Художественные особенности повести Гоголя Тарас Бульба - ABCD42.RU

Художественные особенности повести Гоголя Тарас Бульба

Сочинение: Художественные особенности повести Гоголя Тарас Бульба

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Н.В. Гоголь для своего произведения использует жанр повести. За основу сюжета взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н.В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н.В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Перечисленные художественные особенности повести «Тарас Бульба» помогают читателю увидеть красоту художественного слова, яркость, неповторимость литературных образов.

Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману.

Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия.

Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Андрий, полюбив, переходит из одного лагеря в другой и гибнет, так как в выборе между любовью к отчизне и любовью к женщине на первом месте оказалась женщина.

Все три главных героя погибают: Андрия убивает отец, не простивший предательства, Остап и Тарас попадают в плен и умирают, один под пытками, другой на костре. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Если поведение таких людей, как Остап и Тарас, в бою и в плену обычно, то каким же должно быть необычное, героическое поведение.

Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.

Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи. Задачи: Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы. Воспитательные: • Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения. • Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся. • Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям. Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий. Тип урока: урок- исследование. Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу. Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».»

План – конспект открытого урока .

Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи.

Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы.

Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

Тип урока: урок- исследование.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу.

Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Структуру и ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь —

способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки

Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по

которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков,

вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Наша с вами цель сегодня — выяснить, с помощью каких средств

удалось автору создать это удивительное описание степи, которое

2.Чтение описания степи.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Читайте также  Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялся зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш[14]; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

Осмысление. Эвристическая беседа.

— К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

— Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

— Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”. Вторая часть описания – это вечер.)

4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов:

пейзаж,
композиция ,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, заполняют таблицы, которые в итоге должны выглядеть приблизительно так:

Художественные особенности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок 17. Русская литература 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Художественные особенности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

«Тарас Бульба» – это не просто историко-приключенческая повесть. Не на одной семье сосредоточено внимание автора. Нет, он показывает читателю широкую картину борьбы украинского народа за свою свободу, жизни запорожского казачества в мирное и военное время.

В этом повесть эпична. Что же такое эпос? Эпос – это большое героическое повествование о прошлом, в котором дано описание и быта народа, и его борьбы с врагами. Героями эпоса обычно являются богатыри, творящие великие подвиги во имя родной земли.

Героям эпоса часто помогают силы природы – ветер, реки, горы, солнце. Если внимательно читать повесть «Тарас Бульба», то можно увидеть, что в ней, кроме людей, есть ещё один герой – природа. Она – фон, на котором чётче и понятнее выступают события произведения.

Вот единственная ночь Остапа и Андрия дома после возвращения из бурсы. Все спят, и только несчастная мать горюет о скорой разлуке. Природа тиха и нежна, она сочувствует бедной женщине.

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше.

А вот описание отъезда. Прощание с матерью, её слезы смутили молодые души. Парни, старательно скрывая это, грустят. Природа созвучна их чувствам:

День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад.

Но грусть постепенно уходит, мысли переключаются на иной лад, и природа меняет краски свои:

Солнце живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

Восхищаясь необъятным простором, наполненным яркими красками, разнообразной жизнью, автор восклицает:

Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши.

Да, степи прекрасны. Гоголь описывает их так красочно, так живо, что мы видим и дневную пестроту разнотравья, и ночную прелесть степных просторов:

Читайте также  Популяция. популяционный подход в экологии

В траве сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности.

На них прямо глядели ночные звёзды, им представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом, и тёмная вереница лебедей вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу.

А вот мается непонятной тоской Андрий. Ему скучно без боя, его томит бездействие. И дивная летняя ночь полна какого-то предчувствия:

Андрий чувствовал какую-то духоту на сердце. Июльская чудная ночь обняла воздух. На небе бесчисленно мелькали тонким и острым блеском звёзды. Оно все было открыто пред ним; чисто и прозрачно было в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом.

Гоголь очень умело, точно подбирает слова. Его слова – как мазки краской художника:

Козачество – широкая, разгульная замашка русской природы.

Чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха.

Степь курилась благовонием.

По всему полю, живописными кучами пестрел народ.

Высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел.

А какие сравнения и эпитеты использует Гоголь! Казаки надевают шаровары «шириною в Чёрное море», спящий пьяный казак – «пышная фигура», «дюженогие» запорожцы делают плоты, «обоюднослиянный» поцелуй соединяет Андрия и панночку, казацкие кони прыгают «распластавшись в воздухе, как змеи», слово подобно «гудящей колокольной меди».

Для сыновей Тараса, для каждого из них, подобраны отдельные сравнения. Пока молодые казаки воюют вместе, характеристики их похожи.

Это были два дюжие молодца. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва.

Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всём.

Но постепенно становятся явными различия в характерах братьев. Остап – вдумчивый, рассудительный. Он – «будущий вождь», «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

Андрий же – безрассудный, отчаянный сорви-голова. В бою он «как пьяный», «понуждаемый одним только запальчивым увлечением». Он не может быть вождём, он всего лишь «добрый вояка».

Остапа казаки, не задумываясь, выбирают атаманом, ведь у него «разум, как у старого человека». И на плахе Остап «выносил терзания и пытки, как исполин».

А Андрия, желая подчеркнуть его измену, Гоголь сравнивает с борзой.

Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Он понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник, и он понёсся.

Борзые собаки очень красивы, умны, в охотничьем умении с ними мало кто сравнится. И таким красивым и азартным животным, направляемым опытным охотником, показан Андрий.

Стараясь заслужить похвалу новых хозяев, Андрий лихо орудует саблей. Он «чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево». Он не перестал быть удалым бойцом, но то, что когда-то было славой казака, теперь стало позором изменника.

Убив сына-предателя, Тарас отказывает ему даже в погребении. Но по сыну-герою устраивает жуткие кровавые поминки:

Выжег восемнадцать местечек, близ сорока костёлов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых.

Гоголь честно изображает суровое время. Он показывает положительные и отрицательные стороны казачьей жизни. Его герои не идеализируются. Они – живые люди, и ни один из них не похож на другого. И именно это делает повесть такой интересной и привлекательной для читателя.

Какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! какие краски, яркие и ослепительные. И какая поэзия, энергическая, могучая.

Виссарион Григорьевич Белинский о повести «Тарас Бульба».

Художественные особенности повести Н. В. гоголя «Тарас Бульба» роль пейзажа в повести

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.

Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.

III. Анализ художественных особенностей повести.

Учитель: Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.

Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.

(ученики записывают определение в тетрадь).

Работа с текстом.

Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.

Беседа по вопросам:

Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?

Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.

Учитель: Какое значение имеет слова люлька?

Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?

Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь. Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.

Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.

Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?

Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.

Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.

Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?

Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.

Работа с текстом.

Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте ( описание степи, картина Днепра, июльской ночи).

Беседа по вопросам:

Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?

Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.

Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.

С чем ассоциируется у автора степь?

Читайте также  Поэты «чистого искусства»

Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено — золотым океаном, с неизмеримыми волнами.

Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?

Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».

Учитель: Живые картины природы автор дополняет множеством звуков. Каких?

Ученики: Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.

Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.

Ученики: Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.

Учитель: Почему автор вводит описание Днепра.

Ученики: Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.

Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.

Ученики: Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.

Учитель: Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?

Ученики: Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

Автор широко использует изобразительно-выразительные средства. Какие тропы встречаются в повести?

Ученики: Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.

Самостоятельная работа.

Ученики выписывают примеры тропов.

Проверка работы.

Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?

Ученики: Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.

Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка ( риторические обращения, восклицания, повторы).

Ученики зачитывают примеры из текста.

Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?

Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Художественные особенности повести Гоголя Тарас Бульба

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Н.В. Гоголь для своего произведения использует жанр повести. За основу сюжета взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н.В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н.В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Перечисленные художественные особенности повести «Тарас Бульба» помогают читателю увидеть красоту художественного слова, яркость, неповторимость литературных образов.

Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману.

Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия.

Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Андрий, полюбив, переходит из одного лагеря в другой и гибнет, так как в выборе между любовью к отчизне и любовью к женщине на первом месте оказалась женщина.

Все три главных героя погибают: Андрия убивает отец, не простивший предательства, Остап и Тарас попадают в плен и умирают, один под пытками, другой на костре. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Если поведение таких людей, как Остап и Тарас, в бою и в плену обычно, то каким же должно быть необычное, героическое поведение.

Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: