Основные категории этики - ABCD42.RU

Основные категории этики

Основные понятия и категории этики

Нравственность — это мораль в её исторической форме. Принцип нравственности – стремление к высшим ее формам, которые остаются базовыми и неизменными во времени ценностями. Мораль всегда обращена к свободной личности, которая способна воспринимать закон не как внешнее принуждение, но как внутреннюю потребность человека. Философия рассматривает этические учения как фундамент для системы взглядов на общество. Именно от этих основ получили начало фундаментальные исследования и школы по социологии и философии.

Наука о нравственности

Существует наука о формах морали и нравственности, которая называется этика. Предметом её изучения выступает мораль в её исторических формах. Система категорий этики ограничивает предметную область этой сферы познания.

В качестве науки, особой дисциплины этика восходит к древнегреческому мыслителю Аристотелю.

По аналогии Цицероном, с прямой ссылкой на Аристотеля, было образовано слово «моральный», а от него существительное «мораль», ставшее эквивалентом термина «этика». Таким образом сформировались основные понятия и категории этики. Они стали базовыми в развитии этой области гуманитарного знания.

Категории этики

Так возникли предпосылки системы научного познания о принципах нравственности и базовые понятия – мораль и этика. Категории этики не ограничиваются этими двумя терминами. Говорить о том, что существует научная область знания, возможно лишь в том случае, когда есть предмет и система категорий, ограничивающая объем научного познания от смежных областей науки. Этика как наука имеет свой предмет и инструментарий исследования — систему категорий. Основные категории этики:

  • Мораль и нравственность.
  • Добро и зло.
  • Благо.
  • Справедливость.
  • Равенство.
  • Достоинство.
  • Долг.
  • Смысл жизни.
  • Любовь.

Система категорий этики ограничивает область научного поиска от смежных областей гуманитарного цикла. Этические учения ведущих мыслителей в истории человеческой мысли и современности являются базой для формирования подходов в философских школах и направлениях. Именно благодаря этическим воззрениям философов сформировались известные учения.

Мораль и нравственность

Нравственность – это историческая форма морали. Моральные заповеди – вневременные категории. Они известны как принципы нравственной жизни. Христианские заповеди «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не злись», «на завидуй» — не что иное, как запечатлённые в религии формы нравственного поведения.

Всем известное высказывание «о времена, о нравы!» — это свидетельство изменчивости исторических форм морали. Именно поэтому возникает проблема в отношениях поколений «отцов и детей», конфликт разных форм нравственного поведения.

Например, в советский период эпохи абсолютно безнравственным считались любые формы спекуляции – получение прибыли за счет перепродажи товаров. Люди подвергались уголовному преследованию за факты занятия деятельностью, которая в настоящее время легитимирована законом «О предпринимательстве».

Для эпохи средневековья высшей степенью безнравственности являлась попытка естественнонаучного познания природы вещей. История сохранила печальную картину средневековья как символ «мракобесия». Любая форма отказа от слепой веры подвергалась гонениям и была под строгим запретом.

Нравственность – это принятая каким–либо обществом форма поведения в определенный исторический период и признанная нормой для этого сообщества. В случае отказа от принятия норм индивид подвергается отчуждению, порицанию обществом в различных формах.

Таким образом, то, что в определенных временных условиях выступает как зло, может превратится в добро в другой временной парадигме. Зло и добро – основные нравственные категории этики.

Добро и зло

Категории «благо» и «добро», как правило, наделяют тождественным содержанием. Однако это не соответствует их социальной природе.

Категории этики добро и зло определяют степень нравственности в поведении людей и общества. Поэтому имеет смысл рассматривать их в неразрывном единстве с историческим континуумом. Кратко ограничить эти категории можно по уровню соответствия идеалам общества. Либо несоответствия (зло) им. Добро имеет созидательное начало, зло несет смысл разрушения.

Практическим содержанием наделены категории профессиональной этики, которые отражают ценности цеховых культур и норм.

Профессиональная этика

Этический кодекс, положенный в качестве принципа осуществления профессиональной деятельности, связан с областями, которые непосредственно затрагивают интересы, ценности конкретных людей. Прежде всего, к ним относятся гуманитарные сферы профессиональной деятельности:

  • Медицина.
  • Юриспрудениция.
  • Образование.

Этический кодекс врача имеет предписание со времен римского права: не навреди! Клятва Гиппократа содержит перечень сакральных заповедей, которые обязан соблюдать участник профессионального сообщества.

Трудно говорить о более гуманной профессиональной сфере, чем медицина. Поскольку она защищает самое главное право человека – право на жизнь. Врачебная этика содержит принципы гуманного отношения к человеку, затрагивает многие проблемы, такие как врачебная тайна, отношение к безнадежно больным людям, ответственность и долг. Служение людям в этой сфере требует от представителей безукоризненного соблюдения моральных принципов.

Тот же принцип положен в основу этических кодексов юристов, педагогов.

Дети и подростки особенно чувствительны к несправедливости, к нарушению их свобод и прав. Но они еще не могут в полной мере отстаивать свои интересы, поэтому особенно важно суметь не нарушить их веру в справедливость общества.

Справедливость, уважение личности, принцип соблюдения морали – это не просто категории педагогической этики, но регулирующий принцип поведения людей, которые причастны к делу воспитания подрастающего поколения.

Добровольное подчинение принципам корпоративной этики служит элементом менеджмента многих организаций и предприятий. Умение договориться и соблюдать принципы этического поведения – отличительное свойство человеческого сообщества.

Справедливость и равенство

Под лозунгом равенства и справедливости всегда свершались протесты населения…. Если вспомнить историю, то все революции стали следствием нарушения этих норм общества.

Справедливость требует от человека и общества соблюдение нравственности, обусловленной общественным договором – законом, конституцией, правом, морали и этики. Поэтому важно понимать, что категории этики, о которых идет речь, не пустые слова. Они имеют такой уровень ценности, который гарантирует цивилизованный путь развития общества.

Равенство всегда означало право каждого человека на равные возможности самореализации в обществе. Достижение принципа равенства возможно только гипотетически. Поскольку различие форм существования людей, обществ, государств, социальных групп так велико, что требуется еще длительный путь к восхождению на уровень равных возможностей для людей в этом мире.

Долг, достоинство, честь

Эти категории этики прямо закреплены в конституционных нормах самого значимого государственного документа.

Долг — прямая обязанность человека по исполнению обязательств перед обществом и людьми. Долг перед родителями и детьми, долг перед Родиной по выполнению воинских обязанностей — согласимся, что каждый человек в силу своего нравственного воспитания должен воспринимать эти правила поведения не как внешние нормы, но принципы морального поведения. Однако не всегда это так, и в случае нарушения этих норм предусмотрены санкции в отношении нарушавшего.

Достоинство — мера самооценки собственной значимости в социуме и она защищается конституционно. Это цена за вклад в общественное развитие. Право каждого человека на признание его значимости — это важная норма справедливого общества.

Честь — термин очень емкий по своему содержанию. Объем понятия намного превышает тот, который объемлет совокупность индивидуальных качеств и возможностей отдельного человека. Часто в нем кроется принадлежность к обще

Смысл жизни и любовь

Понятия, которые содержат высшие моральные ценности человеческой жизни, значимы для каждого человека. Это ориентиры позитивной и осмысленной деятельности во благо как самой личности, так и других людей.

Смысл жизни, следуя логике естественного процесса, состоит в продлении рода. Как этическая категория это рефлексивный процесс осознания человеком цели своего существования, его миссии на земле.

Высшей добродетелью со времен античности провозглашено служение людям. Это назначение, нравственный принцип человека. Осмысление своей жизни – это определенный уровень интеллектуального развития личности. Замечено, что ученые, полностью подчинившие свою жизнь служению человечеству, составляют самую многочисленную прослойку долгожителей. Это объясняется очень просто. Служение человечеству настолько наполняет жизнь отдельного человека смыслом, что сама форма ограничения жизни во времени подчиняется этой высшей цели и продлевает срок пребывания человека в этом мире.

Любовь – великая ценность. Известный афоризм гласит, что только влюбленный имеет право называться человеком. Это нравственно-эстетическое напряжение человека, которое невозможно сравнить по степени эмоциональности ни с одним из чувств.

Совесть

Это понятие имеет исключительно морально-нравственную основу. Любопытно, но аналоги его в иностранных языках найти сложно. Чаще это имеет смысл «самосознание». Истоки термина «совесть» кроются в христианском учении, согласно которому это качество – дар Бога, путеводитель праведного пути для человека.

Этот термин входит в понятия и категории этики и неразрывно связан с пониманием содержания таких нравственных постулатов, как долг, честь, ответственность человека. Гармоничная личность –это человек с чистой совестью, когда он осознает праведность своей жизни. Совесть – это духовная свобода и право на выбор, основанный на моральном долге.

Нравственность современного общества и мораль

Как уже говорилось ранее, мораль и нравственность едины по сущности, но отличаются по исторической форме проявления.

Нарушение норм морали может привести к самоуничтожению общества как исторической формы. С другой стороны, существует и позитивная тенденция, основанная на принципе самосохранения. У человечества достаточно сильный потенциал рациональности, для того чтобы оградить себя от этих крайних форм саморазрушения.

Основные категории этики являются предметом научного исследования. Но их теоретический анализ служит основанием для формирования практических взглядов на нравственные формы поведения человека, общества и государства.

1.3. Характеристика основных этических категорий

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т.

В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием1

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически право-

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650 Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88.

ние справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить).

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Читайте также  Человек и гидросфера

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой3.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней , признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 321—323.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, .честь ученого, врача, предпринимателя. ).

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс судейской этики Российской Федерации, принятый в 2004 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятия этика?

Что составляет предмет этики как философской науки?

Определите основные этапы развития этических учений.

Каковы характерные особенности периода предэтики?

Каковы характерные особенности античной этики?

Каковы характерные особенности средневековой этики?

Каковы характерные особенности этики Нового времени?

8. Дайте определение и перечислите основные этические катего- рии.

9. Какие функции выполняют этические категории?

10. Назовите характерные черты этических категорий? Рекомендуемая литература:

1. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.

Зеленухин А. В. Предмет и категории этики: Учебное пособие. -Саратов: СГАП, 2002. — 124 с.

Иванов В. Г. История этики Древнего мира: Учеб. пособие для вузов — СПб., 1997.

Кант И. Лекции по этике //Этическая мысль. М., 1990.

Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. — М.:

НОРМА, 2004. — 176 с.

6. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И . С. Кона. 6-е изд. М., 1989.

Сокова З. К. Профессиональная этика: Курс лекций. М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. — 204 с.

9. Соловьев В.С. Оправдание добра — М., 1996.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

11. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие — М.: Изд-во РУДН, 2004. — 161 с.

12. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1993.

13. Шрейдер Ю. А.. Этика. Введение в предмет: Учеб. пособие. — М., 1998.

Основные категории этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Содержание

Введение . 3
Глава 1. Основные категории этики. 4
§1.1 Добро и зло. 5
§1.2 Благо. 6
§1.3 Справедливость. 7
§1.4 Долг. 9
§1.5 Совесть. 10
§1.6 Ответственность. 11
§1.7 Достоинство и честь. 12
§1.8 Стыд и вина. 14
§1.9 счастье. 16
Заключение. 19
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему основные категории этики (Автосохраненный)123.docx

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Кафедра социологии и управления

по этике делового общения на тему: «Основные категории этики.»

Выполнил: студент гр. 2бЭТ1

Проверил: доцент кафедры

социологии и управления

Глава 1. Основные категории этики. . . 4

§1.1 Добро и зло. . . . 5

§1.3 Справедливость. . . . 7

§1.5 Совесть. . . . 10

§1.6 Ответственность. . . . 11

§1.7 Достоинство и честь. . . .12

§1.8 Стыд и вина. . . . 14

§1.9 счастье. . . . 16

Список литературы. . . . 20

Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Когда люди редко приходят друг другу на помощь, когда воочию видишь и понимаешь куда меняются люди, а вместе с ними и общество, когда понимаешь, глядя по сторонам, что значит «Homo homini lupus est», когда люди становятся толпой, этика с ее категориями и нормами становится не менее актуальной, нежели в те далекие и жестокие времена, когда греческие философы вели споры на тему нормы взаимоотношений в обществе, а греческое общество было самым развитым не только в военном вопросе, но и в науке и культуре.

Цель моей работы — напомнить людям об общепринятых нормах взаимного сосуществования в обществе.

  • осветить основополагающие категории этики, категории с которых она некогда зародилась;
  • дать слушателям представление об этике как о науке, изучающей взаимоотношения между людьми в обществе;
  • призвать задуматься над истинными ценностями жизни и ложными, которые навязываются временем.

Глава 1. Основные категории этики

Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Категории этики (греч. kategoria — категория) – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (то есть, объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры и образа жизни). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.

Категории этики – это не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всемм разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

— достоинство и честь;

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества. Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. У средневековых рыцарей существовал целый культ «трудных добродетелей», среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение.

Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо. В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы. Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра, так как разновидностью духовного блага является добро.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно томуили иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Читайте также  Особенности гендерных различий языковой личности

Справедливость – этическая и правовая категория. Эта категория – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая. Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Основные категории этики и их значение для жизнедеятельности общества и личности

Категория(греч. kategoria — категория) это универсальная форма человеческого мышления.

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Категории этики объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

— достоинство и честь;

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

Благо – одна из аксиологических (аксиология – философская наука о ценностях) категорий, обозначающая исторически исходный, подтверждаемый житейским опытом факт удовлетворения извечных потребностей, ожиданий и желаний людей при условии соединения и устремления их усилий. В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость — этическая и правовая категория. Эта категория объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая.

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. (ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ. )

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Основные категории этики

Профессионализм как нравственная характеристика личности. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своему нравственному содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие общества и отдельного субъекта общественных отношений. Регулировать нравственные отношения людей в трудовой деятельности, в том числе и в сервисной, призвана профессиональная этика.

Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессионалъному долгу.

Этика в изучении поведения людей, их побуждений и мотивов тесно соприкасается с психологией. Психология рассматривает психическую природу и условия формирования нравственных норм и принципов, а этика разъясняет нравственное значение действий, мотивов, привычек.

Можно утверждать, что фундаментом нравственности являются психологические особенности человека — чувства, эмоции, сознание. Нравственные требования осознаются и воспринимаются каждым человеком через его убеждения. Под категориями этики понимаются основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают нравственные ценности общества. В основные категории этики обычно включают: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и смысл жизни. Рассмотрим эти категории.

Добро и зло — основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность.

Добром в этике считается все то, что способствует всестороннему, гармоничному развитию личности на благо всего общества.

В жизни человек встречает не только добро, но и сталкивается с воинствующим злом: грубостью, потребительским отношением к жизни, бюрократизмом, хамством, хулиганством. Поэтому под злом надо понимать всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения между людьми. Примером зла (современных экономических бед) в экономике являются бесчеловечные рыночные эксперименты в нашей стране. Основное средство борьбы со злом — добрые поступки. Выдающийся русский писатель А. И. Солженицын выдвинул нравственный принцип: «Неучастие во зле». Оценка поступков людей с точки зрения добра и зла исходит из того, способствуют они или препятствуют успешному развитию общества.

Долг означает моральную необходимость выполнения профессиональных и общественных требований при исполнении своих обязанностей. В категории «долг» выступает прежде всего повелительная сторона морали. Выполнение своего долга возвышает личность. Неукоснительное выполнение долга требует от работника четкого осознания своих обязанностей. В этом случае долг будет восприниматься не как нечто внешне навязанное, а как отвечающее интересам самого человека, как его глубокое убеждение.

Сознание долга определяет выбор той или иной формы поведения, того или иного отношения к труду. Работник с развитым чувством профессионального долга будет постоянно проявлять заботу о потребителе, творчество в обслуживании. К примеру, трудно переносить несправедливые упреки придирчивых клиентов, но осознание своего профессионального долга помогает работнику соблюдать спокойствие и хладнокровие в общении с такими посетителями.

Если же работник не осознает своего долга перед клиентами, то никакие, даже хорошо заученные правила поведения не станут гарантией высококультурного обслуживания.

Совесть — это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами. Совесть — внутренний нравственный «судья» человека, который предостерегает его от поступков, причиняющих неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести — стыд.

Для работников сферы обслуживания наличие совести — одно из условий профессиональной пригодности. Совесть не позволяет работнику безответственно, халатно относиться к своим обязанностям. Совестливый мастер не может выполнить заказ кое-как, некачественно. И наоборот, у бракодела совесть молчит.

Честь — это постоянное осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека охранять свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения к нему со стороны окружающих. В стремлении честно выполнять свои профессиональные обязанности и состоит смысл выражения «честь работы». Делать все возможное, чтобы не уронить своей чести в глазах клиентов и товарищей по труду, — нравственная обязанность работников обслуживания.

Мораль осуждает неблаговидные попытки заслужить почести и уважение нечестным путем: за счет обмана, очковтирательства, показухи и т. п. Если у работника нет чувства чести, то у него нет и чувства личной ответственности за свое дело. Поддержание чести своего коллектива несовместимо с круговой порукой.

Достоинство — форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Достоинство работника в нашей стране определяется качеством и количеством его труда. Продавец (приемщик), имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству любых, даже самых трудных клиентов.

Человек, не обладающий чувством собственного достоинства, не способен уважать достоинство других людей. Такой человек деградирует как личность. К сожалению, пункта «свято блюсти свое человеческое достоинство» ни в одной из должностных инструкций нет.

Нередко у продавцов (приемщиков) возникает вопрос «Как отстоять свое достоинство при оскорблении грубыми посетителями?» Многие работники, к сожалению, считают, что нужно также унизить своего обидчика. Но грубость, как известно, не лучший способ утвердить свое достоинство.

Известно непреложное правило: честь и достоинство человека могут быть защищены и утверждены только благородными средствами. И большое значение имеет умение работника так строить свои взаимоотношения с посетителями, чтобы исключить возникновение конфликта. Если все же конфликт возник, надо уметь грамотно погасить его в самом начале.

Счастье и смысл жизни

Современная нестабильная политическая и экономическая обстановка приводит к необходимости задуматься над вопросом: что такое смысл жизни? Философы утверждают, что ответ на этот вопрос невозможен без обращения к высшим моральным ценностям. Нередко человек, не определивший для себя смысл жизни, морально деградирует, подвержен нервным заболеваниям и стрессу. «Горе людям, не знающим смысла своей жизни», — утверждал Б. Паскаль. Возможна ли такая ситуация, когда человек был бы всегда счастлив? Такое вряд ли возможно, поскольку происходит смена настроений, чередование зимы и лета и т. д.

Монотонность вызывает скуку, и только тот познал, что такое счастье, если встречался на своем пути с несчастьем. Нередко человек счастлив, если его мечты воплотились в действительность. К слову, счастье испытывают не только благородные люди, но и мошенники, жулики. Счастье зачастую быстротечно — например, наш известный артист и киноактер О.П. Табаков в одном из интервью заявил, что за всю свою жизнь пережил всего лишь несколько мгновений счастья. Отсюда следует, что работник сервиса должен овладеть искусством быть счастливым.

Смысл жизни во многом определяется целями и идеалами личности. Если у человека отсутствует цель в жизни, то его жизнь лишается смысла. В чем состоит смысл жизни? Нередко на этот вопрос отвечают так: «Хочу быть богатым», «Хочу стать успешным предпринимателем», «Хочу стать ученым» и т. п. Однако в этих ответах путают два понятия: цель и смысл жизни. Цель может быть достигнута, но после ее достижения вновь встает вопрос о дальнейшем смысле жизни. Смысл жизни — это определенная направленность жизнедеятельности человека. Она реализуется в тех нравственных ценностях, которых придерживается человек. Смысл жизни — это ее генеральная линия, остающаяся относительно постоянной на протяжении всей жизни человека.

Читайте также  Система охранной сигнализации

Отсюда может быть задан вопрос: «Получается, что, сколько людей, то столько и смыслов жизни?» Такой вопрос неправомерен, поскольку он относится лишь к целям жизни. На практике жизненных путей лишь несколько:

— жизнь посвящается личному благополучию, личному самоусовершенствованию, личному духовному развитию и спасению (например, религиозному);

— смысл жизни человека рассматривается вне рамок самого человека (например, служение великой идее, науке и т. д.);

— вопрос о смысле жизни подводится к понятию Бога;

— вариант смысла жизни, высказанный русским философом Н. Бердяевым: «Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни».

— французский философ А. Камю вообще отрицает в жизни наличие какого-либо смысла.

Решение каждым человеком вопроса о своем смысле жизни во многом определяет его поведение и отношение ко многим общественным событиям. Молодому человеку крайне необходимо иметь перед собой авторитетный жизненный идеал, который определит его нравственные ценности и пути их достижений. Ему крайне необходимо органически сочетать в своей жизнедеятельности высшие моральные ценности с повседневным нравственным поведением.

Счастье — это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, это ощущение ее полноты и осмысленности. Потребительское отношение к жизни, ориентация на фальшивые ценности могут создать лишь иллюзию счастья. Счастливая жизнь немыслима без добросовестного, творческого труда, товарищеских отношений с окружающими людьми, активной жизненной позиции.

Конечно, счастье — не идеалистическое состояние довольства существующим положением. Это постоянное стремление к лучшему будущему, к преодолению препятствий на своем пути, это ориентация на успех, преуспевание. В ощущении счастливой жизни важно достижение в главном, существенном, а не успех во всех сферах деятельности.

Счастье очень своенравно. Недаром в народе говорят: «Счастье не конь — хомута не оденешь» или же «Счастье не рыбка — удочкой не поймаешь». В восприятии счастья много субъективных факторов, таких как убеждения человека, круг его интересов, отношение к окружению.

Оптимистическое настроение человека, переживание им полноты жизни во многом определяется его отношением к различным жизненным событиям (обстоятельствам). Отсюда очень важный вывод: «Если человек не может изменить обстоятельства жизни, то он может изменить отношение к ним». Здесь нередко и кроется секрет счастливой жизни человека.

Простые нормы нравственности

Эпитет «простые» здесь отнюдь не снижает значения этих норм, он лишь отмечает их поистине широкое использование, как самых распространенных повседневных регуляторов поведения личности. Знать и соблюдать их обязаны особенно те, чья работа связана с людьми.

Простые нормы нравственности весьма многообразны. К ним можно отнести правдивость, дружелюбие, взаимопомощь, уважение к старшим и многое другое. В моральных кодексах всех народов обычно осуждаются лицемерие, воровство, жадность, черствость, грубость, стяжательство. Простые нормы нравственности служат как бы моральным фоном, облегчающим общение людей. К простым нормам нравственности относятся десять заповедей Библии.

Усвоение простейших норм нравственности — важнейший залог становления человека как личности. У человека, не постигшего эти нормы с детства, в дальнейшем формируется так называемый тяжелый характер.

Работник с подобным характером, как правило, неприятен в общении и зачастую вносит разлад в свой трудовой коллектив. Такому человеку профессия работника контактной зоны противопоказана.

Категории профессиональной этики

Этика — это учение о морали, совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В основе возникновения и развития морали лежит потребность объединения людей для совместной трудовой деятельности.

Профессиональная этика — это совокупность нравственных норм, понятий, суждений и оценок способов поведения, характерных для представителей определенных групп общества, обусловленных их принадлежностью к данной профессии.

Когда в человеческой истории возникли первые профессии? Более трех тысяч лет назад возникла система профессионального разделения труда. В Древнем Египте, например, все работники разделялись на две крупные категории — «мастера» и «люди». «Мастера» — это рисовальщики, резчики, скульпторы, лекари и т.д. Часть людей выполняли вспомогательную работу (дровосеки, водоносы, медики), а другие составляли когорту «администраторов» (кладовщики, привратники, надзиратели), обслуживающий персонал (садовники, прачечники, пивовары, кондитеры и т.д.). Особую категорию составляли

жрецы, в руках которых находились образование, наука, искусство, медицина. Регулировали отношения судьи.

В эпоху феодализма особо четко проявилось разделение труда, и возникли кодексы поведения, профессиональные уставы цехов, гильдий, монахов, рыцарей. Профессиональные требования складывались с глубокой древности — клятва Гиппократа, сочинения Галена, Авиценны определяли требования к профессии врача. В 1716 г. появилась книга Жака де Кальера «О способах вести переговоры с государями». Она определяла требования к дипломату, а также правила его поведения. Нравственные требования к профессии учителя были сформулированы Львовским и Луцким братствами (XVI — XVII вв.).

Наиболее древними производственными объединениями были гильдии купцов, занимавшихся внешней торговлей. Вступая в гильдию, купец давал клятву помогать друг другу, защищать друг друга, соблюдать все постановления гильдии, вместе «радость и горе делить». Одной из главных обязанностей члена гильдии было не нарушать нравственно-экономического кредита гильдии в глазах потребителей, чтобы заключение торговых сделок проходило вполне «добросовестно и законно». У русских купцов не нарушались купеческое слово (сделки заключались без письменных контрактов), христианская нравственность, исторически известная благотворительность .

Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме требования, обязанности выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека — представителей той или иной профессии, например, для представителей законода-

тельной профессии — это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.

Следование нормам профессиональной этики содействует трудовой деятельности, регулирует взаимоотношения руководителей и подчиненных, партнеров по деловым отношениям, обслуживающих и обслуживаемых в системе «человек — человек» (медицинских, педагогических, юридических, торговых учреждениях и т.д.).

Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.

Добро и зло — основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро — все то, что несет благо человеку. Зло — всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.

Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей (виды долга: семейный, супружеский, родительский, гражданский, патриотический, воинский и т.д.).

Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.

Совесть — внутренний нравственный «судья» человека, который предостерегает его от поступков, причиняющих неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести — раскаяние и стыд.

Можно жить безмятежно, условясь Зло считать для удобства добром, Но что делать тому, чья совесть Все нежданно поставит ребром?

Что тут делать, когда в человеке О приходе своем возвестит, Пусть случайно, пусть в кои-то веки, Словно трубы архангелов, стыд?

Е. Винокуров. Совесть

Для коммерсанта наличие совести — одно из условий профессиональной пригодности.

Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих. В стремлении честно выполнить свои профессиональные обязанности и находит выражение честь работника.

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали — их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывалив сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.

Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?»онаудивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»

Честь и совесть — мы часто произносим эти одухотворенные, наполненные глубоким благородным смыслом слова, не задумываясь порой, что они означают. Вот как толкуют

их словари русского языка. Честьдостойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Это почет и уважение, которые ей воздаются. Не менее значимо и слово «совесть». Оно характеризуется как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Как видим, понятия этих двух слов — честь и совесть очень емкие, и о них надо всегда помнить, как помним имя свое.

А теперь оторвемся от книжных страниц, оглянемся вокруг себя и подумаем вот о чем: всегда ли, везде и во всем поступает каждый из нас так, как велят законы чести и совести? Все ли мы придерживаемся этих простых истин на работе, дома, в общении с коллегами, в отношениях с окружающими? Отношение друг к другу, к своей профессии — главный показатель совести и чести. Такова, скажем, честь мастера, дорожащего своим добрым именем и не позволяющего себе исполнить свою работу плохо.

Но только ли по трудовым делам можно судить о чести и совести человека? А разве не об этих высоких нравственных качествах заботится тот, кто дал слово, обещание и выполнил его в срок? Разве не о чести идет речь, когда человек отстаивает свою правоту, встает на защиту справедливости, доброго имени, не идет на компромиссы и сделки со своей совестью? Разве не делает чести человеку, если он умеет извиниться, честно признать свои ошибки? И если вы не подали руку подлецу, кляузнику, лжецу, взяточнику, если не сели за стол с дельцом, воротилой, хапугой, вором, это тоже дело совести и чести. Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность — это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.

Честь и совесть всегда и во всех делах и контактах стоят на первом месте.

Мы живем, умереть не готовясь,

Забываем поэтому стыд,

Но мадонной невидимой совесть

На любых перекрестках стоит. И бредут ее дети и внуки При бродяжьей клюке и суме — Муки совести — страшные, муки На бессовестной к стольким земле.

Е. Евтушенко. Муки совести

Достоинство — форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей.

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.

Счастье — это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности. Нравственное поведение — результат добровольного следования нравственным требованиям. Через систему нравственных требований общество как бы программирует поведение людей, придает ему определенную направленность.

Простейшая форма нравственного требования — моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты — безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).

Принципы — это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека.

В профессиональной деятельности коммерсанта ведущими являются следующие принципы:

Патриотизм — любовь к своему отечеству, стремление содействовать его процветанию, утверждение истинности и справедливости общественных отношений.

Гуманизм (в переводе с латинского «человечность») — принцип нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека, его способности к совершенствованию, его праве на счастье. Быть гуманистом — значит уважать и любить людей, бороться против всего, что мешает им жить счастливо.

Забота об общественной и частной собственности. Этот принцип предписывает коммерсанту уважать и охранять- на основе законодательства неприкосновенность общественной и частной собственности как основ правового государства, быть непримиримым в борьбе с расхитителями общественного достояния и теми, кто посягнул на собственность личности как общественного субъекта различными противозаконными действиями (хищение, обман, воровство — в предприятиях торговли).

Добросовестное отношение к труду. Выражается в строгом исполнении служебных обязанностей и соблюдении порядка работы предприятия. Этот принцип требует от коммерсанта развития деловых качеств и повышения компетенции. А для этого нужно постоянно обогащать свои знания, совершенствовать опыт. Добросовестное отношение к труду предполагает инициативность, ответственность за выполняемое дело.

Достигнуть подобного отношения к делу коммерсанту можно лишь при упорстве и настойчивости в овладении выбранной профессией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: