Онтология, гносеология, аксиология - ABCD42.RU

Онтология, гносеология, аксиология

Основные разделы философии

Основные сферы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия

Философия, как и многие другие науки, имеет большой круг вопросов и проблем, на который и направлена её деятельность. Такие вопросы могут весьма различаться друг от друга, насчитывать большое множество, а на одни и те же проблемы можно смотреть с разных сторон. Таким образом, во многих научных дисциплинах, философия тому не исключение, есть своя структура.

Здесь она представлена пятью основными элементами: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия, но есть, конечно, и другие, но они являются менее ёмкими.

4 основных раздела философии

Как уже говорилось, вопросы философии отличны друг от друга, например, вопросы миропонимания, познания и первоосновы мира, места в нём человека, общественной жизни людей: государства, политики, права, и проблематика самого человека, в целом.

Философская Онтология

Так онтология изучает общие формы бытия, при этом, не заостряя внимания на их содержании. Например, рассматривается материальное и идеальное, реальное и сверхъестественное, бытие и небытие… Онтология также включает в себя ряд разделов, изучающих общие закономерности разных сфер бытия: природы, человека и общества. Онтология касается древнейших вопросов европейской философии.

Сферы философского знания жестко между собой не разделены, и многие вопросы, рассматриваемые в одном разделе, могут рассматриваться и в других. Впервые получившая развитие благодаря Сократу, аксиология, термин которой был введён лишь в 1902 году, также рассматривает бытие, но уже с позиции его содержания: бытие делится на реальность и ценность, влекущую за собой пользу.

Этот раздел философии рассматривает ценности как смысл бытия, стимулятор деятельности человека. Главенствующими понятиями выступают этика и эстетика, при которых духовные ценности: истина, добро, воля, красота нельзя отождествить с материальным понятием блага и оценкой, то есть реальной пользой. Так коренной проблемой выступает противоречие между концепцией признания универсализма ценностей и его отрицаниям в эмпирических и плюралистических трактовках.

Гносеология — познание

Аспекты познания и вообще возможность познания изучает раздел гносеологии. В ней ставятся вопросы сущности процесса познания, его содержания, связи между субъектом и предметов познавательной деятельности, ограниченности возможностей познания человеком чего-либо. Круг вопросов в начале своего развития был весьма неопределённым, лишь только ко времени деятельности Сократа, Платона и Аристотеля можно отнести формирование окончательной проблематики данного направления.

Как и онтология, гносеология – большая сфера философского знания. Она включает в себя ещё два подраздела – эпистемологию – непосредственное учение о познании, в котором не учитывается субъективная сторона самого процесса, и науковедение – направление, рассматривающее теоретические проблемы развития наук, их взаимосвязь между собой и другими социальными институтами, а также науку в широком смысле.

Философская Антропология

Следующим разделом философии выступает антропология – учение о человеке, получившее развитие в 16 веке. Также под антропологией можно понимать и философскую школу 20 века, преимущественно немецкую, представленную идеями Дильтея и Гуссерля.

Очевидно, вопросы и проблемы, изучаемые в этом направлении «крутятся» вокруг человека. Имеется в виду человек отдельно от общества, как представитель человеческого вида.

Социальная Философия

Стоит разделять эти понятия, так как весьма близко, но не тождественно стоит сфера социальной философии, которая изучает уже основные закономерности существования всего общества. Таким образом, основными вопросами философской антропологии являются: природа человека, смысл его жизни и существования, взаимоотношение с обществом и природой.

Предметом социальной философии уже выступает всё общество. Она рассматривает общество как структуру, состоящую из взаимодействующих элементов, и как процесс развития и изменения социума. Самостоятельным объектом изучения общество стало весьма недавно – в 19 веке, хотя его изучение началось далеко в античности.

Итог

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что сферы философского знания не имеют жестких границ и конкретно определённых вопросов. Где-то бытие рассматривается в общих чертах и формах, а где-то с позиции его содержания, сущности. Все сферы взаимосвязаны между собой и формируют множество единых концепций философского мировоззрения. Разделение на направления даёт лишь понимание приблизительного характера вопросов и проблем – связанные с человеком, либо же с обществом, а может быть о смысле бытия или возможности познать мир.

3 comments

— теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

В современной философии существуют относительно самостоятельные разделы философского знания, которые сформировались по мере его накопления в процессе исследования тех или иных философских проблем за длительный период исторического развития философии.

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Гносеология – учение о познании, раздел философии, в котором изучаются проблемы познания.

Аксиология — наука о ценностях как смыслообразующих основаниях бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни.

Этика – наука о морали, о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов. Этика изучает мир, используя понятия «добро» и «зло».

Логика(формальная логика)наука о законах и операциях правильного мышления.

Социальная философия – область философского знания, предметом которой является общество, история и человек как субъект социокультурных взаимодействий.

Философская антропология — раздел философии, в котором изучается человек как особый вид сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира.

Эстетика– философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика изучает мир, используя категории «прекрасное», «безобразное», «красота», «уродство» и др. Главной из них является категория «прекрасное», поэтому часто говорят, что эстетика – это наука о прекрасном.

История философии —это наука, изучающая процесс возникновения и развития философских идей.

Каждая эпоха и каждая культура знала свои философские идеи, которые к тому же далеко не всегда согласовывались, а чаще соперничали, опровергали одна другую. Совокупность философских идей составляет философское учение.

Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы. Последователи Платона – платоники, Эпикура – эпикурейцы, Августина – августинцы, Маркса – марксисты и т.д.

Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями.

Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох. Например, идеализм и материализм, эмпиризм и рационализм и другие

Читайте также  Состояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы

Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует процесс развития философии как столкновение философских подходов, борьбу идей, принципов и личностей. С развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем. Многие из великих философов (Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше и др.) считали свои философские системы вершиной развития философской мысли, впитавшими все лучшее, что было у предшествующих поколений философов, дающими человечеству абсолютную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для философии борьбой.

Новые идеи и принципы в философии не обесцениваются, не перечеркивают прежних идей, а включают их в себя в критически переработанном и переосмысленном виде как «момент истины».

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 73 ; Нарушение авторских прав

Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии

Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.

Философия есть выраженное в понятиях наукообразное мировоззрение (базирующееся на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия, интеграции духовной культуры общества), проявляющееся через многообразие исторически сменяющихся учений, течений, школ, стержнем которых является выяснение сущности человека и мира, обнаружение наиболее общих познавательных, ценностных, социально-политических, нравственных, эстетических отношений человека к миру, поиск ответа на вопрос, что есть Истина, Доброта, Справедливость и Красота.

Философия имеет различия и сходства с наукой, религией, искусством. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая.

Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т.д.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла».

Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируется на таких понятиях как «мироощущение», «миропонимание», «мировоззрение». В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д. Следующий этап мировосприятия — это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение — его система взглядов на мир.

В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.

Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение).Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии, являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) — теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания.

Аксиология (axia-сущность+logos-учение) — философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действия и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий «добра» и «зла».

Антропология (antropos-человек+logos-учение) — учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.

Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение).Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии, являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) — теория познания; изучает взаимоотношени субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания.

Аксиология (axia-сущность+logos-учение) — философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действи и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий «добра» и «зла».

Антропология (antropos-человек+logos-учение) — учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.

Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Философия и религия.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Читайте также  Сводная таблица по курсу «Возрастная психология»

Но между ними есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Философия Древнего Востока.

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными — чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана — бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства «я».

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира — пракрити и абсолютной души — пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

5. школа «инь-янь» (натурфилософы);

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа — не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

Античная философия.

Античная философия — совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Древнегреческая и грекоримская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, котора завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей. В истории античной философии выделяютс следующие периоды:

1. период натуралистической или «философии физиса» — ионийская школа, пифагорейцы, элеаты (VI — V вв. до н.э.);

2. период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.);

3. период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции;

4. период эллинистических школ от эпохи Александра Македонского и до возникновени христианства (IV в. до н.э. — I в н.э.) — кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;

5. античные школы христианского периода (I — начало VI вв. н.э.) — неостоицизм, неоскептицизм, медиоплатонизм, неопифагоризм, неоплатонизм.

Структура и основные проблемы философского знания

Отношение человека к миру, или субъекта к объекту как предмет философского анализа включает в себя ряд проблем, обеспечивающих разносторонний подход к рассмотрению этого отношения и обусловливающих структуру философского знания и его разделы.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия.

1. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.

Первая философская проблема – Проблема бытия/небытия, объекта и субъекта, вопрос их первичности или вторичности по отношению друг к другу(первичность означает существование одного явления до, вне и независимо от другого).

• Для обозначения объекта (объективной реальности) используется понятие «материальное». Для обозначения субъективной реальности – понятие «идеальное».

Основные направления классической онтологии: материализм, идеализм, дуализм

Материализм – философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а духовное начало, сознание, субъективное – вторичным.

Исторические виды материализма:

1) стихийный (наивный) материализм древних (Аристотель, Демокрит);

2) метафизический материализм Нового времени (Гольбах, Ламетри, Фейербах);

3) диалектический материализм (Маркс, Энгельс)

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное начало, идеальное, а материю считающее вторичной или отрицающее ее существование.

Виды идеализма:

Объективный идеализм: считает первичным и объективно существующим духовное начало (Абсолютную идею, Божественный или космический разум), порождающее материальный мир, который поэтому вторичен (Платон, Гегель, неотомизм).

Субъективный идеализм: считает первичным и определяющим сознание субъекта, а материальный мир – зависящим от него или вообще отрицает его существование (Беркли, Фихте).

Дуализм – философское направление, отрицающее проблему первичности материи или сознания и утверждающее параллельность и независимость их существования друг от друга (Декарт).

2. Гносеология – учение о познании,его сущности и возможностях, об отношении знания к реальности, об условиях его достоверности и истинности.

Вторая важнейшая философская проблема – Познаваем ли мир?Суть проблемы познаваемости: способно ли сознание субъекта адекватно (правильно) отражать окружающий мир, или: соответствуют ли наши знания о мире самому этому миру?

Основные направления гносеологии:

Гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, т.е., утверждающее, что наши знания о мире могут соответствовать этому миру.

Гносеологический пессимизм – направление, отрицающее познаваемость мира или сомневающееся в возможности его познания.

Разновидности гносеологического пессимизма:

– Скептицизм – сомнение в правильности познания мира (Юм);

– Агностицизм – каждое явление – «вещь-в-себе» (И. Кант); познание – это «трансцензус» – переход от знания явления к знанию сущности, который не может быть осуществлен, ибо мы никогда не будем знать, какой вещь является сама по себе.

3. Философская методология – учение о всеобщем методе познания

Третья важная философская проблема – Проблема поиска наиболее оптимального метода познания объекта субъектом

Два основных метода философии: диалектический и метафизический – они альтернативны, взаимоисключают друг друга, базируются на противоположных принципах.

Диалектика: в ее основе – принцип всеобщей связи; принцип развития

Метафизика: для нее характерны: разрыв связей; отрицание или извращение развития

4. Праксиология – учение о практике

Четвертая философская проблема – Проблема активности, целеполагания и деятельности субъекта по отношению к объекту; проблема практики.

Практика – материально-предметная деятельность субъекта, в результате которой происходит изменение объекта.

Дата добавления: 2015-07-18 ; просмотров: 1073 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Классическая философия:

Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и. логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

Читайте также  Проблема энергосбережения в строительстве

Термин «О.» был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики.Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа, у которого О. стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового. До начала 19 в. О. развивалась умозрительно, опираясь на спекулятивные представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство О., гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.

В 20 в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки (например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений (например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т.д.). В современной марксистской литературе вопрос об О. является предметом дискуссии: если одни считают, что О. не имеет права на самостоятельное существование, то, по мнению других, в рамках диалектического материализма О. должна выступать в качестве его особого раздела.

Для ряда направлений современной буржуазной философии (в частности, для феноменологии, экзистенциализма, персонализма) характерны попытки возродить проблематику О. в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе — как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.

Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.
Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в Т. п. — материализм и идеализм.

Ценностей теория, аксиология, философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — основной вопрос общей Ц. т. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюиса. Общим для них являются утверждения о том, что источник ценностей — в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и вторичными качествами). Значительную роль в аксиологическом психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности», или «инструментальности». С др. стороны, интерпретация ценности как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.

Для аксиологического трансцендентализма, развитого баденской школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормальным», сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний; возникает проблема онтологическойприроды «нормативного сознания». Идеальное бытие должно опираться на реальность; но тут возможны два варианта: либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос». Это последнее решение избирает персоналистический онтологизм, наиболее видным представителем которого был М. Шелер. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Для культурно-исторического релятивизма, у истоков которого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. По существу, это означало критику самой программы общей Ц. т. как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной «подлинной» системы ценностей. При этом для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и ДР.). М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа Т. Парсонса понятие ценности приобрело обобщённо методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются общественные противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеческой деятельности.

Исторический материализм рассматривает ценности в их социально-исторической, экономической и классовой обусловленности. Анализ ценностей широко используется марксистами при изучении истории культуры, науки, общественного сознания и личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: