Оценка воздействия на окружающую среду - ABCD42.RU

Оценка воздействия на окружающую среду

Проект оценки воздействия на окружающую среду

Оставить заявку на проект оценки воздействия на окружающую среду

Заказать

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой и иной деятельностью (ОВОС) производится на основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ.

Порядок проведения: в соответствии с положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии №372 от 16.05.2000 г. В состав оценки воздействия на окружающую среду входят:

  • Подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • Проведение общественных обсуждений (общественных слушаний);
  • Разработка окончательного варианта материалов ОВОС.

ОВОС должны иметь органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду.

ЗАЧЕМ РАЗРАБАТЫВАТЬ ОВОС

Материалы оценки воздействия на окружающую среду намечаемой и иной хозяйственной деятельности нужны для прогнозирования возможных негативных для окружающей среды последствий и разработки мер и планов для снижения их последствий. Собственно, ОВОС — это часть плана хозяйственной деятельности в разрезе воздействия на окружающую среду. Как правило, такие материалы требуются для

  1. Получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  2. Получения разрешения на возведение каких-либо объектов от представителей общественности (местных жителей);
  3. Определение затрат на природоохранные мероприятия — чтобы иметь возможность разработать меры адекватного реагирования на неблагоприятные для окружающей среды факторы;
  4. Для оценки загрязнения окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду не имеет срока действия, но за ее отсутствие, в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрен штраф от 20 000 до 100 000 рублей по ст. 8.1 КоАП РФ, либо запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности.

ОВОС и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Федеральный уровень:

  • объекты, располагающиеся в особо охраняемых природных зонах и территориях; — объекты атомной энергетики;
  • введение проектов и технологий, которые могут повлиять на окружающую среду. Так же это относится к веществам, попадающих в окружающую среду в результате эксплуатации этих объектов или технологий
  • объекты строительства и реконструкции на континентальном шельфе, во внутренних водах РФ, в особой экономической зоне РФ;
  • объекты, деятельность которых связана с размещением или обезвреживанием отходов, а также с рекультивацией земель.

Региональный уровень:

  • объекты, претендующие на статус особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • объекты, находящиеся в особо охраняемых природных территориях регионального значения.

В итоге, материалы ОВОС разрабатывают для объектов строительства и реконструкции, которые подпадают под действие ФЗ «Об экологической экспертизе».

ПРЕЗУМПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ

Если вы задаетесь вопросом – нужна ли вам оценка воздействия на окружающую среду? – необходимо учитывать следующее: В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», предполагается презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности. Это значит, что с точки зрения законодательства, абсолютно любая производственная деятельность опасна для окружающей среды.

Согласно с той же статьей, установлена обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности – то есть, разработка материалов ОВОС обязательна для всех и всегда. Той же статьей установлен принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Это значит, что любая хозяйственная деятельность, экологическая безопасность которой не подтверждена ОВОС, должна быть запрещена.

СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ, ВХОДЯЩЕЙ В ОВОС

РАЗРАБОТАТЬ ОВОС

Наша компания оказывает услуги разработке раздела ОВОС в следующие сроки:

  • Разработка материалов ОВОС — от 20 рабочих дней в зависимости от сложности объекта.

Если у вас остались какие-либо вопросы – свяжитесь с нами, и мы с удовольствием на них ответим.

Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment ) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Содержание

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объёма и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания[2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3] .

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screеning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путём выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

  • Вторжение в природную среду. Оценка воздействия (основные положения и методы)/ Под ред. Ретеюма А. Ю. // М.: Прогресс, 1983. 191 с.
  • Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, Санкт-Петербург, 2006. (Содержание.
  • Оценка воздействия на окружающую среду проекта Nord Stream.

Примечания

  1. ПРПЦ-ПГП: Федеральный закон об экологической экспертизе / Документы / Гражданская экспертиза
  2. http://www.gov.spb.ru/law?d&nd=8419770&prevDoc=8419770&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D71%26lsz%3D961%26nd%3D9100074%26nh%3D0%26start%3D60%26
  3. http://www.ui.kg/inc/citdem/rus/hearing_handbook_rus.pdf

См. также

  • Государственная экологическая экспертиза РФ
  • Какие проекты должны проходить общественные слушания в рамках проведения государственной экологической экспертизы?
Читайте также  Электронный документооборот на предприятии

Внешние ссылки

  • ОВОС
  • ОВОС Мурманская область
  • ОВОС Ростов-на-Дону и ЮФО Учебно-научная лаборатория Южного федерального университета: «Инновационные технологии управления антропогенными ландшафтами»
  • ОВОС НЦ — «Охрана биоразнообразия» РАЕН

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Имитационное моделирование
  • Гинекомастия

Смотреть что такое «Оценка воздействия на окружающую среду» в других словарях:

Оценка воздействия на окружающую среду — процедура учета экологического фактора при подготовке и принятии решений о развитии хозяйственной деятельности. Источник: snip id 9183: Методическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов 3.13 оценка воздействия на окружающую… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. EdwART.… … Словарь черезвычайных ситуаций

Оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;. … … Официальная терминология

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (ст.1… … Словарь бизнес-терминов

оценка воздействия на окружающую среду — Вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.… … Справочник технического переводчика

Оценка воздействия на окружающую среду — (ОВОС) специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации… … Экология человека

оценка воздействия на окружающую среду — poveikio aplinkai vertinimas statusas Aprobuotas sritis aplinkos apsauga apibrėžtis Planuojamos ūkinės veiklos galimo poveikio aplinkai nustatymo, apibūdinimo ir išvadų teikimo procesas. atitikmenys: angl. environmental impact assessment rus.… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

оценка воздействия на окружающую среду — poveikio aplinkai vertinimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Planuojamos ūkinės veiklos galimo poveikio aplinkai nustatymo, apibūdinimo ir išvadų teikimo procesas. atitikmenys: angl. environmental impact assessment vok.… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

Оценка воздействия на окружающую среду — – мера по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о допустимости или нецелесообразности ее осуществления; в ходе… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

оценка воздействия на окружающую среду — определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия. (Смотри: СП 11 104 97. Инженерно геодезические изыскания для строительства.) Источник: Дом:… … Строительный словарь

Оценка воздействия на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, кос­венных и иных последствий воздействия на окружающую среду плани­руемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

В соответствии с ФЗ «Об охране окру­жающей среды» ОВОС проводится в отношении планируемой хозяй­ственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от органи­зационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Цель проведения ОВОС — предотвращение или смягчение воз­действия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

ОВОС тесным образом связана с экологической экспертизой. Они в совокупности образуют национальную процедуру оценки воз­можного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду. Результаты ОВОС документируются в материалах по ОВОС, которые являются частью документации по намечаемой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу.

Обязанность проведения ОВОС лежит на заказчике. Им может быть любое юридическое или физическое лицо, отвечающее за под­готовку документации по намечаемой деятельности. Заказчик может выполнить работы по ОВОС самостоятельно. Но, как правило, право на прове­дение этих работ заказчик поручает исполнителю — физическому или юридическому лицу, осуществляющему проведение ОВОС, поскольку для этого нужно иметь определенные познания (научно-исследовательские и другие институты, имеющие штат специалистов, ученые).

Результатами ОВОС, которые документируются в материалах по ОВОС, являются:

— информация о характере и масштабах воздействия на окружаю­щую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

— выявление и учет общественных предпочтений при принятии за­казчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

— решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размеще­ния объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОС.

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Процедура проведения ОВОС включает в себя три этапа.

Первый этап представляет собой уведомление, предварительную оценку и составление технического задании на приведение ОВОС.

На этом этапе заказчик совершает ряд действий: подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, со­держащую описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными доку­ментами; информирует общественность; проводит предварительную оценку по основным положениям и документирует ее результаты; про­водит предварительные консультации с целью определения участни­ков процесса ОВОС, в том числе заинтересованной общественности.

На основании результатов предварительной оценки заказчик со­ставляет техническое задание на проведение ОВОС. Техническое задание рассылается участникам про­цесса ОВОС и доступно общественности.

Второй этап включает в себя проведение исследований по ОВОС и подготовку предварительного варианта материалов по ОВОС.

Исследование включает в себя: определение характеристик намечаемой деятельно­сти и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); анализ состояния территории, на которую может оказать влияние на­мечаемая деятельность; выявление и оценку возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив; определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предот­вращающих негативные воздействия, оценку их эффективности и воз­можности реализации; оценку значимости остаточных воздействий и их последствий; сравнение альтернативных вариантов (включая отказ от деятельности) по экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям, обоснование варианта, предлагаемого для реализации; разработку предложений по программе экологиче­ского мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой деятельности; разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой деятельности; подготовку пред­варительного варианта материалов по ОВОС.

На этом этапе заказчик также предоставляет возможность обще­ственности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по ОВОС и представить свои замечания.

На третьем этапе происходит подготовка окончательного вариан­та материалов по ОВОС. Он готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информа­ции, поступившей от участников процесса ОВОС на стадии обсуж­дения. В окончательный вариант материалов по ОВОС должна вклю­чаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказчиком, передается для ис­пользования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую эксперти­зу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Участие общественности в ОВОС является важным элементом реализации конституционных прав граждан на благоприятную окру­жающую среду. Участие общественности в ОВОС включает в себя ин­формирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения ОВОС, в том числе к обсуждению общественностью объекта экспертизы, включая материалы по ОВОС.

ОВОС – это что такое?

Необходимость оценки воздействия новых проектов на окружающую среду связана с широкой распространенностью экологических проблем и их влиянием на качество жизни населения. Ужесточение норм и правил в сфере экологии способствует уменьшению негативного воздействия на окружающую среду как новых, так и уже существующих хозяйственных объектов. В результате рост ВВП достигается с меньшими экологическими потерями, что в современном мире очень важно. Проведение ОВОС позволяет оценить потенциальный экологический ущерб от планируемой деятельности и разработать меры для минимизации данного ущерба.

Что такое ОВОС?

ОВОС – это оценка воздействия на окружающую среду – международный термин, который характеризует комплекс действий, направленных на определение характера, интенсивности влияния на окружающую среду и возможных экологических последствий от предполагаемой хозяйственной деятельности. В России проведение таких мероприятий регламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и предусмотрено для всех типов планируемой деятельности. Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) требует от специалиста широкого спектра знаний как в области экологии, так и в смежных с ней областях (техника, экономика, социология и т. д.). Только всестороннее исследование будет удовлетворять целям.

Материалы ОВОС способствуют правильной оценке ситуации и принятию взвешенных и адекватных решений о способах осуществления предполагаемой деятельности. Они показывают характер и уровень возможных воздействий, величину экологических рисков и экологических последствий и дают основу для разработки мер по минимизации вредных воздействий.

Экологическая экспертиза и ОВОС

ОВОС – одна из форм экологической экспертизы. Хотя некоторые отличия у них все же есть. ОВОС намечаемой деятельности отличается от государственной экологической экспертизы некоторыми нюансами. Экологическая экспертиза действует на стадии принятия и обоснования какого-либо решения, затрагивающего окружающую среду. Она дает экологическое обоснование принимаемому решению. Главная цель экологической экспертизы – это соответствие основным экологическим требованиям, прописанным в законодательстве. ОВОС же предполагает именно исследование и комплексную оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Таким образом, экологическая экспертиза более формальна, а потому ее не всегда бывает достаточно.

Читайте также  Принятие христианства на Руси 7

Кто является участниками ОВОС?

Основными участниками процедуры ОВОС являются заказчик и исполнитель. Иногда к ее проведению подключают еще и общественность.

  • Заказчик представляет собой физическое или юридическое лицо, которое осуществляет подготовку документации по планируемой деятельности, исходя из существующих требований по данному роду деятельности. Предоставляет юридическое право на проведение ОВОС исполнителю.
  • Исполнитель также является физическим или юридическим лицом, основная задача которого – проведение процедуры по оценке воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду. Он несет ответственность за точность результатов, полноту оценки и достоверность получаемой информации. Результаты должны соответствовать принятым стандартам и нормативам.

При выполнении ОВОС исполнитель проводит исследования на предмет влияния предполагаемой деятельности на окружающую среду, рассматривает альтернативные варианты проекта. Результатом этой деятельности является предварительный вариант оценки ОВОС, который после этого рассматривает общественность.

После проведения общественных слушаний и ознакомления с замечаниями граждан исполнитель подготавливает итоговый вариант ОВОС. Полученные материалы затем используются при общей экологической оценке проекта. Общественность также может участвовать в процессе, предоставляя дополнительную информацию и участвуя в слушаниях.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Какие принципы действуют при построении ОВОС

Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:

  • Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
  • Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
  • Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
  • Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).

Что еще включают в ОВОС?

В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:

  • Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
  • Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
  • Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
  • Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
  • Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
  • Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
  • Подготавливают доклад по результатам ОВОС.

Этапы осуществления

Проведение экспертизы ОВОС регламентировано международными нормами и правилами. В том числе это касается последовательности выполнения операций. Такая последовательность включает в себя 4 пункта:

  1. Скрининг. На этой стадии определяется степень необходимости в проведении ОВОС и уровень детализации исследований.
  2. Скоппинг. На данной стадии определяются источники информации, а также наиболее важные направления, в соответствии с которыми будет вестись исследование.
  3. Анализ вариантов реализации проекта. В ходе него из нескольких вариантов проекта выбирается наиболее подходящий, дающий наименьшую нагрузку на окружающую среду.
  4. Оценка воздействия на ОС. На этом этапе определяют влияние проекта на экологическую обстановку, биологию и социальную сферу. В том числе используют прогнозы.

При оценке воздействия производится анализ различных показателей: удельной мощности (масса загрязнителей на 1 кв. м), силы воздействия (приток загрязнителей в ед. времени), распределение притока загрязнителей по времени (постоянное, одноразовое, дискретное), продолжительность воздействия, география загрязнения (контуры территории, площадь охвата, глубина).

Для регулирования величины воздействия негативных факторов проводят мероприятия, требующиеся для уменьшения, устранения или компенсации негативных последствий от реализации проектных решений. Определение приоритетов заключается в выборе более значимых компонентов воздействия реализованного проекта на окружающую среду, характеризующихся более сильным воздействием. Это могут быть особо опасные загрязнители, большая площадь охвата, большие объемы загрязнителей либо воздействие на охраняемые природные территории.

В конце процедуры приступают к составлению отчета о проделанной работе. После чего следует принятие или отказ от проекта или принятие его альтернативного варианта, а также определение условий, при которых он должен реализовываться. После проведения ОВОС предполагается последующий контроль над соблюдением выработанных предписаний, а также над уровнем воздействия проекта на состояние окружающей среды и принятие мер для уменьшения вредных воздействий.

Нарушения правил ОВОС

По закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» заказчик и подрядчик экологической экспертизы несут определенную ответственность. Заказчик обязан организовать проведение ОВОС, предоставить результаты в уполномоченные органы. Он также должен осуществлять финансирование ОВОС, организовывать общественные слушания и связываться с представителями власти. Исполнитель обязан соблюдать установленную процедуру проведения ОВОС, а также несет ответственность за достоверность содержащейся в нем информации.

При строительстве сооружений должны соблюдаться установленные законодательством требования и нормативы, которые должны присутствовать как на этапе проектирования, так и в процессе строительства и последующей эксплуатации сооружения. При нарушении существующих требований предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При отсутствии выполнения норм и правил проектирования, эксплуатации объектов, предоставлении недостоверных данных предусмотрены штрафы, которые различны для должностных, физических и юридических лиц. При нарушении закона об экологической экспертизе, повлекшем тяжелые экологические последствия, предусмотрена уголовная ответственность.

При несоблюдении экологических требований на этапе проектирования, строительства и эксплуатации объектов предусмотрены штрафы в размере:

  • 1-2 тысячи рублей для физлиц;
  • 2-5 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 20-100 тысяч рублей для юридических лиц.

Особенности ОВОС на Украине

На Украине были установлены собственные правила проведения ОВОС. Для этого были внесены соответствующие изменения в законодательство. Там ее трактуют как оценку воздействия предполагаемой деятельности на окружение, а сокращенно обозначают как ОВД. Приоритетными направлениями для проведения являются такие аспекты, как рациональное использование природных ресурсов, экологическая безопасность, сведение к минимуму негативного воздействия на окружение в процессе реализации хозяйственного проекта. Итогом такой процедуры является составление заключения об оценке воздействия на окружение.

Основным отличием проведения ОВОС является отказ от государственной экологической экспертизы в пользу заключения об оценке воздействия на окружение. При отсутствии данного заключения бизнесмен не имеет права проводить хозяйственную деятельность на объекте.

Заключение

Таким образом, ОВОС – это анализ воздействия на экологию предполагаемой хозяйственной деятельности. Это принятая во многих странах форма экологической экспертизы. Объектами ОВОС являются проектируемый объект и окружающая его среда. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности сейчас закреплена в российском законодательстве. Она является обязательной на этапе проектирования объекта. Отсутствие у бизнесмена заключения ОВОС, особенно в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями, может нести за собой уголовную ответственность. Нарушение или несоблюдение требований ОВОС и государственной экологической экспертизы может повлечь за собой выплату штрафов. Размер выплат минимален у физических лиц и максимален у юридических.

Во многих случаях после проведения процедуры ОВОС необходимо осуществлять экологический мониторинг при строительстве и эксплуатации объекта. Также в заключении ОВОС могут быть предложены альтернативные проекты с меньшей экологической нагрузкой на окружающую среду. К проведению оценки воздействия на ОС может быть привлечена и общественность. Для этого проводятся встречи с местными жителями и общественные слушания. ОВОС проводят в качестве обязательной процедуры и на Украине, где имеется своя специфика оценки воздействия.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Экологическое проектирование

  • Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
  • Решение на водопользование
  • Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)
  • Паспорт газоочистной установки (ГОУ)
  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
  • Технологический регламент обращения со строительными отходами
  • Расчёт нормативов допустимых сбросов (НДС)
  • Присвоение категории объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду
  • Паспорт благоустройства территории
  • Декларация о воздействии на окружающую среду
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
  • Мероприятия при НМУ
  • Расчёт нормативов допустимых выбросов в атмосферу (НДВ)
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Лабораторные исследования

  • Контроль за соблюдением нормативов допустимых сбросов
  • Контроль за соблюдением нормативов допустимых выбросов на предприятии
  • Расчет и определение токсичности отходов
  • Паспортизация отходов I — IV классов опасности

Обучение

  • Профессиональная переподготовка по программам экологической безопасности
  • Обучение и профессиональная подготовка по курсу «Экологическая безопасность»
  • Обучение и профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV класса опасности

Экологическая отчётность

  • Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду
  • Организация ведения журнала учёта отходов
  • Составление формы 4-ОС
  • Составление форм отчетности 2-ТП
  • Составление плана природоохранных мероприятий и сводного отчета о природоохранных мероприятиях
  • Подготовка и внесение сведений в сводный кадастр отходов
  • Отчет по производственному экологическому контролю (ПЭК)
  • Экологической сбор
Читайте также  Сочинение на общественную тему

Лицензирование

Экологический аудит предприятий

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

ООО «Институт Экологии» оказывает услуги по подготовке и разработке проекта «Оценка воздействия на окружающую среду» (сокр. ОВОС) для любых предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в столице, Московской области и всей России. Содержание этого документа регламентируется Федеральным Законом No 174 (от 23.11.1995 года). Он помогает планировать работу, предотвращать возможные негативные последствия и обеспечивать своевременное проведение необходимых мероприятий для минимизации вредного влияния на здоровье людей, а также на природу.

В каких случаях нужно разработать ОВОС?

В перечень входят:

  • Строительство (или проведение реконструкции) объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, на особо охраняемых природных территориях.
  • Строительство (или проведение реконструкции) объектов, не подлежащих ГЭЭ, но для получения разрешения на которое нужны доказательства полного отсутствия негативного воздействия или его небольших размеров.
  • Требование контролирующих государственных органов (при отсутствии необходимости в проекте санитарно-защитных зон);
  • Нахождение производства в пределах влияния аэропортов.

Какие подготовительные работы мы выполняем?

Специалисты экологи нашей компании:

  • Проводят первичную консультацию с представителем заказчика.
  • Выявляют наиболее уязвимые элементы природной среды.
  • Определяют технологические источники возможного негативного воздействия.
  • Оценивают уровень опасности для природы и человека.
  • Рассчитывают последствия вредного влияния, принимая во внимание заданные параметры работы хозяйственного объекта. Альтернативные расчёты при высокой степени вреда выполняются по умолчанию.

Этапы разработки ОВОС

  1. Подготовка УН (уведомление о намерениях). Проектная документация объекта открыто предоставляется для ознакомления с ней общественностью.
  2. Создание ЗВОС (заявление о воздействии на ОС) с аналитическими данными об экологической ситуации, а также о характере и интенсивности возможного вредного влияния на окружающую среду.
  3. Проведение общественных слушаний. На их основании следует принятие протокола, в котором решения по ОВОС оставляют неизменными или корректируют.
  4. Разработка процедур и мероприятий, необходимых для предотвращения негативных последствий.
  5. Составление ЗЭП (заявление об экологических последствиях), гарантирующего отсутствие вреда для людей и окружающей среды.

Выполненная нашими специалистами работа по оформлению документации ОВОС является доказательством экологической безопасности хозяйственного объекта, принадлежащего заказчику, и надёжной защитой от различных претензий со стороны властных и общественных структур.

8. Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимают деятельность, направленную на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий и выработку мер по охране окружающей среды и рационального природопользования.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это вид деятельности по выявлению, анализу и учету планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС является одним из принципов охраны окружающей среды.

Объект оценки воздействия на окружающую среду — намерение лица осуществлять потенциально опасную для окружающей среды деятельность, выраженное в документации, которая обосновывает деятельность.

Субъекты оценки воздействия на окружающую среду — заказчик — хозяйствующий субъект, отвечающий за подготовку документов, исполнитель и лицо, которому поручена оценка воздействия на окружающую среду (это может как орган власти, так и специалисты соответствующих отраслей промышленности).

Правовое значение ОВОС:

1. По объектам, обязательным для экологической экспертизы, ОВОС является первым обязательным этапом;

2. Учет общественного мнения;

3. Возможность внести изменения в проект хозяйственной деятельности до ввода объекта в эксплуатацию;

Принципы ОВОС:

1.Презумпция потенциальной экологической опасности любого проекта;

3. Научная обоснованность;

4. Достоверность и полнота информации;

1. Предварительный этап. Тут осуществляется сбор информации, информирование общественности, составление технического задания.

2. Исследовательский этап. Включает выявление возможных последствий, оценку проекта, анализ состояния окружающей среды в предполагаемом месте реализации проекта. На этой стадии готовится предварительное заключение.

3. Подготовка заключения оценки воздействия на окружающую среду и передача этого заключения заказчику, в том числе, органу, который будет проводить экологическую экспертизу, если она будет проводиться.

Заключение ОВОС носит рекомендательный характер.

Если будет экологическая экспертиза, то оценка воздействия на окружающую среду обязательна, если нет экспертизы — то эту процедуру можно проводить по собственному желанию.

9. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза является мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Процедура экологической экспертизы является формой предварительного экологического контроля

Правовое регулирование осуществляется на основании ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — это установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, техническим регламентам в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цель экологической экспертизы – предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Принципы экологической экспертизы:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта;

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду;

4. Обязательность учета требований экологической безопасности на всех этапах хозяйственной деятельности;

5. Достоверность и полнота информации, представленной на эту экспертизу;

6. Независимость экспертов;

7. Научная обоснованность объективность и законность заключения этой экспертизы;

8. Гласность. Участие общественных организаций, учет общественного мнения;

9. Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы

Ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет виды экологической экспертизы:

Субъектами государственной экологической экспертизы выступают три стороны:

а) Заказчик. Это органы государственной власти, наделенные правом назначать такую экспертизу. Такие полномочия есть у Минприроды и его территориальных органов, у Правительства субъектов РФ.

б) Подрядчик. Это исполнитель задания по экологической экспертизе. Подрядчиком может быть самостоятельная комиссия, либо по ее заданию НИИ или подобное учреждение согласно профилю объекта.

в) Потребитель. Это предприятие, организация или учреждение, чьи объекты стали предметом анализа.

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляют: федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор (подведомственный Минприроды)) и федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор (подведомственный Правительству РФ)).

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, которые предшествуют или обосновывают производственно-хозяйственную, рекреационную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Объекты экспертизы делятся на 2 уровня: федеральный и субъектов РФ.

Для разграничения объектов на группы проф. Дубовик предлагает использовать два критерия:

1. Формально-юридический. Т.е. утверждение проектов Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

2. Экологический. Т.е. потенциальная возможность воздействия объекта на окружающую среду в определенном регионе.

Государственная экологическая экспертиза проводится за счет заказчика, максимально ограничена сроком 4 месяца, ее заключение имеет юридическую силу акта органа исполнительной власти.

Государственная экологическая экспертиза проводится по объектам, перечисленным в ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе». В том числе:

1. Проекты федеральных экологических программ;

2. Материалы обоснования лицензий;

3. Техническая документация на новую технику и технологии;

4. Материалы комплексного экологического обследования, зон и территорий для обоснования статуса ООПТ, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Проектная документация на хозяйственные объекты, не включенные в перечень ст. 11 и 12 подлежат государственной экспертизе в порядке, установленным градостроительным кодексом (ГСК РФ).

Некоторые объекты перечислены в ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Размещение ядерных установок и атомных станций;

2. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств;

3. Ввоз в РФ ядерных реакторов для хранения или переработки;

4. Все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море;

5. Определение мест размещения отходов, погребения скотомогильников;

6. Использования в исключительных случаях лечебно-оздоровительных природных ресурсов для целей, не связанных с лечением населения.

Результаты государственной экологической экспертизе имеют силу подзаконного нормативного акта, и могут быть обжалованы в установленном для них порядке.

Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» организуется и проводится по инициативе граждан, и органов местного самоуправления, общественными организациями экологического профиля.

Субъектами общественной экологической экспертизы являются:

б) Непосредственный эксперт.

По заказу общественной организации проведение экспертизы может быть поручено НИИ соответствующего профиля.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами общественной экологической экспертизы могут быть любые виды потенциально опасной для окружающей среды деятельности за исключением случаев связанных с охраной государственной, военной, семейной тайны. Порядок проведения установлен ст. 22 ФЗ.

Решение о проведении экспертизы должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления.

Общественная экспертиза проводится либо до государственной экспертизы, либо параллельно с ней, т.к. государственная экспертиза обладает более высокой юридической силой, чем общественная экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер. Заключение приобретает юридическую силу после его утверждения органом, осуществляющим государственную экологическую экспертизу или решением суда. В случае невыполнения данного условия заключение государственной экологической экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.

В литературе по экологическому праву можно встретить такие виды экспертизы, как: ведомственная, научная, коммерческая и др. Однако их проведение не имеет самостоятельного правового значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: