Христианские мотивы в лирике Александра Пушкина - ABCD42.RU

Христианские мотивы в лирике Александра Пушкина

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Библейские мотивы и образы в поэзии А.С. Пушкина
В гении Пушкина столько таинственного и чудесного… Тайна его в том, что, будучи писателем чисто светским, он исполнил миссию историческую, культурную, духовную и даже религиозную в том, что унаследовал христианскую систему ценностей. Долгое время мы старались умалчивать или не воспринимать влияние христианских идей на формирование русской литературы.
По определению пушкиноведа В.С. Непомнящего, «все наше представление о Пушкине в известном смысле было искажено,…нужно было встроить Пушкина в новую идеологию, Пушкин становился «нашим» поэтом, писавшим в основном «вольнолюбивые» произведения…»
Сегодня мы вправе рассматривать некоторые произведения поэта несколько в ином направлении.
В 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в котором и «будет сформулировано содержание пройденного пути:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…»
Крупнейший русский философ 20 века И.А. Ильин, анализируя стихотворение «Пророк», подчеркивал, что все пророческие способности здесь – от воли Божьей, которой исполнился пророк. Слово «пророк», стоящее в названии стихотворения, довольно часто встречается у Пушкина и именно в главном значении, которое лучше всего определяется в «Общем церковно-славяно-российском словаре» П.И.Соколова (1834): «Пророк – тот, кому по божию вдохновению откровенны священные истины, от общего сведения сокрытые, и поручена должность проповедывать оныя перед людьми»(5,с.78). Смысл стихотворения «Пророк» передан в библейской форме. За основу Пушкин берет шестую Книгу Пророка Исайи. Обращение к библейскому сюжету было вполне традиционным. Библия и библейские сюжеты вдохновляли художников слова и интерпретировались в их произведениях. Книги Пророков, Притчи Соломоновы, Апокалипсис побуждали к размышлениям о смысле жизни, о законах нравственности. Особенно много в этом смысле давали Книги Пророков. Пророки, по Библии, бесстрашно вещали правду в лицо царям, обличали их несправедливость, и поэтому большинство из них было казнено. Так случилось и с Пророком Исайей. Основной сюжетный источник пушкинского «Пророка», как мы уже сказали, « Книга Пророка Исайи», свидетельствует о наличии и проявлении у пророка собственной воли. После того, как Исайя увидел Господа, окруженного шестикрылыми серафимами, он сам сделал первый шаг к обращению в пророка: «И сказал Я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — глаза мои видели царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из серафимов. И в руке у него горящий уголь, которыми он взял клещами с жертвенника,
И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня»
Таким образом, Исайя сам вызывается стать божьим посланником. Но в пушкинском стихотворении прямого волеизъявления пророка нет. Возможность выбора для героя стихотворения предполагается словом «перепутье»:
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
В пушкинском контексте слово «перепутье» употреблено в переносном значении – «находиться в состоянии сомнения, колебания, выбора дальнейшего пути». И выбор свидетельствует о свободной, сильной воле самого поэта, испытующего огромную жажду познания и мудрости. Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он –
Отверзлись вещие зеницы…
И дальше:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье…
Теперь пророк способен не только видеть и слышать, но видеть и слышать, глубоко осмысливая все, что происходит в окружающем мире. А серафим продолжает одушевлять человека:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Освобождение от грешной человеческой природы рождается страданием. И далее у Пушкина:
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк…»
Некоторые исследователи видели в этих словах революционное значение, которое имеет это слово в современном языке. Нам справедливой кажется мысль, высказанная Ж.Кипперман: «В глаголе «восстань» помимо основного значения – «встань» — важны значения возрождения, воскресения, оживления. Ведь Пророк перенес… операцию, равную физической смерти. Пушкинское стихотворение заканчивается призывом Бога Пророку «восстань». Суть призыва — освобождение бессмертного духа от бренного тела, восприятие мира новым – духовным – зрением и слухом».
В годы зрелого творчества религиозные, христианские мотивы в лирике Пушкина усиливаются. Если обратиться к стихотворениям 1836 года, созданным в конце жизни и не опубликованным им, мы увидим, что они наполнены глубочайшим религиозным содержанием. Это «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Подражание итальянскому», «Отцы пустынники и жены непорочны». Эти стихотворения отмечены Божественной красотой и величавостью.
Горестное и негодующее стихотворение «Мирская власть» написано 5 июня 1836 года, вероятно, по поводу того, что в Казанском соборе в Страстную пятницу ставили у Плащаницы часовых.
По великой христианской традиции в пятницу на Страстной неделе на дневном богослужении священник выносит из алтаря и кладет на украшенный цветами стол Плащаницу – изображение умершего Спасителя. На вечерней службе совершается погребение так, как Иосиф Аримафейский погребал Спасителя. Но в стихотворении Пушкина в центре внимания не это священнодействие, а Мирская власть, которая противостоит духовной и которая распорядилась «у подножия креста честного» поставить « грозных часовых»:
Но у подножия теперь креста честного,
Как будто у крыльца правителя градского,
Мы зрим поставленных на место жен святых
В ружье и кивере двух грозных часовых.
Все дальнейшее содержание стихотворения обращено к ней, к «мирской власти»
К чему, скажите мне, хранительная стража?
Или распятие казенная поклажа,
И вы боитесь воров и мышей?
Иль мните важности придать царю царей?
Во всех православных церквах в Великую пятницу верующие беспрерывно идут приложиться к Плащанице. Благоговейная тишина царит перед этой великой тайной смерти Христа, отдавшего свою жизнь за мир, отдавшего не только за своих учеников, за тех, кто Его знал и любил, но за множество верующих – настоящих и будущих. Но по прошествии нескольких столетий «мирская власть» у таинственного места ставит «грозных часовых»:
Иль опасаетесь, чтобчернь не оскорбила
Того, чья казнь весь род Адамов искупила,
И, чтоб не потеснить гуляющих господ,
Пускать не велено сюда простой народ?
Читая это стихотворение, не можешь не поразиться пророчеству Пушкина, предугадавшего «почести», оказанные «мирской властью» на похоронах поэта. Жандармы будут в доме, они будут при отпевании у гроба, они оттеснят «простой народ» от гроба в Конюшенной церкви и ночью тайно вынесут гроб с телом покойного из церкви.
Основой стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» является великолепная молитва Ефрема Сирина, христианского святого четвертого века. Молитва есть возношение ума и сердца человеческого к Богу, есть благоговейная, смиренная беседа человека с Господом. Великим постом верующие читают молитву Ефрема Сирина каждый день:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждьми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи, царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» (11,с.113)
Первые четыре пункта – «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — говорят об отрицательной стороне духовной жизни человека. Целомудрие, смирение, терпение восстанавливают в нас истинную шкалу ценностей. А венец всех добродетелей – любовь. Именно эта духовная сторона больше всего прельщает поэта и находит отражение в его стихотворении.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит невидимою силой…
И далее – молитва пересказана величественным слогом гения. По мудрому замечанию митрополита Антония, «Пушкин сказался не только как православный христианин, но и как русский человек, которого наиболее любимая молитва, повторяемая в церкви с многочисленными земными поклонами, была любимой молитвой Пушкина» (12, с.13).
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай души моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
На переложении другой молитвы – «Молитвы Господней» — указывает митрополит Анастасий: «Сохранив почти неприкосновенным весь канонический текст этой евангельской молитвы, Пушкин сумел передать здесь и самый ее дух как мольбы детей, с доверием и любовью обретающих свой взор из этой земной юдоли к Всеблагому своему небесному Отцу:
Отец людей, Отец Небесный,
Да имя вечное Твое
Святится нашими устами,
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспосли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей
Так нас ничтожных пред Тобою,
Прости , Отец, твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас»(13,с.185)
Таким образом, исследования литературоведов и авторов духовно-критической литературы дают основание утверждать, что православным пафосом проникнуты все гениальные творения А.С. Пушкина, подлинно великого православного поэта.

Читайте также  Проектирование консольного поворотного крана на неподвижной колонне

Литература.
1. Непомнящий В.С. О Пушкине и его художественном мире. Литература в школе, 1996,№3
2. Соколов П.И. Общий церковно-славяно-российский словарь. М.,1834
3. Библия. М., 1989(Ис.6,5)
4. Киперман Ж. «Пророк» Пушкина и «Сивилла» Цветаевой(элементы поэтической теологии и мифологии»). Вопросы литературы, 1992 №3
5. Митрополит Антоний. Пушкин как нравственная личность. Литература в школе, 1993, №2
6. Митрополит Анастасий. Пушкин и его отношение к религии и православной церкви. Москва,1991,№6

Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина

Православная вера наполнила ум, сердце, душу поэта, она была его мировоззрением, стержнем его поэзии и мыслей.

Скачать:

Вложение Размер
Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина 71.5 КБ
тезисы 16.82 КБ
презентация к теме» Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина» 1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Кирилло –Мефодиевские чтения

Христианские мотивы в творчестве

Автор: Алфёрова Ольга Юрьевна

Научный руководитель: Телегина

«Духовной жаждою томим» (Христианские мотивы творчества А.С.

Научно — исследовательская работа.

В работе ученицы 9А класса Алфёровой Ольги делается попытка исследования творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина с точки зрения православного мировосприятия.

Автор показывает связь произведений поэта с Библией, раскрывает мировоззрение А.С. Пушкина, которое было православным, и его отражение в произведениях поэта.

1.Вступление. Пушкин как нравственная личность и православный христианин.

Актуальность выбранной темы.

2. «Духовной жаждою томим».

2.1.«Отцы пустынники. » — поэтическое перерождение молитвы святого Ефрема Сирина.

2.3.Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом.

Пушкин как нравственная личность и православный христианин. Актуальность выбранной темы.

Мы живём в смутные и трагичные для России времена. На наших глазах умерщвляются великая гуманная держава, самобытная русская цивилизация; из России хотят сделать пошлую Америку. Граждане безучастно наблюдают, как разрушаются их собственные, построенные их предками очаги. Именно такие времена предрекал Пушкин в стихотворении «Была пора. »

Игралища таинственной игры,

Металися смущённые народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Каждое слово, каждая мысль и поступок «самого умного человека России» достойны внимания. По выражению Тютчева, Пушкин был «богов орган живой»; его произведения и в самом деле звучали и звучат как органная музыка Божия.

Пушкин обладал мощным аналитическим умом. В его поэзии проглядывает особый христианский, православный дух. При всех вообразимых превратностях его судьбы Пушкин, даже если бы сбился с дороги, то обязательно отыскал бы правильный путь в жизни. Ведь его путеводными маяками были православие, от которого он никогда не отрекался, и, конечно, родной русский народ, с которым он жил душа в душу и никогда не приложил не то что руку, но даже палец к его поруганию.

В Пушкине часто выставляют то, что было для него нехарактерно, временно, а узловатая черта пушкинского характера почему-то замалчивается, хотя именно она наложила отпечаток на всю его личность, умудрила его взгляды. В любом человеке есть- по крайней мере, должен быть- нравственный стержень, проясняющий его мысли и дела. В Пушкин такой сердцевиной, без сомнения, была православная вера, глубокая и искренняя. Господь всегда был в его душе. Да и что доброго способен совершить человек без Бога в душе? Некоторые произведения поэт открывал словом «Бог» и заканчивал им.

По Пушкину, без Бога жизнь была лишена согласия, гармонии, все дороги обрывались бы и вели в хаос.

Православная вера наполнила ум, сердце, душу поэта, она была его мировоззрением, стержнем его поэзии и мыслей. «Мир Пушкина» за последние годы так изменился, что недавняя иллюзия полноты знаний о нём у многих людей исчезла.

Актуальность данной темы заключается в том, что творчество Пушкина в свете христианского мировоззрения недостаточно изучено, а проблемы духовности особенно важны в сегодняшнем мире. Пушкин по своему происхождению, мировоззрению и образу жизни был православным христианином. Об этом долгое время умалчивалось в официальной литературе. Исследователи творчества Пушкина не осмысляли его творчества с православной точки зрения. В последнее время появилось много публикаций, проливающих свет на его духовную жизнь.

Каковы же истоки формирования духовного облика Пушкина и каково влияние его поэзии на духовное развитие современного человека? Этому посвящено моё исследование.

Христианские мотивы в творчестве А. С. Пушкина

студентка 3 курса ИЛиМК

Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина.

Цель данной работы – показать, какое место занимало христианство в жизни и творчестве А.С. Пушкина в период духовного становления поэта.

Жизнь Пушкина дает нам пример глубокого и трагического переживания духовного опыта. Начав с лицейского стихотворения «Безверие», поэт еще в юности создает такие религиозные шедевры, как «Вечерня отошла давно», «Чаадаеву», отрывок «На тихих берегах Москвы» (описание монастыря), описание кельи Марии в «Бахчисарайском фонтане».

На духовное созревание поэта с одной стороны оказали влияние такие русские мыслители как Чаадаев и Жуковский, с другой стороны, существенной оказалась и та духовная мудрость, которая поражала Жуковского еще в юноше-Пушкине.

Находясь в Южной ссылке, Пушкин обращается к изучению священного писания, приходит в стихах к библейским образам и сюжетам. Впервые его размышления о тайне исповеди и покаяния нашли свое отражение в необработанном начале незавершенного произведения 1823 года «Вечерня отошла давно»:

Вечерня отошла давно,

Но в кельях тихо и темно.

Уже и сам игумен строгий

Свои молитвы прекратил

И кости ветхие склонил,

Перекрестясь, на одр убогий.

Кругом и сон и тишина,

Но церкви дверь отворена;

И тускло озаряет он

И темну живопись икон

И позлащенные оклады…

Религиозные мотивы, усиливающиеся в лирике Пушкина к середине 20-х годов, получают новое выражение в классических творениях 1826 года: в образах Пимена и Патриарха в «Борисе Годунове» и в особенности в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жалы мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп, в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Разбирая стихотворение «Пророк» в статье «Жребий Пушкина», священник Сергий Булгаков писал: «Если бы мы не имели всех других сочинений Пушкина, но перед нами сверкала бы вечными снегами лишь эта одна вершина, мы совершенно ясно могли бы увидеть не только величие его поэтического дара, но и всю высоту его призвания. Таких строк нельзя сочинить … Тот, кому дано было сказать эти слова о Пророке, и сам ими призван был к пророческому служению. Совершился ли в Пушкине этот перелом, вступил ли он на новый путь, им самим осознанный? Мы не смеем судить здесь, дерзновенно беря на себя суд Божий».

Годы, последующие за написанием «пророка» – это годы развития и утверждения в душе поэта христианского миросозерцания. Об этом говорит, в частности, его переписка с Чаадаевым, сознательно ставившим своей целью «проповедь христианства в своем народе». О том же свидетельствуют и стихи Пушкина, в которых он осуждает собственные грехи. Как бы следуя строкам «Пророка»: «Исполнись волею моей, и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», – поэт обращается прежде всего к себе, и собственным словом и раскаяньем выжигает в своей душе ее заблуждения:

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень,

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читаю жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Это стихотворение «Воспоминание» написано в мае 1828 года; тематически оно перекликается с 50-ым псалмом Давида, где псалмопевец, в частности свидетельствует: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

В 30-ые годы, после женитьбы, в душе Пушкина нарастает желание побега от суетной жизни, усиливаются мотивы отрешения, поиска Вечного источника света, особенно выраженные стихотворении-притче 1835 года «Странник».

Пушкин не только ценил Православие как творческую силу в истории русской культуры. В последние годы жизни он и непосредственно, религиозно ощущал свою близость к православному благочестию. Свидетельством этого является самое известное из его стихотворений – переложение молитвы Преподобного Ефрема Сирина «Владыко живота моего»:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня ни умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Стихотворение «Отцы пустынники» свидетельствует, что к этому времени Пушкин понимал и опытно знал силу молитвы, причем не через книгу, а через живое великопостное богослужебное слово священника, в обстановке русского храма.

В «Молитве» Пушкина выделяют три части: первая – мольба Господу о не совершении грехов уныния, праздности, любоначалия, гнева, вторая – мольба о покаянии, за которым следует очищение души, и третья – мольба о ниспослании добродетелей смирения, терпения, любви.

В последний год жизни поэта основным его стремлением было построить ее по христианскому образцу. В ближайшие планы Пушкина входило наконец-то отрешиться от суеты Петербургского света. Цикл предсмертных стихов, в который входит стихотворение «Отцы пустынники», как бы воспроизводит, повторяет духовный путь каждого человека: путь от осуждения греха, через раскаяние, к просветлению. Начинается этот цикл со стихотворений «Подражание итальянскому» и «Напрасно я бегу к Сионским высотам». Их темы связаны с Евангелием. По свидетельству друга Пушкина П.А.Плетнева поэт писал ему: «Разве ты не знаешь, что последние два года я кроме Евангелия ничего не читаю?»

Первое из них есть подражание стихотворению итальянского поэта XVIII века Джанни «Сонет Иуде». Изображая смертную судьбу Иуды, поэт с ужасом взирает на те последствия, те страшные муки, которые грозят грешнику:

Как с древа сорвался предатель ученик,

Диявол прилетел, к лицу его приник,

Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной

И бросил труп живой в гортань гиены гладной…

Там бесы, радуясь и плеща, на рога

Прияли с хохотом всемирного врага

И шумно понесли к проклятому владыке,

И Сатана, пристав, с веселием на лике

Лобзанием своим насквозь прожег уста,

В предательскую ночь лобзавшие Христа.

Созерцание страшных последствий неправедной жизни заставляет человека обратиться к себе, к оценке своих поступков или заблуждений. Божественный дух стремится ввысь, к Богу, но бремя грехов тяготит… Это состояние души выражено поэтом в следующем четверостишии, написанном вслед за стихотворением об Иуде:

Напрасно я бегу к сионским высотам,

Грех алчный гонится за мною по пятам…

Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,

Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Проведенный анализ литературных произведений поэта религиозного содержания позволяет высказать предположение о том, что возможно, творческая миссия Пушкина заключалась в том, чтобы духовно наполнить и оформить понятие душевной свободы и обосновать ее религиозно и исторически, указать ей ее пути, и тем заложить основу ее воспитания, и тем пророчески указать русскому народу его жизненную цель. По Пушкину, эта цель заключается в жизненной цельности человека, жизни, содержание которой является Божественные ценности, проявляющиеся в бытовых, творческих и иных формах жизнедеятельности.

Жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина

Лирика А.С. Пушкина

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… А.С. Пушкин Лирика Пушкина — своеобразная энциклопедия взглядов, переживаний и размышлений поэта. Пушкин стал первым поэтом с необыкновенно разнообразной в тематическом отношении лирикой. Природа, любовь, искусство, политика, смысл жизни, назначение поэзии — всё оказалось в поле зрения поэта и отразилось в его лирике.

Уже в лицейский период (1811-1817) поэзия Пушкина по художественному уровню не отличалась от произведений признанных в то время мастеров: Державина, Жуковского, Батюшкова. Юный поэт пробует разные жанры и стили. Произведения Пушкина-лицеиста создаются под впечатлением скорее от лицейских уроков, чем от жизни. Первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К Наталье» (1813).

Юный поэт ещё не создаёт ничего принципиально нового, обыгрывая готовые формы и идеи. Его лирика носит пока «исполнительский» характер. Особенность лицейской лирики Пушкина поэт Серебряного века Борис Пастернак выразил так: «Он уже может говорить обо всём, но говорить ему ещё не о чем». Стихотворения «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Красавице, которая нюхала табак» представляют собой подражание античной поэзии. Ода «Воспоминания в Царском Селе», прочитанная на экзамене в январе 1815 года, написана ломоносовскими и державинскими строфами, слитыми в новое художественное целое. В более поздних стихотворениях «Пробуждение», «Желание», «Безверие» (1817) внимание поэта сосредоточено на собственной эмоциональной жизни, и эти стихотворения уже можно считать лирическими в полном смысле слова.


И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в Михайловском (с картины Н.Н. Ге)

Теме лицейской дружбы, воспоминаниям о лицее посвящены стихотворения «19 октября», «19 октября 1827», «Мой первый друг, мой друг бесценный…» (адресовано Ивану Пущину).

Социально-политическая тема начинает звучать в лирике Пушкина в петербургский период (1817-1820) и получает своё развитие в годы странствий (1827-1830).

Одно из самых эмоциональных произведений — ода «Вольность» (1817). Название оды содержало прямое указание на преемственную связь с одноимённым произведением А.Н. Радищева. Однако политическая позиция Пушкина в этой оде относительно умеренна и сводится к идее конституционной монархии, к идее верховенства закона, перед которым должны быть равны все, включая царя. Несмотря на эмоциональность, важно понять, что поэт не призывает к бунту. В этом стихотворении также впервые звучит важный для творчества Пушкина мотив свободы как естественного состояния человека. Больше всего возмутили Александра Первого строки, содержавшие откровенный намёк на убийство в Михайловском замке предыдущего императора, Павла Первого:

Молчит неверный часовой, Опущен молча мост подъёмный, Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наёмной…

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) любовь к свободе сливается с любовью к России, и призыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы» сочетается с верой в то, что «Россия вспрянет ото сна». Как и в «Вольности», здесь звучит идея отказа от самодержавной власти: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

Стихотворение «Деревня» (1819) строится на противопоставлении гармоничной, умиротворённой природы и деспотичного общественного строя. Вторая часть стихотворения контрастно противопоставлена первой: тон резко меняется от элегического к сатирическому, и в целом стихотворение содержит осуждение крепостного права.

В годы странствий написаны два стихотворения, посвящённых судьбе декабристов: «В Сибирь» и «Арион» (1827). Философское размышление о выборе между свободой и рабством составляет основу стихотворения «Анчар» (1828).

Близкими к социально-политической лирике являются стихотворения, посвящённые теме поэта и поэзии. «Разговор книгопродавца с поэтом» строится в форме диалога (такую форму впервые использовал Ломоносов в «Разговоре с Анакреоном»), в котором сталкиваются прагматизм книгопродавца и вдохновение поэта. Вопрос о взаимоотношениях поэта и общества остро поставлен в стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк». С одной стороны, призвание поэта — «глаголом жечь сердца людей», с другой, вечен конфликт поэта и толпы, его не понимающей.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), являющемся переложением оды римского поэта Горация «Ad Melpomenen», Пушкин вслед за Ломоносовым и Державиным размышляет о своей роли в поэзии, о смертности поэта и бессмертии его творчества.

Поэтический идеал Пушкина выразился в стихотворениях о любви. В лирике поэта любовь — глубокое, нежное и самоотверженное чувство. И даже если любовь безответна, это всегда дар судьбы. В отличие от героя романтической поэзии, лиричесий герой любит не себя самого и не своё чувство, а избранницу. Если в начале 19 века поэты-романтики посвящали любовную лирику придуманным женщинам, вымышленным идеалам, то Пушкин впервые адресует свои стихи конкретным женщинам. Адресатами любовной лирики Пушкина были Екатерина Бакунина, Амалия Ризнич, Анна Керн, Александра Осипова, Елизавета Воронцова, Анна Оленина, Наталья Гончарова.

Самое известное пушкинское стихотворение о любви «Я помню чудное мгновенье…» посвящено Анне Петровне Керн, первая встреча с котрой произошла в 1819 году. Через шесть лет они вновь случайно повстречались в селе Тригорском во время михайловской ссылки, и тогда Пушкин написал это стихотворение и передал его Анне Петровне.

В стихотворении «Признание», посвящённом Александре «Алине» Осиповой, любовь представляется лирическому герою мучительным и в то же время сладостным обманом.

В стихотворении «Я вас любил…» грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине.

Лирика Пушкина последних лет (1831-1837) носит преимущественно философский характер. Мотивы поиска смысла жизни, мысль о её скоротечности звучат в стихотворениях «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…» (1834), «Вновь я посетил…» (1835).

Задания по лирике А.С. Пушкина

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 30 131 раз

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В женской прелести влюблен.

Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.

В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: «Христианские мотивы в лирике Александра Пушкина» Страница 1

С момента своего основания Русь — христианское государство. Православная вера стала частью сознания русских людей. Конечно же, это отразилось в литературе. Вся древнерусская литература писалась на церковнославянском языке. Высокому «штилю» классицизма, коим писались героические поэмы, оды и трагедии, были присущи церковные и исконно русские слова. Содержание русской литературы тоже было религиозным. А. С. Пушкин нарушил строгое разграничение «штилей» в поэзии, но так как он тоже являлся глубоко верующим человеком, то религия служила для него источником вдохновения, как замечает Семен Франк в работе «Религиозность Пушкина».В рукописях самого Пушкина за 1827—1828 годы отражено его отношение к вере: «Не допускать существования Бога — значит быть еще глупее, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». Это мировоззрение Пушкина легко просматривается в его произведениях.В основу стихотворения «Пророк» Пушкиным положен рассказ пророка Исайи, который видел Господа. Один из Серафимов, которые стояли около Него: «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». Серафим удалил беззаконие от пророка и очистил его от грехов. Тогда Господь послал Исайю к людям, чтобы пророк донес слова Творца до людей. Митрополит Анастасий в работе «Пушкин в его отношении к религии и православной церкви» писал о том, что поэт «глубоко и искренне воспринял» пророка из книги Исайи, «приложив его к своему собственному поэтическому призванию».Таким образом родилось стихотворение Пушкина «Пророк». Лирический герой этого текста проходит путь от грешника, который «влачился в пустыне мрачной», до человека возродившегося, очистившегося. Пророк среди людей — это символ духовного вакуума, символ одиночества. Ведь на перепутье всегда надлежит выбирать: либо ты влачишь прежнюю грешную жизнь, либо посвящаешь ее Богу. Как и Исайе, в такой момент страждущему человеку может явиться Серафим. В стихотворении, очистившись страданиями, пророк духовно возрождается — «восстает и идет к людям», чтобы «жечь» их сердца словом Божьим.Эпиграфом для другого пушкинского стихотворения «Свободы сеятель пустынный…» стала цитата из притчи о сеятеле: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Эта притча, которую Иисус рассказывает людям в одной из проповедей, заключает в себе мысль о том, что «…кто имеет уши слышать, да слышит». Пушкин же отчаивается донести до «мирных народов» огонь свободы, он уже не надеется, что его слова о чести будут услышаны.Многие другие стихотворения, не имеющие в своей основе библейских текстов, также перекликаются с размышлениями на темы христианской морали. Например, в Нагорной проповеди Христос говорит о прощении падших, о том, что «блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». Эта тема звучит у Пушкина в стихотворениях «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и «Деревня». Пушкин осуждал жестокий век, где нет места милосердию, где насилие процветает, «не видя слез, не внемля стона» («Деревня»). В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» поэт к своим заслугам перед народом причисляет, по-видимому, очень важный для него момент, то, что он «милость к падшим призывал».Тема свободы у Пушкина трактуется с точки зрения

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: