Хазарский Каганат 3 - ABCD42.RU

Хазарский Каганат 3

Новое в блогах

Сообщество «ВЕЛИКАЯ ТАР-ТАРИЯ. »

Хазарский каганат

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской ивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата .

Тюркоязычные хазары — кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V — VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен — Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII — начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII—VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII — VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю — Арабский халифат, простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени — Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи — синагоги, а язычники — языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем .

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад (Великий шелковый путь) и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока — пряности, драгоценные камни, с запада — оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганатаТорговля Хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники — болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники — печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с половцами. Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

Хазарский каганат. 3.

Хазарский каганат. 3.

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Здесь будут упомянуты только те из арабских авторов, чьи труды особенно важны для изучения русской истории.

Первым в таком списке должен быть назван

Убайдалла ИбнХурдадби, занимавший пост главного почтмейстера Халифата. Его книга о «Путях и Царствах»,

Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (перс. ابوالقاسم عُبیدالله بن عبدالله اِبْن خُرْدادْبِه‌ْ (خرداذبه) ‎ (произносится какХурдазбих), ок.820 — ок. 912/913, по др. данным 885) — мусульманский географ иранского происхождения. Его «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») — первый дошедший до нас образец жанра арабской описательной географии. Содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской географии упоминания о русах и славянах.

Выходец из знатного рода Табаристана. Его дед был зороастрийцем, но перешёл на службу халифам и обратился в ислам. Его отец Абдаллах в 816—819 являлся правителемТабаристана и прославился как храбрый полководец. Известно, что он был образованным и дал подобающее воспитание сыну.

Благодаря своему знатному происхождению и образованности Ибн Хордадбех занял пост начальника почт (сахиб ал-барид ва-л-хабар) в области ал-Джабал (северо-западныйИран). В его обязанности входил детальный сбор сведений о подопечной области.

  • «Книга о культуре музыкального восприятия» («Китаб ал-адабу-с-сама’и»);
  • «Книга собрания генеалогий персов и их колоний» («Китаб джамхарат ансаб ал-фурс ва-н-навакил»);
  • «Книга о кулинарии» («Китаб ат-табахи»);
  • «Книга увеселения и удовольствий» («Китаб ал-лахв ва-л-малахи»);
  • «Книга об [искусстве]питья» («Китаб аш-шараб»);
  • «Книга об ориентации по звездам —ал-анва» («Китаб ал-анва»);
  • «Книга о собеседниках и приятелях» («Китаб ан-нудама’и ва-л-джуласа’и»)

Возможно, в этот список следует включить большой исторический труд, о существовании которого известно со слов ал-Масуди. Это сочинение было доведено до конца правления халифа Му’тамида (892) и отличалось подробным описанием неарабских народов.

Сам Ибн Хордадбех не путешествовал. Источниками сведений для него были архивы Багдада и сообщения современных информаторов: путешественников, воинов, купцов и дипломатов, побывавших в разных странах. Описание Византии он получил от Муслима ибн Абу Муслима ал-Джарми, который побывал в византийском плену и был освобождён в845 году. Об экспедиции к стене Гога и Магога ему рассказал её руководитель Саллам ат-Тарджуман.

Ибн Хордадбех стал основоположником нового направления в арабской географии. Произведения, возникшие в рамках этого направления, посвящались описанию торговых магистралей и проживающих вдоль них народов. Самой ценной чертой этих работ было то, что они основывались на современной информации, в противовес предшествующим сочинениям, которые базировались на книжной традиции, восходящей к Птолемею.

котораябыла написана около 846 г., представляет из себя нечто вроде краткого учебника; информация там сжатая, но точная, и книга очень полезная.

Его другой труд«Книга генеалогии персов и их поселений», известная персидскому историку одиннадцатого века Гардизи, – не сохранился.

Ибн-Хордадбэх (по мнению А. Я. Гаркави, следует читать Хордадбе или Хурдадби) Абуль-Касим-Убайдаллах Ибн-Абдаллах — арабский писатель IX в., происхождения персидского, был баридом, т. е. начальником почт в Джибаме (Кугистане, древней Мидии). Арабский областной почтмейстер был вместе с тем политическим агентом и начальником полиции, извещал визиря и даже халифа о настроении умов, о поведении правителя области и чиновников и т. п. ; в его ведомстве состоял целый штат чиновников-корреспондентов, рассеянных по всей области; в случае войны начальник почт составлял карты маршрутов. Таким образом, география входила в число занятий И. -Хордадбэха ex officio, но он писал и о музыке, о генеалогии, метеорологии, о кулинарном искусстве, писал также исторические сочинения.

До нас дошла лишь его географическая «Книга путей и государств», которая до недавнего времени была известна в позднейшем неудачном сокращении неизвестного автора, напеч. Барбье де Мейнаром в «Journal Aziatique» (1865 г. ). Но в конце 1880 годов де Гуе издал вновь открытую в Египте рукопись И-Хордадбэха (хранится в Вене), которая составлена в 847 г. по Р. Х. и по-видимому содержит в себе полное сочинение И. -Хордадбэха. И. -Хордадбэх — древнейший арабский писатель, знавший и писавший о восточных славянах и русских, да при том, по всей вероятности, по личному наблюдению или лично добытым сведениям.

У него единственно находим славянское слово князь, он один говорит о славянском происхождении руссов и ему одному известно о торговом пути купцов-руссов. В тексте, изданном де Гуе, есть указание на существование в Багдаде славянских пленников-евнухов, служивших переводчиками для руссов, приезжавших в столицу халифов с своими товарами с С по Дону, Волге и Каспию. В этом указании Д. А. Хвольсон усматривает подтверждение еще ранее высказанному им положению о том, что имя «Русь» не заимствовано от норманнов, о чем он в 1890 г. читал реферат на VIII археологическом съезде в Москве.

Еще одним важным историческим источником является труд

Ахмада Аль-Баладури«Книга завоевания земель». Для наших целей особо ценным представляется раздел, посвященный Северокавказской кампании арабского военачальника Марвана (737 г.). Баладури был персом по происхождению, но его отец поселился в Египте. Ахмад написал свою книгу незадолго до смерти, которая наступила в 892 г.

Полное имя: Абуль-Хасан Ахмад ибн Йахйа ибн Джабир ибн Дауд аль-Балазури(араб. أبو الحسن أحمد بن يحيى بن جابر البلاذري ‎). Родом из Багдада. Прозвище аль-Балазури связано с растением белазур (Кешью). Сок этого растения, выпитый в большой дозе, стал причиной потери рассудка и смерти историка. Был вхож во дворецабассидских халифов. Был постоянным гостем у халифа аль-Мутаваккиля (годы правления, 847—861), находился в почете у халифа Ахмад аль-Мустаина (годы правления, 862—866), и учителем сына халифа аль-Мутазза (годы правления, 866—869).

Сочинения аль-Балазури

Аль-Балазури автор книги «Футух аль-бульдан» («Завоевание стран»). Она содержит точное описание арабских завоеваний, начиная с походов Мухаммеда и до начала 8 века, а также важные сведения по экономике, общественным отношениям и культуре народов Халифата. Аль-Балазури не только собирал, но и обрабатывал обширные, в том числе документальные, исторические материалы. Книга является частью более масштабного произведения, недоконченного и не дошедшего до нас.

Другая книга аль-Балазури, «Ансаб аль-ашраф» («Родословия знатных»), сохранилась частично, содержит ценные сведения по истории халифата Омейядов, в частности одвижении хариджитов.

Третье известное сочинение аль-Балазури «Тщательное исследование генеалогий и историй».

Аль-Балазури также занимался переводом с персидского на арабский язык и сочинял стихи.

Публикация трудов аль-Балазури

Арабский текст «Завоевания стран» издан в Лейдане Михаэлом Ян де Гуе [1] , арабский текст «Родословия знатных» издан частично профессором Шломо Довом Гойтейном [2] .

Публикации на русском и английском языках

Первый перевод «Завоевание стран» на русский язык осуществлен Н. А. Медниковым [3] . Перевод на английский язык был сделан Филиппом Хитти и опубликован в 1916 году. [4] .

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 30
18 +

Девять процентов. Комплементарность «Высшего Разума»
Анатолий Ермоченко

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Аномальные зоны
  • Болезни и мутации
  • Городские легенды
  • Древний человек
  • Загадочные существа
  • Загадки цивилизаций
  • Загадки планеты Земля
  • Загадки человека
  • Загадочные сооружения
  • Загробный мир
  • Круги на полях
  • Мамонты и динозавры
  • Мистика и тайны религий
  • НЛО и пришельцы
  • Параллельные миры
  • Полтергейст
  • Предсказания
  • Привидения
  • Путешествия во времени
  • Снежный человек
  • Чупакабра
  • Стихийные бедствия
  • Тайны истории
  • Тайны пирамид
  • Тайны космоса
  • Теории заговоров
  • Футуристика
  • Чудеса науки
  • Чудо-люди
  • Искусственный интеллект
  • Альтернативная история
  • Разное
  • Авторские статьи

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Альтернативная история
  • Хазарский Каганат. Удар Святослава Храброго. Часть 3

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Хазарский Каганат. Удар Святослава Храброго. Часть 3

Времена меняются

После серии предательств, славяно-русский союз, известный как Русский каганат, понес тяжелые потери и перестал платить дань иудеям-рахдонитам кровью своих воинов. Этому способствовала также смерть киевского князя Игоря, управлять каганатом стала его жена, княгиня Ольга и надо признать, что дела она вела прекрасно. Княжич Святослав находясь при матери, в 3 года отроду выступил в свой первый военный поход и начал сражение, бросив копье в сторону врага.

С тех самых пор, он не выпускал из рук оружия. Управление каганатом его не интересовало и все дела по прежнему вела его мать. Его страстью была охота, а жизнью — военные походы. В Киеве подрастал, набирался сил и ратного опыта князь-воин. Вместе с ним росла и набиралась сил, и опыта дружина. Святослав жил, пил, ел и спал вместе с ними, в одинаковых условиях — это был единый боевой организм, нацеленный исключительно на войну.

Обо всем этом, конечно знали в Хазарском каганате, но спесь, надменность и надежда на мусульманских наемников, не дала иудейской верхушке распознать смертельную опасность, нависшую над ними. Способствовала этому и внешнеполитическая обстановка — положение еврейской общины Итиля осложнилось. Прекратилась не только торговля с Багдадом, но и китайская торговля потерпела урон, во Франции тоже шла ожесточенная война — между последними Каролингами (покровителями евреев) и герцогами Иль-де-Франс.

Святослав Игоревич в покоренной Хазарии.

Исходя из этих обстоятельств, хазарский царь Иосиф счел за благо воздержаться от похода на Русь, но отсрочка не пошла ему на пользу. Ольга отправилась в Константинополь и 9 сентября 957 года приняла там крещение, что означало заключение тесного союза с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии. Попытка перетянуть Ольгу в католичество, то есть на сторону Германии, предпринятая епископом Адальбертом, по заданию императора Оттона I прибывшим в Киев в 961 году, успеха не имела. С этого момента царь Иосиф потерял надежду на мир с Русью, и это было естественно. Война началась, видимо, сразу после крещения Ольги.

Иду на «Вы»

Вялотекущая война видимо протекала в пограничных стычках и взаимных набегах, но Святослав и его дружина выросли, окрепли, сплотились и получили боевой опыт в походах. Настало время мести за предательство. Во всех окрестных землях было объявлено о наборе князем большой дружины из охотников в поход. Учитывая авторитет и репутацию князя, в желающих недостатка не было. Но Святослав не набирал большую рать, отобрали самых лучших и получилось всего 20 000 воинов. Обоза не брали, пошли на легке.

В союзники по согласованию с Византией, позвали печенегов. Поход готовился в строжайшей тайне — только ближние соратники князя знали куда и кого пойдут воевать. И это сработало. Поход был продуман безукоризненно. 964-ый год застал Святослава на Оке, в земле вятичей. Война русов с хазарскими иудеями уже была в полном разгаре, но вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, киевский князь не решился.

Карта похода князя Святослава Игоревича на хазар.

Без излишних столкновений с вятичами, пополнив войско отобранными охотниками, русы срубили и наладили ладьи, а весной 965 года спустились по Оке и Волге к Итилю, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. При впадении в реку Сарысу, Волга образует два протока: западный — собственно Волга и восточный — Ахтуба. Между ними лежит зеленый остров, на котором стоял Итиль, сердце иудейской Хазарии.

Союзная конница печенегов и гузов подошла со своих берегов и Итиль оказался в западне. Лодьи шли медленно, давая время спрятаться всем, кто желал, уйти от битвы. И такие нашлись — иудейская верхушка вместе с беком, успела сбежать, оставив свой-чужой народ и страну на погибель. Но простые потомки иудеев и тюрок проявили древнюю храбрость. Сопротивление русам возглавил не царь Иосиф, а безымянный каган.

Понятное дело, шансов у них не было никаких. Итиль пал и был стерт с лица земли в самом прямом смысле. Платить наемникам стало некому и они ушли не вступая в бой. Черные хазары, видя что они князя не интересуют и он по большому счету, делает для них благо — уничтожая паразитов ставших во главе их государства, сопротивления практически не оказывали и уходили, прятались от войны. Поэтому дальнейший поход Святослава — по наезженной дороге ежегодных перекочевок тюрко-хазарского хана, через «черные земли» к Семендеру, затем через кубанские степи к Дону и, после взятия Саркела, в Киев — прошел беспрепятственно.

Памятник князю Святославу в Белгородской области.

Князь-пардус

Стремительный бросок киевского князя, освободил не только славяно-русских данников иудеев-рахдонитов и простых хазар. Дело оказалось гораздо более глобальным: перекрытый финансовый поток, сыграл свою роль в ослаблении династии Каролингов во Франции, халиф в Багдаде ослабел и потерял контроль даже над Египтом (не говоря о «прочей Африке» и Аравии), в Китае набрала силу новая династия Сун. Рабовладельческие рынки по всему свету испытывали невероятный спад — сила и власть иудейских купцов, сдавала позиции по всему миру.

Разбежавшиеся хазары, решились вернуться на свои земли только заручившись поддержкой Хорезма и приняв ради этого ислам. Как только хазары немного окрепли, младший сын Святослава, князь Владимир «проведал» их вместе со своим войском и обложил данью. Произошло это уже в 985 году.

А сам победитель хазар с дружиной, не мог и не хотел мирной жизни. Выполнив свою сакральную цель и победив «змею кусающую себя за хвост», он понимал что представляет опасность оставаясь в русских землях. В итоге, разделив свои владения между сыновьями, пошел воевать себе новое государство. Но это уже совсем другая история.

Гибель князя Святослава.

Согласно хронисту Х века, Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: «…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»

Послесловие

Иудейская Хазария пала, но те кто в ней правил — сбежал и нашел себе приют в других странах. История борьбы со «змеем» не закончилась.

А ведь многих смогли убедить, что герб Украины — стилизованный сокол.

Хазарский урок, или Почему развалился великий каганат

Стремительно возникнув на исторической арене, хазары быстро сходят с неё. Мощный удар древнерусского князя Святослава, тем не менее, не был единственной причиной исчезновения Хазарии, правящая верхушка которого исповедовала чуждый остальным жителям каганата иудаизм.

Хазары. Что в имени этом?

Мы точно не знаем, кто такие хазары. В историографии преобладает мнение об их тюркском происхождении. Скорее всего, предками хазар были потомки гуннов. Ведущие тюркологи доказывают близость хазарского языка к булгарскому.

Советский историк М.И. Артамонов считает, что хазары сформировали свою государственность на осколках Тюркского каганата. Экономика Хазарского каганата сочетала в себе черты оседлого (в источниках читаем: «имеют города и сады»), и кочевого образа жизни, что несвойственно тюркам в I в. н.э.

Вполне возможно, хазары – это этнически неоднородный элемент, в состав которого входили тюркоязычные, а также угроязычные и ираноязычные компоненты. Огромные просторы Хазарии (территории вокруг нижней Волги и Дона), также косвенно свидетельствует о неоднородности этнического состава каганата. Вероятно, самоназвание «хазары» было объединяющим, и первоначально не являлось ни родовым, ни племенным. Воможно, термин «хазары» происходит от тюркского глагола kaz – означающий кочевания, или же от персидского hazar – означающий «тысяча». Есть в исторической науке и иные версии происхождения этнонима.

Первые более-менее достоверные сведения о хазарах содержатся в армянских письменных источниках, датированных концом II в. При этом у армянских и арабских хронистов есть совершенно фантастические свидетельства об участии хазар в завоевательных походах Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.).

Грозный каганат

К VI в. н.э. относятся свидетельства о захвате хазарами закавказского города Чора, а также их возрастающем влиянии на Дербент (современный Дагестан). Во второй половине VII в. Хазария, как и Волжская Болгария, – это уже не провинция Тюркского каганата, а самостоятельное государство со сложившейся структурой и правящей династией во главе.

Без сомнения, молодое хазарское государство вело активную внешнюю политику и всячески стремилось расширить своё влияние. К концу VII в. власть хазар распространяется на Азовского-Каспийские степи и большую часть Крыма. Чуть позднее хазары успешно распространяют влияние на степи Восточной Европы.

К этому времени хазары уже успели дать отпор арабам в Закавказье. Именно фактор арабской экспансии можно считать основой причиной возникновения союза хазар с Византией. Хазары были опасными соперниками огромной, но раздираемой внутренними противоречиями Византийской империи. В частности, Каганат сыграл важную роль в судьбе Юстиниана II (685-695, 705-711 гг.), выступая то союзником, то противником императора. В этом контексте в византийских источниках приводится имя хазарского кагана Ибузира Глявана (первая треть VIII в.). Кстати, второй женой Юстиниана II была сестра хазарского кагана.

Стратегический союз хазар с Византией в VIII в. дал им возможность договориться о совместных действиях против арабов, а также разделить сферы влияния в Закавказье. Арабы в тот период предпринимают отчаянные попытки уничтожить Византию, однако Константинополь не без помощи хазар устоял (717-718 гг.). В сферу интересов Хазарского каганата тогда входила закавказская Албания, однако захват арабами значительных территорий в Закавказье помешал реализовать внешнеполитические амбиции хазар.

Кровопролитные противостояния с арабами (642-652 гг. и 722-737 гг.) тяжело дались хазарам. Арабы уничтожали людей, захватывали скот, уводили в рабство население Хазарии. Тем не менее, союз Хазарии с Византией дал свои результаты. Ромеи дорожили своими хазарскими союзниками, которые помогли ослабить, а затем и прекратить, давление арабов на Византию.

Хазарская самостийность

В то же время и Арабский халифат неоднократно добивался дружбы с хазарами. В 737 г. хазарский каган принимает мусульманство, но ислам так и не стал государственной религией. Неоднократные попытки христиан распространить свою религию в Хазарии не принесли успеха. Безусловно, в период своего расцвета в Хазарском каганате было много и мусульман и христиан, однако правящая верхушка сделала свой выбор в пользу иудаизма.

Этот загадочный выбор хазарских элит вызывает множество споров среди ученых. Скорее всего, новые формы социально-экономических отношений вызывали потребность в другой религиозной идеологии. Хазары выбрали иудаизм потому, что видели себя самостоятельными игроками в Евразии и не желали входить в орбиту влияния ни Византии (христиане), ни Халифата (мусульмане). В Дагестане, где находился первоначальный центр Хазарии, проживали евреи, которые, скорее всего и поспособствовали обращению элит в иудаизм.

Внешнеполитически – это было эффективно, а вот с точки зрения внутренней политики – нет. Иудаизм приняла только верхушка, а массы разделились: кто-то остался язычником, кто-то обратился в христианство, а некоторые и вовсе приняли ислам. Таким образом, отсутствие единого символа веры и, как следствие, объединяющей идентичности заложили основы для взаимного отчуждения элит и населения, которое в итоге стало роковым для Хазарского каганата.

Иудаизм не являлся мировой религией и не стремился к обращению других народов в свою веру, что в конечном счёте резко ограничивало мобилизационный потенциал этой религии. Иудаизм в Хазарии не объединял, а, наоборот, разъединял население. В то же время, в Хазарии воцарилась веротерпимость, которая была несвойственна Средневековью.

Устройство Каганата

Хазарский каганат представлял собой государство, опирающееся на знать (беки, тарханы, эльтеберы). Уже на начальном этапе развития хазарской государственности в результате внутриэлитной борьбы одному из родов удалось сконцентрировать всю полноту власти. Каганы же превратились в послушных марионеток, выполнявших сакрально-представительские функции. Фактический правитель именовался беком, а в дальнейшем каган-беком или царём («малик»).

С верховным каганом хазары связывали своё благополучие, однако, считалось, что с годами его божественная сила иссякает, поэтому нередки были случаи их убийства. Также бек мог убить верховного кагана по требованию народа. По сути, верховному кагану иногда приходилось быть «козлом отпущения». Известно, что верховный каган пребывал в постоянном затворничестве в своём дворце, у него был трон с балдахином и гарем. Народу он показывался редко, только по праздникам.

Фактически знать узурпировала общинную собственность и обогащалась за счёт торговли и внешних завоеваний. Арабский хронист первой половины Х в. Ибн-Руста говорит о наличии у хазар воинской повинности. А другой историк, Аль-Масуди, сообщает, что только у хазар на востоке была регулярная армия. Кстати, хазарская экономика производила не так много товаров (кожа, рыбий клей, скот). Каганат обогащался прежде всего за счёт войн и выгодного географического положения. Фактически это был перекрёсток торговых путей.

К Х в. Хазарский каганат вступил в полосу кризиса, вызванного резким усилением центробежных тенденций и ростом столкновений с соседними государствами. Волжская Болгария стремится освободиться от хазарского господства, на южных границах укрепляются независимые исламские эмираты. Однако наибольшую угрозу представляло молодое Древнерусское государство.

Роковое столкновение с Русью

В VII-VIII в., скорее всего, часть восточных славян платила хазарам дань (по серебряной монете или шкурке зверей с дыма, то есть со двора). Однако ещё в конце VIII-IX вв. поляне освободились от хазарского ига, а вокруг Киева стало складываться самостоятельное мощное государство. Походы русов на Каспийское море (913, 943 гг.) убедительно свидетельствуют: Хазария в Х в. уже недостаточно сильна, и не может противостоять Руси. Этим обстоятельством в полной мере воспользовался Святослав, нанесший смертельный удар Хазарии.

Святослав в 960-х годах (скорее всего, в 965 и 968/69 гг.) совершил два похода в Хазарию. Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по Волге и разграбил Итиль, а потом добрался до Семендера и опустошил его. Это была не бессмысленная авантюра и не просто грабительский набег. Святослав не только разгромил хазар, но и овладел территориями на Волге, а также закрепился на Дону и в Керченском проливе.

В результате этих походов Хазария лишилась базы для своего существования. Как следствие, каганат начал стремительно терять своё былое величие. Влияние Руси, напротив, резко возрастает. Опорным пунктом русичей в этой части Евразии становится Тмутаракань. На протяжении второй половины Х – ХI вв. Тмутараканское княжество играет особую роль во внешней торговле Руси. Хазары же упоминаются в источниках исключительно в контексте Тмутараканского княжества. В ХI-XII вв. они окончательно исчезают со страниц истории не только как политическое образование, но и как народ. Последние, более-менее достоверные, упоминания о «дербентских хазарах» содержатся в грузинских летописях (конец XII в.).

Внутренние противоречия каганата не позволили хазарам продлить своё существование. Сыграв важную роль в ограничении арабской экспансии вглубь Евразии, Хазария сумела утвердить свою самобытность слишком дорогой ценой. Отчуждение знати от народа ослабило каганат, который оказался неспособен противостоять возрастающей силе Киевской Руси.

Литература:

  1. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.
  2. Беленов Н.В. К этимологии этнонима «хазары» // Вестник современной науки. 2015. № 1.
  3. Новосельцев А.П. Города Хазарии // Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М: Наука, 1990.

Читайте также:

Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Пакт Молотова – Риббентропа без фантазий

Разгром Хазарии 3 июля 964 года. 1050 лет краха Хазарcкого Каганата

3 июля 964 года — важнейшая дата в летописи Русов — День Победы войска князя Святослава над Хазарским Каганатом, полный разгром государства паразитов. Враги стараются стереть те славные для нашего Рода события из истории, и им почти удалось сделать это, но пока мы, Русы, живы, помним и славим Великие Победы наших пращуров, народная память, о том подвиге переживёт века.

Победа над Хазарией устранила угрозу хазарского ига для Руси и укрепила её могущество. Разгром иудейского Хазарского Каганата (паразитического государства, жившего исключительно работорговлей, ростовщичеством и контролем «великого шёлкового пути») — это торжество непобедимого русского духа над созданной иудеями паразитической системой.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство располагалось на юго-восток от Киевской Руси, в низовьях Волги. Растянулось на восток вплоть до Мордовии, включая территории Крыма и Северного Афганистана. Столица Итиль располагалась в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани. Один из хазарских городов — Тмутаракань. Город Саркел располагался в нижнем течении междуречья Волги и Дона. Семендер — на Северном Кавказе.
До захвата Хазарии персидскими иудеями (и-УД-ей – обозначает иссекающие УД, то есть обрезанные, а УД – мужской половой орган) в середине 6 века, там довольно дружно проживали белые и чёрные хазары.
Белые хазары — правящая каста профессиональных воинов Славяно-Ариев.
Чёрные хазары — тюркские племена, пришедшие из глубин Азии в низовья реки РА (Волги — Итиль), беженцы из Древнего Китая.
Генетически, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза (за что и были названы чёрными хазарами) и смуглая (жёлтая) кожа.

Хазария была многонациональным государством, в котором мирно сожительствовали люди как белой, так и жёлтой расы. Со своими соседями Хазария также жила в мире и согласии.

Выгодное месторасположение Хазарии на торговых путях(«Великом шёлковом пути») стало причиной переселения персидских иудеев из колена Симонова, которые переехали туда после завершения революции в Персии.
Придя в Хазарию не с пустыми карманами (евреи уничтожили аристократию Персидской Империи, вырезав 75 тысяч мужчин по спискам плюс их семьи (подробнее >>здесь

Святослав, сын Игоря

Мало кто знает это имя за пределами нашей Родины. А ещё меньше знают, что правильное имя Киевского князя Святослава Игоревича — Великого воина, человека и правителя, прозванного Храбрым, не Святослав, а Светослав, т.к. имя его происходит не от слова «свят», а от «Свет». Изменив всего одну букву, враги исказили правильное звучание имени, озбоначавшее Славящего Свет. Светослав — Светлый Князь и Светлый Воин, в противовес Александру Македонскому, которого народ называл тёмным воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателями, наставниками Светослава были два варяга (варяги — высшая каста профессиональных воинов, формировавшаяся из Славяно-Ариев).

  1. Асмуд обучал Светослава держаться в седле, быть первым в бою и на охоте, плавать, управлять ладьёй, скрываться от вражеских глаз.
  2. Свенельд — главный киевский воевода, обучавший юного воспитанника, полководческому искусству.

Участие в первом сражении, было символическим, зато знаковым. В лето 6453 от СМЗХ Сотворения Мира в Звёздном Храме (по нынешнему летоисчислению — 945 год) княгиня Ольга отправилась с войском на войну с древлянами, отмстить за убитого мужа. Перед началом битвы, когда сошлись два войска, впереди киевской дружины на коне сидел маленький Светослав. Трёхлетний ребёнок дал знак к бою — бросил копьё в сторону древлян. Копьё упало рядом и ударило коня в ногу. Но древний обычай русов гласил — только князь мог начать битву, неважно, в каком возрасте. Киевские воеводы решили: «Князь начал, последуем, дружина, за князем». КЪНАЗЬ на древнерусском праязыке, обозначает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение».

Светослав не был похож на мать. В отличие от Ольги, принявшей крещение греческой религии, он оставался верен ведическим традициям и знаниям предков.

Описание портрета от византийского историка Льва Диакона: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Святославе, как об истинном воине.

Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. Больше всего ценил оружие и боевые доспехи. В походе не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Светослав не боялся противников. Перед выходом в поход, всегда отсылал предупреждение-весть: «Иду на вы!» Что означало – иду на вас, т.е. вы мои враги. Кодекс воинской чести Славяно-Ариев гласил: «Не нападать без предупреждения, не нападать на безоружного, или не равного по силе противника».
Странно то, что раньше на «вы» наши предки называли врагов, а теперь паразиты настолько исказили нам язык, что это слово превратилось в уважительное обращение к незнакомому человеку или старшему по возрасту, а ведь смысл то в Подсознании остался прежним.

Кроме военной миссии, Светослав вёл непримиримую борьбу с ростовщичеством, навязываемым хазарами. Считал ростовщичество растлением души, порождающим пороки и денежное рабство. За то, что давали деньги под проценты и даже брали под проценты, рубил обе руки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Смерть Великого Воина

Защищая интересы русского государства Киевской Руси, Великий князь Святослав не проиграл ни одного сражения. Тем более странной выглядит смерть Великого Светлого Воина. Это было весной 6480 года от СМЗХ (972 год н.э.). После заключения мира в продолжительной войне с Ромейской Империей (Византией) Светослав неизбежное поражение превратил в очередную победу. Тогда небольшая дружина князя нанесла ощутимый удар армии императора, и продолжение войны могло оставить императора вообще без армии, а окружённая дружина Светослава при оружии и своей добычей покинула вражеские земли.

На пути домой, находясь в районе днепровских порогов на острова Хортица, большая часть его дружины, подавляющая часть которой приняла крещение в греческую религию, внезапно покинула его. А ночью во время сна на спящих, оставшихся верными князю воинов, напали печенеги — славянские племена, ведшие кочевой образ жизни. Печенеги возвращались в свои поселения только на зимовки, во время которых валялись на печах и предавались неге или нежились. Отсюда и пошло их прозвище – ПЕЧеНЕГИ! В этой последней битве погибли практически все верные князю Светославу воины и сам князь. По летописи, из отрубленной головы Светослава печенежский князь Куря сделал себе чашу, оправив её в серебро и золото.

В одном из поздних летописных списков приведена любопытная подробность – чашу эту печенежские князья использовали в обряде зачатия детей. Перед тем, как лечь на ложе, князь и княгиня поочередно пили из этой чаши, твердя, словно заклятье: «Пусть дети наши будут такими, как Он».

Смерть князя Светослава была выгодна как Ромее (Византии), ибо живой князь был опасен для них, так как мог в очередном походе уничтожить их империю, так и силам, которые стояли за малолетним Владимиром, будущим крестителем Киевской Руси в греческую религию, что повлекло за собой смерть 9 млн. из 12 млн. населявших тогда эту Русь в угоду «мирного бога», оставив только малолетних детей, в головы которых уже вкладывались понятия о господе боге и рабском подчинении ему.

Также смерть Светлого Воина была ещё и актом мести за полностью разрушенную еврейскую Хазарию, со стороны правящей еврейской элиты.

Выводом из всего этого может быть только одно – жил и воевал Светослав, князь Киевский, за могучую и процветающую Русь, за Русь свободную от хазарского паразитизма.

Значение разгрома Хазарии для Руси

3 июля 6472 от СМЗХ (964 год н.э.) государство Хазария прекратило своё мерзкое существование, принёсшее Славяно-Ариям неисчислимые беды, и угрожавшее белому человеку – Белая РАСА (Роды Асов Страны Асов, а Ас – бог, живущий на Земле) – полным и окончательным истреблением.

Разгром Хазарии князем Светославом имел колоссальное значение. Благодаря ему, развитие земной цивилизации ушло с гибельного пути, намеченного нашими непримиримыми врагами.

Победа над иудейской Хазарией для Киевской Руси означала колоссальное укрепление могущества государства русов, выход Руси на главные роли в мировой политике того времени, торжество руського оружия и мировоззренческого превосходства над паразитическим хазарским государством.

Не за горами тот день, когда наш Великий предок – Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый, будет объявлен национальным героем, как в России, так и в Украине! А дети будут брать пример не с бэтменов, суперменов и прочей нечисти, а с таких мужественных, храбрых и сильных, а самое главное настоящих героев нашей Великой Родины.

Пусть эта заповедь предков наших станет напоминанием всем нам, о том, что только мы сами можем и должны заботиться о себе и о будущем земли нашей, которая окроплена кровью предков наших. И никакие другие народы никогда не проявят, как и не проявляли за всё наше прошлое, должного внимания или заботы о судьбе наших братских народов (Украины, Белоруси и России), ежели мы сами себя не в силах защитить!

Слава нашим предкам, сложившим светлые головы на полях брани за землю нашу Руськую!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: