Формы предварительного расследования 2 - ABCD42.RU

Формы предварительного расследования 2

Вопрос 2. Формы предварительного расследования

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессу­альная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дозна­ния и предварительного следствия.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора. При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.

В связи с изложенным, предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.

Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:

1) в совпадении их ос­новных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);

2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;

3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из орга­нов расследования;

4) в единстве правовой основы их деятельности;

5) в соблю­дении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Различия указанных форм заключаются в следующем:

1) в производстве каждой из форм расследования разными органа­ми (ст. 38, 40 УПК);

2) в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162, 223 УПК);

3) в разграничении круга уголовных дел, образующих подследствен­ность органов расследования (ст. ст. 150, 151 УПК);

4) в несколько большей процессуальной самостоятельности следовате­ля по сравнению с дознавателем при производстве по уголовному делу, что выражается в возможности невыполнения ряда указаний руководителя следственного органа, исполнение которых, в случае их обжалования, приостанавливается (изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объёма обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются по судебному решению, а также направления дела в суд или прекращению – ч. 3 ст. 39 УПК). Кроме того, указания прокурора вообще не являются для следователя обязательными, а принимаемые следователем решения (за исключением решения о возбуждении уголовного дела) вообще не могут прокурором отменяться. Это не касается прав прокурора при принятии решения по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением (ст. 221); однако, если прокурор не утвердил обвинительное заключение, то и в этом случае следователь вправе обжаловать его решение, действие которого приостанавливается. В то же время, для дознавателя все указания прокурора, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания являются обязательными (ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ), а их обжалование не приостанавливает их исполнение. Вместе с тем, при принятии процессуальных решений и при производстве следственных действий дознаватель руководствуется общими условиями предварительного расследования и действует в строгом соответствии с нормами и правилами, предусмотренными УПК РФ (это закреплено в ч. 1 ст. 223 УПК РФ);

5) в более упрощённой процедуре дознания по сравнению с предвари­тельным следствием, исключающей, как правило, предъявление обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, в качестве самостоя­тельного процессуального действия (ч. 3 ст. 224 УПК), и необязательности ознакомления гражданского истца, гражданского ответчика и их представи­телей с материалами уголовного дела по окончании расследования вообще, а
также потерпевшего и его представителя – в случае отсутствия их ходатай­ства об этом;

6) в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуаль­ного документа, завершающего предварительное следствие (обвинительное заключение – ст. 220 УПК РФ) и дозна­ние (обвинительный акт – ст. 225 УПК РФ) в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правопримени­тельной практики. В виде дознания расследуются уголовные дела о преступ­лениях небольшой тяжести, а также о некоторых преступлениях средней тя­жести, которые, как правило, не представляют сложности в доказывании и малообъёмны по содержанию материалов уголовного дела. Это позволяет расследовать такие преступления в упрощён­ной и ускоренной форме специализированными подразделениями дознания, высвобождая силы и средства аппаратов предварительного следствия для более эффективной работы по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Характерной чертой деятельности органов дознания является сочетание следственных действий, оперативно-розыскной, а также административной деятельности. В частности, п. 1 ч. 1 ст. 41 УПК РФ предусмотрено, что полномочия органов дознания в части производства дознания (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно) возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Следовательно, это может касаться не только специализированных подразделений дознания, но также и тех подразделений и служб, основной обязанностью которых является оперативно-розыскная и административная деятельность.

Для органов предварительного следствия, в свою очередь, расследование уголовных дел является единственной функцией.

Таким образом, если при производстве предварительного следствия субъектом расследования является следователь, то при производстве дознания в этом качестве наряду с лицом, непосредственно выполняющим дознание, выступает и орган дознания.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 151 УПК РФ) предварительное следствие осуществляется:

— следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

— следователями органов федеральной службы;

— следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

— следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание в соответствии с законом (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) производится:

— дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

— дознавателями пограничных органов федеральной службы Российской Федерации;

— дознавателями органов федеральной службы судебных приставов;

— дознавателями таможенных органов Российской Федерации;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

— дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В законе, помимо указания о министерствах и ведомствах, которые могут осуществлять дознание, имеется указание и на те преступления, по которым указанные органы осуществляют дознание.

Следует также отметить, что в УПК РФ предусмотрено, что дознание могут проводить, в том числе, и следователи; это относится к следователям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Анализ Уголовно-процессуального закона также показывает, что перечень органов, имеющих право на проведение дознания гораздо шире перечня органов, которые проводят предварительное следствие: семь против четырёх. Это связано с некоторой спецификой преступлений, по которым дознаватели указанных органов (таможенных, федеральной службы судебных приставов, пограничных, государственного противопожарного надзора федеральной противопожарной службы) проводят расследование.

Отличается дознание от предварительного следствия по характеру расследуемых дел. В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ это уголовные дела по преступлениям небольшой и средней тяжести (свыше 100 составов преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно). При этом, указанные уголовные дела, в соответствии ч. 4 ст. 150 УПК РФ, по письменному указания прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

3. Дознание производится:

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 — 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 171.4, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 222.1 частью первой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245 частью первой, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 — 258, 258.1 частью первой, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

Читайте также  Структура цены и ее элементы

2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Комментарии к ст. 150 УПК РФ

1. В коммент. ст. закреплена предметная подследственность органов дознания. Здесь изложен перечень составов, по которым не обязательно производство предварительного следствия. К числу таковых законодателем отнесены, к примеру, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК), или когда эти преступления совершены лицами, по деяниям которых обязательно предварительное следствие (см. подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, ч. 1 ст. 434 УПК).

2. В соответствии со ст. 15 УК преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное уголовное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное уголовное наказание превышает два года лишения свободы.

4. Исходя из содержания п. 8 ст. 5, ч. 3 ст. 151 УПК, согласно которым дознание при определенных обстоятельствах могут производить и следователи, напрашивается вывод, что по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 коммент. ст., могут быть переданы не только для производства предварительного следствия, но и для производства дознания органом предварительного следствия.

5. В указанной ситуации следователь вправе осуществить дознание в полном объеме. Дознаватель же ни при каких обстоятельствах не правомочен предъявлять обвинение, приостанавливать и оканчивать предварительное следствие. По делам, подследственным следователям, он может осуществить лишь неотложные следственные действия в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК.

6. См. также комментарий к ст. ст. 5, 144, 151, 157, 434, 447 УПК.

Статья 150. Формы предварительного расследования

Статья 150. Формы предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

3. Дознание производится:

2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 150. Формы предварительного расследования

В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Указание в апелляционной жалобе на то, что следственная группа и СОГ по существу выступают в качестве двух самостоятельных форм предварительного следствия, противоречит части 1 статьи 150 УПК РФ, согласно которой предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

6) после возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производят неотложные следственные действия (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние (ст. 157 УПК РФ);

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», внес изменения в «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (изменения в части касающейся статьи 150. Изменен перечень статей, согласно которых по уголовным делам о преступлениях производится дознание).

3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел об отдельных преступлениях небольшой и средней тяжести, исчерпывающий перечень которых приводится в части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.

Перечень 1 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания. Составлен в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Перечень 1 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания. Составлен в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Перечень 1 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания. Составлен в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

9. Используя предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

7) после возбуждения уголовного дела производят неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние) (ст. 157 УПК РФ);

Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия

Материал из CrimLib.info

Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

Читайте также  Шпоночные и шлицевые соединения

Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах):

1) предварительное следствие

Предварительное следствие

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этому виду производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ). Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем. Предварительное следствие ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочия следователей (ст. 39 УПК РФ). Закон наделяет необходимыми полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Дознание

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток и заканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток. В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст. 453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делу фактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится по следующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями. На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенных правом вести расследование. «Разовые» дознаватели — это сотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности.

Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другие должностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК РФ.

2. По срокам.

Как уже упоминалось, для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок, а срок производства неотложных следственных действий — 10 суток. Для «ускоренного» (упрощенного) дознания предусмотрен срок в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток, т.е. максимальный срок дознания — 60 суток. Закон содержит предписания на случаи, когда дознание не укладывается в этот срок. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

3. По степени процессуальной самостоятельности

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальный статус, чем дознаватель.

Лекция 10. Общие условия предварительного расследования

10.2. Формы предварительного расследования

Новое издание конспекта от 2016 года:
Батычко Вл.Т. Уголовный процесс. Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Конспект лекций написан в соответствии с программой курса уголовно-процессуального права, на базе нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовно-процессуального законодательство по состоянию на 1 сентября 2016 года.

Под формой предварительного расследования понимается установленная законом процедура деятельности уполномоченных должностных лиц по выявлению обстоятельств, необходимых для правильного разрешения уголовного дела. Эта процедура определяет участников расследования, его сроки, объем, круг процессуальных действий и т.п.[59]

Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: предварительного следствия (гл. 22 УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).

Форма расследования, по общему правилу, зависит от подследственности, которая будет рассмотрена в следующем вопросе.

Под предварительным следствием подразумеваются, в первую очередь, нормы законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющие порядок производства данного вида предварительного расследования (ст. ст. 162 — 170 гл. 22 «Предварительное следствие» и иные).

Предварительное следствие — это расследование преступления следователем (ст. ст. 5, 38, 39, 150, 151 и др. УПК РФ). Оно является превалирующей формой предварительного расследования, поскольку производится по подавляющему большинству преступлений. Перечень преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, дан в ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Читайте также  Тип кольчатые черви

Дознание — предварительное расследование по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Перечень уголовных дел, по которым производится дознание, содержится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Для данной формы предварительного расследования характерно и то, что оно осуществляется дознавателями (ст. 40, п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), «дознавателем (следователем)» — п. 8 ст. 5, п. 1 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а также следователями прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

УПК обозначает компетенцию следователей и дознавателей различных ведомств по расследованию преступлений, устанавливает, какой следователь и дознаватель расследует то или иное преступление, их подследственность (ст. 151 УПК РФ).

По уголовным делам, разрешаемых в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), дознание и предварительное следствие, как правило не проводится. Такие дела возбуждаются путем подачи жалобы потерпевшим непосредственно в суде. Дознание или предварительное следствие производится лишь в тех случаях, когда руководитель следственного органа, а также следователь с его согласия или дознаватель с согласия прокурора независимо от жалобы потерпевшего считают необходимым возбудить уголовное дело в связи с тем, что преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам неспособного воспользоваться принадлежащими ему правами.

Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по расследованию преступлений в сравнении с органами дознания объясняется рядом обстоятельств. В первую очередь необходимо отметить, что расследование преступлений является специальным назначением следователей. Для органов же дознания функция расследования не единственная и далеко не основная. Кроме того, следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для расследования преступлений.

Однако следует иметь ввиду, что предварительное следствие и дознание как формы расследования связаны единством задач и средств деятельности и поэтому образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе как дознания, так и предварительного следствия, имеют одинаковое доказательственное значение по уголовному делу.

На органы дознания (главным образом на органы внутренних дел) закон возложил принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно- процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст. 40 УПК РФ). На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон предусматривает производство дознания исключительно по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ).

Действующим уголовно-процессуальным законом производство предварительного следствия возложено на следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Правом на производство предварительного следствия обладает также руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ).

Следует иметь ввиду, что в отдельных случаях по уголовным делам, представляющим определенную сложность или большой объем расследования, предварительно следствие может быть поручено не одному, а группе следователей, о чем выносится отдельное постановление и ли указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение (постановление) принимается руководителем следственного органа (ст. 163 УПК РФ). В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Следует отметить, что действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 38 УПК РФ) определяет достаточно широкий круг полномочий следователя при производстве предварительного следствия. В частности, все решения о направлении расследования, о производстве следственных и иных процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения ли согласия руководителя следственного органа и несет полную ответственность за законное и обоснованное проведение.

Кроме этого, следователь обладает определенными властными полномочиями по отношению к органам дознания. Он вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Подчеркивая важность процессуальной самостоятельности следователя, законодатель предоставил ему право обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Общий срок предварительного следствия, установленный законом, не должен превышать 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 162 УПК РФ).

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Дознание – это самостоятельная форма предварительного расследования преступлений, проводимая по сравнительно небольшому кругу уголовных дел, которая существует параллельно с предварительным следствием.

Полномочия органов дознания при этой форме предварительного расследования состоит в том, что дознаватель в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и выполняет все необходимые следственные и иные процессуальные действия. Расследование заканчивает составлением обвинительного акта, направляемого с материалами уголовного дела прокурору, либо прекращением уголовного дела.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

[59] Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.362.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: