Францыск Скарына беларус - ABCD42.RU

Францыск Скарына беларус

Франциск Скорина

Уроженец древнего Полоцка, выдающийся философ, просветитель, гуманист, писатель, учёный эпохи Возрождения Франциск Скорина вошёл в историю как «отец» восточноевропейского книгоиздания: именно он в 1517 году впервые издал Библию на старобелорусском языке для «людей посполитых к доброму научению».

Франциск Скорина – «сын из славного града Полацка»

Родился Франциск Скорина около 1490 года в семье купца Луки (Лукиана) в городе Полоцке , который в то время являлся одним из крупнейших политических и культурных центров Великого княжества Литовского .

Начальное образование юный Франциск получил в родительском доме, где постигал азы чтения и письма, а затем изучал латинский язык в школе при Полоцком бернардинском монастыре , основанном в 1498 году по инициативе великого князя Александра Ягеллона .

В 1504 году «сын из славного града Полацка» поступил в один из лучших европейских университетов того времени – Краковский – на факультет «вольных искусств» и спустя два года получил свою первую ученую степень – бакалавра философии.

В студенческие годы среди увлечений Франциска была и медицина : согласно данным биографов, спустя несколько лет в стенах alma mater он получил степень магистра, а в 1512 году – блестяще сдал экстерном экзамен доктора медицины в Падуанском университете .

О природном даровании и усердии молодого учёного ходили легенды, а в актовых записях отмечается, что «сын господина Луки Скорины из Полоцка проявил себя похвально и превосходно». И сегодня портрет белорусского доктора можно найти в университетской галерее среди других выпускников, именитых учёных из разных европейских стран.

Согласно одной из версий, в 1512 – 1516 годах Франциск Скорина служил личным лекарем и секретарём сына литовского короля Сигизмунда І Старого – княжича Яна, с которым познакомился ещё во время обучения в Болонском университете .

Истоки книгопечатания: первая Библия на старобелорусском языке

Издательскую деятельность Франциск Скорина начал в Праге, где при поддержке купцов-меценатов из Полоцка и Вильно основал типографию, а уже в 1517 году опубликовал «Псалтырь» в переводе на старобелорусский язык , которая стал первым изданием в истории национального и восточнославянского книгопечатания.

Всего же на протяжении двух лет в пражской типографии увидели свет 23 книги Библии , которые сопровождались иллюстрациями (ксилографическими гравюрами, инициалами и заставками), а также авторскими предисловиями и комментариями, в которых Франциск Скорина делился с читателями своими просветительскими идеями и воззрениями.

В начале 1520-х годов Франциск Скорина переехал в Вильно и открыл первую типографию на территории Великого княжества Литовского. Именно здесь вышла «Малая подорожная книжица» , дополненная акростихами и календарем солнечных и лунных затмений, и «Апостол» , рассказывающий о деяниях и посланиях ближайших учеников Христа.

«Малая подорожная книжица» предназначалась для путешественников и включала 18 церковных книг , в число которых вошли «Псалтырь», «Часословец», «Шестидневич» и «Соборник», а также акафисты и каноны… Уникальные издания небольшого формата были украшены гравюрами, заставками и инициалами, а девять из них сопровождали послесловия.

Книжное наследие Франциска Скорины

Благодаря просветителю и первопечатнику Франциску Скорине белорусское национальное книгоиздание обогатило не только европейскую, но и общемировую культуру. Ренессансные издания знаменитого полочанина выделяли высокое качество печати, характерные художественные, гравюрные и орнаментальные украшения, шрифты и другие компоненты издательской эстетики и мастерства.

Одной из главных особенностей всех книг Скорины стали авторские комментарии , которые помогали «посполитым» людям лучше понять содержание, осмыслить значение событий, запечатленных в книгах Священного Писания.

В красноречивых предисловиях, отражающих гуманистические идеалы и мировоззрение Франциска Скорины, прослеживаются приметы других литературных жанров, которые позже получили продолжение в белорусской литературе и письменности .

Книги Франциска Скорины распространялись в многочисленных рукописных копиях, и в действительности не только повлияли на развитие духовной культуры белорусских земель , но и всего Великого княжества Литовского, других восточнославянских странах, стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве.

Последние годы жизни Франциска Скорины: путешествия и врачебная практика

Последние годы жизни Франциск Скорина посвятил медицинской практике . В 1520 – 30-х годах он выполнял обязанности лекаря и секретаря у виленского епископа Иоанна , а уже в 1529-м по приглашению прусского герцога Альбрехта Гогенцоллерна посетил Кенигсберг, где вспыхнула эпидемия.

В середине 1530-х уже известный при чешском дворе по участию в дипломатической миссии Жигимонта I Франциск Скорина принял заманчивое предложение от короля Фердинанда I и стал придворным лекарем и садовником в роскошном ботаническом саду, обрамляющем величественный замок Градчаны .

Умер Франциск Скорина около 1551 года , однако точная дата смерти и место захоронения неизвестны. Его сын Симеон в 1552 году получил привилей от чешского короля Фердинанда I на право наследования имущества покойного доктора «Франциска Руса» из Полоцка .

Франциск Скорина и современность

Память Франциска Скорины, имя которого стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями мировой культуры эпохи Возрождения как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Ян Амос Каменский, увековечена в названиях улиц многих белорусских городов, университета в Гомеле , а также памятниках, одним из которых является бронзовая скульптура первопечатника у Национальной библиотеки Беларуси .

В стране учреждены государственные награды – орден и медаль Франциска Скорины , которые вручаются за вклад в развитие и приумножение духовного и интеллектуального потенциала, культурного наследия народа; особые заслуги в гуманитарной и благотворительной деятельности, успехи на почве национально-государственного возрождения…

Сегодня наследие Франциска Скорины насчитывает 520 книг , многие из которых находятся в России, Польше, Чехии, Германии. Всего же изданиями белорусского первопечатника обладают около 50 стран , в том числе и его родина – Беларусь – 28 экземпляров .

В 2017-м году, который был посвящён 500-летию белорусского книгопечатания , стране удалось вернуть уникальный памятник национальной культуры – «Малую подорожную книжку» , которая считается первой книгой , изданной на территории современной Беларуси.

Среди главных событий 2017-го года – презентация 20-томного факсимильного издания «Книжное наследие Франциска Скорины» , призёра Гран-при конкурса «Искусство книги» , масштабная выставка «Франциск Скорина и его эпоха» , международный телепроект «Францыск Скарына на мовах народаў свету» и документальный фильм «Першадрук» , который показали в рамках Дня белорусской письменности в Полоцке …

Франциск Скорина

Франци́ск Луки́ч Скори́на (белор. Францы́ск (Франці́шак) Лукі́ч Скары́на ; ранее 1490, Полоцк — 1551, Прага) — белорусский первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания.

Содержание

Биография

Франциск Скорина родился во второй половине 1480-х годов в семье купца Луки. Первоначальное образование получил в Полоцке. В 1504 году становится студентом Краковского университета. В 1506 году заканчивает факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора «вольных искусств». В 1512 году успешно сдает экзамены в Падуанском университете на степень доктора медицины.

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. В 1520 году переезжает в Вильно и основывает первую типографию на территории Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжицу» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

Во второй воловине 1520 года женится на вдове своего спонсора Юрия Одверника Маргарите. 5 февраля 1532 года кредиторы за долги покойного брата Ивана добиваются ареста Скорины. 21 ноября 1532 года Сигизмунд I, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, освобождает Скорину и издаёт указ, по которому он получает всевозможные льготы.

В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку в Московское Княжество, откуда его изгоняют, как католика, а книги его сжигают (см. письма короля Речи Посполитой Жигимонта-Августа).

Около 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где работает врачом и садовником при королевском дворе. Точная дата его смерти неизвестна, большинство учёных предполагают, что он скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон приезжал в Прагу за наследством.

Книги

Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь отвергала книги Скорины.

На титульном листе Библии отражено, как считают исследователи, изображение печати (герба) Скорины как доктора медицины. Основное содержание этого образа «Луна Солнечная» — получение знаний, физическое и духовное лечение человека. Образ месяца отображает профиль самого первопечатника. Рядом с гербом находится знак «весы», который образовывается буквой «Т», что означает «микрокосм, человек», и треугольником «дельта» (Δ), который символизирует ученого и вход в Царство знаний. [1]

Взгляды

Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нём как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии просветитель Скорина предстает человеком, который содействует расширению письменности, знаний. О этом свидетельствуют данный призыв к чтению:

«И всякому человеку потребна чести, понеже ест зерцало жития нашего, лекарство душевное, потеха всем смутным, найболей тым, они же суть в бедах и в немощах положены, надежа истинная…».

Франциск Скорина — начинатель нового понимания патриотизма: как любви и уважения к своему Отечеству. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова:

«Понеже от прирожения звери, ходящия в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

Гуманист Скорина оставил свой моральный завет в следующих строчках, которые содержат мудрость человеческой жизни и взаимоотношений людей:

«Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети… Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека».

Все предисловия и послесловия в Библии Франциска Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских предоставлений, пропитаны заботой о разумном упорядочении общества, воспитания человека, установления достойной жизни на земле.

Современность

Франциск Скорина — один из величайших сынов Беларуси. Высшие награды Беларуси, медаль и орден, названы в его честь. Его имя носят университет в Гомеле, центральная библиотека и педагогическое училище в Полоцке, гимназия № 1 в Минске, негосударственное общественное объединение «Общество белорусского языка имени Франтишка Скарины» и другие организации и объекты. Памятники ему стоят в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде, Праге. В 1991 г. после распада Советского Союза, главный проспект Минска был назван в честь Франциска Скорины. В 2005 г. указом Президента Республики Беларусь 7 мая 2005 г. № 216 «О переименовании некоторых проспектов и улиц в г. Минске» проспект был переименован в проспект Независимости. А Староборисовский тракт, рядом с которым находится Национальная библиотека Белоруссии, получил название улицы Франциска Скорины.

Читайте также  Современные программные средства электронного документооборота

Ф. Скорина в произведениях искусства

Фильмы

Интересные факты

  • В Западной Европе первооткрывателям печатного дела считают Иоганна Гутенберга, который около 1445 года изобрел печатный станок.
  • У историков есть сведения и про предшественников Скорины, например Джона Литтоу (возможно Ивана Литвина), о его происхождении говорит фамилия, который занимался печатным делом в Лондоне.
  • Петр Мстиславец был учеником Франциска Скорины.
  • В «Зале сорока» Падуанского университета нарисованы фресковые портреты сорока величайших выпускников этой alma mater. Среди них, второй после Галилея, — Франциск Скорина.
  • В 2005 году доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Григорий Ревяко путем криминологической экспертизы обнаружил поразительное сходство одного из персонажей фрески Рафаэля с портретом Франциска Скорины. Однако, поскольку фреска была написана в период 1508—1511 гг., а пребывание Скорины в Италии впервые задокументировано в 1512 г., то это предположение сомнительно.. [2]
  • Именем Ф. Скорины названа малая планета № 3283, открытая советским астрономомН. И. Черных[3]
  • Некоторое время считалось, что Скорину на самом деле звали Георгием. Впервые об этом стали говорить во второй половине XIX ст., после того как в 1858 г. были опубликованный копии двух грамот короля Сигизмунда I на латинском языке. В одной из них перед именем первопечатника стоял латинское прилагательное egregium в значении «отличный, знаменитый», во второй же значение слова egregium было подано как georgiі. Эта единственная форма послужила основанием некоторым исследователям считать, что настоящее имя Скорины было Георгий. I только в 1995 г. белорусский историк и книговед Г. Галенченко нашел оригинальный текст привилея короля Сигизмунда, в котором известный фрагмент «с Георгием» был изложен следующим образом: «… egregium Francisci Scorina dе Роlосzkо artium еt medicine doctoris». Ошибка переписчика вызвала споры вокруг имени первопечатника, которые велись в течение более чем 100 лет. [4][5][6][7]
  • На форумах байнета можно найти большое количество шуток о Франциске Скорине. В них он предстает творящим стихи Быкова в Питере. Такой образ основан на высказываниях Президента Республики БеларусьАлександра Лукашенко:

    Скорина был не только белорус, он жил и в Питере. И творил там. Это наш Скорина. Россияне с гордостью о нем говорят… (прим. Скорина умер ещё за 150 лет до того, как только заложили будущий Питер)

    Я вырос на стихах Василя Быкова. (прим. Василий Быков стихов не писал)

    Примечания

    1. Паноў С. В. Францыск Скарына — усходнеславянскі і беларускі гуманіст і асветнік//Матэрыялы па гісторыі Беларусі. 8-е выданне, перапрацаванае. -Мн.: Аверсэв, 2005. С. 89-92. ISBN 985—478-881-4
    2. Патыко Д. Рафаэль рисовал Скорину, Скорина рисовал тайну // Рэспубліка. — 2005. — 30 марта (№ 57). — С. 1.
    3. Dictionary of Minor Planet Names
    4. Галенчанка Г. Праблемныя дакументы Скарыніяны ў кантэксце рэальнай крытыкі / Г. Галенчанка // 480 год беларускага кнігадрукавання : матэрыялы Трэціх Скарынаўскіх чытанняў / гал. рэд. А. Мальдзіс і інш. — Мн. : Беларуская навука, 1998. — С. 9-20.
    5. Н. Ю. Бярозкіна, кандыдат гістарычных навук (Цэнтральная навуковая бібліятэка імя Я.Коласа АН Беларусі). «Са слаўнага Полацка родам». Да 480годдзя выдання першай беларускай кнігі францыскам Скарынам.
    6. Адам Мальдзіс. З рэдактарскага блакнота // Кантакты і дыялогі, № 9 2000
    7. Генадзь Сагановіч. Вітаўт Тумаш як гісторык

    См. также

    • Василий Тяпинский
    • Симон Будный
    • Орден Франциска Скорины

    Ссылки

    • Биография на Slounik.org
    • Биография на странице «Гісторыя Беларусі. Асобы.»
    • Сайт проекта «Память России» — фотографии старопечатных книг. Издания Скорины даны под номерами 14—23, 26—35, 39—59 и 61.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Франциск Суарез
    • Франциск Феб

    Смотреть что такое «Франциск Скорина» в других словарях:

    Я, Франциск Скорина… — Я, Франциск Скорина Жанр Драма, исторический/биографический Режиссёр Борис Степанов Автор сценария Николай Садкович В главн … Википедия

    Я, Франциск Скорина — (фильм) Жанр Драма, исторический/биографический Режиссёр Борис Степанов Автор сценария Николай Садкович В гла … Википедия

    Я, Франциск Скорина (фильм) — Жанр Драма, исторический/биографический Режиссёр Борис Степанов Автор сценария Николай Садкович В гла … Википедия

    Я, ФРАНЦИСК СКОРИНА. . . — «Я, ФРАНЦИСК СКОРИНА. . .», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1969, цв., 101 мин. Биографический фильм. Историко биографический фильм о белорусском издателе и просветителе Франциске (Георгие) Скорине, жившем в первой половине XVI века, основателе первой… … Энциклопедия кино

    Скорина, Франциск Лукич — Франциск Скорина Францішак Скарына … Википедия

    Скорина — Скорина, Франциск Лукич Франциск Скорина Франциск Скорина, 1517 год Имя при рождении: Францискъ Скорина … Википедия

    Скорина, Франциск — русский ученый начала ХVI в., переводчик Библии, положивший начало западнорусского книгопечатания. Точных биографических сведений о нем сохранилось немного. Его родина Полоцк, на что указывает, напр., очень частое прибавление им самим к своему… … Большая биографическая энциклопедия

    Скорина Франциск — (до 1490, Полоцк, ‒ до 1541, Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 С. в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины.… … Большая советская энциклопедия

    Скорина, Франциск — Франциск Скорина. СКОРИНА Франциск (около 1486 – не позднее 1551), белорусский просветитель и первопечатник. В 1517 – 19 выпустил в Праге напечатанные кириллицей 20 отдельных изданий Библии, отличавшихся высоким типографским искусством. В начале… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Скорина Франциск (Георгий) — Скорина (Франциск [Георгий]) русский ученый начала XVI века, медик (доктор лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье. Имя Франциска он получил, по всей вероятности … Биографический словарь

    Франциск Скорина

    Биография

    Биография восточнославянского просветителя и ученого Франциска Скорины связана с творчеством, медициной, философией и языкознанием. Один из величайших представителей Беларуси конца XV – начала XVI веков оставил после себя памятник литературы в виде Библии, переведенной с церковнославянского языка. В настоящее время личность гуманиста прошедшей эпохи почитается многими славянскими народами. Его именем названы университеты и улицы, а также орден и медаль, вручаемые за заслуги в области науки, искусства и общественной деятельности.

    Детство и юность

    Франциск Лукич Скорина родился около 1470 года в городе Полоцке, который в древние времена находился в границах Великого Литовского княжества.

    Автопортрет Франциска Скорины / Википедия

    Упоминания о родителях, нареченных Лукиан и Маргарита, сохранились в книге жалоб польского короля Казимира IV Ягеллончика в связи с кражей у великолукского жителя суммы в 42 рубля. И хотя профессии и социальный статус отца и матери остались неизвестными, ученые предположили, что денег на обучение сына в монастырской школе бернардинцев у них хватало.

    В начале 1500-х годов юноша, овладевший грамотой и латынью, поступил в высшее учебное заведение в Кракове. Изучив 7 вольных искусств, среди которых были философия, право, медицина и богословие, Франциск получил диплом бакалавра, а затем подал заявку на докторскую степень в итальянском университете в Падуе.

    Знание диалектики и риторики помогло Скорине убедить ученых аристократов выслушать бедного молодого человека из дальнего княжества. 9 ноября 1512 года перед высокопоставленной ученой аудиторией он с честью выдержал 2 экзамена и стал доктором медицинских наук.

    Памятник Франциску Скорине в Минске / Joergsam, Википедия

    И хотя Франциск никогда не учился в главном образовательном центре Венецианской республики, в середине XX века на стенах галереи знаменитых выпускников появился его портрет работы местного художника.

    Впоследствии врачебные знания Скорина применял на службе у незаконнорожденного отпрыска польского короля Сигизмунда I, учившегося в Италии в 1520-х годах, а чуть позже в секретариате литовского епископа в Вильне.

    Книги

    Что происходило в судьбе Скорины в 1512-1517 годах, до сих пор остается загадкой, но к моменту появления следующих сведений он оставил медицину и увлекся книгопечатанием.

    Поселившись в Праге, Франциск организовал типографию и приступил к переводу книг с церковного языка на восточнославянский. Испробовав технологии на «Псалтыре», считающемся первым белорусским печатным изданием, уроженец Полоцка подарил потомкам 23 книги переводов «Библии» и сделал огромный вклад в мировую культуру.

    Печатный станок Франциска Скорины / Gruszecki, Википедия

    Исследователи долго спорили о языке религиозных изданий Скорины, ведь в них сохранились церковнославянские обороты вперемешку со старобелорусскими словами и выражениями. В итоге они пришли к выводу, что книги печатника являлись классической редакцией, упрощенной, расшифрованной и адаптированной к действительности.

    Произведения, вышедшие со станков Скорины, были уникальным достижением того времени. Дополненные авторскими предисловиями и комментариями, они приобрели светский характер и сделали Святое писание доступным читателям любого уровня. Кроме того, печатник сделал упор на просветительское значение, которое до этого появлялось в работах европейских философов-гуманистов прошлых лет.

    Для оформления книг Скорина самостоятельно изготавливал гравюры, вензеля и другие декоративные элементы. В итоге оригинальные издания стали не только памятниками литературы, но и произведениями изобразительного искусства.

    Типография Франциска Скорины в Вильне / Alma Pater, Википедия

    В начале 1520-х годов обстановка в Праге перестала быть благоприятной, и Франциск бросил типографию и вернулся в родные земли. Возобновив производство в Беларуси, он выпустил сборник религиозных и светских рассказов для образовательного чтения, известный под названием «Малая подорожная книжка». В этом издании печатник выступил как писатель и просветитель, знакомивший аудиторию с важнейшими понятиями природного и гражданского мира, рассказывая о календаре, астрономии, народных праздниках и прочих любопытных вещах.

    Весной 1525 года на станках, расположенных в мастерской Вильны, Скорина выпустил последнее творение «Апостол», а затем отправился путешествовать по Европе.

    Библия, напечатанная Франциском Скориной в 1517 году / Adam Jones, National Library of Belarus

    Исследователи до сих пор не уверены в маршруте предпринятой поездки и не могут документально подтвердить некоторые интересные факты и знаменательные события. В частности, нет единогласного мнения по поводу визита в Германию и встречи с основателем протестантизма Мартином Лютером, столь же спорными остаются цели просветительской миссии в Москве.

    Известно лишь то, что из этих стран восточнославянского печатника изгнали за еретические взгляды, а его произведения, изданные на средства католиков, публично сожгли.

    После этого Скорина почти не занимался книгопечатанием и работал в Праге при дворе короля Фердинанда I садовником или врачом.

    Философия и религия

    В предисловиях и комментариях к религиозным изданиям Скорина проявил себя как философ, придерживавшийся просветительской позиции западноевропейских ученых-гуманистов. Он ратовал за образование народа и призывал к освоению грамоты и навыков письма.

    Портрет Франциска Скорины на юбилейной монете / Нумизматика

    Являясь патриотом Литовского княжества, Франциск искренне любил родину и считал, что его взгляды обязан разделять каждый порядочный человек. Библейские тексты способствовали распространению точки зрения печатника, заботившегося о воспитании личности, организации общества и установления благополучной мирной жизни на земле.

    В биографии Скорины нет прямых указаний на вероисповедание и религиозную принадлежность уроженца Полоцка. В архивах сохранились бумаги, согласно которым Франциск мог принадлежать к любой из существовавших конфессий, неоднократно именовался чешским отступником и еретиком.

    Прославившись произведениями, написанными по католическим канонам, Скорина мог являться последователем западноевропейской христианской церкви, считавшей себя единственной носительницей истины на земле.

    Памятник Франциску Скарине в Калининграде / Википедия

    В пользу этого свидетельствуют переводы «Притчи о царе Соломоне» и «Песни песней», которые были раскритикованы и сожжены православными московскими священниками в середине 1530-х годов.

    К тому же родственник печатника Иоанн Хризансом, согласно историческим документам, был ревностным католиком и приближенным полоцкого архиепископа. Это дает право предполагать, что все дети рода Скорина воспитывались в одной вере и крестились по обрядам, издавна установленным римскими понтификами.

    Впрочем, существует мнение, что Франциск вполне мог исповедовать православие. Об этом говорят издания 1522-1525 годов, в которых проявились характерные особенности упомянутого крыла христианского учения: восточнославянские святые Борис, Ларионъ, Глеб и другие, а также канонические 151-го псалма славяно-русского священного писания.

    Гравюра Франциска Скорины из книги «Песня песней» / Википедия

    Кроме того, ученые установили, что после экзамена в Падуе Скорина получал диплом в здании университета, а не в храме, как другие выпускники-католики.

    Третьей и наиболее вероятной религией, приписываемой Скорине, считается протестантизм. В пользу этого говорят взаимоотношения с реформаторами и основоположником лютеранства, а также служба у кёнигсбергского герцога Альбрехта Бранденбурга Ансбахского.

    Личная жизнь

    В архивах почти не сохранились бумаги, касающиеся личной жизни и семьи Франциска Скорины. Из короткой записки ясно, что в середине 1520-х годов женой просветителя стала купеческая вдова по имени Маргарита.

    Памятник Франциску Скорине в Лиде / Szeder Laszlo, Википедия

    Кроме этого, в руки биографов попали сведения, касавшиеся старшего брата Ивана Скорины, который после смерти оставил печатнику большие долги и претензии кредиторов.

    Это произошло в 1529 году, когда Франциск потерял супругу и в одиночку воспитывал малолетнего сына Симеона. Последствия были катастрофическими, поскольку несчастного мужа и отца по приказу литовского правителя посадили в тюрьму и только заботами племянника Романа Скорине удалось добиться помилования, свободы и полной неприкосновенности от имущественных и судебных тяжб.

    Смерть

    Как большинство фактов из жизни Франциска Скорины, точная дата и причина смерти не известны.

    Памятник Франциску Скорине в Полоцке / Szeder Laszlo, Википедия

    Ученые предполагают, что это произошло в Праге приблизительно в 1551 году, поскольку именно в это время прямой потомок печатника прибыл в этот город для вступления в права наследства отцовским имуществом.

    В память о достижениях лекаря, печатника, философа и просветителя в столице Беларуси Минске установили памятник, переименовали десяток центральных улиц, сняли художественный фильм с Олегом Янковским и выпустили монету достоинством в 1 рубль.

    Францыск Скарына (1490–1551), першадрукар, мысліцель-асветнік, гуманіст, пісьменнік, мастак-графік

    Асоба Францыска Скарыны займае адно з ганаровых месцаў сярод дзеячаў эпохі Адраджэння і Рэфармацыі ў Беларусі. Гэты чалавек увайшоў у гісторыю нашай дзяржавы як першадрукар і вучоны, асветнік і гуманіст, паэт і медык, батанік і астраном. Сэнс усёй сваёй дзейнасці ён бачыў у служэнні народу. Скарына імкнуўся далучыць суайчыннікаў да набыткаў агульначалавечай культуры і рабіў гэта праз кнігі.

    Многае з жыцця славутага гуманіста застаецца нявысветленым да нашага часу, нягледзячы на намаганні вучоных, якія займаліся даследаваннем жыцця і дзейнасці Францыска Скарыны на працягу некалькіх стагоддзяў. Дакладных звестак пра час яго нараджэння не выяўлена. Каля 1490, да 1490, у 1485–1490 гг. – такія даты прыводзяць розныя даследчыкі.

    Першапачатковую адукацыю Скарына атрымаў у доме бацькоў, там навучыўся чытаць па Псалтыры і пісаць кірылічнымі літарамі. Мову тагачаснай навукі – латынь – ён засвойваў, хутчэй за ўсё, у школе пры каталіцкім касцёле ў Полацку ці Вільні. У 1504 г. дапытлівы і прадпрымальны палачанін паступіў ва універсітэт у Кракаве, які на той час славіўся ў Еўропе сваім факультэтам вольных мастацтваў, дзе вывучалі граматыку, рыторыку, дыялектыку (цыкл “трывіум”) і арыфметыку, геаметрыю, астраномію, музыку (цыкл “квадрывіум”). Навучанне ва універсітэце дазволіла Скарыну зразумець, які шырокі кругагляд, практычныя веды нясуць чалавеку “сем вольных мастацтваў”. Усё гэта ён бачыў у Бібліі і ўсю будучую перакладчыцкую і выдавецкую дзейнасць накіраваў на тое, каб зрабіць яе даступнай “людем посполитым”. У 1506 г. Скарына атрымаў сваю першую вучоную ступень бакалаўра.

    Каб працягваць вучобу на самых прэстыжных факультэтах універсітэтаў Еўропы, якімі лічыліся медыцынскі і тэалагічны, Скарыну трэба было атрымаць яшчэ і ступень магістра мастацтваў. Дакладна невядома, зрабіў ён гэта ў Кракаўскім ці якім іншым універсітэце, але ў 1512 г. прыбыў у Італію ў праслаўлены Падуанскі універсітэт ужо маючы ступень магістра свабодных навук. Гэту навучальную ўстанову Скарына выбраў для атрымання ступені доктара медыцыны. Беднага, але здольнага юнака да экзаменаў дапусцілі. Два дні ў дыспутах з выдатнымі вучонымі абараняў ён свае навуковыя тэзісы. 9 лістапада 1512 г. у біскупскім палацы ў прысутнасці вядомых вучоных Падуанскага універсітэта і высокіх асоб каталіцкай царквы Скарына быў абвешчаны доктарам у галіне медыцынскіх навук. Гэта была знамянальная падзея ў яго жыцці і гісторыі культуры Беларусі: купецкі сын з Полацка пацвердзіў, што здольнасці і прызванне больш вартыя, чым арыстакратычнае паходжанне. Пасля атрымання вышэйшага вучонага тытула звесткі пра Скарыну губляюцца на пяць гадоў. Недзе паміж 1512–1517 гг. вучоны з’явіўся ў Празе – цэнтры чэшскага кнігадрукавання.

    Першым з пражскіх выданняў Бібліі быў Псалтыр (1517) . Услед за ім выйшлі яшчэ 22 кнігі Старога Запавету, якія выдаваліся асобна ці ў пэўнай сувязі адна з другой: у 1517 г. – 4 кнігі, у 1518 г. – 8, у 1519 г. – 11 кніг. Інтэнсіўная выдавецкая дзейнасць сведчыць пра тое, што яшчэ да 1517 г. Скарына падрыхтаваў да друку большасць кніг Бібліі, выбар якой быў невыпадковым. Скарына клапаціўся, каб кніга яго была зразумелай чытачам. Для гэтага на палях лістоў рабіў пераклад на сучасную яму мову і даваў тлумачэнні асобным царкоўнаславянскім словам, якія, на яго думку, маглі быць незразумелымі для простых, малаадукаваных людзей.

    Першадрукар выдаў пераважную большасць вядомых тады кніг Старога Запавету, прычым выбраў з Бібліі самыя важныя і цікавыя для чытача кнігі, менавіта тыя, якія ў тагачасных умовах маглі быць выкарыстаны ў асветніцкіх і выхаваўчых мэтах, з’яўляліся навучальнымі выказваннямі старажытных мудрацоў, змяшчалі звесткі па старажытнай гісторыі, летапісныя эпізоды і любоўныя песні. Да таго ж пад уплывам новых павеваў у грамадскай думцы Скарына жадаў вывесці Свяшчэннае Пісанне з абмежаванага царкоўнага ўжытку і зрабіць яго здабыткам шырокіх мас грамадства.

    Пашырыць кругагляд чытача, узбагаціць яго канкрэтнымі ведамі, наблізіць Біблію да духоўных патрэб свайго часу першадрукар імкнуўся і праз прадмовы, якія ўвёў у шырокі ўжытак, надаў ім філасофска-асветны, навучальна-пазнавальны і маральна-эстэтычны змест. У гэтым жанры ён усебакова выявіў сябе як пісьменнік, перакладчык, вучоны і выдавец. Усяго Скарыну належаць 50 прадмоў (не толькі да Бібліі). У іх першадрукар часта спасылаецца на антычных гістарычных асоб, дае звесткі па гісторыі і геаграфіі краін Блізкага Усходу, упамінае пра асобныя знамянальныя падзеі ў гісторыі сусветнай культуры, імкнецца зацікавіць чытача светам прыроды.

    У 1520–1521 гг. Скарына пакінуў Прагу і пераехаў у Вільню. Невядома, што прымусіла яго зрабіць такі крок. Была гэта рэакцыя на дзейнасць каталіцкай царквы, якая пачала ў Чэшскім Каралеўстве праследаваць Рэфармацыю, а заадно і ўсіх іншаверцаў, ці страшны памор у чэшскай сталіцы. Магчыма, што перанесці друкарню ў Вільню яго вымусіла жаданне быць бліжэй да свайго народа, для асветы якога працаваў. Памяшканне пад друкарню Скарыну адвёў у сваім уласным доме галава магістрата Вільні, “найстаршы бурмістр” Якуб Бабіч.

    Першае віленскае выданне – “Малая падарожная кніжка”. Гэту назву Скарына даў сукупнасці выданняў, выпушчаных ім у Вільні каля 1522 г. Усяго ў склад “Малой падарожнай кніжкі” ўваходзяць: Псалтыр, “Часасловец”, “Акафіст магіле Гасподняй”, “Канон магіле Гасподняй”, “Акафіст архангелу Міхаілу”, “Канон архангелу Міхаілу”, “Акафіст Іаану Прадцечы”, “Канон Іаану Прадцечы”, “Акафіст Багародзіцы”, “Канон Багародзіцы”, “Акафіст святым Пятру і Паўлу”, “Канон святым Пятру і Паўлу”, “Акафіст святому Міколе”, “Канон святому Міколе”, “Акафіст крыжу Гасподняму”, “Канон крыжу Гасподняму”, “Акафіст Ісусу”, “Канон Ісусу”, “Шасцідневец”, “Канон пакаяльны”, “Саборнік”, у які ўключаюцца “Святцы” і “Пасхалія”, а таксама агульнае пасляслоўе “Писаныи речи в сей Малой подорожной книжце по ряду кратце положены суть”. Гэта быў новы ва ўсходнеславянскім кніжным пісьменстве тып зборніка, адрасаваны як людзям духоўнага звання, так і свецкім – купцам, службовым асобам, рамеснікам, воінам, якія па характары сваіх заняткаў павінны былі часта вандраваць і ў дарозе атрымліваць канфесіянальную і астранамічную інфармацыю, а пры неабходнасці прыгадаць і словы малітваў.

    У 1525 г. Скарына выпусціў у Вільні кірыліцай адну з найбольш распаўсюджаных кніг – Апостал (“Книга деания и послания апостольская, зовемая Апостол”). Гэта было яго першае дакладна датаванае і адначасова апошняе па часе друкавання выданне, выпуск якога быў лагічным і заканамерным працягам справы выдання біблейскіх кніг, пачатай яшчэ ў Празе. Як і “Малая падарожная кніжка”, Апостал 1525 г. прызначаўся для шырокага кола чытачоў. У шматлікіх прадмовах да кнігі, а ўсяго асветнік напісаў да Апостала 22 прадмовы і 17 пасляслоўяў, апісваецца змест раздзелаў, асобных пасланняў, растлумачваюцца “цёмныя” фразы. Усяму тэксту папярэднічае агульная прадмова Скарыны “Деания светых апостолъ книгъ предмова”. У ёй усхваляецца хрысціянская вера, звяртаецца ўвага на маральна-этычныя нормы грамадскага чалавечага жыцця.

    Акрамя кніг Скарыны і судовых матэрыялаў, якія закраналі галоўным чынам сферу маёмасна-фінансавых адносін, няма іншых крыніц, якія б асвятлялі шматгранную дзейнасць першадрукара ў Вільні. Даследчыкі выказвалі меркаванне, што Скарына быў адным са складальнікаў Статута Вялікага княства Літоўскага 1529 г., падтрымліваў сувязі з рознымі палітычнымі, грамадскімі і культурнымі дзеячамі ВКЛ. Несумненна, працягваў ён у гэтыя гады і медыцынскую практыку. Ва ўсіх афіцыйных дакументах таго часу адзначаецца яго вучоная годнасць – “в лекарских навуках доктора”. Кнігавыдавецкую дзейнасць Скарыны ў Вільні падтрымлівалі беларускія мяшчане і віленскія магнаты. Магчыма, што фінансавую падтрымку яму аказвалі яго брат, полацкі і віленскі купец Іван Скарына, а таксама “панскае і бурмістраўскае” брацтва, якое патраніравала некаторыя праваслаўныя цэрквы ў Вільні. Мяркуецца, што ў канцы 1520 – пачатку 1530-х гг. першадрукар наведваў Маскву, куды вазіў свае выдадзеныя “рускім” шрыфтам кнігі. Даследчыкі жыццёвага і творчага шляху Скарыны мяркуюць, што ў 1525 г. ён выязджаў у германскі горад Вітэнберг, цэнтр Рэфармацыі, дзе сустракаўся з ідэолагам нямецкіх пратэстантаў Марцінам Лютэрам. Мэты гэтай паездкі застаюцца нявысветленымі. Невядома таксама, чаму ў гэтым жа годзе спыніла сваю дзейнасць яго віленская друкарня. Недзе пасля 1525 г. першадрукар ажаніўся з удавой віленскага купца, члена Віленскай рады Юрыя Адверніка Маргарытай, чым палепшыў сваё матэрыяльнае становішча, і разам з жонкай прыняў удзел у гандлёвай справе брата Івана. Вельмі цяжкім быў для Скарыны 1529 г. Летам у Познані памёр яго брат Іван. Францыск паехаў туды, каб заняцца спадчынай нябожчыка. У тым жа годзе раптоўна памерла Маргарыта. На руках Скарыны застаўся малалетні сын Сімяон. Родзічы нябожчыцы падалі на першадрукара ў суд, патрабуючы падзелу маёмасці. Падзеі прымусілі Скарыну выехаць у 1530 г. у Кёнігсберг пад апеку герцага Альбрэхта, але недзе ў сярэдзіне 1530 г. ён пакінуў гэты горад для вырашэння судовых спраў, звязаных са спадчынай жонкі. З сабой у Вільню першадрукар тайна забраў двух падданых герцага – урача і друкара. Гэта сведчыць пра тое, што яшчэ ў пачатку 1530 г. ён меў на мэце прадоўжыць кнігадрукаванне ў Вільні. Невядома, якія абставіны канкрэтна перашкодзілі першадрукару здзейсніць яго планы. Да пачатку 1530-х гг. не засталося ў жывых ні аднаго з былых мецэнатаў Скарыны. Матэрыяльнае становішча яго пагоршылі судовыя цяжбы. У 1530 г. у Вільні быў вялікі пажар, але дом Маргарыты, значная частка друкарскіх матэрыялаў Скарыны засталіся цэлымі. У 1531 г. у горадзе ўзнікла эпідэмія, якая хутка распаўсюджвалася. У гэты час на Скарыну новай хваляй наваліліся крэдыторы брата. У лютым 1532 г. ён быў арыштаваны па неабгрунтаванай і нічым не падмацаванай даўгавой прэтэнзіі “іудзеяў-крэдытораў” Майсея і Лазара з Варшавы і Якаба з Познані. Але пакінуць Вільню Скарыну прымусілі не гэтыя падзеі. Свецкае кнігадрукаванне выклікала процідзеянне духавенства як каталіцкага, так і праваслаўнага. Сінод Віленскай епархіі ў 1526 г. прыняў рашэнне аб узмацненні барацьбы з рэфармацыйным павевам. Каталіцкі епіскапат Вільні не адабраў беспрэцэдэнтную дзейнасць першадрукара, вядомага сваімі сувязямі з гусіцкай Чэхіяй, “лютэранскімі” краінамі, які прызначаў свае кнігі “рускаму” насельніцтву ВКЛ. Невыпадкова віленскі капітул заказаў кнігі не ў віленскай друкарні Скарыны, а ў кракаўскіх выдавецтвах.

    У сярэдзіне 1530-х гг. Скарына канчаткова пакінуў Вільню і пераехаў у Прагу. Ён прыняў запрашэнне чэшскага караля Фердынанда І на пасаду каралеўскага медыка і садоўніка ў толькі што адкрытым батанічным садзе ў каралеўскім замку Градчаны. Даследчыкі лічаць, што пры чэшскім каралеўскім двары ён, хутчэй за ўсё, выконваў абавязкі кваліфікаванага вучонага-садавода. Годнасць доктара “в лекарских науках”, атрыманая ім у Падуі, патрабавала пэўных ведаў па батаніцы.

    Памёр першадрукар не пазней за 29 студзеня 1552 г. Пра гэта сведчыць грамата караля Фердынанда І, дадзеная сыну Францыска Скарыны Сімяону, якая дазваляла апошняму карыстацца ўсёй захаванай спадчынай бацькі: маёмасцю, кнігамі, пазыковымі абавязацельствамі.

    ДОСЬЕ: К 525-летию со времени рождения белорусского первопечатника Франциска Скорины

    Точных сведений о дате рождения Скорины не выявлено. Известно, что родился просветитель в Полоцке около 1490 года в семье состоятельного полоцкого купца Луки, который вел торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку. Свое полоцкое происхождение с постоянством и настойчивостью подчеркивал в своих изданиях: «Выложень доктором Франциском Скорининым сыном из славного града Полацка».

    Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей, там научился читать и писать, затем учился в школе при католическом костеле в Полоцке. В 1504 году Скорина поступил в Краковский университет на факультет «вольных искусств» или философии и в 1506 году получил ученую степень бакалавра философии. Возможно, в этом же университете через несколько лет он достиг степени магистра, приобретя знания в области медицинских наук. Это позволило Франциску Скорине в 1512 году успешно сдать экстерном экзамены на степень доктора в «лекарских науках» в Падуанском университете в Италии.

    В актовых записях Падуанского университета 1512 года написано: «Сын покойного господина Луки Скорины из Полоцка проявил себя столь похвально и превосходно во время строгого испытания, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых». До сих пор в одном из залов этого учебного заведения, где находятся портреты знаменитых мужей европейской науки, которые вышли из его стен, висит портрет выдающегося белоруса работы итальянского мастера.

    Издательскую деятельность Франциск Скорина начал в Праге при поддержке белорусских купцов из Полоцка и Вильно Богдана Онкова, Юрия Адверника и других. Он заказал типографское оборудование, взялся переводить и комментировать книги Библии. Образованный и деловой белорус положил начал белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию. Именно в Праге появилась первая книга, которую Скорина посвятил «людям посполитым к доброму научению» — «Псалтырь», в предисловии к которой сообщается: «Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком». Она вышла в свет в августе 1517 года.

    За неполные три года в Пражской типографии Скорина напечатал 23 иллюстрированные (украшены множеством ксилографических гравюр, инициалов и заставок) книги Библии в переводе на старобелорусский язык. Они снабжены предисловиями и комментариями, отражающими конфессиональные, философские и просветительские воззрения Скорины. При издании Библии он руководил работой, корректировал набор, доставал в Германии дефицитную бумагу с водяными знаками.

    После долгих скитаний печатник в начале 1520-х годов решил обосноваться в Вильно. Здесь он выбрал невесту — свою соотечественницу, основал типографию в доме старшего виленского бурмистра Якуба Бабича. В типографии была напечатала «Малая подорожная книжица» для купцов и всех тех, кому неделями приходится бывать в дороге, чтобы путник мог скрасить долгие часы в обозе и вечера на постоялом дворе. Скорина сочинил для этой книги несколько акростихов, просчитал даты солнечных и лунных затмений. Вслед за ней Скорина напечатал «Апостол» — деяния и послания святых апостолов.

    Белорусское книгопечатание началось сразу на европейском уровне. Ренессансные издания Скорины выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства.

    В 1520-х — начале 1530-х годов Скорина выполнял функции секретаря и медика виленского епископа Иоанна, а в 1529 году совершил поездку в Кенигсберг по приглашению прусского герцога Альбрехта Гогенцоллерна, видимо, с медицинскими целями в связи с эпидемией.

    Ряд исследователей поддерживают гипотезу о посещении Скориной Москвы с целью распространения своих изданий. Общее усложнение политических, финансовых, этноконфессиональных условий сделали невозможным продолжение его издательской деятельности в Вильно. В середине 1530-х годов он принял приглашение чешского короля Фердинанда I на должность королевского медика и садовника в только что открытом ботаническом саду в королевском замке Градчаны.

    Исследователи считают, что при чешском королевском дворе Франциска Скорину знали и ценили еще с той поры, когда он принимал участие в дипломатической миссии Жигимонта Первого. Королевский советник Скорина мог использоваться и в качестве медика-гомеопата, готовить собственные лекарства из растений ботанического сада и лечить ими коронованных особ.

    Точная дата смерти Скорины и место захоронения неизвестны. Предположительно, умер великий просветитель около 1551 года. В начале 1552 года его сын Симеон получил привилей чешского короля Фердинанда I на право наследования имущества покойного доктора «Франциска Руса» из Полоцка.

    Основание Скориной белорусского книгопечатания стало вершиной его духовной деятельности, наиболее ярким и выразительным прологом белорусского Возрождения. В печатной книге он видел неисчерпаемые возможности духовного просвещения народа, воспитания высоких христианских моральных и гражданских качеств, активного взаимодействия с европейской культурой. Деятельность Франциска Скорины оказала огромное влияние на развитие книгопечатания и письменности в Беларуси, во всем Великом княжестве Литовском, других восточнославянских странах. Его книги оказали благотворное влияние на развитие белорусского литературного языка.

    Франциск Скорина, ученый и просветитель, был не только сыном нового времени, но прежде всего выдающимся сыном своей Родины. Мировоззрение Скорины несло в себе свойственную гуманистам идею морального совершенствования общества и человека. Он первый в истории белорусской общественной мысли взял на себя смелость соединить сознание своих земляков с общечеловеческой сокровищницей моральных ценностей.

    Богатство личности Франциска Скорины ставит его в один ряд с такими выдающимися людьми эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Ян Амос Каменский, Рафаэль, а белорусскую культуру, на ниве которой он работал, в один ряд с культурой европейской.

    Книги Франциска Скорины оказали влияние не только на развитие духовной культуры Беларуси, но стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве, распространялись в многочисленных рукописных копиях.

    В Беларуси чтут память великого первопечатника. Многие улицы в нашей республике, а также Гомельский государственный университет носят его имя, установлены памятники. Последний из них был установлен в столице Беларуси, рядом со входом в новую Национальную библиотеку. К его 500-летию был создан фильм-опера «Франциск Скорина».

    Законом Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» в 2004 году были установлены орден и медаль Франциска Скорины.

    Орден Франциска Скорины вручается за значительные успехи в области национально-государственного возрождения, выдающиеся исследования истории Беларуси, достижения в области национального языка, литературы, искусства, книгоиздательства, культурно-просветительской деятельности, пропаганды культурного наследия белорусского народа; за особые заслуги в гуманитарной, благотворительной деятельности и прав граждан, милосердие и другие благородные поступки.

    Медалью Франциска Скорины награждаются работники науки, образования и культуры за отличные достижения в профессиональной деятельности, значительный личный вклад в развитие и приумножение духовного и интеллектуального потенциала, культурного наследия белорусского народа.

    В целях увековечивания памяти великого просветителя библиотечное сообщество предлагает объявить в Беларуси 2017-й год — годом Франциска Скорины. И в том же году, к 500-летию белорусского книгопечатания, планируется завершить издание «Книжного наследия Франциска Скорины» в 20 томах.-0-

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: