Основные категории человеческого бытия - ABCD42.RU

Основные категории человеческого бытия

Категории человеческого бытия

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

1.Любовь. С точки зрения философии, феномен Л. объясняется не предметом любви, а способностью человека любить. Л. — это особая форма познания человека. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие. Любовь встречается очень редко. Это постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает с счастьем в будничном смысле этого слова, часто приносит несчастье. Любовь — очень парадоксальна. Она возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда связана с жизнью и смертью: то, что или кого человек любит, означает для него смысл жизни; Л. рождает жизнь.

Воспитывать — значит пробуждать способность любить.

Любовь всегда направлена на конкретный объект. Подлинная любовь встречается крайне редко. Очень часто люди довольствуются многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить». Любовь часто путают с сексуальным наслаждением, поклонением образу, мало соответствующему реальности, разновидностью псевдолюбви является также «временная аберрация», а также проекция на детей.

2. Творчество.Человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, что-то новое, более совершенное. Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? «Парадокс Сократа-Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе не известно — куда идти и что искать. Нужно научится созерцать. Созерцание — активное, мыслящее восприятие действительности, способность увидеть мир вне готовых стереотипов.

3. Счастье. С. — категория индивидуальная, специфическая. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение. Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей. Некоторые люди связывают представление о счастье с карьерой. Единственно возможный вид счастья — это жизнь в согласии с самим собой. Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем.

4. Смерть. Это важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. У каждой культуры свое специфическое отношение к смерти. Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность. Творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть. Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались в прямом смысле слова жить в вечности. Сократ, или Эпикур, или Ницше, или Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники.

РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г.

1. Технократическая философия.

2. Деятельность человека. Социальные нормы.
Эталоны ответов

Основополагающие категории человеческого бытия

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это, прежде всего свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть и др.Смысл жизниКаждая философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Всё многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл индивидуального бытия с Богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Светская философия отрицает идею Бога, отказывается от поиска смысла в потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни.СвободаВ целом ряде философских учений тема смысла жизни напрямую связывается с проблемой свободы. Современный человек стремится к свободе, эта ценность санкционирована нашей культурой в качестве фундаментальной. В философии, придерживающейся принципа детерминизма, свобода понимается как действие в соответствии со знанием необходимости. Свободна только субстанция, являющаяся причиной самой себя, всё остальное в мире, в том числе и человек, ограничены в своей свободе.По мнению философов-просветителей, свобода связана со способностью человека действовать в согласии с законами разума. Идея свободы, наряду с идеями Бога и бессмертия души, является регулятивной нормой разума, не имеющей познавательного значения, но заставляющей человека постоянно преодолевать границы возможного опыта. Одной из наиболее развернутых концепций свободы является философия Н. Бердяева. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. В философии экзистенциализма тема свободы становится центральной.Ничто не может указать человеку, как действовать, в мире нет знамений и предписаний, человек абсолютно свободен. Человек сам выбирает, каким ему быть, что делать, сам выбирает идеалы и ценности, сам формирует свою личность. Счастьев нравственно-философском смысле – это состояние жизни, когда человек предполагает в ней смысл, доволен ее общей направленностью, тем, как он исполняет свое предназначение. Счастье есть единство осуществления блага и связанного с этим устойчивого и глубокого радостного переживания. В зависимости от того, что является для человека смыслом жизни, ее целью и путями к ней, счастье понимается по-разному, в том числе и в различных этических учениях. Важнейшей составной счастья обычно видится чувство удовлетворенности своим индивидуальным бытием (телесно-душевной целостностью) или его перспективами. Поэтому распространено представление о том, что счастье есть реализация присущего человеку как природному существу изначального стремления к самосохранению, устранению страданий, самоутверждению, удовольствию. Любовь – это взаимное влечение мужчины и женщины, биологические инстинкты, одухотворённые и нравственно, и эстетически. О любви много размышляли философы. В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви – сердце противопоставлялось символу разума – уму. В 20 веке любовь то низводят до физиологических инстинктов, то приравнивают к ценностям эстетики и этики. ТворчествоКогда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то и от себя. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Вера— особый феномен сознания, неустранимый из контекста духовной культуры и личной жизни человека. Веру не следует отождествлять только с её религиозной формой. В русском языке существует слово «доверие», которое как раз и фиксирует внерелигиозный аспект веры. Доверие к себе (вера в собственные силы), доверие к другому, доверие к авторитетам, субъективная убежденность в чём-либо — именно эти феномены формируют вектор человеческой жизни, и этот вектор не обязательно должен быть направлен на сверхъестественное.Познание в науке и философии невозможно без веры. Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. У каждой культуры специфическое отношение к смерти. В Индии умершего человека сжигают на костре, и от него ничего не остаётся. В древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мёртвых. Европейские кладбища – это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни и сопровождает человека с момента его рождения. В этом смысле человек – несчастнейшее из животных. Поскольку заранее знает о будущей смерти. Но в то же время это даёт огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой своё существование.

Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

Творчество.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальными могут быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни и искание правды жизни.

Читайте также  Электрический ток в газах

Счастье.

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.

Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия — что еще надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. «Но ведь я перед тобой, — возмутился Крез, — самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого.

Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Получается чтоСчастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот, жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Любовь– самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, которое случается помимо его воли или желания.

С точки зрения философии то, что человек кого-нибудь любит, объясняется не предметом любви, а человеческой способностью любить. Другие причинами нельзя объяснить возникновение любви.

Любят не за что-то, любят, потому что любят.

Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для существования совести. А когда находят, то ни любви, ни совести нет. Человек делает добро, поступает по совести, не потому что преследует какую-то конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что его любимый человек не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом, то чего не видят окружающие. Любовь не возможно проследить различными тестами, исследованиями, опросами, любовь – это чувство, которое дано нам свыше, это дар Бога. Человек который не любит не полноценный человек, он не видит всей красоты мира, природы, людей, общества. Когда человек любит ему открываются новые краски мира, сияния.

Часто мы слышим, и даже сталкиваемся с такими жестокими словами: «За что ты его/её полюбил/а?» На этот вопрос нельзя ответить словами, тот человек кто спрашивал, должен сам любить, ибо любящий человек не спросит такого. В любимом человеке мы видим божественную красоту. У не которых людей этой красоты нет, не потому что они родились такими, нет, человек рождается чистым и в ребенке уже присутствует божественная красота. Но в дальнейшем мы можем потерять эту красоту, на более «существенное» и материальное – деньги. Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.

Человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования. Любить – значит жить.

Труд — это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека. Поэтому труд не может рассматриваться лишь в контексте собственно экономических учений, например трудовой теории стоимости. Нужно принимать во внимание и другие — ценностно-этические, религиозные и философские — представления о труде.

Труд как мука. В рамках античного мировоззрения простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности. Труд физический рассматривался как тягость, как мука.

Свободный гражданин античного общества — это политик, воин, участник или зритель спортивных состязаний, посетитель дружеских пиров, театра или, если он настроен более созерцательно, философских школ. Лишь для земледельческого труда делалось некоторое исключение, что определялось самим характером античного хозяйства, которое держалось, в конечном счете, на аграрном производстве. Вместе с тем на закате античности, в древнем Риме, даже этот жизненный корень был подрублен. Люмпены, простолюдины требовали не возможностей для продуктивного труда, но «хлеба и зрелищ». Говоря современным языком, античное общество не выработало позитивной трудовой этики. Труд воспринимался как наказание. Вероятно, только в такой культуре возможен образ Сизифа.

Теология труда. Христианство решительно изменило это негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. «В поте лица ешь хлеб свой» — говорится в Евангелии. Апостол Павел учил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Вера. Религиозная вера – это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт – пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Можно наслаждаться красотой и при этом воображать, то красота исчерпывается приятными эмоциями. Можно верить в Бога, но сомневаться, но сомневаться в религиозном опыте, считать его иллюзией.

Вера, считал Франк, есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию». Это воля заставляет нас пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле темную глубь нашей души, где «тлеет» искорка, и в этой искорке увидеть ke? исходящего из самого солнца духовного бытия.

Вера в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребенка. И это состояние духа определенно чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя , блаженства, святости.

Таким образом, жить в вере – значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. Вера – это горение сердца, зажженного силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем сам человек. Вера не есть, ни идея, ни система идей. Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила.

Смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужые, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых — набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища — это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него. Мудрецы же с древних времен говорили: «Помни о смерти!» Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти — значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни (ведь он и в самом деле может оказаться последним). Предполагается, что хоть в последний день дурной человек постарается прожить по-человечески: не лгать, не воровать, не убивать.

Задания

Вопросы для рассуждения:

выполнить в документе Word и прислать на почту преподавателя в день занятия.

1. Что такое бытие? Дайте определение.

Читайте также  Ответственность судебного пристава-исполнителя за утерю исполнительного листа

2. Как понимали бытие Платон и Аристотель?

3. Перечислите основные формы бытия.

4. Перечислите основные категории бытия.

5. Можно ли утверждать, что творческие люди – главное богатство любого общества? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Лекция по философии «Категории бытия человека»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Тема «свобода, любовь, счастье, смысл жизни человека как основополагающие категории бытия Человека»

дать знания о категориях человека

привить основополагающие ценности жизни человека

научить осмыслять ценности бытия человека.

Форма занятия ( тип урока ) : комбинированный урок с использованием ориентированного обучения с элементами эвристки.

Оборудование : дополнительные материалы, музыкальное сопровождение.

теоретическая часть по определению категории «свобода»

запись в тетрадь основных положений темы

теоретическая часть по определению категории «любовь» (работа с опережающим занятием – мое понимание любви)

запись в тетрадь основных положений

объяснение психоматорного чувственного состояния человека

выделение типов любви

запись в тетрадь основных положений темы

теоретическая часть по категориям «счастье» и «смысл жизни»

запись в тетрадь основных положений темы

обобщение итогов занятия

д/з чтение лекции

* тест «Насколько вы его (её) любите?»

1. вводное слово

Тема занятия «свобода, любовь, счастье, смысл жизни человека как основополагающие категории экзистенциональной философии и бытия человека»

Что такое свобода, почему она понимается по-разному? Свободен ли человек? Почему мы боимся свободы и бежим от нее? Что такое любовь и каков человек любящий? Как мы понимаем счастье и есть ли оно? Почему мы умираем и в чем предназначение человека? Интересные, интригующие и животрепещущие вопросы, не правда ли? Мы часто думаем о себе и о жизни, и в разное время даем разные ответы. А где же правда? Есть ли универсальные ответы на эти вопросы? Скажу откровенно: «Таких ответов нет. Давайте разберемся «почему?».

Человек стал размышлять о том, кто он такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Издавна он пытается понять самого себя. Вероятно это глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть свою собственную тайну и составляет сущность человеческую.

Нелегко представить себе, как через значительность деяний, художественное совершенство, боль и трагедию истории мучительно долго продвигалось человечество к осознанию себя как целостности к пониманию своей значимости.

Жизнь ежедневно предлагает нам ситуацию выбора и требует от нас ответов. Искать желанную и любимую профессию или торговать с приятелем в ларьке? Высказать собственное мнение или промолчать, будто так и надо? Довериться любимому человеку или сразить его жестокостью, перешагнуть через него? Испытать радость общения на людном перекрестке жизни или ощутить сиротство как блаженство? В философии говорят так: «Скажи мне, какой ты сделал выбор, а я скажу какой ты человек».

«Будь свободен человек, поступай по собственному велению». Услышав такое, мы можем усмехнуться: «Легко сказать…» Разве кто интересуется тем, что у меня на уме… Я бы и в техникум не пошел бы, и книжки забросил, а я не пошел бы на работу. Вот только кто мне позволит?

Артур Шопенгауэр считал, что проблема свободы – это главная проблема новой философии. Он начал размышления с отрицательных понятий и оказалось, что положительное содержание равно нулю. Как это так? Свобода казалась нам безупречным понятием, кристально ясным и чистым, и вдруг нуль. Почему? Когда мы говорим о свободе, то фиксируем при этом те препятствия, которые необходимо устранить ради нее. Если бы…

Поэтому о свободе можно говорить как о преодолении трудностей. Исчезла помеха, родилась свобода, т.е. возникает как отрицание чего-то… . Неожиданный подход, не правда ли?

Свободен ли человек? Необходимо уточнить – о какой свободе идет речь (Варлам Шаламов, Чижевский: свобода – это состояние духа).

Свобода – философская категория, которая отражает право человека реализовать свою человеческую волю, внутренний мир и возможности.

Эрих Фромм сделал парадоксальное открытие – люди бояться свободы. В его работе «Бегство от свободы» говорится, что она не является универсальной ценностью.

Фашистский лидер Италии Б. Муссолини говорил: «Люди устали от свободы… Для взволнованной и суровой молодежи, вступающей в жизнь в утренних сумерках новой истории, есть другие слова: порядок, иерархия, дисциплина».

А. Гитлер обещал: «Я освобожу человека от духовности, ставшей самоцелью, от грязных и унизительных самоистязаний – химеры, называемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость, до которых всегда дорастаю лишь немногие».

Почему так происходит? Просто тираны и диктаторы реализуют свою власть через толпы людей – рабов. Люди нуждаются в этом, чтобы снять с себя груз ответственности. (Россия – перестройка – демократия – свобода – укрепление вертикали власти – авторитаризм).

Свобода, если она не соотнесена с требованиями нравственности принятыми в обществе, переходит во вседозволенность. В русской философской мысли были понятия «свобода» и «воля» (Анархия – мать порядка).

Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет! Если дать вам свободу, что вы с ней будете делать? Наше общество ограничено в своих ресурсах и возможностях, но кроме этого есть нравственный ограничитель, ставящий нас в положение выбора (костюм, расстаться с любимой, в дружбе — деспот). Значит, моя свободы оборачивается несвободой других, и свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Два свободных человека вместе никогда не будут.

( парень и девушка, «Преступление и наказание»)

Свобода может начаться там, где происходит сознательно ограничение человека (обжорство, курево, эгоизм, жертвуя жизнью ради высокой цели).

Свобода – это нравственный императив, т.е. нравственное требование.

С пониманием «свобода» связано понятие творчество, где результатом является рождение нечто нового неповторимого и оригинального.

« Нет весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…» (Пушкин)

Вот видите как многогранно понятие свободы, но идем дальше, мой юный слушатель, вперед к неизведанному…

Драма человеческого существования раскрывается в упоении страстями. Среди которых на первое место ставят любовь. Любовь. Любовь. Что же это такое?

Не существует конкретного определения любви, этого нет. Почему? Известно, что любовные чувства являются архетипичными, т.е. изначально одинаковыми, но проявляются как глубоко индивидуальное, сугубо личностное и уникальное чувство.

Но проявление чувственности зависит и от стандартов поведения, принятых обществом (сексуальное буйство – целомудрие).

Платон – Эрос, андрогины.

Любовь проявляется в двух видах чувств – романтические и идеальные.

(куртуазная любовь 11 века, Петрарка, Дон Кихот).

А теперь мы посмотрим на любовь с другой стороны (программа «Любовь» — направление – любовь к другой женщине, распад семьи, раскрытие философской и психической основы психомоторной сущности рецепторов, внутрифункциональных мозговых узлов, эндорфины, кризисное восприятие, привыкание).

Итак, мы с вами узнали, что любовные чувства являются всего лишь обыкновенным психофизиологическим процессом. Но, что заставляет человека любить образ любимого человека, который далеко, которого нет, да и просто образ. Ведь эндорфины не выделяются, рецепторы не ощущают. Это пока наука не объясняет. Скорее всего, это кроется в глубинах нашей психики, в нашем подсознании. Любовь, любовь какое возвышающее прекрасное и одновременно низвергающее ужасное чувство.

А как вы понимаете любовь и счастье? (мнение студентов, преподавателей, стихи).

Фундаментальные характеристики человеческого бытия: труд, творчество, счастье, игра, вера, любовь, смерть

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это, прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. В Обыденной жизни, в процессе научного исследования, практической деятельности, человек МЫСЛИТ не определёнными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более трудными отображениями данных предметов — понятиями, с помощью которых, познаётся сущность явлений и процессов, обобщаются в абстрактной форме их существенные стороны и признаки (человек, книга, сад). Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются — категориями.

Счастье: Счастье — благосклонность судьбы, удача.Счастье — состояние интенсивной радости. .Счастье — обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни. Счастье — чувство удовлетворения жизнью.Исходя из данных определений, возможно сделать Вывод, что счастье — это ценностное понятие, обозначающее оптимальное сочетание всякого рода благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается жизнь человека в целом.Счастливые люди ориентированы на ценности нынешней реальности, выбирают образ высшего блага вдобавок из данной реальности, в рамках культуры и традиций, в которых они воспитаны. К примеру, традиционно воспитанная женщина почитает высшим благом материнство, и для неё не может быть счастливым дом, где не слышан голосок небольшого ребёнка: в семье должны все время подрастать дети.Некоторые люди связывают своё представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье — иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы — власть быстро развращает и опустошает человека.

Вера:признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Свобода:Свобода, как философская категория, характеризующая сущность человека и его существования, состоящая в вероятности личности мыслить и поступать в соответствии со собственными представлениями и желаниями, а не по причине внутреннего либо внешнего принуждения.В повседневной жизни люди сталкиваются с определёнными, реально существующими условиями, социально экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не вольны в подборе объективных условий собственной деятельности, впрочем, они обладают свободой подбора методов достижения цели. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает собственные реальные вероятности, тем больше способов, для достижения поставленных целей находится в его распоряжении.

Читайте также  Формы обеспечения возвратности кредитов

Творчество:творчество рассматривается как деятельность людей, направленная на создание другого, которое вмещает общественную значимость, способствует прогрессивному продвижению человечества. Творчество преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности, творчество, возможно рассматривать, как духовно-практическую деятельность, итогом которой является создание оригинальных, уникальных культурных, социально значимых ценностей, установление других фактов, находка свойств и закономерностей, а тоже путей исследования и преобразования мира.

Любовь:чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Смерть:смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужие, непонятные вам время и культуру.

Труд:целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Игра: вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).

Основные категории человеческого бытия:

Тема 2.1.

Человек как главная философская проблема.

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Основные характеристики человека:

· особое строение организма;

· способность к трудовой деятельности;

Гендер – это общественно созданная совокупность представлений, которая определяет роль, систему верований и поведения, образы, ценности и ожидания от мужчины и женщины. Он оказывает весомое влияние на властные отношения не только между мужчиной и женщиной, но и внутри каждой группы.

Специфическими человеческими чертами являются:

· «Человеческая природа» – это совокупность разных человеческих свойств.

· «Сущность человека» – определяющее, основное качество человека.

Чаще всего утверждают, что природа человека – биологическая, а сущность – социальная.

Биологическая сущность в человеке происходит от животных (тело, потребности), она есть проявление и следствие естественной эволюции живого.

Духовная сущность человека определяется наличием души, которую создал Бог, она имеет истинный смысл только в взаимоотношении с Богом.

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек — это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т. е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности.

В истории философии было сформулировано множество различных представлений о сущности человека:

1. Человек — часть космоса, малый космос (микрокосм). — Древние китайская философия.

2. Человек — это вечный, абсолютный дух — Древняя индийская философия.

3. Человек — мера всех вещей. — Древние греческие софисты.

4. Человек — политическое животное. — Аристотель.

5. Человек — образ и подобие Бога. — Христианская теология Средних веков.

6. Человек — мыслящее существо. — Рене Декарт.

7. Человек — одушевленная машина. — Жюльен Офре де Ламетри́.

8. Человек — существо, принадлежащее двум мирам. Миру природной необходимости и миру нравственной свободы. — Иммануи́л Кант.

9. Человек — есть хаос, сгусток противоречий, война разума и животного начала. — Блез Паскаль.

10. Человек — рациональное животное. — Карл Линней.

11. Человек — животное, производящее орудия. — Бе́нджамин Франклин.

12. Человек — существо, делающее выбор. — Сёрен Кьеркегор.

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа — антропосоциогенезом.

Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза:

1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эволюцию и ссылаются на авторитет Библии.

2. Эволюционизм основан на теории Ч. Дарвина (19 век). Согласно этой точке зрения, человек появился в ходе длительной, стихийной, ненаправленной эволюции от обезьяноподобного предка.

3. Теистический эволюционизм признает существование эволюции, но считает, что она носит направленный характер и управляется Богом или высшим Разумом. С точки зрения биологической человек не развивается. Но в культурном отношении произошел огромный прогресс по сравнению с животными. Развитие духовной культуры и науки все ускоряется, сознание каждого человека усложняется и развивается, также усложняются связи между людьми. В итоге планетарного развития человечество должно образовать единое целое. Такой точки зрения придерживался русский философ Вл. Соловьев, французский мыслитель Тейяр де Шарден.

В многолетней истории философии человек всегда понимается традиционно в своем единстве – это тело, душа и, нередко, дух.

Тело всегда позиционировалось, как физическая оболочка всей человеческой жизни, которая выступает как элемент природы. Но, вместе с тем, человеческое тело также определяется кроме своих биологических особенностей, еще и через особый спектр исключительно человеческого состояния и чувств, например, совести, стыда, смеха, плача и так далее.

Сама душа в основном рассматривается вроде промежуточного звена, которое соединяет тело и дух, а также придает человеку целостность. Понятие «душа» связано с осмыслением человека понятия «дух». А вот «дух» воплощает уже в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Именно он и выступает родовой человеческой способностью, которая соотносится с разумом, а также сознанием и социализацией. «Дух» отражается как феномен «духовности», а еще, как начало культуры и общества, как личностные характеристики каждого отдельного человека.

Ведь человек – это всегда исключение из общего правила. Человека – это уникальная целостность. Именно в индивидуальном личном опыте бывает очень трудно объединить телесный, душевный и духовный уровни в одно.

Фундаментальные (уникальные) характеристики человека:

Несводимость. Человек не сводим к своему биологическому виду. То есть, человек, даже если он вырос среди животных, остается человеком. Но, в отличие от животного, он непривередлив ни к климату, ни к пище, — может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

2. Невыразимость. Сознание каждого человека не похоже на сознание другого, и познать себя он может только через осознание самого себя. Познание самих себя составляет основное содержание человеческой культуры.

3. Неповторимость. Каждый человек уникален и неповторим. Каждый человек по-своему любит, чувствует, переживает и надеется.

4. Незаменимость выражается в том, что у каждого человека есть такое дело, которое за него никто не сделает.

5. Не предопределённость. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его от­ношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п.

6. Факт конечности. Человек является единственным существом на земле, которое знает, что умрет. Таким образом, важен даже не сам факт конечности человека, сколько осознание этого.

Основные категории человеческого бытия:

Вывод: Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического развития. Сложность изучения человека заключается в том, что ему присущи разные черты, противоречащие друг другу, он во многом выключен из органического мира природы, хотя укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представления об исключительном существе.

Целеполагание – процесс разработки и определения приоритетных задач, последовательная работа над которыми приведет к достижению конкретной цели. В основе целеполагания лежит осознание потребностей, которое в дальнейшем влечет анализ и вычленения наиболее актуальных целей на данный момент и планирование действий с учетом имеющихся ресурсов и желаемого результата. Целеполагание помогает понять, в каком направлении ставить цели и реализовывать их (цели зависят от желаний человека и его жизненных необходимостей, например: учеба или выбор работы) .

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 27 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: