Переговоры как способ разрешения конфликтов - ABCD42.RU

Переговоры как способ разрешения конфликтов

Как управлять конфликтами и разрешать их

Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие

Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.

Чем полезен конфликт

Разрешение противоречий

Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.

Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.

Глубина отношений

Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.

Ясность

Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.

Поддержка

Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.

Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.

Как вести себя во время конфликта

Сотрудничество

Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.

Компромисс

В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.

Уклонение

Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.

Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:

Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.

Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.

Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.

Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.

Приспособление

Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.

Этот стиль эффективен в двух случаях:

😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.

Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.

😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.

Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.

В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.

Правила разрешения любого конфликта

Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»

За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.

  • Стремитесь к пониманию точки зрения другого
  • Признавайте свои ошибки, чтобы оппонент чувствовал: вы готовы сотрудничать
  • Сохраняйте спокойствие и помогите успокоиться другой стороне
  • Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личных качествах участников
  • Создайте атмосферу доверия через общение и обмен информацией
  • Проявляйте симпатию, выслушивайте с уважением мнение другой стороны

Техники разрешения конфликта

Я-высказывание

Состоит из трёх частей:

  1. Описание ситуации, которая вызывает негативные чувства. «Когда вы берёте мои вещи без разрешения…»
  2. Описание чувств, вызванных ситуацией. «…у меня возникает чувство, что со мной не считаются».
  3. Описание, чего бы вам хотелось. «Я бы хотел, чтобы вы всегда спрашивали разрешения».

Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.

Постепенное снижение напряжённости

Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.

Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.

Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.

Посредник

Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Как разрешить конфликт

Существует несколько способов разрешения конфликтной ситуации. Каким из них воспользоваться зависит от сложности, интенсивности, длительности конфликта, от настроения сторон. Психолог Е.Н.Иванова определяет следующие пути разрешения конфликтов:

  1. Прямые переговоры. Являются самым популярным способом, стороны садятся за стол переговоров и вырабатывают, устраивающее всех решение.
  2. Медиация. В разрешении конфликтной ситуации участвует посредник (медиатор).
  3. Консилиация. В переговорах участвует посредник, но конфликтующие стороны друг с другом не встречаются. Такой способ может использоваться при сильной эмоциональной вовлеченности сторон в конфликт. Консилиация может быть составной частью переговоров, первоначальным этапом. После улучшения отношений можно воспользоваться способом медиации.
  4. Конфликтологическое консультирование. Психолог работает с одной из сторон, при невозможности участия в работе другой стороны конфликта. Цель — глубже понять суть конфликта, направить стороны к верному пониманию проблемы и изменению поведения на более конструктивное. Конфликт — это взаимодействие. Поэтому если одна сторона поменяет свое поведение, ситуация может измениться, так как вторая сторона тоже вынуждена будет пересмотреть свои позиции.
  5. Участие в переговорном процессе ассистентов сторон. Конфликтующие стороны отказываются от участия посредника, и предлагают провести переговоры с участием ассистентов, следует заметить, что ассистент — это не независимое лицо.
  6. Психологическое консультирование, психотерапия. В процессе урегулирования конфликта могут возникнуть разные ситуации, в том числе и такие, где нужна помощь психолога. Как правило, при выявлении глубинных психологических проблем в отношениях сторон, которые являются препятствием для разрешения ситуации конфликта. После решения проблем психологического порядка, можно вернуться к урегулированию конфликтной области. Психотерапевт и медиатор должны быть разными людьми.
  7. Обучение и тренинг. В конкретных случаях участников конфликта необходимо научить эффективным способам общения при создавшейся ситуации. Психологическая неграмотность приводит к возникновению конфликтов. Существуют конструктивные техники общения, при помощи которых можно вывести ситуацию на уровень переговоров и благополучно разрешить конфликт. На тренингах развиваются навыки бесконфликтного общения.
  8. Юридические и административные методы. Чтобы принять правильное, обоснованное решение в конфликтной ситуации, необходимы консультации юриста. При глубоком конфликте иногда требуется его разрешение путем административного вмешательства.
Читайте также  Понятие и предмет этики как науки

Переговоры как основной способ разрешения конфликтов

Переговоры предполагают согласование интересов напрямую, через обсуждения открытого характера. Участники отстаивают представленные позиции, обосновывают их, укрепляют доводами и примерами. Переговоры являются универсальной моделью, организованным процессом, ведущим к примирению и общему соглашению. На этапе переговоров разрабатывается совместный план, где каждому участнику отводится определенная роль. Если по завершению переговоров ситуация не меняется, значит переговоры прошли неудачно и цель — урегулирование конфликтной ситуации — не достигнута. Итогом переговоров должно стать совместное решение сторон, которое выполнимо и контролируемо.

Понятно, что договориться можно только при условии взаимной зависимости положительной или отрицательной. В этой связи исследователи выделяют основные принципы переговорного процесса.

Основные принципы переговорного процесса:

  • желание сторон достичь согласования. Участники конфликта должны осознать необходимость переговоров. Если у одной из сторон есть непонимание для чего нужен переговорный процесс или нежелание в нем участвовать, переговоры бессмысленны, так как они являются одной из форм разрешения конфликтов, направленных на согласование интересов;
  • наличие у сторон заинтересованности в переговорах. Участники конфликта должны испытывать потребность в урегулировании ситуации, иметь свою позицию и реальные предложения для согласования. Интерес в переговорах является центральным звеном, вокруг него сосредотачивается все обсуждение. Если интерес удовлетворен, значит переговоры были эффективными;
  • подготовленность сторон, наличие навыков ведения переговоров. Процесс переговоров подчиняется своим законам. Без подготовки стороны не смогут вести переговоры. Если у сторон не хватает знаний или опыта ведения переговорных процессов, этим может заняться специалист — посредник;
  • наличие ресурсной базы для выполнения достигнутых договоренностей. Ресурсы подтверждают серьезные намерения переговорщиков.

Переговоры являются специфической деятельностью человеческой практики. Конечно, не вся практическая деятельность человека требует переговоров. Если существует контекст общего действия, возможны переговоры.

Структура и элементы переговорного процесса

Структура переговоров — это строго определенный порядок основных действий сторон. С элементами переговоров можно познакомиться отдельно или в форме вопросов, которые задаются участникам перед началом переговорного процесса, тем самым проверяется готовность сторон к переговорам.

Перечислим основные элементы переговоров:

  • Предмет переговоров. Необходимо ясно понимать, что может быть достигнуто в ходе переговоров, о чем следует договариваться, что является предметом взаимных притязаний.
  • Интересы и цели сторон. Необходимо выделить собственные интересы участников и общую заинтересованность, определить в чем специфика и сходство намерений.
  • Легитимность. Необходимо определить общие правила, которым будут следовать стороны.
  • Стандарты принятия решений. Нужно установить, есть ли прецеденты, на которые можно ориентироваться в принятии решений.
  • Опции или варианты решений. Должны быть подготовлены несколько вариантов решения конфликтной ситуации, которые по итогам переговоров могут быть доработаны.
  • Обязательства участников переговоров. Необходимо определить ряд обязательств, которые каждый участник переговоров должен взять на себя.
  • Ресурсы. У переговорщиков должны иметься ресурсы для выполнения договоренностей.
  • Участники переговоров. Необходимо установить прямых участников переговоров и тех, кто помимо прямых участников, заинтересован в переговорном процессе.
  • Контроль за выполнением решений. Следует установить, кто и как будет контролировать выполнение достигнутых договоренностей.
  • Санкции. Необходимо определить санкции за действия партнеров, кто будет обеспечивать выполнение санкций.

Существует два типовых сценария в практике переговоров: «позиционный торг» и «переговоры по интересам» или «принципиальные переговоры».

Позиционный торг — стороны рассматривают свои конкретные предлагаемые решения, не разобравшись в заинтересованности второй стороны.

То есть каждый участник выдвигает конкретные пути решения проблемы, а потом защищает их. Эффективность таких переговоров не высока, как правило, они идут по кругу. Участники соблазнены получением быстрого результата. Позиционный торг — это выдвижение усиливающихся аргументов в защиту своего решения.

Переговоры по интересам (принципиальные переговоры) — прежде всего выявляются истинные интересы сторон.

Это способствует поиску наиболее приемлемого варианта решения, правил, по которым будут приниматься решения. Этот сценарий свободнее позиционного торга

Когда определяются интересы участников переговоров, не происходит концентрирования на единственном решении, появляется возможность поиска взаимоприемлемых вариантов. Решение, принятое в результате переговоров по интересам, более качественно.

Практически из любой конфликтной ситуации можно выйти, найдя приемлемое решение. Большое значение имеют переговоры в сфере образования. В школе они являются средством разрешения конфликтов мирно и качественно, также могут являться содержанием обучения детей. Многие авторы утверждают, что переговоры в школе — это институт для разрешения конфликтов и предмет изучения для подростков и старшеклассников. Для современного человека иметь навыки ведения переговоров и эффективно коммуницировать очень важно для достижения успеха.

Позиционный торг.

Беседа учителя с учеником по поводу оценки за реферат.

Мария Сергеевна: Я не могу поставить за реферат оценку выше «тройки». Очень много замечаний.

Вася: Я считаю, что работа написана на «четверку».

Мария Сергеевна: Нет, тема не до конца раскрыта. Есть замечания по содержанию.

Вася: Зато оформление реферата хорошее. Список литературы, которую я использовал, большой.

Мария Сергеевна: Нет, когда есть замечания по содержанию, оформление работы не играет большой роли. Только «три».

Вася: А я считаю, что «четыре».

Можно предвидеть, чем закончится разговор учителя и ученика. Либо он будет без конца тянуться, либо наступит острая конфликтная ситуация. Участники выдвигают конкретные позиции и защищают их. Чем тверже решение, принятое участником, тем настойчивее он будет его отстаивать.

Переговоры по интересам.

Беседа учителя с учеником по поводу оценки за реферат.

Мария Сергеевна: Я не могу поставить за реферат оценку выше «тройки». Очень много замечаний.

Вася: Я считаю, что работа написана на «четверку».

Мария Сергеевна: Тебе что-то кажется несправедливым? Почему ты обеспокоен?

Вася: Я столько времени потратил на реферат, глубоко изучил тему. Я знаю ее на «четверку».

Мария Сергеевна: Если ты действительно уверен в своих знаниях, давай побеседуем на тему работы, может быть я изменю свое мнение и позволю тебе доработать реферат.

Вася: Хорошо, я готов. Если я не смогу ответить на ваши вопросы, значит заслуживаю «тройки».

Здесь учитель выясняет истинные интересы Васи: долгая и серьезная подготовка, ему обидно, что его работа оценена так низко. Отсюда и требование: «Поставьте «четверку». Учитель находит верное решение, устраивающее обе стороны.

Как избежать конфликта в переговорах

Успех на переговорах зависит от того, какие цели поставили для себя оппоненты и, главное, насколько они готовы слышать друг друга. В работе кадровика переговоров немало: уговорить работника отгулять отпуск полностью, убедить руководителя оформлять сотрудников официально и пр. Расскажем о некоторых приемах, которые помогут вам услышать собеседника и направить диалог в нужное вам русло.

Активное слушание

Термин пришел из детской психологии, но сегодня этот метод часто используется в деловых переговорах. Активно слушать собеседника — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство. Такое слушание способно снять напряжение, помочь нащупать точки соприкосновения.

Психолог Юлия Гиппенрейтер в книге «Чудеса активного слушания» выделяет важные правила:

  • будьте на одном уровне с собеседником, смотрите ему в глаза;
  • называйте эмоции собеседника;
  • не задавайте вопросов первым, используйте утвердительные формы;
  • делайте паузы, дайте собеседнику время сосредоточиться и сформулировать мысль.

Включаясь в активное слушание, следует избегать приказов, угроз, высмеивания, критики, нотаций и нравоучений, готовых решений и логически выстроенных аргументов, догадок и выспрашивания.

Приемы активного слушания

Прием Описание
Угу-поддакивание «Да», «так», «угу» — самый простой способ, который используется всеми людьми. Постепенно включает собеседников в активное восприятие друг друга.
Уточнение Вопрос-уточнение по тем моментам, которые для вас важны. Демонстрирует интерес к услышанному.
Эмпатия, или называние эмоции Установление контакта с клиентом на эмоциональном уровне («Вы расстроены, понимаю ваши чувства»). Прием создает атмосферу доверительного общения.
Парафраз Краткий пересказ услышанной информации. Позволяет прояснить информацию по отдельным вопросам и перевести разговор в нужное русло.
Эхо Дословное повторение фразы собеседника или ее части. Так можно акцентировать внимание на важных для вас деталях разговора («У нас нет ставки для этого сотрудника сейчас». — «Нет ставки сейчас»).
Резюмирование Подведение итогов. Прием позволяет обобщить и прояснить важные вопросы, затронутые в беседе, и закрепить договоренности.

Как это применять на практике? Допустим, вам нужно уговорить руководителя выделить деньги на обучение сотрудников. На вашу просьбу он отвечает: «В настоящее время у нас нет на это ресурсов». Как можно выстроить дальнейший диалог с использованием парафразирования:

  • В настоящее время у нас нет на это ресурсов.
  • Алексей Иванович, если я правильно вас поняла, вы не согласны отправить сотрудников на обучение, потому что у компании нет денег.

На это директор может ответить:

  • Да, вы все верно поняли.
  • Да, в этом квартале денег нет. Давайте вернемся к вопросу весной.
  • Нет, вы неверно поняли. Меня не устраивает учебный центр, что вы выбрали. Я не готов платить за сомнительный результат. Найдите образовательную организацию с лицензией, и там обсудим.

Согласитесь, ответы получаются совершенно разные, ситуация в итоге может разрешиться в вашу пользу.

Не стоит применять активное слушание в острой фазе конфликта. Используйте его, когда только пытаетесь выяснить потребности собеседника или как способ закрепить достигнутые договоренности.

Я-высказывания

Этот психологический прием позволяет смягчить или предотвратить конфликт. Главный принцип — сместить акцент на свои мысли и эмоции, а не указывать на поступки партнера и его ошибки. Термин «Я-высказывание» ввел американский психолог Томас Гордон в книге «Тренинг эффективного родителя». Изначально прием использовался в работе с подростками, сейчас его активно применяют взрослые между собой, чтобы выстроить диалог без конфронтации.

В своем высказывании обязательно укажите факт (не эмоцию!), который вас выводит из равновесия. Уточните, какие чувства вы при этом испытываете, каковы последствия обсуждаемого поступка. В завершение поясните, какое поведение/поступок/решение кажется вам приемлемым.

Используя Я-высказывание, вы можете:

  • заявить о своей позиции, не умаляя интересов собеседника;
  • правдиво высказать свою точку зрения;
  • не допустить манипуляции и давления со стороны собеседника;
  • предоставить оппоненту право выбора;
  • мягко указать на противоречия в позиции собеседника.

Как построить Я-высказывание

Исходная фраза Я-высказывание
Вы меня опять меня не слушаете? Неужели вам совершенно без разницы, что я говорю? Мне жаль, что вы игнорируете мои слова. Ведь я говорю важные вещи, они касаются соблюдения законов. Если вы прислушаетесь ко мне, у нас не будет разногласий с трудовой инспекцией.
То, что вы предлагаете, недопустимо — это преступление! Мне не нравится, что вы предлагаете нарушить закон. Оформление младшего технического персонала без трудовых договоров может грозить компании штрафом. Давайте я подумаю, как нам грамотно составить документы в сложившейся ситуации, и завтра мы спокойно все обсудим.
Вы опять опаздываете! Сколько можно? Неужели нельзя встать пораньше и выйти вовремя! Я недовольна вашими опозданиями. На утренней планерке мы подводим итоги предыдущего дня, и без вашей информации не складывается общей картины работы отдела. Пожалуйста, планируйте свое время, чтобы не подводить меня и коллег.

В Я-высказываниях недопустимы обвинения, обобщения, навешивание ярлыков и, конечно, оскорбления. Свои эмоции тоже не стоит выражать в грубой форме («Я в бешенстве!», «Я в шоке от вашего поведения!»), старайтесь использовать нейтральные эпитеты.

Техника Я-высказываний требует определенной практики: не всегда сразу получается унять эмоции, перестать бросаться обвинениями и перестроиться на конструктив. Зато если вы освоите этот прием, вашему собеседнику не надо будет защищаться. Я-высказывания приглашают его к диалогу, дают возможность, не теряя достоинства, высказать свое мнение.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Лекция 12. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Наряду с традиционным и модернизированным подходом к предотвращению конфликтов и их разрешению все чаще используют новые современные технологии – медиацию, переговоры.

Медиация – процесс, при котором нейтральный квалифицированный специалист – посредник (медиатор) помогает сторонам, вовлеченным в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования спора путем переговоров.

Мирный способ урегулирования конфликтов имеет одну форму – переговоры.

Процедура проведения переговоров
Переговоры – специфический тип урегулирования конфликта. В узком смысле слова – это механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существует взаимозависимость и расхождение взглядов.

Условия, способствующие ведению переговоров:

1. наличие сторон, обладающих различными системами ценностей и стремлением к разным, противоположным целям;

2. включенность в сферу деятельности, где есть доля общих интересов;

3. различие в подходах к решению конфликта у сторон (до противоположного);

4. желание сторон достичь взаимоприемлемого соглашения;

5. осознание необходимости учета интересов и позиций друг друга;

6) стороны по-разному оценивают ситуацию, желаемый результат переговоров, соотношение сил своих и противника.

Считается (Фишер, Юри, 1990; Юри, 1993 и др.), что для успешного урегулирования конфликта путем переговоров важно соблюдение следующих правил:

1. признание наличия конфликтной ситуации, существования оппонента как факта и ценности, что отнюдь не означает признания справедливости выдвигаемых им требований;

2. принятие каждой стороной факта противостояния и наличия разногласий, различий;

3. четкое представление о содержании несовместимых интересов (расплывчатое предъявление интересов не позволяет сосредоточиться на урегулировании конфликта);

4) подготовка сторон к принятию определенных общих правил и норм поведения, соблюдение которых обеспечит сохранение или поддержание отношений между ними как в ходе самих переговоров, так и в последующем.

В соответствии с отдельными технологиями, прежде чем приступить к посредничеству в конфликте и переговорному процессу, служащий или медиатор (посредник) должен знать:

· кто участвует в конфликте непосредственно (отдельные люди, организации) и кто поддерживает каждую из сторон;

· что лежит в основе конфликта, что разделяет оппонентов, каковы их притязания и причины конфронтации;

· на какой стадии находится конфликт (его история), были или нет попытки урегулирования (если были, то каковы причины срыва и что положительного достигнуто);

· каковы различия между интересами, проблемами, позициями и предложениями в конкретной ситуации.

Все эти вопросы выясняются до начала переговоров. После такой предварительной оценки конфликта делается вывод о возможности или невозможности проведения переговоров.

Переговоры не ведутся, когда стороны предполагают, что победа достанется противнику либо произойдет неблагоприятный сдвиг баланса сил, и тогда, когда одна из сторон считает, что другая не является правомочной.

Стратегия и тактика ведения переговоров при разрешении конфликтов подробно разработаны рядом авторов. Реальный процесс урегулирования конфликта следует согласовывать с содержанием работы на каждом из трех возможных этапов.

1. Предпереговоры. Подготовка к переговорам предполагает анализ их целей, прогнозирование возможных результатов, подбор соответствующей информации.

Необходимо быть хорошо осведомленным в вопросах, которые будут обсуждаться. Следует знать:

· прецеденты из прошлого;

· стандартную практику решения проблемы.

Кроме того, необходимо получить информацию об участниках переговоров, иметь самые разнообразные знания, учитывать экономическую и политическую сторону проблемы, особенности данного периода, реальные возможности участников. В ряде конфликтных ситуаций, что также зависит от сложности проблемы, объема информации, следует подготовить документы и, по возможности, составить досье проблемы. Подготовка переговоров включает:

· встречу с каждой стороной;

· предварительную оценку конфликта (см. выше);

· разработку повестки дня переговоров;

· проверку готовности участников к переговорам.

2. Проведение переговоров:

· привлечение всех сторон, включенных в конфликтную ситуацию;

· обсуждение повестки дня переговоров;

· принятие соглашения по процедурным вопросам;

· поочередное слушание каждой стороны;

· вычленение интересов, проблем, предложений;

· раздельное слушание сторон;

· подведение к первому предложению;

· работа с эмоциональной стороной конфликта, «вентиляция» чувств;

· поиск подходов к соглашению, формулирование предложений;

Немаловажно для результатов переговоров и то, как партнеры воспринимают друг друга, имеет значение и содержание эмоционального фона, атмосфера, в которой проходят переговоры.

В ходе переговоров между участниками может возникнуть непонимание. Каждый участник формулирует свои задачи по поводу результатов обсуждения и определяет свое отношение к партнерам. При обо­стрении ситуации в процессе переговоров возможно переключение внимания партнеров с существа проблемы на личные качества участников. Появляется возможность межличностного конфликта.

Взаимная неприязнь оказывает влияние на характер деловых отношений при обсуждении. Важнейшим принципом эффективного ведения переговоров является концентрация внимания на обсуждаемой проблеме, её содержании, а не на приемлемости личностных характеристик их участников. Переговорная практика свидетельствует, что эффективны психологическая установка на преодоление собственных отрицательных характеристик по отношению к другим участникам и оценка их как партнеров, а также заинтересованность в разрешении конфликтных ситуаций.

Эмоциональное поведение партнеров может либо осложнить их проведение, либо, напротив, способствовать успешному развитию переговоров. Самоконтроль над эмоциями не означает их полно­го подавления, но предполагает контролируемое их проявление. Эффективна спокойная реакция на эмоциональные действия партнера. Необходимо отказаться от желания наказать партнера, обвинив его в преднамеренной реакции. Следует стремиться концентрировать обсуждение на рациональном аспекте конфликтной проблемы.

3. Завершение переговоров:

· выработка соглашения, проверка его на реальность, принятие и подписание;

· принятие мер по предотвращению после конфликта.

Переговоры завершаются принятием решения. Чтобы оценить достигнутое соглашение, следует дать ответ на следующие вопросы:

1. Действительно ли это соглашение поддержано всеми участниками?

2. Способствует ли его принятие разрешению проблемы?

3. Смогут ли все участники выполнить свои обещания?

4. Достаточно ли конкретное соглашение, можно ли ответить на вопросы: когда, где, как, кто и сколько?

5. Сбалансировано ли соглашение, разделяют ли стороны ответственность за его исполнение?

6. Указаны ли в нем сроки и механизм контроля?

Если положительный ответ дан на все эти вопросы, вы достигли оптимального соглашения. Если положительный ответ сложно дать только на некоторые вопросы, вам необходимо будет вновь вернуться к решению проблемы. Если превалируют отрицательные ответы, вы не решили проблему.

На каждом из этапов при реализации указанных направлений используются свои приемы, методы и техники. При этом ведущий переговоры должен обладать рядом специальных качеств, навыков и умений: психологической устойчивостью, развитой коммуникативностью, определенными характеристиками интеллекта, креативностью, специальными техническими навыками и опытом подобной работы.

Поскольку переговоры по поводу конфликта – явление, в основе которого лежит общение в сложных условиях, то служащему необходимы также специальные знания и умения в этой области. Формулирование и развитие указанных свойств возможно в рамках социально-психологических тренингов. Опыт данного вида подготовки отражен в работах ряда ученых (Петровская Л.Д.; Емельянов Т.А.; Захаров В.П.; Хрящев Н.Ю.; Макшанов С.И.; Сидоренко Г.В.).

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 2468 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Переговоры как способ разрешения юридического конфликта

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 04.06.2015 2015-06-04

Статья просмотрена: 3387 раз

Библиографическое описание:

Канайкина, Т. А. Переговоры как способ разрешения юридического конфликта / Т. А. Канайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 604-605. — URL: https://moluch.ru/archive/92/19965/ (дата обращения: 16.09.2021).

В данной статье подробно анализируются переговоры, как наиболее эффективный способ разрешения юридических конфликтов. Рассматриваются основные стадии, цели, задачи переговоров.

Ключевые слова: юридический конфликт, переговоры, участники переговоров, цель переговоров, основные задачи переговоров.

Юридический конфликт — любой конфликт, в котором спор связан с правоотношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия. Можно сказать, что не всякий конфликт юридический, но почти каждый может закончиться юридической процедурой.

Грань между юридическим и неюридическим конфликтом тонка. Кудрявцев В.Н предложил различать два толкования юридического конфликта: узкое и широкое. Согласно узкому толкованию под юридически конфликтом понимается: такой конфликт, все элементы которого носят правовой характер. В соответствии с широким тoлкованием: к юридическому конфликту относится противоборство с наличием хотя бы одного элемента юридических отношений, причем необязательно, чтобы правовые отношения имелись на каждом этапе развития конфликта [3, с. 164].

Разнообразие содержания юридических конфликтов предполагает использование различных способов их решения переговоры, посредничество, обращение к арбитру, судебные процедуры. Их использование предполагает соблюдение логично определенной последовательности, а переход от одного способа к другому необходимость учета инструментальных возможностей каждого из них [2, с. 63].

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является метод переговоров, потому что в результате него можно получить больше достоверной информации, что позволит принять решение с лучшим знанием и пониманием ситуации, а также стороны между собой могут установить лучшие отношения и решить конфликт мирным путем.

Переговоры — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами. В сравнении другими формами разрешения правовых споров и конфликтов преимущества переговоров состоят в следующем:

— в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;

— субъекты конфликта имеют возможность максимально контролировать аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

— переговоры позволяют субъектам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон [1, с.85];

Переговоры, как правило, включают три стадии: 1) подготовку к переговорам; 2) процесс их ведения; 3) анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых доверенностей;

Сначала нужно осуществить подготовку переговоров. Данный вид деятельности включает в себя работу как организационного, так и содержательного характера:

— достижения соглашения о необходимости переговоров;

— определение места и времени встречи;

— определение стратегии и тактики переговоров;

— определение целей и задач переговоров;

— составление необходимых документов и материалов;

Одним из результатов подготовительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть достигнуто, от того, чего он желает достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они обоснованы реальностью, правовой действительностью, а не фантазиями, пусть даже и пользующимися поддержкой сторон [5, с. 62].

В переговорах должны учитываться следующие обстоятельства: 1) субъекты противоборства; 2) мотивы противоборства; 3) предвидимое поведение субъектов после переговоров; 4) процесс ведения переговоров; 5) взаимодействие между ведущим переговоры и субъектами конфликта, а также между самими субъектами противоборства [7, c.151–152];

Вторая стадия переговоров — процесс их ведения может быть довольно длительной и трудной, так как предполагает непосредственный контакт участников конфликта или их представителей. Выделяют следующие этапы ведения: 1) выявление и осмысление позиций и точек зрения друг друга; 2) уточнение собственной позиции оппонента на не противоречие правовым нормам; 3) диагностика личностных характеристик оппонента для выработки дальнейшей тактики поведения; 4) согласование позиций, разработка вариантов в достижении соглашения.

Секрет успеха на переговорах по разрешению правовых конфликтов во многом зависит от знания правовой ситуации, и ее правильной оценки. Прежде всего, необходимо оценить сторонами свои потребности и интересы правового характера. Важно не только собрать правовую информацию по существу обсуждаемой на переговорах проблемы, но и проанализировать ее, отобрать, структурировать в удобной для использования в ходе переговоров форме. Для переговоров важна быстрая оценка разнообразных, постоянно меняющихся юридических факторов.

Завершающей стадией является анализ и оформление результатов переговоров, т. е. формализация соглашения, стороны должны формально признать соглашение [1, с. 94].

Определенную роль играет и число участников переговоров. В любом случае в переговорах должен учитываться как можно более широкий спектр мнений. Только так может быть обеспечен честный и стабильный результат, поскольку даже проигравшие стороны по-своему способствуют его достижению

Также важно учитывать и саму ситуацию переговоров. Согласно теории игр, вероятно совместного решения возрастает, если определенная игра повторяется, хотя, возможно, на новом уровне. Отсутствие опыта у части переговорщиков делает возможным получение существенных преимуществ одними группами или лицами в ущерб другим [6, с.18].

Наконец, немаловажным фактором является — намерения и ожидания сторон. Выбор стратегии отдельными участниками переговоров зависит, в сущности, от их ожиданий результатов.

Таким образом, достичь стабильного равновесия, необходимого для принятия приемлемого для всех решения, при быстро меняющейся обстановке довольно трудно [4, с. 53].

В заключение можно сказать что, у конфликтующих сторон всегда есть возможность выбора способа его преодоления. Они могут достичь соглашения путем прямых переговоров или с помощью посредников, могут обратиться за разрешением конфликта в третейский суд, исходя из того, что подчинятся его решению и выполнят добровольно, или в государственный суд, что обеспечивает возможность прибегнуть к государственному принуждению в решении конфликта.

1. Брыжинский А. А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Дис…канд. юрид. наук. — М., 2005. — 234 с.

2. Гашин А. А. Основные формы разрешения правовых конфликтов в Российской Федерации / А. А. Гашин // Вопросы современной юриспруденции. — 2015. — № 47. — С.62–68.

3. Монгуш А. Л. Способы разрешения правовых конфликтов / А.Л Монгуш // Вестник Тувинского государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 163–167.

4. Худойкина Т. В. Мирное урегулирование и разрешение споров / Т. В. Худойкина // Московский журнал международного права. — 1998. — № 2. — С.52–60.

5. Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в регионах Российской Федерации / Т.В Худойкина // Регионология. — 2005. — № 4. — С.61–70.

6. Худойкина Т. В. Разрешение правовых споров и конфликтов с помощью примирительных процедур / Т. В. Худойкина // Мировой судья. — 2004. — № 4. — С.17–19.

7. Худойкина Т. В. Юридический конфликт: динамика, структура, разрешение: Дис…канд. юрид. наук. — М., 1996. — 189 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: