Художественная обработка древесины - ABCD42.RU

Художественная обработка древесины

Художественная и декоративная обработка дерева

Дерево – тот уникальный материал, который используется человеком на протяжении тысячелетий и, несмотря на это, не теряет своей популярности.

При помощи древесины и специализированных техник можно создавать уникальные изделия

Дерево – тот уникальный материал, который используется человеком на протяжении тысячелетий и, несмотря на это, не теряет своей популярности.

Из древесины изготавливаются самые разнообразные изделия и конструкции, причем многие из них могут быть вполне исполнены самостоятельно.

И, чтобы сделать их еще более привлекательными, необходима дополнительная декорация, которая может быть произведена путем обработки материала в определенной технике.

В данной статье мы будем говорить о том, при помощи каких способов осуществляется обработка дерева и в чем заключается суть методов.

Разновидности художественной обработки

Всего существует 2 большие группы видов обработки: художественная и декоративная. Рассмотрим обе и начнем с первого варианта.

Резьба

Резьба представляет собой метод, при котором рисунки получают путем вырезания элементов. Она может выполняться посредством нескольких техник:

Прорезной способ – наиболее простой и древний. Он исполняется с использованием электролобзика. Такой метод активно приняется для создания предметов, имитирующих стиль рококо и барокко.

Плосковыемчатый способ предполагает очерчивание контуров узора посредством образования выемок.

Контурная техника характеризуется прямолинейностью линий.

Рельефная резьба используется при создании объемный изображений и рисунков.


Обработка дерева: инструменты для резьбы

Точение

Точение производят на данный момент с использованием современных токарных станков.

Ранее применялись более примитивные модели, которые были созданы древними египтянами.

Наиболее актуальным такой способ обработки является при создании деталей сложной формы, с округлостями, полостями, витиеватостью и так далее.

Таким образом изготавливают: игрушки для детей, всем известные шахматы и многие другие востребованные предметы.

Мозаика

Мозаика относится к декоративно-прикладному искусству. Суть ее заключается в сборке объемного изображения посредством набора деталей из различных пород древесины. Последние могут иметь отличный друг от друга оттенок или текстуру.

Чаще всего при помощи мозаики декорируют сувениры, мебель, украшения или картины.

Существует несколько видов:

Инкрустация представляет собой украшение, которое выполняется путем декорации врезанными в поверхность элементами.

Техника интарсии предполагает различие вставок по фактуре или цвету.

Блочная мозаика характеризуется наличием пластин с идентичными узорами, которые наклеиваются на поверхность.

Выжигание

На первый взгляд, подобная ручная обработка дерева кажется весьма примитивной, однако это не совсем так. Перед мастером открываются широкие возможности.

Выжигание производят путем нанесения орнаментов, узоров и рисунков с помощью разогретого металлического шрифта.

Таким образом, можно получить самые необыкновенные изображения.

Тиснение

Художественная обработка дерева может быть произведена при помощи тиснения. Такой метод предполагает создание рельефного изображения.

Тиснение исполняется с применением пресса, который содержит заранее подготовленную форму.

Предварительно древесину пропаривают и обрабатывают раствором, содержащим соляную кислоту.

Прессование производится под высоким давлением.

Впоследствии готовое изделие обрабатывают.

Декоративная обработка

После художественных работ обязательно должны быть исполнены декоративные. Они заключаются не только в колеровке древесины, но и в защитной обработке и некоторой другой.

Основные этапы сводятся к очистке и покраске, которые в обязательном порядке не стоит игнорировать. В противном случае, незащищенный материал будет менее долговечен, уязвим к загрязнениям и биологическим поражениям.

После очистки и покраски древесина может изменить цвет, текстуру. Как правило, внешний вид становится значительно лучше, а эксплуатационные качества возрастают в разы.

Обжиг

Сначала древесину сушат и очищают. Следующим этапом станет обжиг.

Он осуществляется с применением специализированной горелки;

Держат ее под углом, передвигают вдоль древесины, не задерживаясь на определенном месте;

Затем материал обрабатывают щеткой, путем зачистки вдоль волокна.

Отбеливание

Посредством отбеливания древесине придают благородный естественный оттенок. При этом устраняются имеющиеся изъяны и переходы цвета. В результате декоративные качества материала значительно повышаются.

Ниже изображен брус, прошедший процедуру отбеливания, сверху – материал, не подвергнутый обработке

Вощение

Это – особый вид обработки, который также во многом повышает внешние качества изделий. Материал для нанесения выбирают с учетом будущего назначения предметов.

Если, допустим, это разделочная доска, то она должна оставаться экологичной и пригодной для эксплуатации и резки на ней пищевых продуктов.

Вполне безопасным материалом является воск (пчелиный). Он наносится на поверхность, которая предварительно покрывается пропиткой. Она не даст воску впитаться в древесину.

Покраска

Покраска – процедура несложная, но все же требующая соблюдения технологии.

Обратите внимание! При проведении работ, рекомендуется избегать повышенной влажности, прямых ультрафиолетовых лучей. Предварительно материал покрывают специализированными антисептиками.

Для окраски можно использовать подходящие составы, которые представлены в магазинах в широком ассортименте. Если применить масло, то естественный цвет материала будет сохранен.

В завершение изделие покрывают лаком.

Морение

Морение может быть глубоким или поверхностным.

На заметку! Такой способ обработки применяют, в основном, в том случае, когда необходимо имитировать натуральный оттенок дорогостоящих пород дерева.

Процедура достаточно простая и заключается в «вымачивании» изделий в растворе краски некоторое время.

Затем их подвешивают для того, чтобы лишняя жидкость ушла и сушат.

Если должный эффект не был достигнут, действия повторяются.

Заключение

Художественная обработка дерева, как и декоративная – древнейшие способы работы с древесиной.С их помощью можно получить практически любые изделия с неповторимым дизайном и оттенком, которыми можно украсить ваше жилище, придав ему индивидуальность.Например, уникальныые двери в классическом стиле.

§ 11. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву

Из истории художественной обработки древесины

Художественная обработка древесины — один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома (рис. 35), посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры и др.

В России наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX — начале XX века в деревнях Абрамцево и Кудрино.

Рис. 35. Украшение дома резными деренянными изделиями

Для абрамцево-кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы и т. д.

Рис. 36. Убранство домов с художественным оформлением из древесины

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов (рис. 36): для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок; при изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников и др.; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок и др. (рис. 37).

Рис. 37. Предметы домашнего обихода с резьбой

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву

Каким образом должно быть оборудовано рабочее место резчика по дереву и какие инструменты необходимы для этой работы? В школьной учебной мастерской для этой цели применяют столярный верстак. Он позволяет надёжно закрепить заготовки во время работы. При резьбе по дереву, чтобы исключить порчу стола режущими инструментами, используют подкладные доски.

Читайте также  Стронг, Анна Луиза

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки (рис. 38) применяют для выполнения прямых и закруглённых линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали. Режущие кромки резаков должны быть остро заточены и хорошо отполированы.

Рис. 38. Резаки: а, б, в — ножи-резаки; г — нож-косяк

Стамески различают по ширине полотна и профилю.

Прямые стамески (рис. 39, а) применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона и др. Отлогие и полукруглые стамески (рис. 39, б, в, г) используют в геометрической и контурной резьбе.

Рис. 39. Стамески для резьбы по дереву: а — прямая; б, в — отлогие; г — полукруглая; д — клюкарза; е — уголок; ж — царазик; з — косая

Клюкарзы (рис. 39, д) служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками-уголками (рис. 39, е) прорезают узкие жилки и желобки. Стамески-царазики (рис. 39, ж) позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески (рис. 39, з) применяют в основном для геометрической резьбы.

Если лезвие стамески хорошо заточено и отполировано, то оно легко режет древесину, что позволяет получить на изделии гладкую, качественную поверхность.

Правила безопасной работы

  1. Надёжно закреплять заготовку на верстаке.
  2. Работать стамесками только с прочно насаженными ручками.
  3. Передавать стамеску только ручкой от себя.
  4. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.
  5. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Найдите в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву. Сохраните их, чтобы коллективно оценить возможность изготовления таких изделий.

Новые слова и понятия

Инструменты для резьбы по дереву: резаки, стамески.

Виды художественной обработки древесины

Мы всегда стараемся придать жилому пространству, окружающему нас, индивидуальность, неповторимость, уют. Существует множество способов добиться особого колорита и комфорта, но самым притягательным является украшение интерьера обработанными изделиями из дерева. Какие же виды художественной обработки древесины существуют?

Пять основных видов художественной обработки древесины

Мозаика – изображение орнаментов или сюжетов с помощью отдельных элементов. Включает в себя разновидности:

  • инкрустация
  • интарсия
  • маркетри
  • блочная мозаика

Инкрустацией называют украшение поверхностей врезанными в них пластинами из дерева. Если вставки отличаются от основы цветом или фактурой, то такую инкрустацию называют интарсией. В случае применения в мозаичных полотнах декоративных кусочков шпона различных пород дерева, в результате чего получается целостное, будто нарисованное, изображение, тогда речь ведут о маркетри. Блочную мозаику вы сразу отличите по наличию тонких пластин с одинаковым рисунком, приклеенных на украшаемую поверхность.

Резьба по дереву – это, в сущности, получение изображения с помощью вырезанных элементов. Плосковыемчатая, например, обрисовывает контуры изображения с помощью выемок, при контурной силуэт создаётся с помощью простых линий, а геометрическая использует для этого орнаменты из несложных геометрических фигур. Самый интересный эффект получается в результате рельефной резьбы – узор приобретает объёмы.

Пирография – сравнительно новый способ обработки, заключается он в том, что рисунок получается в процессе выжигания по дереву.

Точение – оно предполагает вытачивание из дерева различных изделий, которые поражают своей законченностью, природной красотой, идеально гладкими формами, непревзойденной игрой светотени.

Роспись по дереву – как продолжение предыдущего способа. Простые растительные орнаменты превращаются в настоящие произведения искусства. Существуют даже определённые стили орнаментов (гжель, хохлома).

Средства для обработки древесины

Самые простые и эффективные средства для обработки древесины, проверенные временем и доступные по цене, – это морилка, пчелиный воск, столярный клей и водорастворимые краски. Этот, незатейливый на первый взгляд, набор средств позволит качественно обработать поверхности, придать им законченный вид.

Технология обработки древесины

Технология обработки древесины позволяет получить разные результаты. Если нужно обработать или окрасить изделие морилкой, его необходимо сначала загрунтовать. Грунтуют столярным клеем, предварительно на сутки замочив его в воде, затем нагревают на водяной бане до 60 градусов. С помощью толстой кисти полученный состав наносят на поверхность и оставляют для просушки.

Для окрашивания изделий небольшое количество коричневатой морилки смешивают с водорастворимыми красками для увеличения яркости оттенков. Чтобы подчеркнуть игру теней, работу, ещё во влажном состоянии, промокают тканью.

Последний этап – обработка изделий воском, это позволяет надёжно защитить древесину от загрязнений и воздействия влаги.

Художественная обработка изделий из древесины – это удивительное мастерство, своего рода искусство украшать поверхности природным материалом. Тем не менее, при желании, небольших способностях к творчеству и терпении, практически у каждого могут получиться интересные предметы декора. Остаётся только выбрать то направление, которое наиболее вам близко, инкрустация, например, или вытачивание заздравных кубков.

Резьба по дереву для начинающих: осваиваем новое хобби

Художественная обработка дерева, или по-другому резьба по дереву, относится к виду искусства, берущему свое начало в глубокой древности. Она существовала буквально на всех континентах, где обитали люди и росли деревья. Первоначало, «деревянное творчество» сводилось к вырезанию фигурок языческих богов, тотемных животных, а также служило для украшения жилища. С развитием общества и совершенствованием резного инструмента, это уникальное старинное ремесло приобрело широкую популярность на Руси. Его активно использовали при украшении фасадов зданий, бытовых предметов и мебели, детских игрушек. Использовали в кораблестроении, выполняя носовую часть судна в виде головы различных животных, деревянном зодчестве, и, конечно же, в резьбе икон. Многие памятники народного деревянного зодчества сохранились до сих пор. Современное искусство резьбы – это вид народного творчества, которое находит свое применение при изготовлении сувениров, украшении элементов интерьера и предметов быта, шкатулок, рамок для картин, зеркал, для создания различных фактур и панно, а также увлекательное и полезное хобби!

Материалы и необходимые инструменты

Резьба по дереву представляет собой способ обработки древесины с целью придания ей различных форм, фактур и нанесения на нее узоров. Обработка дерева – работа кропотливая. И несмотря на то, что сегодня существуют целые машины с электрическим приводом для резьбы по дереву, а также копировально-фрезерные устройства, позволяющие изготовить изделие в автоматическом режиме, ручной инструмент сохраняет свои традиции.Считается, что самые лучшие образцы деревянного творчества выполнены руками человека. Итак, для работы с деревом вам понадобятся:

  1. Чертежные инструменты: карандаш, линейка, циркуль, калька, копировальная бумага. Все это может пригодиться при нанесении рисунка на дерево перед непосредственной вырезкой самого узора.
  2. Режущие инструменты. К ним относятся разного рода ножи и вспомогательные инструменты (стамески, клюкарзы, ложкорезы и тому подобное).
  3. Инструменты для крепления, способствующие фиксации изделия и препятствующие его выскальзыванию из рук (верстачные тиски, зажимы и тому подобное).
  4. Инструменты для шлифовки, к которым можно отнести различные абразивы (для удаления щепок в труднодоступных местах) и наждачную бумагу.
  5. Отделочные материалы, по желанию, для придания дополнительной эстетичности (краска, лак, материалы материи, древесный клей и другие).
Читайте также  Отбор и найм персонала

Отдельно хотела бы поговорить подробнее об инструментах для непосредственной резьбы по дереву:

  • При формировании основной части изделия используют универсальный нож, имеющий угол заточки 35 градусов. Данный нож хорош и удобен и для новичка, и для профессионала. С его помощью можно выполнять как черновые работы по дереву, так и отделочные.
  • Нож-косяк имеет режущий угол в 60 градусов и используется при выполнении геометрических узоров, а также черновой обработки и чистовой отделки дерева.
  • При выполнении точных доводочных работ удобен в применении Богородский нож. Отличительная его особенность – это длинное лезвие при короткой рукоятке.
  • Стамески используют для рельефной резьбы, а также обработки контура изделия.
  • Клюкарзы – инструмент для создания сложного орнамента и глубокого объема.
  • Ложкорезы говорят сами за себя. Их применяют для заглубления в ложках и других изделиях.

Правила резьбы по дереву

Приступая к работе с деревом, необходимо знать правила и особенности работы с данным материалом и инструментом, которые позволят избежать возможных ошибок и сделают процесс резьбы понятным и приятным.

  • Изначально необходимо определиться с породой древесины, так как она может различаться по текстуре, качеству, свойствам, а следовательно, иметь различия в способах ее обработки. Начинающему резчику стоит выбрать древесину из лиственных пород (липа, осина, береза, ольха и другие), поскольку на ней, в отличие от хвойных, хорошо проводить прямые линии. При этом древесина должна быть сухой.
  • Приступать к работе стоит с эскиза. Рисунок или чертеж выполняется сначала на бумаге, а потом уже переносится на дерево.
  • Выбирая технику резьбы по дереву, начинающим стоит сделать свой выбор в пользу простых и необъемных – контурной либо геометрической резьбы. Обе техники наносятся на плоскую поверхность, однако, узоры в первом случае формируются линиями, а во втором – комбинацией геометрических фигур.
  • Независимо от выбранной техники резьбы, заготовку необходимо закрепить на верстаке, либо тисками, а также подготовить весь необходимый инструмент.
  • Углубления в поверхность дерева должны быть постепенными, спешить не стоит. Нажим и угол резьбы должны меняться в зависимости от выбранной древесины и техники.
  • Резьба по дереву может быть травматична, поэтому при работе необходимо строго соблюдать технику безопасности, поскольку сам материал изготовления, да и инструмент являются источником повышенной опасности.

Применение навыка в интерьере

Художественная обработка дерева позволяет выгодно подчеркнуть стилистику интерьера, создать особую атмосферу элегантности и утонченности внутреннего пространства. Резьба по дереву выполняется в самых различных стилях, как, например, классицизм, ампир, барокко, готика и рококо. Необычные формы, причудливые изображения животных, воинов, грозных львов и птиц, тонкость линий и изящество узоров, захватывают воображение и приковывают взгляд. Для декора интерьера используются различные виды резьбы по дереву и их сочетания:

  • Объемная резьба по дереву – пожалуй, самая сложная техника резьбы, в процессе которой получаются скульптурные произведения, например, такие как кресла, прикроватные столы, кровати, балясины лестниц, являющиеся топовой классикой.
  • Рельефная резьба по дереву – характеризуется углубленным фоном с выступающим изображением. В этой технике выполняют картины, иконы, а также украшают различную мебель.
  • Ажурная резьба по дереву – относится к прорезной технике с высверливанием общего фона. Подобные композиции получаются воздушными и утонченными, а в интерьере применяются в качестве обрамления, например, наличников у окон и фронтона домов.
  • Накладная резьба по дереву – отличается от остальных техник тем, что готовый прорезной орнамент накладывается поверх готового фона. Подобная резьба широко применяется для украшения фасадов мебели, карнизов, дверей.
  • Контурная и геометрическая резьба по дереву – характеризуются незначительным заглублением орнамента при вырезании линий или геометрических фигур. Данное творчество находит свое применение преимущественно в украшение панно и нанесении на него цветочных, пейзажных композиций и прочих орнаментов.

Резьба по дереву является изумительным по своей красоте народным искусством, в котором заложены все навыки и приемы изготовления предметов декора, унаследованные нами от наших предков. Подобные изделия выполнены из натурального материала, что сегодня является приоритетным, выглядят дорого и респектабельно. Обучиться технике обрабатывания древесины не так уж и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Требуется лишь ваше желание, усердие, ну и, конечно же, вдохновение!

Соблюдая правила, описанные в настоящей статье, изучив и просмотрев видеоматериал по понравившейся технике выполнения резьбы, можно смело делать свои первые шаги к вашим будущим шедеврам!

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

Введение

Применение украшений, как на предметах быта, так и на других изделиях из древесины, имеет многовековую историю. Вот наиболее распространенные виды декорирования: резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.

В современном массовом и крупносерийном производстве предметов быта практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделия рельефными элементами из древесины в том числе имитирующие резьбу по дереву, а также плоскостные элементы, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву)[1]. Эти технологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства. В современном мире – это необратимый процесс… Но в при всех этих, казалось бы, преимуществах изделие, сделанное в фабричных условиях, теряет огромную часть своей красоты и индивидуальности, и прежде всего – ощущение неповторимости и уникальности. Все чаще на витринах мы встречаем «безликие» типовые безделушки, зачастую не лучшего качества.

Другое дело – ручная работа. Да, выполнение резного декора для украшения бытовых предметов или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий. Однако все это в совокупности дает неповторимый результат: готовое изделие получается качественным с технической точки зрения и красивым и интересным с художественной.

Тема данной курсовой работы – «Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы» – актуальна. Сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая.

Цель работы – изготовление деревянного изделия с геометрическим орнаментом, используя традиционную технику резьбы. Основой для нанесения орнамента стала деревянная рамка.

Это изделие может быть востребовано, актуально и интересно по многим причинам. Ведь любая картина, фотография, панно и т.д. смотрится совершенно иначе, когда она находится в раме. При видимом большом выборе рамок в магазинах потребитель по разным причинам не всегда находит подходящую. Настоящее изделие универсально, оно подходит для обрамления любой подходящей по размеру картины или фотографии, имеет оригинальный орнамент.

Объект исследования – художественная резьба по дереву.

Предмет исследования – технология декорирования изделия геометрической резьбой. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Задачи данной курсовой работы:

Читайте также  Работа акушерки послеродового отделения

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев г. Задонска, г. Ельца и г. Липецка,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Предполагается, что данная работа может быть интересна как мастерам-резчикам, так и широкой аудитории. Тема народных промыслов – истинная ценность русские не должны забывать, как резать по дереву, создавать красоту своими руками в крови нашего народа-умельца.

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

резьба лакировка изделие убранство

Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.

Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.

XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы[2].

В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.

В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды[3]. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.

Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму[4]. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.

Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели.

На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.

Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.

В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство.

Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета[5].

Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.

В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.

В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование[6].

После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.

В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется.[7] Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: