Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь
Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обращении в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным материальным правом, а также правами, направленными на возникновение, развитие и прекращение процесса.
В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых интересов.
ХПК предоставляет право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и другим лицам обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.
Право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).
Действие принципа диспозитивности наглядно раскрывается при предъявлении иска прокурором, государственным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хозяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).
По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждается кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.
Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны — с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отказе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.
Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законодательству или нарушают права и законные интересы других лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не утверждает мировое соглашение.
Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроизводстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.
Во-первых, если законодательными актами или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).
Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государственного или иного органа в интересах других лиц требуется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).
Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяйственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусмат
ривает обязанность собственников, руководителей юридического лица и других лиц обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.
Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.
В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юридические факты, обосновывающие их требования и возражения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.
Ключевым моментом реализации принципа состязательности является правило о распределении бремени доказывания, в соответствии с которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность — обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, соответствия их требованиям законодательства возлагается на органы, принявшие акты.
Хозяйственный суд может вынести решение, основываясь на тех доказательствах, которые представлены лицами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать доказательства. Нарушение правила о распределении бремени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца — отказ в иске, для ответчика — удовлетворение иска.
В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.
Если лица, участвующие в деле, не имеют возможности самостоятельно получить необходимые доказательства, они вправе обратиться к хозяйственному суду с ходатайством об истребовании этих доказательств.
Принцип состязательности реализуется и в других нормах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, возражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоятельств по делу, прав и обязанностей сторон.
Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное ходатайство одного лица, хозяйственный суд должен выслушать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).
Обязанности по обеспечению принципа состязательности возлагаются и на судью начиная с момента получения искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.
Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь (стр. 1 из 3)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обращении в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным материальным правом, а также правами, направленными на возникновение, развитие и прекращение процесса.
В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых интересов.
ХПК предоставляет право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и другим лицам обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.
Право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).
Действие принципа диспозитивности наглядно раскрывается при предъявлении иска прокурором, государственным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хозяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).
По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждается кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.
Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны — с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отказе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.
Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законодательству или нарушают права и законные интересы других лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не утверждает мировое соглашение.
Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроизводстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.
Во-первых, если законодательными актами или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).
Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государственного или иного органа в интересах других лиц требуется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).
Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяйственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусмат
Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.
В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юридические факты, обосновывающие их требования и возражения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.
Ключевым моментом реализации принципа состязательности является правило о распределении бремени доказывания, в соответствии с которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность — обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, соответствия их требованиям законодательства возлагается на органы, принявшие акты.
Хозяйственный суд может вынести решение, основываясь на тех доказательствах, которые представлены лицами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать доказательства. Нарушение правила о распределении бремени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца — отказ в иске, для ответчика — удовлетворение иска.
В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.
Если лица, участвующие в деле, не имеют возможности самостоятельно получить необходимые доказательства, они вправе обратиться к хозяйственному суду с ходатайством об истребовании этих доказательств.
Принцип состязательности реализуется и в других нормах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, возражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоятельств по делу, прав и обязанностей сторон.
Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное ходатайство одного лица, хозяйственный суд должен выслушать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).
Обязанности по обеспечению принципа состязательности возлагаются и на судью начиная с момента получения искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.
Принцип состязательности осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса и при условии равноправия сторон.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме за
При этом в споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности.
В свою очередь хозяйственный суд должен создавать лицам, участвующим в деле, условия для реализации принципа состязательности (участие в предоставлении, сопоставлении и оценке доказательств, использование права задавать вопросы, заявлять ходатайства и т.п.).
Принцип состязательности имеет кажущийся на первый взгляд антипод — принцип объективной (судебной) истины. Принцип объективной (судебной) истины прямо не закреплен в ХПК, не всегда одинаково воспринимается процессуалистами, но следует признать, что он вытекает из анализа ряда норм ХПК.
Реферат: Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь
В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обращении в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным материальным правом, а также правами, направленными на возникновение, развитие и прекращение процесса.
В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых интересов.
ХПК предоставляет право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и другим лицам обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.
Право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).
Действие принципа диспозитивности наглядно раскрывается при предъявлении иска прокурором, государственным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хозяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).
По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждается кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.
Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны — с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отказе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.
Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законодательству или нарушают права и законные интересы других лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не утверждает мировое соглашение.
Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроизводстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.
Во-первых, если законодательными актами или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).
Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государственного или иного органа в интересах других лиц требуется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).
Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяйственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусматривает обязанность собственников, руководителей юридического лица и других лиц обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.
Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.
В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юридические факты, обосновывающие их требования и возражения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.
Ключевым моментом реализации принципа состязательности является правило о распределении бремени доказывания, в соответствии с которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность — обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, соответствия их требованиям законодательства возлагается на органы, принявшие акты.
Хозяйственный суд может вынести решение, основываясь на тех доказательствах, которые представлены лицами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать доказательства. Нарушение правила о распределении бремени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца — отказ в иске, для ответчика — удовлетворение иска.
В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.
Если лица, участвующие в деле, не имеют возможности самостоятельно получить необходимые доказательства, они вправе обратиться к хозяйственному суду с ходатайством об истребовании этих доказательств.
Принцип состязательности реализуется и в других нормах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, возражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоятельств по делу, прав и обязанностей сторон.
Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное ходатайство одного лица, хозяйственный суд должен выслушать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).
Обязанности по обеспечению принципа состязательности возлагаются и на судью начиная с момента получения искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.
Принцип состязательности осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса и при условии равноправия сторон.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и реальные условия для развития всех форм собственности (ст. 13 Конституции). Равенство участников материально-правовых отношений предполагает их равенство и в процессуальных отношениях, что и закреплено в ст. 9 ХПК. Все, что дозволено в процессе истцу (представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные акты и т.п.), должно быть дозволено ответчику, и наоборот.
При этом в споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности.
В свою очередь хозяйственный суд должен создавать лицам, участвующим в деле, условия для реализации принципа состязательности (участие в предоставлении, сопоставлении и оценке доказательств, использование права задавать вопросы, заявлять ходатайства и т.п.).
Принцип состязательности имеет кажущийся на первый взгляд антипод — принцип объективной (судебной) истины. Принцип объективной (судебной) истины прямо не закреплен в ХПК, не всегда одинаково воспринимается процессуалистами, но следует признать, что он вытекает из анализа ряда норм ХПК.
Так, основными задачами хозяйственного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение дел, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Правильно защитить права и законные интересы можно только с соблюдением требований закона и с учетом фактических обстоятельств дела. Иными словами, целью судебного разбирательства является установление объективной истины, поскольку хозяйственный суд является государственным органом, осуществляющим правосудие. В противном случае суд бы превратился в судилище, где действуют принципы силы, расторопности, предприимчивости и т.п. Без стремления к истине процесс осуществления правосудия теряет свой смысл.
В свою очередь, принцип состязательности вытекает из противоборства материально-правовых интересов. Лица, участвующие в деле, должны доказать свою правоту на основе представляемых доказательств. Хозяйственный суд рассматривает дело на основании доказательств, представленных этими лицами или истребованных судом по их инициативе. Таким образом, хозяйственный суд освобожден от обязанности собирать доказательства и может только способствовать этому.
Однако принцип состязательности не означает, что хозяйственный суд освобожден от обязанности выяснять действительные (фактические) обстоятельства дела. Это подтверждается рядом норм ХПК: об оценке доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств, имеющихся в деле; о праве хозяйственного суда по своей инициативе назначать экспертизу; об обеспечении доказательств; о судебных поручениях.
Система хозяйственных судов Республики Беларусь.
Хозяйственные суды в Республике Беларусь входят в судебную систему Республики Беларусь. Тем не менее, они образуют свою систему хозяйственных судов, в которую входят:
Ø ЭКОНОМИЧЕСКИЕ суды областей и г. Минска;
Ø специализированные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые по необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Экономический судсостоит из судей этого суда, в том числе председателя и заместителей председателя. Деятельность суда обеспечивается аппаратом суда. Состав экономического суда формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела.
Экономические суды первой инстанции рассматривают дела как в коллегиальном составе, так и единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено хозяйственным судом в коллегиальном составе. Председатель экономического суда или его заместитель вправе заменить судью (судей) при его длительном отсутствии. После замены судьи (судей) рассмотрение дела производится сначала.
Экономические суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматривают дела в коллегиальном составе. При рассмотрении дела экономическим судом в коллегиальном составе в него должны входить не менее трех (нечетное количество) судей, один из которых является председательствующим. Председательствующий в коллегиальном составе судья назначается председателем суда или его заместителем. Судьи при рассмотрении дела пользуются равными правами.
Хозяйственный процесс представляет собой систему последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых судом и другими участниками судопроизводства в связи с разрешением и рассмотрением конкретного дела.
Принципы хозяйственного процессуального права можно подразделить на:
1. организационно-функциональные (судоустройственные);
2. функциональные (судопроизводственные).
К организационно-функциональным принципам относятся следующие принципы:
Ø приоритет норм и принципов международного права;
Ø осуществление правосудия в сфере предпринимательства только хозяйственным судом;
Ø коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в хозяйственном суде;
Ø независимость судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия, подчинение их только закону;
Ø равенство юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических перед законом и хозяйственным судом;
Ø государственный язык судопроизводства;
Ø право на юридическую помощь;
Ø обязательность судебных постановлений (распоряжений) и обращений;
Ø применение норм иностранного права.
К функциональным принципам относятся принципы:
Ø состязательности и равноправия сторон;
Ø непосредственности судебного разбирательства.
Стадия хозяйственного процесса – это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью.
Хозяйственный процесс состоит из 6 стадий:
1. производство в хозяйственном суде 1-й инстанции;
2. производство в апелляционной инстанции;
3. производство в кассационной инстанции;
4. производство в порядке надзора;
5. пересмотр судебных актов хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам;
6. исполнительное производство.
Прохождение дела по всем стадиям не является обязательным и определяется участниками производства по каждому конкретному делу.
В свою очередь каждая стадия состоит из 3 этапов:
1. возбуждение производства;
2. подготовка дела к рассмотрению;
3. разрешение его в соответствующей стадии.
Судопроизводство в хозяйственных судах разделено на несколько видов:
а) исковое производство;
б) приказное производство;
в) производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
г) производство по рассмотрению хозяйственных споров с участием иностранных субъектов хозяйствования;
д) производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
е) производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ, и о выдаче исполнительного документа;
ж) иные виды производств, которые включают в себя:
Ø производство по делам об отмене постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
Ø производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
Ø производство по делам по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.
Участники хозяйственного процесса – это те субъекты, действия которых могут способствовать правильному и быстрому рассмотрению спора, защите прав и охраняемых законом интересов хозяйствующих субъектов.
Все участники процесса делятся на несколько групп:
а) хозяйственные суды как органы, разрешающие споры;
б) лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе дела; к ним относятся:
Ø стороны (в исковом производстве – истец и ответчик);
Ø заявители и заинтересованные лица (по некоторым видам судопроизводства);
Ø третьи лица (заявляющие самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора);
Ø прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами.
в) представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в хозяйственном суде;
г) лица, содействующие деятельности хозяйственного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).
Лица, участвующие в деле, имеют право:
Ø в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счет копии этих материалов;
Ø заявлять отводы;
Ø представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;
Ø с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;
Ø заявлять ходатайства, подавать заявления;
Ø давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;
Ø приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;
Ø знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;
Ø получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа;
Ø обжаловать судебные постановления;
Ø знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;
Ø осуществлять иные процессуальные права, предоставленные им Хозяйственным процессуальным Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
3. Принципы хозяйственного процессуального права.
Принципы ХПП – это закрепленные в нормах права основные исходные положения ХПП, выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права.
Классификация принципов хозяйственного процессуального права:
В завис-ти от источников закрепления принципы подразделяются на:
— конституционные, т.е. закрепленные в КРБ или вытекающие из ее норм: верх-во права, приоритет общеприз-х принципов межд. права равенство всех перед законом и право на равную защиту, право на юр. помощь, гарантия защиты прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристр-м судом в опред-е законом сроки, незав-ть судей при осуществлении правосудия, единоличное и коллег-е рассм-е дел, гласность, состязат-ть и равенство сторон в процессе, обязат-ть суд. актов и др. Эту большую группу принципов можно подразд-ть на общеправовые и прцес-е;
— международно-правовые, т.е. предусм-е межд. дог-ми РБ и др. актами межд. публ. права (публичность и справедливость суд. разб-ва, компетентность, независимость и беспристрастность суда и др.). Некоторые из них закреплены в КРБ и др. законод. актах РБ.;
— непосредственно хозяйственно-процессуальные – т.е. закрепленные в ХПК (гос. язык судопр-ва, диспозитивность, непосредственность, устность, непрерывность и т.д.).
В зав-ти от сферы действия принципы хоз. процесса можно сгрупп-ть в:
— общеотраслевые – распростр-е свое действие на всех стадиях и во всех видах хоз. судопр-ва (гласность, право на юр. помощь, законность, рав-во всех перед законом и судом и др.);
— постадийные — присущие для опред. стадий хоз. пр-са (рассмотрение дела неизменным составом суда, непосредственность, устность и непрерывность).
По объекту регулирования принципы принято классифицировать на:
— организационно-функциональные, устанавливающие организацию, устройство системы ХС и одновременно влияющие на их деятельность;
— функциональные, т.е. принципы, определяющие процессуальную деятельность ХС и участников пр-са. Эта классиф-я носит условный хар-р, поскольку в одном случае один принцип выступает как организ-ый, в др. – как функциональный.
Организационно-функциональные принципы:
Принцип законности, заключает в том, что ХС должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их, а также требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила хозяйственного судопроизводства;
Приоритет норм и принципов международного права, если в международном договоре РБ установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательном акте, то применяются правила международного договора;
Принцип осущ-я правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности только ХС. ХС как специально созданные для этих целей гос. органы, осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке, споров, возникающих в области экономич. отн-й. Ни один др. гос. или иной орган не вправе рассматривать аналогичные споры в таком же порядке и по таким же формам. Рассмотрение же отдельных экономических споров третейскими судами и исп. органами правосудием не является.
Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде, т.е. дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично и в коллегиальном составе, в кассационных инстанциях ХС областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях ВХС дела рассматриваются только коллегиально.
Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Институциональная незв-ть – суды не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Функциональная независимость – сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение споров, т.ч. и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.
Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом. Лица, участвующие в деле, при осуществлении правосудия ХС равны перед законом и хозяйственным судом. ХС обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Гос. язык хоз. судопр-ва (русский и белорусский). Судопр-во в ХС ведется на одном из гос. языков РБ. Лицам, уч-м в деле, не владеющим гос. языками РБ, обеспеч-ся право знакомиться с мат-ми дела, уч-ть в проц-х действиях через переводчика, а также выступать в ХС на ином языке. Судебные документы (их копии), кот. ХС в соотв. с зак-м о судопр-ве в ХС обязан направлять или вручать лицам, участвующим в деле, д.б. составлены на языке судопр-ва в ХС.
Принцип гласности (открытое и закрытое судебное заседание). Разб-во дела в ХС открытое. Разб-во дела в закрытом судебном заседании доп-ся, если открытое разб-во может привести к разглашению сведений, сост-х гос. секреты или иную охраняемую законом тайну, содерж-ся в материалах дела, в т.ч. при удовлетворении ХС ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необх-ть неразглашения таких сведений либо на иные обст-ва, препятствующие открытому разбирательству. При разб-ве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. О разб-ве дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в ХС и с учетом особенностей, предусм-х зак-ми актами о гос. секретах. Резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично
Право на юридическую помощь. В судопроизводстве в хозяйственном суде юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане имеют право пользоваться юридической помощью адвокатов и иных представителей в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Обязательность судебных постан-ий и распоряжений. Вступившие в законную силу судебные пост-я обязательны для всех юр. лиц, организаций, не явл-ся юр. лицами, ИП и граждан и подлежат неукосн-му исполнению на всей территории РБ. Законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные судебные обращения обязательны для всех лиц, которым они адресованы. Неисп-е судебных пост-ий, а равно иное проявление неуважения к ХС влекут за собой отв-ть, установленную зак-ми актами. Обязательность судебного пост-я не лишает заинт-х лиц, не уч-х в деле, возм-ти обратиться в ХС в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обяз-ть на территории РБ судебных постановлений судов иност-х гос-в, межд. арбитражных (третейских) судов опред-ся зак-ми актами и межд. договорами РБ.
Применение норм иностранного права. В случаях пред-х зак-м, когда возникает необходимость применения норм иностранного права, ХС д-н установить существование и содержание его норм в соотв. с их толкованием и практикой применения соотв. иностр. гос-ве. В этих целях ХС м-т обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации в РБ, за границей либо привлечь специалистов. В качестве таких организаций, как прав., выступают МИД и его подразделения (посольства, консульства, торговые представительства и т.д.)
Функциональные принципы хозяйственного процесса:
Принцип диспозитивности. Лица, участвующие в деле, имеют право свободно расп-ся принадл-ми им мат-ми и проц-ми правами, не нарушая при этом права и законные интересы других лиц и гос-ва. Дела в судопроизводстве в ХС возбуждаются только по исковым заявлениям, заявлениям, жалобам, протестам и ходатайствам заинтер-х лиц и рассм-ся лишь в отношении заявленных требований, за исключением случаев, предусмотренных закон-ми актами.
Принцип состяз-ти и равноправия сторон. Лица, уч-е в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разб-ва. Каждому лицу, уч-му в деле, гарант-ся право представлять доказ-ва в ХС и другой стороне по делу, а также обесп-ся право заявлять ходатайства, высказывать свои мнения и доводы, давать пояснения по всем возник-м в ходе рассм-я дела вопросам, связанным с представл-м доказ-в. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процесс-х действий. ХС, сохраняя незав-ть, объективность и беспр-ть, осущ-т руководство судебным процессом, создает лицам, уч-м в деле, условия для представления док-в, активного участия в их исследовании и сопоставлении, в установлении фактических обст-в, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела
Принцип непосредственности. ХС при разб-ве дела обязан непосредственно исследовать все док-ва по делу. Представленные в ХС доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого судебного постановления, если иное прямо не предусмотрено зак-ми актами о судопр-ве в ХС.
Принцип непрерывности судебного разб-ва и неизменности состава суда. Разб-во дела осущ-ся при неизменном составе ХС. В случае замены одного из судей в процессе об этом выносится определение, и судебное разб-во производится с самого начала. Суд. разб-во по делу происходит непрерывно, кроме ночного времени и перерывов для отдыха по ходатайству сторон или усмотрению ХС, При необх-ти ХС вправе объявить перерыв в заседании на срок не более 3 дней. Судья, который непрерывно рассм-т дело, имеет больше возможности установить истину по делу и вынести справедливое, законное и обосн-е решение, чем судья, периодически рассм-ий разные дела. До принятия решения по данному делу или отложения его судья не вправе рассм-ть др. дела.
Принцип уст-ти судебного разб-ва и письм-ти. Суд. заседания ведутся устно: лица, уч-е в деле, устно излагают свои объяснения и ходатайства, задают вопросы. Устно оглашаются судебные акты, заключения экспертов и специалистов, протоколы проц-х действий и т.д. Вместе с тем ХС и др. участникам процесса приходится закреплять свои отношения, в т.ч. и совершать процессуальные действия, в письменной форме: иск. заявление (заявление, жалоба) подается в письменной форме, устные показания ходатайства, вопросы, фиксируются письменно в протоколе судебного заседания, судебные акты излагаются также в письменной форме и т.д.
Принцип оптимальности или процессуальной экономии. Предусматривает, что бы возникающие споры разрешались правильно, своевременно (в установленный срок), при минимальной затрате сил, времени и средств. С этим принципом связаны такие проц-е институты. как встречный иск. соединение и разъединение исков, замена ненадлежащей стороны, привлечение к участию в деле др. ответчиков или третьих лиц, приказное пр-во.
Право обжалования судебных постан-ий. Пред-т право лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления, не вступившие в законную силу, в кассационную инстанцию ХС, рассмотревшего спор по существу. Такое же право имеют лица, не привлеченные к участию в деле, если ХС принял решение об их правах и обязанностях. Прокурор, принимавший участие в деле, вправе принести кассационный протест на незаконное или необосн-е решение ХС независимо от обжалования его лицами, уч-ми в деле. Если прокурор не принимал участия в деле, он не имеет права на кассационное обжалование. Лица, уч-е в деле, а также др. лица чьи права и охр-е законом интересы нарушены суд. актом ХС, вправе обжаловать его в надзорном порядке.