Отмывание денег и финансирование терроризма - ABCD42.RU

Отмывание денег и финансирование терроризма

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

  • Реестры
  • Разъяснения
  • Новости

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе, в млрд. рублей

Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе, в млрд. руб

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

Во второй половине 2021 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».

Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

  • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.
Читайте также  Сущность и задачи транспортной логистики

Также банк проверяет следующие признаки:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
  • поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  • денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

К рискам будут относиться также операции:

  • регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  • снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Извлечение)

  • Федеральное законодательство
  • Законы
  • Федеральные законы

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Извлечение)

Принят
Государственной Думой
13 июля 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
20 июля 2001 года

(в ред. Федеральных законов
от 28.07.2004 N 88-ФЗ,

от 23.04.2018 N 112-ФЗ
от 18.03.2019 N 33-ФЗ)

Статья 7.1. Права и обязанности иных лиц

1. Требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

сделки с недвижимым имуществом;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

2. При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.

2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи.

5. Положения пункта 2 настоящей статьи не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

6. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

7. Под публичными должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, понимаются лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, — по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. — при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России.

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также  Развитие ветеринарии в Древнем мире

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Причины блокировки счета по 115‑ФЗ и анализ арбитражной практики

Рассказываем о самых популярных основаниях для блокировки счета по 115-ФЗ, даем рекомендации по снижению рисков и представляем подборку арбитражной практики по теме.

Блокировка — это приостановление банком операций по счету. По данным общественной организации «Деловая Россия», в России за 2017 год банки заблокировали более 700 000 счетов компаний и ИП, а за первое полугодие 2018 года — 500 000. За последний год количество блокировок продолжает расти.

Кого могут заблокировать

Риск блокировки есть у всех, кто имеет счет в банке и пользуется им в коммерческих или личных целях. Чаще всего причиной блокировки становится невнимательность: ошибка в документе, вовремя не внесенные изменения данных или просто нетипичная операция по счету.

Если компания ежемесячно осуществляла сделки на сумму до 500 000 руб., а потом заключает выгодный контракт на сумму свыше 1 млн руб., банк уже считает эту сделку подозрительной. Чтобы снизить риск блокировки, следует точно понимать, кто и почему может приостановить операции по вашему счету.

Основания для блокировки счета

В 2001 году вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма». С этого момента банки должны оценивать операции по счетам клиентов, опираясь на требования регулятора и внутренние правила контроля.

Признаки подозрительных операций:

  • нетипичный характер сделки;
  • у сделки отсутствует экономический смысл;
  • вывод капитала из страны;
  • клиент занижает тарифные платежи;
  • клиент снимает много налички и уклоняется от налогов.

Если банк замечает хотя бы один из признаков, он запускает процесс внутренней проверки. Банк запрашивает документы по сделкам и устанавливает срок, до которого клиент должен предоставить сведения. Если клиент не предоставляет пояснения, банк вправе приостановить операции по счету клиента.

Также банк регулярно проверяет перечень лиц, причастных к террористической или экстремистской деятельности. Все операции по счетам этих компаний и их контрагентов незамедлительно блокируются. О блокировке счета компаний и физлиц, включенных в перечень террористов, можно прочесть в статье «Что такое блокировка счета по 115-ФЗ?».

Чтобы не вызывать подозрений со стороны банка, можно выработать полезные привычки для своего бизнеса:

  • Предупреждайте банк об изменениях в данных: новый ОКВЭД, адрес, руководитель.

Если на ваш счет пришли деньги за поставку щебня, а по документам у вас салон красоты, у банка точно возникнут подозрения.

  • Подробно указывайте назначение платежа: за какой товар или услугу проходит оплата, на основании какого договора и т.д.

Попросите ваших контрагентов делать так же.

  • Платите налоги вовремя и в нужном объеме.

ЦБ определил минимальный налог — 0,9 % от оборота. Если у вас несколько счетов, старайтесь равномерно платить налоги с каждого.

  • Проверяйте контрагентов.

Запрашивайте выписки ЕГРЮЛ, просматривайте компании в картотеке арбитражных дел и т.д. Или воспользуйтесь одним из сервисов для проверки контрагентов.

Если у банка появились к вам вопросы, постарайтесь дать на них честный и подробный ответ: чем лучше банк будет понимать, как работает ваш бизнес, тем быстрее снимет подозрения.

Подробнее о том, как избежать блокировки расчетного счета, рассказано в методических рекомендациях Центробанка.

На какие платежи не распространяется блокировка

Даже имея заблокированный счет, клиент банка вправе и даже должен выплачивать различные обязательные платежи в бюджетные и небюджетные фонды. И банк не вправе ему отказать в проведении таких операций. В ст. 855 ГК РФ определена очередность платежей при блокировке счета:

  1. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты.
  2. Выплата выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам.
  3. Уплата налогов и взносов по поручениям ФНС, ПФР или ФСС.

Исполнительные документы на другие денежные требования.

Арбитражная практика по блокировке счетов

Руководитель юридической службы СКБ Контур Кристина Селиванова сделала разбор нескольких арбитражных дел по блокировке счета. Надеемся, реальные случаи из практики помогут вам лучше разобраться в том, как работает судебная система в области блокировок.

Для наглядности мы выбрали два случая, в которых суд поддержал требования истца, то есть компании или предпринимателя, и еще два, в которых суд был на стороне банка.

Нереальные сроки

Торговая фирма хотела перевести деньги и вернуть займ, предоставленный учредителю без договора. Банк усомнился в легальности платежа и отказал в проведении операции.

Фирма обратилась в арбитражный суд с иском, в котором просила признать блокировку счета незаконной. Суд установил, что фирма предоставила документы по запросу банка. При этом банк все равно отказал в переводе, аргументировав тем, что фирма не выполнила запрос в срок. Однако выполнить данный запрос вовремя было фактически невозможно: его вручили фирме через два дня после окончания установленного банком срока. То есть банк установил заведомо неисполнимое требование.

В заявлении истец потребовал предоставить в Росфинмониторинг опровержение — фирма не нарушила 115-ФЗ — и возвратить на счет 1,9 млн руб. Суды трех инстанций поддержали позицию фирмы и признали действия банка незаконными.

Постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2019 № Ф09-515/19

Сомнительные операции

На счета предпринимателя стала поступать предоплата от контрагентов в размере от 50 до 100 %. При этом период деятельности ИП был незначительным для того, чтобы установить многочисленные деловые отношения, особенно по предоплате. Из-за сомнительного характера сделок банк ограничил дистанционное обслуживание клиента. ИП обратился в арбитражный суд с иском о признании действий банка незаконными.

Суды согласились с позицией банка, поскольку материалы дела подтверждали, что предприниматель совершал операции необычного, транзитного характера. Поступающие на счет платежи не имели очевидного экономического смысла и противоречили закону. Также суд принял во внимание, что полного комплекта документов, опровергающих подозрительный характер финансовых операций, ИП так и не предоставил.

Банк ввел ограничения только на интернет-платежи, поэтому ИП мог совершать операции, предоставив банку платежные поручения на бумаге и подтвердив экономический смысл сделок.

Постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2019 № Ф09-9452/18

Необоснованная комиссия

Банк заподозрил строительную компанию в легализации доходов, полученных преступным путем, и запросил подтверждающие документы. Далее банк посчитал, что клиент ненадлежащим образом исполнил запрос. Тогда клиент решил расторгнуть договор и направил банку поручение перевести остаток денежных средств в другой банк. Банк удержал комиссию в размере 5 % от остатка на счете.

Компания сочла действия банка незаконными и обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения. Суд первой инстанции отказал в иске, полагая, что банк действовал в соответствии с договором. Однако апелляционный суд отметил, что банк не смог доказать, что клиент совершал незаконные сделки. Кроме того, суд пришел к выводу, что запрос о предоставлении документов носил обобщенный характер, и обязал банк возместить сумму комиссии и проценты за пользование этими средствами.

Кассационный суд поддержал решение апелляционного суда.

Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2018 № Ф09-5371/18

Недостоверные сведения

Банк отказал предпринимателю в открытии счета, поскольку клиент указал в анкете недостоверные сведения о предполагаемых оборотах по счету 10 млн руб. в год. При этом с момента регистрации ИП до обращения в банк прошло всего 8 дней.

Банк провел внутреннюю проверку и обнаружил негативные факторы: ИП являлся руководителем организаций, договоры с которыми уже были расторгнуты банком. Предприниматель отказался предоставлять документы, подтверждающие сведения, указанные в анкете, и не ответил на вопросы о своей деятельности и источниках дохода. Суд установил правомерность действий банка.

Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2018 № Ф09-2313/18

Подробности этих и других дел из правоприменительной практики по спорам о блокировке счетов вы можете посмотреть в картотеке арбитражных дел.

Читайте также  Спортивная (оздоровительная) ходьба

Заключение

Чтобы избежать блокировки, нужно вовремя платить налоги, сдавать отчетность в срок, не заводить долгов, проверять контрагентов и не вести «серый» бизнес. В качестве профилактики можно иногда смотреть на свои переводы и платежи глазами банка — все ли прозрачно и понятно?

Если вдруг банк все же заподозрил вас — не злитесь, а просто подробно объясните ему схему платежей, особенности своей деятельности, предоставьте все документы в срок.

Если банк все же заблокировал счет, а вы полагаете, что оснований для этого не было, — можете обратиться с иском в арбитражный суд. Судебная практика показывает, что вы можете доказать незаконность действий банка.

Если же ваши счета заблокированы правомерно — у вас имеется задолженность перед бюджетом, исполнительные производства и т.д., вам нужно устранить все нарушения. Как только вы заплатите все налоги, пени и другие обязательные взносы, банк снимет ограничения по счету.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Что такое блокировка счета по 115-ФЗ?

Более полумиллиона организаций столкнулись с блокированием расчетного счета в 2018 году. Основанием для таких действий называют закон 115-ФЗ, призванный предотвратить отмывание денежных средств от преступной деятельности, а также финансирование терроризма. Но исследование причин такой повышенной активности контролирующих органов приводит к противоречивым результатам.

Часть аналитиков сходится во мнении, что основная причина – возросшая террористическая опасность, остальные связывают активизацию надзорно-контролирующих органов с борьбой с «теневым» рынком трудовых ресурсов. Вне зависимости от истинных причин, для предпринимателей в приоритете остаётся адаптация к новым условиям. Для того, чтобы разработать стратегию безопасного поведения, необходимо изучить закон и риски, которые приводят к блокировке.

Анализ Федерального закона 115-ФЗ

Федеральный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был принят еще в 2001 году. Изначально его главной задачей было снижение оттока из страны денежных средств. Контроль над платежами должен был предотвратить различные «серые» схемы по спонсированию террористических организаций, а также торговле оружием.

Несколько позднее были ужесточены меры контроля над расчетами юридических лиц уже Центробанком. Были опубликованы два письма, в которых был дан перечень требований для соблюдения клиентами банка, а также список операций, отнесенных к подозрительным. Вот эти письма:

Контролирующими органами дополнительно выпущено Положение № 499-П от 15.10.2015.

Именно эти письма и положение предоставили простор для блокирования расчетных счетов юридических лиц и ИП.

Кто в зоне риска?

Риску приостановки операций по счету потенциально подвержены все организации, осуществляющие периодические переводы денежных средств физическим и юридическим лицам, а также получающие их на собственный расчетный счет.

Какие переводы потенциально опасны?

Тщательное изучение законодательной базы подводит к неутешительным выводам: подозрительной можно признать абсолютно любую операцию по переводу денег. Ниже приведены факторы наибольшего риска:

  1. Частота обналичивания средств с расчетного счета. По рекомендации ЦБ, банки берут на особый контроль клиентов с соотношением обналиченных средств к обороту свыше 80 %.
  2. Крупные денежные суммы, поступающие на расчетный счет от третьих лиц.
  3. Денежные переводы физ. лицам, которые обналичивают поступления, либо переводят на другие счета.
  4. Переводы денежных средств нерезиденту от резидента в результате поставки товаров, купли-продажи ценных бумаг либо импорта работ.

Особо пристальное внимание по рекомендациям надзорного органа уделяется:

  • платежам «не имеющим экономического смысла»
  • несоответствиям проводимых операций деятельности клиента
  • запутанным и необычным операциям

Так, опасность признания операций подозрительными таится повсюду. Даже периодически совершаемые отправления физическому лицу либо слишком крупные поступления – повод для пристального внимания и жесткого контроля со стороны банка.

Перечисленные факторы повышают риск приостановки операций по счету. Но есть ситуации, которые влекут за собой блокировку в 100 % случаев:

  1. Перевод со счета был осуществлен лицу, занесенному в базу террористов, либо просто контактировавшему с таким контрагентом.
  2. Перемещение денежных средств в рамках сделок, в которых фигурируют лица, находящиеся в розыске.
  3. Переводы средств по договорам, для подтверждения законности которых были использованы документы сомнительной подлинности.

Заморозить счет банк может в случае проведения подозрительных операций на сумму более 600 000 руб., а также за переводы физ. лицам, проводимые с регулярной периодичностью и без основания.

Способы минимизации риска блокировки счета

Результаты анализа зоны риска не утешительны. Однако, есть способы избежать ненужного пристального внимания со стороны контролирующих организаций:

  1. Сокращение количества используемых расчетных счетов: в идеале нужно оставить лишь один расчетный счет для проведения всех операций.
  2. Индивидуальный юридический адрес, по которому не прописана никакая другая организация.
  3. Обслуживание в одном банке: постоянным клиентам одного банка гораздо легче избежать жесткого контроля.
  4. Один учредитель – одна фирма: если клиент банка выступает в качестве учредителя в нескольких организациях, подозрительность контролеров по отношению к нему увеличивается в разы.
  5. Своевременная и полная уплата налогов: уклонение от уплаты, занижение налоговых отчислений, ошибки и нарушения в отчетности повышают риск.
  6. Штат сотрудников: в организации не может быть только один работник, он же директор, это подозрительно. Необходимо нанять сотрудников со сводом должностных обязанностей, а удаленных работников оформить по договору подряда.

Суть блокировки и как ее снять

Блокировка всех операций по счету означает невозможность проведения операций в течение определенного времени. Обычно этот период равен 1,5 месяца. Уточнить факт блокировки можно по телефону линии обслуживания клиентов вашего банка.

Если счет подвергся блокированию, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Сделать официальный запрос в банк с просьбой разъяснить причины, повлекшие приостановление операций по счету.
  2. Подготовить пакет подтверждающих документов, которые послужат доказательством законности проводимых по счету операций. Необходимо максимально четко обосновать экономический смысл переводов, исключающий получение сомнительных выгод в виде «отмывания» денег либо уплаты «серой» зарплаты сотрудникам.

В некоторых случаях счет подвергается заморозке вследствие судебного предписания. Тогда необходимо подать апелляцию, подкрепленную пакетом подтверждающих законность операций документов. Предварительно обсудить сложившуюся ситуацию с юристами, имеющими опыт в этой сфере.

Регламент действий по снятию блокировки (Инструкция)

Если счет заблокирован, вы не сможете проводить по нему операции около полутора месяцев. В том случае, если счета заблокировали, то нужно принять ряд мер:

  1. Выяснить, кто выступил инициатором блокировки. Приостановка накладывается на счет, в большинстве случаев, самим банком в результате проведения мероприятий внутреннего контроля. Также инициатором может выступить суд или налоговая. Если имели место судебные разбирательства, то клиент будет уведомлен о них, уточнять не придется. Можно лишь прояснить, процесс начат по заявлению банка или нет. Для этого достаточно позвонить на линию обслуживания либо направить официальный запрос. При этом клиент имеет право подать жалобу в ЦБ, если банк тянет с ответом. Если есть подозрения, что блокировку инициировала налоговая, то можно проверить это здесь.
  2. Запрос на обоснование причин блокировки счета. Из ответа вы узнаете точно, что послужило причиной и поймете, какие моменты нужно разъяснить банку и какие подтверждающие документы предоставить.
  3. Обратиться за юридической помощью. Опытные в этой сфере юристы посоветуют, какие действия предпринимать дальше, а также помогут со сбором документов.
  4. Подготовить документы, подтверждающие законность проведенных операций. Они должны доказать, что предпринятые действия по счету имели экономически обоснованные и законные, а не полулегальные цели. Поможет анализ расходов за период в несколько последних месяцев, пакет договоров с контрагентами с четко прописанными назначениями получаемых платежей. В случае закупок оборудования, нужно предоставить в банк чеки и акты приемки.
  5. В случае, когда основанием для заморозки стало судебное предписание, необходимо:
  • выполнить требования по постановлению суда
  • подать апелляцию
  1. Если инициатор блокировки –налоговая, то действовать можно в двух направлениях:
  • выполнение всех требований, предъявляемых налоговым органом: отправить декларацию в надзорный орган, уплатить доначисленные налоги, прояснить спорные моменты при помощи подтверждающей документации
  • обжалование решения налоговой в суде

На практике, случаи возвращения функциональности своему счету нередки: достаточно действовать четко по регламенту, хладнокровно и уверенно. Важно исключить негативные эмоциональные выплески со своей стороны и помнить о человеческом факторе: возможно, блокировка всего лишь недоразумение из-за ошибок или излишней подозрительности работников банковского контроля. Право на восстановление справедливости есть у каждого предпринимателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: