Основные понятия фонетики - ABCD42.RU

Основные понятия фонетики

Основные понятия фонетики

Фонетика — это раз­дел нау­ки о язы­ке, пред­ме­том иссле­до­ва­ния кото­ро­го явля­ет­ся звук. Звук явля­ет­ся основ­ной еди­ни­цей язы­ка наря­ду со сло­вом и пред­ло­же­ние, но в отли­чие от них он сам по себе не име­ет ника­ко­го значения.

Фонетика и звук

Звуки выпол­ня­ют в язы­ке важ­ную смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ную роль. Они оформ­ля­ют сло­во фоне­ти­че­ски, созда­вая его внеш­нюю зву­ко­вую оболочку.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое фоне­ти­ка дает Википедия:

Звуки, соеди­ня­ясь в раз­ные ком­би­на­ции, помо­га­ют раз­ли­чать сло­ва в речи. В каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лен­ное коли­че­ство зву­ков. Сравним:

  • бор — сбор;
  • порт — спорт;
  • кош­ка — окошко;
  • кас­ка — сказка

Слова раз­ли­ча­ют­ся набо­ром зву­ков и после­до­ва­тель­но­стью их рас­по­ло­же­ния. Понаблюдаем за сло­ва­ми, кото­рые различаются

  • вагон — вазон;
  • поход — подход;
  • город — огород;
  • лож­ка — обложка;
  • фасоль — пароль;
  • смаз­ка — замазка.

В фоне­ти­че­ском обли­ке слов наблю­да­ем отли­чие в после­до­ва­тель­но­сти звуков:

  • сорт — торс;
  • кор­шун -шнурок;
  • короб — порог ([к о р а п] — [п а р о к]).

Образование звуков языка

Фонетика изу­ча­ет каж­дый звук с точ­ки зре­ния аку­сти­ки, как физи­че­ский объ­ект, и арти­ку­ля­ции — спо­со­ба обра­зо­ва­ния зву­ка с помо­щью орга­нов речи чело­ве­ка. Звуки обра­зу­ют­ся в рече­вом аппа­ра­те при выды­ха­нии воз­ду­ха. К рече­во­му аппа­ра­ту отне­сем гор­тань с голо­со­вы­ми связ­ка­ми, рото­вую и носо­вую поло­сти, язык, губы, нёбо.

Гласные звуки

В рече­вом аппа­ра­те выды­ха­е­мый воз­дух про­хо­дит через гор­тань меж­ду напря­жен­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая может менять свою фор­му. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Они состо­ят толь­ко из голоса.

Согласные звуки

Выдыхаемый воз­дух может встре­тить пре­гра­ду в рото­вой поло­сти в виде смыч­ки или сбли­же­ния орга­нов речи и вый­ти через рот или через нос. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они состо­ят из шума, а неко­то­рые — из голо­са и шума.

Источник изоб­ра­же­ния: абв-стенд.рф

Фонетическая позиция звука

В речи все зву­ки нахо­дят­ся либо в силь­ной пози­ции, либо в сла­бой. В силь­ной пози­ции звук слы­шит­ся отчет­ли­во. Для глас­ных зву­ков силь­ная пози­ция — это нахож­де­ние зву­ка под уда­ре­ни­ем, а сла­бая — без уда­ре­ния, например:

  • го́рка — г о ра́ [г а р а]
  • в е дро́ [в’ и д р о]

Согласный звук име­ет силь­ную пози­цию, если рядом с ним нахо­дят­ся глас­ные звуки:

боро­да, воро­та, ура­ган, рука, сто­лик, чулан, тро­пы.

Слабой пози­ци­ей для соглас­ных зву­ков явля­ет­ся их расположение

1. в кон­це слова

  • гар­де­роб [п]
  • кров [ф]
  • пирог [к]
  • брод [т]
  • сто­рож [ш]
  • князь [с’]

2. перед глу­хи­ми согласными

  • ко́в ш ик [к о ф ш ы к]
  • в с та́в к а [ф с т а ф к а]
  • об х о́д ч ик [а п х о т ч’ и к]

Видеоурок «Фонетическая транскрипция»

Видеоурок «Фонетический разбор слова»

Фонетика

Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.

Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:

  • Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
  • Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
  • Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
  • Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.

Единицы и средства, используемые в фонетике

Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:

  • Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
  • Звук – наименьшая единица в фонетике.
  • Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
  • Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
  • Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.

Классификация звуков

В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.

Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.

Гласные звуки по уровню подъема языка

Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

  • Верхний передний: и
  • Верхний средний: ы
  • Средний передний: э
  • Верхний задний: у
  • Средний задний: о
  • Нижний средний: а.

Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

Согласные звуки

Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».

Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

Твердые и мягкие согласные

Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

  • Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
  • Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.

Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

  • Всегда твердые: ж, ш, ц.
  • Всегда мягкие: ч, й, щ.

По месту образования согласные бывают:

  • Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
  • Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
  • Зубные смычные: т, т’, д, д’
  • Зубные слитные: ц
  • Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
  • Небно-зубные слитные: ч
  • Зубные щелевые: с, с’, з, з’
  • Зубные смычно-проходные: н, н’
  • Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
  • Небно-зубные дрожащие: р, р’
  • Среднеязычные щелевые: й
  • Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
  • Заднеязычные щелевые: х, х’

Позиция звука в фонетике

Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

  • Дом [д о м]. Звук в сильной позиции, отчетливо слышим [о].
  • Собака [саб а ка]. На месте буквы «о» мы слышим звук [а], так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
  • Колесо [калес о ]. Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук [о], но без ударения он становится слабым звуком [а].
  • Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
  • Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: с[ и ]льн[А/О]е, крас[ и ]в[О/А].

У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

По глухости/звонкости:

  • Любой звук перед гласным – всегда сильный. [б]аня, [м]о[л]о[к]о.
  • Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. [п]леск, [к]люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
  • Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – [т]ворец, [к]вота, [с]вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
  • Звук перед согласным – всегда слабый. [п]тица (звук [п] как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в [ф]), ра[с]гулялся, [c]тихотворение (звук [с] находится в промежуточном состоянии с [с’]).
  • Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне[к], подъез[т].
  • Всегда слабые перед [р]:
Читайте также  Психологический портрет Ивана Грозного

Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

  • В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве[т], ко[н’].
  • Сильная позиция перед гласными. [б]аня, [с]ог[н]ул[c]я.
  • [Л], [Л’] – всегда сильные перед согласными. Ко[л]ба, по[л]ка.
  • Всегда слабая позиция перед [й]. Воро[н’йо].
  • [н] и [н‘] слабые перед «ч» и «щ». Бара[н’ч]ик, карма[н’ч]ик.

Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок: 20

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Фонетика и фонетический разбор слова

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Согласные звуки

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких» согласных и 10 глухих.

Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j’и-вo] 2 слога, второй ударный

[j’] согласный, звонкий, мягкий
е— [и] гласный, безударный
г— [в] согласный, звонкий, твердый
о— [о?] гласный, ударный
3 буквы 4 звука

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б’] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой ( например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика» предлагается сделать частичный фонетический разбор.

Комментарии

мне надо слово умеет. .

мне надо слово СВОЁМ и СЁМКА пожалуйсто помогите мне у меня не получается

Основные понятия фонетики

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части: дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея),

Основные понятия фонетики

Другие материалы по предмету

Основные понятия фонетики

Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.

Основные фонетические единицы

Звук речи это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

  1. дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;
  2. гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука;
  3. полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.
  4. Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.
  5. 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Принципы классификации звуков речи

Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум [у], лес [э]) и безударными (например: вода [а], весна [и]).

Читайте также  Специфика работы социального педагога в детском доме

Согласные это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных признаков согласных учитывается степень участия шума.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг [к], ложка [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба [з’]).

Слог это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора гору.

Неподвижное ударение это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) — окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог творог, иначе иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора горы, большой большого, песчаный песчаного, выбрать выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок дружка, занять заняла.

Фонема как единица языка

В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема — это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал мол мул здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных позиция перед всеми гласными, например: [г]ол [к]ол.

Слабая позиция это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция это позиция без ударения. Для глухих/звонких»согласных позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса лиса [лиса], съезд съест [сйэст].

Транскрипция — это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначе

Русский язык. Термины. Фонетика.

Фонетика.

Фонетика (греч. φωνηεντικός «звуковой» от φωνή «звук») – это раздел языкознания (лингвистики), изучающий звуки речи, звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.

Четыре направления фонетических исследований.

  • Анатомо-физиологический (артикуляционный) — исследует звук речи с точки зрения его создания: какие органы речи участвуют в его произношении, активны или пассивны голосовые связки и т. д.
  • Акустический (физический) — рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
  • Функциональный аспект (фонологический) — изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
  • Перцептивный — изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Разделы фонетики:

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Она исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Звуки русского языка.

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.

В отличие от других звуков живой и неживой природы, они используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц — морфем или слов.

Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

В русском алфавите 33 буквы:
Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».
Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33.

Читайте также  распад Империи Каролингов

Шесть гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] — и
[ы] – ы
[а] – а и я
[о] – о и ё .
[э] – э и е.
[у] – у и ю .

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у;
2) я, ё, е, ю.

Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

Одна и та же буква может обозначать разные звуки.

Например, буква м может обозначать звуки [м] и [м’]: мил – [м’иска], мыл – [мысли].

Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им глухие согласны, то есть происходит их оглушение: дуб – ду[п].

Глухие согласные перед звонкими (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им звонкие согласные, то есть происходит их озвончение: сделать– [з]делать.

Один звук может обозначаться и сочетаниями букв, например:
[ш’] – сч, зч, жч: счёт – [ш’]ёт, счёт – [ш’]от, грузчик – гру[ш’]ик, мужчина – му[ш’]ина;
[ц] – тц, дц, тс, тьс: отца – о[ц]а, двадцать – два[ц]ать, смеётся – смеё[ц]а, решиться – реши[ц]а;
[ц] – тс, дс: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой:
[н] – нн: очарованный – очарова[н]ый.

Одна буква может обозначать разные звуки.

Например, в словах стол – ст[о]л, столы – ст[а]лы (мн.ч.) буква о обозначает звуки [о] и [а].

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Понятие о фонетике

Фонетика(от греч. phonetikos — звуковой, голосовой, phone — звук) — раздел языкознания, изучающий звуко­вые средства языка. Существуют различ­ные определения предмета фонетики: одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка — морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.), другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.), наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц — орфография (Л.В. Щерба) (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Фонетика занимается изучением языковых единиц, природа которых материальна. С одной стороны, эти единицы лишены самостоятельного значения (звуки речи, слоги, ударения) или же обладают очень специфическим значением (разные интонационные типы); с другой стороны, эти единицы и обусловливают существование значимых единиц языка (морфемы, слова, фразы или большие высказывания), яв­ляясь средством их материальной реали­зации. Таким образом, фонетические единицы, с одной стороны, противопоставлены дру­гим языковым единицам, с другой сто­роны, обеспечивают их материальную реализацию.

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основ­ных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Основные фонетические единицы – звук речи, слог, фонетическое слово (т.е. самостоятель­ное слово с примыкающими к нему слу­жебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различное основание. Так, звуки речи выделяются в резуль­тате фонемного анализа, синтагмы и вы­сказывания — в результате анализа смы­словых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово — на собственно фонетических, не смысловых основаниях. Как специальная научная дисциплина, фонетика первоначально рассматривала физио­логические характеристики звуков речи; в дальнейшем исследуются и особенности звучания (акустика речи), а также осо­бенности восприятия фонетических еди­ниц человеческим ухом (психоакустика и психофонетика). Три аспекта исследо­ваний — физиологический, акустический и психологический — основаны на непо­средственном наблюдении, поэтому их развитие тесно связано с разработкой специальных методов исследования. Пер­воначально это были субъективные на­блюдения исследователя, определяющего путём анализа собственных мускульных ощущений особенности артикуляции от­дельно произносимого звука. Постепенно развиваются и методы объективного ана­лиза: для исследования артикуляционных характеристик широко применяются тех­нически совершенные методы комплекс­ной регистрации движений артикуляцион­ных органов, кинорентгеносъёмки речево­го тракта во время произнесения тех или иных единиц, разнообразные способы регистрации мышечных потенциалов, воз­никающих во время речи. Для анализа акустических свойств звуковых единиц используется специальная спектроанализирующая аппаратура, широко при­меняются электронно-вычислительные ма­шины. Исследование особенностей вос­приятия звуковых единиц проводится на основе применения специальных прибо­ров, позволяющих выделить из магнит­ных записей непрерывной речи сегменты разной длительности; создана специаль­ная методика синтеза речи, т.е. созда­ния речеподобных звуков искусственным путём, без участия человека. Характе­ристики таких синтезированных звуков или звукосочетаний могут изменяться под контролем исследователя, что даёт возможность оценить роль этих харак­теристик при восприятии их человеком.

Раздел фонетики, изучающий объективные свойства звуковых единиц при помощи специальных методов, называют инст­рументальной или экспери­ментальной фонетикой. Последнее назва­ние более верно, т.к. главное — не в ис­пользовании инструментов для накопления фактов, а в проведении при помощи этих инструментов специальных экспе­риментов для выявления тех или иных характеристик, их относительной значи­мости и особенностей проявления в раз­ных условиях речевого общения.

Важным аспектом фонетики является описательная фонетика, предметом которой являются основные закономерности упот­ребления различных звуковых единиц при оформлении значимых единиц язы­ка, например, распределение ударения в словах различных типов, чередования глас­ных и согласных, звуковые характеристики морфем. Сюда же относится и исследование сочетаемости звуковых еди­ниц, основанное на статистическом обсле­довании текстов.

Специальным аспектом фонетики является историческая фонетика, предметом изучения которой являются изменения в фоне­тическом оформлении значимых единиц, происходящие в истории конкретного языка. Т.к. при историческом подходе к фонетическим явлениям мы имеем дело или с письменными памятниками или с реконструкциями, сфера рассмотрения звуковых явлений при таком подходе сужена: нельзя говорить ни о точных артикуляционно-акустических, или пер­цептивных, характеристиках звуковых единиц, ни об интонационных особенно­стях.

Существует также общая фонетика, зани­мающаяся изучением общих закономер­ностей, действующих в звуковых систе­мах различных языков и являющаяся основой для фонетического анализа лю­бого конкретного языка.

Существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, фонетика как наука, исследующая материальные яв­ления (артикуляция, акустика звуков речи), вообще не может считаться линг­вистической дисциплиной и по отношению к фонологии — науке, изучающей функ­ции звуковых единиц, должна рассмат­риваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии (Р.И. Аванесов в работах 30-40-х гг.). Согласно другой точке зрения, фонетика и фонология не только существенно дополняют друг дру­га, но и вообще существуют только в не­разрывной связи: для фонетического описания необходим фонологический под­ход, который является основным критерием для выделения ряда фонетических еди­ниц, таких, например, как звук речи: с соб­ственно фонетической точки зрения мини­мальной произносительной единицей яв­ляется слог, а разбивка его на последо­вательность звуков есть результат наших фонологических представлений. С дру­гой стороны, фонологические построения только тогда могут считаться прибли­жающимися к реально существующей в языке ситуации, когда они основаны на достоверных и непротиворечивых фо­нетических фактах (Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов). Ко 2-й пол. 70-х гг. выш­ли работы, посвященные описанию звуко­вой системы русского языка с разных точек зрения: и с экспериментально-фонетиче­ской, и с описательной, и с исторической. Изучение фонетики русского языка имеет более чем двухвековую историю и нача­лось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших осо­бенности русской звуковой системы, соотно­шение между написанием и произноше­нием, особенности живых фонетических чередований, правила слогоделения и т.д. Большое значение имели наблюдения Я.К. Грота и О.Н. Бетлингка, касаю­щиеся влияния мягких согласных на соседние гласные. Тонкий и точный фоне­тический анализ дан в работах А.А. По-тебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (см. Приложение 1) пришёл к пред­ставлениям о лингвистической значимо­сти звуковых единиц – фонем (см. глоссарий). Экс­периментально-фонетические исследова­ния проводились в СССР с самого начала возникновения этого метода — работы В.А. Богородицкого, А.И. Томсона, Л.В. Щербы, посвя­щенные фонетическому анализу русского языка, не потеряли своего значения до настоящего времени.

Современное языкознание характеризуется оп­ределёнными достижениями в области фонетики русского языка — работы Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы и др., посвященные и фонетике, и орфоэпии. Широко развер­нулось экспериментально-фонетическое исследование разных элементов звукового строя языка, как его литературной формы, так и диалектов.

Фонетика имеет значение в целом ряде при­кладных аспектов: это преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха; фонетические данные широко используются при изучении осо­бенностей высшей нервной деятельности человека; в целом ряде технических на­правлений также используются фонетиче­ские данные: для улучшения качества передачи речи по каналам связи, для разработки систем, управляемых звуча­щей речью, и т.д.

2.1.2.2 Фонетическое членение русской речи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: