Ответственность за нарушение земельного законодательства - ABCD42.RU

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области

25.07.2017 18:28 Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений Часть 2.

Управление Росреестра по Смоленской области осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением гражданами, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти требований земельного законодательства на территории Смоленской области. За нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность (ст. 7.1, ст. 7.34, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ). В перовой части мы рассмотрели нарушения требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

В данной статье мы рассмотрим нарушение требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Административное наказание по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно пунктам 2 — 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Кроме того, необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее — Приказ № 39) установлены виды разрешенного использования.

Согласно п. 2.7.1 Приказ № 39 в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Вместе с тем, изменение функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате налоговых платежей, а также налоговая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, согласно налоговому законодательству и является налоговой базой для исчисления земельного налога. Таким образом, использование земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования влечет за собой искажения при начислении земельного налога.

Например. Если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке у Вас должен стоять жилой дом и использовать земельный участок Вы можете только под ИЖС, то есть: под строительство жилого дома и обслуживание этого дома. А если Вы на данном земельном участке построили автомойку или магазин или используете свой жилой дом под автомойку или магазин, то используете Вы свой земельный участок не по целевому назначению и нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Что нужно сделать, чтобы не допустить данное нарушение:

— Используйте участок в соответствии с целевым назначением.

— Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.

— Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Данные действия позволят избежать нарушения земельного законодательства и вы не будет привлечены к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций.

Заранее и заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.

Памятка правообладателю земельного участка для самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства (самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка в отсутствие прав, предусмотренных законодательством)

Приобретая земельный участок, собственник, арендатор, землепользователь становится обладателем широкого круга обязанностей в отношении такого земельного участка. Не лишним будет отметить, что за нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность. К компетенции Управления Росреестра по Калининградской области относится возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3, 4 статьи 8.8 КоАП РФ. Штрафы за нарушение требований земельного законодательства на сегодняшний день достаточно серьезные – минимально пять тысяч рублей для граждан за самовольное занятие земельного участка и двадцать тысяч – за неиспользование земельного участка.

В данной памятке мы предложим перечень основных вопросов, ответив на которые правообладатель земельного участка с легкостью сможет определить для себя, есть ли у него причины для беспокойства и принятия оперативных мер по устранению нарушений во избежание применения к нему мер административного воздействия.

Итак, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка в отсутствие прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – самое распространенное нарушение, выявляемое государственными инспекторами по использованию охране земель (приблизительно 60% от общего количества нарушений земельного законодательства).

Административная ответственность за данный вид нарушений предусмотрен статьей 7.1 КоАП РФ. Административные штрафы по данной статье внушительные: для граждане минимальный размер штрафа составляет пять тысяч рублей, для юридических лиц – сто тысяч рублей. Индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Полезно знать, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю – это недвижимая вещь. Законодательство дает следующее определение земельного участка: это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка и т.п.

Собственник, арендатор, землепользователь обязаны использовать земельные участки строго в отведенных в установленном порядке границах.

Зачастую нарушения в виде самовольного занятия земельного участка допускаются в результате строительства или проведения таких работ, как облагораживание и огораживание территории. Также земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками и ограждением, которые находятся за границами участка.

Каждому землепользователю нужно знать, что права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». При отсутствии документов на земельный участок или часть земельного участка, используемого Вами, можно говорить о признаках использования указанной территории без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение и др.), что также является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

При этом ответственность по статье 7.1 КоАП РФ наступает как за активные действия, направленные на незаконное завладение или, иными словами, «занятие», «захват» земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством прав.

Чтобы не допустить данное нарушение каждому лицу, так или иначе использующему земельный участок, нужно ответить для себя на несколько несложных вопросов:

1. Имеются ли у Вас документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком?

2. Зарегистрированы ли права на земельный участок в установленном порядке?

3. Используете ли Вы земельный участок в установленных границах? Соответствует ли используемая Вами фактически площадь территории площади земельного участка, указанной в правоустаналивающем документе? Расположены ли все, используемые Вами постройки и ограждение, а также строительные материалы, дрова и другое движимое имущество в границах земельного участка?

ЗАПОМНИТЕ, ЗЕМЛЯ «НИЧЬЕЙ» НЕ БЫВАЕТ! Все земли, не предоставленные в установленном порядке на каком-либо праве, являются государственными. Земельный участок следует использовать в границах, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Складировать привезенные Вами строительные материалы, песок, дрова нужно в границах отведенного Вам земельного участка, а не на свободной территории, и тем более не на территории соседнего земельного участка. Выявить несоответствие в части использования земельного участка вне границ, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, возможно путем изучения находящихся на руках землеустроительных дел и межевых планов, а также выноса границ земельного участка с привлечением кадастрового инженера.

Читайте также  Таможенные сборы за таможенное сопровождение, применение, ставки

Положительный ответ на перечисленные вопросы позволит избежать спорных ситуаций с правообладателями смежных земельных участков и серьезных штрафных санкций за нарушение земельного законодательства.

Управление Росреестра по Калининградской области призывает всех собственников, арендаторов, землепользователей земельных участков заблаговременно принять меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства, не дожидаясь визита государственного инспектора.

Черняховский отдел Управления Росреестра по Калининградской области

За нарушение земельного законодательства физическими и юридическими лицами предусмотрена административная ответственность

В рамках деятельности осуществлению муниципального земельного контроля администрацией района проводятся проверки по соблюдению земельного законодательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Администрации Алтайского края от 02.09.2015 №349 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Алтайского края», решением Барнаульской городской Думы от 09.06.2006 №365 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля» постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 28.03.2016 №187 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля».

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми

План проверок ежегодно публикуется на сайте города Барнаула в соответствующем разделе сайта.

Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является поступление в администрацию района обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О проведении проверки физические или юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются районной администрацией не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В рамках муниципального земельного контроля проверяется:

1) обеспечение соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

2) обеспечение использования земельных участков по целевому назначению;

3) выполнение иных требований земельного законодательства.

Информация по границам отведенного земельного участка, а так же его целевому назначению можно получить в Управлении Росреестра по Алтайскому краю либо в сети интернет на информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта» URL: http://pkk5.rosreestr.ru/

Ответственность за нарушение земельного законодательства.

При выявлении факта самовольного занятия земельных участков, использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов или использования земельных участков не по их целевому назначению материалы проверки направляются в Управление Росреестра по Алтайскому краю для привлечения лиц совершивших правонарушение к административной ответственности. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях:

1) ст. 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2) ст. 8.8. КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Так, в случае размещения ограждения, хозяйственных построек или сооружений за границами отведенного земельного участка, с занятием территорий общего пользования, государственных не разграниченных территорий или использования земельного участка без прав на него это будет являться нарушением ст. 7.1. КоАП РФ. В случае, если земельный участок, например, предназначен для эксплуатации жилого дома, но по факту на данном земельном участке размещено здание магазина, то это будет нарушением ст. 8.8. КоАП РФ.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок соблюдения земельного законодательства, а также порядок их защиты предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в ст. 21 данного закона установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Ответственность за нарушения земельного законодательства: как быть законопослушным землевладельцем?

Самое распространенное нарушение это самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Доля таких нарушений составляет 75 % от общего числа выявляемых Управлением Росреестра по Вологодской области нарушений требований земельного законодательства.

Практика проведения мероприятий по государственному земельному надзору показывает, что самовольное занятие земельных участков чаще всего происходит во время строительства или при ограждении территории. Граждане зачастую не соблюдают границы земельных участков, устанавливают заборы либо строения на территории чужих земельных участков.

Кроме того, приобретая земельный участок, правообладателю следует удостовериться в возможности желаемого целевого использования участка, а также в том, что ограждения, здания и сооружения расположены в установленных границах. Становясь собственником земельного участка, лицо автоматически приобретает не только права, но и обязанности использовать земельный участок в установленных границах.

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка статьей 7.1 КоАП РФ установлены штрафные санкции в размере не менее 5 тысяч рублей для граждан и не менее 100 тысяч рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также штраф может быть рассчитан с учетом кадастровой стоимости земельного участка (при наличии) и его размер может составлять значительно выше фиксированной суммы, определенной санкцией данной статьи.

Помимо штрафа в адрес лица, допустившего правонарушение, выдается предписание, которым устанавливается срок, в течение которого нарушение должно быть устранено. По истечении этого срока инспекторами проводится дополнительная проверка. В случае неисполнения в установленный срок предписания к нарушителю применяются меры административного воздействия в виде привлечения к административной ответственности. Кроме этого, такому лицу выдается новое предписание с установлением нового срока для устранения.

Следует взять на заметку, что фактическое использование земельного участка должно подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами на землю.

Граждане зачастую не замечают, что самовольно увеличили свой земельный участок, однако аргументы о незнании не избавляют от ответственности перед законом. Следует понимать, что земля не может быть «ничьей», поэтому прежде чем занять какой-либо участок, что-то построить, нужно в установленном законом порядке оформить свое право на владение им. Можно обратиться в орган местного самоуправления, либо урегулировать спорные вопросы с соседями.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о границах повышает защиту имущественных прав и помогает избежать проблем из-за возможных земельных споров. Информацию о наличии или отсутствии сведений о границах земельных участков можно увидеть на общедоступном Интернет-ресурсе — публичной кадастровой карте (http://pkk5.rosreestr.ru), либо запросив выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.

Читайте также  Экскурсионные программы для туристских маршрутов

Другое частое правонарушение — несоответствие использования земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видам разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. Правообладатели земельных участков зачастую не обращают внимания на вид разрешенного использования участка, полагая, что это их собственность, и они как владельцы могут совершать с ним любые действия. Однако такое мнение может повлечь нарушение требований земельного законодательства.

Минимальный штраф за такие нарушения для граждан составляет 10 тысяч рублей, для юридических лиц — 100 тысяч рублей.

Следует обратить внимание, что собственник имеет право изменить вид разрешенного использования земельного участка. Для уточнения, какие виды использования предусмотрены правилами землепользования и застройки в территориальной зоне, в которой расположен данный земельный участок, которые, как правило, размещены на официальном сайте органа местно самоуправления, а также данные сведения можно получить при обращении в соответствующие органы местного самоуправления. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Еще одна категория нарушений это неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства в течение установленного законом срока. Признаками такого нарушения являются отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ.

За данное нарушение также установлена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа по указанному нарушению может составить для граждан не менее 20 тысяч рублей, а для юридических лиц не менее 400 тысяч рублей. Кроме того, штраф за данное правонарушение может быть рассчитан с учетом кадастровой стоимости земельного участка и может быть значительно больше указанных размеров.

Чтобы оградить себя от привлечения к административной ответственности в виде значительных штрафных санкций, рекомендуем землевладельцам и землепользователям принять меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.

Пресс-служба Управления Росреестра
по Вологодской области

Понятие и основания юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 915 раз

Библиографическое описание:

Пиров, К. Р. Понятие и основания юридической ответственности за нарушение земельного законодательства / К. Р. Пиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64070/ (дата обращения: 16.09.2021).

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы применения юридической ответственности в виде уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Анализируются основные условия привлечения к ответственности за земельные правонарушения.

Ключевые слова: земельное законодательство, нарушение земельного законодательства, юридическая ответственность, земельные правонарушения.

This article discusses current issues of the application of legal liability in the form of criminal, administrative and civil liability for violation of land legislation. The main conditions for bringing to responsibility for land violations are analyzed.

Keywords: land legislation, violation of land legislation, legal liability, land offenses.

Институт юридической ответственности в сфере земельного законодательства является совокупностью однородных правовых норм, регулирующих меры государственного принуждения.

Актуальность проблем юридической ответственности в земельных отношениях связана с современным состоянием развития рыночных отношений в РФ, тенденциями развития науки и техники, а так же всевозрастающего количества деградированных, загрязненных и подвергшихся другим негативным процессам земель в результате их использования с нарушением установленных требований законодательства.

Основой нормативной базы в сфере юридической ответственности в области земельных отношений остаётся Конституция РФ, придающая в важное значение земле как особо значимому объекту конституционно-правового регулирования [1]. Институт юридической ответственности является достаточно развитым в земельном праве, он формализован и урегулирован главой XIII Земельного Кодекса РФ [2] и иными нормами, содержащиеся в данном кодифицированном нормативно-правовом акте, являющимся основным специальным законом, регулирующим земельные отношения в нашем государстве.

Земельный кодекс Российской Федерации в указанной главе устанавливает возможность применения к нарушителям норм об охране земель мер гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Как указывает Е. А. Галиновская, выделение различных видов ответственности проводится в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, а так же от размера причиненного вреда землям, их правообладателям и других обстоятельств [9]. Указанные виды юридической ответственности за нарушение норм земельного законодательства имеют свои особенности и различаются по определенным критериям друг от друга.

Уголовная ответственность является наиболее суровым видом ответственности, применяемой за нарушение земельного законодательства. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение преступления, которые поименованы в Уголовном кодексе РФ: порча земли, незаконные сделки с недвижимым имуществом.

Анализируя норму статьи 254 Уголовного кодекса РФ «Порча земли» прослеживаем, что объективная потребность в ее применении многоаспектна. Перечень примерных ситуаций может быть весьма широким. Земля подвергается загрязнению тяжелыми металлами, нефтью, отравляется свалками, сточными водами. Все эти явления обязывают выявлять факты поведения, которыми они создаются, и подвергать их уголовно-правовой оценке. Г. Хлупина и Н. Качина отмечают, что уголовно-правовая норма за порчу земли является одной из самых сложных по конструкции [11].

Возможность привлечения к уголовной ответственности за порчу земли преследует цель-охрана земли как самого ценного и важного достояния всех жителей России, как средства производства, необходимого для функционального обеспечения всех отраслей хозяйства путем защиты ее от значительного ухудшения состояния земель вследствие нарушения правил осуществления хозяйственной или иной деятельности. Необходимо заметить, что за порчу земли предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность. В целом можно сказать о важности уголовной ответственности за нарушения земельного законодательства, так как охрана земель является одной из главных функций любого государства. Сохранение земли и почвы необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности и обеспечения продуктами населения государства. Негативное воздействие на земли может привести к серьёзным последствиям в будущем. Бесспорно, применение мер уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства необходимо ввиду противоправного характера нарушений относительно большого числа граждан, вплоть до угрозы жизни и здоровью жителям РФ.

Как нами уже указано в настоящее время за правонарушения в области земельного законодательства кроме уголовного вида ответственности установлены следующие виды ответственности: административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая. Рассмотрим далее условия наступление гражданскоправовой ответственности за земельные правонарушения. Гражданско-правовая ответственность представляет собой совокупность принудительных мер, применяемых к лицу, совершившему противоправное деяние. Данный вид ответственности носит имущественный характер, следовательно, предусматривает возмещение убытков пострадавшей стороне за причинённый вред.

Ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами гражданского и земельного законодательства. Меры гражданско-правовой ответственности применяются к физическим и юридическим лицам в случае нарушения ими положений Земельного кодекса РФ, в частности, причинения вреда земле как природному объекту, природному ресурсу, элементу окружающей среды, а также правам и законным интересам граждан, являющихся собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и пользователями сервитута. Основания возникновения ответственности регулируются:

1) договором или соглашением о временном предоставлении земельного участка:

а) между собственником и лицом, временно занимающим земельный участок по условию договора;

б) между землепользователем и лицом, временно занимающим земельный участок по условию договора;

2) актом органа государственной власти или органа местного самоуправления;

3) соглашением о сервитуте;

4) решением суда.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие нормы ответственности за нарушения земельного законодательства:

1) изъятие земельного участка ввиду использования его не по целевому назначению;

2) изъятие земельного участка из-за использования его с нарушением законодательства;

3) прекращение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка [3].

Административная ответственность является самым распространенным видом ответственности по привлечению субъектов земельных отношений за нарушение норм земельного законодательства. Так за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность в виде штрафа. По общему правилу его размер зависит от кадастровой стоимости и устанавливается в процентах от нее. При этом, если земли сельхозназначения либо земли, предоставленные для строительства (а также садоводства и огородничества), не используются в этих целях, штрафы взимаются в повышенных размерах.

Кроме ответственности, нецелевое использование участка может повлечь и другие неблагоприятные последствия, например прекращение прав на него, отказ в выдаче разрешения на строительство. Обратим внимание на следующие случаи, в которых возможно привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ [4], которые подтверждены актуальной судебной практикой:

1) нецелевая деятельность ведется в здании, расположенном на земельном участке, и не соответствует разрешенному использованию земельного участка. Например, если земельный участок предоставлен:

– для производственных целей, а по факту на нем расположено здание с вывеской «Хозтовары Муравей», где продают хозяйственные товары (Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 14-АД17–6 [5]);

– для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений производственной площадки, а используется для размещения и обслуживания торгового центра (Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 43-АД16–6 [6]);

2) нецелевая деятельность ведется только на части земельного участка. Использование части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием влечет нарушение режима использования земельного участка. Такой вывод подтверждается в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 31-АД16–3 [7];

3) к ответственности привлекается то лицо, которое использует земельный участок не по целевому назначению, например арендатор (и в том случае, если договор аренды не заключен) (Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18–3 [8]).

Таким образом, анализируя нормы ответственности за нарушение земельного законодательства и рассматривая основания привлечения к ответственности можно сделать вывод, что юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства — сложнейшая правовая категория, под которой можно понимать меры государственного принуждения, выраженные в виде отрицательных последствий для субъекта земельных правоотношений, который нарушает земельное законодательство, наступающих в виде ограничений личного или имущественного порядка.

При этом стоит отметить, что общепринятого понятия юридической ответственности в сфере земельных правоотношений не имеется. Мнения правоведов различны и разделены на несколько групп, в одних придерживаются позиции, что юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства — это применение уполномоченным органом или должностным лицом к правонарушителю установленных законодательством мер правового воздействия за противоправное поведение, запрещённое правовыми нормами, в других — обязанность правонарушителя претерпеть определенные отрицательные правовые последствия за совершённое противоправное деяние, в связи с этим, определяя сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, следует учитывать различные подходы к рассмотрению её содержания, которые приводят к различному пониманию этой разноплановой и неоднозначной правовой категории [10].

Читайте также  Система обязательного медицинского страхования в РФ

Таким образом, законодательство РФ о юридической ответственности в сфере земельных отношений нуждается в дальнейшем эволюционном развитии и изучении, что и является гарантией преодоления актуальных проблем юридической ответственности в сфере земельных отношений, преодоления и устранения пробелов в национальном праве и законодательстве.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2014. № 31. Ст. 4398.

2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001 г. N 44. Ст. 4147.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

5 Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 14-АД17–6 // СПС КонсультантПлюс.

6 Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 43-АД16–6 // СПС КонсультантПлюс

7 Постановление Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 31-АД16–3// СПС КонсультантПлюс.

8 Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18–3// СПС КонсультантПлюс.

9 Галиновская Е. А. Проблемы эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: материалы VII Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2013. С. 218.

10 Коряковцев Ю. Н., Николаева Л. Д. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства. Экологическое право. Общая часть: курс лекций / под науч. ред. И. А. Соболя. СПб.: Знание, 2009. С. 171–175.

11 Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. 2010. № 1. С. 51–52.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: