Охрана материнства и детства - ABCD42.RU

Охрана материнства и детства

Защита семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции Российской Федерации)

Одним из направлений социальной политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции Российской Федерации).

Приоритетной задачей государственной политики является соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации указано, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В тех случаях, когда в процессе осуществления родителями своих прав и обязанностей обеспечение интересов детей перестает быть предметом основной заботы родителей или же эта забота осуществляется в ненадлежащей форме и недостаточном объеме, несовершеннолетний в силу ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации имеет право на защиту, которую ему должно обеспечить государство в лице органов опеки и попечительства, прокуроров и судом.

Одной из эффективных форм защиты семейных прав является установленная Семейным кодексом Российской Федерации судебная процедура лишения родительских прав (ст. 69), ограничения в родительских правах (ст. 73), отмены усыновления (ст. 140), а также восстановления в родительских правах (ст. 72, 76).

В большинстве случаев причиной обращения в суд с иском о лишении родительских прав служит ненадлежащее отношение родителей к выполнению своих обязанностей, их уклонение от воспитания и содержания детей, злоупотребление спиртными напитками, аморальный образ жизни.

Также практика показывает, что в качестве меры защиты прав несовершеннолетних судами применяется также ограничение родительских прав.

Ограничение родительских прав возможно по следующим основаниям: в случае, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка в силу обстоятельств, не зависящих от родителей или одного из них (это могут быть психическое расстройство, иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств, серьезные физические дефекты и др.), и если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка (ст. 73 СК РФ).

Ограничение родительских прав, в отличие от лишения родительских прав, может применяться к родителям не только вследствие их виновного поведения, но и в том случае, когда опасная для ребенка обстановка возникла в результате серьезных хронических заболеваний, психического расстройства родителей (одного из них), их болезни на протяжении длительного времени, стечения тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен самому себе) и т.п.

Восстановление в ранее ограниченных правах возможно, если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали. Суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных ст. 74 Семейного кодекса Российской Федерации.

В ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации также предусматривается возможность восстановления в родительских правах, если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка. При этом необходимо наличие всех перечисленных фактов в совокупности.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»

Для слабовидящих

Переводчик

Главное меню

  • Новости
  • Электронная запись на лабораторное тестирование на COVID-19
  • Информация по оплате за лабораторное тестирование на COVID-19
  • 95 лет санитарно-эпидемиологической службе Республики Беларусь
  • Реализация действующего законодательства по вопросам либерализации бизнеса
  • Санэпидслужба
  • Нормативные правовые акты
  • Эпидемиология инфекционных заболеваний
  • Санитарно-эпидемиологическое благополучие(обстановка)
  • Здоровый образ жизни
  • «НЕТ» несанкционированной торговле!
  • Профилактические проекты
  • Ссылки
  • Вопрос — Oтвет
  • Услуги
  • Цели устойчивого развития
  • Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь

Для сотрудников

Опрос

Анкетирование

Защита материнства и детства – важнейший приоритет белорусского государства

Защита материнства и детства – важнейший приоритет белорусского государства

Охрана здоровья матерей и детей в условиях низкой рождаемости в стране имеет особую медико-социальную значимость. Одними из основных направлений деятельности системы здравоохранения Республики Беларусь являются государственная поддержка материнства и детства, охрана здоровья матери и ребенка, создание условий для рождения здоровых детей, уменьшение инвалидности с детства сокращение младенческой, детской и материнской смертности.

Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности.

В 2008 году показатель младенческой смертности снизился до 4,5 на 1000 родившихся живыми (с учетом родившихся с массой тела 500-1000 г.) против 9,3 в 2000 году, и является одним из самых низких среди стран СНГ.

Важным показателем детского здоровья является уровень смертности детей в возрасте до 5 лет. Он считается одним из основных показателей благосостояния общества, так как отражает не только влияние биологических факторов риска на смертность детей, но и уровень их социального благополучия.

В 2008 году показатель смертности детей в возрасте до 5 лет сократился до 5,7 на 1000 родившихся живыми (с учетом родившихся с массой тела 500-1000г.) против 12,3 в 2000 году.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и медицинское наблюдение за новорожденными. 100% женщин имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживании. Все медицинские работники организаций здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь беременным женщинам, имеют медицинское образование в сфере ведения беременности и родов.

Уровень материнской смертности за последние восемь лет сократился почти в 9 раз и составил в 2008 году 2,8 случая на 100 тысяч детей, рожденных живыми (против 21,0 в 2000 году).

Система профилактических мероприятий по охране репродуктивного здоровья предусматривает дальнейшую интеграцию на уровень первичной медико-санитарной помощи службы, связанных с репродуктивным здоровьем, и включает: предупреждение нежелательных беременностей, снижение числа абортов, а также заболеваемости по причине аборта; проведение профилактических мероприятий среди различных возрастных групп населения по формированию стереотипов поведения, безопасных для здоровья и жизни, консультирование по вопросам репродуктивного здоровья; планирование семьи; подготовку женщины и ее семьи к беременности и родам, пренатальную охрану плода, в том числе предупреждение и лечение внутриутробных инфекций; профилактика ВИЧ-инфекции.

Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Право на охрану здоровья закреплено Кодексом Республики Беларусь «О браке и семье», в 184 статье которого сказано: «Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном, духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить к самостоятельной жизни. Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения».

В целях своевременного оказания медицинской помощи граждане Республики Беларусь закрепляются за государственными учреждениями здравоохранения по их месту жительства (месту пребывания), а при наличии ведомственных организаций здравоохранения — также и по месту работы (учебы, службы).

При лечении детей на дому матери ребёнка или другому члену семьи оформляется листок временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком либо справка.

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственной организации здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте до пяти лет одному из родителей или лицу, фактически осуществляющему уход за несовершеннолетним, предоставляется возможность находиться с ним в этой организации здравоохранения.

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственной организации здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте от пяти до четырнадцати лет и детям-инвалидам в возрасте от пяти до восемнадцати лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, одному из родителей или лицу, фактически осуществляющему уход за несовершеннолетним, ребенком-инвалидом, предоставляется возможность находиться с ними в этой организации здравоохранения.

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте до трех лет один из родителей или лицо, фактически осуществляющее уход за несовершеннолетним, обеспечиваются условиями для дополнительного ухода за ним и питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте от трех до пяти лет один из родителей или лицо, фактически осуществляющее уход за несовершеннолетним, обеспечиваются условиями для дополнительного ухода за ним.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007г. № 293-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» право на бесплатное обеспечение лекарственных средствами по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, право на бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Читайте также  Понятие и виды времени отдыха 4

Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) имеют несовершеннолетние дети по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца имеют несовершеннолетние дети, проживающие на территории радиоактивного загрязнения.

Кроме того, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года №1650 утвержден перечень заболеваний, дающих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врача в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием. В соответствии с указанным перечнем предусмотрено бесплатное получение лекарственных препаратов для лечения детей, больных туберкулёзом, системными поражениями соединительной ткани, онкологическими и гематологическими заболеваниями, сахарным диабетом, эпилепсией и рядом других тяжёлых заболеваний. Дети, беременные, больные фенилкетонурией, бесплатно обеспечиваются лечебными питательными смесями.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков органами и учреждениями государственного санитарного надзора осуществляются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, снижение вероятных факторов риска здоровья детей, связанных с условиями обучения, воспитания, питания, организацией физического воспитания и досуга; проводится гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. » Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства
Охрана материнства и детства в нашей стране стала одним из стратегических направлений государственной социальной политики. Благодаря последовательным мероприятиям, проводимым как на федеральном, так и региональном уровнях, удалось добиться улучшения основных показателей деятельности этой службы.

Организационная и практическая работа органов управления и учреждений здравоохранения в области охраны материнства и детства в 2006 г. была направлена на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение материнской, детской и младенческой заболеваемости и смертности, уменьшение детской инвалидности.

В последние три года в Российской Федерации:
• выявилась тенденция к увеличению рождаемости

• сохраняется устойчивое последовательное снижение уровня младенческой смертности

• имеет стойкую тенденцию к снижению уровень материнской смертности

Одним из основных механизмов повышения эффективности и качества медицинской помощи женщинам и детям является разработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и ребенка. В течение 2007 г. было издано 13 приказов Минздрава России, в том числе по дальнейшему развитию и совершенствованию медико-генетической службы, кардиохирургической помощи детям, охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков. Утверждены инструкции о порядке разрешения и проведения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям, по организации работы женской консультации, по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, по оздоровлению беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях. Утверждены также схемы динамического наблюдения за беременными и родильницами, гинекологическими больными, рекомендуемая структура, перечень оборудования и оснащения центров по лечению бесплодия и др. Регламентирована медицинская помощь новорожденным детям в акушерских стационарах, определено раздельное финансирование койки родильницы и койки новорожденного, временная их статистическая отчетность, в том числе коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных; снижена нагрузка на медицинский персонал.

Постановлением Правительства Российской Федерации №255 от 6 мая 2007 г. субъектам Российской Федерации рекомендовано оказывать бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям в приоритетном порядке, за счет своего и местных бюджетов, а также средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» решаются задачи по снижению показателей материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, инвалидности среди детей до 18 лет, повышению уровня здоровья детей.

Учитывая все изложенное, к основным направлениям совершенствования охраны здоровья детей следует отнести:
1) обеспечение достаточного уровня финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в объеме не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения;
2) повышение структурной эффективности здравоохранения в части охраны материнства и детства;
3) дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей с созданием межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров;
4) мониторинг здоровья детей и младенческой смертности;
5) формирование территориальных и федерального регистра врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике;
6) увеличение объема профилактических мер на основе внедрения современных технологий и переноса части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
7) совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.

Законы о поддержке семей и защите детства

В Российской Федерации права детей регулируются:

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

другими нормативно-правовыми актами.

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.

Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса

По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:

  • дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
  • дополнительная разовая выплата на детей с трех до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  • ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  • ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  • один из уволенных с 1 марта родителей сможет дополнительно три месяца (апрель, май, июнь) получать по 3 000 рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.

Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.

Расширение программы маткапитала

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.

Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ

По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

Обеспечение школьников бесплатным питанием

По закону дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Реализация закона начнется уже с 1 сентября.

Совместная учеба братьев и сестер

Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.

Повышение безопасности детского отдыха

С 1 июня компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей. За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Также был принят закон, по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также была установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Читайте также  Рисковое венчурное предпринимательство

Защита детей от «колумбайн-сообществ»

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних. Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления.

Упрощение поиска пропавших детей

В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.

Защита прав детей на жилье при разводе родителей

Закон обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

Дети – приоритет

В поправках в Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Охрана материнства и детства

Библиографическая ссылка на статью:
Полиэктова Д.Б. Особенности исторического развития конституционно-правовой охраны материнства и детства в XX веке // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85618 (дата обращения: 14.09.2021).

Охраной материнства и детства принято называть систему общественных и государственных мер, которые направлены на укрепление семьи, поощрение материнства, обеспечение здоровья ребенка и матери, а также создание благоприятных условий для воспитания детей, их нравственного, интеллектуального и физического развития.

Становление и развития системы охраны материнства и детства относится к развитию социалистического государство, а точнее после Октябрьской Революции. Именно в этот период, Коммунистическая партия начала вести активную деятельность, направленную на защиту жизни и здоровья детей в то сложное время. Особенностями становления охраны материнства и детства стало использование принципиально новых форм защиты, а именно открытие домов матери и ребенка, дома ребенка, детских садов, яслей, детских консультаций и молочной кухни.

Одним из первых законодательных актов, регулирующий охрану материнства и детства, ста Декрет 1919 г «Об учреждении Совета защиты детей», который устанавливал обеспечение детей всем необходимым для нормальной жизни, а именно медицинской помощью, едой, одеждой и помещением для проживания [2].

Следующим шагом в осуществления охраны материнства и детства являются мероприятия, направленные на объединение всех учреждений, которые заботятся о матери и ребенке в дородовой и послеродовой период, а также учреждений, которые занимаются уходом за детьми, в одну государственную организацию. Так, Указ Народного комиссариата от 31.01.1918 г., поручил Департаменту защиты матери и ребенка создать сеть учреждений, деятельность которых была бы направлена на воспитание здоровых и физически сильных граждан в Советской республике [3].

Следующим этапом в развитии системы охраны материнства и детства является издание указа «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» от 8 июля 1944 года. По возможности на освобожденных территориях восстанавливалась сеть учреждений по охране материнства и детства и уже к концу 1950 года их число превысило довоенный уровень[4].

Вопросы охраны материнства и детства продолжали оставаться и дальше в центре внимания, так к 1980 году в стране функционировало около 12 тыс. детских поликлиник, 10 тыс. женских консультаций, было развернуто около. 14 млн. мест в детских дошкольных учреждениях.

Зарождалось осуществление конституционных мер по защите материнства и детства, так в ст. 42 Конституции СССР, закреплялось положение, которое гарантировало права граждан на охрану здоровья, особая защита подрастающего поколения, а ст. 53 устанавливает, что государство осуществляет заботу о семье, с помощью учреждения и развития сетей детских учреждений, выплаты пособий на рождение ребенка, предоставление льгот и выплат многодетным семьям, и др. виды помощи семье» [5].

В последующем времени в СССР гарантировалось проведение социальных мероприятий по моральной, материальной и правовой поддержке материнства и детства, а также по охране труда работающих матерей. Был установлен перечень профессий, к которым не допускались женщины с целью сохранения их здоровья, также труд женщины на производстве допускался только с учетом физиологических особенностей женского организма.

Беременных женщин переводили на легкую работу с сохранением заработной платы, а также предоставляли отпуск по беременности и родам, которые оплачивались из средств социального страхования. На время отпуска по беременности и родам за женщиной сохраняется место ее работы.

Начиная с 1 ноября 1981 г. в соответствии с социальной программой, утвержденной XXVI съездом КПСС, поэтапно, по районам страны, для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее 1 года, а также женщин, обучающихся с отрывом от производства, вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, с оплатой отпуска в р-нах Дальнего Востока, Сибири и северных р-нах страны в размере 50 руб. в месяц, а в остальных р-нах — 35 руб. в месяц. Предусмотрено также право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и 2 лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности [6].

Несмотря на сложное положение в стране, забота государства о защите института материнства и детства продолжает быть актуальной, продолжают издаваться законодательные акты, регулирующие данную отрасль, а также утвердилось положение в Конституции СССР, где в ст. 35 говорится, что в СССР мужчина и женщина имеют равные права и осуществление этих прав реализуется путем предоставления женщинам возможности получения образования и профессии, а также создание таких условий труда, при которых женщина могла бы совмещать труд с материнством. Также женщинам предоставляется моральная и материальная поддержка материнства и детства, правовую защиту, льготы и отпуска по беременности и родам, а также постепенное сокращение рабочего времени для женщин, воспитывающих малолетних детей [7]

Также законодательство запрещало использовать женский труд на вредных и тяжелых условиях труда, а также привлекать беременных к сверхурочной работе, в выходные дни и в ночное время. Устанавливаются пособии по беременности и родам, пособия на детей для малообеспеченных семей, многодетным семьям, одиноким матерям и семьям, имеющим детей-инвалидов. Молочная кухня реализовывалась путем выдачи бесплатной молочной смеси, детского питания и донорского молока многодетным и малообеспеченным семьям до двух лет. В свою очередь для больных детей до трех лет жизни, проходивших лечение в больнице, бесплатно выдавались медикаменты. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1987 г. листок нетрудоспособности по уходу за ребенком выдается на срок до 14 дней.

Уже в конце 70-х и 80-х в СССР были введены следующие положения:

— 100% оплата отпуска по беременности и родам независимо от трудового стажа;

— ежемесячные выплаты на детей в малообеспеченных семьях;

— увеличение размеров единовременных пособий при рождение детей;

— увеличение размером пособий для детей инвалидов;

— введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года;

— снижение на 50% оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении для семей, имеющих 4 детей и более;

— освобождение от платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении семьи, в которых общий доход не превышает 60 руб. в месяц на человека, и др [8].

Еще одним важным нормативно-правовым актом является Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июля 1987 г. «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривал положения, обеспечивающие улучшение профессиональной и лечебной помощи воспитанникам и выпускникам школ-интернатов и детских домов, а также выполнение оздоровительных и профилактических мероприятий за счет укомплектования данных специализированных учреждений врачами, медсестрами, проводящими регулярную диспансеризацию. В соответствии с постановлением были значительно увеличены нормы расходов на питание детей в указанных учреждениях.

Не только государственные органы занимались улучшением жизни работающих матерей, но профсоюзные органы и администрации предприятий вносили свой вклад в охрану материнства и детства. Так, были разработан рекомендации о принятии на работу беременной женщины по 60 отраслям народного хозяйства. Также по просьбе беременных и женщин, имеющих ребенка в возрасте до восьми лет, могли рассчитывать на установление неполной рабочей недели. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки [9].

Беременные женщины и дети находились под медицинским и диспансерным наблюдением, которые проводились в сроки, установленные врачами различных специальностей и позволяющие своевременно выявлять и предупреждать развитие патологий во время беременности, отклонения в состоянии здоровья, и в свою очередь проведение своевременных оздоровительных мероприятий и профилактических действий.

Читайте также  Средства мультимедиа, их назначение и применение

Интересным фактом является, то, что на 27 съезде КПСС было принято решение определить дальнейшие совершенствование и развитие системы охрана материнства и детства, что показывает нам глубокую заинтересованность в осуществлении защитных механизмов данного института. На данном съезде была принята программа «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетки и на период до 2000 года», которая предусматривала улучшение материнства и детства, как приоритетное направление государства в системе здравоохранения. Положения данной программы предполагали полную перестройку родильных домов, поликлиник для женщин и детей, детских стационаров, повышения профилактической деятельности, а также усиления пропаганды здорового образа жизни [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие конституционно-правовой защиты материнства и детства происходило постепенно, в зависимости от положения в стране. Подмечается тенденция, что именно после революции, государство берет на себя функцию охраны материнства и детства, что в последующем закрепилось в Конституции и послужило дальнейшему развитию конституционно-правовой защиты материнства и детства.

Библиографический список

  1. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 10. – С. 197 – 204.
  2. Постановление СНК РСФСР от 4.01.1919 Об учреждении Совета защиты детей
  3. Дети ГУЛАГа. 1918—1956 / составители: Виленский С. С., Кокурин А. И., Атмашкина Г. В., Новиченко Ю. И. — М.: МФД, 2002. — С. 27—28 — (Россия. XX век. Документы)
  4. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной полити­ки. М., 1993
  5. Конституция СССР (1936)/Редакция 4.04.1940
  6. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2015. № 1
  7. Нагаев В.В. Охрана прав материнства и детства: социально-правовые комментарии. – М.: ЮРКНИГА, 2016. – 368 с.
  8. Платонова А.П. Детство и его социальная защита в условиях реформирования Российского общества: дис… канд. социол. наук: 22.00.05. – М., 2015
  9. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик // Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm (дата обращения: 01.01.2018)
  10. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года (утв. Постановлением ЦК КПСС, СОВМИНА СССР от 19.11.1987 n 1318

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, система гос., социальных и мед. мероприятий, обеспечивающих воспроиз-во здорового и всесторонне развитого потомства. Создает условия для наиболее благоприятного течения демографич. процессов, гармоничного физич. и духовного развития детей, а также предоставляет женщине возможность сочетать материнство с трудовой деятельностью и активным участием в общественной жизни.

Гос. система охраны здоровья матери и ребенка в СССР и др. социалистич. странах включает социально-экон. меры, закрепленные конституциями и др. законодат. актами, и является одним из важнейших достижений социализма. В СССР женщине предоставлены равные с мужчиной права и возможности во всех областях жизни — в получении образования и проф. подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в обществ.-политич. и культурной деятельности, созданы условия, позволяющие ей сочетать труд с материнством. Материнство в СССР окружено всенар. почетом и уважением, охраняется и поощряется гос-вом. Охрана интересов матери и ребенка обеспечивается спец. мерами по охране труда и здоровья женщин, правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и др. льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим детей (см. Конституция СССР, ст. 35). Особая забота проявляется о здоровье подрастающего поколения (Конституция СССР, Ст. 42). В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении спец. раздел посвящен вопросам О. м. и д.

Гос-во проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских яслей и садов, школ-интернатов и др. детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и обществ. питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также др. видов пособий и помощи семье. Предусматривается постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей (Конституция СССР, ст. 35).

Запрещено использование детского труда, если он не связан с обучением или воспитанием. С учетом физиологич. особенностей женского организма установлен перечень профессий, к к-рым женщины в интересах сохранения их здоровья не допускаются. Для женщин установлены льготы в пенсионном обеспечении: равное с мужчиной пенсионное пособие они получают на 5 лет раньше при меньшем (на 5 лет) общем трудовом стаже.

При беременности женщина по заключению врача может быть переведена на более легкую работу с сохранением ср. заработка по прежнему месту работы. Этим же правом пользуются кормящие матери и женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года. Не допускается привлечение беременных женщин и кормящих матерей к сверхурочным работам, к работам в выходные дни, в ночную смену и направление их в командировки. Женщины, имеющие детей в возрасте от 1 до 8 лет, также не должны привлекаться к сверхурочной работе и направляться в командировки без их согласия.

При беременности и родах женщинам предоставляются дородовой и послеродовой отпуска (см. Отпуск по беременности и родам, Отпуска по уходу за ребенком). Это право распространяется на женщин с общим трудовым стажем не менее 1 года или обучающихся с отрывом от произ-ва. Женщинам, вышедшим на работу сразу после окончания послеродового отпуска, предоставляются за счет рабочего времени с оплатой по среднему заработку дополнит. перерывы продолжительностью не менее 30 мин каждый для кормления ребенка через каждые 3 часа (до исполнения ему одного года).

Решениями съездов и пленумов ЦК КПСС предусмотрено создание условий для упрочения семьи, расширение льгот семьям, имеющим детей, и работающим матерям. В числе мер, обеспечивающих дальнейшее улучшение условий труда, быта и отдыха работающих женщин, для них введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года; расширяются льготы работающим женщинам, связанные с рождением и воспитанием детей. Решения съезда предусматривают создание женщинам, имеющим малолетних детей, возможности работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, по скользящему графику, а также на дому; принятие эффективных мер по облегчению труда в домашнем х-ве; увеличение кол-ва специализир. профилакториев для беременных женщин и др.

В соответствии с пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР ´О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей´ (1981) введена (для работающих женщин и женщин, обучающихся с отрывом от произ-ва) выплата единоврем. пособия по случаю рождения ребенка: в размере 50 руб. при рождении первого и 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка. Единовременные пособия выплачиваются также при рождении 4-го и последующих детей, а многодетным матерям, кроме того,- и ежемесячные пособия. Работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется дополнит. трехдневный отпуск (при условии, что основной и дополнит. отпуска в сумме не должны превышать 28 календарных дней).

Постоянное развитие сети дошкольных детских учреждений (ясли, детские сады и др.) обеспечивают женщине возможность сочетать материнство с активной трудовой и обществ. деятельностью, а также всестороннее воспитание и развитие подрастающего поколения. Гос-во берет на себя заботу о воспитании детей, лишившихся родителей или являющихся инвалидами с детства (см. Дом ребенка, Детский дом).

Для лечебно-профилактич. обслуживания женщин и детей, кроме общей сети мед. учреждений, создана сеть спец. учреждений, к-рые ведут наблюдение за состоянием здоровья женщин и детей (до 15 лет), обеспечивают проведение необходимых профилактич. мероприятий. Для родовспоможения и оказания мед. помощи женщинам и детям создана широкая сеть родильных домов, детских больниц и санаториев, акушерских и ги-некологич. отделений в больницах, учреждений и отделений для специализированной мед. помощи женщинам и детям, женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий и др. (см. Здравоохранение). В 1980 в СССР было 10,4 тыс. женских консультаций, 13,9 тыс. детских поликлиник и амбулаторий; для стационарной помощи детям — 567,2 тыс. коек; для беременных и рожениц — 230,4 тыс. коек; для лечения гинекологич. заболеваний — 184,1 тыс. коек.

Создаются спец. дома отдыха для беременных женщин, для матери и ребенка, где работающие женщины могут провести отдых вместе со своими детьми, и т. д. В молочных кухнях для грудных детей матери по рецептам врачей могут получать спец. детское питание, причем многодетным и нуждающимся матерям оно выдается бесплатно. Гос-во и общество заботятся об организации разумного отдыха и досуга детей.

Труд матери по воспитанию детей высоко оценивается Сов. гос-вом. Многодетные матери награждаются орденами и медалями (см. ´Мать-героиня´, ´Материнская слава´, ´Медаль материнства´). См. также Одинокие матери, Пособия многодетным матерям, Семейные пособия, Пособия по социальному страхованию, Дети, Несовершеннолетние.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: