Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки - ABCD42.RU

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

История архитектуры

Вы здесь

Искусство Средних веков (Азия, Африка, Америка). Всеобщая история искусств

Вторая книга второго тома «Всеобщей истории искусств», посвященная искусству эпохи феодализма народов Азии, искусству доколониальных Африки, Австралии, Океании и древней Америки, является непосредственным продолжением первой книги и образует с ней одно целое.

Под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961

Редакционная коллегия: Б.В. Веймарн, Б.Р. Виппер, А.А. Губер, М.В. Доброклонский, Ю.Д. Колпинский, В.Ф. Левинсон-Лессинг, А.А. Сидоров, А.Н. Тихомиров, А.Д. Чегодаев.

Авторами глав второй книги второго тома являются:

  • Введение в искусство арабских народов — Б.В. Веймарн
  • Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака — Б.В. Веймарн, Т.П. Каптерева, А.Г. Подольский
  • Искусство Египта — Б.В. Веймарн, А.Г. Подольский.
  • Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании — Б.В. Веймарн, Т.П. Каптерева
  • Искусство Турции — Б.В. Веймарн
  • Введение в искусство Среднего Востока — Б.В. Веймарн, Т.П.Каптерева
  • Искусство Ирана — Б.В. Веймарн, Т.П. Каптерева
  • Искусство Азербайджана — В.В. Шлеев при участии Б.В. Веймарна; раздел миниатюры — Т.П. Каптерева
  • Искусство Средней Азии — Б.В. Веймарн, М.М. Дьяконов, Т.П. Каптерева
  • Искусство Афганистана — Э.Н. Дарений
  • Искусство Индии — О.С. Прокофьев
  • Искусство Непала — О.С. Прокофьев
  • Введение в искусство Юго-Восточной Азии — О.С. Прокофьев
  • Искусство Цейлона — Е.И. Ротенберг
  • Искусство Индонезии — Е.И. Ротенберг
  • Искусство Бирмы — Н.В. Дьяконова
  • Искусство Камбоджи — Ю.Д. Лебедев
  • Искусство Вьетнама — О.С. Прокофьев
  • Искусство Лаоса — О.С. Прокофьев
  • Искусство Таиланда — Н.В. Дьяконова
  • Искусство Китая — Н.А. Виноградова
  • Искусство Синьцзяна — Н.В. Дьяконова
  • Искусство Кореи — О.Н. Глухарева
  • Искусство Японии — В.Е. Бродский
  • Искусство древней Америки — Р.В. Кинжалов
  • Искусство народов Тропической и Южной Африки — Д.А. Ольдерогге
  • Искусство Австралии и Океании — В.Р. Кабо

Подбор иллюстраций выполнен Н.А. Виноградовой, Т.П. Каптеревой, О.С. Прокофьевым и редакторами тома; макет альбома иллюстраций — Р.Б. Климовым; указатель — М.Б. Аптекарь. Пояснения к иллюстрациям — Н.А. Виноградовой по материалам авторов.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. — редколлегия приносит благодарность:

Институту Азии и Институту Африки Академии наук СССР, Институту архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР, Институту искусствознания Академии наук Узбекской ССР, Государственному комитету по охране памятников материальной культуры при Совете Министров Узбекской ССР, Художественному архиву Немецкой Академии искусств, Государственному Эрмитажу, Государственному музею восточных культур, Государственной Оружейной палате, Музею антропологии и этнографии Академии наук СССР, Государственному музею этнографии народов СССР, Музею западного и восточного искусства в Киеве, кафедре теории и истории искусств Московского государственного университета.

Персонально за помощь в работе над второй книгой второго тома редколлегия благодарит действительного члена Академии художеств СССР М.В. Алпатова, кандидата исторических наук О.Г. Большакова, старших научных сотрудников Академии наук Азербайджанской ССР кандидатов наук Л.С. Бретаницкого, А.Ю. Казиева, Н.М. Миклашевскую и А.В. Саламзаде, искусствоведа Г.В. Ганевскую, кандидата искусствоведения О.Н. Глухарева, члена-корреспондента Академии наук СССР А.А. Губера, кандидата филологических наук Л.Т. Гюзаляна, искусствоведа В.Г. Долинскую, кандидата искусствоведения Т.А. Измайлову, кандидата филологических наук Д.С. Комиссарова, научного сотрудника Института Азии Академии наук СССР С.Б. Певзнера, кандидата искусствоведения Л.И. Ремпеля, кандидата искусствоведения С.И. Тюляева, искусствоведа Г.Л. Чепелевецкую, фотографа Е.Н. Юдицкого.

Культура Древнего Востока

Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока от­носится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сфор­мировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Ган­гом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодо­родной после каждого разлива рек, выносящих ил.

Культура стран Древнего Востока получила название об­ществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяже­нии длительного времени сохраняет традиции, воспроизво­дящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опы­та, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии , Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложе­ния истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных куль­тур и отдельных регионов.

  • В традиционных обществах отсутствует динамика разви­тия исторических процессов. Время в них как бы застыло. Ци­вилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.
  • Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой со­циальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. При­мером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала опре­деленная система отбора чиновников, человек все равно упо­доблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».
  • Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Вос­ходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В по­нятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особы­ми географическими условиями, природным равновесием.
  • Гармония человека и природы привела к таким свойствен­ным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были на­правлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей орга­низма.
  • Мифология и религия определяли мироощущение чело­века традиционного общества. У всех народов Древнего Вос­тока есть мифы о происхождении мира, о возникновении че­ловека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это дале­ко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании челове­ка этого общества. Многие из этих религий и сейчас опреде­ляют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.
  • Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие че­ловека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.

В культурологической литературе последних лет существу­ет установившиеся представления об отличительных чертах во­сточною и западного (европейского) способа мышления. Во­сточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невме­шательства в природу, обожествляется все живое. Фигура муд­реца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древнево­сточной философии. На первый план выступает не онтологи­ческая или гносеологическая проблематика, а этическая, нрав­ственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открыв­ший главные истины бытия и достигший просветления, выс­шей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыг­рали огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин че­ловеческой психологии и нравственности был направлен ин­дуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.

Доминирующее значение образного мышления, характер­ное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в сво­еобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).

Общие для традиционных культур Востока, черты опре­деляются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (За-ратуштра), а также великие книги, в которых были изложе­ны их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие веч­ными для духовной культуры последующих эпох.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Древний Ближний Восток и древнее египетское искусство

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:
Древний Египет
Культура Древнего Китая
Культура Древней Индии

Общая характеристика культуры Древнего Востока

Зарождение древневосточной культуры

В состав Древнего Востока входило большое количество государств, среди которых были такие как Древний Египет и Двуречье, которое включало в себя следующие государства:

  • Шумеры,
  • Аккад,
  • Вавилонию,
  • Ассирию,
  • Иран,
  • Древнюю Индию,
  • Древний Китай,
  • Древнюю Японию,
  • Древнюю Корею.

Также в дополнение к этим цивилизациям можно упомянуть и некоторые другие страны Африки и Азии, занявшие свое важное место.

Читайте также  Физкультурно-оздоровительные занятия для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Первые цивилизации зародились в конце IV тысячелетия до н.э. в Азии между реками Тигр и Евфрат, а в Африке – в долине Нила.

Завершение процесса становления классового общества ознаменовало зарождение письменности, а также возникновение монументальных кирпичных или каменных сооружений.

Характеристика культуры Древнего Востока

В культуре Древнего Востока берет свое начало многое из того, что на сегодняшний день принято называть благами цивилизации, без которых сложно представить жизнь современного человека. К примеру, есть свидетельства того, что известные алфавиты Европы произошли от древнегреческого, в то время как греки алфавит переняли от финикийцев. Благодаря шумерской цивилизации появились первые правовые кодексы, а также гончарный круг, бронза и колесницы. Архитекторы Древнего Востока обучились возведению монументальных кирпичных и каменных строений, водяных мельниц, а также совершенных санитарно-технических сооружений и т.д.

Вавилонские «Висячие» (террасные) сады Семирамиды и Египетские пирамиды включены в «семь чудес света» наравне с другими известными достопримечательностями древневосточной культуры.

Также имели огромное значение достижения народов Древнего Востока в математике, медицине, лингвистике, астрономии. Шумеры изобрели систему исчисления времени, индийцы придумали десятичную систему измерения с нулем, которая была позже заимствована арабами, а на сегодняшний день используется во всем мире. Индусы также придумали большинство математических терминов – корни, синусы, цифры и т.д. Они еще в древние времена владели знаниями об обработке металла, агрикультуре, а также знали о том, что Земля вращается вокруг своей оси и сумели создать совершенную систему водопровода и канализации.

Благодаря китайцам уже во втором тысячелетии до н.э. появился каталог звезд, медицинских книг, а год был разделен на месяцы, которые, в свою очередь делились на недели. Также их умам принадлежит труды по иглотерапии. Древние китайцы изобрели фейерверки, компас, механические часы, подвижной шрифт, пушки, бумагу и порох, а также стремена, позволяющие всаднику удерживаться в седле.

Перу древневосточных литераторов принадлежит создание таких жанров литературы как драма, эпос, миф и притчи. Жителями государств Древнего Востока были созданы стекло, хлопок, шелк, фарфор, строгая египетская скульптура. А также благодаря Великому шелковому пути все эти достижения распространялись от Китая до стран Средиземноморья.

Социальная и духовная культура

В VI в. до н.э. в Индии возник буддизм – первая мировая религия. Для людей, исповедовавших буддизм, в поведении человека главное значение имела нравственность, которая говорила о том, что человек не должен стремиться к спасению извне, а полагаться на свои собственные силы, поэтому они отрицали идею Бога-созидателя. Буддизм вступал в противостояние с расслоением общества на касты, говоря о том, что все люди равны по рождению. Эта религия распространилась далеко за пределы Индии, сумев обогатить культуру других стран благодаря традициям индийской образованности, произведениям светского и религиозного искусства.

Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика подхода восточных обществ к личности и тому, как она взаимосвязана с обществом и государством. Для Древнего Востока была характерна государственно-общинная система, которая предполагала верховную собственность на землю, а также на продукт, производящийся на ней, и на самого работника. Таким образом, можно сказать, что в Древнем Востоке было социальное неравенство и эксплуатация рядовых общинников деспотической верховной властью была практически ничем не ограничена. Там существовало безусловное преобладание коллективизма над индивидуализмом, в результате чего отдельная личность должна была подчиняться определенной социально-культурной общности (к примеру, касте). Более того, для сообществ Востока был свойственен произвол бюрократии.

Все эти факторы так или иначе сказались на культуре Востока, характере мировоззренческих и религиозных идей, нравственных ценностях и тормозило развитие гражданского общества, предполагающего равенство всех людей и единство их обязанностей и прав.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АЗИИ, АФРИКИ, АМЕРИКИ

Развитие цивилизаций в Средневековье происходило неравномерно. Одни из цивилизаций вырывались вперед, затем останавливались в своем развитии, их обгоняли другие, в том числе новые. Наиболее отчетливо процесс развития цивилизаций можно наблюдать в сфере культуры. Достаточно сопоставить несколько примеров, взятых из истории цивилизаций. Так, в Китае разборный шрифт для книгопечатания был изобретен в XI в., в Западной Европе — лишь в середине XV в., арабы использовали огнестрельное оружие примерно на два века раньше европейцев. Уже в начале XV в. китайцы снаряжают морские экспедиции из десятков судов и тысяч людей в далекие страны и достигают восточного побережья Африки, однако эти экспедиции вскоре прекращаются, и те географические открытия, которые мы называем великими (ибо они положили начало слиянию судеб народов разных континентов), некоторое время спустя совершают западноевропейцы, хотя их флотилии насчитывали нередко всего три — пять судов.
Каждая из цивилизаций Средневековья внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Благодаря этому мы можем восхищаться тонким лиризмом японских стихов танка, фресками буддийских храмов Аджанты, китайской пагодой Красоты дракона или арабской мечетью Омара в Иерусалиме, задумываться над смыслом жизни, читая произведения великих Ли Бо, Омара Хайяма, Ибн Сины удивляться циклопическим сооружениям ацтеков майя, поражаться изображениям людей и богов paботы африканских скульпторов.
Наука, изобретения, открытия. Одним из важнейших изобретений человечества в средние века было книгопечатание. Первенство в этом открытии принадлежало китайской цивилизации. Уже в VIII в. при дворе императора стала выходить газета, которую печатали, накладывая листы бумаги на деревянные доски с вырезанным на них текстом. Так печатали и книги. Подобный способ книгопечатания в Европе появился лишь в конце XIV в. В XI в. в Китае был изобретен разборный шрифт, что сделало книгопечатание более продуктивным. В соседней Корее печатать с наборного металлического шрифта начали не позже первой половины XIII в. Такой способ книгопечатания был известен в средневековой Японии.
Печатались книги и в других азиатских странах. Даже в государстве кочевников — чжурчжэней, существовавшем на севере Китая в начале XII — начале XIII в., действовали государственные, университетские и множество частных типографий, где издавались книги на чжурчжэньском и китайском языках.
Успехи книгоиздательского дела в этих странах были тесно связаны с ростом производства бумаги, секрет изготовления которой был известен китайцам еще в древности.
Намного раньше европейцев китайцы изобрели порох и компас. Некоторые ученые считают, что эти открытия были сделаны еще в древности, во всяком случае порох и компас были широко известны в средневековом Китае. Огнестрельное же оружие изобрели арабы в XII в. Это была модфа — металлический ствол, прикреплявшийся к деревянной палке, которую упирали в землю. Под ствол ставили сошку, засыпали в него порох и закладывали круглый каменный или металлический снаряд, затем через отверстие в стволе поджигали порох и модфа стреляла.
В Европе арабам приписали и изобретение цифр, которые там назвали «арабскими». На самом же деле это было изобретение индийцев, сделанное еще в раннем Средневековье, арабы же выступили лишь в качестве посредников между Индией и Европой.
Намного раньше Коперника великий среднеазиатский астроном Бируни в XI в. доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца. Огромный вклад в развитие географии, картографии внесли арабские, китайские мореплаватели и ученые. Около 1420 г. арабский мореход, имя которого неизвестно, обогнул южную оконечность Африки — мыс Доброй Надежды (арабы назвали его «На две воды смотрящий»). Плыли арабы из Индийского океана в Атлантический. Первым из европейцев обогнул этот мыс португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш в 1488 г.
Выдающимся арабским мореходом и ученым был Ибн Маджид. В двух своих трактатах он описал побережье Индийского океана, его острова, морские пути. Именно Ибн Маджид в 1498 г. привел в качестве лоцмана три корабля португальца Васко да Гамы от одного из портов Северной Африки в индийский гоРод Каликут.
До первой трети XV в. у восточного побережья Фрики появились китайские флотилии.
Высокого уровня для того времени достигла в ряде внеевропейских цивилизаций математика. Хотя арабы не изобрели «арабских» цифр, но они положили начало алгебре. Выдающимся математиком был иранский поэт и философ Омар Хайям. Первым произведением, которое принесло ему славу, был юношеский труд по алгебре. Индейцы майя на другом континенте создали свою систему счета — двадцатиричную, а не десятичную, которая была изобретена индийцами.
В раннем Средневековье не было равных индийским медикам, умевшим делать сложные операции даже на черепе. Тогда же в Индии была составлена энциклопедия лекарственных трав. Китайские даосы в своих безуспешных попытках найти пути человека к бессмертию изобрели способы лечения многих болезней. Труд уроженца Бухары Ибн Сины «Канон», написанный в начале XI в., еще многие столетия был непревзойденной медицинской энциклопедией, им руководствовались врачи во многих странах, в том числе в Европе.

Читайте также  Физико-географические особенности Крыма

Литература. Еще в период Средневековья поэты и писатели цивилизаций Азии создали немало произведений, которые и ныне не могут не вызывать восхищения и справедливо считаются шедеврами литературы. Уже VIII в. мы вправе назвать «золотым веком» китайской поэзии. В это время творили такие выдающиеся поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Судьба каждого из них была непростой. Если Ван Вэй, занимаясь своим творчеством, одновременно служил в качестве чиновника и все же не избежал опалы, то Ли Бо и Ду Фу предпочитали жить вдали от общества, странствовать, хотя и тот и другой не избежали тюремного заключения. Ван Вэй был одарен многогранным талантом. Он был не только гениальным поэтом, но и художником. Главный мотив его творчества — природа Китая, которую он удивительно тонко изображал как в стихах, так и в своих 9n ненных одноцветной тушью пейзажах. Ли Бо, Ду фУ кроме красоты родной природы в своем творчеств воспевали и труд простых людей, осуждали те беды» которые приносили людям войны.
В Японии в VIII в. был составлен сборник поэзии Мириады лепестков», содержавший более четырех половиной тысяч стихов и песен, написанных по-С и 500 авторами, жившими в IVVIII вв. Почти чТ стихи написаны в форме танка (пятистишия, со-Втоящего из 31 слога). Авторы этих стихов заботи-Сцсь не о рифме, а о передаче своих ощущений (особенно при описании того или иного уголка природы), с тем чтобы и читатель мог воспринять их настроение, чувства.
Много великих поэтов и писателей в средние века дали Иран и Средняя Азия — Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади. Рудаки написал огромное количество стихотворений. Он воспевал любовь, разум человека, осуждал несправедливость, неравенство людей. Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» («Книга царей») осветил историю Ирана доисламского периода. Работа над этим эпическим произведением потребовала от поэта изучения большого количества исторических сочинений, мифов, легенд и преданий иранцев. Несмотря на название поэмы, ее большая часть посвящена не царям, а героям иранских преданий.
«Ученейший муж века», «царь философов Востока и Запада» — так называли еще при жизни великого поэта, философа, математика и астронома Омара Хайяма. Его стихи воспевали радости человеческой жизни, свободу человека от предписаний шариата, от прихотей властителей.
«Если ты не печалишься о страданиях других, ты не достоин называться человеком», — говорил Саа-ди, иранский поэт, живший в XIII в. Он очень высоко ценил разум и знания. Многие его мудрые изречения стали крылатыми.
Архитектура и изобразительное искусство. Во всех средневековых цивилизациях наиболее впечатляющи ми и красивыми были здания храмов, а также дворце правителей и знати. В архитектурном облике храмовых построек нашло свое отражение влияние той или иной религии, традиции местного зодчества.
В странах исламского мира наиболее красивыми были мечети. Сверху они украшались круглыми куполами. Внутри мечети расположены зал со множеством ажурных колонн, специальная ниша, лицом к которой молятся верующие (эта ниша указывает, в какой стороне находится Мекка). В мечети нет каких-либо скульптурных или живописных изображений, единственное украшение на стенах — орнамент из переплетенных линий на темы растительного мира (арабески). Возле мечетей строили минареты — высокие башни, откуда служители призывали мусульман совершить обязательную молитву. Некоторые минареты представляли собой подлинные шедевры архитектуры, как, например, 70-метровый Кутб-Ми-нар в Дели.
В отличие от мусульманских буддийские и индуистские храмы щедро украшались скульптурами и фресками с изображениями богов, людей, животных. До сих пор поражают своей красотой и точностью художественной передачи человеческого тела фрески индийских храмов в Аджанте. Помещения этих храмов были вырублены в скале, что потребовало колоссального труда индийских мастеров на протяжении столетий.
Буддийские скульпторы создали огромное количество изображений Будды. Иногда эти скульптуры превышали 20 м в высоту. Одна из знаменитых статуй Будды была установлена в Золотом храме в Японии. Множество индуистских храмов Индии богато украшены скульптурами не только внутри, но и на наружных стенах, где нередко были представлены различные сцены из жизни богов. Основной формой буддийского храма вначале была «ступа» — огромное полушарие, символизировавшее Вселенную, затем храмы стали похожи на огромные башни. Индуистские храмы строились по образцам буддийски » причем это были часто поистине циклопические с оружения, где перекрытиями служили многотонн каменные плиты.
Настоящие шедевры живописи оставили нам китайские и японские средневековые художники. Особенно поражают их пейзажи, где точно и объемно переданы вид того или иного уголка природы, дуновения ветра, движения птиц, животных. Часто пейзажи изображались на шелке. С X в. в Китае существовала столичная Академия живописи. Известные художники кроме картин создавали и трактаты, своего рода учебники по живописи.
Грандиозные постройки создали индейцы цивилизаций Америки. Храмы своим богам они строили обычно на вершинах гигантских пирамид. Высокого уровня достигло ювелирное искусство.
Западноевропейцы, открывшие в XV в. Тропическую Африку, не могли вначале поверить, что прекрасные статуэтки людей из обожженной глины или бронзы, маски, здания, построенные из тяжелых каменных плит, создали сами африканцы. Они даже уверяли, что это дел рук неких пришельцев с других континентов, однако это были лишь плоды фантазии и лжи тех европейцев, которые видели в чернокожих жителях Африки лишь потенциальных рабов.
Культура каждой из цивилизаций Азии, Африки, Америки отличалась своеобразием. Вместе с европейской культурой они составили то разнообразие художественных достижений и ценностей, которое мы называем мировой культурой.

Культурология : Лекция: Культура Древнего Востока

Буковинська державна медична академія

Тема: Культура Древнего Востока

м. Чернівці 1998

Особенности культурной эволюции Древнего Востока.

Достижение культуры Месопотамии и Древнего Египта.

Особенности культуры Древней Индии и Китая.

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых
древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV — III тыс. до н э). Она
вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и
знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к
бронзовому и железному веку.

Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в
первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно
благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока
стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу
сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со
временем они возникали в долинах рек Хуанхе, та Янцзы в Китае, Инду и
Гангу в Индии.

В древних цивилизациях и их культурах еще много нерозшифрованого,
неизученного.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис
до н э в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось
раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых
великих (больших) центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:
первый — Древний (2800 — 2250 лет до н э), второй — Среднее Царство
(2050 — 17—л до н э ), третий — Новое Царство (1580 — 1070 л до н э ).
Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки
культуры — гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы
фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество
художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида
Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого
мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно
необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной
роботы рабов.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались
священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти
бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища
баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и
звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог
Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон
считался «сыном солнца» с этим связанные и почести, которые ему
отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался
величавым, освобожденным от влады времени и земной реальности. В
скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой
(физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в
вечность.

Читайте также  Черная и цветная металлургия мира

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко
проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы
Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений — масса разнообразных колон, что
символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми
звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу
наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей
пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели
традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги — в профиль, а
торс — развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве
исчезает традиция такого изображения.

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.
Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны
арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели
предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды
разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим
обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории
современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге
Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние
города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет
этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это
справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь
изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового
назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на
последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества.
Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять
цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо,
сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые
кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система
обчисления (счеты).

Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально
преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской
мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской
жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов
Передней Азии, а позже — в библейские сюжеты.

Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41
сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для
укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических
ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги
использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей
для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими
психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре
шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой
и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был
построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром
духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также
искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации
из серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного
рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические
сочинения, самое известное из которых — эпическая легенда «Гильгамет».

В конце ІІ тыс. до н э шумеры ассимилировались из вавилонянами.
Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое
просуществовало до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская
цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской
цивилизации и культуры.

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и
др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда, но
действительного развития она достигла в 2 тыс до н э, в эпоху «Ригвед».
На основе большого сборника «Ригвед» было создано своеобразную
духовно-мировозренческую систему индуизма — что есть (сердцевиной) ядром
индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на
касты. Каста — это явление, без которого невозможно понять характер и
своеобразие индийской культуры. В «Ригведах» были основаны
морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты):

Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости
от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны
(эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия
определенным ремеслом.

Индийская каста — это результат длительного процесса становление
производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые
разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и
законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры,
была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1
тыс. до н э). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на
принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н
э). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на
соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное
место отводилось религии, которая должна была духовно соединять
разорванное на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли
индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных и
философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и
окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляющими есть
фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет
древние мастера вырезали этот храм в скале.

Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в
художественных образах идеи поклонения богу любви — Камы. Базировался
этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини
как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в
крепких объятиях распространенное в храмах.

Китай — страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки
первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІУ в
до н э сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В инскую
эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во
всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и
изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр,
сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был
открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя
неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли
астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца,
сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на
солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю
историю. В Древнем Китае впервые было написано «Фармакологию», впервые
стали проводить хирургические операции с применением наркотических
веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием,
прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками — Великий
канал (2000 л — поч с 11 в до н э — по 19 в н э)- сложное
гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными
способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.

В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен
повседневного сознания, известный в истории как «китайская церемония».
Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и
мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины.
Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие
мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных
предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого
человека подобия и стали холодными, абстрактными божествами-символами,
как от Небо, Дао. Великий Дао — это всеохватывающий, всеобщий Закон и
Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный,
недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: