Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь - ABCD42.RU

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обраще­нии в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным матери­альным правом, а также правами, направленными на воз­никновение, развитие и прекращение процесса.

В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтере­сованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушен­ных или оспариваемых интересов.

ХПК предоставляет право юридическим лицам и инди­видуальным предпринимателям, а в случаях, предусмот­ренных законодательными актами, и другим лицам обра­титься в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.

Право на обращение в хозяйственный суд в защиту го­сударственных и общественных интересов, а также инте­ресов юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных за­конодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).

Действие принципа диспозитивности наглядно раскры­вается при предъявлении иска прокурором, государствен­ным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хо­зяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).

По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждает­ся кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.

Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны — с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отка­зе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.

Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законода­тельству или нарушают права и законные интересы дру­гих лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не ут­верждает мировое соглашение.

Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроиз­водстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.

Во-первых, если законодательными актами или дого­вором для определенной категории споров установлен до­судебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).

Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государ­ственного или иного органа в интересах других лиц требу­ется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).

Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяй­ственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусмат ривает обязанность собственников, руководителей юри­дического лица и других лиц обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.

Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.

В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юри­дические факты, обосновывающие их требования и возра­жения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.

Ключевым моментом реализации принципа состяза­тельности является правило о распределении бремени до­казывания, в соответствии с которым каждое лицо, участ­вующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на ко­торые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недейст­вительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность — обязанность доказы­вания обстоятельств, послуживших основанием для при­нятия указанных актов, соответствия их требованиям за­конодательства возлагается на органы, принявшие акты.

Хозяйственный суд может вынести решение, основы­ваясь на тех доказательствах, которые представлены ли­цами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать до­казательства. Нарушение правила о распределении бре­мени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца — отказ в иске, для ответчика — удовлетворение иска.

В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить до­полнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.

Если лица, участвующие в деле, не имеют возможнос­ти самостоятельно получить необходимые доказательст­ва, они вправе обратиться к хозяйственному суду с хода­тайством об истребовании этих доказательств.

Принцип состязательности реализуется и в других нор­мах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют пра­во знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и уча­ствовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в де­ле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, воз­ражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоя­тельств по делу, прав и обязанностей сторон.

Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное хо­датайство одного лица, хозяйственный суд должен выслу­шать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).

Обязанности по обеспечению принципа состязатель­ности возлагаются и на судью начиная с момента получе­ния искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть во­прос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь (стр. 1 из 3)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обраще­нии в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным матери­альным правом, а также правами, направленными на воз­никновение, развитие и прекращение процесса.

В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтере­сованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушен­ных или оспариваемых интересов.

ХПК предоставляет право юридическим лицам и инди­видуальным предпринимателям, а в случаях, предусмот­ренных законодательными актами, и другим лицам обра­титься в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.

Право на обращение в хозяйственный суд в защиту го­сударственных и общественных интересов, а также инте­ресов юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных за­конодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).

Действие принципа диспозитивности наглядно раскры­вается при предъявлении иска прокурором, государствен­ным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хо­зяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).

По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждает­ся кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.

Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны — с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отка­зе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.

Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законода­тельству или нарушают права и законные интересы дру­гих лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не ут­верждает мировое соглашение.

Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроиз­водстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.

Во-первых, если законодательными актами или дого­вором для определенной категории споров установлен до­судебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).

Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государ­ственного или иного органа в интересах других лиц требу­ется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).

Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяй­ственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусмат

Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.

В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юри­дические факты, обосновывающие их требования и возра­жения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.

Ключевым моментом реализации принципа состяза­тельности является правило о распределении бремени до­казывания, в соответствии с которым каждое лицо, участ­вующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на ко­торые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недейст­вительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность — обязанность доказы­вания обстоятельств, послуживших основанием для при­нятия указанных актов, соответствия их требованиям за­конодательства возлагается на органы, принявшие акты.

Читайте также  Характеристика культуры первобытной эпохи

Хозяйственный суд может вынести решение, основы­ваясь на тех доказательствах, которые представлены ли­цами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать до­казательства. Нарушение правила о распределении бре­мени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца — отказ в иске, для ответчика — удовлетворение иска.

В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить до­полнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.

Если лица, участвующие в деле, не имеют возможнос­ти самостоятельно получить необходимые доказательст­ва, они вправе обратиться к хозяйственному суду с хода­тайством об истребовании этих доказательств.

Принцип состязательности реализуется и в других нор­мах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют пра­во знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и уча­ствовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в де­ле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, воз­ражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоя­тельств по делу, прав и обязанностей сторон.

Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное хо­датайство одного лица, хозяйственный суд должен выслу­шать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).

Обязанности по обеспечению принципа состязатель­ности возлагаются и на судью начиная с момента получе­ния искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть во­прос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.

Принцип состязательности осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса и при условии равнопра­вия сторон.

Государство предоставляет всем равные права для осу­ществления хозяйственной и иной деятельности, кроме за

При этом в споре между собой стороны обязаны доб­росовестно пользоваться принадлежащими им процессу­альными правами и исполнять процессуальные обязан­ности.

В свою очередь хозяйственный суд должен создавать лицам, участвующим в деле, условия для реализации прин­ципа состязательности (участие в предоставлении, сопос­тавлении и оценке доказательств, использование права за­давать вопросы, заявлять ходатайства и т.п.).

Принцип состязательности имеет кажущийся на пер­вый взгляд антипод — принцип объективной (судебной) ис­тины. Принцип объективной (судебной) истины прямо не закреплен в ХПК, не всегда одинаково воспринимается процессуалистами, но следует признать, что он вытекает из анализа ряда норм ХПК.

Реферат: Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь

В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обраще­нии в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным матери­альным правом, а также правами, направленными на воз­никновение, развитие и прекращение процесса.

В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтере­сованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушен­ных или оспариваемых интересов.

ХПК предоставляет право юридическим лицам и инди­видуальным предпринимателям, а в случаях, предусмот­ренных законодательными актами, и другим лицам обра­титься в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.

Право на обращение в хозяйственный суд в защиту го­сударственных и общественных интересов, а также инте­ресов юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных за­конодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).

Действие принципа диспозитивности наглядно раскры­вается при предъявлении иска прокурором, государствен­ным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хо­зяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).

По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждает­ся кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.

Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны — с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отка­зе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.

Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законода­тельству или нарушают права и законные интересы дру­гих лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не ут­верждает мировое соглашение.

Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроиз­водстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.

Во-первых, если законодательными актами или дого­вором для определенной категории споров установлен до­судебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).

Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государ­ственного или иного органа в интересах других лиц требу­ется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).

Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяй­ственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусматривает обязанность собственников, руководителей юри­дического лица и других лиц обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.

Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.

В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юри­дические факты, обосновывающие их требования и возра­жения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.

Ключевым моментом реализации принципа состяза­тельности является правило о распределении бремени до­казывания, в соответствии с которым каждое лицо, участ­вующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на ко­торые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недейст­вительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность — обязанность доказы­вания обстоятельств, послуживших основанием для при­нятия указанных актов, соответствия их требованиям за­конодательства возлагается на органы, принявшие акты.

Хозяйственный суд может вынести решение, основы­ваясь на тех доказательствах, которые представлены ли­цами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать до­казательства. Нарушение правила о распределении бре­мени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца — отказ в иске, для ответчика — удовлетворение иска.

В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить до­полнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.

Если лица, участвующие в деле, не имеют возможнос­ти самостоятельно получить необходимые доказательст­ва, они вправе обратиться к хозяйственному суду с хода­тайством об истребовании этих доказательств.

Принцип состязательности реализуется и в других нор­мах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют пра­во знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и уча­ствовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в де­ле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, воз­ражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоя­тельств по делу, прав и обязанностей сторон.

Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное хо­датайство одного лица, хозяйственный суд должен выслу­шать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).

Обязанности по обеспечению принципа состязатель­ности возлагаются и на судью начиная с момента получе­ния искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть во­прос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.

Принцип состязательности осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса и при условии равнопра­вия сторон.

Государство предоставляет всем равные права для осу­ществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и ре­альные условия для развития всех форм собственности (ст. 13 Конституции). Равенство участников материально-правовых отношений предполагает их равенство и в процессуальных отношениях, что и закреплено в ст. 9 ХПК. Все, что дозволено в процессе истцу (представлять доказа­тельства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные ак­ты и т.п.), должно быть дозволено ответчику, и наоборот.

Читайте также  Понятие иска, его виды и элементы

При этом в споре между собой стороны обязаны доб­росовестно пользоваться принадлежащими им процессу­альными правами и исполнять процессуальные обязан­ности.

В свою очередь хозяйственный суд должен создавать лицам, участвующим в деле, условия для реализации прин­ципа состязательности (участие в предоставлении, сопос­тавлении и оценке доказательств, использование права за­давать вопросы, заявлять ходатайства и т.п.).

Принцип состязательности имеет кажущийся на пер­вый взгляд антипод — принцип объективной (судебной) ис­тины. Принцип объективной (судебной) истины прямо не закреплен в ХПК, не всегда одинаково воспринимается процессуалистами, но следует признать, что он вытекает из анализа ряда норм ХПК.

Так, основными задачами хозяйственного судопроиз­водства являются правильное и своевременное рассмотре­ние дел, защита нарушенных или оспариваемых прав и за­конных интересов юридических лиц и граждан. Правиль­но защитить права и законные интересы можно только с соблюдением требований закона и с учетом фактических обстоятельств дела. Иными словами, целью судебного разбирательства является установление объективной ис­тины, поскольку хозяйственный суд является государст­венным органом, осуществляющим правосудие. В против­ном случае суд бы превратился в судилище, где действуют принципы силы, расторопности, предприимчивости и т.п. Без стремления к истине процесс осуществления правосу­дия теряет свой смысл.

В свою очередь, принцип состязательности вытекает из противоборства материально-правовых интересов. Лица, участвующие в деле, должны доказать свою правоту на основе представляемых доказательств. Хозяйственный суд рассматривает дело на основании доказательств, пред­ставленных этими лицами или истребованных судом по их инициативе. Таким образом, хозяйственный суд освобож­ден от обязанности собирать доказательства и может только способствовать этому.

Однако принцип состязательности не означает, что хо­зяйственный суд освобожден от обязанности выяснять действительные (фактические) обстоятельства дела. Это подтверждается рядом норм ХПК: об оценке доказа­тельств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств, имеющихся в деле; о праве хозяйст­венного суда по своей инициативе назначать экспертизу; об обеспечении доказательств; о судебных поручениях.

Система хозяйственных судов Республики Беларусь.

Хозяйственные суды в Республике Беларусь входят в судебную систему Республики Беларусь. Тем не менее, они образуют свою систему хозяйственных судов, в которую входят:

Ø ЭКОНОМИЧЕСКИЕ суды областей и г. Минска;

Ø специализированные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые по необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Экономический судсостоит из судей этого суда, в том числе председателя и заместителей председателя. Деятельность суда обеспечивается аппаратом суда. Состав экономического суда формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела.

Экономические суды первой инстанции рассматривают дела как в коллегиальном составе, так и единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено хозяйственным судом в коллегиальном составе. Председатель экономического суда или его заместитель вправе заменить судью (судей) при его длительном отсутствии. После замены судьи (судей) рассмотрение дела производится сначала.

Экономические суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматривают дела в коллегиальном составе. При рассмотрении дела экономическим судом в коллегиальном составе в него должны входить не менее трех (нечетное количество) судей, один из которых является председательствующим. Председательствующий в коллегиальном составе судья назначается председателем суда или его заместителем. Судьи при рассмотрении дела пользуются равными правами.

Хозяйственный процесс представляет собой систему последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых судом и другими участниками судопроизводства в связи с разрешением и рассмотрением конкретного дела.

Принципы хозяйственного процессуального права можно подразделить на:

1. организационно-функциональные (судоустройственные);

2. функциональные (судопроизводственные).

К организационно-функциональным принципам относятся следующие принципы:

Ø приоритет норм и принципов международного права;

Ø осуществление правосудия в сфере предпринимательства только хозяйственным судом;

Ø коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в хозяйственном суде;

Ø независимость судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия, подчинение их только закону;

Ø равенство юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических перед законом и хозяйственным судом;

Ø государственный язык судопроизводства;

Ø право на юридическую помощь;

Ø обязательность судебных постановлений (распоряжений) и обращений;

Ø применение норм иностранного права.

К функциональным принципам относятся принципы:

Ø состязательности и равноправия сторон;

Ø непосредственности судебного разбирательства.

Стадия хозяйственного процесса – это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью.

Хозяйственный процесс состоит из 6 стадий:

1. производство в хозяйственном суде 1-й инстанции;

2. производство в апелляционной инстанции;

3. производство в кассационной инстанции;

4. производство в порядке надзора;

5. пересмотр судебных актов хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам;

6. исполнительное производство.

Прохождение дела по всем стадиям не является обязательным и определяется участниками производства по каждому конкретному делу.

В свою очередь каждая стадия состоит из 3 этапов:

1. возбуждение производства;

2. подготовка дела к рассмотрению;

3. разрешение его в соответствующей стадии.

Судопроизводство в хозяйственных судах разделено на несколько видов:

а) исковое производство;

б) приказное производство;

в) производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

г) производство по рассмотрению хозяйственных споров с участием иностранных субъектов хозяйствования;

д) производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

е) производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ, и о выдаче исполнительного документа;

ж) иные виды производств, которые включают в себя:

Ø производство по делам об отмене постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

Ø производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

Ø производство по делам по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.

Участники хозяйственного процесса – это те субъекты, действия которых могут способствовать правильному и быстрому рассмотрению спора, защите прав и охраняемых законом интересов хозяйствующих субъектов.

Все участники процесса делятся на несколько групп:

а) хозяйственные суды как органы, разрешающие споры;

б) лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе дела; к ним относятся:

Ø стороны (в исковом производстве – истец и ответчик);

Ø заявители и заинтересованные лица (по некоторым видам судопроизводства);

Ø третьи лица (заявляющие самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора);

Ø прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами.

в) представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в хозяйственном суде;

г) лица, содействующие деятельности хозяйственного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).

Лица, участвующие в деле, имеют право:

Ø в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счет копии этих материалов;

Ø заявлять отводы;

Ø представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;

Ø с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;

Ø заявлять ходатайства, подавать заявления;

Ø давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;

Ø приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;

Ø знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;

Ø получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа;

Ø обжаловать судебные постановления;

Ø знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;

Ø осуществлять иные процессуальные права, предоставленные им Хозяйственным процессуальным Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

3. Принципы хозяйственного процессуального права.

Принципы ХПП – это закрепленные в нормах права основные исходные положения ХПП, выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права.

Классификация принципов хозяйственного процессуального права:

В завис-ти от источников закрепления принципы подразделяются на:

— конституционные, т.е. закрепленные в КРБ или вытекающие из ее норм: верх-во права, приоритет общеприз-х принципов межд. права равенство всех перед законом и право на равную защиту, право на юр. помощь, гарантия защиты прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристр-м судом в опред-е законом сроки, незав-ть судей при осуществлении правосудия, единоличное и коллег-е рассм-е дел, гласность, состязат-ть и равенство сторон в процессе, обязат-ть суд. актов и др. Эту большую группу принципов можно подразд-ть на общеправовые и прцес-е;

— международно-правовые, т.е. предусм-е межд. дог-ми РБ и др. актами межд. публ. права (публичность и справедливость суд. разб-ва, компетентность, независимость и беспристрастность суда и др.). Некоторые из них закреплены в КРБ и др. законод. актах РБ.;

— непосредственно хозяйственно-процессуальные – т.е. закрепленные в ХПК (гос. язык судопр-ва, диспозитивность, непосредственность, устность, непрерывность и т.д.).

В зав-ти от сферы действия принципы хоз. процесса можно сгрупп-ть в:

— общеотраслевые – распростр-е свое действие на всех стадиях и во всех видах хоз. судопр-ва (гласность, право на юр. помощь, законность, рав-во всех перед законом и судом и др.);

Читайте также  Праздники, обряды и традиции Чувашии

— постадийные — присущие для опред. стадий хоз. пр-са (рассмотрение дела неизменным составом суда, непосредственность, устность и непрерывность).

По объекту регулирования принципы принято классифицировать на:

— организационно-функциональные, устанавливающие организацию, устройство системы ХС и одновременно влияющие на их деятельность;

— функциональные, т.е. принципы, определяющие процессуальную деятельность ХС и участников пр-са. Эта классиф-я носит условный хар-р, поскольку в одном случае один принцип выступает как организ-ый, в др. – как функциональный.

Организационно-функциональные принципы:

Принцип законности, заключает в том, что ХС должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их, а также требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила хозяйственного судопроизводства;

Приоритет норм и принципов международного права, если в международном договоре РБ установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательном акте, то применяются правила международного договора;

Принцип осущ-я правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности только ХС. ХС как специально созданные для этих целей гос. органы, осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке, споров, возникающих в области экономич. отн-й. Ни один др. гос. или иной орган не вправе рассматривать аналогичные споры в таком же порядке и по таким же формам. Рассмотрение же отдельных экономических споров третейскими судами и исп. органами правосудием не является.

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде, т.е. дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично и в коллегиальном составе, в кассационных инстанциях ХС областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях ВХС дела рассматриваются только коллегиально.

Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Институциональная незв-ть – суды не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Функциональная независимость – сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение споров, т.ч. и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.

Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом. Лица, участвующие в деле, при осуществлении правосудия ХС равны перед законом и хозяйственным судом. ХС обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Гос. язык хоз. судопр-ва (русский и белорусский). Судопр-во в ХС ведется на одном из гос. языков РБ. Лицам, уч-м в деле, не владеющим гос. языками РБ, обеспеч-ся право знакомиться с мат-ми дела, уч-ть в проц-х действиях через переводчика, а также выступать в ХС на ином языке. Судебные документы (их копии), кот. ХС в соотв. с зак-м о судопр-ве в ХС обязан направлять или вручать лицам, участвующим в деле, д.б. составлены на языке судопр-ва в ХС.

Принцип гласности (открытое и закрытое судебное заседание). Разб-во дела в ХС открытое. Разб-во дела в закрытом судебном заседании доп-ся, если открытое разб-во может привести к разглашению сведений, сост-х гос. секреты или иную охраняемую законом тайну, содерж-ся в материалах дела, в т.ч. при удовлетворении ХС ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необх-ть неразглашения таких сведений либо на иные обст-ва, препятствующие открытому разбирательству. При разб-ве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. О разб-ве дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в ХС и с учетом особенностей, предусм-х зак-ми актами о гос. секретах. Резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично

Право на юридическую помощь. В судопроизводстве в хозяйственном суде юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане имеют право пользоваться юридической помощью адвокатов и иных представителей в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Обязательность судебных постан-ий и распоряжений. Вступившие в законную силу судебные пост-я обязательны для всех юр. лиц, организаций, не явл-ся юр. лицами, ИП и граждан и подлежат неукосн-му исполнению на всей территории РБ. Законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные судебные обращения обязательны для всех лиц, которым они адресованы. Неисп-е судебных пост-ий, а равно иное проявление неуважения к ХС влекут за собой отв-ть, установленную зак-ми актами. Обязательность судебного пост-я не лишает заинт-х лиц, не уч-х в деле, возм-ти обратиться в ХС в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обяз-ть на территории РБ судебных постановлений судов иност-х гос-в, межд. арбитражных (третейских) судов опред-ся зак-ми актами и межд. договорами РБ.

Применение норм иностранного права. В случаях пред-х зак-м, когда возникает необходимость применения норм иностранного права, ХС д-н установить существование и содержание его норм в соотв. с их толкованием и практикой применения соотв. иностр. гос-ве. В этих целях ХС м-т обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации в РБ, за границей либо привлечь специалистов. В качестве таких организаций, как прав., выступают МИД и его подразделения (посольства, консульства, торговые представительства и т.д.)

Функциональные принципы хозяйственного процесса:

Принцип диспозитивности. Лица, участвующие в деле, имеют право свободно расп-ся принадл-ми им мат-ми и проц-ми правами, не нарушая при этом права и законные интересы других лиц и гос-ва. Дела в судопроизводстве в ХС возбуждаются только по исковым заявлениям, заявлениям, жалобам, протестам и ходатайствам заинтер-х лиц и рассм-ся лишь в отношении заявленных требований, за исключением случаев, предусмотренных закон-ми актами.

Принцип состяз-ти и равноправия сторон. Лица, уч-е в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разб-ва. Каждому лицу, уч-му в деле, гарант-ся право представлять доказ-ва в ХС и другой стороне по делу, а также обесп-ся право заявлять ходатайства, высказывать свои мнения и доводы, давать пояснения по всем возник-м в ходе рассм-я дела вопросам, связанным с представл-м доказ-в. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процесс-х действий. ХС, сохраняя незав-ть, объективность и беспр-ть, осущ-т руководство судебным процессом, создает лицам, уч-м в деле, условия для представления док-в, активного участия в их исследовании и сопоставлении, в установлении фактических обст-в, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела

Принцип непосредственности. ХС при разб-ве дела обязан непосредственно исследовать все док-ва по делу. Представленные в ХС доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого судебного постановления, если иное прямо не предусмотрено зак-ми актами о судопр-ве в ХС.

Принцип непрерывности судебного разб-ва и неизменности состава суда. Разб-во дела осущ-ся при неизменном составе ХС. В случае замены одного из судей в процессе об этом выносится определение, и судебное разб-во производится с самого начала. Суд. разб-во по делу происходит непрерывно, кроме ночного времени и перерывов для отдыха по ходатайству сторон или усмотрению ХС, При необх-ти ХС вправе объявить перерыв в заседании на срок не более 3 дней. Судья, который непрерывно рассм-т дело, имеет больше возможности установить истину по делу и вынести справедливое, законное и обосн-е решение, чем судья, периодически рассм-ий разные дела. До принятия решения по данному делу или отложения его судья не вправе рассм-ть др. дела.

Принцип уст-ти судебного разб-ва и письм-ти. Суд. заседания ведутся устно: лица, уч-е в деле, устно излагают свои объяснения и ходатайства, задают вопросы. Устно оглашаются судебные акты, заключения экспертов и специалистов, протоколы проц-х действий и т.д. Вместе с тем ХС и др. участникам процесса приходится закреплять свои отношения, в т.ч. и совершать процессуальные действия, в письменной форме: иск. заявление (заявление, жалоба) подается в письменной форме, устные показания ходатайства, вопросы, фиксируются письменно в протоколе судебного заседания, судебные акты излагаются также в письменной форме и т.д.

Принцип оптимальности или процессуальной экономии. Предусматривает, что бы возникающие споры разрешались правильно, своевременно (в установленный срок), при минимальной затрате сил, времени и средств. С этим принципом связаны такие проц-е институты. как встречный иск. соединение и разъединение исков, замена ненадлежащей стороны, привлечение к участию в деле др. ответчиков или третьих лиц, приказное пр-во.

Право обжалования судебных постан-ий. Пред-т право лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления, не вступившие в законную силу, в кассационную инстанцию ХС, рассмотревшего спор по существу. Такое же право имеют лица, не привлеченные к участию в деле, если ХС принял решение об их правах и обязанностях. Прокурор, принимавший участие в деле, вправе принести кассационный протест на незаконное или необосн-е решение ХС независимо от обжалования его лицами, уч-ми в деле. Если прокурор не принимал участия в деле, он не имеет права на кассационное обжалование. Лица, уч-е в деле, а также др. лица чьи права и охр-е законом интересы нарушены суд. актом ХС, вправе обжаловать его в надзорном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: