Основные этапы работы с информацией - ABCD42.RU

Основные этапы работы с информацией

Умение работать с информацией

Добрый день, уважаемые читатели !

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Я проанализировал множество статей в Интернете и другие источники и вот что я увидел.

Мало кто понимает и доводит до читателей сам смысл – в чем же состоит эта работа с информацией. У меня, по крайней мере возникает только путаница от содержания прочитанного по этой теме. Авторы либо слишком углубляются в один аспект вопроса, либо пишут вообще не о том.

Хотя все просто – но почему-то существует желание все так усложнять. Наверное, от непонимания базовой сути.

Изложу мой подход и видение этого вопроса.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие: поиск и сбор – обработка (систематизация, анализ, кодификация)– использование – хранение.

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию ?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание. Об этом я писал здесь.

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией» — можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Далее мы присваиваем ей какое-то обозначение – т.е. кодифицируем.

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описал все основные этапы.

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

Присвоили имена папкам — «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд.
В общем бардак и неумение работать с информацией.

Что нам это дает описанное выше?

Ясность в вопросе – что же такое работа с информацией. Хотелось бы на это надеяться.

Остается выяснить – какие методики используются на каждом этапе для эффективной работы с информацией. Об этом в следующий раз.

А сейчас у меня вопрос к читателям — прояснилось ли ваше представление о том, что такое работать с информацией?

И какие вопросы появились, что непонятно, что нужно дополнить, разъяснить. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Урок 1
§1. Информация
Информационная грамотность и информационная культура

Содержание урока:

1.3. Этапы работы с информацией
1.2. Информационная культура и информационная грамотность 1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

1.3. Этапы работы с информацией

Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов:

1) стартовый этап;
2) этап поиска информации;
3) этап осмысления полученной информации;
4) этап рефлексии.

На стартовом этапе необходимо сформулировать цель работы с информацией (Для чего мне нужна информация?); постараться вспомнить всю информацию по интересующему вопросу, которой вы уже обладаете; осознать и чётко сформулировать информационную потребность.

Этап поиска информации включает в себя, прежде всего, поиск источников информации и их проверку на актуальность, достоверность, полезность и т. д.

Различают:

• медийные источники информации (интернет-издания, газеты, журналы, телевидение, радио);
• специализированные источники информации (научные труды, аналитические статьи, сайты определённых компаний и др.);
• живые источники информации (люди, компетентные в том или ином вопросе).

Желательно иметь несколько надёжных источников информации по интересующему вас вопросу. Если все они предоставляют схожие сведения, то вероятность того, что найденная информация достоверна, существенно повышается.

Многие годы человеку для получения образования было достаточно заучить и уметь воспроизвести некоторую фиксированную сумму знаний. В наше время потоки информации лавинообразно возрастают. Для успешной профессиональной деятельности требуется постоянное обновление знаний и продолжение образования в течение всей жизни. Сегодня на первый план выдвигается требование творческого освоения информации, предполагающее её осмысление, оценку и создание на этой основе новой информации.

На этапе осмысления происходит в первую очередь восприятие информации. Следующий шаг — извлечение смысла: воспринятая информация упорядочивается, осуществляется анализ, сравнение и обобщение полученной информации, её соотнесение с собственным опытом человека.

На этой основе формулируются гипотезы, высказываются предположения, делаются обобщения и выводы. В ответ на полученную информацию у человека возникают собственные мысли. Этот шаг можно охарактеризовать как создание собственного смысла.

На этапе осмысления информации большую роль играет умение правильно ставить вопросы. Можно выделить шесть групп вопросов, постановка которых позволяет эффективно извлекать необходимую информацию.

1. Простые вопросы, отвечая на которые можно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. (Когда произошло . Что произошло . Кто совершил . )

2. Уточняющие вопросы, служащие для установления обратной связи с источником информации. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. (Верно ли я понял, что . )

3. Интерпретационные, или выясняющие причины, вопросы, начинающиеся, как правило, со слова «почему».

4. Творческие вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. (Что будет, если . Можно ли сделать так, чтобы . )

5. Оценочные вопросы, помогающие определить значимость информации, дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. (Что привлекательного в . Почему есть сомнения в . )

6. Практические вопросы, устанавливающие взаимосвязь между теорией и практикой, возможность практического использования информации. (Где может пригодиться . Как использовать . ) Часто используется «ромашка Блума» — графическое изображение системы рассмотренных вопросов, названное так в честь американского педагога и психолога Бенджамина Блума (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Ромашка Блума

На этапе рефлексии важно оценить эффективность проделанной работы, понять возможности использования полученной информации при решении других задач, осознать влияние этой информации на свои личные взгляды и поведение.

Cкачать материалы урока

ГДЗ по информатике 10 класс учебник Босова параграф 1

1. Почему нельзя дать строгое и однозначное определение термину «информация»? В чём состоит принципиальное отличие информации от вещества и энергии?

Строгое и однозначное определение термину «информация» дать невозможно. Несмотря на то, что понятие информации является основополагающим (фундаментальным), т. е. мы не определяем его через другие понятия, каждая наука, которая работает с информацией, дает ей свое определение.

Принципиальное отличие информации от вещества и энергии

1. По отношению к информации не применим закон сохранения (информация может внезапно, «ниоткуда» возникнуть в воображении человека; человек может ее забыть, утратив навсегда и невозвратно).

2. Информация не расходуется при ее использовании.

3. Информация может быть передана от одного человека другому, при этом ее количество у первого человека не уменьшится.

4. Ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей ее частей.

2. Какие существуют основные философские концепции, связанные с понятием информации?

Согласно одной из философских концепций (ее называют атрибутивной), информация является свойством (атрибутом) всего сущего: информация возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к которым приводит воздействие одних объектов на другие.

Согласно так называемой функциональной философской концепции, информация связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы. Иначе говоря, информация является атрибутом, присущим только живой природе.

С точки зрения антропоцентрической философской концепции информация существует лишь в человеческом сознании и информационная деятельность присуща только человеку.

3. Что такое информационная культура человека? Каковы её основные составляющие?

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы работы человека с информацией.

Основные этапы работы человека с информацией:

1) стартовый этап;

2) этап поиска информации;

3) этап осмысления полученной информации;

4) этап рефлексии.

Характеристика основных этапов работы человека с информацией.

На стартовом этапе необходимо сформулировать цель работы с информацией (Для чего мне нужна информация?); постараться вспомнить всю информацию по интересующему вопросу, которой вы уже обладаете; осознать и четко сформулировать информационную потребность.

Этап поиска информации включает в себя, прежде всего, поиск источников информации и их проверку на актуальность, достоверность, полезность и т. д.

На этапе осмысления происходит в первую очередь восприятие информации. Следующий шаг — извлечение смысла: воспринятая информация упорядочивается, осуществляется анализ, сравнение и обобщение полученной информации, ее соотнесение с собственным опытом человека. На этой основе формулируются гипотезы, высказываются предположения, делаются обобщения и выводы. В ответ на полученную информацию у человека возникают собственные мысли. Этот шаг можно охарактеризовать как создание собственного смысла.

На этапе рефлексии важно оценить эффективность проделанной работы, понять возможности использования полученной информации при решении других задач, осознать влияние этой информации на свои личные взгляды и поведение.

5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:

1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;

Читайте также  Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению

2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;

3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;

4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;

5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.

Идентификация — отождествление индивида другим объектом. В социальной психологии — процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходит на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей.

Реорганизация — это полная или частичная замена владельцев корпоративных прав предприятия, изменение организационно-правовой формы организации бизнеса, ликвидация отдельных структурных подразделений или создание на базе одного предприятия нескольких, следствием чего является передача или прием его имущества, средств, прав и обязанностей правопреемником.

Интерпретация — трансляция и выполнение каждого выражения исходного языка машинной программы перед трансляцией и исполнением следующего выражения. В отличие от компиляции, при интерпретации процесс трансляции происходит последовательно строка за строкой во время прогона в среде интерпретатора.

Рефлексия — философский метод, при котором объектом познания может быть сам способ познания или знания, мысль, поступок. Рефлексия — уникальная способность человеческого сознания в процессе восприятия деятельности воспринимать и саму себя, в результате чего человеческое сознание предстает как самосознание.

Направляет, изучает, показывает

Интерпретация — это логотип Викисловаря

6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.

Пример использования ромашки Блума на уроке русского языка в работе над текстом Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.

Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, выявить его тематику. В вебе используется главным образом для поиска.

Ключевое слово информация

8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.

Свертывание информации – это методы представления информации в особой экономичной знаковой форме, которая способствует всестороннему и рациональному ее использованию.

Синильная кислота, открытая во второй половине 18 века шведским ученым Шееле, — это сильный яд, представляющий собой бесцветную жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, вызывающим во рту ощущение теплоты…

В результате процесса свертывания, получаем: синильная кислота – это яд.

9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

Текстовая форма информации — это то, что читаешь, видишь, витрины дают информацию о товаре, а есть информация — знаки на дороге, светофор даёт информацию, информация, которую слышишь — объявляют посадку в поезд, на самолёт.

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

Графические формы свертывания информации

Описание формы

Показывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.

Показывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному». ).

Выстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.

Строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.

В отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.

Диаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.

Виды диаграмм:
а)кольцевая

Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.

Такая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.

Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.

Графики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы:
· проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений;
· представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений;
· выявить общие закономерности и тенденции;
· иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.

Это цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк.
Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях.
Достоинства:
· компактное (сжатое) представление сведений;
· наглядность и обзорность;
· лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.

Уметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

11. Используйте интеллект-карту (рис. 1.6) для того, чтобы сделать краткое сообщение об объектах.

12. Используйте денотатный граф (рис. 1.5) для того, чтобы сделать краткое сообщение о системах.

Технология работы с информацией

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

«Технология работы с информацией»

Для преподавателей всех дисциплин СПО

Преподаватель информатики и ИКТ

ГБПОУ СахПЦ № 4 Долинск, Сахалинская область

Замалдинова Р.Ф.

Как известно, 20-й век был веком индустриализации, а 21-й век является веком информационных технологий. Это связано с существенным нарастанием информационных потоков. Потоки информации идут из разных источников: от предметов, растений, животных, космических объектов, членов семьи, друзей, учителей, коллег по работе, газет, телевидения, интернет и пр. Информация в прямом смысле витает в воздухе. Она передается телепатическими, энергетическими каналами, в виде электромагнитных волн разной частоты. Вселенная насыщена информацией.

Информация представляет собой совокупность данных, сведений о различных явлениях, событиях, объектах, предметах и пр. информация подтвержденная практикой является знанием. Информация является источником излучения энергии, но она не является носителем энергии.

Вместе с информацией люди либо получают, либо теряют энергию. С одной стороны, информация может вдохновлять, воодушевлять, окрылять, давать положительную, созидательную энергию. С другой стороны, она может вызывать ярость, гнев, злость, то есть давать отрицательную, разрушительную энергию. Информация может также вызывать страх, огорчение, печаль, тоску, скуку, угнетение, разочарование, быть просто безсмысленной и таким образом отбирать ваше внимание и энергию. Информация неотделима от энергии. Поэтому часто говорят об энергоинформационных потоках

Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от людей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, усвоения, запоминания и последующего освоения, применения, принятия различных решений. Чтобы быть здоровым, счастливым, успешным — надо постоянно заботиться о своем здоровье, постоянно трудиться и постоянно учиться! А для этого надо уметь работать с информацией!

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

В общем виде этапы следующие:

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Далее мы присваиваем ей какое-то обозначение – т.е. кодифицируем.

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описала все основные этапы.

Остается выяснить – какие методики используются на каждом этапе для эффективной работы с информацией.

Для эффективного обучения и профессиональной деятельности — необходима соответствующая «насыщенная» информационная среда, а также технология работы с информацией, как инструмент достижения запланированного и ожидаемого результата в кратчайшие сроки.

Что же представляет собою технология работы с информацией?

Во-первых, как и всякая технология — технология работы с информацией имеет этапы, которые менять или пропускать нельзя.

Назовем эти этапы:

• Исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужных данных и информации;

• Анализ данных и информации;

• Систематизация данных и информации;

• Превращение данных и информации в голове человека в знания и запись этих знаний на каком-либо носителе информации;

• Создание системы управления данными, информацией.

• Превращение материалов в интеллектуальный продукт, представляющий коммерческую ценность.

• Продажа интеллектуального продукта работодателю или на свободном рынке.

Во-вторых, на каждом этапе необходимо знать приемы, техники, методики — «как делать». Большинство студентов не знают или знают плохо,

• как, например, проводить исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужной информации. Обычно на этот вопрос студенты предлагают источники получения информации (книги, Интернет и т.п.), но никак не техники (методы) сбора информации. Это все равно, что знать отдельные адреса, где взять запчасти для вашего автомобиля, но не знать, как купить эти запчасти.

• или, как анализировать. Очень мало студентов знают основные виды (типы) анализа.

• как систематизировать, кодифицировать, оценивать, запоминать, писать, читать, управлять знаниями и т.д. и т.п..

Здесь необходимо сказать о том, что психически нормальный человек с возрастом и опытом создает свои технологии работы с информацией. И в этом нет ничего плохого, считается, что так и должно быть, потому что у разных людей разные каналы восприятия, организации и обработки информации. Плохо другое, а именно: незнание и непонимание многими людьми того, что при работе с информацией есть этапы, которые менять или пропускать нельзя, а также техники, приемы, методики… – что и как делать на каждом этапе! Плохо то, что каждый создает свою технологию, что равносильно изобретению в наше время велосипеда.

Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в Интернете тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Читайте также  Преступление, его виды, наказание

Мы живет в информационную эпоху. Мы тесно связаны с информацией, погружены в нее. Мы работаем с ней, мы ее обрабатываем, мы ее собираем и храним. Информация сейчас значит все. Но как же работать эффективно с той массой новых сведений, которые ежедневно падают на нас? От того, насколько вы научитесь справляться с этой задачей, будет зависеть ваш успех. Иначе вы сами себя поймаете в самый большой капкан на пути успеха.

Вот несколько несложных правил, как работать эффективно с той информацией, что у каждого накапливается на компьютере.

Первое. Проведите ревизию имеющихся у вас на компьютере аудио-файлов. И составьте их каталог. Естественно в него включите только полезные для вас файлы.

Второе. Отбирайте для работы и прорабатывайте только ту информацию, которая находится в ключе вашей темы.

Третье. Переходите к следующему тематическому блоку только тогда, когда вы полностью обработаете данный. Смогу вас заверить, очень часто вы с удивлением увидите, что часть информации, которая раньше казалась откровением, просто пуста и бесполезна для вас. Часть содержит только маленькие крупицы полезности. И только избранные единицы дают вам много-много полезного.

Четвертое. Обязательно критично оцените – нужно ли оставлять данную информацию у себя на компьютере. Конечно, все увеличивающиеся размеры жестких дисков позволяют накапливать ее Гигабайтами. Но нужно ли вам такое ее количество? Здесь хорошо сравнение с домашним шкафом и принципами Фен-Шуй. Суть в следующем: Если в течение года ты не одел какую-то одежду, то смело можешь ее выбрасывать. Дальше ты уже ею не воспользуешься!

Всегда эффективно организовывайте свое пространство и эффективно обрабатывайте свои залежи на компьютере. Не захламляйте свои электронные шкафы! Храните в них только то, что вам нравится, полезно, нужно и что помогает двигаться вперед и расти.

Умение организовывать себя и свои мысли позволяет быстрее достигать успеха. Ибо Закон Подобия говорит: Что внутри, то и снаружи. По какой дороге вам будет более приятно и быстро идти – через мусорные кучи, о которые неуклонно спотыкаешься, или по чистой прямой дороге?!

— Информационные потоки — информация повсюду.

Как известно, 20-й век был веком индустриализации, а 21-й век является веком информационных технологий. Это связано с существенным нарастанием информационных потоков. Потоки информации идут из разных источников: от предметов, растений, животных, космических объектов, членов семьи, друзей, учителей, коллег по работе, газет, телевидения, интернет и пр. Информация в прямом смысле витает в воздухе. Она передается телепатическими, энергетическими каналами, в виде электромагнитных волн разной частоты. Вселенная насыщена информацией.

Информация представляет собой совокупность данных, сведений о различных явлениях, событиях, объектах, предметах и пр. информация подтвержденная практикой является знанием. Информация является источником излучения энергии, но она не является носителем энергии.

Вместе с информацией люди либо получают, либо теряют энергию. С одной стороны, информация может вдохновлять, воодушевлять, окрылять, давать положительную, созидательную энергию. С другой стороны, она может вызывать ярость, гнев, злость, то есть давать отрицательную, разрушительную энергию. Информация может также вызывать страх, огорчение, печаль, тоску, скуку, угнетение, разочарование, быть просто безсмысленной и таким образом отбирать ваше внимание и энергию. Информация неотделима от энергии. Поэтому часто говорят об энергоинформационных потоках

Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от людей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, усвоения, запоминания и последующего освоения, применения, принятия различных решений. Чтобы быть здоровым, счастливым, успешным — надо постоянно заботиться о своем здоровье, постоянно трудиться и постоянно учиться! А для этого надо уметь работать с информацией! А так же с информационным полем земли, знания из которого мы заимствуем неосознанно.

— Технология работы с информационными данными.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие:
1) Поиск и сбор.
2) Обработка (систематизация, анализ, кодификация).
3) Использование.
4) Хранение.

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию ?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание.

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией» — можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

Итак, есть этапы.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Далее мы присваиваем ей какое-то обозначение – т.е. кодифицируем.

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

1) Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

2) Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

3) Присвоили имена папкам — «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

4) Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд. В общем бардак и неумение работать с информацией.

— Как правильно работать с информацией — 3 зоны.

Большинство государственных и юридических учреждений и сегодня хранит свои записи в виде бумажных документов — несмотря на удобство электронных копий этот вариант намного надежнее. Потому следующие рекомендации будут касаться и электронных, и бумажных носителей информации.

Самый удобный способ работы с информацией заключается в размещении документов таким образом, чтобы их возможно было найти быстро и без труда. Нужно создать три рабочих зоны, каждая из которых будет соответствовать частоте обращения к информации.

Первая зона — это данные, к которым вы обращаетесь ежедневно, они должны быть под рукой. В случае с обоими видами носителей они располагаются на рабочем столе.

Если говорить о рабочем столе компьютера, то не рекомендуется хранить на нем сами файлы. Дело в том, что этот раздел находится непосредственно в операционной системе Windows и размещен на системном диске С. При сбоях в работе компьютера данные с системного диска могут быть полностью или частично утеряны. По этой же причине лучше не хранить информацию в «Моих документах» — они также размещены в ОС. При неполадках проще спасти файлы с других локальных дисков (D, Е), поэтому храните информацию первой зоны на этих дисках, выведя ярлыки на рабочий стол.

Вторая зона — это информация, которой вы пользуетесь периодически, но не ежедневно. В кабинете это могут быть периферийные зоны и ящики рабочего стола, в электронном варианте — хранение документов на не системных локальных дисках без выведения ярлыков на рабочий стол.

Третья зона — архив. В нем содержатся документы, с которыми вы работали ранее и которые могут понадобиться вам в будущем: для подтверждения авторства, для использования содержащихся в них сведений и других целей. В компьютерном варианте это скорее всего будет папка «Архив», находящаяся в корне локального диска, а в бумажном — стеллажи, шкафы, отдельный кабинет для хранения папок с документами.

Вам может быть интересно почитать о том, как повысить работоспособность.

Для электронных носителей важно правило: сохраняйте файлы в распространенных расширениях, которые смогут прочитать все аналоги и версии программ.

Постарайтесь сохранять информацию идентичными способами. Например, если вы решили держать одну копию на облачном сервисе, а вторую на флеш-накопителе, то следуйте своему решению, а не разбрасывайте копии по разным носителям. Если часть копий будет на дисках, часть на втором ПК, часть на флешках и еще часть в облаке, то вы просто запутаетесь. Типов носителей для хранения копий должно быть не больше двух.

То же самое касается бумажных документов — существует немало способов запечатлеть данные на бумаге, но вы должны выбрать лишь самые приемлемые для вас: распечатанные на принтере документы, ксерокопии, выписки от руки и т.д.

Не стоит забывать, что работа по обработке информации включает в себя и четвертую, не названную зону — это мусорное ведро (хоть реальное, хоть виртуальное). Если информация устарела, если вы уверены, что она не пригодится, если она не имеет отношения к работе — безжалостно удаляйте ее из своего жизненного пространства, иначе потом просто не сможете разобраться с завалами накопившихся данных.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Видео:

Реферат: Основные этапы работы с информацией

В предыдущих главах мы рассмотрели различные источники экологической информации, некоторые методы ее получения и работы с ней. Несмотря на все многообразие ситуаций, приемов и методов, существуют общие закономерности, принципы, применимые при работе с информацией в большинстве случаев. Эти закономерности и составляют предмет настоящей главы. Кроме того, нашей задачей является рассмотрение процесса работы с информацией как единого целого. Мы предлагаем вниманию читателя общую схему информационной работы, которая охватывает ее существенные этапы, отражает их взаимосвязь.

В этой главе мы используем понятие информационного проекта . Под ним мы подразумеваем любую целенаправленную работу с информацией, рассмотренную “от начала до конца” — от определения цели и начала сбора информации до практического применения результатов этой работы. То, что мы называем информационным проектом, в реальной работе организации может существовать как отдельный проект, информационная компонента более широкого проекта или целое направление деятельности организации.

Читайте также  Проблемы нравственности в современной литературе

Это может быть работа, организованная как исследование определенной проблемы, например воздействия на окружающую среду конкретного предприятия-загрязнителя. Результаты такого исследования могут использоваться при обращении к лицам, принимающим решения, на их основе могут готовиться и распространяться различные информационные материалы. Это может быть и работа по созданию информационных ресурсов открытого доступа — библиотеки или базы данных, тематического сайта в Интернете.

Наконец, сделаем еще два замечания. Во-первых, не следует полагать, что принципы и подходы, описанные в этой главе, сложны и трудноосуществимы на практике. Осознанно или нет, они используются многими общественными организациями. Задачей авторов было систематически проанализировать существующий опыт информационной работы и выделить моменты, наиболее важные для ее успеха.

Во-вторых, приводимые здесь советы следует рассматривать не как набор жестких правил, а как систему ориентиров. Читатель волен дополнить или скорректировать эту систему с учетом своего собственного опыта.

Определение цели и план работы

Рис.1. Основные этапы информационного проекта.

Приступая к работе с информацией, разумно поставить цель этой работы. Как мы увидим в дальнейших разделах этой главы, в хорошо организованной информационной работе цель определяет буквально все — от направлений поиска, источников информации и методов ее получения, до форм ее представления и способов распространения. Сама же цель информационной работы всегда состоит в приобретении и (или) распространении сведений, необходимых для осуществления конкретных действий, изменения поведения людей, принятия решений.

Говоря о принятии решений, мы имеем ввиду отнюдь не только (и не столько) решения, принимаемые в высоких инстанциях. Речь идет о решениях, принимаемых на всех уровнях — от индивидуальных решений, определяющих личные действия, и решений, принимаемых в небольших коллективах (жильцы одного дома, группа активистов, небольшие предприятия), до решений, принимаемых на национальном и международном уровне.

Даже когда цель работы не формулируют в явном виде, некоторое представление о ней так или иначе присутствует. Важно, однако, сформулировать эту цель как можно более четко и ясно и затем соотносить с ней действия, предпринимаемые на всех этапах информационной работы. Важно также понимать, что вы собираете (готовите, распространяете) не “информацию о…” (феноле, заводе, законодательстве), а “информацию, необходимую для…” (работы с руководством предприятия, обращения в органы власти, принятия решения о том, можно ли купаться в речке). Точная постановка цели позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы, определив меру разумной достаточности для ваших усилий.

Предположим, что информационная работа ведется в рамках проекта общественной организации, направленного на уменьшение воздействия на окружающую среду предприятия-загрязнителя. Цель такой работы — подготовить информацию, необходимую для действий, направленных на уменьшение воздействия; побудить к таким действиям различные группы людей, имеющих отношение к проблеме (население, администрацию предприятия, органы власти). Более точно цель можно определить, если проект уже предусматривает конкретный способ действий — диалог с руководством предприятия, обращение в органы власти и т.п. Тогда при постановке цели речь будет идти уже об информации, необходимой для этих конкретных действий. В такой ситуации можно заранее определить, какая информация понадобится, материалы какого рода нужно будет подготовить. Например, в зависимости от способа действий могут оказаться в большей степени необходимыми знания об особенностях производственного цикла или достоверно зафиксированные факты нарушения установленных нормативов воздействия на окружающую среду.

В качестве другого примера рассмотрим проект создания информационного ресурса открытого доступа — например справочной базы данных по экологическим информационным центрам для общественных организаций. Предполагается, что применять эту информацию для конкретных действий будут не организаторы и исполнители проекта, а пользователи создаваемого ресурса. Цель этого проекта — предоставить общественными организациям сведения, необходимые для эффективного поиска экологической информации путем обращения в информационные центры.

В некоторых случаях при наличии острой проблемы бывает неясно, каковы должны быть конкретные действия или пути ее решения. Цель работы в такой ситуации может выглядеть как анализ ситуации и определение возможных путей решения проблемы. Важно только понимать, что это — промежуточная цель, а достижение ее — предварительный, “рекогносцировочный” этап информационной работы.

Если предполагается значительный объем информационной работы, полезно с самого начала наметить примерный план действий, поставить задачи каждого этапа. Для этого придется пройти схему информационной работы “от конца к началу”. То, для каких действий или решений необходима информация, определяет, какие информационные материалы (публикации, листовки, обращения) понадобятся, какого характера информация должна быть получена, каким способом и из каких источников. Определение на ранних этапах проекта его основных параметров сэкономит ресурсы, сделает усилия более эффективными.

Так, планируя создание, например, базы данных по экологическим информационным центрам, следует заранее решить, что вы понимаете под информационным центром, определить соответствующие критерии. Разумно решить, будете ли вы включать в базу данных зарубежные информационные центры, сотрудничающие с общественными организациями стран СНГ, государственные информационные центры и т.п.

Сбор информации

Итак, цель работы определена — можно приступать к сбору информации. Этот процесс увлекателен, многогранен и предполагает большую степень свободы для самостоятельного творчества. Он может включать как собственно сбор уже имеющейся, так и создание новой, дополнительной информации. Здесь, однако, таятся и определенные опасности. Как уже было сказано, к источникам экологической информации можно отнести огромное количество книг, статей, электронных баз данных и т.п. В качестве источников может рассматриваться множество организаций различных типов. Сориентироваться в этом многообразии непросто даже для профессионалов, работа которых, как правило, сконцентрирована в определенных, достаточно узких направлениях. Для общественных же организаций, круг интересов которых может быть весьма широким, задача правильной организации сбора информации является жизненно важной. Для того, чтобы плавание в безбрежном море сведений, цифр и фактов не поглотило без остатка все время сотрудников и другие ресурсы организации, полезно наметить некоторые ориентиры. Важнейшим среди них, своего рода маяком, задающим общее направление движения, служит цель вашей работы.

Цель поможет определить основные параметры нужной информации: круг вопросов , на которые нужно найти ответы (“широту” требуемой информации), и степень детализации, глубины проработки этих вопросов.

Исходя из представления о желаемой информации, следует решить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация. Как уже обсуждалось в предыдущих главах, существует множество путей получения информации, среди которых, например:

· работа с литературным материалом и составление обзоров;

· запросы в организации-держатели информации (государственные и общественные организации, предприятия);

· привлечение к работе консультантов или экспертов;

· поиск информации в Интернете;

· собственные наблюдения или измерения.

Выбор путей и методов получения информации, ее источников определяется конкретной ситуацией. В большинстве случаев целесообразным оказывается сочетание различных методов и источников.

Планируя информационный поиск, важно иметь в виду следующий принцип: тип источника должен быть адекватен характеру требуемой информации . Например, значения предельно допустимых концентраций вредных веществ следует искать в официальных изданиях СанПиНов (Санитарных Правил и Норм), ГОСТов или в соответствующих справочниках. Газетная публикация вряд ли послужит здесь подходящим источником. За сведениями о свойствах вредного вещества имеет смысл обратиться к учебникам и справочникам. Адекватным источником сведений о загрязнении окружающей среды могут быть протоколы измерений, публикации организаций, занятых экологическим мониторингом, доклады различных уровней, подготовленные государственными органами, или собственные измерения, организованные и задокументированные надлежащим образом. При этом нет смысла искать в докладе, подготовленном на федеральном уровне, сведения о состоянии окружающей среды в конкретном районе.

Для некоторых практических применений существенным оказывается “статус” источника информации. Если на основе собранных сведений предполагается добиваться принятия решений от органов власти или предприятий, целесообразно соблюдать ряд требований формального характера к источникам информации, процедурам ее получения. В предыдущих главах уже был приведен ряд примеров такого рода. Так, для проведения общественной экологической экспертизы необходима не просто официальная, но документированная информация о намечаемой деятельности, в то время как для организации кампании протеста по тому же поводу может оказаться достаточно неофициальной информации. Для того, чтобы добиваться принятия административных решений на основании сведений о загрязнении окружающей среды, лучше всего использовать данные государственных органов. Если же вы проводите с этой целью собственные наблюдения за состоянием окружающей среды, целесообразно соблюдать ряд требований к оборудованию и методикам. В то же время, чтобы принять для себя решение о том, можно ли купаться в водоеме, может оказаться достаточно очень простых методик или даже визуальных наблюдений.

Наконец, решив перечисленные вопросы и приступая к работе с конкретными источниками, следует иметь в виду, что среди них нередко встречаются материалы низкого качества, использование которых может привести к формированию неверного представления о проблеме. Иногда такие источники возникают в результате сознательного искажения информации, но чаще — в результате недостаточной квалификации авторов, стремящихся писать на актуальные темы. К сожалению, даже тот факт, что публикация заявлена как учебник или научная монография, не гарантирует ее высокого качества. Поэтому оценка источника информации является необходимым условием его использования. Ниже мы обсудим некоторые свойства источника информации, существенные для такой оценки.

Недавно из печати вышел учебник по экологической химии для старшеклассников, адресованный хорошо подготовленным школьникам — участникам химических кружков, победителям олимпиад и т.п. При подготовке сообщения на тему “Нефть в окружающей среде” восьмиклассники обнаружили, что, согласно этому учебнику, предельно допустимая среднесуточная концентрации паров нефтепродуктов в воздухе установлена в России на уровне 10 милиграммов в литре. Знания школьников оказались достаточны для того, чтобы оценить, что стандарты допускают концентрацию нефтепродуктов в воздухе на абсурдно высоком уровне (около 1% объемной концентрации). Очевидная ошибка, досадное упущение авторов или редакторов, заставило учеников и их наставников сделать определенные выводы о качестве всего учебника, по крайней мере, — как источника информации.

Отметим, что если вы приступаете к информационному поиску в незнакомой или слабо знакомой области, то помощь специалиста в подборе источников информации или в оценке источников, отобранных вами, особенно важна.

Оценка источника информации 1

Достоверность и полнота

Прежде всего, среди характеристик источника информации, существенных для его оценки, следует упомянуть достоверность и полноту. Достоверность подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: