Основные этапы развития письма - ABCD42.RU

Основные этапы развития письма

Основные этапы развития письма

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Письмо в широком смысле слова — все виды общения с помощью оптических знаков.
Палеография — наука о письме.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации

Можно выделить два этапа развития письма:

1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация;

2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения являлись предметы, звери, птицы и т.д. и еще ее называли пиктограмма

Этапы развития письма:

1. Рисуночное письмо или пиктография (не ушло насовсем, например изображения кренделя над булочной);

Самый древний и самый простой способ письма – пиктография — появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте

2. Идеографияилииероглифическоеписьмо;

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

3. Звуко-буквенное письмо:
А) Слоговое письмо; (отдельный знак означает слог;
Б) консонантное письмо (гласные специально не передаются; для их передачи иногда существуют подстрочные и надстрочные знаки);
В) консонантно — вокалическое письмо.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог. И последний этап – алфавитное письмо(звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

4. Змейкой — Бустрофедон (шагбыка).

Графика. Принципы орфографии. Виды алфавитов

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ(от греч. orthos ‘правильный’ и grafo ‘пишу’).

Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами); Орфография – это система правил, предписывающих выбор какого-то одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания

Орфография – совокупность норм или правил практического письма, состоящих из:

1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний

2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

1. Фонетический принцип (как слышится, так и пишется; написание максимально соответствует произношению);

2. Фонематический принцип (для выражения единства фонемы);

3. Этимологический принцип (жён, пчёл — жена, пчела);

4. Традиционный (произношение изменилось, написание осталось как раньше; take [такэ]);

5. Морфологический (мышь, луч);

6. Символический (миръ — мiръ).

5, 6 стремятся передать язык не через фонетику, при этом морфологич. написания отражают грамматику, а символические написания стремятся различать лексические омонимы, фонетически неразличимые.

Для русской орфографии ведущий принцип – фонематический.

Виды алфавита:

Алфавит, от названий первых 2 букв греч. алфавита — «альфы» и «беты»; система письменных знаков-букв, которая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма.

В зависимости от способа именования звуков алфавиты подразделяются на

Буквы консонантных алфавитов (финик.,древнеевр., араб.) обозначают согласные звуки или слоги с неопределенным исходом, гласные звуки передаются на письме посредством т. н. матерей чтения (matreslectionis) — букв, обозначающих полугласные или придыхательные звуки,— или диакритическими знаками.

Буквы вокалических алфавитов обозначают согласные и гласные звуки (греч. a, b, g; рус. а, б, в, г), иногда отдельные слоги (рус. е, ю, я), получая тем самым на письме четко различимое звуковое значение.

Буквы неосиллабических алфавитов (инд. деванагари, эфиоп.) обозначают слоги одинакового состава с исходом на гласный, начальные гласные, долготу гласного, огласовки; неосиллабические инд. алфавиты отличаются особым матричным построением, при котором порядок расположения звуков отражает соотношения различительных признаков фонем. Буквы ряда алфавитов имеют числовое значение.

51. Основные этапы исторического развития языка

Формировавшиеся родовые языки были изначально хотя и довольно сходными, но все же разными. Однако в меру расширения брачных и иных контактов между родами, а затем и хозяйственных связей между племенами начинается взаимодействие между их языками. В последующем развитии языков прослеживаются процессы двух противоположных типов:

· Процессы дивергенции (распадения единого языка на два или несколько различающихся между собою, хотя и родственных языков);

· Процессы конвергенции (сближения разных языков и даже замены двух или нескольких языков одним).

В дивергенции единый язык распадается сперва на диалекты, которые затем превращаются в самостоятельные языки. При этом в каждом из них сохраняются какие-то черты их общего предка, в чем и проявляется языковое родство.

В конвергенции исконно разные языки либо, сохраняясь как разные, сближаются друг с другом в той или иной степени (в подобных случаях принято говорить об образовании «языкового союза»), либо же происходит «поглощение» одного языка другим, т. е. какой-то языковой коллектив вместо своего первоначального языка начинает общаться на другом языке.

Особые случаи представляет:

а) образование койне — общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов;

б) превращение одного из контактирующих языков в так называемую лингва франка — более или менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода каких-либо других языков, а сосуществующее с ними на одной территории и подвергающееся их воздействию.

В реальной истории языков процессы дивергенции и конвергенции постоянно сочетаются и переплетаются друг с другом.

В эпоху разложения первобытнообщинного строя, с возникновением частнособственнических отношений и появлением классов на смену племенам приходят народности. Соответственно, складываются языки народностей.

Иногда язык формирующейся или уже сформировавшейся народности дополнительно получает функции лингва франка, становясь языком межэтнического общения для ряда родственных и неродственных сопредельных племен, даже и не объединяющихся в народность. Примерами могут служить языки чинук у индейских племен Тихоокеанского побережья Америки и суахили в Восточной Африке южнее экватора.

С возникновением и распространением письма начинается формирование письменных языков.

Он вырабатывается далеко не у всех народностей. В силу тех или иных причин у многих народностей функции языка литературы и деловой переписки выполняет в течение определенного времени чужой язык — язык завоевателей, авторитетной чужой культуры, религии, получившей международное распространение и т. д. К примеру, латынь.

С развитием капитализма и ликвидацией феодальной раздробленности народности развиваются в нации. Соответственно языки народностей перерастают в национальные языки. В некоторых случаях язык народности не становится национальным, а низводится на положение диалекта того или иного национального языка.

Для периода колониальных захватов характерно появление так называемых пиджинов (вспомогательный «торговый» язык, ни для кого не являющийся родным и используемый как ограниченное средство общения европейских колонизаторов с туземцами) и креольских языков («первый» (т. е. родной) язык хотя бы одной этнической группой в колониальной или зависимой стране).

Принципиально новый этап в развитии национальных языков связан с Великой Октябрьской социалистической революцией и с последовавшим за нею мощным подъемом национально-освободительных движений во всем мире. (на арену вышли многие нации из-за чего произошло смешение языков).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 3788 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА.

Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того, чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.

Самый древний и самый простой способ письма – пиктография — появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог.

И последний этап – алфавитное письмо(звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

Один из первых алфавитов на Земле – финикийский – состоял из 22 букв.

От финикийцев — жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников — буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. Греки значительно усовершенствовали его, добавив особые знаки для гласных звуков.

Читайте также  Расчёт рекуперативного теплообменного аппарата

Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Появление славянской письменности – заслуга святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 863 году Кирилл и Мефодий были отправлены византийским императором в Моравию проповедовать христианство на славянском языке. До поездки Кириллом была создана славянская азбука, используя которую Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтырь и др.).

Дошедшие до нас древнейшие письменные памятники выполнены двумя азбуками, сильно различающимися между собой – глаголицей (от старославянского «глагол», что означает «слово», «речь») и кириллицей (от имени Кирилл). Вопрос об истории их происхождения открыт до сих пор. Большинство ученых считают, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица имеет более позднее происхождение. В энциклопедии «Кругосвет» приведены факты, подтверждающие эту версию. (ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА | Энциклопедия Кругосвет). Вместе с тем на то, что глаголица была создана до кириллицы, указывают палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей. Также существует гипотеза, что глаголица создавалась учениками Кирилла и Мефодия или самим Кириллом на основе кириллицы. Исследования, проведенные учеными в последнее время, подтверждают, что глаголица – это результат искусственной индивидуальной работы. (Библиотека юного исследователя).

Cтарославянский язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

На Руси после принятия христианства в 988 году стали переводиться и переписываться церковные книги с помощью кириллицы. Эта азбука лежит в основе современного русского алфавита.

Нетрудно заметить, что слово азбука состоит из названий двух первых букв кириллицы, а названия букв а, б, в могут составить целое высказывание «Я буквы знаю». Названия букв представляли собой полнозначные слова, словоформы, предлоги. Наименованию букв древние люди придавали важное, священное значение. С таким пониманием связана многовековая традиция толковой азбуки, или азбучной молитвы, которая включала цитаты из Библии.

О распространении письменности на Руси долгое время можно было судить лишь по отдельным замечаниям древних авторов. Известно, например, что болгарский автор IX – начала X века черноризец Храбр писал о том, что Кирилл еще до создания славянской азбуки был знаком с рукописью, написанной русскими буквами.

О высокой языковой культуре мастеров XI века можно судить по сохранившимся памятникам древнерусской письменности. Число рукописных книг на Руси было столь велико, что вопреки всему до нас дошли десятки свидетельств широкого распространения так называемой «учительной литературы», философских сборников, поучений, псалтирей.

В настоящее время ученые располагают ценными сведениями о распространении грамотности в Древней Руси. Имеются летописные записи о том, что в начале X столетия русские заключали письменные двусторонние договоры с греками. В 50-х годах ХХ века во время интенсивных раскопок Новгорода Великого были открыты, проанализированы и описаны сотни берестяных грамот XI – XVII веков. Найденные письма и документы свидетельствуют о том, что умение писать и читать стало прерогативой не только привилегированного класса и взрослого населения. На куске бересты ещё 750 лет тому назад семилетний мальчик выписывал азбуку и процарапал рисунок. Около всадника, поражающего копьем своего врага, он написал свое имя «Онфим», прославив этим самым себя навеки.

В самых первых древнерусских рукописях X-XI вв. в качестве украшения использовалась буквица. Это большая прописная буква, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».

В древности создание книги было делом очень трудоёмким и долгим. До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные писцы, которые тратили на эту работу по несколько месяцев. Все книги были рукописными. До четырнадцатого столетия на Руси использовали шрифт устав , а с четырнадцатого века появилась его упрощенная форма полуустав .В неофициальном письме он скоро уступил место скорописи, упрощенном, более удобном стиле письма.

Основные этапы развития письма

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Пиктографическое письмо. Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.

Иероглифическое письмо. В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках . Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Слоговое письмо. Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные ( древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западносемитские ( финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы ( катакана и хирагана ). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница , кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо. Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Возникновение и основные этапы развития письменности.

Процесс развития общества на определенных этапах потребовал способы сохранения и передачи информации. Первые попытки таких действий можно назвать началом возникновения письменности. Анализ языковых систем в свете развития записи информации приводит к выводу, что развитие письменности происходило по разным путям независимо друг от друга. Все существующие системы письменности, как и языки условны. Ее качество определяется возможностью отражения всего того, что мы можем произнести. Процесс продолжался длительное время и пришел к современному состоянию. Период формирования можно разделить на следующие этапы.

Предметное письмо.

При возникновении цивилизации письменности не было. Передавать и сохранять информацию было невозможно, единственным местом сохранения была людская память, воспроизведения — пересказ. В легенде о царе Дарие о присланных скифами предметах (жабе, мыши, птице и стрелах) приводится два варианта толкования. Этот пример можно расценивать как первое предметное письмо. К этому типу можно отнести способы передачи информации у ирокезов при помощи набора ракушек разного цвета и перуанцев(количество разноцветных узелков на веревочках). Несовершенство этих способов обусловило дальнейшие поиски возможностей отображения информации, более универсальных и понятных.

Пиктографическое письмо.

Человеческая мысль не стояла на месте, Следующим вариантом сохранения стал способ пиктографической письменности. Он чем то сродни наскальной живописи. Но наскальная живопись не дошла до уровня систематизации и осталась первым примером художественного изображения. В пиктографическом письме определенный знак имел определенное содержание. Понятию человек соответствовал знак «человек». Со временем изменяясь и конкретизируясь, пиктограммы все больше уходят от первоначального содержания, обрастают множественными понятиями и образами. Появление понятий абстрактного характера сводит на нет возможности пиктографии. Поиски усовершенствования письменности продолжаются. Возникает метод идеографии, в нем реализована возможность передачи понятий, не существующих в визуальном отображении. Пример — изображение в виде глаза могло означать как глаз, так и зоркость. Следовательно, одно и тоже изображение пиктограммы могло иметь два варианта содержания, в переносном или прямом понятии. Такими свойствами обладали и остальные пиктограммы.

Читайте также  Основные критерии хорошей речи

Иероглифичекое письмо.

Система получила свое название от письменного знака. иероглиф означает высеченный на камне. Этот способ отличает наличие набора общих конструктивных элементов, использующихся в каждом знаке. С их помощью знаки приобретают более конкретизированное значение. Изображения знаков не отражают визуальное содержание понятия. Такому методу проще обучить, запись стала легче. Но главный недостаток сохранился. Иероглифы никак не связаны с произношением слова. Запись и разговор живут своей жизнью, каждый сам по себе. Для обозначения синтаксических ролей пришлось создавать дополнительный комплект обозначений.

Слоговое письмо.

Следующей находкой на пути развития письменности стало слоговое письмо. Этот способ отличается предыдущих наличием связи с произношением. Каждый из знаков обозначает звучание определенного слога. Алфавит таких азбук содержит в среднем 809120 символов. К такой системе приходят во многих языках того времени. На нем базируется греческая письменность, давшая нам латинский алфавит и кириллицу.

Алфавитное письмо.

Окончательным вариантом поисков способа сохранения и передачи информации стало алфавитное или фонетическое письмо. В нем разработан ряд знаков, называемый алфавитом, обозначающих отдельные звуки нашего произношения. Общее название знаков — буквы. Буквы, как и звуки, записываются в последовательности их произношения. Таким образом возникла наконец несложная система с огромными возможностями отображения и сохранения информации. Основным ее преимуществом является простота обучения и использования, а в дальнейшем механизация и автоматизация процессов записи, сохранения и распространения информации.

I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА.

Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того, чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.

Самый древний и самый простой способ письма – пиктография — появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог.

И последний этап – алфавитное письмо (звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

Один из первых алфавитов на Земле – финикийский – состоял из 22 букв.

От финикийцев — жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников — буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. Греки значительно усовершенствовали его, добавив особые знаки для гласных звуков.

Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Появление славянской письменности – заслуга святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 863 году Кирилл и Мефодий были отправлены византийским императором в Моравию проповедовать христианство на славянском языке. До поездки Кириллом была создана славянская азбука, используя которую Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтырь и др.).

Дошедшие до нас древнейшие письменные памятники выполнены двумя азбуками, сильно различающимися между собой – глаголицей (от старославянского «глагол», что означает «слово», «речь») и кириллицей (от имени Кирилл). Вопрос об истории их происхождения открыт до сих пор. Большинство ученых считают, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица имеет более позднее происхождение. В энциклопедии «Кругосвет» приведены факты, подтверждающие эту версию. (ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА | Энциклопедия Кругосвет). Вместе с тем на то, что глаголица была создана до кириллицы, указывают палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей. Также существует гипотеза, что глаголица создавалась учениками Кирилла и Мефодия или самим Кириллом на основе кириллицы. Исследования, проведенные учеными в последнее время, подтверждают, что глаголица – это результат искусственной индивидуальной работы. (Библиотека юного исследователя).

Cтарославянский язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

На Руси после принятия христианства в 988 году стали переводиться и переписываться церковные книги с помощью кириллицы. Эта азбука лежит в основе современного русского алфавита.

Нетрудно заметить, что слово азбука состоит из названий двух первых букв кириллицы, а названия букв а, б, в могут составить целое высказывание «Я буквы знаю». Названия букв представляли собой полнозначные слова, словоформы, предлоги. Наименованию букв древние люди придавали важное, священное значение. С таким пониманием связана многовековая традиция толковой азбуки, или азбучной молитвы, которая включала цитаты из Библии.

О распространении письменности на Руси долгое время можно было судить лишь по отдельным замечаниям древних авторов. Известно, например, что болгарский автор IX – начала X века черноризец Храбр писал о том, что Кирилл еще до создания славянской азбуки был знаком с рукописью, написанной русскими буквами.

О высокой языковой культуре мастеров XI века можно судить по сохранившимся памятникам древнерусской письменности. Число рукописных книг на Руси было столь велико, что вопреки всему до нас дошли десятки свидетельств широкого распространения так называемой «учительной литературы», философских сборников, поучений, псалтирей.

В настоящее время ученые располагают ценными сведениями о распространении грамотности в Древней Руси. Имеются летописные записи о том, что в начале X столетия русские заключали письменные двусторонние договоры с греками. В 50-х годах ХХ века во время интенсивных раскопок Новгорода Великого были открыты, проанализированы и описаны сотни берестяных грамот XI – XVII веков. Найденные письма и документы свидетельствуют о том, что умение писать и читать стало прерогативой не только привилегированного класса и взрослого населения. На куске бересты ещё 750 лет тому назад семилетний мальчик выписывал азбуку и процарапал рисунок. Около всадника, поражающего копьем своего врага, он написал свое имя «Онфим», прославив этим самым себя навеки.

В самых первых древнерусских рукописях X-XI вв. в качестве украшения использовалась буквица. Это большая прописная буква, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».

В древности создание книги было делом очень трудоёмким и долгим. До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные писцы, которые тратили на эту работу по несколько месяцев. Все книги были рукописными. До четырнадцатого столетия на Руси использовали шрифт устав , а с четырнадцатого века появилась его упрощенная форма полуустав .В неофициальном письме он скоро уступил место скорописи, упрощенном, более удобном стиле письма.

Устав Полуустав Скоропись

В начале 18 века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобрели особенно большое значение. А развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.
Поскольку в 17 веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти с нуля. Создание новых по своему содержанию книг, требовало нового подхода к их изданию. Одним из самых важных мероприятий была реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I, около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом.

Гражданский шрифт

При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» в противоположность «церковной»). В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, не входившие в первоначальный состав кириллицы – «э», «я», позднее «й», затем «ё», а после революции 1917 года алфавит еще больше упростили, исключив несколько устаревших букв. Все это облегчало усвоение письменности и способствовало широкому распространению грамотности в русском обществе, которое было заинтересовано в быстрейшем распространении образования среди всех общественных слоев, открывало широкую дорогу русскому литературному языку.

Библиотека НИРО располагает книгами, в которых рассматриваются вопросы развития письменности и становления русского литературного языка, распространения книжности на Руси. Вы можете познакомиться с историей жизни и деятельности создателей славянской азбуки, характеристикой и судьбой двух славянских азбук.

Виноградов, В.В.

Очерки по истории русского

литературного языка XVII – XIX вв.

/ В.В. Виноградов. – Изд. 2-е,

перераб. и доп. — М. : Государственное

учебно-педагогическое издательство,

1938. – 448 с.

История русского литературного

языка / А.И. Горшков. – М. :

Высшая школа, 1969. – 366 с.

Древнерусский литературный

язык в его отношении к

старославянскому / отв. ред.

Л.П. Жуковская. – М. : Наука, 1987.

История русского литературного

языка : курс лекций / А.И. Ефимов.

Читайте также  Роль музыки в кинематографе

– 2-е изд., испр. – М. :

Государственное учебно-педагогическое

издательство Министерства

просвещения РСФСР, 1955. – 422 с.

«> Лопушанская, С.П.
Страницы истории русского языка : кн. для учащихся 8 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / С.П. Лопушанская, О.А. Горбань, Е.М. Шептухина. –
М. : Просвещение, 2007. – 191 с. :

«> Развитие письма / Ч. Лоукотка;
пер. с чешского Н.Н. Соколова;
под ред. и предисл. П.С. Кузнецова.
– М. – Изд-во иностранной литературы, 1950. – 319 с.

Происхождение и основные этапы развития письма. Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения яв-лялись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером сим-волической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.

Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Письмо. Происхождение, основные этапы развития письма. Графика. Алфавит.

Письмо является дополнительным средством общения. Возникло оно из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно.

1) Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, камнях, скалах, костях животных, на бересте. В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т. П.

2) Идеограмма. Идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью и не поддается рисуночному изображению. Так, например, понятие «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который оно проявляются. т. е. через изображение глаза, Таким же образом «дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного оружия и т. п. Рисунок в этих случаях выступает в переносном, а тем самым и в условном значении.

Китайское письмо. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы.

Иероглифы – «священные письмена» резали на кости и других материалах.

3)фонография – тип письма, отражающий произношение слов. Звуковая азбука для писания; фонетическая система письма. А) слоговое (каждый письменный знак обозначает определённый слог) б) вокально – звуковое (буквы обозначают в основном звуки речи)

Этапы развития письма:

В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква – знак вокально – звукового письма. (пр: древнегреч. Буква А называлась «альфа» и обозначала гласный [a]).

Но история письма – это не только история начертания букв, вместе с тем это и история становления современных алфавитов, графики.

Алфавиты.

Буквенно – звуковое письмо сейчас образует 4 наиб. распростр. семьи алфавитов – латинскую, славяно – кирилловскую, арабскую и индийскую. Образование современных семей алфавитов – результат истор. развития народов и их письменности. Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их происхождению (славянские яз. Используют кириллицу и латиницу)

Алфавит – совокупность букв какого-либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. «алфавит» образовано от названий двух первых букв греч.алфавита – альфы и беты, также как азбука = аз+буки.

Его происхождение уходит корнями в такие древние страны, как Египет, Финикия, Греция.

2 в. Тысячелетия – появление консонантно – звукового письма, нач. 1-го тысячел. – вокализированное звуковое письмо.

Возникли ветви восточного письма:

1. Еврейская ветвь

развитие их связано с распространением 4х религий Переднего Востока – иудаизма (еврейское), восточного христианства (сирийское), зороастризма (иранское) и мусульманская (арабское). Из западного письма наиболее известны греческий алфавит, латиница и кириллица.

Греческий алфавит.

Греки изначально пользовались консонантным письмом. 403 г. До н.э. при Евклиде вводится классич. греч. алфавит (Афины). Состоял из 24 букв. Вклад греков в становлении алфавита в том, что были введены буквы для обозначения гласных (альфа, бета, гамма). Второе – греки стали писать не справа налево, а наоборот, как мы пишем сейчас.

* Эллинистический (4-1 вв до н.э.), римский (1в. До н.э. – 4 в. н.э.) и византийский периоды (4-5 в. н.э.) алфавит совершенствовался, так как развились скорописные почерки (благодаря исп-ю папируса и пергамента) и были созданы диакритические знаки.

В визант. период оформились 2 начертания букв – прописное и строчное. Затем возникла латиница на основе западногреч. Письма, а на основе византийского письма возник славянский и кириллица.

Латиница

753 г. До н.э. – образовался г. Рим. Объединение племён в один народ, развитие хозяйства и гос-ва потребовало упорядоченного письма. На возникновение латинского письма оказала влиянии письменность греческих колонистов и этрусков. Алфавит включал 23 буквы.

14 в. – появление бумаги и изобретение книгопечатания – решающее значение для распростр. единого письма. Латинский алфавит оказал большое влияние на формирование письма других народов, они сохраняют состав букв латинского алфавита + были добавлены пара букв -> звуков было больше, чем лат.букв -> усовершенствовали алфавит введением диакритик и лигату. Диакритики для уточнения или изменения звук.знач. букв. Лигатура – буква, составленная из двух или более букв. (ст-слав. «шта»)

Кириллица.

Конец 9 – нач. 10 в. – возникновение славянского алфавита, создано две азбуки – глаголица и кириллица. Связано с именем Кирилла и Мефодия.

Кириллица – переработка византийского алфавита 7-8 вв. Были введены дополнительные буквы (пр:буки, живете, йотированные, юсы). Кириллица получила распространение у южных и восточных славян.

Графика.

Графика – буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка. Она изучает соотношение букв и звуков языка.

Буквы обозначают звуки языка, его фонемы, но совпадение звуков и букв является неполным. В связи с этим появились правила чтения (графические) и правила написания слов (орфографические).

Степень устойчивости чтения одной и той же буквы в разных языках неодинакова: бОльшая в русском и немецком, чем в английском. (table [‘teibl]– стол [стол]). Это несовпадение буквы и звука возникает из-за того, что одна и та же буква имеет несколько фонетических значений. (так, англ. «а» произносится то как [эй], то [э], русская О произносится различно дом [o] и вода [вАда]

1) слоговый принцип графики объясняет различное написание одной и той же фонемы, фонетическую многозначность многих букв. Принцип заключается в том, что чтение буквы определяется её сочетанием с другими буквами. (русская С читается различно в словах «сын», «синь», «сшить»: [c], [c’], [ш’], англ: C – cat, circle – [k] [c’])

Также этим принципом объясняется правило чтения я,ё,ю,е. В начале слова (после гласных и разделительных Ъ,Ь) эти буквы обозначают два звука – [j] и гласные [a][o][у][э], после согласного они обознач. Мягкость (мямля), (мою)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: