Основы исследовательской деятельности - ABCD42.RU

Основы исследовательской деятельности

Основы учебно-исследовательской деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и значение научно-исследовательской деятельности

Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.

Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.

Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.

Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.

При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.

Основными свойствами научного исследования являются:

  1. Целенаправленность. Исследование всегда имеет определенную цель и задачи, которых необходимо достигнуть;
  2. Новизна и нестандартность. Исследование направлено на проверку известных науке фактов и характеристик объекта;
  3. Однократность. Исследование проводится один раз и не требует повторения при обосновании, подтверждении научной теории или идеи;
  4. Уникальность подхода. В исследовании требуется применять новый подход, использовать креативные идеи, чтобы достичь успешного результата;
  5. Вероятностный характер и рискованность. Любое исследование сопряжено с риском неудачного исхода. Имеется, лишь, определенная доля вероятности достижения поставленных целей и задач исследования, а также имеется риск безвозвратной и необоснованной потери ресурсов, потраченных на исследование.

Готовые работы на аналогичную тему

Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.

Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины. Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:

  1. Требования Федеральных образовательных стандартов;
  2. Содержанием компетенций, на развитие которых ориентирована дисциплина;
  3. Особенностями учебной дисциплины и технологиями, используемыми учебным заведением в учебном процессе;
  4. Трудоемкостью учебного процесса и уровнем образования;
  5. Уровнем развития и уровнем подготовки обучающегося.

Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:

  1. Выполнение заданий различной направленности и степени сложности. Сюда может входить подготовка к проблемным лекциям, сбор дополнительного материала для них, участие в дискуссиях, коллоквиумах, деловых играх;
  2. Выполнение различных практических заданий и лабораторных работ. Сюда входит проведение самостоятельного лабораторного исследования, например, в домашних условиях, либо, просто подготовка материала для лабораторной работы, контрольного опроса;
  3. Написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ;
  4. Построение графиков и схем, таблиц по исследуемому вопросу;
  5. Подготовка сообщений, презентаций, поиск библиографических сведений;
  6. Подготовка к принятию участия в научно-исследовательских конференциях, олимпиадах, семинарах.

Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.

Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.

Стадии учебно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:

  • Подготовительная стадия. В данный период происходит постановка целевого назначения исследования, формируются его задачи, составляется методика проведения процесса, изыскиваются необходимые ресурсы для его реализации, выбирается учебная и методическая литература, оборудование для исследования, планируются результаты изучения того или иного объекта и делаются предварительные прогнозы.
  • Основная стадия. Она связана с проведением исследования. Происходит практическая реализация программы исследования, ищется необходимая информация, обрабатывается и фильтруется, фиксируется, проводятся опыты, аналитические задания.
  • Заключительная стадия. На этом этапе происходит подведение итогов проведенного исследования, а именно: делаются выводы по объекту, оценивается значимость исследования, анализируются результаты. Кроме того, подводятся итоги эффективности и целесообразности применения метода, примененного в исследовании и самой исследовательской программы, делаются выводы по оптимизации и улучшению того или иного направления, процесса, исследований.

Основы исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность учащихся.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

— изучение теории, посвященной данной проблематике,

— подбор методик исследования и практическое овладение ими,

— сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности обучающихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук (Новосибирск, Симферополь и др.). Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало профориентацию и начальное профессиональное образование в области науки, реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Читайте также  Принципы экологической безопасности

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Специфика реализации исследовательских задач. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются безусловно главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Представление исследований. Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жизнь – это всегда развитие: развитие себя, развитие окружающего мира. В современных условиях достижение собственной эффективности и востребованности во внешней среде требует формирования конкурентных преимуществ не только для предприятий и организаций (как в области технико-технологического совершенствования производства, так и в области подбора квалифицированных кадров и разработки и реализации мер по развитию персонала), но и для собственного развития индивидуума.

Основной задачей курса «Основы исследовательской деятельности» является формирование целостного представления об исследовательской деятельности, освоение студентами современной методологии исследовательской деятельности в области материального производства и непроизводственных отношений, объектов и видов профессиональной деятельности. Пособие носит междисциплинарный характер, включает в себя материал таких дисциплин, как «Исследование систем управления», «Экономика», «Социология», «Менеджмент», «Теория организации», «Информационные технологии в управлении» и др., и направлено на приобретение студентами в результате обучения общепрофессиональных и профессиональных исследовательских компетенций, определенных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения, особенно по специальностям экономико-управленческого профиля базового и повышенного уровней среднего профессионального образования.

В условиях быстрого устаревания знаний и постоянного роста квалификационных требований образование является непрерывным, постоянным процессом с интегрированными задачам и целями деятельности. Но образование – это процесс не просто получения существующих знаний, но и создания новых, развития собственных интеллектуальных и исследовательских способностей, которые помогут в дальнейшем не просто «идти в ногу со временем», но и опережать события, а следовательно – быть лучшими.

Лекции освещают круг вопросов, позволяющих дать целостное представление об исследовательской деятельности как таковой, а также ее особенностях применительно к исследованию и моделированию процессов и систем. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Освоение основ исследовательской деятельности позволит систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности, сформировать навыки поиска и анализа информации из различных источников, представления информации в разных видах и грамотного анализа и оформления результатов исследования. Применение методов исследования в практике управления позволит диагностировать состояние существующей системы управления, выявлять аномалии в функционировании системы управления, разрабатывать проекты ее улучшения.

Подробно раскрываются основные понятия, методы исследования, структура и содержание этапов исследовательской деятельности, рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения информационно-аналитической работы. В пособии рассматривается организация изучения объектов, процессов и явлений реальной действительности на примере социально-экономических процессов и систем. Анализируются проблемы типологии и методологии исследования, значительное внимание уделено системному подходу как общеметодологическому принципу научного познания. Представлена методика и технология практического использования теоретических подходов в научно-исследовательской и практической деятельности.

Логика изложения материала в пособии структурирована от общего рассмотрения теоретико-методологических основ исследовательской деятельности к прикладному анализу на примере социально-экономических систем как объектов исследования. От рассмотрения принципов исследования и моделирования социально-экономических процессов и систем осуществлен логический переход к проведению исследований в организациях. Рассмотрены основные подходы к планированию и организации исследовательской деятельности на местах, а также оценке эффективности исследовательской деятельности.

Помимо традиционных контрольных вопросов по каждому разделу, учебное пособие содержит задания для самостоятельной работы студентов и приложения, позволяющие детализировать и расширить некоторые темы, которые могут быть полезны как для студентов, изучающих дисциплину, так и для преподавателей в качестве вспомогательного материала для подготовки к семинарским занятиям.

Читайте также  Свойства многоугольников и их применение в решении задач

Материал адресован, в первую очередь, студентам и преподавателям, а также всем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой исследовательской деятельности: как начинающим исследователям, так и руководителям, и менеджерам организаций.

Основы учебно-исследовательской деятельности, Бережнова Е.В., 2017

Основы учебно-исследовательской деятельности, Бережнова Е.В., 2017.

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям укрупненной группы «Образование и педагогика»; ОП «Педагогика».
В книге изложены методологические характеристики исследовательской деятельности, ее логика, методы. Значительная часть издания посвящена умениям самостоятельного учебного труда студентов: выбирать нужный информационный источник, составлять планы, тезисы, конспекты, рефераты, рецензии. Специальная глава содержит конкретные рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ. В это издание внесены изменения в соответствии с новыми, правилами оформления исследовательских работ.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно преподавателям средних и высших учебных заведений.

Что такое наука и научное исследование.
Определение науки. Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к разговору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.
Например, в одной из работ, в которой рассматривались различия между религией и наукой, последняя определялась как «область институционализации сомнения». Институционализация означает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть нс что иное, как способ преодоления сомнений научного сообщества относительно компетентности соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение перестает быть личным достоянием каждого и становится обобщенной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, таким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духовного освоения мира — наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
Глава 1. Научное познание и наука.
1.1. Что такое наука и научное исследование.
1.2. Задачи педагогической науки.
Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
2.1. Единство и различия педагогической науки и практики.
2.2. Педагогическая наука и практика как единая система.
2.3. Связь науки и практики в движении.
2.4. Учитель и педагогическая наука.
Глава 3. Методология педагогического исследования.
3.1. Понятие «методология педагогической науки».
3.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики.
3.3. Логика педагогического исследования.
3.4. Методы исследования.
Глава 4. Учебно-исследовательские умения студентов.
4.1. Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки.
4.2. Способы получения и переработки информации.
Этапы работы над учебным рефератом.
Примерная структура учебного реферата.
Критерии оценки учебного реферата.
Глава 5. Как работать над курсовыми и дипломными работами.
5.1. Курсовые работы.
5.2. Дипломные работы.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы учебно-исследовательской деятельности, Бережнова Е.В., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

Введение

Древняя мудрость гласит:
“Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому –
и я научусь”

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

В своей практике постоянно включаю этот вид деятельности на уроках и во внеурочной работе. Стараюсь вовлечь в исследовательскую деятельность наибольшее количество учеников в классе, задействовать членов их семей. Для этого использую групповые, парные исследования, исследования «взрослый + ребёнок».

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Читайте также  Уплотнение легочной ткани

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

Цель: дать определения основным понятиям, сделать выводы, подготовить сообщение по результатам исследования. На этом этапе обычно создавалась электронная презентация. Можно отснять фильм, мультфильм, слайд-шоу и т.д.

10. Доклад

Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Отрабатывались навыки публичного выступления сначала перед учителем и родителями, затем перед своим классом, затем на школьной научно-практической конференции. Особое внимание уделяю ситуации, когда докладчик затрудняется ответить на вопрос из зала. В таком случае уместна фраза: «Я не готов ответить на этот вопрос сейчас, но я постараюсь найти ответ в различных источниках и ответить на него позже».

11. Обсуждение итогов работы.

Важно проводить обсуждение не только с учеником, но и с его родителями, с одноклассниками. Учить умению давать оценку деятельности другого ученика и проводить самооценку. На данном этапе очень важно создать «ситуацию успеха» у обучающегося.

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Основы научно-исследовательской деятельности

Рабочая программа по курсу «Основы научно-исследовательской деятельности» для 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Основы научно-исследовательской деятельности»

МКОУ «Строевская СОШ»

Рабочая программа по учебному курсу

«Основы научно-исследовательской деятельности»

для 10-11 классов

Автор программы: Петросян Жанна Гамлетовна педагог-психолог первой категории МКОУ «Строевская СОШ»

Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «Строевская СОШ» __________________

зам. директора по УВР __________________ (Комогорова Г.Р.)

директор школы ______________ (Миневич О.В.)

Планируемые результаты освоения учебного курса.

операционные исследовательские умения:

умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;

умение работать с разными видами источников информации;

умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;

умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;

умение обрабатывать статистические данные;

умение обрабатывать компьютерные данные;

тактические исследовательские умения:

умение быстро ориентироваться при поиске информации;

умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение определять объект, предмет исследования;

умение выделять цели и задачи;

умение выдвигать гипотезу;

умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;

умение проводить мысленный эксперимент;

умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;

умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.

стратегические исследовательские умения:

умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;

умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;

умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)

умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.

В ходе решения системы исследовательских задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели — схемы, выделяя всё существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Содержание учебного курса.

Первый год обучения

Введение. Мир науки (1час)

Роль науки в современном мире. Классификация наук.

Работа с литературными источниками (6 часов)

Характеристика отдельных литературных источников (журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное и методическое пособие, справочная литература, монография, брошюра, сборник научных статей).

Культура чтения. Его цели, виды, скорость.

Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов.

Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации.

Социальное проектирование (10 часов)

Выбор темы проекта и его обоснование. Способы определения актуальной социальной проблемы.

Определение целей и задач проекта. Составление плана работы.

Методы исследования выбранной проблемы.

Составление анкет, вопросов интервью, определение круга опрашиваемых.

Обработка результатов опроса. Оформление проекта.

Работа над проектом.

Второй год обучения

Содержание учебного курса.

Научное познание (2 часа)

Научное познание, его особенности и составляющие. Научное познание и его отличие от других видов познания.

Научное знание как результат научной деятельности. Формирование научного мировоззрения. Интеллект как основа и инструмент познания.

Методы исследования (3 часа)

Теоретические методы исследования.

Математические методы исследования.

Эмпирические методы исследования.

III. Понятие об исследовательской работе

Общее представление об исследовательской работе, виды, структура, требования к оформлению.

Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.

Содержание теоретической части исследования.

Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов.

Подготовка к защите исследовательской работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: