Особенности эпических произведений - ABCD42.RU

Особенности эпических произведений

Специфические особенности эпоса
методическая разработка по литературе на тему

В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Скачать:

Вложение Размер
ooo.docx 16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические особенности эпоса

Эпос представляет собой повествовательный род, в котором рассказывается о жизненном пути человека, обрисовываются события, в которых он участвует, поступки, которые он совершает, раскрываются взаимоотношения людей между собой. Следовательно, эпические произведения художественной литературы обязательно воспроизводят отдельные человеческие индивидуальности, отдельных людей с их личными свойствами и показывают их существование (их деятельность, их отношения) в объективно свойственных этому существованию пространственных и временных формах.

В художественных произведениях в отличие от реальной жизни имена персонажей имеют не только опознавательное, но и характеризующее их, а иногда и эмоционально -оценивающее значение. Однако эпическая литература изображает отдельные индивидуальности не ради их самих — иначе они оказались бы фактографией, а не искусством, — но для того, чтобы в индивидуальном познать и раскрыть с эстетическим совершенством особенности социальной жизни. Она изображает отдельных лиц, чтобы типизировать в них характерность этой жизни.

Во внешней деятельности, поступках, отношениях проявляется сущность социального бытия персонажей, а сами они обнаруживают себя тем самым в своей характерности, выступают как социальные характеры. Поступки персонажей всегда бывают разными и при этом обычно одни из них вызывают и порождают собой другие, ответные. Тем самым все вместе они вступают между собой в причинно-временные связи и обнаруживают соответствующую временную последовательность. Поэтому в эпических произведениях всегда что-то происходит, а все происходящее очень часто смыкается в некоторое единство — в происшествие. Бывают происшествия частной жизни, социально-бытовой, семейно-бытовой или даже личной. Они также очень часто становятся тематической, точнее предметной основой эпических произведений. В эпических произведениях всегда что-то происходит, а все происходящее очень часто смыкается в некоторое единство — в пространство. Эпические произведения всегда заключают в себя происшествия. Отсюда эпос всегда повествователен.

Важная сторона эпических произведений — воспроизведение социальной сущности жизни в бытии персонажей, раскрытие характерности этого бытия в пространственно — временных отношениях и деятельности персонажей. Отсюда основная особенность формы эпических произведений — их сюжетность и повествовательность (А. Абрамович, Поспелов, Тимофеев).

Основной особенностью малой эпической формой является то, что она говорит об отдельном событии в жизни человека. Среднюю эпическую форму, чаще всего, называют повестью. Повесть, как средняя эпическая форма, отличается от рассказа тем, что дает ряд эпизодов, объединенных вокруг основного персонажа, составляющих разные периоды его жизни. Большую форму чаще всего называют романом. Роман охватывает широкий круг жизненных явлений, объединяет большое количество персонажей. В нем используется различные предметно-изобразительные детали — монологи, живопись , портретная характеристика, пейзаж и т. д.

Пушкин, гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических заметках специфику и закономерности каждого поэтического рода, даже если в произведении имело место проникновение их друг в друга. Так, например, в стихотворение «Осень», необычно пространное для лирики, входит, кажется, все безграничное разнообразие объективного мира, характерное для эпоса. Однако впечатления внешнего мира, «привычки бытия» схватывает и перерабатывает «своенравная мечта» поэта, которая господствует в лирическом стихотворении, определяя его поэтическое содержание, пафос, движение лирической интонации. Выражая и постигая свой внутренний мир, лирический поэт только через себя выражает жизнь всеобщую, человека и время.

Иная закономерность господствует в произведении эпическом. В романе «Евгений Онегин», при всем своеобразии его жанра (роман в стихах) с отчетливо ощутимым лирическим началом, поэт-лирик уже не может безраздельно господствовать в эпическом повествовании. По мере развития «романа героев», их самостоятельной, как бы «не зависящей» от автора жизни, Пушкин осознает необходимость подчинить творческую фантазию поэта самодвижению эпической музы:

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкривь.

По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме. Однако многокрасочность эпоса, конечно, существенно отличается от как бы одноцветного рисунка драмы. В драме схватывается центральное, основное устремление человеческого характера

Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен и творчества всех писателей) — в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было.

Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотражениях, сцеплениях единичного с общим.

В результате обстоятельно развертывающегося повествования (характерного для любого эпического жанра) каждое конкретное событие предстает как отдельное проявление многостороннего, целого бытия.

Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения. Казалось бы, в эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение; тем не менее именно он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, «заставляя» его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях. При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста (если только он не выступает в виде персонифицированного рассказчика). Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является повествование в третьем лице, так называемое авторское повествование.

Видимо, любой отрывок эпического текста в форме повествования от третьего лица способен выявить закономерные именно для эпоса способы художественного освоения жизни, отличающие его от драмы.

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.

Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.

Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос — это.

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

  1. — крупные (эпопея, роман-эпопея, сага);
  2. — средние (роман, повесть);
  3. — малые (новелла, эссе, рассказ, очерк, этюд).

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

  1. Изложение событий от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
  2. Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
  3. Большая протяжённость во времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
  4. Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в деревне, маленьком городе, столице, заграницей).
  5. В отличие от лирики, эпос настроен на объективную, а не субъективную картину. Он стремится показать героев с разных сторон, но не допускает передачи от первого лица, прямой авторской речи.
  6. Эпос работает с несколькими сюжетными линиями одновременно.

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Жанры эпоса

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

  1. — «Война и мир» Л.Н.Толстого;
  2. — «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Заключение

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Жанры эпоса наиболее разнообразны, поверхностными их уж точно не назовешь. Лирика и драма, при всем их изяществе, это скорее для развлечения. Но это уже от предпочтений зависит.

А я рассказы люблю, потому как, пока дочитаешь, не успеет наскучить, а Тихий Дон вообще нудный роман и чего Шолохову Нобелевскую премию за него вручили.

Так выходит, что любое литературное произведение — это эпос, а я раньше считал, что это отдельный вид, наряду с романом, повестью, рассказом.

Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнгелина Волостнова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.» — Транскрипт:

1 Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 9 г.о. Коломна Московской области

2 3 рода произведений Эпический Лирический Драматический

3 Эпическое произведение Главное в эпическом произведении – изображение человека и событий в виде повествования рассказчика. Признаки эпического произведения Изобра- жение человека Сюжет Средства слова Цепь событий, связанных друг с другом как причины и следствия. Автор о человеке рассказывает, сюжет повествует.

4 Литературный герой Литературный герой – это любой человек, нарисованный, изображённый в произведении. Литературный герой – это тот, кто изображён в произведении словесности.

5 Характер литературного героя Характер литературного героя – это изображённые писателем личные качества, мысли и чувства, выражаемые в поступках и присущей только этому герою речи, всё, что отличает его от других.

6 Как, повествуя о поведении героев, писатель показывает их характеры 1) Митраша характеризуется эпитетами: упрямый и сильный. В каких поступках, изображённых в первой главе, проявляются эти качества характера мальчика?

7 Как, повествуя о поведении героев, писатель показывает их характеры 2) Как вы назовёте черту характера Насти, которая проявляется в том, как она проводила обычно день? А есть ли эта черта в характере Митраши? Если есть, то в каких его поступках вы её можете отметить? Нравится ли это свойство писателю?

8 «Кладовая солнца» 3) Как относятся Настя и Митраша к людям? Почему дети принимают участие в общих работах, для чего Митраша делает деревянную посуду? Как вы определите это свойство их характеров? С симпатией ли говорит об этом автор? 4) Из-за чего у ребят иногда возникали споры? Как ведёт себя в споре брат и как сестра? Кто из них поступает как взрослый и кто как ребёнок? Только ли потому, что сестра старше, или в этом проявляются какие-то черты их характеров?

9 «Кладовая солнца» «Кладовая солнца» 5) О каких чертах характеров ребят говорят фразы, которыми заканчивается первая главка: И как только маленькая ручка сестры коснётся широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина. Давай-ка вместе полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку сажать.

10 Особенности эпического произведения Созданный словесными средствами сюжет произведения помогает нам понять характеры героев. В эпическом произведении писатель повествует о поступках, в которых проявляются характеры героев, и при этом выражает своё отношение к ним. В эпическом произведении писатель словами рисует внешний облик персонажей, говорящий об их характерах, выражая при этом своё отношение к ним.

11 Особенности языка эпического произведения Основная форма словесного выражения в эпическом произведении повествование, в котором большую роль играют глаголы. Оно помогает понять, как происходило событие. Описание в эпическом произведении помогает увидеть картину. В нём большую роль играют существительные и прилагательные, а также глаголы. Кроме повествования и описания в эпическом произведении встречается и рассуждение. Пример объяснение того, почему Блудово болото это кладовая солнца.

12 Материал произведений писателя и художника Писатель 1. Слово – главный материал произведения 2. Автор изображает словом цепь событий 3. С помощью автора узнаём мысли и чувства героя 4. Писатель словами вызывает в нашем воображении предметы Художник 1.Линия, краски – материал изобрази- тельного искусства 2. Художник изображает один момент события 3. Художник рисует позы, жесты, выражение лица, предметы 4. Художник зрительно показывает нам сам предмет

13 Шаблон выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, март 2013

Что такое Эпос

Эпос, наравне с драмой и лирикой, является ведущим литературным направлением.

  1. Определение
  2. Особенности
  3. Жанры
  4. Мнение читателей

Определение

Эпос представляет собой литературный жанр со свойственными ему особенностями передачи информации.

«Эпос», как отдельная лексическая единица, пришло в наш язык из греческого со значением «слово, повествование, рассказ».

Эпос передает читателю цепочку событий, происходящих с героем, рассказом или другой повествовательной формой текста.

Особенности

Эпос легко отличим от других литературных жанров. Для него характерна передача действий и событий, которые происходят во времени и пространстве. Именно эти две черты выделяют эпос от других подобных литературных родов.

Эпос может быть любого объема, с любым числом действующих персонажей и любой чередой происходящих с ними событий.

В роли рассказчика выступает сам автор или персонаж, который создан автором в качестве повествователя.

В эпосе события прошлых времен могут переплетаться с авторскими размышлениями или вставками рассказчика и его отношением к происходящему.

Эпос позволяет увидеть подробнейшие описания персонажей, их жизни, каждого события, которые разворачиваются с героями, даются четкие описания времени и места происходящих действий.

В качестве выразительных средств эпические произведения содержа: характеристики и портреты, описание внешности, поступков и даже интерьера помещений, где находятся персонажи произведения.

Жанры

Жанровое своеобразие эпических произведений также разнообразно. Тут от малых до больших форм, таких как: романы, эпопеи (большие формы эпоса), повести и хроника (средние формы), рассказы, фельетоны, дневники, сказки, притчи, басни (малые формы).

Итак, что такое эпос.

Это литературный род, используемый автором для описания и выражения своего отношения к персонажам и событиям, с ними происходящими. В эпических произведениях представляются как картины настоящего, так и прошлого.

Мнение читателей

Пользуясь случаем, мы провели небольшой опрос среди студентов литературного института на тему «Что такое Эпос?». Получили разные, иногда очень противоречивые высказывания.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.

Это повествование о том, что случилось, причем каждое слово эпоса может быть истолковано по-своему.

Эпос это эпическое произведение, которое в отличие от мифа, имеет повествовательную, а не легендарную основу. Обычно в эпосе действуют боги или герои, которые ведут за собой народ или героев. Также, как правило, в эпосе присутствуют два действующих лица: одно из них – главный герой, другое – его друг. В древнегреческом языке это были боги. Эпос и мифы также отличаются и по своим сюжетам.

Это не только поэма, но и рассказ. Например, «Евгений Онегин» это не только роман в стихах, но еще и энциклопедия русской жизни.

Это рассказ о героических деяниях, сюжет которого развивается вокруг одного человека. Эпос — это рассказ, который разворачивается вокруг группы персонажей. Поэтому в эпосе один герой может вести рассказ. В этом и есть отличие эпоса от новеллы.

Эпос это не просто история, это то, что останется в веках. Это как бы краткое изложение всех тех великих подвигов и сражений, которые были совершены людьми за многие века существования человечества.

Это эпическое произведение древней литературы, написанное на классическом языке. По Эпосу можно реконструировать мировоззрение и мировоззрение ее эпохи. В эпосе часто используются мифологические персонажи и мотивы. Герои эпоса могут быть как реально существовавшие исторические лица, так и вымышленные. Существуют разные виды эпоса: героический, философский, исторический, бытовой.

Если вы не согласны с каким-либо из этих мнений, напишите об этом в комментариях и обоснуйте свой ответ.

Эпическая литература Происхождение и история, характеристики, авторы и произведения

эпическая литература это повествовательная форма искусства, общая для многих древних и современных обществ. В некоторых традиционных кругах термин ограничен работами греческого поэта Гомера Илиада и Одиссея. Некоторые включают Энеида римского поэта Вергилия.

Тем не менее, многие ученые признали, что другие сходные по форме формы эпической литературы встречаются во многих других культурах. Одним из первых, кто осознал это, был греческий философ Аристотель, который написал несколько варварских эпических поэм..

Слово «эпос» происходит от греческого прилагательного ἐπικός (эпикос) и переводится как нечто связанное со словом, рассказом или стихотворением. Сам по себе это литературный жанр, который представляет легендарные или вымышленные факты в субъективной манере, разработанной в данном времени и пространстве..

В этих историях образные элементы и реальные элементы смешаны. По большей части автор использует повествование, хотя диалог также может быть дан. Таким образом, этот литературный жанр прославляет героические достижения и проблемы культурного значения..

Эпическая литература включает в себя некоторые из самых впечатляющих произведений западной традиции. Это включает в себя первые месопотамские рассказы о Гильгамеше, произведения Гомера и Вергилия, а также их неоклассических потомков.

  • 1 Происхождение и история
    • 1.1 Классический период
    • 1.2 Эллинистический возраст
  • 2 Характеристика как повествовательный жанр
  • 3 Авторы и выдающиеся произведения эпической литературы
    • 3.1 Эпос о Гильгамеше
    • 3.2 Илиада Гомера
    • 3.3 Одиссея, Гомер
    • 3.4 Энеида, Вергилий
  • 4 Ссылки

Происхождение и история

Эпическая литература была одним из самых популярных жанров в древней Греции от архаичного периода до поздней античности. За свою долгую историю он сменил устный пол на тот, который передавался и переживался посредством письма и чтения.

Архаическая эпическая литература берет свое начало в давней традиции устной поэзии. Это восходит к микенской эпохе, и существующие песни сочинены на поэтическом языке. Его целью было петь дела богов и людей.

Стихи архаичного периода показывают подобный диапазон повествовательных методов и мотивов. Илиада и Одиссея являются наиболее яркими примерами этого героического эпоса.

Классический период

На втором этапе, в классический период, сохранялась тенденция, навязанная в конце архаики: установление канонов и текстовая фиксация известных стихов. В конце этого периода также появились профессиональные чтецы, называемые рапсодиями..

На этом этапе тематическая согласованность служила критерием подлинности. Инновация была зарезервирована для других интерпретирующих традиций; с этим, формальный язык эпопеи начал иметь уникальный штамп.

Это был эллинистический

Эллинистическая эпоха ознаменовала очередной шаг к кристаллизации и текстовой фиксации архаичного канона. Стихи Гомера и Гесиода были прокомментированы и отредактированы. Те, которые не соответствовали строгим стандартам стилистической и тематической согласованности, были отвергнуты как поддельные тексты.

Преобразование греческой эпической литературы в канон письменных текстов основывалось на особой эстетической чувственности, которая все дальше отходила от устно-традиционной поэтики более ранних времен..

В течение римской эры модель Гомера продолжала преобладать. На протяжении всего своего развития произведения эпической литературы никогда не заменялись, но подвергались новым изданиям, адаптациям и интерпретациям..

Характеристика как повествовательный жанр

Основными характеристиками эпической литературы как повествовательного жанра являются:

— Это обширное и длительное повествование в стихах.

— Это касается достижений исторического или традиционного героя, или человека национального или международного значения.

— Этот центральный персонаж обладает исключительными физическими и психическими особенностями, и подчеркиваются его ценность, поступки, смелость, характер и личность..

— Преувеличение и сверхъестественные элементы также являются важной частью эпоса. В эпическом повествовании содержатся боги, демоны, ангелы, феи и природные катастрофы..

— Поэт использует гиперболу, чтобы раскрыть умение героя справляться с этими неблагоприятными силами..

— Мораль считается ключевой характеристикой. Основная цель эпопеи — дать моральный урок своим читателям. Тема эпопеи — дидактическая, возвышенная, элегантная и имеет универсальное значение. Речь идет об оправдании путей Бога для человека.

— Писатель часто вынужден просить о божественной помощи. Эпосы, которые следуют классической модели, имеют тенденцию вызывать одну или несколько муз. Иногда все они вызываются одновременно, иногда они не имеют конкретного имени. Некоторые из этих муз — это Calíope (эпическая поэзия), Clío (история), Erato (любовная поэзия), Euterpe (музыка), Melpómene (трагедия) и другие..

— Дикция каждого эпоса высокая, грандиозная и элегантная. Тривиальный, общий или разговорный язык не используется. Поэт пытается использовать возвышенные слова, чтобы описать события и подвиги героя.

Авторы и выдающиеся произведения эпической литературы

Эпос о Гильгамеше

Это древняя одиссея, записанная на аккадском языке о Гильгамеше, короле города-государства Месопотамия Урук (Эрех).

Наиболее полный текст содержится в 12 неполных табличках, найденных в середине девятнадцатого века в Ниневии. Некоторые недостающие части истории были частично заполнены несколькими фрагментами, найденными в других частях Месопотамии и Анатолии.

Илиада, Гомера

Это эпическая поэма греческого поэта Гомера. Это рассказывает о некоторых значительных событиях последних недель Троянской войны и греческой осады города Трои..

Илиада считается самым древним произведением в западной литературной традиции. Среди обсуждаемых тем — слава, гнев, возвращение и судьба. Этот эпос предоставил истории для многих других поздних греческих, римских и ренессансных сочинений.

Одиссея, Гомера

Это стихотворение также приписывается Гомеру. Он рассказывает историю Улисса, короля Итаки, который в течение 10 лет пытается вернуться домой после Троянской войны..

По его возвращению только его верная собака и медсестра узнают его. Он и его сын Телемах уничтожают настойчивых женихов своей верной жены Пенелопы. В конце он восстанавливает свое королевство.

Энеида, от Вирджилио

Эта эпическая поэма Вирджилио считается одним из шедевров римской литературы. Он рассказывает легендарную историю Энея, который после падения Трои много лет бродит и в конечном итоге отправляется в Италию, чтобы сражаться с латиноамериканцами. Наконец он становится предком римской нации.

Эпические жанры литературы — признаки, черты и примеры произведений

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

  • крупные;
  • средние;
  • малые.

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

  1. Эпопея. В произведении описывается жизнь народа или социальной группы. Сюжетная линия характеризуется ключевыми историческими событиями, которые кардинально меняют судьбу главных героев. Автор рассказывает о частных жизненных историях, умело сцепляет эпизоды со сценами из жизни персонажей, тщательно прорисовывает их характеры и мышление. На такое способны только настоящие мастера, поэтому в жанре эпопеи существует мало выдающихся работ. Известным примером эпоса в произведениях крупной формы является «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. Роман. Жанр рассматривает конкретный период или жизнь определённой личности. Роман отличается продолжительным описанием множества значимых событий, несколькими сюжетными линиями и различными группами героев, которые могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. В произведениях раскрываются важные для общества проблемы. Романы отличаются по структуре, проблематике и эпохе. Среди известных произведений следует выделить труды «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова.

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

  1. Рассказ. Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
  2. Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
  3. Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: