Основные категории философии - ABCD42.RU

Основные категории философии

Основные категории философии бытия

Общее понятие о категориях философии бытия

Все знания человека об окружающем мире и самом себе заключены в понятиях и категориях.

Категории – это самые общие, фундаментальные понятия любой науки, в том числе философии.

Все категории являются смыслом понятий, но не все понятия могут быть категориями. Все рассуждения и размышления о мире, отношении человека к миру выступают в виде категорий, иными словами самых общих понятий.

Любой области знания присущи свои категории.

В физике используются категории: атом, масса, энергия, сила, мощность и т.п. В биологии применяются понятия организма, наследственности или изменчивости. Все они являются категориями.

Кроме того, вместе с использованием особых категорий, существуют такие, которые применяются в любых науках или в знании в целом. Конкретным наукам характерно изучение особых связей явлений, которые свойственны определённой области реальности. Основная функция философии в этом отношении заключается в исследовании более общих связей, законов, которые присущи всем явлениям мира и мышлению.

Говоря о причинных связях, стоит отметить, что они свойственны физическим процессам, живой природе, обществу и мышлению. Все науки изучают причинные связи относительно своей области: учёный-физик рассматривает физические причинные связи, химик – химические, биолог – биологические. Совместным во всех этих причинных связях становится предмет изучения философии. Это же характерно и качеству, количеству, форме и содержанию, сущности и явлению, взаимодействию, развитию.

Категории – это формы, с помощью которых отражаются мысли универсальных законов объективного мира.

Основные категории философии бытия

Среди самых распространённых категорий – материя, движение, пространство, время и др. Ими система категорий вовсе н ограничивается. История философской науки сформировала категории иного характера, например, причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и реальность и пр. Все это возможные категории вырабатывались в сознании человека на протяжении многих тысячелетий по мере того, как человек множество раз сталкивался с отношениями различного причинно-следственного или пространственно-временного характера их качественной или количественной стороной, при этом брал их во внимание. Логические категории при этом имеют вид формы мысли и определения бытия.

Категориальная структура по своей сути является каркасом мира, при этом она весьма устойчива, но при этом претерпевает постоянные изменения и носит историчный характер. Наиболее подверженным переменам является содержание категорий.

Наиболее ярким примером переменчивости содержания категорий является понимание материи. А именно то, как понимали её в древности, и как сейчас материя осмысливается в современной картине мира. Это касается и категорий пространства и времени.

Категории по сути своей – это отражение объективного мира в процессе его практического преобразования. В этой связи категории становятся средством познания реальности, основная цель которого заключается в дальнейшем более широком и глубоком преобразовании. В силу этого, можно утверждать, что методологическая роль категорий в науке значительна. Без категорий не представляется возможным научное мышление ни в какой области знания.

Первостепенной категорией философской науки является категория бытия. Все же остальные категории лишь призваны характеризовать с разных сторон содержание, свойства, отношения, развитие сущего. В том числе и движение, как способ существования сущего, а также пространство и время в качестве форм его существования. Таким образом, можно говорить о том, что качество, количество, причина и следствие и иные категории попросту являются характеристиками бытия.

Категории имеют взаимосвязь и при определённых условиях могут принимать форму друг друга: случайное переходит в необходимое, единичное в общее, количественные изменения становятся причиной изменения качества, а следствие приобретает очертания причины и т.п. Такая текучая взаимосвязь категорий не что иное, как обобщённое парирование взаимосвязи явлений действительности. Все категории исторические, в этой связи стоит сказать, что не может существовать какой-то одной неподвижной системы категорий, сохраняющейся навсегда.

Кроме того вместе с развитием науки и мышления постоянно формируются новые категории. Информация – хороший пример. Более того, давно существующие категории могут наполняться новым содержанием. Всякая категория в действительном процессе познания человека, в науке может существовать исключительно в системе категорий и через неё.

Основные философские категории

Рубрика: Философия

Статья просмотрена: 8751 раз

Библиографическое описание:

Гатиатуллина, Э. Р. Основные философские категории / Э. Р. Гатиатуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2564/ (дата обращения: 16.09.2021).

Статья посвящена краткой характеристике философских категорий, их значению и классификации.

Ключевые слова : понятие, категории, универсальность.

Как показывает история антропосоциогенеза развитие мышления и отношения человека к миру происходит посредством и на основе формирования предельно общих понятий (категорий) – форм отражения универсальных законов объективного мира и их интерпретации.

Под категорией понимают формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления [3, с.193]. Философские категории формировались в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя систему отношения человека к миру. Категории были подвижными и гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Таким образом, категория – это предельно широкое понятие.

Говоря о понятии, мы подразумеваем мысль о конкретной реальности мира, ее замещающий образ как совокупность общих признаков, свойств и отражений реальности [2, с.437].

Понятия несут в себе содержание и объем, они единичные, постоянные, обобщенные и однозначные.

В этом контексте развитие науки и философии сопровождалось формированием категорий различных типов и назначений. Такие категории как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность формировались, разумеется, по мере учета реальных причинно-следственных, пространственно-временных отношений вещей, качественной и количественной сторон реальной действительности, то есть по мере развития когнитивного опыта человека.

Отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта – они не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем.

Особая ценность философских категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое.

Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения различных явлений, а так же нормативные функции, формируя определенную методологию научного познания.

В классификации категорий различают три типа – общенаучные, частнонаучные и философские [1, с.93-96.].

Частнонаучные используются в отдельных областях научного знания как результат обобщения знаний о локальной и специфической области познания. Приведем другую классификацию философских категорий, а именно: категории определенности, категории обусловленности и категории целостности.

Исходя из этой теории, можно утверждать, что существует несколько групп основных категорий. Первой важнейшей всеобщей категорией является категория бытия или категория диалектики, второй: бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, движение, пространство, время. А третью группу составляют категории логики, этики и эстетики.

Философские же категории, будучи предельно широкими понятиями, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия выполняют методические и методологические функции. Понятно, что разные категории относятся к различным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Особую группу образуют категории специальных философских дисциплин (логики, этики, эстетики).

Мировоззренческое значение философских категорий состоит, прежде всего, в соотнесении знания о мире и себе, что позволяет созидать и строить оптимальные отношения человека к миру. Онтологическое значение категорий заключается в том, что они выражают реальность мира, в формах высшей степени абстрагирования, отвлечения от конкретного, единичного.

В этом смысле философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений о реальной действительности. Логическое значение категории проявляется в специфике философского вопроса о соотношении общего, особенного и единичного. Методологическое значение категорий в организующем принципе мышления.

Именно в философских категориях выражена вся сложность и противоречивость бытия в его развитии – общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, а так же, всеобщие, особенные, специфические, генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей.

Таким образом, однозначные, целостные, существенные отношения бытия позволяют философским категориям выступать в качестве инструмента познания мира как результата практического отношения на сущностном уровне.

Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 432.

Философия для аспирантов: Учеб. для адьюнктов вузов МВД России /А. П. Сальников, Ю. А. Сандулов, Х. С. Гуцериев, И. И. Кальной — 2-е изд., стереотип. — СПб.: Лань, 2001. — 510 с.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.

Основные категории философии

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Бытие

Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления — т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.

Что же такое бытие?

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Читайте также  Практика и методы борьбы с коррупцией в США

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Материя

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

Мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.

Движение

Движение — это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения.

Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность — конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель — субстанция.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета — другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению и в конечном счете — к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер.

Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 1349 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основные категории философии и их роль в познании мира.

Категорииэто наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной. науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории.

С некоторыми основными категориями мы уже познакомились. Это прежде всего категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий. История философии выработала и такие категории, как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Материя (от лат. material – «вещество») – философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу.

Материя – это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.

Причина и следствие — философские категория, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление — следствие.

Необходимость и случайность — философские категории, выражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта, то случайность — это такой тип связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами.

Возможность и действительность — это философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность — это наличная реальность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе.

Элементы и структура — философские категории, обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы — это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определенные отношения, а структура — это определенный неслучайный способ связи элементов в единую систему.

Сущность и явление — философские категории, отражающие определенность бытия в мире и его познание. Сущность — внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия. Явление — обнаружение (выражение) исследуемого объекта через внешние формы его осуществления.

Отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта – они не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем. Особая ценность философских категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое. Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения различных явлений, а так же нормативные функции, формируя определенную методологию научного познания.

Развитие науки и типы научной рациональности. Научные революции.

Развитие науки.

Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Соответствующие условия раньше всего сложились в Древней Греции, где первые теоретические системы возникли в VI в. до н.э. Такие мыслители, как Фалес и Демокрит, уже объясняли действительность через естественные начала в противовес мифологии, Древнегреческий ученый Аристотель первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на передний план объективность знания, логичность, убедительность. В момент познания была введена система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид), механика (Архимед), астрономия (Птолемей).

Читайте также  Спрос и предложение на рынке труда 3

Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Ста, или Авиценна, (980—1037), Ибн Рушд (1126—1198), Бируни (973—1050). В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая философская наука — схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для науки в современном смысле слова, поскольку опиралась на опытное изучение природных веществ и соединений и подготовила почву для становления химии. Астрология связана была с наблюдением за небесными светилами, что также развивало опытную базу для будущей астрономии.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследовании утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки.

Существует 3 типа научной рациональности:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Основные категории философии

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует

Основные категории философии

Другие контрольные работы по предмету

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Основные категории философии

Студентки Романовская М.Ю.

1. Основные категории философии

1.4 Пространство и время

2. Взаимосвязь категорий

2.1 Всеобщая связь и взаимодействие

2.3.1 Динамический закон

2.3.2 Статистический закон

2.4 Единичное, особенное и общее

2.4.2 Единичное и общее особенное

2.5 Часть и целое, система

2.6 Содержание, структура и форма

2.7 Сущность и явление

2.8 Идея причинности

2.9 Причина, условия и повод

2.10 Диалектический и механистический детерминизм

2.11 Необходимое и случайное

2.12 Возможность, действительность и вероятность

2.13 Качество, количество и мера

Список использованной литературы

Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и т.д. Но наряду с этими, люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии. Точно так же обстоит дело, например, с качеством, количеством, формой и содержанием, сущностью и явлением, взаимодействием, развитием и т.д.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

1 Основные категории философии

Категории это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.

Что же такое бытие?

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и пр

Читайте также  Способы обеспечения возврата кредита 2

Основные категории философии (1)

Главная > Контрольная работа >Философия

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Основные категории философии

Студентки Романовская М.Ю.

1. Основные категории философии

1.4 Пространство и время

2. Взаимосвязь категорий

2.1 Всеобщая связь и взаимодействие

2.3.1 Динамический закон

2.3.2 Статистический закон

2.4 Единичное, особенное и общее

2.4.2 Единичное и общее – особенное

2.5 Часть и целое, система

2.6 Содержание, структура и форма

2.7 Сущность и явление

2.8 Идея причинности

2.9 Причина, условия и повод

2.10 Диалектический и механистический детерминизм

2.11 Необходимое и случайное

2.12 Возможность, действительность и вероятность

2.13 Качество, количество и мера

Список использованной литературы

Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории – суть понятия, но не все понятия – категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и т.д. Но наряду с этими, люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии. Точно так же обстоит дело, например, с качеством, количеством, формой и содержанием, сущностью и явлением, взаимодействием, развитием и т.д.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

1 Основные категории философии

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

1.1 Бытие

Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления — т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.

Что же такое бытие?

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

1.2 Материя

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

Мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: