Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте - ABCD42.RU

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых гру-

зов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров,

работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близо-

сти от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по желез-

ной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и ра-

диационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения

целостности путей, обрушения мостов;

• пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

• наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т.д;

• воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, поврежде-

нию и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пере-

сечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах

хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.__

Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед-

нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед

началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движуще-

гося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти

Меры безопасности на железной дороге:

• нельзя ходить по железнодорожному пути;

• во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

• нельзя преходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

• опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной

звуковой и световой сигнализации;

• нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае

автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

• нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металли-

ческим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

• в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в

• на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железно-

• заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона

или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

• нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;

• нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

• запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузо-

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. На-

пряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется

электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо ос-

таваться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона

на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на

земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наи-

большая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще

всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрообору-

дования, нарушение требований противопожарной безопасности. Скорость распространения

огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 минут после

начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.

Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются:

дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику состава. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью

стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки,

окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

3.11.1. Поисково-спасательные работы при авариях на железнодорожном транспорте

Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

Железнодорожный транспорт включает в себя:

  • железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);
  • железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);
  • железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения, запасные пути);
  • железнодорожные вокзалы.

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

  • большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 5 тыс. т, масса пассажирского состава — около 1 тыс. т, масса одной цистерны — 80-100т;
  • определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде — в среднем 16, в грузовом — 75. Максимальное число вагонов в составе — 110;
  • электроток высокого напряжения (до 30 кВ);
  • высокая скорость передвижения состава;
  • опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);
  • наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона.

Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает по телефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.

По прибытии на место катастрофы спасатели:

  • проводят разведку и оценивают ситуацию;
  • определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;
  • проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;
  • ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.)

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций при пассажирских перевозках

Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина — 3,5м, высота — 3,5 м, масса — 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см. Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.

Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

  • проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
  • организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;
  • организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент.

Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки.

Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.

Проникновение спасателей в пассажирский вагон:
1 — через дверь; 2 — помощью веревки; 3 — по лестнице; 4 — с помощью друг друга; 5 — через люк

После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости, поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим. Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950°С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты.

При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени — 1100°С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1,5-2,0 т).

Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения. Все это к тому же усугубляется паникой.

Читайте также  Оценка, расчет и выбор конструктивных параметров двигателя

Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.

Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.

Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций при грузовых перевозках

Перечень опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, включает в себя около 400 наименований.

По условиям железной дороги, на каждый груз или группу грузов составляется аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика груза и которая используется как источник информации при проведении ПСР. Аварийная карточка хранится на станции отправителя.

Ниже приводится примерный образец заполнения аварийной карточки.

Аварийная карточка

Кроме как в аварийной карточке, класс опасности груза указывается на ярлыке и упаковке. Упаковка маркируется определенным сигнальным цветом и знаками безопасности. Сигнальными цветами являются красный, желтый, синий, зеленый.

Основное смысловое значение

Контрастный

Запрещение непосредственная опасность, обозначение пожарной техники

Тема 6: Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте

Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте

Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

Железнодорожный транспорт включает в себя:

– железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);

– железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);

– железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения запасные пути);

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

– большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 3-4 тыс.т., масса пассажирского состава – около 1тыс. т, масса одной цистерны – 80-100 т;

– высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров

– определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде – в среднем 16, в грузовом – 75. Максимальное число вагонов в составе – 110;

– электроток высокого напряжения (до 30 кВ);

– опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);

– влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
– многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие. происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона. Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает по телефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.

По прибытии на место катастрофы спасатели:

– проводят разведку и оценивают ситуацию;

– определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;

– проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;

– ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,5 м, масса – 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см. Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.

Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

– проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

– организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;

-организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать. После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим. Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950° С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты. При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени – 1100° С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1.5-2,0 т). Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, Все это к тому же усугубляется паникой. Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.

Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.

Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Чрезвычайная ситуация (ЧС) − обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления , катастрофы, стихийного или иного бедст-вия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. По природе происхождения различают: природная или техногенная ЧС.

Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс, причи-ной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, просадка в лесовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цу-нами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природ-ный пожар [4].

Техногенная ЧС − состояние, при котором в результате возникновения источника тех-ногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормаль-ные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, нано-сится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [5].

ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситу-ациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера мате-риального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ситуаций. ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные [6].

Поражающие факторы источников техногенных ЧС классифицируют по генезису (происхождению) и механизму воздействия. Поражающие факторы источников техноген-ных ЧС по генезису подразделяют на факторы: прямого действия или первичные; побоч-ного действия или вторичные [7].

Первичные поражающие факторы непосредственно вызываются возникновением ис-точника техногенной ЧС. Вторичные поражающие факторы вызываются изменением объ-ектов окружающей среды первичными поражающими факторами.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия подразде-ляют на факторы: физического действия; химического действия.

К поражающим факторам физического действия относят: воздушную ударную волну; волну сжатия в грунте; сейсмовзрывную волну; волну прорыва гидротехнических соруже-ний; обломки или осколки; экстремальный нагрев среды; тепловое излучение; ионизирую-щее излучение.

К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие опас-ных химических веществ.

Читайте также  Столбняк у животных

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и ор-ганизаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуп-равления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложи-лась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организа-ций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соот-ветствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

Восстановительные работы после аварий и крушений подвижного состава проводятся силами восстановительных поездов дирекции «Дорожные восстановительные средства» (ДорВС).

Крушение поезда − столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поез-дом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станции-ях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения или схода под-вижного состава [5].

Железнодорожная авария − авария на железной дороге, повлекшая за собой поврежде-ние одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капи-тального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадав-шим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на ава-рийном участке, превышающий нормативное время [5].

При авариях и крушениях с опасными грузами привлечение сил и средств единой госу-дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Се-веро-Западного и Центрального регионов осуществляется в обязательном порядке незави-симо от масштабов аварий и крушений (ЧС). Органы управления МЧС РФ организуют ликвидацию ЧС с опасными грузами своими силами с привлечением аварийно-спасатель-ных команд других министерств, ведомств, организаций РСЧС, а также восстановитель-ных поездов ДорВС.

Опасный груз − опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузке могут соз-дать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества [5].

При возникновении ЧС с опасными грузами ликвидация последствий происшествий осуществляется согласно Плана взаимодействия сил и средств Октябрьской жел. дор. с Северо-Западным и Центральным и Региональными Центрами МЧС РФ.

Список литературы

1. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ Средства защиты работающих. Общие требования и класс-сификация.

2. ГОСТ 12.4.026-01 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности. Разметка сигналь-нная.

3. ОСТ 32.4-76 Знаки безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

4. ГОСТ Р 22.0.06-95 Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы.

5. ГОСТ Р 22.0.05-94 Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

6. Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утв. постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. №1094.

7. ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техноген-ных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.

| следующая лекция ==>
Субъективные и объективные средства защиты | ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1.4.20. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

По данным Министерства путей сообщения РФ, на территории нашей страны ЧС на железнодорожном транспорте случаются почти ежедневно.

Лидирующее положение (25%) в числе основных причин ЧС на железнодорожном транспорте занимают сходы с рельсов.

Около 25% крушений и аварий на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах.

Характерной причиной таких ЧС служит нарушение правил пересечения переезда транспортными средствами. Широко известна железнодорожная катастрофа, которая произошла в сентябре 1982 г. близ г. Цюриха (Швейцария): электропоезд, проходя через железнодорожный переезд при открытом шлагбауме, столкнулся с туристским автобусом. Погибло около 40 человек, многие были ранены.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.

Ежегодно увеличивается число столкновений и сходов подвижного состава, загруженного опасными грузами, особенно АХОВ. Ущерб, наносимый такими ЧС, обычно очень велик, так как кроме ликвидации последствий собственно самой катастрофы, приходится бороться еще и с вторичными поражающими факторами.

1993 г. В Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом. Произошла утечка опасного вещества. При этом пострадало 39 человек, из которых 11 погибло.

Причиной многих ЧС на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

1988 г. В г. Арзамасе-1 взорвались три вагона взрывчатки (118 тонн). Причина — нарушение правил перевозки взрывчатых веществ. Погибли 97 человек, были ранены 750 человек, без крова остались 700 семей; были разрушены здание вокзала и 250 погонных метров железнодорожного полотна, уничтожены 12 вагонов и две секции локомотива. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 85 м и глубиной 10 м.

1988 г. На станции Свердловск-Сортировочная Южно-Уральской железной дороги взорвались два вагона взрывчатки (104 тонны) по причине грубого нарушения правил проведения маневренных работ. Погибли 6 человек, были госпитализированы 1021 человек, разрушены и повреждены 2 тысячи зданий и строений. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 50 м и глубиной 10 м.

1989 г. Железнодорожная катастрофа при прохождении двух встречных поездов на перегоне «Улу-Теляк-Казаяк» (Башкортостан). Причина — взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. Взрывная смесь выделялась из разрыва продуктопровода в 900 м от полотна железной дороги. В результате были сброшены с путей 11 вагонов, 7 из которых сгорели полностью. Остальные 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без вести и умерли в больницах 790 человек.

Пожары, возникающие в пути следования пассажирских поездов, приносят значительный материальный ущерб. Большую опасность таят в себе пожары в вагонах. Наиболее часто они возникают из-за неосторожного обращения с огнем обслуживающего персонала и пассажиров. В 26% случаев причиной пожаров является неисправность электрооборудования, к тяжким последствиям приводят пожары, возникающие вследствие грубых нарушений правил пожарной безопасности. По этой причине в 1973 г. возник пожар в вагоне-ресторане одного из японских пассажирских поездов. При этом погибло 30 человек и было ранено 700 человек.

В большинстве случаев (58%) загорания вагонов возникают в пути следования, на значительном удалении от водоисточников и пожарных частей. Время прибытия пожарных подразделений в отдельных случаях достигает 3 часов, а в среднем составляет около 20 минут. К этому времени пламя способно охватить весь вагон или полностью его уничтожить.

Наибольшая опасность в этом случае таится в наличии мощного источника зажигания, возникающего в результате появления в вагоне общей вспышки или воспламенения горючей жидкости, в блокировании коридора огнем или продуктами горения, в малой эффективности средств тушения и, наконец, в панике, возникшей среди пассажиров.

Железнодорожные аварии и катастрофы иногда вызываются воздействием природных явлений, таких, как ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения. Они повреждают пути, обрывают электрические провода, разрушают мосты и дамбы, ухудшают видимость. Все это создает серьезную угрозу безопасности движения. В марте 1981 г. в 182 км от г. Белграда (Югославия) сорвавшийся с гор обвал упал на пассажирский поезд. Погибли 16 человек и получили ранения 35 человек.

Метрополитен является неотъемлемой частью железнодорожного сообщения во всем мире. С его помощью можно решить, в основном, проблему быстрого транспортного перемещения больших масс людей в пределах крупных мегаполисов. Например, в г. Москве ежедневно услугами метро пользуется порядка 9 млн. человек, причем всем остальным наземным общественным транспортом — 8,5 млн. пассажиров. Как всякий вид транспорта, он не застрахован от неприятных неожиданностей.

В 1985 г. в Тбилиси и в 1987 г. в Москве произошли похожие ЧС. При выходе состава из тупика на линию возникли возгорания в хвостовых вагонах. В обоих случаях полностью выгорели 2 последних вагона. Оперативному вмешательству пожарных помешала высокая степень задымленности. В 1995 г. случились две крупнейшие в мире катастрофы за всю историю существования метрополитена. Двадцатого марта религиозная секта «Аум Сенрике» для доказательства всем обещанного наступления конца света провела в токийском метро зариновую атаку. Боевое отравляющее вещество убило 11 человек, получили отравления 5,5 тыс. человек. Двадцать восьмого октября загорелись вагоны в Бакинском метро. Пламя и выделившиеся при горении ядовитые газы унесли 289 жизней, были госпитализированы 269 человек.

Отличная согласованность действий различных АСС была продемонстрирована 4 марта 1996 г. при ликвидации возгорания стодвадцатиметрового кабеля, расположенного на станции «Новослободская» Московского метрополитена. Пострадавших не было. Чего не скажешь о ЧС, возникшей 5 апреля 1996 г. в Лондонском метро. Тогда отравления различной степени тяжести получили 30 человек.

1822 г. На пути следования экскурсионного поезда к Ниагарскому водопаду (США) машинист увидел горящий впереди мост. Остановить состав было невозможно, часть вагонов упала в реку. Погибло 82 человека, травмы получили 270 пассажиров.

1842 г. Во Франции недалеко от города Версаля произошло крушение пассажирского поезда. Погибло 50 человек.

1853 г. Вблизи города Саут-Норуок (США) потерпел крушение пассажирский поезд. Он въехал на разведенный мост и упал в реку Норуок. Получили ранения 46 пассажиров.

1856 г. В Мексике девять вагонов переполненного пассажирского поезда сошли с рельсов и упали с высоты 200 метров на дно ущелья. Погибло 300 человек

1910 г. Два пассажирских поезда попали в буран и остановились у горы Виллингтон, штат Вашингтон. В течение недели люди оставались в снежном плену. 2 марта лавина обрушилась на поезда и сбросила их на дно каньона. Погибло 180 человек.

Читайте также  Пржевальский Николай Михайлович

1915 г. В честь победы над повстанцами и освобождения города Гватемалы мексиканское правительство разрешило приезд родственников и близких к солдатам для празднования победы, в специальный поезд село более 900 пассажиров. Кому не нашлось места в вагонах, разместились на их крышах или под вагонами. На крутом спуске машинист не справился с управлением перегруженного состава, который стремительно набрал скорость, сошёл с рельсов и улетел в глубокий овраг. Погибло более 600 человек, травмировано 300, только 6 человек не пострадало.

1915 г. В Шотландии ошибка стрелочника привела к лобовому столкновению пассажирского и товарного поездов. Погибло 227 человек, ранено 246.

1944 г. В итальянском тоннеле остановился поезд, что стало причиной гибели в дыму 526 человек.

1952 г. При столкновении в Великобритании трех поездов погибло 112 человек, ранено более 300 человек.

1981 г. Индия. Несколько вагонов пассажирского поезда сорвались в реку Багмати. Погибло более 800 человек.

1990 г. Пакистан. Лобовое столкновение пассажирского и грузового составов привело к гибели 358 человек, ранено более 600 человек.

1998 г. Хабаровский край. Катастрофа произошла на нерегулируемом переезде в вечернее время. Автобус столкнулся с железнодорожными платформами, которые двигались самопроизвольно. Погибло более 20 человек, столько же госпитализировано.

2002 г. Египет. Пожар в пассажирском поезде унес жизни 370 человек.

2002 г. В Москве произошло столкновение пассажирского поезда и маневрового локомотива. Десятки людей получили ранения.

Аварии на ЖД транспорте. Причины, меры предупреждения и защиты пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

БЖД.docx

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Аварии на ЖД транспорте. Причины, меры предупреждения

и защиты пассажиров.»

Составил: Иванов И.И.

1. Особенности чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на железнодорожном транспорте

1.1 Основные причины возникновения аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:

  • естественный физический износ технических средств,
  • нарушение правил эксплуатации,
  • усложнение технологий,
  • увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств,
  • терроризм,
  • рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов,
  • несоблюдение населением правил личной безопасности.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.

2. Защитные сооружения на ЖД транспорте

«Технические средства физической защиты — это средства видео-наблюдения и охранной сигнализации периметров, которыми оборудуются мосты, тоннели, виадуки, вокзалы и другие объекты железнодорожного транспорта. Подобные системы позволяют своевременно оповещать работников ведомственной охраны о нарушителях».

Согласно федеральному закону «О транспортной безопасности», предусматривает создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства. Необходимость закона обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности.

Другим важным фактором социально-экономического характера является необходимость реализации международных требований в области обеспечения транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов. Серьезные меры правового регулирования по усовершенствованию норм обеспечения транспортной безопасности были предприняты во многих государствах после событий 11 сентября 2001 года в США. Учитывая особую уязвимость транспортного комплекса к терактам, руководители восьми ведущих государств мира в Кананаскисе, Эвиане и Саванне подписали ряд совместных документов, предусматривающих повышенные обязательства сторон по мерам противодействия терроризму, что накладывает на Россию дополнительные обязательства в этой сфере.

В настоящее время отдельные вопросы в области обеспечения транспортной безопасности нашли свое отражение в ряде законодательных актов, таких как: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и некоторых других. В то же время единая государственная система обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а выше перечисленные действующие отдельные правовые нормы не соответствуют имеющемуся характеру и уровню угроз.

Целями настоящего законопроекта являются: создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны; создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности; содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности; гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами.

Основные положения законопроекта «О транспортной безопасности» призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности для различных видов транспорта, в единый институт законодательства, устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы законодательства по противодействию терроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики. Реализация принятого законопроекта предусматривает создание системы дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы обеспечения транспортной безопасности применительно к различным видам транспорта с учетом их особенностей.

Принятие законопроекта обеспечит укрепление внешнеполитического престижа Российской Федерации, сохранение за Российской Федерацией одного из ведущих мест на международном рынке транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российских транспортных компаний на международном рынке транспортных услуг.

3. Проблемы безопасности на ЖД транспорте и пути их решения.

Существует множество проблем безопасности на объектах ЖД транспорта. В данном параграфе мы рассмотрим некоторые из них – наиболее острые на сегодняшний день.

На первом месте, как было сказано выше, стоит терроризм. Как было отмечено, что данный вид транспорта слабо защищен. Была приведена статистика, в которой было показано, как много терактов было совершено за последние годы.

Я считаю, что на втором месте стоит, конечно же, загрязнение окружающей среды. Но помимо данной проблемы, существует очень острая проблема травм и аварий на железнодорожном транспорте. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Большинство людей на железнодорожном транспорте работают на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.

Чтобы понять, что это весьма опасно отметим – некоторым приходится пересекать ЖД пути, у других рабочее место весьма ограничено, что не дает им возможность придвигаться во время движения транспорта (имеется в виду работа на ЖД путях).

Так же очень важным аспектом является климатические условия региона. Так вот, например, в зимний период возникают большие трудности на территории передвижения, из-за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.

Сейчас мы отметим, что следует делать, чтобы повысить безопасность на железнодорожном транспорте.

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:

  • Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.
  • Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях.
  • Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению.
  • Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.
  • Проведение работ по внедрению новых технологий безопасности, согласно Законам и Установлениям РФ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: