Формирование новых мировых центров притяжения трудовых ресурсов - ABCD42.RU

Формирование новых мировых центров притяжения трудовых ресурсов

Характеристика основных мировых центров международной трудовой миграции. Особенности современных миграционных процессов

Международная трудовая миграция — один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется, прежде всего, тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Все причины миграции населения делятся на два вида: экономические и политические.

1. потребности развития производительных сил, перерастающих национальные рамки;

2. быстрый рост международного разделения труда;

3. рост взаимозависимости национальных хозяйств;

4. сближение национально-экономических и политических структур;

5. складывающийся региональный хозяйственный комплекс;

6. экологический кризис во всем мире, особенно болезненно складывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе;

1. социальная напряженность, связанная с массовой безработицей;

2. вооруженные конфликты в стране.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 — в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

Привлечение интеллектуальной миграции для США — обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Это происходит потому, что затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600 — 800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами — странами ОПЕК, с одной стороны и развивающимися странами — с другой. Так, например, в 60 — 80-е годы особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в «азиатских тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует и миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует рассмотреть миграцию в рамках бывших социалистических стран и СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к ним добавились рабочие из Китая.

Уже многие годы продолжается миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий, специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация наиболее характерна для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных районах — ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Основная выгода стран-экспортеров состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

— налоги с прибыли фирм-посредников;

— денежные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

— личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и страны Западной Европы.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет эмигрантов. В 50-е годы в США стали проводить политику высококвалифицированных кадров, которая осуществляется и до сегодняшнего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас представляют преобладающую группу иммигрантов в США.

Другой традиционный центр притяжения рабочей силы — Западная Европа. По оценке международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Франция и Германия.

Формирование в 60- 70-х годах новых полюсов экономического роста, так называемого периферийного капитализма привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока — Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Ряд арабских стран (Йемен, Ирак, Ливия) являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы.

Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране насчитывается до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-х годах сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последнее время Южная Африка привлекает работников из других частей света.

Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские новые индустриальные страны.

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

С принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х гг., число российских эмигрантов к 2000г. может достигнуть 25млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990—1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100—105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и предположения.

Максимальный отток рабочей силы за границу пришелся на 1990г. — 103,5 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. эмиграционный поток колеблется на уровне 100—115 тыс. отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования приема эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1% населения России в год.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.

К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:

· снижение давления на внутренний рынок труда;

· минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

· финансовые поступления от мигрантов;

· повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов .

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран — экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Читайте также  Тенденция воздействия макросреды на финансовое предпринимательство

Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1 — 1,5 млн. человек ежегодно 10 — 10 млрд. долл.

Мировая экономика и международные экономические отношения

Тема 8. Международная миграция трудовых ресурсов

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция трудовых ресурсов

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

— работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

— профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

— нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

— переселенцы — это переезжающие на постоянное ме­стожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.

Причины миграции рабочей силы:

1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:

а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка

б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

в) структурная перестройка экономики.

г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

д) вывоз капитала.

2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.

— Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.

— Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является «утечка умов» (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.

— Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.

— Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).

3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран — доноров (экспортеров рабочей силы) и стран — реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

— вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

— достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

— иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

— временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

— иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

— иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

— целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

— происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

— провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

— иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

— эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

— экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

— экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

— при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

— страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

— теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

4. Миграционная политика – политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов — включает два направления — иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами — людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами — людьми, приезжающими в страну временно.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

— Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.

— Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.

— Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).

— Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

Читайте также  Проблема определения нормы и патологии. Критерии психического здоровья

Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.

Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.

Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, виды, современные тенденции развития. Современные центры притяжения трудовых ресурсов

Международная миграция трудовых ресурсов– перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую, вызванное причинами экономического и иного характера, сопровождаемое сменой постоянного места жительства или возвращением к нему

Экономические:

— межстрановые различия в доходах, зарплате, социальном обеспечении

— спад производства и структурная перестройка в национальной экономике

— отсутствие потребности в работниках той или иной квалификации на родине

— желание повысить свой профессиональный уровень, получить образование

— НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе

— переизбыток низкоквалифицированной рабочей силы, безработица

— ввоз капитала в страну, сопровождающийся иммиграцией в эту же страну

— различие в ставках процента на капитал (где можно больше накопить, туда и едут)

— инвестиционная деятельность ТНК

— желание установить деловые контакты или контакты для будущей миграции

Неэкономические:

— объединение и распад государств

— природные и экологические бедствия

— войны, конфликты, политические и религиозные противоречия

— дискриминация рабочей силы по полу, национальности, религии, состоянию здоровья

— желание изучить язык, получить образование

— желание жить в стране, где выше уровень жизни, чище климат

— желание получить политическую или идеологическую свободу

— причины личного характера (воссоединение семей, психологический фактор)

— «охота к перемене мест»

Виды миграции рабочей силы:

По времени: постоянная (долгосрочная, безвозвратная, как правило, межконтинентальная), временная (краткосрочная, как правило, внутриконтинентальная), сезонная, маятниковая (приграничная)

По степени законности: легальная, нелегальная

По территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная

По уровню квалификации мигрантов: высококвалифицированная (интеллектуальная), низкоквалифицированная

-миграция из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в развитые страны

-миграция между развитыми странами

-миграция между развивающимися странами

-миграция высококвалифицированной рабочей силы из экономически развитых стран в развивающиеся страны

Современные тенденции международной трудовой миграции:

1. Рост количества трудящихся-мигрантов

2. Рост транснациональной миграции вследствие развития ТНК:

3. Рост доли высококвалифицированных мигрантов, переход к временной миграции, связанной с международным научно-техническим сотрудничеством, проведением совместных НИОКР

4. Сосредоточение большинства мигрантов в относительно небольшой группе развитых стран

5. Появление новых видов миграции: миграция руководителей ТНК, теневая миграция, замещающая миграция (из РС в ПРС вследствие старения населения в ПРС и его роста в РС), транснациональная и виртуальная миграция (вследствие развития транспорта, коммуникаций)

6. Преобладание рабочих, в меньшей степени — служащих, специалистов и ученых в миграционных потоках

7. Повышение значения экспорта рабочей силы как источника валютных доходов страны

8. Изменение традиционных направлений миграции, например:

-Ирландия из страны эмиграции превратилась в страну-реципиента

-Германия, сдерживавшая иммиграцию, приняла Иммиграционный билль

-наблюдаются значительные эмиграционные потоки (из числа коренных жителей и мигрантов) из стран, которые ранее являлись традиционно реципиентами иммигрантов (США, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и др.)

9. Развитие трудовой миграции, завуалированной под миграцию студентов с целью обучения из развивающихся в развитые страны

10. Учащение возвратной (реэмиграции) и временной миграции, высококвалифицированных кадров (особенно стран НИС), вследствие их гипермобильности, поэтому вместо традиционной утечки умов появляется новая транснациональная модель совестного использования рабочей силы несколькими странами

11. Ужесточение регулирования миграции в развитых странах вследствие угрозы терроризма

12. Усиление значения гендерных проблем миграции, т.к. женщины составляют 49% мигрантов и 70% беженцев. Они мигрируют в сектор услуг и социальный сектор. Ужесточение проблемы торговли женщинами и насильственной миграции.

13. Развитие различных форм теневой и нелегальной миграции

14. Усиление коммуникации между миграционными диаспорами и странами-донорами через: миграционные сети, финансовые потоки, туризм, Интернет, ассоциации между странами-донорами и диаспорами, особенно в Латинской Америке, Азии и Африке

15. Интенсификация международного сотрудничества по регулированию миграции:

-в Западном Средиземноморье – Конференция “5+5”

-в Азии – консультации министров труда, симпозиумы Балийского процесса, конференции по Атлантической иммиграции

-в Африке – общеконтинентальные консультации по вопросам стратегической миграционной политики

-в Женеве — “GMG” встречи глав международных организаций, развитие Бернской инициативы Швейцарского правительства

-Глобальная комиссия по международной миграции (Global Commission on International Migration, GCIM) и различные диалоги по глобальной миграции под эгидой МОМ в сотрудничестве с ВТО, ВБ, ВОЗ и др.

Современные центры притяжения:

· Важнейшим центром мирового рынка труда является Западная Европа.

· В 70-х гг. ХХ в. стремительно сформировался мировой рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока (в этом регионе своеобразным центром миграции, формально этнической, а по сути трудовой, стал Израиль).

· Североамериканский рынок рабочей силы традиционно принадлежит США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов

· Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии.

· В АТР основными импортерами рабочей силы являются Бруней. Япония. Гонконг, Малайзия, Сингапур. Республика Корея, Тайвань, Пакистан.

· В Латинской Америке наиболее распространенной формой миграции является сельская сезонная, а также кратковременная – на работу в машиностроительных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК.

· Африке присуща внутренняя миграция. Принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сферах, как алмазо- и золотодобыча, добыча урана.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Современные центры притяжения рабочей силы

Первый центр сложился в странах Западной Европы, где страны стали использовать иностранную рабочую силу на постоянной основе. Существенную роль здесь сыграло создание Европейского Союза, одним из элементов которого является наличие общего рынка рабочей силы. Страны ЕС широко привлекают рабочую силу из стран, не входящих в ЕС. Иностранные рабочие традиционно используются в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания) и где работа является опасной или считается не престижной для местной рабочей силы. Здесь доля иностранцев велика и доходит до 70%, что показывает, что эти сферы уже «сориентированы» на иностранную рабочую силу. За два десятилетия государства ЕС приняли около 30 млн. человек трудящихся-мигрантов, из которых 6,8 млн. осели на постоянное жительство. Основными поставщиками рабочей силы стали беднейшие страны Средиземноморья, Западной и Центральной Африки, Среднего Востока, страны Карибского бассейна.

В странах ЕС насчитывается более 13 млн. мигрантов и членов их семей. Общая численность трудящихся-мигрантов достигала в 80-х годах во Франции 7,3% от общего числа работающих, в Германии – 7,3%, в Люксембурге – 33%. В то же время в ряде стран Союза велика была доля рабочих-эмигрантов, в частности в Португалии – 11,4%, Греции – 5,5%, Испании – 4,8%, Италии – 3,9%.

Особая роль иммигрантов как дополнительной рабочей силы заключается в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвует молодежь, как правило, до 25 лет, пригодная к самым тяжелым физическим работам.

Характерная черта рынка рабочей силы этого региона – не стандартность, а специфичность каждой страны. Для Италии, например, характерна как внутренняя миграция, так и внешняя. За последние 100 лет эту страну покинуло 27 млн. человек. Свою специфику имеет и рынок Германии. В этой стране уже в 1910 году насчитывалось 1,3 млн. иностранных рабочих. Сейчас иностранцы составляют около 10% занятых. Особенность рынка трудовых ресурсов Франции состоит в том, что основная масса иммигрантов – это жители бывших французских колоний. Такую миграционную политику проводят Англия, Голландия, Бельгия.

Второй центр притяжения рабочей силы – это США, трудовые ресурсы которой исторически сложились за счет иммигрантов. В настоящее время неассимилированные иммигранты составляют порядка 5% от общей численности занятых.

Послевоенная миграция в США проходила в несколько этапов. Первый представлял собой поток мигрантов из стран Западной Европы, который составил порядка 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. начался третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы (Ирландии, Италии, Польши), а также из Аргентины. Особенность миграционной политики США – это активное стимулирование иммиграции научных работников из стран Западной и Восточной Европы.

Третий центр мирового рынка рабочей силы сформировался в 70-е годы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока, которые притягивают на промыслы огромное число людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х годов здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило 2 млн. человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в ОАЭ она составляет 97%, Кувейте – 86,5%, Саудовской Аравии – 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы. Так, например, Иордания, являясь одним из крупнейших экспортеров низкоквалифицированных работников, импортирует квалифицированную и высококвалифицированную рабочую силу. Йемен, входя в число государств-миллиардеров по поступлениям в платежный баланс чистых невостребованных переводов, в то же время нуждается в большом количестве трудовых мигрантов.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число иммигрантов составляет порядка 3 млн. человек, большинство из которых латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточноевропейцев, в том числе из стран бывшего СССР, на такие специальности, как нефтяники, инженеры-химики, фермеры.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Пакистан.

Читайте также  Остров Самос — Родина Пифагора

Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции:

— регулируемая трудовая миграция – характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея и Гонконга;

— скрытая или нелегальная – типична для стран Восточной и Западной Малайзии, Гонконга, Японии, Пакистана и Тайваня;

— миграция рабочей силы высокой квалификации, сопровождающая прямые иностранные инвестиции («транзитная профессиональная миграция») – характерна для наиболее развитых стран региона (Япония, Сингапур, Гонконг).

Характерен пример Японии. Экспорт рабочей силы из этой страны – это специалисты, сопровождающие развитие производственной деятельности японских ТНК на внешних рынках.

Шестой миграционный центр сформировался в Австралии. Эта страна ориентирована на ассимиляцию мигрантов. С 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, направленную на стимулирование развитие бизнеса. Т.е. в первую очередь принимаются иммигранты, делающие инвестиции в экономику. Поощряется также миграция женщин для решения проблемы рождаемости.

Существует также и африканский центр. По приблизительным оценкам, межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. Самый значительный центр притяжения – ЮАР. Около 2/3 мигрантов в этой стране работают по краткосрочным контрактам. Для ЮАР характерен высокий процент нелегальных иностранных рабочих, занятых преимущественно в горнорудной промышленности (поставщики – Мозамбик, Ангола).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статистика международной миграции рабочей силы за 2017 – 2019 года

Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2019 год.

Основные понятия

Миграция рабочей силы или трудовая миграция населения – это перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция. О перспективах трудовой миграции можете прочитать по ссылке.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения за рубеж. Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Характеристики

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

Виды трудовой миграции

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Причины миграции

Основные причины международной миграции рабочей силы – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. Традиционные центры притяжения мигрантов – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.

По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.

Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.

Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

Структура мигрирующей рабочей силы

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: