Особенности крымско-татарской архитектуры - ABCD42.RU

Особенности крымско-татарской архитектуры

13 крымскотатарских достопримечательностей Крыма, которые вы должны увидеть своими глазами

Есть в Крыму места, которые бережно хранят память о временах расцвета Крымского ханства и подвигах крымскотатарских героев… Мечети, выдержавшие природные катаклизмы и времена атеизма… Дома, которые еще помнят своих первых хозяев, обитавших здесь несколько веков назад… Мы составили для вас список самых значимых крымскотатарских достопримечательностей Крыма, которые вы непременно должны увидеть своими глазами. Если, конечно, еще не сделали этого ранее.

Ханский дворец, Бахчисарай

Символ крымскотатарского Крыма – резиденция ханов в Бахчисарае. Построенный в XVI веке Ханский дворец — единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Расписанные стены и мощеный двор все еще хранят память об удивительных временах Крымского ханства. Хоть раз в жизни здесь обязательно должен побывать каждый крымчанин и гость полуострова, без исключений.

Зынджырлы медресе, Бахчисарай

Это поистине храм науки. Один из первых исламских университетов на территории Восточной Европы и Евразии – Зынджырлы медресе в Бахчисарае сохранился до наших дней. Его возвел Менгли I Герай в 1500 году. Хан велел повесить над входом кованую цепь. Первым войдя в эти двери, хан склонил голову под цепью в знак уважения науке. Выпускники Зынджырлы медресе занимали высокие посты по всему миру, а их труды используются в научных кругах поныне.

Исторический музей «Ларишес», Бахчисарай

Оказавшись в Бахчисарае, не забудьте посетить исторический музей «Ларишес», в котором представлена уникальная коллекция раритетов по истории Крыма и Крымского ханства. Коллекция начала формироваться в 2004 г. во Франции. В настоящее время она насчитывает более 1,5 тыс. оригиналов ценнейших экспонатов XII-XX вв., приобретенных основателем музея Гуливером Альтиным в 35-ти странах мира. Музей находится в живописном уголке Бахчисарая, рядом с Зынджырлы медресе.

Мемориальный музей имени Исмаила Гаспринского, Бахчисарай

Музей расположен в бывшей типографии газеты «Терджиман-Переводчик» – первого крымскотатарского периодического издания. С именем Исмаила Гаспринского связано основание и развитие мощного просветительского движения народов Востока. В музее представлены редкие фотографии, печатные машинки, матрицы для газет из старинной типографии.

Мастерская «Уста», Бахчисарай

Мастерская «Уста» принадлежит известному крымскотатарскому ювелиру Айдеру Асанову. О его удивительных утонченных украшениях мечтает каждая крымская татарка. Посетители мастерской могут понаблюдать за работой мастеров и попробовать свои силы в ремесле филиграни.

Дервиш эви, Бахчисарай

Домик на улице Островского в Бахчисарае, напротив Ханского дворца давно прославился. Здесь снимались художественные фильмы «Татарский триптих» и «Хайтарма». А совсем недавно здесь официально открылся этнокомплекс Дервиш эви. Это сохранившийся с давних времен крымскотатарский дом. Его нынешние владельцы воссоздали интерьеры и быт крымских татар XIX века. Здесь царит неповторимая атмосфера и ее нужно обязательно почувствовать, побывав в Дервиш эви лично.

Музей этнографии крымских татар, Старый Крым

Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар был открыт 12 августа 1999 года. Музей располагается в старинном доме типичной крымскотатарской архитектуры. Выставленные здесь предметы – это семейные реликвии крымских татар.

Мечеть Хана Узбека, Старый Крым

Мечеть Хана Узбека — самая древняя из всех сохранившихся в Крыму. Она была построена в 1314 году во времена правления Мохаммед Узбек Хана. Именно он объявил Ислам единственной государственной религией на золотоордынской территории и внедрил его во все сферы жизни. Это была эпоха наивысшего могущества и культурного расцвета Золотой Орды. Одним из ее центров стал Старый Крым с его мечетью. Здание храма — аскетичное и строгое, но при этом обладает особой красотой и величием.

Кебир джами, Акмесджит (Симферополь)

Действующая соборная мечеть Акмесджита Кебир-джами – старейшее здание крымской столицы. Оно было построено в XVI веке по приказу хана Менгли I Герая. За время существования много раз реставрировалась. Сейчас на территории мечети располагается Духовное управление мусульман Крыма.

Хан джами (Джума джами), Кезлев (Евпатория)

Над Кезлевом , начиная с XVI века, возвышается мечеть Хан-Джами — самая большая по площади мечеть на полуострове. Она была заложена в Евпатории в 1552 году при хане Девлете I Герае по проекту известного турецкого архитектора Ходжи Синана. В мечети долгое время сохранялся древний акт, на котором расписались один за другим 18 ханов, властвовавших в Крыму. Крымские правители, получив в Стамбуле право на ханство, сходили с корабля в Кезлеве. Здесь, в мечети, хан предъявлял подданным свои права на власть и расписывался в документе.

Комплекс Одун базар къапусы, Кезлев (Евпатория)

Одун-базар къапусы (Ворота дровяного базара) были главными крепостными воротами средневекового Кезлева. Построенные в конце XV века, они простояли более 500 лет, выдержав многочисленные атаки запорожских казаков и русско-турецкие войны. В сентябре 1959 года крепостные ворота были разрушены, а 2003 году — восстановлены по образу и подобию средневекового памятника на средства меценатов-предпринимателей. Сейчас здесь находятся музей с уникальным макетом средневекового Кезлева и уютная кофейня.

Музей Амет-хана Султана, Алупка

Алупка известна во всем мире благодаря Дважды Герою Советского Союза, легендарному летчику Амет-хану Султану, который родился в этом южнобережном городке. Сейчас здесь находится музей Амет-хана Султана. В нем постоянно действует экспозиция, посвященная жизни летчика и его боевым заслугам. Среди экспонатов представлены, в частности, макеты самолетов, на которых летал Амет-хан Султан.

Памятник Алиму Айдамаку, трасса Акмесджит — Керчь

Необычный монумент стоит на керченской трассе на повороте в село Копюрликой (Черемисовка) Карасубазарского (Белогорского) района. В прямоугольной плите высечен силуэт мчащегося всадника. Когда солнечные лучи падают на памятник, он отбрасывает причудливую тень. Таким образом скульптор увековечил народного мстителя, крымскотатарского Робин Гуда — Алима Айдамака. Живший в 19-ом веке герой боролся за справедливость, наказывая тех, кто разбогател нечестным путем.

Особенности крымско-татарской архитектуры

Глава 1.ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Глава 2. АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КРЫМСКОГО ХАНСТВА

Данная работа освещает тему «Архитектура Крымского ханства».

Актуальность данной темы заключается в том, что многие вопросы, связанные с архитектурными построениями Крымского ханства остаются открытыми, спорными не до конца изученными. Крымские татары являются хранителями своих традиций и достаточно большое количество архитектурных особенностей периода Крымского ханства этот народ сохранил до наших дней. Невозможно не упомянуть в актуальности о том, что большая часть архитектурных построений рассматриваемого периода действует и до сих пор, а мусульмане, как и несколько веков назад используют их всё с теми же целями.

Целью данной работы является исследование архитектуры Крымского ханства, которая была в период с XIII по XVIII вв.

В связи с поставленной целью автор данной работы ставит следующие задачи:

1.Изучить общие закономерности крымско-татарской архитектуры

2.Исследовать архитектурные сооружения наиболее крупных городов Крымского ханства

При написании данной работы автором были использованы различные методы. Одним из них является описательный метод, который даёт возможность описания архитектурных построений. Также в работе использован метод текстологического анализа, т.к. в написании задействованы архивные источники. При написании работы задействован метод критического анализа, позволяющий критически подходить к литературе. Ещё одним из методов, использованных в нашей работе является сравнительный метод, благодаря которому мы сравнили архитектурные сооружения, принадлежащие одному периоду и выявили общие закономерности построек.

По данной теме существует достаточно большое количество источников, но некоторые из них противоречивы.

Данной темой занимались следующие исследователи: Е.В. Крикун в труде «Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII-XX)» даёт обширное описание первоначального плана архитектурного построения, его изменения на протяжении веков (Симф., 1998. 111 с.); по бахчисарайским памятникам архитектуры периода Крымского ханства довольно хорошим является У. Боданский, написавший труд «Бахчисарайские памятники» (Симф., 1916. 6 с.); об архитектуре Гезлева говорит В. Драчук, Я. Кара, Ю. Челышев в книге «Керкинитида – Гезлев — Евпатория» (Симф., 1978. 125 с.). Также сведения об архитектуре Крымского ханства есть у многих других исследователей.

Данная работа не претендует на полноту исследования данной темы и требует дальнейшего изучения.

Глава 1.ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Начиная с XIII в. по XVIII в. большая часть территории Крымского полуострова находилась в руках Крымского ханства. Один за другим крымские ханы сменяли друг друга, оставляя после себя архитектурные сооружения на первый взгляд кажущиеся такими похожими, но в то же время имея некоторые отклонения и особенности. Мы в данной главе выясним, что было характерно для крымскотатарской архитектуры, характеризуя каждый наиболее встречающийся тип здания отдельно.

Одним из самых главных для мусульман мест является, конечно же мечеть. Мечети, обычно строились с ориентацией на север-юг, при чём вход должен находиться с севера. Это связано с тем, что вход в мечеть должен выходить на священный город мусульман – Мекку. Мечеть должна быть куполообразна, но может быть и с черепичной крышей. Обязательным атрибутом мечети является михраб – место, где иммам обращается к Аллаху. Михраб должен располагаться напротив центрального входа в мечеть и ориентирован на юг. Окна в мечети тоже ориентированы, но на все стороны света. Каждая мечеть имеет минарет – высокий многогранник со своеобразным балконом, откуда иммам оповещает мусульманам о времени молитвы. Минарет заканчивается мусульманским знаком – серпом луны.

Около мечети часто располагалось кладбище – мезарлык. Памятники на кладбище различны. Обычно на ханском кладбище хоронили только ханскую семью и приближённых к ним людей, но спустя век-полтора территория кладбища забрасывались и здесь могли продолжать хоронить людей из более бедного слоя населения или просто пасли скот те, кто выкупал участок земли. Для магометанского кладбища характерно то, что на нём не принято садить цветы и огораживать его. Обычно над могилой ставят каменные памятники в виде плиты или прямоугольной большой коробки.

Рядом с ханским кладбищем мог находиться мавзолей. Для мавзолеев свойственна форма восьмигранника. Перед входом в него должна быть надпись, говорящая о том, кому этот мавзолей посвящён. Крыша, как и у мечети может быть либо куполообразной, либо черепичной, а на верху могли ставить, а могли нет магометанскую луну.

Важным элементом татарской архитектуры являлись фонтаны и колодцы. Фонтаны представляли собой сооружение из мрамора, часто белого и находились в большинстве случаев вблизи мечети.

Для мусульман в XVIII в. характерен стиль барокко. Признаками этого стиля являются горизонтальные и вертикальные рельефные членения.

Если брать на рассмотрение Ханский дворец, то первым, что бросается в глаза является его территория, но он не только широк, он и двухэтажен, при чём в некоторых помещениях окна идут в двойной ряд: под потолком и ближе к полу. Повсюду царит изящность и красота. Преобладает резьба по дереву и по камню, сделанная руками умелых мастеров.

Читайте также  Пластическая деформация и рекристаллизация металлов и сплавов

Двухэтажными являлись и жилые дома татар, к сожалению не дошедшие практически до наших дней. Связано это скорее всего с тем, что они в основном строились из дерева, а пожары в средневековье были не редки. Татарские жилые дома обычно снизу строились из бута, а верхняя их часть свисала в виде балкона на улицу. Кладка бута – на глине, часто с добавлением битой черепицы.

Для любого средневекового города была характерна оборонительная стена. Для татар это не было исключением. В соответствии с каждой стороной света размещалась по краям стены крепость. Стены были массивны высотой 2 — 2,5м. обязательно имелись крепостные ворота, через которые можно попасть в город.

В целом, крымскотатарская архитектура богата разнообразием фантазии и красотой. Так же полна тончайшей мастеровой работой и воображением мастеров. Огорчает лишь тот факт, что многие архитектурные сооружения до наших дней просто не дошли, а гибли либо от запущения, либо от пожаров или ещё каких-либо причин.

Глава 2. АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КРЫМСКОГО ХАНСТВА

Архитектурные традиции крымских татар

Проект Сейрана Халилова

Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания.
Н. Гоголь

Влияние ислама на архитектуру Крыма.
Каменной летописью многовековой истории Крыма являются более полутора тысяч памятников архитектуры, зафиксированных в реестрах разных уровней. Сооружения почтенного возраста, становясь памятниками архитектуры, привлекают особое внимание прошлым, и чем оно глубже, тем выше их рейтинг, тем сложнее, драматичнее их судьбы, притягательнее их детали.

В развитии архитектуры крымских татар находит отражение сложная эволюция этнокультурных традиций разных эпох, имеющих в своей основе древнейшие пласты истории искусства Крыма. Творческая деятельность племен и народов, заселявших полуостров с древнейших времен, составляла предысторию культуры крымских татар, органично включалась в процесс ее формирования.

В развитии крымскотатарского искусства большую роль сыграли как влияние извне, так и внутренние контакты проживавших здесь народов. Симбиоз художественного процесса был обусловлен полиэтничностью населения региона, господствующей в обществе религиозной толерантностью, дружественными взаимоотношениями этносов, населявших полуостров. В результате длительного периода крымскими татарами был освоен весь комплекс разных этнических культур, оставивших свои следы в Крыму.

Ко времени распространения могущества империи Чингизидов и формирования золотоордынской культуры в Крыму коренное население имело многовековой собственный творческий опыт, развитые контакты с близкими и дальними соседями и определяющую исламскую и тюркскую основу дальнейшего культурного развития.

Распространение ислама сыграло активнейшую роль в консолидации крымскотатарского этноса, в формировании (и сохранении в последующие века) собственно национальной крымскотатарской культуры, окрашенной яркими признаками этнического своеобразия и выражающей самосознание независимо выступающего на европейской арене народа. Ко времени создания крымскотатарского государства (начало XV века) завершился процесс интеграции духовных и материальных особенностей далеких культур. Для большей части населения полуострова мусульманская культура крымских татар становится общей.
Ислам внес значительные изменения в культуру Крыма. На протяжении всего второго тысячелетия нашей эры крымскотатарская культура выступает прежде всего как мусульманская, особенно близкая к турецкой культуре и культурам народов России, входящих в исламский ареал (Северный Кавказ, Поволжье). Вся ее специфика, культовые архитектурные сооружения определяются эстетикой и философией ислама.
Ислам выдвигал идейно-эстетические задачи, приобщая народы к ирано-арабской цивилизации, являвшейся в эпоху формирования средневекового общества наиболее передовой. Духовная ориентация на мусульманский Восток способствовала развитию крымскотатарского искусства в русле универсальной мусульманской культуры. Художественное лицо Крыма меняется не только в связи с принятием ислама, но и с получившим здесь распространение в архитектуре и каменном декоре XIII–XV веков «сельджукским» стилем.

Сельджукские традиции глубоко проникли в художественное восприятие крымцев. Здесь стали строиться караван-сараи с чертами крепостных сооружений, мечети с пышными резными порталами, строгой спокойно-торжественной планировкой. Часто мечети объединялись в один архитектурный комплекс со зданием учебного заведения – медресе, имевшего внутренний дворик с фонтаном, вокруг которого располагались кельи учеников – сохтов. Получает распространение тип стройного и тонкого минарета, встроенного в угол мечети со стороны фасада, на многие века определившего основной рисунок архитектурных ансамблей и характер культовых сооружений.
Значительную роль в становлении стилевой общности мусульманского искусства Крыма сыграло распространение арабской письменности. На ее основе высокого развития достигла каллиграфия (искусство утонченного письма) в рукописных книгах, на могильных камнях, а также эпиграфический орнамент в убранстве монументальных сооружений. Арабские надписи – первые свидетельства мусульманского влияния в Крымском регионе – появились одновременно с распространением ислама среди языческих племен.

К XVI–XVII векам относится расцвет крымскотатарского искусства и архитектуры. В ханском Бахчисарае возникло стремление подражать вкусам Стамбула. Здесь, как и в турецкой столице, начинают возводиться двухэтажные дома с выступающими верхними этажами на деревянных, косо упирающихся в стену подпорках. Входят в моду черепичные крыши со свисающими широкими закругленными на углах навесами сачакъ, свесы, украшенные геометрическим орнаментом из тонких деревянных планок, призматические высокие трубы, двери с массивными металлическими кольцами, прикрепленными на резной бронзовой дощечке. Появляется планировка комнат, мебель и распространяется тип помещений в стиле «по-константинопольски».

В народном жилище крымских татар прослеживаются традиции разных этносов. В распространенной в Крыму общеосманской терминологии сохранились иранские термины, такие как дувар (стена), тахта (доска), дам (потолок); греческие – кирамет (черепичный покров), къамере (пристройка-ниша), тереме (выступающая часть верхнего этажа); римские – фурун (куполообразная хлебная печь с отверстием на боку) и другие. В происхождении некоторых частей жилища южнобережных татар и их словесном обозначении, таких как келер (чулан, загороженный на веранде), соба (крытая комнатная печь), сказывалось готское влияние. Римским наследием явилась куполообразная хлебная печь, привнесенная в культуру Крыма греками и устраиваемая снаружи дома.

«Исторические судьбы крымских татар». Иллюстрированные главы из книги Валерия Возгрина

Европейское влияние и специфика архитектуры крымских татар.
Крым, находясь на стыке западного и восточного миров, ощущал также непосредственное влияние европейской культуры. При дворе крымских ханов работали итальянские мастера, представители искусства эпохи Возрождения. Во времена владычества хана Менгли Герая в Крыму больше года работал итальянский зодчий Фрязин Алевиз (к. XV века – 1531), по прозвищу «Новый». За время своего пребывания на полуострове он, вероятно, создал немало интересного, но до наших дней сохранился лишь каменный портал с богатой резьбой, так называемый Железный портал (Демир-Капу). Он был построен в 1503 году, позже перенесен в Бахчисарайский дворец и ныне именуется там Порталом Алевиза.

Продолжалось влияние Византии на крымское мусульманское зодчество. Так, например, Малая мечеть Бахчисарайского дворца XV века была построена в византийских традициях. Бахчисарайский дворец неоднократно реставрировался и перестраивался. На протяжении веков во всем его пышном декоре сплелось воедино османское искусство с его персидскими элементами и искусство западноевропейского барокко (стиль в странах Европы и Америки, получивший распространение с конца XVI по конец XVI веков).
Синтез разнообразных влияний не означал полной зависимости от них крымскотатарской национальной культуры. Один из первых исследователей искусства крымских татар М.Я. Гинзбург, отмечая в нем «смесь самых разнообразных влияний и наслоений», писал: «Стамбул, данником которого стало татарское ханство со времени пленения Менли-Гирей хана, был главным источником этих разнообразных влияний. Однако столь совершенные образцы татарского творчества, как ханская мечеть в Евпатории или надгробные сооружения Бахчисарая, объяснить одним влиянием Стамбула – значит не только недооценить их, но и в корне миновать их сущность. Связанный своими портами со всеми очагами мировой культуры, имея наследие художественных отложений целого ряда народностей и творческих эпох, – татарский художник мог выбрать все, что угодно из художественного багажа прошлого и, понятно, меньше всего он принимал готовую формулу из Стамбула. Кончено, из Стамбула и через него пришло многое, но прежде всего потому, что это было необходимо татарскому художнику, отвечало его художественным запросам и легко претворялось в новые и ценные произведения искусства».

Ныне в Крыму возрождаются древние мусульманские храмы, активно происходит процесс создания новых культовых сооружений. Их архитектурные формы, как и прежде, отражают влияние разных культурных традиций и стилей.

Бахчисарай

Улочками Гурзуфа

Крымские татары: Традиционные поселения и жилища

Читать : Все о крымских татарах (оглавление раздела)

Разнообразие природно-географической среды Крымского полуострова (горы, предгорье, степь, морское побережье), социально-экономические условия, а также сложность этногенеза крымскотатарского народа оказали большое влияние на все сферы материальной культуры крымских татар и, в частности, на поселения и жилища.

Состав населения Крыма в разные исторические эпохи отличался большой пестротой и разнообразием. Причём все эти этносы постоянно смешивались друг с другом и по прошествии некоторого времени отличить коренных жителей от пришельцев было довольно трудно. Из этого смешения потомков тавров и скифов, греков и готов, сармат и алан, воран и гуннов, авар и булгар, хазар и печенегов, кыпчаков и турок, татар и монголов, генуэзцев и черкесов возник совершенно новый, своеобразный народ, известный в истории под названием крымцев или крымских татар.

Сложный процесс становления крымскотатарского народа завершился в период Крымского ханства (XV-XVIII вв.). Политическое господство тюрков способствовало консолидации родственных тюркских племен и ассимиляции ими различных иноязычных племён и групп горного и предгорного Крыма. Именно в этот период население Крыма было почти полностью исламизировано. Кроме 32 тысяч христиан, переселенных в 1778 г. по распоряжению Екатерины II в Приазовье и под Ростов-на-Дону, а также караимов и крымчаков, исповедующих караизм и иудаизм, всё остальное население было мусульманским.

Тюркские и нетюркские этносы, образовавшие крымскотатарский народ, оставили свои следы в культуре и антропологии, самосознании и языке. Эти различия, значительно стёршиеся за последние десятилетия, всё же позволяют и сегодня выделить 3 субэтнические группы крымских татар: тат, ногьай, ялыбойлю.

Большинство средневековых крымскотатарских поселений горного и предгорного Крыма, являющегося регионом проживания автохтонного населения Крыма, располагались буквально на фундаменте строений своих этнических предков — таврских, скифских и греческих городищ и крепостей. Так, например, таврские могильники VI-V вв. до н.э. были найдены в следующих сёлах и городах: Отуз, Коз, Токлук, Судак, Алушта, Корбек, Кувуш, Стиля, Буюк-Озенбаш, Татар-Осман, Коккозъ, Гаспра, Гурзуф, Ялта, Аутка, Кореиз, Симеиз, Лимены, Кикинеиз, Байдар, Уркуста, Буюк-Мускомья, Дуванкой, Теберти, Бахчисарай, Буюк-Янкой.

Средневековые крымскотатарские поселения: Аргын, Хан-Эли, Джафер- Берди, Сарабуз, Джалман, Мамут-Султан, Тавель, Кызыл-Коба, Саблы, Бешуй, Булганак, Балта-Чокрак, Топчикой, Инкерман, Алма-Кермен и другие располагались на месте позднескифских городищ и селищ III-II вв. до н.э. В VI-VII вв. тавро-скифами, греками и готами в горном Крыму было возведено множество укреплений-замков, служивших убежищем для населения близлежащих деревень во время войн. При их строительстве были использованы особенности вытянутого горного плато, по краям которого были построены стены, что делало их неприступными. В архитектуре крепостей отразилось смешение различных культур как автохтонных, так и пришлых.

Читайте также  Теория свободного предпринимательства

Некоторые из крепостей: Мангуп, Эски-Кермен, Бакла, Чуфут-Кале и др. пережили эпоху средневековья, и остатки их сохранились до наших дней. Существенное влияние на поселения и жилища крымских татар оказало массовое распространение в Крыму в XII-XIV вв. исламской религии. В средние века в городах Бахчисарай, Кезлев, Кефе, Карасубазар, Эски-Крым, Акмесджит и др. был создан целый ряд прекрасных монументальных сооружений: мечеть хана Узбека и мечеть султана Бейбарса в г. Солхате (Эски- Крым), ханский дворец в Бахчисарае, мавзолей Хаджи-Гирея, медресе Зынджырлы в Салачике, ханская мечеть в Кезлеве и др.

В каждом селении также были каменные, крытые черепицей мечети, а если село большое, то несколько мечетей по количеству кварталов. Сёла горного и предгорного Крыма, потонувшие в садах с красивыми минаретами мечетей, украшенных позолоченным полумесяцем, были очень живописны. В городах и селениях было много богато украшенных каменных фонтанов, на которых арабской вязью было высечено имя строителя, год постройки, а также изречение или текст из Корана.

В поселениях степных крымцев имелись свои особенности. Так посреди деревни располагалась большая круглая площадка, усыпанная песком, где молодёжь занималась военными упражнениями.

На кладбищах, расположенных на окраине города или села, изредка строились мавзолеи (дюрбе); обычно над могилами устанавливались мраморные или каменные плиты (баш таш) с надписями, нередко расписанными в красный или синий цвет. Мужские надгробия иногда вверху украшались чалмой (сарыкъ), женские надгробия — феской (фес). В каждом поселении были кофейни (къавехане), одновременно служившие гостеприимным домом, в которые мужчины-татары сходились побеседовать, отдохнуть, попить кофе, послушать музыку. Женщины собирались в своих роскошных банях и проводили время, угощая друг друга щербетом и конфетами.

Известный исследователь крымскотатарских жилищ Б.А. Куфтин устанавливает четыре главных районных типа жилищ крымских татар:

Татарский дом г. Бахчисарая. Расположение домов более или менее однообразно. Домики соединены внутри калитками. Двор (азбар) примыкает к дому со стороны фасада и состоит из двух частей, находящихся на разных уровнях нижнего и верхнего двора. Верхний двор (усть-азбар) нередко представляет собой сад с фруктовыми деревьями и виноградом. Дома одноэтажные (бир къат) были прямоугольными, чаще сложенными из дикого камня на глиняном цементе с двухскатной или трехскатной крышей. Двухэтажные дома с выступающим верхним этажом имеют сходство со старыми византийскими домами.

Деревенский дом Бахчисарайского района. Здесь, в районе водораздела Качи и Бельбека встречаются старые дома, выстроенные из дерева и представляющие собой своеобразные срубы (чатма эв), сложенные из массивных дубовых досок. Такой сруб помещается или прямо на земле на низком каменном фундаменте, или поднимается на сложенном из камня нижнем этаже (магъаз). Плоских крыш даже в наиболее бедных домах не встречается. Потолков нет и свод двухскатной крыши делается из обтесанных массивных брусьев. Значительно более сложную постройку, хотя в основе исходящую от предыдущей, представляют деревянные двухэтажные дома в горных деревнях — Озенбаше, Стиле и др. Их особенные, выступающие всюду крупные древесные стволы придают селению не южный, а скорее какой-то северный отпечаток. «Естественно, — считает Б.А. Куфтин, — обратиться за объяснением этой своеобразной конструкции деревянных срубных домов к северным пришельцам — готам, которые владели значительной областью в этой части Крыма в течение более тысячи лет».

От готики до русского стиля: топ-10 достопримечательностей Крыма

Крым славится уникальным климатом, природой и культурным многообразием, которое нашло отражение и в архитектуре. На полуострове можно встретить изящество эпохи итальянского Возрождения, строгую английскую готику, причудливые элементы мавританского стиля и не только. Вместе с экспертом разбираемся в архитектурных и исторических аспектах самых популярных достопримечательностей Крымского полуострова.

Эксперт в этом материале: Татьяна Бухарина, председатель НКО «Ассоциация гидов-переводчиков Крыма»

Воронцовский дворец

Комплекс из пяти строений возводился как летняя резиденция князя Михаила Воронцова. Строительство велось 18 лет, и завершенный проект стал ярким примером смешения архитектурных стилей. Над окончательным обликом дворца работал англичанин Эдвард Блор, при участии которого создавались Букингемский дворец и замок для Вальтера Скотта.

Воронцовский дворец проектировался в духе английской архитектуры, но каждая из его построек имеет элементы разных эпох [1]. Например, северный фасад отсылает к готическому стилю времен Тюдоров, а южная часть замка, обращенная к морю, олицетворяет праздничный мавританский стиль.

Еще одной архитектурной изюминкой Воронцовского дворца стало его расположение. Несмотря на то что сам Блор не был в Алупке, ему удалось изящно вписать новый замок в горный ландшафт.

Татьяна Бухарина:

— Символом Воронцовского дворца стал спящий мраморный лев. По легенде, его хотел купить Уинстон Черчилль: в спящем льве британский премьер-министр увидел «свой портрет, но без сигары.

«Ласточкино гнездо»

Адрес: пгт Гаспра, Алупкинское шоссе, 9а

Миниатюрный замок на вершине отвесной скалы по праву можно считать визитной карточкой Крыма. Своим нынешним видом он обязан нефтяному промышленнику барону Штейнгелю. Купив в начале XX века стоявшее тогда на скале деревянное имение, барон решил снести постройку и возвести новую дачу из камня.

Для этого барон пригласил из Москвы архитектора-модерниста Шервуда и заказал ему проект замка в стиле немецкого средневековья. В итоге на вершине скалы появляется здание в неоготическом стиле [2]. Отличительной чертой архитектурного облика замка стало ступенчатое расположение ярусов. К такому решению автор проекта пришел из-за ограниченного участка на краю скалы. В итоге при площади основания замка всего около 200 кв. м его высота достигает 12 м.

Татьяна Бухарина:

— Местные жители сравнивали замок, вырастающий из скалы Аврора, с ласточкиным гнездом. Строение приютилось на окраине скалы и казалось, что может отколоться от нее. Точно так же, как мы смотрим на гнезда ласточек, а они их вьют именно в таких труднодоступных местах и на таких отвесных скалах. Это одна из местных легенд. Но раньше, действительно, под шпилями этого замка ласточки вили гнезда.

Ливадийский дворец

Адрес: пгт Ливадия, ул. Батурина, 44а

Это последнее сооружение, возведенное в Российской империи для семьи Романовых. Ливадийский дворец построили за 17 месяцев, и он стал любимой летней резиденцией семьи императора Николая II [3].

Архитектурный стиль дворца в Ливадии перекликается с эстетикой итальянских вилл эпохи Возрождения. Для постройки дворца использовали белый инкерманский камень, вдоль фасада растянулись просторные балконы, а внутри по примеру палаццо образовался тихий двор с мраморным фонтаном. Интересно, что именно с этого итальянского дворика архитектор Краснов и начинал планировку всего дворца [4].

Татьяна Бухарина:

— «Удивительный молодец!» — так в 1911 году охарактеризовал император Николай II архитектора Краснова, когда увидел свою новую резиденцию в Ливадии. Но, мало того, император имел здесь же, в Ливадии, прекрасный гараж, построенный по проекту архитектора Гущина. Гараж считался лучшим не только в России, но и в Европе и насчитывал 25 автомобилей европейского производства. И хотя император сначала не очень лестно отзывался о «моторах», позже его отдых в Ливадии будет связан с путешествиями по побережью.

Генуэзская крепость в Судаке

Адрес: Судак, ул. Генуэзская крепость, 1

Строительство стены и внутренней инфраструктуры города велось около 100 лет. Сегодня крепость в Судаке чуть ли не единственная в Крыму, которая сохранилась до наших дней почти полностью.

Постройки возводились под контролем генуэзцев, поэтому в них повторяются архитектурные мотивы и приемы фортификационного строительства Западной Европы. Территория крепости делилась на три части: цитадель, нижний город и портовое предместье. Жилые дома располагались на террасах, а от севера к югу тянулись пять улиц.

На каждом сооружении генуэзцы устанавливала закладную плиту с информацией о времени строительства и принадлежности строения. Надпись на одной гласит: «Это сооружение приказал построить благородный муж и достопочтенный консул Солдайи Паскуале Джудиче в первый день августа в 1392 года» [5].

Татьяна Бухарина:

— Итальянские купцы из Генуи и Венеции стали проникать на побережье Крыма со второй половины XIII века. Заплатив пошлину в 3%, купцы могли пересекать континент от Черного до Желтого моря. Поэтому за обладанием портами на берегу Черного моря шла борьба. Город посетил знаменитый путешественник Марко Поло, а его дядя венецианец Маттео Поло имел здесь собственный дом.

Массандровский дворец

Адрес: пгт Массандра, Симферопольское шоссе, 13

Массандровский дворец еще называют дворцом Александра III, хотя император в нем никогда не жил. За время стройки с 1881 по 1902 год здание сменило не только владельца, но и архитектора. После смерти князя Воронцова, начавшего строительство, дворец купила императорская семья.

В окончательном варианте здание приобрело черты раннего барокко и французских замков. За это же дворец получил неофициальное название «Маленький Версаль». В декоративном убранстве интерьеров использованы элементы самых различных стилей — романского, готического, барокко, рококо и классицизма [6].

Татьяна Бухарина:

— Самый загадочный, самый красивый и необыкновенный дворец. Его словно перенесли из долины реки Луары в Крымские горы. Однако долгое время крошечный дворец в Массандре на склоне Крымских гор использовался только лишь как место для пикников и отдыха после охоты. Николай II, став императором, обожал Ливадию. И всегда возвращался ночевать именно туда.

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический — это остатки древнего города, основанного в V веке до нашей эры как колониальное поселение дорийских греков. На древнегреческом языке слово «херсонес» означает «полуостров», а «таврический» — «в землях тавров» [7]. В конце XIV века набеги кочевников положили конец городу, и его руины со временем были погребены под землей.

В 1827 году, через 50 лет после основания Севастополя, начались первые раскопки. С каждым годом из-под вековых слоев появлялись новые дома и улицы, площади и церкви древнего города. В результате было обнаружено столько находок, что вскоре они составили коллекцию. Так появился Археологический музей Херсонеса, которому уже более 120 лет.

Татьяна Бухарина:

— В III веке нашей эры это место было известно как самый продуктивный винный центр Черного моря [8]. Сегодня сюда съезжаются, чтобы увидеть исторический спектакль «Грифон». Грифон — это символ Крыма, изображенный на гербе республики.

Читайте также  Симплексный метод решения задач линейного программирования

Санаторий «Курпаты»

Адрес: пгт Курпаты, Алупкинское шоссе, 12

До революции 1917 года имение Курпаты было тесно связано с императорским имением Ореанда и объединяло Верхнюю и Нижнюю Курпату. А в 1981 году начинается проектирование и строительство нового международного пансионата «Дружба» для трудящихся СССР и Чехословакии.

По оригинальному проекту появилось здание в виде летающей тарелки на сваях, уходящих в землю на 17 м. Номера пансионата расположены таким образом, что из окон каждого видно кусочек моря.

Татьяна Бухарина:

— В 2011 году здание бывшего пансионата «Дружба» попало в список 50 самых необычных зданий в мире (по неофициальному списку архитектурного сообщества). Лучше всего смотреть на это архитектурное сооружение поздней советской эпохи с моря, путешествуя вдоль побережья на прогулочном катере.

Ханский дворец

Ханский дворец стал домом для череды крымских ханов, правивших более 340 лет. Архитектурный комплекс включает в себя Большую и Малую дворцовые мечети, зал Дивана и посольств, жилые дома ханов, их свиты и семей, гарем, бани, конюшни, огород и т. д. Всего на территории 17 зданий и 9 внутренних закрытых дворов [9].

Архитектура дворца отражает общекультурные традиции Ближнего Востока, переплетающиеся с местными крымско-татарскими традициями. В отделке зданий и интерьеров представлены различные стили, распространенные в Крымском ханстве в XVI–XVIII веках. Для работы над дворцом привлекались османские, персидские и итальянские архитекторы.

Татьяна Бухарина:

— Многие гости спешат сюда, чтобы увидеть знаменитый Фонтан слез, воспетый Пушкиным. Но не менее красивый во дворце ханов и золотой фонтан, построенный в период османского владычества, известный как Тюльпанный период. Поэтому украшает золотой фонтан изображение тюльпана.

Форосская церковь

Адрес: пгт Форос, городской округ Ялта

Проезжая по трассе Севастополь — Ялта, нельзя не заметить церковь, парящую над Форосом. Она расположена на скале Красная в 400 м выше уровня моря. Церковь Воскресения Христова, или Форосская, была построена в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда в 1888 году.

Архитектурный стиль постройки опирается на византийские и древнерусские традиции. Церковь возведена в два яруса, которые венчают девять разноразмерных куполов. При строительстве храма использовали плоский кирпич — плинфу. В кладке стен применяли плинфу желтого и красного цветов, но сегодня ее не видно. Впоследствии стены церкви были облицованы инкерманским камнем.

Татьяна Бухарина:

— В сложные времена забвения при Хрущеве эта церковь использовалась как ресторан с одноименным названием «Форос». Был случай, когда персидский шах Мохаммед Реза Пехлеви, приехавший поохотиться в Крыму, отказался обедать в этом ресторане, видимо, поняв назначение этого сооружения. Сегодня храм вернули прихожанам и он переживает второе рождение.

Крымский мост

Адрес: Керчь, трасса А-290

Путешествуя на автомобиле или поезде, можно полюбоваться одной из главных новых достопримечательностей Крыма — мостом, соединяющим Керчь и Тамань. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс.

Ключевой архитектурный элемент моста — арочные пролеты для судоходства. Их длина — 227 м, а высота над зеркалом воды — 35 м [10]. В общей сложности всю конструкцию моста держат 7 тыс. свай и 595 опор [11]. Железа, которое ушло на мост, хватило бы на возведение 32 Эйфелевых башен.

В честь начала стройки моста виноделы Крыма и Кубани заложили специальную серию вина «Крымский мост». Тираж коллекционной серии ограничен — 19 тыс. бутылок, что равно протяженности моста 19 км.

Автомобильное движение по мосту запустили в мае 2018 года, в декабре 2019 года по новой железнодорожной ветке в Крым прибыл первый пассажирский поезд. Сегодня этот мост считается самым протяженным не только в России, но и в Европе [12].

Татьяна Бухарина:

— Попытки построить Крымский мост были и во время Великой Отечественной войны. Возведение конструкций заняло шесть месяцев, а первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошел 3 ноября 1944 года. За неделю до крушения моста от ледохода, 20 февраля 1945 года, по мосту прошел особо охраняемый поезд, на котором в Москву вернулась советская делегации с Ялтинской (Крымской) конференции. Всего тот мост продержался четыре месяца.

Строители современного Крымского моста уверяют, что он простоит без ремонта не менее 100 лет.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа освещает тему «Архитектура Крымского ханства».

Актуальность данной темы заключается в том, что многие вопросы, связанные с архитектурными построениями Крымского ханства остаются открытыми, спорными не до конца изученными. Крымские татары являются хранителями своих традиций и достаточно большое количество архитектурных особенностей периода Крымского ханства этот народ сохранил до наших дней. Невозможно не упомянуть в актуальности о том, что большая часть архитектурных построений рассматриваемого периода действует и до сих пор, а мусульмане, как и несколько веков назад используют их всё с теми же целями.

Целью данной работы является исследование архитектуры Крымского ханства, которая была в период с XIII по XVIII вв.

В связи с поставленной целью автор данной работы ставит следующие задачи:

1. Изучить общие закономерности крымско-татарской архитектуры

2. Исследовать архитектурные сооружения наиболее крупных городов Крымского ханства

При написании данной работы автором были использованы различные методы. Одним из них является описательный метод, который даёт возможность описания архитектурных построений. Также в работе использован метод текстологического анализа, т.к. в написании задействованы архивные источники. При написании работы задействован метод критического анализа, позволяющий критически подходить к литературе. Ещё одним из методов, использованных в нашей работе является сравнительный метод, благодаря которому мы сравнили архитектурные сооружения, принадлежащие одному периоду и выявили общие закономерности построек.

По данной теме существует достаточно большое количество источников, но некоторые из них противоречивы.

Данной темой занимались следующие исследователи: Е.В. Крикун в труде «Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII-XX)» даёт обширное описание первоначального плана архитектурного построения, его изменения на протяжении веков (Симф., 1998. 111 с.); по бахчисарайским памятникам архитектуры периода Крымского ханства довольно хорошим является У. Боданский, написавший труд «Бахчисарайские памятники» (Симф., 1916. 6 с.); об архитектуре Гезлева говорит В. Драчук, Я. Кара, Ю. Челышев в книге «Керкинитида — Гезлев — Евпатория» (Симф., 1978. 125 с.). Также сведения об архитектуре Крымского ханства есть у многих других исследователей.

Данная работа не претендует на полноту исследования данной темы и требует дальнейшего изучения.

ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Начиная с XIII в. по XVIII в. большая часть территории Крымского полуострова находилась в руках Крымского ханства. Один за другим крымские ханы сменяли друг друга, оставляя после себя архитектурные сооружения на первый взгляд кажущиеся такими похожими, но в то же время имея некоторые отклонения и особенности. Мы в данной главе выясним, что было характерно для крымскотатарской архитектуры, характеризуя каждый наиболее встречающийся тип здания отдельно.

Одним из самых главных для мусульман мест является, конечно же мечеть. Мечети, обычно строились с ориентацией на север-юг, при чём вход должен находиться с севера. Это связано с тем, что вход в мечеть должен выходить на священный город мусульман — Мекку. Мечеть должна быть куполообразна, но может быть и с черепичной крышей. Обязательным атрибутом мечети является михраб — место, где иммам обращается к Аллаху. Михраб должен располагаться напротив центрального входа в мечеть и ориентирован на юг. Окна в мечети тоже ориентированы, но на все стороны света. Каждая мечеть имеет минарет — высокий многогранник со своеобразным балконом, откуда иммам оповещает мусульманам о времени молитвы. Минарет заканчивается мусульманским знаком — серпом луны.

Около мечети часто располагалось кладбище — мезарлык. Памятники на кладбище различны. Обычно на ханском кладбище хоронили только ханскую семью и приближённых к ним людей, но спустя век-полтора территория кладбища забрасывались и здесь могли продолжать хоронить людей из более бедного слоя населения или просто пасли скот те, кто выкупал участок земли. Для магометанского кладбища характерно то, что на нём не принято садить цветы и огораживать его. Обычно над могилой ставят каменные памятники в виде плиты или прямоугольной большой коробки.

Рядом с ханским кладбищем мог находиться мавзолей. Для мавзолеев свойственна форма восьмигранника. Перед входом в него должна быть надпись, говорящая о том, кому этот мавзолей посвящён. Крыша, как и у мечети может быть либо куполообразной, либо черепичной, а на верху могли ставить, а могли нет магометанскую луну.

Важным элементом татарской архитектуры являлись фонтаны и колодцы. Фонтаны представляли собой сооружение из мрамора, часто белого и находились в большинстве случаев вблизи мечети.

Для мусульман в XVIII в. характерен стиль барокко. Признаками этого стиля являются горизонтальные и вертикальные рельефные членения.

Если брать на рассмотрение Ханский дворец, то первым, что бросается в глаза является его территория, но он не только широк, он и двухэтажен, при чём в некоторых помещениях окна идут в двойной ряд: под потолком и ближе к полу. Повсюду царит изящность и красота. Преобладает резьба по дереву и по камню, сделанная руками умелых мастеров.

Двухэтажными являлись и жилые дома татар, к сожалению не дошедшие практически до наших дней. Связано это скорее всего с тем, что они в основном строились из дерева, а пожары в средневековье были не редки. Татарские жилые дома обычно снизу строились из бута, а верхняя их часть свисала в виде балкона на улицу. Кладка бута — на глине, часто с добавлением битой черепицы.

Для любого средневекового города была характерна оборонительная стена. Для татар это не было исключением. В соответствии с каждой стороной света размещалась по краям стены крепость. Стены были массивны высотой 2 — 2,5м. обязательно имелись крепостные ворота, через которые можно попасть в город.

В целом, крымскотатарская архитектура богата разнообразием фантазии и красотой. Так же полна тончайшей мастеровой работой и воображением мастеров. Огорчает лишь тот факт, что многие архитектурные сооружения до наших дней просто не дошли, а гибли либо от запущения, либо от пожаров или ещё каких-либо причин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: