катать руками на коленях: ладони (как тесто раскатываем), ребра, тыльная сторона, указательный палец

3. Двумя руками за концы: поднять вверх, выпрямить локти, потянуться за палкой (вдох), палку опустить (выдох)

4. За спиной покатать палку по лопаткам, шее, затылку. Без напряжения!

5. Поставить палку вертикально на пол между ногами, ноги вытянуть, руками держать палку на уровне плеч -> откинуться назад (вдох) -> потянуться вперед за палкой — работают живот, спина (продолжительный выдох). Смотреть на руки!

6. В той же позе. Поясница прямая — вдох. На выдохе перебирать руками по палке вниз (тянутся ноги)

7. Палку на поясницу, ладони вперед -> покатать палкой по низу спины

8. Палка сзади в опущенных руках. Одна рука держит палку за край, другая — подталкивает палку вверх. Верхняя рука расслаблена и скользит по палке, нижняя напряжена. Палка вверх-вдох, в И. П. — выдох

9. «Косынка». Палка на коленях. Круговые движения вкруг туловища через сведенные лопатки

10. «Колодец». Палка на коленях: медленно поднять вверх, прижимая к себе: живот, грудь, шея. Круговым движением от себя возвращать на колени. Так же — к себе

СТОЯ ЗА СПИНКОЙ СТУЛА

И. П.: руки на спинку стула, стоять в шаге от стула, ноги вместе

1. Не отрывая стопу от пола, переступать с носка на пятку. Спина прямая, живот втянут!

2. Встать на пальцы, потянуться вверх -> перекатиться на пятки, потянув носки на себя

3. Встряхнуть поочередно обе ноги (как кошка отряхивает воду)

4. Пятки развести на длину стопы, носки врозь -> полуприсед (колени разведены в стороны, спина «скользит по стене»), задержаться в самом неудобном положении -> выпрямиться. Спина прямая, живот втянут!

6. Поставить ногу на сиденье стула -> маховый возврат ноги в И. П. (малая амплитуда)

7. Мах ногой через спинку стула и обратно в И. П. (большая амплитуда)

8. Наклонить стул вперед на передних ножках, держась за спинку стула, потянуться вперед. Голову не наклонять, смотреть в спинку стула!

ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

И. П.: одна рука — на грудь, другая — на живот. На вдохе надуть живот, на выдохе — втянуть, помогая рукой. Грудью не дышать (контроль рукой) !

Лечение выполняется в отделении:

Неврологическое отделение с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы

Быстрая диагностика и раннее начало реабилитации пациента (в 1-е сутки поступления в стационар). Лидер по восстановлению больных с неврологическими заболеваниями и последствиями травм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: