Характеристика национальных систем здравоохранения - ABCD42.RU

Характеристика национальных систем здравоохранения

Системы здравоохранения: характеристика, отличительные особенности

Национальные системы охраны здоровья могут быть построены по трем основным организационно-экономическим вариантам:

частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи);

система здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании

Особенности государственной системы здравоохранения следующие:

1) основным источником финансирования здравоохранения при такой системе являются государственные налоги, а структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты различного уровня;

2) финансирование медицинской помощи осуществляется преимущественно по структурному принципу (возмещение расходов учреждения в целом, а не оплата отдельных медицинских услуг);

3) медицинские учреждения имеют государственный некоммерческий статус;

4) планирование и управление государственной системой происходит централизованно (унитарно);

5) оплата труда врачей производится тарифным способом, а правила найма и оплаты труда диктуются государством;

6) административный контроль качества оказания медицинской помощи.

Основные преимущества государственно-бюджетной системы здравоохранения:

высокая степень социальной защищенности граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, проведения строгого государственного контроля за условиями оказания медицинской помощи;

высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Особенности частной системы:

преимущественно негосударственный, коммерческий статус страховых, медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;

свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;

высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение;

основной источник финансирования медицинской помощи — личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;

широкий диапазон медицинских учреждений, различных по уровню качества и стоимости медицинских услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей;

особое внимание к качеству медицинской помощи, защите прав потребителя;

высокие доходы врачей и других медицинских работников.

Система частного здравоохранения в чистом виде не функционирует ни в одной из национальных систем организации медицинской помощи, что обусловлено некоторыми ее недостатками:

высокая стоимость медицинских услуг;

недоступность медицинской помощи для значительных слоев населения;

недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике;

приоритет в лечении легких заболеваний;

неэффективное использование ресурсов;

преобладание затратных хозяйственных механизмов;

гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;

отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур;

применение медицинских технологий, иногда небезопасных для здоровья пациентов.

Здравоохранение, основанное на социальном медицинском страховании, начало складываться в конце XIX — начале XX вв., а к настоящему времени имеется в большинстве цивилизованных стран, в том числе и в нашей стране. Как правило, такие системы охраны здоровья в той или иной степени управляются государством (регулируемые системы страхования здоровья).

Для такой системы характерны следующие признаки:

наличие нескольких основных источников финансирования, среди которых — средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками;

наличие децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях);

осуществление контроля качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг финансирующими организациями;

многообразие форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;

регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.

Таким образом, система, основанная на социальном страховании, объединяет в себе положительные черты государственного и частного здравоохранения.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Характеристика национальных систем здравоохранения

Инициатива: Межрегиональная кооперация государств-участников СНГ

Инициатива: Анализ изменений «Стратегии национальной безопасности РФ» от 02.07.2021г

Инициатива: Экспертное обсуждение «Стратегии национальной безопасности РФ» от 31.12.2015г

Инициатива: Экспертное обсуждение «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» от 13.05.2017г

Инициатива: Система стратегического управления и планирования в РФ

Инициатива: Создание систем на условиях системного синтеза государства, бизнеса, науки и общества.

Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.

Национальные цели:

  1. Обеспечение устойчивого развития численности населения Российской Федерации.
  2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.

Цели национального проекта РФ «Здравоохранение»:

  1. Снижение смертности населения трудоспособного возраста.
  2. Снижение смертности от болезней системы кровообращения.
  3. Снижение смертности от новообразований.
  4. Снижение младенческой смертности.
  5. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях.
  6. Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.
  7. Обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций.
  8. Оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
  9. Сокращение времени ожидания в очереди.
  10. Упрощение записи на приём к врачу.
  11. Увеличение объёма экспорта медицинских услуг.

Задачи национального проекта РФ «Здравоохранение»:

  1. Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена с использованием геоинформационной системы с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий и ФАП в малых населённых пунктах.
  2. Оптимизация работы медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
  3. Формирование системы защиты прав пациента.
  4. Разработка и реализация программ борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
  5. Разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями.
  6. Разработка и реализация программ развития детского здравоохранения.
  7. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
  8. Завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров.
  9. Внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг здоровья пациента.
  10. Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
  11. Совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.

Ответственные за реализацию нацпроекта:

  • куратор национального проекта – заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта – министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова;
  • администратор национального проекта – заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова.

Целевые показатели национального проекта:

  1. Будет создано более 350 новых фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий.
  2. В 62 субъектах Российской Федерации будет произведена замена более 1200 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачебных амбулаторий.
  3. К 2022 году будут функционировать более 1300 мобильных медицинских комплексов.
  4. К 2025 году охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год составит 90%. Число граждан, которые прошли профилактические осмотры, составит 132 миллиона человек в год.
  5. К 2025 году доля медицинских организаций, которые участвуют в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», составит 54,5%.
  6. В субъектах Российской Федерации будут разработаны стратегии развития санитарной авиации.
  7. Будут созданы региональные системы диспетчеризации скорой медицинской помощи (в рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ»).
  8. Будет построено или реконструировано не менее 78 вертолётных и посадочных площадок при медицинских организациях или на определённом расстоянии, то есть на том, которое бы соответствовало не более чем 15-минутному доезду на автомобиле скорой медицинской помощи.
  9. Ежегодно будет увеличиваться число выполняемых вылетов санитарной авиации. В дополнение к вылетам, которые совершаются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, добавятся до 12500 вылетов к 2024 году.
  10. Доля лиц, которые госпитализированы по экстренным показаниям с помощью санитарной авиации в течение первых суток к 2025 году составит 90%.
  11. Охват застрахованных лиц информированием страховыми медицинскими представителями о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра к 2025 году составит 95%.
Читайте также  Столбняк у животных

Финансовое обеспечение реализации национального проекта:

Совокупные расходы на проект РФ «Здравоохранение» до 31.12.2024 года составят 1725,8 млрд рублей, в том числе:

  • 1366,7 млрд рублей – из федерального бюджета;
  • 265 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
  • 94 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов;
  • 0,1 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Структура финансирования национального проекта:

  • на борьбу с онкологическими заболеваниями – 969 млрд рублей;
  • на развитие детского здравоохранения – 211,2 млрд рублей;
  • на создание единого цифрового контура в здравоохранении – 177,6 млрд рублей;
  • на обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами – 166,1 млрд рублей;
  • на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 75,2 млрд рублей;
  • на развитие сети национальных медицинских исследовательских центров – 63,9 млрд рублей;
  • на развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи – 62,5 млрд рублей;
  • на развитие экспорта медицинских услуг – 0,2 млрд рублей.

Федеральные проекты национального проекта «Здравоохранение»:

  1. Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
  2. Федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
  3. Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями»;
  4. Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;
  5. Федеральный проект «Обеспечение медицинских учреждений системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
  6. Федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий»;
  7. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;
  8. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг».

О проекте:

Национальный проект РФ «Здравоохранение» является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года. Реализация его началась 1 января 2019 года.

Основными целями стали ликвидация кадрового дефицита в организациях, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год и повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в отдалённых местностях.

Национальный проект РФ «Здравоохранение» включает в себя 9 целевых показателей. Среди основных:

  • снижение смертности населения трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 350 в 2024 году;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 в 2024 году;
  • снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году;
  • снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году;
  • охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7% в 2018 году до 70% в 2024 году.

В рамках проекта РФ «Здравоохранение» планируется завершить формирование сети национальных медицинских исследовательских центров. К 2024 году она должна насчитывать не менее 27 центров. Во всех регионах образовать сеть центров амбулаторной онкологической помощи, обеспечивающих своевременность и комфортность прохождения диагностических процедур. Создать федеральные центры протонной терапии (для онкобольных). Развить профилактическое направление в педиатрии. Обучить не менее 10 тысяч врачей-специалистов по профилям «Акушерство и гинекология», «Неонатология» и «Анестезиология и реаниматология» (в 2019-2024 годах). Повсеместно внедрить процедуру аккредитации медицинских специалистов (к 2024 году). Обеспечить гражданам в личном кабинете «Моё здоровье» на едином портале госуслуг доступ к записи на приём к врачу, получению сведений об оказанных медуслугах и электронным медицинским документам (к концу 2024 года).

Планируется, что уже в 2021 году в России во всех без исключения городах с населением более ста тысяч человек будут медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Также в рамках нацпроекта экспорт медицинских услуг вырастет в четыре раза: с $250 млн до $1 млрд.

Видео о нацпроекте:

Интервью министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой на Гайдаровском форуме

Онлайн-конференция министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой в декабре 2018 года

Нацпроект «Здравоохранение»: на борьбу с раком в России выделят триллион рублей

Системы здравоохранения в различных странах мира

Манерова Ольга Александровна ,

профессор, доктор медицинских наук

Классификации систем здравоохранения

По степени централизации управления :

преимущественно централизованные преимущественно децентрализованные

По степени развития рыночных отношений в стране:

с развитыми рыночными отношениями

с переходной к рынку экономикой

с неразвитым рынком

По уровню социально-экономического развития

экономически развитых стран экономически развивающихся стран

Классификации систем здравоохранения

По принадлежности основных средств

По преобладающему источнику финансирования

монопольно государственная национальная (государственная) медицинское страхование частная

Типы систем здравоохранения

– модель Н.А. Семашко

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) СИСТЕМА

– модель У. Бевериджа

СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНА ИЛИ СИСТЕМА,

ОСНОВАННАЯ НА ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ СТРАХОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

– модель О. Бисмарка

РЫНОЧНАЯ (ЧАСТНАЯ) МОДЕЛЬ

Государственная

(национальная)система модель Бевериджа

типичный представитель – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ,

ДАНИЯ, ИРЛАНДИЯ, ИСПАНИЯ, ИТАЛИЯ, ПОРТУГАЛИЯ, ГРЕЦИЯ, ШВЕЦИЯ, БЫВШИЕ СТРАНЫ СОЦ. ЛАГЕРЯ

Система Бевериджа

Финансируется из общих налоговых поступлений в госбюджет и охватывает все категории населения

Основная часть учреждений принадлежит государству

Управление осуществляется центральными и местными органами власти

Основные характеристики

Центральное и региональное планирование

Финансирование путем прямого налогообложения граждан (за счет госбюджета)

Управление системой осуществляется профессиональными работниками

Контроль качества осуществляется государством и профессиональными медицинскими работниками

Экономное использование ресурсов

Основные характеристики

Низкая оплата труда персонала (врачебного и среднего)

Низкие административные расходы

Недостаточный выбор условий госпитализации с точки зрения комфорта

Неравенство в доступности мед. помощи для отдельных социальных групп или административных территорий, в зависимости от степени их влияния на центральное правительство

Проблемы

Ни у врачей, ни у среднего медицинского персонала нет стимулов для повышения эффективности лечебной работы

Государство сдерживает рост расходов на здравоохранение с помощью макроэкономических методов (определенный % и не больше)

Учет мнения и свобода выбора для пациентов ограничены, хотя и декларированы

Проблемы

Позиция специалистов по центральному планированию ограничивает новаторство, слабо учитывает местные особенности (интересы) и совсем не учитывает интересы потребителей

Приоритетное финансирование и использование учреждений вторичной помощи

Слабые связи между центром и периферией, авторитарная система управления

Укрепление государственного патернализма и монополизма в определении приоритетов

Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки. Монопольно-бюджетная государственная система (Семашко).

В настоящее время можно выделить три основные принципиально отличающиеся системы здравоохранения:

1. Преимущественно государственная (Великобритания.)
2. Преимущественно страховая система, представленная в таких европейских странах как Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, некоторых государствах Латинской Америки, Японии и других; в них проживает более 1 млрд. человек – свыше четверти всего населения мира.
3. Преимущественно частная (платная) система. (США)

Практически ни в одной из достаточно развитых стран указанные системы не представлены в чистом виде. Более того, в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система.

Трудно назвать, помимо США, страны, где господствует частная медицина и частное добровольное медицинское страхование.

Например, во всех странах, даже с государственной системой здравоохранения, имеются организации и учреждения, осуществляющие добровольное, частное медицинское страхование.

Читайте также  Острая ревматическая лихорадка

Преимущественно государственная система здравоохранения развивалась как направление социальной политики государства. В результате государство усиливало свое влияние и контроль над деятельностью медицинских и страховых организаций.

Заслуживает внимания тот факт, что система здравоохранения, например, Великобритании создавалась с учетом опыта СССР. Опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании свидетельствует о её высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощи. Основная часть средств поступает из государственного бюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения.

Существенным недостатком бюджетного финансирования здравоохранения является склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.

В монополистической структуре неизбежно снижение качества медицинских услуг из-за диктата их представителя (производителя, продавца) и отсутствие возможности осуществления контроля за деятельностью медицинских учреждений со стороны пользователей, потребителей медицинских услуг.

  • бесплатность помощи для населения,
  • равная доступность для населения высококвалифицированной помощи,
  • центральное и регионарное планирование ЗО,
  • экономное использование ресурсов,
  • приоритет у профилактических программ.
  • снижение уровня материально – технического оснащения,
  • ограниченный выбор, снижение уровня медицинских услуг,
  • снижение оплаты труда медицинского персонала,
  • неравенство доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и административных территорий,
  • очереди в ЛПУ – регулятор обеспечения населения медицинской помощью,
  • высокие административные расходы.

Преимущественно страховая система основана на принципах солидарности. Она тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля над использованием страховых средств, застрахованным – возможность выбора врача, лечебно-профилактического учреждения. В страховой медицине наиболее важными являются проблемы обеспечения равного доступа и оплаты медицинской помощи, оказываемой лицам из групп повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), оптимального распределения финансовых ресурсов среди групп застрахованных.

Финансирование подобных систем осуществляется из трех источников:

· страховые взносы предпринимателей – отчисления от доходов (налогов);

· заработки трудящихся – отчисления из заработной платы;

· средства государственного бюджета.

Так в Германии действует одна из наиболее развитых систем социального медицинского страхования. Она была введена в Европе в 1883 г. Бисмарком, и в настоящее время ею охвачено более 90% населения (8% – охвачено частным медицинским страхованием и за 2% неимущих платит государство). Эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных.

Система обязательного страхования осуществляет свою деятельность через некоммерческие страховые организации – больничные кассы. Это независимые самоуправляемые организации, структура которых определена законодательно. Существует несколько видов касс: местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенные по месту жительства, производственные (по месту работы), морские, горняцкие, сельскохозяйственные и эрзац кассы (главным образом для служащих). Контроль и управление за их деятельностью осуществляет правительственное агентство.

Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. В системе социального страхования существует более двадцати различных видов, в том числе медицинское – по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам.

Законодательством утвержден единый порядок страхования, которым охвачено 80% населения. Система страхования, включающая в себя более 90 страховых компаний, контролируется общенациональной организацией. Фонды социального страхования, сформированные на национальном уровне, осуществляют финансирование обязательной программы страхования здоровья. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что составляет 90% объема фонда. При этом страховой налог равен 60% фонда оплаты труда.

Кроме обязательного государственного страхования существует сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи. За счет последних получают медицинское обслуживание незастрахованные французы, число которых едва превышает 2%.

  • высокий материально – технический уровень оснащения,
  • широкий выбор, высокий уровень оказания услуг,
  • высокий уровень оплаты труда,
  • материальная заинтересованность персонала,
  • отсутствие очередей в ЛПУ,
  • возможность выбора страховой компании и ЛПУ,
  • внешняя бесплатность для широкого населения, базисный объем помощи,
  • большое внимание контролю,
  • центральное и регионарное планирование ЗО.
  • неравный доступ отдельным группам лиц, административным территориям,
  • низкий приоритет общественного ЗО и профессиональной медицинской помощи,
  • высокие административные расходы (содержание страховых компаний),
  • тенденция к неоправданному росту стоимости медицинских услуг.

Преимущественно частная система медицинского страхования, наиболее широко представленная в США, характеризуется децентрализованностью, высоким развитием инфраструктуры страховых организаций и отсутствием государственного регулирования.

Для большинства населения США страхование здоровья является частным делом каждого. Добровольной, частной формой медицинского страхования охвачено более 80% населения. В США примерно 1500 частных страховых компаний. Из них две самые крупные, занимающиеся только страхованием здоровья, – «Синий Крест» и «Синий Щит». Это частные страховые компании, занимающиеся добровольным страхованием, получающие при этом сверхприбыли.

Наряду с частной системой медицинского страхования в США существует две правительственные программы, находящиеся на государственном финансировании – это «Медикэр» (для медицинской помощи пожилым – после 65 лет) и «Медикейд» (для безработных, неимущих и некоторых групп инвалидов). Однако только 46% американцев с низким доходом получили возможность зарегистрироваться и получать пособия в рамках программы «Медикейд». Программой обязательного социального страхования престарелых («Медикэр») охватываются все граждане старше 65 лет, поэтому она считается более успешной. Однако престарелые пациенты вынуждены сами платить из своего кармана за первый день госпитализации, за посещение врачей в поликлинике и почти за всю долгосрочную помощь в домах сестринского ухода.

Следует подчеркнуть, что именно в США разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, развертываются передовые научные исследования и, в результате, успешно реализуется медицинская помощь высокого качества.

  • повышения уровня материально – технического оснащения,
  • широкий выбор и высокий уровень качества услуг,
  • высокая оплата труда медицинского персонала,
  • материальная заинтересованность персонала,
  • отсутствие очередей в ЛПУ.
  • высокая стоимость услуг,
  • снижение доступности малоимущим,
  • недостаточное внимание помощи на дому,
  • трудность регулирования качества помощи.

Социально – экономические модели систем ЗО в мире:

1. Монопольная государственная модель ЗО (СССР) (Н. А. Семашко)

2. Модель ЗО без государственного регулирования (Азия, Африка)

3. Модель ЗО с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан (США, латиноамериканские страны, арабские страны)

4. Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк)

5. Модель ЗО на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Англия, Западная Европа, Канада, Япония) (У. Беверидж)

Монопольно-бюджетная система

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения.

Для централизованного управления здравоохранением в масштабе всей страны впервые в мире была создана специальная организация — Наркомат здравоохранения, в ведение которого перешли все ведомственные, земские и страховые медицинские учреждения. Частная медицина была в конечном счете ликвидирована, хотя сохранялись государственные платные поликлиники. Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты.

Читайте также  Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.

Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

Но у данной системы имелись и свои недостатки. Например, стройность системы оборачивалась жесткостью: пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице. Пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Это, в свою очередь, порождало застой и невнимание к нуждам пациентов. Кроме того, заданность вызывала раздражение. Но главной проблемой советского здравоохранения, как и современного российского, было его хроническое недофинансирование, которое становилось все более заметным по мере усложнения медицины и ее удорожания. Из-за этого многие современные методы лечения и препараты в Советском Союзе не развивались и были попросту недоступны советским гражданам.

Характеристика систем здравоохранения

Все системы здравоохранения, существующие в мире, условно можно разделить на три группы:

I. Система государственного (бюджетного) здравоохранения (система Бевериджа).

Система Бевериджа имеет следующие основные характеристики:

¨ прямое налогообложение, используемое для финансирования;

¨ контроль качества частично государством, частично профессиональными органами;

¨ существенная экономия ресурсов;

¨ низкая оплата труда профессиональных работников;

¨ низкие административные расходы.

Наряду с этим существуют следующие проблемы при организации здравоохранения по системе Бевериджа:

§ ограниченность материальных стимулов для клинической эффективности;

§ необходимость государственного сдерживания расходов с использованием макрометодов;

§ ограниченность свободы выбора больными врача и медицинского учреждения;

§ существование списков больных, ожидающих очереди на лечение;

§ отсутствие разновидностей в стандартах пансиона;

§ закрепление географического и социального неравенства в зависимости от относительной политической власти, которую имеют географические и социальные группы, чтобы влиять на правительство;

§ ограничение внедрения новшеств с точки зрения лиц, занимающихся централизованным планированием: малые возможности для творческого созидания и вариаций служб для удовлетворения местных интересов и потребностей;

§ существование тенденции к преимущественно стационарному лечению пациентов и привлечение персонала к работе в этих учреждениях;

§ низкий приоритет в развитии первичной помощи и укрепления здоровья;

§ усиление со стороны государства как опеки, так и монополии по определению приоритетов и ценностей;

§ слабая связь между центром и периферией; бюрократическая, авторитарная система управления, не подвергающаяся воздействию коммерческих рыночных методов.

II. Система частного страхования здоровья — платная (рыночная) медицина, которая имеет следующие характеристики:

q наличие широкого диапазона медицинских учреждений для удовлетворения индивидуальных потребностей;

q отсутствие списков больных, ожидающих очереди на медицинское обслуживание;

q прямой доступ к врачам-специалистам;

q особое внимание, уделяемое конфиденциальности лечения, вежливости обслуживания и качеству услуг.

Проблемы, сопутствующие рыночной системе здравоохранения:

– отсутствие охвата медицинской помощью неимущего населения;

– судебные тяжбы по поводу качества медицинских услуг;

– высокие страховые премии для специалистов;

– ограниченность географического охвата;

– концентрация внимания на легких заболеваниях;

– неэффективное использование капитальных и людских ресурсов;

– недостаточное внимание помощи на дому и профилактике;

– ограниченное использование услуг специализированного вспомогательного персонала;

– отсутствие регулирования и контроля за качеством клинических процедур.

III. Система государственного (регулируемого) страхования здоровья. Страховая медицина (Система Бисмарка).

Система Бисмарка характеризуется следующими особенностями:

§ возможность выбора фондов медицинского страхования населением и работодателями;

§ наличие конкуренции между фондами и службами;

§ большое внимание со стороны фондов контролю качества и контролю за расходами;

§ разделение государственных, финансирующих органов и поставщиков служб;

§ широкие разновидности в обеспечении пансиона для привлечения клиентов.

Проблемы, существующие при системе Бисмарка:

– недостаточное географическое и социальное равенство в доступе к медицинской помощи;

– дороговизна — конкуренция способствует росту излишнего использования и обеспечения служб;

– слабый контроль за кадрами;

– пренебрежительное отношение к больным, относящимся к группе повышенного риска и требующим длительного пребывания в больнице, а также к тем, кто не охвачен системой национального страхования (5-10% населения);

– отсутствие долгосрочного планирования;

– недостаточное развитие общественного здравоохранения, профилактической медицины, укрепления здоровья и санитарного просвещения;

– высокие административные расходы, особенно в ведении бухгалтерского учета.

Более подробное разделение систем здравоохранения изложено в табл.1.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: