Органы обеспечения безопасности России - ABCD42.RU

Органы обеспечения безопасности России

Органы обеспечения безопасности в рф.

В соответствии с Законом РФ “О безопасности” органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска, пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения. Создание органов обеспечения безопасности, не предусмотренных законом РФ, не допускается.

Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие — для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности, таможенные органы.

Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности.

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.

Совет Безопасности организуется и действует в соответствии с Конституцией РФ, Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ.

Задачами Совета Безопасности являются:

— определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

— разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организации подготовки федеральных программ ее обеспечения;

— подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

— подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

— подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

— разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

— совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

В состав Совета Безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Секретарь Совета Безопасности является его постоянным членом и назначается Президентом РФ. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Ими могут быть руководители федеральных министерств и ведомств — внутренних дел, внешней разведки и другие должностные лица.

Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии.

Совет Безопасности является совещательным органом. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем Coвета Безопасности — Президентом РФ. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Федеральная служба безопасности РФ

Федеральная служба безопасности РФ

Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Страна: Россия
Создана: 12 апреля / 23 июня 1995
(21 декабря 1993)
Юрисдикция: Президент РФ
Штаб квартира: Лубянка, 2 (Москва, Россия)
Бюджет: Засекречено
Средняя численность: Засекречено
(77,6 тыс. в 1995 году)
Предшествующая
служба:
МБР, ФСК России
Руководство
Руководитель: Бортников Александр Васильевич
Сайт
www.fsb.ru

Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации [1] . Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации [1] . Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.

Содержание

История

21 декабря 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти [2] . Этим же указом были утверждены положение о службе и структура её центрального аппарата, повторявшая структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, секретариат преобразован в управление делами).

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов [3] .

11 марта 2003 года Президент РФ Владимир Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы РФ и ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых) [4] .

Направления деятельности

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», [1] деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ. [1]

Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. [1]

Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. [1] На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. [1]

Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке». [1]

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются: [1]

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Читайте также  Территориальная организация муниципальных образований

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий: [1]

  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Структура органов государственной безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся: [1]

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  • управления (отделы, отряды) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по пограничной службе (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Понятие и система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний об органах, обеспечивающих безопасность и правопорядок в Российской Федерации;

— усвоение основных правовых понятий, раскрывающих правовой статус, основные направления и порядок деятельности органов, осуществляющих безопасность и правопорядок в Российской Федерации;

— усвоение структуры и системы органов, осуществляющих безопасность и правопорядок в Российской Федерации;

— усвоение основных направлений и принципов деятельности органом, осуществляющих безопасность и правопорядок в Российской Федерации

В результате изучения данной темы обучающиеся должны:

— правовой статус органов обеспечения безопасности в Российской Федерации;

— основные понятия, используемые для раскрытия полномочий, основных направлений и принципов деятельности органов обеспечении безопасности в Российской Федерации;

— систему органов обеспечения безопасности в Российской Федерации;

— основные задачи, функции Совета Безопасности РФ;

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение органов обеспечения безопасности в Российской Федерации;

— оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус органов обеспечения безопасности в Российской Федерации;

— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов обеспечения безопасности в России;

— принимать решения, определяющие порядок деятельности органом обеспечения безопасности в России;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правила формирования, деятельности и полномочия органов обеспечения безопасности в России;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов обеспечения безопасности в России.

Ключевые слова: Совет Безопасности РФ; органы внутренних дел РФ; внутренние войска МВД России; органы ФСБ России; органы СВР России; органы ФСО России; органы ФСКН России; таможенные органы; оперативно-розыскная деятельность; правопорядок; дисциплина[1].

Понятие и система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся:

— личность — ее права и свободы;

— общество — его материальные и духовные ценности;

— государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность;

— иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Для реализации задач по защите важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в Российской Федерации создана и функционирует система органов безопасности.

Под органами безопасности понимаются специализированные федеральные органы исполнительной власти в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Органы обеспечения безопасности имеют следующие общие признаки:

— общее руководство органами безопасности осуществляется Президентом РФ, непосредственное руководство и контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности возлагается на Председателя Правительства РФ;

— каждый орган безопасности наделен конкретными функциями и полномочиями в сфере своей деятельности;

— основной задачей любого органа безопасности является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создают угрозу безопасности личности, общества и государства,

— органы, обеспечивающие безопасность, создаются и функционируют на основе Конституции РФ, законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя.

— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

— правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

— разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

— применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

— разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

— организацию научной деятельности в области обеспечении безопасности;

— координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечении безопасности;

— финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

— международное сотрудничество в целях обеспечении безопасности;

— осуществление других мероприятий в области обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3 Закона о безопасности).

В систему органов обеспечения безопасности в широком плане практически включаются все государственные органы, независимо от их принадлежности к ветвям власти. Однако в России созданы и функционируют специализированные органы, которые непосредственно обеспечивают защиту граждан, общества и государства от различных угроз.

К этим органам относятся:

— Совет Безопасности РФ;

— Минобороны России и Вооруженные Силы РФ;

— органы внутренних дел и внутренние войска МВД России;

— МЧС России и его органы;

— органы ФСБ России;

— органы СВР России;

— органы ФСКН России;

— органы ФСО России;

— таможенные органы ФТС России;

В настоящей лекции будут рассмотрены преимущественно вопросы, связанные со структурой, задачами и полномочиями Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов ФСКН России, таможенных органов, органов ФСО России, органов СВР России. Структура, задачи и полномочия других органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, рассматриваются в других лекциях или в источниках по другим учебным дисциплинам.

Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации

Неопасение человеку везде вредит

§2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности

Безопасность– это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К жизненно важным интересамотносят совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование ивозможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются:

ее права и свободы;

Читайте также  Система питания дизеля

его материальные и духовные ценности;

его конституционный строй,

В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» субъектами(лицами, обладающими по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности) обеспечения безопасности являются:

общественные и иные организации и объединения.

Государство осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации –

разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;

определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области;

формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципамиобеспечения безопасности являются:

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения – средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений.

взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Законодательную основу обеспечения безопасности составляют:

Закон «О безопасности»;

законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации;

нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Систему безопасности образуют органы:

государственные, общественные, иные организации и объединения;

граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

законодательство РФ, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законодательством РФ, не допускается.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Органы законодательной власти:

создают законодательную базу, регламентирующую отношения в сфере безопасности.

Органы исполнительной власти:

обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ и законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который согласно закону «О безопасности» возглавляет Совет безопасности РФ. Совместно с Федеральным Собранием Президент РФ определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, реализует ряд других полномочий.

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства РФ, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ –

обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности,

разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы обеспечения безопасностив Российской Федерации включают в себя:

федеральные органы безопасности,

органы внутренних дел,

органы внешней разведки,

службы обеспечения безопасности органов –

судебной властей и их высших должностных лиц,

службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в –

в сельском хозяйстве;

службы обеспечения безопасности средств связи и информации;

органы охраны здоровья населения и другие.

Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, могут действовать только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Охрана труда

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. В системе бизнеса образуются свои структуры, в образовательном пространстве, в жилищном кооперативе или дачном поселке свои. Но есть общие цели и правила, которые в документах чаще называют принципами. Их очень много: общие, частные, специальные, для каждой сферы жизнедеятельности свои. Однако есть и общие идеи и правила.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1. законность, т.е. все мероприятия по обеспечению безопасности осуществляются на основании нормативно-правовых актов, принцип законности обеспечивает верховенство и единство закона, равенство всех перед законом;
2. соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. при обеспечении безопасности не должны ущемляться интересы всех объектов безопасности, обеспечивающие их существование и возможность прогрессивного развития;
3. взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
4. интеграция с международными системами безопасности.

В разных источниках рассматривают и другие принципы БЖ: гуманность, демократичность, плановость, оперативность, приоритетность, научность, эффективность, дублирование защиты, системность, комплексность, экономичность, рациональность, надежность, непрерывность и иные.

При обеспечении безопасности допускается ограничение прав и свобод граждан, в случаях, предусмотренных законом (в соответствии со ст.55 Конституции РФ, ч. 3).

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Закон дал четкое определение системы органов безопасности РФ.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом, не допускается.

Таким образом, вся вертикаль власти, а также все организации и граждане, имеющие отношение к обеспечению безопасности, а также нормативные акты образуют общую систему безопасности нашего государства и общества. (Подробнее органы, входящие в систему безопасности рассмотрены в 5 и 6 главах настоящего учебного пособия).

Но все органы власти, организации и граждане имеют множество иных задач и функций помимо сферы безопасности, например экономические, производственные, технические, культурные и иные. Их реализация регулируется иными соответствующими актами. А в Законе «О безопасности» раскрываются направления деятельности всех подсистем государства и общества именно в интересах и в сфере обеспечения безопасности. Каковы же эти направления (функции).

Основными функциями системы безопасности (практически любого уровня и любого ведомства, организации, предприятия) являются:
1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Читайте также  Устройство и назначение тормозной системы

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:

  1. возглавляет Совет безопасности РФ;
  2. контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
  3. принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Президент руководит работой Совета безопасности и его членов, принимает Указы по созданию и регулированию деятельности силовых структур, назначает и увольняет их руководителей.

Правительство РФ:

  1. обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;
  2. организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами РФ, и субъектов РФ.

Министерства РФ:

  1. обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
  2. разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы РФ, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), иных органов исполнительной власти,действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Система органов, осуществляющих охрану правопорядка и обеспечение безопасности РФ.

Реализация основных задач, стоящих перед любым государ­ством, осуществляется при помощи функций государства. Для выполнения своих функций государство создает всевозможные органы государственной власти. Для реализации задач государ­ства в сфере охраны правопорядка, безопасности государством создаются исполнительные органы власти, которые и призва­ны реализовывать функции государства в данной сфере.

Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерациипонимают специально созданные госу­дарственные органы, задачами которых являются охрана за­конности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их пре­дупреждение.

Для всех органов обеспечения правопорядка и безопаснос­ти в РФ характерно следующее:

1) общее руководство органами обеспечения безопасности и правопорядка осуществляется Президентом РФ. Непосред­ственное руководство и контроль выполнения мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности возложены на Правительство РФ;

2) каждый государственный орган в сфере обеспечения безопасности и правопорядка наделен всевозможными пол­номочиями в той или иной сфере деятельности;

3) основной задачей всех органов обеспечения правопоряд­ка и безопасности является борьба с преступностью и другими, правонарушениями, которые создали угрозу безопасности личности, обществу и государству;

4) деятельность любого органа, обеспечивающего правопо­рядок и безопасность в государстве, определена нормативно-правовыми актами.

Все органы, осуществляющие обеспечение правопорядка, и безопасности в РФ, имеют следующую систему органов;

· Совет Безопасности РФ;

· органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ;

· органы Федеральной службы безопасности РФ;

· органы Службы внешней разведки РФ;

· органы Федеральной службы РФ по контролю за оборо­том наркотиков;

· органы Федеральной службы охраны РФ;

· органы Федеральной таможенной службы;

· Министерство юстиции РФ.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся:

– личность – ее права и свободы;

– общество – его материальные и духовные ценности;

– государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность;

– иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Для реализации задач по защите важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в Российской Федерации создана и функционирует система органов безопасности.

Под органами безопасности понимаются специализированные федеральные органы исполнительной власти в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Органы обеспечения безопасности имеют следующие общие признаки:

– общее руководство органами безопасности осуществляется Президентом РФ, непосредственное руководство и контроль за выполнением мероприятий но обеспечению безопасности возлагается на Председателя Правительства РФ;

– каждый орган безопасности наделен конкретными функциями и полномочиями в сфере своей деятельности;

– основной задачей любого органа безопасности является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создают угрозу безопасности личности, общества и государства;

– органы, обеспечивающие безопасность, создаются и функционируют на основе Конституции РФ, законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

– прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

– определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

– правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

– разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

– применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

– разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

– организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

– координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

– финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

– международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

– осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3 Закона о безопасности).

В систему органов обеспечения безопасности в широком плане практически включаются все государственные органы, независимо от их принадлежности к ветвям власти. Однако в России созданы и функционируют специализированные органы, которые непосредственно обеспечивают защиту граждан, общества и государства от различных угроз. К этим органам относятся:

– Совет Безопасности РФ;

– Минобороны России и Вооруженные Силы РФ;

– органы внутренних дел и внутренние войска МВД России;

– МЧС России и его органы;

– органы ФСБ России;

– органы СВР России;

– органы ФСКН России;

– органы ФСО России;

– таможенные органы ФТС России;

В настоящей главе будут рассмотрены преимущественно вопросы, связанные со структурой, задачами и полномочиями Совета Безопасности РФ, органов ФСО России, органов СВР России. Структура, задачи и полномочия других органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, рассматриваются в других главах учебники или в источниках по другим учебным дисциплинам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: