Педагогическая теория Н.К.Крупской - ABCD42.RU

Педагогическая теория Н.К.Крупской

Педагогическое наследие Н.К.Крупской
статья на тему

Наше педагогическое наследие в творчестве и работах Н.К.Крупской , которая была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в СССР.Творчество Н.К.Крупской очень многогранно по своей тематике. Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества и политикой партии. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли значения и в наши дни

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskoe_nasledie_n.k.krupskoy.docx 24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Соплина

СПБ ГБОУ СПО «Петровский колледж», г. Санкт-Петербург

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.К.КРУПСКОЙ

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), крупный государственный и партийный деятель, была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в СССР.

На протяжении всей своей общественно-педагогической деятельности Н. К. Крупская возвращалась к вопросу о целях и задачах воспитания и об особой роли школы в этом процессе. Уже в первые годы становления новой власти она выступала против трактовки сущности воспитания буржуазными педагогами. Она говорила об обусловленности воспитания общественными отношениями, о коренном различии тех целей, которые выдвигает перед школой буржуазия и пролетариат. Она убедительно доказывала, что новая школа должна удовлетворять потребности нарождающегося социалистического государства, быть тесно связанной с советской действительностью, со строительством новой жизни. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание нового мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью.

В формировании личности ребенка Надежда Константиновна отводила большую роль социальной среде, считала очень важным активное участие детей в доступных для них формах в социалистическом строительстве. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. «Воспитывать,- писала она,- значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека»[2.стр.83]. Н. К. Крупская утверждала, что в новых социалистических условиях общественная среда и воспитание должны действовать в одном направлении. В школе, тесно связанной с жизнью, она видела «главное орудие воспитания». Она считала, что целью школы должно быть «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни»[2, стр.11].

Н. К. Крупская полагала, что с самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе коллективизма. «Наша воспитательная работа,- неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,— должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка»[1.стр.10]. В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации. При этом особую роль Крупская уделяла вопросам самоуправления школьников. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Надежда Константиновна считала, что школьное самоуправление учащихся должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

Важную роль Надежда Константиновна отводила участию детей и подростков в общественно полезной работе и трудовому воспитанию. Она полагала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества. Очень важно, подчеркивала Н. К. Крупская, чтобы в процессе труда школьники имели возможность обогатиться новыми знаниями или применить ранее ими приобретенные. Большое значение Надежда Константиновна придавала тому, чтобы труд детей имел определенную общественную ценность, а не сводился к упражнениям в «трудовом чистописании». Она считала, что школьникам должна быть ясна цель выполняемых ими трудовых заданий и полезность их результатов и только в этом случае труд возбудит у них интерес.

Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. В многочисленных статьях и выступлениях, посвященных пионерскому движению, Надежда Константиновна раскрыла и теоретически обосновала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Она подчеркивала, что правильно организованное участие пионеров в разнообразной общественно полезной практической деятельности предполагает развитие их инициативы и самодеятельности, способствует углублению их знаний, повышению интереса к школьным занятиям, формированию коммунистической нравственности, а также их физическому и эстетическому развитию. Глубоко веря в силы и возможности самих детей, Надежда Константиновна настойчиво рекомендовала взрослым руководить пионерской организацией умно и тактично, не допуская мелочной опеки. Пионерская работа, говорила Крупская, должна быть всегда идейно направленной, разнообразной по содержанию, яркой, красочной, увлекательной по форме. Она призывала бороться со скучными, шаблонными приемами, имеющими порой место в деятельности пионерской организации. Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи[1, стр.379-391].

Мать — «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню; можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях; и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку»[5, стр.37]. Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.

Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава детского сада, программы детского сада, которая по ее инициативе была озаглавлена «Руководство для воспитателя детского сада». Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Н. К. Крупская в то же время всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Надежда Константиновна считала, что главная цель советских детских садов, так же как и советской школы,- всестороннее развитие детей. Важную роль Н. К. Крупская отводила физическому воспитанию дошкольников, в котором она видела необходимое условие воспитания здорового поколения. Особенно серьезной задачей детского сада Надежда Константиновна считала правильное осуществление в нем нравственного воспитания детей. Она полагала, что у детей с ранних лет необходимо воспитывать чувство товарищества, дружбы, воспитывать у них волю и интерес в окружающей жизни, к труду и учебе. Н. К. Крупская усматривала основу нравственного воспитания в развитии у детей духа коллективизма. Она считала, что коллективные переживания детей, возникающие в процессе их совместной деятельности, оставляют след на всю жизнь. Эти коллективные переживания должны ассоциироваться у детей с рядом радостных эмоций. Поэтому очень важно, чтобы их совместная жизнь в детском саду была как можно полнее, радостнее и ярче. Большую роль в сплочении детского коллектива Н. К. Крупская придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что воспитание в коллективе не приводит к обезличиванию детей; оно, напротив, содействует расцвету личности, так как каждый ребенок, участвуя в общем деле, получает возможность развить присущие ему способности.

Одной из важнейших сторон воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Она говорила о необходимости расширять их кругозор в области познания природы и общественной жизни. Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе. Она полагала, что темы для рассказывания и чтения детям должны быть увязаны с их жизненным опытом и интересами, а само изложение — конкретным и образным.

Особого внимания в работах Крупской заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей. Главное, чего стоит ждать от этой системы, — стимулирование стремления и развитие умений педагога осмыслять, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности. При этом стоит специально учить педагогов не только методам организации индивидуальной деятельности детей, но и методам организации их социальной жизни.

Творчество Н.К.Крупской очень многогранно по своей тематике. Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества и политикой партии. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли значения и в наши дни.

  1. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.: Издательство академии педагогических наук, 1965. –С.379-391
  2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.2 Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР/Н.К.Крупская – М., 1958.- C.7-692
  3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.1 /Н.К.Крупская – М., 1958.
  4. Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Ф.С. Озерская. — М.: Просвещение, 1982.
  5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.5 /Н.К.Крупская – М., 1958.-С.37-45
  6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.4 /Н.К.Крупская – М., 1958.

Педагогическая теория Н.К.Крупской

Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. В 18-летнем возрасте она окончила с золотой медалью частную гимназию в Петербурге, а уже в 22 года стала учителем в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Нарвской Заставой. Пятилетний опыт работы был прерван арестом и ссылкой за революционную пропаганду. Позже, длительное время находясь в эмиграции, под влиянием марксистских идей Крупская сформировала собственное представление о необходимых изменениях в области образования, просвещения и воспитания. Помимо марксизма важным источником, повлиявшим на педагогические взгляды, воззрения и принципы Крупской, стал исторический и современный опыт зарубежной и отечественной педагогики. «Мы имеем богатейший опыт Запада, США, опыт дореволюционной России. Он должен быть глубже изучен и переработан», — говорила она. Переработка этого опыта через призму и под углом марксистско-ленинской теории, по мнению Крупской, заключалась в приоритете коллективного над индивидуальным, общественного над личным, в реализации принципов интернационализма и антирелигиозного воспитания, соединения обучения с производительным трудом, учёте особенностей детей разного возраста, создании детских и юношеских организаций.

После Октябрьской революции она стала работать в Народном комиссариате по просвещению: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Особую значимость влияния Надежды Константиновны определяло то, что она могла напрямую общаться с главой Советского правительства и своим супругом Владимиром Лениным. Педагогические поиски и новации первых лет после Октябрьской революции и 20-х годов ХХ века явились как бы продолжением строк пролетарского гимна «Интернационал»:

«Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим. »

Так произошло и со школой. Попытка максимально приблизить школу к трудовой деятельности, к производству, сделать её не «школой учёбы, а школой жизни» привела к запрету всех религиозных дисциплин, фактическому отказу от изучения истории и литературы (реально в рамках обществоведения изучалась история классовой борьбы, история революций и борьба с самодержавием), отказу от системы преподавания предметов. Заимствовали для школы американский метод проектов. Но если в Америке он был индивидуалистичным и повышал уровень знаний конкретного ученика, то в СССР он стал коллективным методом. Группа учеников, реализующих проект, оценивалась по ответу одного школьника, как правило, лучшего. Таким образом, объективности в оценивании остальных было мало. В нач. 1930-х годов от метода проектов отказались.

Крупская выступила за идею всеобщего образования, то есть доступного для детей из различных социальных слоёв (прежде всего из бедных семей); бесплатного образования; совместного обучения мальчиков и девочек; образования, связанного с разнообразным производительным трудом. Советская власть пришла к реализации этих идей постепенно: если в период разрухи в 1920-е годы допускалась оплата за обучение, то с 1930 года вводилось всеобщее и бесплатное обязательное начальное обучение, позже семилетнее. Правда, в 1940 году ввели платное обучение в старших классах школы, в средних и высших учебных заведениях, но в сер. 1950-х годов всё это было отменено.

Проблема с доступностью образования неожиданно вернулась к Крупской в 1920–1930-е годы: теперь школы и вузы не принимали детей дворян, кулаков, священников. Крупская осталась верна своим взглядам: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Пожалуй, не требует доказательств, что доступность советской школы стала фактом.

С производительным трудом получилось несколько сложнее. Крупская полагала, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». (В чём-то это напоминает современную систему российского образования, где возможно обучение на уровне СПО, бакалавриата и магистратуры по не связанным друг с другом направлениям подготовки). Однако позже она признала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это все было ошибкой». Так, уже в школьных аттестатах 1930-х годов редко можно увидеть предмет «трудовое обучение». Окончившие семилетку теперь шли в фабрично-заводские училища, которые готовили кадры для индустриализации. Кстати, в какой-то степени это явилось продолжением идеи Крупской об организации профессиональных курсов при фабриках и заводах для получения специальных знаний.

Выдвинула Крупская и тезис об организации бесплатного питания школьников, бесплатной раздачи учебных пособий и одежды. Старшее поколение прекрасно помнит и бесплатное обеспечение всех учебниками из школьной библиотеки, и достаточно бюджетное питание в школьных столовых. Да и сегодня ученики российских школ обеспечиваются учебниками бесплатно, а в начальной школе существуют бесплатные завтраки.

Крупская предложила также создать широкую систему яслей или материнских школ, чтобы все работающие матери могли туда отправлять малышей. Как известно, в годы Советской власти эта проблема была решена. Нетрудно угадать и в озвученной Крупской идее создания летних школ прообраз пионерских лагерей. Они должны были создаваться для укрепления здоровья детей и трудового обучения. В наши дни также пользуются большой популярностью не только оздоровительные лагеря, но и тематические смены для детей и подростков.

Крупская активно выступала за внедрение в педагогическую деятельность индивидуального подхода к ребёнку, за учёт его особенностей, поощрение талантов. В этом плане она показала серьёзное знание основ возрастной психологии. «Уметь будить в ребятах новые интересы, растить всесторонне развитых людей», знать возрастные особенности восприятия и мышления ребёнка, учитывать слабые и сильные стороны ученика, уважать его труд, учёбу, убеждения, быть примером, не допускать шаблона и уравниловки в подходе к детям, не задавать и не ставить непосильной задачи, которые «только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям», не сводить работу к нравоучениям, одёргиванию и морализаторству — таковы рекомендации Надежды Крупской, адресованные учителям, директорам школ, педагогам, активистам.

В плане воспитательной работы мы вполне справедливо называем Надежду Крупскую идеологом коллективизма, инициатором создания пионерской организации, внедрения школьного самоуправления. И сейчас ведётся спор на тему, а что важнее: «я» или «мы», коллективное или индивидуальное? Как показывает опыт, истина где-то посередине. Человек не может прожить без общества, а общество состоит из индивидуальностей. Крупская полагала, что жизнь в коллективе, конечно же, лучше. При этом Надежда Константиновна не отрицала и индивидуальность. «Индивидуальная работа вплетается в работу коллективную. Тот, кто не умеет индивидуально работать, будет плохим работником и в коллективе». Школа же должна научить умению «ставить себе общественные задачи», «разрешать их коллективно», «вовлекать в свой коллектив новые силы», «договариваться с другими коллективами». По сути, мы видим, что в процессе этой деятельности школьники будут приобретать опыт и навыки коммуникации.

Ставила Надежда Константиновна и вопрос о необходимости создания детских домов для занятости детей во внешкольное время. Мы и сейчас без труда можем догадаться, что речь идёт о современных центрах детского творчества, центрах молодёжи, которые в Советском Союзе именовались дворцами пионеров. В них работали кружки, студии, секции. Крупская не использовала термин «внешкольное образование», хотя реально такое образование стало формироваться в России во второй пол. ХIХ века. Однако она заложила основы внешкольной работы в государственном масштабе и на уровне государственной системы.

Вопросам школьного самоуправления и пионерского движения посвящено значительное количество работ Крупской. Она исходила из того, что «формы руководства не должны подавлять самостоятельности ребят», но сами ученики должны научиться подчиняться воле коллектива. Пионерские отряды изначально были при комсомольских ячейках фабрик, заводов, учреждений и лишь в 1930-е годы вошли в систему школы. Крупская считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию, но при этом «пионерская организация — это организация самих детей, а не для детей».

Да, у Крупской были ошибки, заблуждения, противоречия. Известна её оценка «Крокодила» Корнея Чуковского как «буржуазной мути». О сказке Александра Пушкина «О рыбаке и рыбке» она говорила: «Будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта». В этом состояла, по её мнению, скрытая мораль произведения, «мало имеющая общего с моралью коммунистической». Высказывала она и мысль о том, что в школе должна быть «сказка-правда». Мы вправе задуматься: а такое бывает?

Справедливости ради надо отметить, что Крупской никогда не отказывало здравомыслие. Она могла признать свою неправоту, ошибки, не замалчивала негативные моменты советской школы. В 1926 году Крупская говорила, что «массовая школа до черта бедна. Она работает нередко в две-три смены. Надо смотреть правде в глаза и учитывать нашу нищету». Надежда Константиновна отказалась от метода проектов и Дальтон-плана, которые оказались несостоятельными в советской школе с коллективными началами.

Отрицая, как индивидуально-ориентированную, методику Монтессори, Крупская считала, что её надо приспособить к нашим российским условиям, взять из неё рациональное зерно. Методика Монтессори очень популярна в системе дошкольного воспитания и образования современной России.

В 1929 году Надежда Крупская обратила внимание на такое явление, как рецидив, или возвращение неграмотности. Подобное стало возможным ввиду отсутствия постоянной работы ликвидационных пунктов по закреплению в дальнейшем знаний. А ведь ответственность в этом процессе лежала и на ней самой.

Борясь с религией, изгоняя её из школы, Крупская действовала не как воинствующий безбожник, а как материалист, понимая, что «естественные науки имеют громадное значение», а школа должна быть светской.

И, конечно же, она была человеком своей эпохи, своего времени. Практически все работы Надежды Константиновны пронизывают идеи марксизма-ленинизма, задачи построения коммунистического будущего, требования идейного содержания в обучении и воспитании. По её мнению, и содержание детских книг должно быть коммунистическим, и воспитывать нужно будущих коммунистов, и учебники должны соответствовать партийным установкам.

С конца 1920-х годов Крупскую назначают заместителем наркома просвещения РСФСР. Она теперь курирует библиотечную работу. А школа в большей степени начинает воплощать сталинский прагматизм и становится вновь «школой учёбы».

Время Крупской — это время революции, время ломки прежнего общественного строя. Вдумчиво подходя к процессу, она отмечала, что, «ломая старое, не умеют создать новое».

Роль Крупской в том, что она не побоялась рискнуть, искать новое, внедрить в жизнь то, о чём говорили многие, но так и не реализовали в масштабах страны, в масштабах всего общества и государства. А жизнь ярко показала, что из её наследия осталось в педагогике, а что нет.

Педагогическая теория Н.К.Крупской

ОТ РЕДАКЦИИ

Академия педагогических наук РСФСР приступает к изданию Педагогических сочинений Надежды Константиновны Крупской (1869–1939), выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, соратника В. И. Ленина, отдавшей всю свою жизнь служению делу партии, делу строительства советской культуры и просвещения.

В Педагогические сочинения войдут основные труды Н. К. Крупской по вопросам теории и истории педагогики, по вопросам строительства советской школы, опубликованные в разное время в печати, а также некоторые ранее не опубликованные материалы, извлеченные из архива.

Настоящее собрание педагогических сочинений Н. К. Крупской, издаваемое в десяти томах, не является полным собранием ее сочинений.

Педагогические произведения Н. К. Крупской расположены в следующем порядке.

Том I. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы (1899–1917 гг.).

Том II. Общие вопросы теории педагогики. Статьи и выступления по вопросам организации дела народного образования в СССР.

Том III. Учебно-воспитательная работа в школе и детских домах. Статьи об учителе.

Том IV. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения.

Том V. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа в школе. Внешкольная работа с

Том VI. Вопросы преддошкольного и дошкольного воспитания детей.

Том VII. Политико-просветительная работа.

Том VIII. Библиотечное дело. Организация работы клубов и изб-читален.

Том IX. Вопросы ликвидации неграмотности. Организация работы школ взрослых и самообразования.

В томе X будут опубликованы письма Н. К. Крупской по педагогическим вопросам и ее рецензии на педагогическую литературу.

Каждый том будет снабжен краткими примечаниями, указателем имен и предметно-тематическим указателем.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

МОЯ ЖИЗНЬ

Я родилась в 1869 г. Родители хотя и были дворяне по происхождению, но не было у них ни кола, ни двора, и когда они поженились, то бывало нередко так, что приходилось занимать двугривенный, чтобы купить еды.

Мать воспитывалась на казенный счет в институте, была круглой сиротой и прямо со школьной скамьи пошла в гувернантки.

У отца родители умерли рано, и он воспитывался в корпусе и военном училище, откуда вышел офицером. В те времена среди офицерства было много недовольных. Отец всегда очень много читал, не верил в бога, был знаком с социалистическим движением Запада. В доме у нас постоянно, пока был жив отец, бывали революционеры (сначала нигилисты, потом народники, потом народовольцы); насколько сам отец принимал участие в революционном движении, я судить не могу. Он умер, когда мне было 14 лет, а условия тогдашней революционной деятельности требовали строгой конспирации; революционеры о своей работе говорили поэтому мало. Когда шел разговор о революционной работе, меня обычно усылали что-нибудь купить в лавочке или давали какое-нибудь поручение. Все же разговоров революционных я наслушалась достаточно, и, конечно, сочувствие мое было на стороне революционеров.

Отец был очень горячий человек и, если видел какую-нибудь несправедливость, всегда вмешивался в дело. Когда он был еще совсем молодым офицером, ему пришлось участвовать в подавлении польского восстания, но усмиритель он был плохой, выпускал пленных поляков, помогал им бежать и вообще старался, чтобы побед царской армии над восставшими против невыносимого гнета русского царизма было меньше. По окончании военной кампании отец поступил в Военно-юридическую академию и, окончив ее, взял службу в Польше – место уездного начальника. Он считал, что в Польшу должны ехать служить честные люди. Когда он приехал в назначенный ему уезд, там делались всякие безобразия – евреев вытаскивали на площадь и под барабаны стригли им пейсы, полякам запрещали огораживать свое кладбище и гоняли туда свиней, которые разрывали могилы. Отец прекратил все эти безобразия. Он завел больницу, поставил ее образцово, преследовал взяточничество, чем заслужил ненависть жандармерии и русского чиновничества и любовь населения, особенно поляков и еврейской бедноты.

Вскоре на отца посыпались всякие анонимные доносы. Он был признан неблагонадежным, уволен без объяснения причин и предан суду (на него возвели 22 преступления: говорит по-польски, танцует мазурку, не зажжена была в царский день в канцелярии иллюминация, не ходит в церковь и т. д.) без права поступления на государственную службу. Дело тянулось десять лет, дошло до Сената, где отец уже накануне своей смерти был, наконец, оправдан.

Я рано выучилась ненавидеть национальный гнет, рано поняла, что евреи, поляки и другие народности ничуть не хуже русских, и потому я от всего сердца присоединилась, когда стала взрослой, к программе партии РКП, где говорилось о праве наций жить, управляться, как они хотят; признание права наций на самоопределение казалось мне очень правильным.

Я рано поняла, что такое самовластие царских чиновников, что такое произвол. Когда я выросла, я стала революционеркой, боровшейся против царского самодержавия.

Потеряв службу, отец брался за ту работу, которая попадалась: был страховым агентом, ревизором фабрики, вел судебные дела и т. п. Мы переезжали вечно из города в город, и мне пришлось видеть очень много людей всякого рода, наблюдать, как живут разные слои населения.

Мама часто рассказывала о том, как она жила в гувернантках у помещицы и вдоволь насмотрелась, как обращались помещики с крестьянами, какое это было зверье. И когда однажды мы поехали на лето (пока отец искал место) гостить к той помещице, у которой мама учила когда-то сыновей, я, несмотря на то, что мне было пять лет, скандалила, не хотела ни здороваться, ни прощаться, ни благодарить за обед, так что мама была рада-радешенька, когда за нами приехал отец и мы уехали из Русанова (так называлось имение помещицы). А когда мы ехали из Русанова в кибитке (дело было зимой), нас чуть не убили дорогой крестьяне, приняв за помещиков, избили ямщика и сулились спустить в прорубь.

Отец не винил крестьян, а потом в разговоре с матерью говорил о вековой ненависти крестьян к помещикам, о том, что помещики эту ненависть заслужили.

В Русанове я успела подружиться с деревенскими ребятами и бабами, меня ласкавшими. Я была на стороне крестьян. Слова отца запомнила на всю жизнь, и понятно, почему потом, будучи взрослой, я стояла за конфискацию помещичьих земель и передачу земли крестьянству.

Так же рано (мне было тогда шесть лет) я научилась ненавидеть фабрикантов. Отец служил ревизором в Угличе на фабрике Говарда и часто говорил о всех тех безобразиях, которые там делались, об эксплуатации рабочих и т. п. Я слушала.

А потом я играла с ребятами рабочих, и мы ладили из-за угла швырнуть комом снега в проходившего мимо управляющего.

Когда мне было 8 лет, мы жили в Киеве, – началась турецкая война. Я нагляделась на патриотический угар, наслушалась о зверстве турок, но я видела израненных пленных, играла с пленным турчонком и находила, что война – самое вредное дело.

Потом отец повел меня на выставку картин Верещагина, где было изображено, как штабные во главе с каким-то великим князем, в белых кителях, из безопасного местечка рассматривали в бинокль, как умирали солдаты в схватке с врагом. И хотя тогда я не умела еще все осознать, но потом, будучи уже взрослой, я была всем сердцем с армией, отказавшейся вести дальше империалистическую войну.

Презентация по педагогике на тему «Крупская Н.К..Педагогические идеи»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Крупская Надежда Константиновна 26.02.1869 – 27.02.1939

Надежда Константиновна Крупская родилась 14(26) февраля 1869 года, в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. Отец — поручик Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883), участвовал в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского восстания 1863 года. Мать — гувернантка Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915). БИОГРАФИЯ

Образование В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. Л. Л. Оболенской в Петербурге В 1889 году Н.К.Крупская поступила на математическое отделение Высших женских курсов в Петербурге, но проучилась там лишь год: она стала активным участником студенческого марксистского кружка, и это определило направление всей ее дальнейшей деятельности. Н.К. Крупская решила оставить курсы, чтобы более углубленно изучать марксизм и установить непосредственные связи с рабочими.

Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя гимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога.

В 1891 г. Н.К. Крупская поступила учительницей в вечерне-воскресную школу, расположенную на окраине Петербурга, за Невской заставой. В течение пяти лет наряду с преподаванием она занималась в «этой школе активной политической деятельностью. Некоторые её ученики: И.В. Бабушкин, Грибакин, братья Бодровы — посещали марксистский кружок, которым руководил В.И. Ленин, приехавший в Петербург в конце 1893 г. Н.К. Крупская учительница Смоленской вечерне-воскресной школы в Петербурге. 1890-е годы.

Педагогические взгляды 1. О воспитании нового человека: отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. 2. О воспитании коммунистической морали: ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств. 3. О содержании образования: задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. 4. О политехническом образовании и трудовом воспитании: В политехническом образовании Н.К. Крупская видела наиболее существенный признак социалистической школы, путь к соединению обучения с производительным трудом, средство сочетания теории с практикой и укрепления всесторонней связи школы с жизнью. 5. О пионерском движении: пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины.

Педагогические взгляды 6. О самоуправлении школьников: в педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. 7. О связи школы и семьи: воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания. 8.О дошкольном воспитании: только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие. 9.Как историк педагогики: Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского.

Н.К.Крупская требования к учителю 1. Знание учителем диалектических основ преподаваемой науки. 2. Умение передавать другим свои знания, умение показать предмет, явление, показать не вообще, а показать в нем самое существенное, важное, используя все средства современной техники. 3. Знание возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта.

Н.К.Крупская-идеолог большевитской реформы образования От учителя, по словам Н.К. Крупской, требуются не бесконечные нравоучения и сентенции, не рассказы о добродетельных мальчиках и девочках, о «примерных» пионерах, а умение помочь детям наладить дружную работу и игру, внимание к детским взглядам и переживаниям, уважение к их мнению и взглядам и повседневный хороший пример. Важно не опекать их излишне и в то же время не потворствовать им. Учителю необходимо много знать и уметь, чтобы оправдать это звание. Для этого нужно идти в ногу с жизнью и любить детей.

Воспитательная роль учителя 1. Может ли учитель, проповедующий «шкалу наказаний», иметь воспитательное влияние на ребят? Конечно, нет. 2. Важно умение помочь ребятам налаживать дружную игру и работу, дружную жизнь, важна помощь тем, кто послабее, важно внимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к их убеждениям, важен пример. 3. У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение. 4. Нам надо, чтобы школа действительно «учила жить», как этого требуют часто крестьяне, и притом надо, чтобы она учила жить по-новому, в тесной товарищеской спайке, чтобы она воспитывала добровольную дисциплину, умение сообща работать, воспитывала чуткость к чужой беде и горю.

Н.К.Крупская о взаимосвязи школы, семьи и общественности 1. Считала неправильным, когда женщина, отдавшись общественной деятельности, не уделяет должного внимания и заботы своей семьей детям. Мать — естественная воспитательница. 2. Подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и страстно возражала против утверждений об отмирании семьи при социализме. Семья — первичная ячейка общества. 3. Призывала педагогов и родителей учиться совместно, растить новых людей для нового общества; большое значение имеет физическое воспитание ребенка в семье; 4. Семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения. 5. Приучая детей к труду в семье, родители должны содействовать вовлечению детей в доступные им формы общественно полезной работы

Основные труды 1. «К вопросу о школьных судах» 1911 (о самоуправлении в школе) 2. «Народное образование и демократия» 1915. В ней изложена главная теоретическая идея Крупской о необходимости «трудового метода обучения», важности «производительного труда» в школе как экономически необходимого для страны. Эти постулаты станут базой для реализации программы большевиков в области реформы школы. 3. «О школьном самоуправлении» 1915. 4 «Дорога таланту» 1916. 5. «Дух времени» в немецкой народной школе» 1916. 6. «Положение о единой трудовой школе РСФСР». 1918 7. «Основные принципы единой трудовой школы». 1918 8. «Задачи школы 1 ступени» 1922. В ней Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно. 9. «Общественное воспитание» 1923. 10. «Детское самоуправление в школе» 1930. 11. Крупская Н.К. — Педагогические сочинения в десяти томах 1957-1963)

Крупская Н. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА (1869-1939), педагог, государственный и общественный деятель. Россия, СССР.
Педагогической деятельностью стала заниматься после окончания гимназии, в 1891-1896 гг. — учительница вечерне-воскресной школы для взрослых. Свою первую книгу — «Женщина-работница» (1901) написала в ссылке, которую отбывала с Лениным. В ней и последующих работах до 1917 г критиковала политику царизма в области образования, анализировала состояние школы, осуждала авторитарное воспитание, подавляющее личность учеников и доводящее гимназистов до самоубийств.
На педагогические взгляды КРУПСКАЯ сильнейшее влияние оказал марксизм в его большевистской интерпретации, многие годы жизни и работы с Лениным. Очевидно ее трагедия заключалась в необходимости постоянно соотносить свои профессиональные убеждения с обязательным подчинением партии, ее идеологии и дисциплине.
В эмиграции КРУПСКАЯ обратилась к истории зарубежной школы. В интересной в целом книге «народное образование и демократия» (1915-1917) раскрывала идеи Маркса и Энгельса о политехнизме, выступала за демократизацию школьного образования, одной из главных задач которой видела превращение «школы учебы в школу труда», рассматривала деятельность отдельных крупных педагогов прошлого. После 1917 года КРУПСКАЯ выступает прежде всего как организатор народного образования, а уже затем как педагог-теоретик. Работает на ответственных должностях в Наркомпросе, с 1929 года после смещения Луначарского — заместитель наркома. Активно участвовала в борьбе с неграмотностью, в становлении в первые годы советской власти демократической школы с ее выборностью, гласностью. Руководила созданием новых учебных планов, комплексных программ, содействовала творческому подъему в педагогике в 20-е г. Была одним из организаторов пионерского движения. Возможно, это лучшие годы в педагогической деятельности КРУПСКОЙ, хотя и тогда ей, одно время руководившей политическим просвещением, приходилось приводить в жизнь жесткие партийные решения по вопросам социальной политики и идеологии в образовании.
С конца 20-х гг. в образовании, школе, педагогике, как и в стране в целом, начинаются крутые перемены, отношение к которым у КРУПСКОЙ неоднозначно. Она участвует в педагогических дискуссиях, похожих на полемику непримиримых врагов, о будущем школы, но в своих выступлениях и полемике сдержана. Не выступает в открытой печати, но пишет много писем в ЦК партии, возражая против проходящих антидемократических изменениях в школе, отказа от идеи «школы труда», превращение ее в худший вариант дореволюционной гимназии. На партконференции в Баумановском районе Москвы ей укажут, что она «отстала от времени». КРУПСКАЯ тяжело переживала трагические события 30-х гг., репрессии среди старых партийцев, педагогов, своих сотрудников. Написала много писем в их защиту, большинство которых осталось без внимания. Продолжала много работать. В январе 1939 г., за год до смерти написала 20 статей, ответила на 200 писем, провела 12 заседаний и т.д. Ее называли душой Наркомпроса.
После смерти КРУПСКУЮ возвели в ранг первого советского педагога-классика. Вряд ли ее педагогические труды соответствуют такой оценке. Они больше связаны с организаторской деятельностью КРУПСКОЙ, но несомненно отражают ее озабоченность положением дел в народном просвещении, школе. В своих работах КРУПСКАЯ обращалась к широкому кругу педагогических проблем, одновременно раскрывала и их социальный характер: цель и содержание коммунистического воспитания, трудовое воспитание и обучение школьников, вопросы коллективизма, методика преподавания отдельных предметов, семейное воспитание и положение женщины-матери и работницы, теория и практика пионерского движения, подготовка учительских кадров.
Педагог и сегодня найдет в трудах КРУПСКОЙ интересные мысли и рекомендации. Вместе с тем они и поучительны, поскольку передают атмосферу 20-30-х гг., сложившуюся в стране, в педагогической науке и образовании.

К вопросу о социалистической школе

Рабочее и крестьянское правительство, соблюдающее интересы народных масс, должно сломать классовый характер школы, должно сделать школу на всех ее ступенях доступной для всех слоев населения, но сделать это не на словах, а на деле. Образование будет оставаться классовой привилегией буржуазии до тех пор, пока не изменятся цели школы. Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь. Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью.
Какова же должна быть школа, чтобы быть в состоянии сформировать таких людей?
Во-первых, школа должна сделать все возможное, чтобы укрепить здоровье и силы подрастающего поколения: она должна обеспечить детям здоровое питание, здоровый сон, удобную и теплую одежду, гигиенический уход за телом, свежий, чистый воздух, достаточное количество движения. Все это господствующие классы обеспечивают своим детям, но необходимо, чтобы все это было обеспечено всем детям, без различия имущественного положения их родителей. Летом школа должна переноситься в деревню. Школа должна с самого раннего детства укреплять и развивать внешние чувства: зрение, слух, осязание и пр., так как это те органы, при помощи которых человек познает внешний мир. От их остроты, совершенства, развития зависит сила и разнообразие восприятии. Педагоги, особенно Фребель, давным-давно указывали на то, что необходимо с самых ранних лет давать детям достаточное количество слуховых, зрительных, мускульных и других впечатлений, систематизировать их, давать ребенку возможность постоянно упражнять свои внешние чувства. Очень рано ребенок стремится наблюдать. Надо, научить его это делать. Система игрушек Монтессори и направлена к тому, чтобы не словами, а подбором игрушек приучить самых маленьких детей к наблюдению и упражнению своих внешних чувств. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Искусство и язык являются могучим орудием сближения между людьми, средствами понять и самого себя и других.
Домашняя обстановка большинства населения не такова, чтобы она могла способствовать развитию внешних чувств ребенка и детскому творчеству. Потому необходимо такое количество детских садов, чтобы оно могло вместить всех детей. Эти детские сады должны быть устроены так, чтобы был дан простор индивидуальности каждого ребенка, они не должны быть казармами для малюток, которых заставляют маршировать по звонку, делать движения по указаниям учительницы, «обезьянничать», как выразилась одна французская работница на вопрос, чему учат детей в материнской школе. При буржуазном строе детские сады для детей рабочих очень часто вырождаются в такие казармы, но им не место в социалистическом строе.
Когда ребенок научается выражать свои мысли или чувства, он заинтересовывается выражением чужих мыслей и чувств. В этот период развития (приблизительно от 7-ми до 12-ти лет, хотя индивидуальные колебания могут быть очень велики) самый интересный предмет для ребенка — это другой человек. В этот период развития очень сильна подражательность, которая часто есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться общественные инстинкты, и человеческая жизнь и человеческие отношения делаются центром его внимания. Школа должна укрепить и углубить проснувшиеся общественные инстинкты ребенка, раскрыть перед ним, что труд лежит в основе человеческого общежития, научить его радости творческого производительного труда, дать ему почувствовать себя частью общежития, полезным его членом. Повышенная подражательность облегчает приобретение разнообразных трудовых навыков, надо их дать ребенку, научить работе. Чрезвычайно важно, чтобы работа носила коллективный характер, так как это способствует выработке уменья сообща работать и жить. Работа дает правильную оценку своих сил, предохраняя и от переоценки и от недооценки их. Совместная работа, общие игры со сверстниками, участие, в различной форме, в труде и жизни взрослых дает богатый материал для выработки у ребенка общественной этики.
В этот период развития ребенка школа, продолжая работу детского сада, должна помогать выливаться непосредственному стремлению ребенка к творчеству в форму производительного, нужного другим труда. Она должна дать общие трудовые навыки, дать возможность широко наблюдать общественные отношения, дать возможность научиться жить с другими, помогая друг другу, переживая сообща многие впечатления. Период от 7 до 12 лет соответствует тому периоду, когда дети посещают начальную школу. Но что давала она им? Уменье писать, читать, считать, усвоение ряда чуждых, механически усваиваемых идей. Она не давала привычки к труду, не давала детям ни материала для труда, ни нужных указаний, ни времени. Современная школа — школа учебы, а не школа труда. Современная школа заглушает общественные инстинкты детей, а не развивает их, не обращая никакого внимания на игры детей, на их коллективную работу, на участие их в труде и жизни взрослых. Школа отрывает детей от жизни, от взрослых, суживая поле их наблюдения. Она отучает детей от организации, вмешиваясь в каждый их шаг. Начальная школа, общая, конечно, для всех, должна носить, главным образом, практический характер, широко применять трудовой принцип и укреплять общественные инстинкты.
Вторая ступень школы падает на возраст, когда идет самоуглубление, переработка, систематизация приобретенных впечатлений. Это период изучения. Юноша или девушка изучают самих себя, общество, различные отрасли знаний и умений. Тут особенно сильно работает критическая мысль. В этот период формируется человек. Чрезвычайно важно, чтобы к этому времени у учащегося был достаточный запас впечатлений и фактов. Эти факты располагаются им в известную перспективу, является запрос на всестороннее их освещение, это — период выработки мировоззрения. Это — период, когда учащимся особенно важно дать метод, дать путеводную нить для организации приобретенных знаний. Это — года, когда у учащихся замечается некоторое ослабление воли, складывающаяся окончательно индивидуальность уходит от себя, внешняя жизнь его идет по заведенному порядку. Чрезвычайно важно, чтобы к этому времени юношей или девушкой были приобретены прочные привычки к труду и общественной жизни. На этот период, когда творческое выражение своего «я» несколько ослабевает, должно падать овладение самим механизмом труда в различных областях производства.
Средняя школа, охватывающая эти годы школьной жизни, в настоящее время совершенно не обращает внимания на индивидуальность учащегося, на необходимость самостоятельной переработки им приобретенного опыта. Производительный труд, развитие общественных инстинктов играют в современной средней школе совершенно ничтожную роль, в ней царит та же учеба, что и в начальной, то же подавление индивидуальности, та же книжность, та же оторванность от общественной жизни.
Высшая школа преследует уже специализацию, поэтому по сути дела она не может быть всеобщей, и мы тут не будем ее касаться.
Итак, детский сад, начальная школа и средняя школа — все это тесно связанные между собою звенья общего развития. Самое главное, чем должна отличаться социалистическая школа от теперешней, — это тем, что для нее единственная цель, — возможно полным, всесторонним развитием учащегося; она не должна подавлять его индивидуальности, а лишь помогать ей формироваться. Социалистическая школа — школа свободная, где нет места дрессировке, муштре, зубрежке.
Но, помогая формировке индивидуальности, школа должна подготовить учащегося к тому, чтобы он умел выявить эту индивидуальность в общеполезном труде. И потому второй особенностью социалистической школы должно быть широкое развитие детского производительного труда. (. )

Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах.
Т. 2. Общие вопросы педагогики.
Организация народного образования в СССР.
— М., 1958.- С. 10-15.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: