Планировочная структура города - ABCD42.RU

Планировочная структура города

Планировочная структура города

Функциональное зонирование города применяют для рационального размещения на выбранной территории элементов определенного назначения, составляющих единый планировочный комплекс города или агломерации. Оно проводится с учетом местных конкретных условий, размеров города, характера промышленности, назначения и особенностей каждой зоны, обеспечения функциональных связей между зонами и санитарно-гигиенических требований, взаимодействия с природной средой. Зонирование должно обеспечивать оптимальные условия жизни, производственной деятельности населения и эффективность использования городской территории.

Выделяются следующие основные функциональные зоны: селитебная, промышленная, коммунально-складская и внешнего транспорта.

Селитебная зона — для размещения жилых районов и микрорайонов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), улиц и площадей, обслуживающих зону, зеленых насаждений общего пользования. Для этого требуются сухие, возвышенные, хорошо проветриваемые, инсолируемые озелененные и обводненные территории с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению реки с созданием необходимых санитарно-защитных разрывов.

Промышленная зона — для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов (в том числе зеленых насаждений для обслуживания работающих в местах труда и территорий зеленых насаждений санитарного назначения). Зона создается с учетом организации удобных транспортных и пешеходных связей с местами расселения трудящихся, занятых на производстве, рационального обеспечения внешним и внутригородским транспортом, вблизи железнодорожных магистралей или водных путей. Необходима территория со спокойным рельефом.

Коммунально-складская зона -для размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.

Зона внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.). Эта зона не должна пересекать другие зоны.

Для уменьшения вредного воздействия объектов, имеющих загрязняющие отходы и выбросы, требуется создание специальных санитарно-защитных зон зеленых насаждении и открытых пространств.

В малых городах — научно-исследовательских центрах к основным зонам может относиться зона институтов и конструкторских бюро, а в курортных городах — лечебно-оздоровительная зона и обслуживающие учреждения (сады, парки, пляжи и т. д.).

Членение территории на зоны должно учитывать два противоположных требования — сближения в интересах создания удобств и изоляции (отдаления) территорий, соседство которых нежелательно.

При соответствующем обосновании в зоне могут размещаться объекты и другого функционального назначения, но при условии, что они не окажут отрицательных последствий.

В некоторых случаях с учетом местных условий обособленно от основных зон располагают больницы, высшие и специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, крупные спортивные комплексы.

Селитебная, промышленная, коммунально-складская и транспортные зоны вместе с санитарно-защитными территориями образуют застроенную территорию города. Вне застроенной территории находятся лесопарки, подсобные хозяйства, питомники, кладбища, очистные сооружения, резервные территории и т. д.

Зеленые насаждения входят в каждую из этих зон. Учитывая большое социальное и оздоровительное значение озелененных территорий, а также их большую роль в решении проблем окружающей среды, представляется целесообразным выделить в качестве самостоятельной функциональной зоны города зону парков (парковую систему).

Территория, прилегающая к городу (пригородная зона), предназначается для его развития и формируется в зависимости от потребности города в размещении объектов хозяйственного обслуживания, создания условий для отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий.

Схема функционального зонирования города

1— центр города;
2— селитебная зона;
3— промышленная зона;
4— коммунально-складская зона;
5— зона внешнего транспорта;
6— санитарно-защитная зона;
7— городской парк;
8— спорткомплекс;
9— граница города

От функционального зонирования территории города и основных направлений его развития зависит формирование непрерывной системы озелененных территорий, обеспечивающих органичное включение зеленых насаждений в архитектурно-планировочную структуру городов, улучшающих архитектурно-художественный облик всех зон. Зеленые насаждения должны равномерно размещаться по территории, объединять городские и пригородные массивы, ограничивать развитие застройки, создавать необходимые интервалы. Зеленые насаждения и водоемы являются важнейшими функциональными и эстетическими природными факторами, способными существенно влиять на общую планировочную структуру города.

В соответствии со схемой функционального зонирования территории города решается и его архитектурно-планировочная композиция. Принятая структура города должна обеспечивать взаимоувязанное расположение всех планировочных элементов, образующих единый организм, отвечающий социально — бытовым, функциональным и градостроительным требованиям.

Основным градостроительным документом, характеризующим архитектурно-планировочную структуру города и обосновывающим перспективы его развития на 25—30 ближайших лет и прогнозы на будущее, является генеральный план. Он разрабатывается с учетом величины города, построения схемы магистральных улиц и дорог, обеспечивающих быструю и удобную связь транспорта и пешеходов между всеми зонами, и конкретных природно-климатических условий.

Функциональная организация малого города (население 10 тыс.жителей)

1 — двух-четырехэтажная застройка;
2 — одноэтажная застройка;
3 — территория общегородского центра;
4 — учреждения бытового обслуживания и пешеходные пути;
5 — участки специализированных и средних учебных заведений, школ-интернатов;
6 — районная больница;
7 — зоны коммунально-складская и внешнего транспорта;
8 — промышленная зона;
9 — аграрно-промышленная зона;
10 — резервные промышленные территории;
11 — учреждения отдыха районного значения;
12 — зеленые насаждения.

Планировочная структура города определяется характером размещения градостроительных элементов, обеспечивающих производство, быт и отдых, и объединяющих их систем: улиц и магистралей, общественных центров и зеленых насаждений.

Планировочная структура крупнейшего города

1 — промышленные районы;
2 — жилые районы;
3 — планировочные районы;
4 — центров;
5 — система городских магистралей и дорог;
б — территории внешнего транспорта;
7 — система зеленых насаждений и открытых пространств;
8 — основные направления связи с городами групповой системы населенных мест.

Основными структурными единицами города являются: жилые районы (в селитебной зоне); промышленные, коммунально-складские и научно-технические районы; общественный центр города; вузовские комплексы; оздоровительно-туристские районы.

В крупнейших, крупных и больших городах выделяются планировочные (городские) районы. Их размер, функциональный состав и конфигурация определяются в каждом конкретном случае исходя из градостроительной ситуации.

Общегородской центр, включающий общественные здания, является основным ядром, организующим план города. Магистральные улицы, в зоне пересечения которых находится обще городской центр, становятся главными композиционными осями городского плана. Во избежание перенасыщения центра и нарушения его нормальной жизни основные транспортные потоки пропускают вне центра города. * В больших городах, имеющих несколько городских районов, создают отдельно расположенные центры, соединенные между собой и с городским центром магистральными улицами.

1 Города в зависимости от численности населения подразделяются на крупнейшие (свыше 500 тыс. чел.), крупные (250—500 тыс. чел.), большие (100—250 тыс. чел.), средние (50—100 тыс. чел.), малые (до 50 тыс. чел.).

Городские объекты — точки притяжения, соответствующие наиболее массовым направлениям потоков населения, определяют конфигурацию сети магистральных улиц и площадей.

Большое влияние на планировочную структуру и формирование плана города оказывают природные факторы: наличие водоемов (море, озеро, водохранилище, река), рельеф местности, массивы зеленых насаждений и т. д. Реки нередко становятся одной из основных композиционных осей плана города.

В зависимости от природных и исторических условий, профиля народнохозяйственного развития схема планировки города может быть: компактной (единый массив), расчлененной (наличие реки, железной дороги), рассредоточенной (с равновеликими территориями или с территорией, преобладающей по величине над другими). Схема проекта генплана может иметь замкнутую или линейную форму. Городам с компактным планом, развивающимся в ограниченных пределах радиально-кольцевых направлений, свойственна замкнутая структура. Для линейной структуры характерно последовательное и свободное развитие в требуемых направлениях без коренной реконструкции существующих районов. Однако линейная планировка города с продольной композиционной осью развития центра ведет к определенной растянутости и удаленности отдельных районов от городского центра.

Планировка городов, расположенных на берегах крупных водоемов, отличается тяготением города к водоему, что ведет к смещению общегородского центра в сторону воды.

Каждая из применяемых в городе систем улиц (прямоугольная; прямоугольная в сочетании с лучевыми или диагональными направлениями; радиально-кольцевая, радиально-многоугольная, свободная) имеет свои положительные и отрицательные стороны. В современных условиях генеральный план города из-за проводимых в городе усовершенствований планировочной структуры, реконструкции, развития других городских систем требует периодической корректировки. Поэтому рациональное размещение функциональных зон и планировочная структура города должны допускать внесение определенных изменений в соответствии с программами и целями социально-экономического развития и меняющимися потребностями общества.

Преобразования планировочной структуры города и взаимосвязанных систем должны носить преемственный характер с максимальным использованием исторически сложившихся схем планировки и природного ландшафта, с учетом сохранения зеленых насаждений и открытых пространств, обеспечения соответствия существующим санитарно-гигиеническим нормам для городских условий. Создание оптимальной жизненной среды крупных городов и агломераций возможно только при органичном сочетании естественно-природного и функционально-планировочного зонирования их территории, максимальном сохранении, расширении территории и умелом использовании существующих зеленых насаждений в центре города и естественных ландшафтов в районах массовой застройки. Улучшение городской среды возможно только на основе планомерного развития населенных пунктов и их инфраструктуры, существующего и прогнозируемого состояния окружающей среды и осуществления полного комплекса необходимых экологических мероприятий. Только увеличением размеров территорий природных объектов нельзя добиться не только создания комфортных условий окружающей среды, но и даже их сохранить в естественном виде. Градостроители и архитекторы взяли на вооружение один из принципов современной экологии, согласно которому наиболее устойчив к нарушениям мозаичный ландшафт с чередованием преобразованных и естественных участков.

Читайте также  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Планировочная структура города определяется характером размещения градостроительных элементов, обеспечивающих производство, быт и отдых, и объединяющих их систем: улиц и магистралей, общественных центров и зеленых насаждений.

1 — общественный центр;
2 — жилая территория;
3 — озелененная территория;
4 — промышленная зона.

Система городских зеленых насаждений находится в постоянном движении, поэтому совершенно необходима четкая дифференциация территорий зеленых насаждений по функциональному назначению и взаимодействию со всеми городскими системами.

В современном проектировании все шире применяют модульный принцип членения городской территории, обеспечивающий целостность планировочных элементов на длительный срок их развития.

В гибких планировочных структурах города предусматриваются резервные территории перспективного строительства для каждой из зон с подразделением их по очередям освоения, что обеспечивает функциональную целостность и законченность строительства, благоустройства любых районов города на каждом этапе его застройки.

В градостроительстве все больше внимания начинают уделять планировочной организации систем расселения и прежде всего размещению новых городов в сложившейся сети поселений.

Типы и элементы планировочной структуры — это. Описание и перечень

В градостроительстве важен каждый элемент планировочной структуры. Это потому, что решение плана каждого города содержит многие факторы, оказывающие влияние на тип строительства и выбор тех или иных элементов. Например, система расселения на конкретной территории города, которая имеет свои ландшафтные особенности, климатическая и природная характеристики, сопутствующие градообразующие предприятия, их величина, количество и профиль.

Основные факторы

Элемент планировочной структуры — это часть города, функциональное зонирование его территории с организацией связи транспортной системы между местами работы населения и жилыми районами.

Это и инженерное оборудование с учётом перспектив развития города, и строительство со всеми экономическими требованиями, и в первую очередь архитектурно-художественные нормы. Здесь далеко не все факторы, которым должен соответствовать каждый элемент планировочной структуры. Это только основные.

Планировочная структура

Все факторы, влияющие на планировочную структуру города, отражены в её элементах, которые помогают сочетать жилую застройку с территориями массового посещения, где для населения обустроены работа, отдых, культура, быт. Именно поэтому должна присутствовать связь в виде площадей и магистральных улиц. Элемент планировочной структуры — это часть определённой территории: городского округа, поселения (микрорайон, квартал, район и тому подобное). Виды их установлены правительством, уполномоченными органами исполнительной власти (Федеральный закон 373 от 2016 года).

Преобладание того или иного фактора или их суммарное воздействие определяют тип и наименование элемента планировочной структуры. Тип может быть рассредоточенным, расчленённым или компактным. Компактный тип можно охарактеризовать единым периметром, где расположены все функциональные зоны города. Расчленённый тип — если город пересекает река, большой овраг или железная дорога. Рассредоточенный тип — несколько планировочных образований, которые связаны транспортными линиями. Последний случай обусловлен характером градообразующих предприятий — добывающая промышленность, например, а также на такой выбор могут повлиять природные или климатические условия.

Основные планировочные элементы

Основные элементы планировочной структуры города — промышленные и жилые районы, то есть объекты, которые формируют всю систему обслуживания: культурно-просветительные, административно-общественные, лечебно-оздоровительные, торгово-бытовые, спортивные учреждения и места для массового отдыха. Сюда же относится сеть улиц, площадей, объединяющая всё это.

Учреждения общественного обслуживания современного города всегда находятся в единой системе, которая охватывает жилые районы, предприятия и зоны отдыха. На такое объединение направлена вся градостроительная тенденция современности. Объекты обслуживания и общественные центры — общегородские, а также каждого планировочного района объединены с зонами массового отдыха, с промышленными и производственными районами.

Комплексы

Мегаполисы — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Волгоград и другие — имеют общую планировочную структуру с планировочными зонами и общественными центрами, где используются определённые виды элементов планировочной структуры. Минстрой давно и успешно внедряет комплексное строительство.

Например, учебные центры кооперируют на одной территории вуз, колледж, школу, то есть все три элемента учебных заведений, которые составляют единое специальное звено. Примером может служить студенческий городок МВТУ имени Баумана и много ещё. Такая комплектация присутствует сегодня в каждом большом городе и не в единственном числе.

Преимущества комплексной системы

Появляется возможность организации единых спортивных, хозяйственных учреждений, бытовых, медицинских, культурных. Все современные микрорайоны в новостройках строятся по этому принципу, где используются все виды элементов планировочной структуры. Группа жилых домов всегда снабжается школой, детским садом и другими элементами инфраструктуры. В каждом комплексе все скооперированные элементы комплекса по возможности укрупняются, и это позволяет совершенствовать их, оборудовать и эксплуатировать более целесообразно. Например, строится поликлиника вместо нескольких медицинских пунктов, а вместо отдельных спортивных или тренажёрных залов — спортивный комплекс, где есть плавательный бассейн и футбольное поле. Помимо удобства, такое кооперирование даёт и хороший экономический эффект.

Сегодня практически все центры НПО включают в себя вуз, целую группу НИИ этого же профиля, и почти всегда опытное производство. Всё чаще головной вуз имеет в своей структуре учебный комбинат, колледж и одну или несколько школ. К этому обязательно прилагаются жилые дома, общежития, бытовые и культурные учреждения. Здесь же — библиотека, вычислительный и информационный центры, конструкторские бюро. Такую махину нельзя не обеспечить всеми элементами планировочной структуры — единой системой культурно-бытового, хозяйственного, медицинского обслуживания, крупным спортивным центром. Именно в таких условиях особенно плодотворно развитие науки и внедрение её в производство. Это и есть самые перспективные формации современного градостроительства.

Зонирование территории

Совеременный город — организм сложный, здесь тесно переплетены архитектурно-планировочные, социальные, экономические и инженерные начала. Для удобной и рационально организованной жизни города в основе планировочного решения лежит зонирование территорий по функциональным признакам и видам строительства, где проходят границы элементов планировочной структуры. Согласно СНиП, городские территории делятся на несколько характерных зон. Первая — селитебная, где размещены жилые районы, научные, учебные, спортивные, медицинские и тому подобные общественные центры, парки, скверы и прочие зелёные насаждения общего пользования.

Второй номер элемента планировочной структуры — зона промышленная, где размещены предприятия и с ними связанные объекты, базы, склады, депо, автопарки, гаражи, фабрики. Третья зона — внешний транспорт: грузовые и пассажирские станции, пристани, порты и тому подобное. Коммунально-складская и промышленная зоны составляют одну производственную зону города, включающую в себя и научно-производственные предприятия. То есть эта зона охватывает все сферы производства, промышленности, коммунального и складского обслуживания.

Дополнительно

Отдельные конкретные случаи городской застройки предусматривают выделенную зону с общественным центром, или обособленную коммунальную зону, или складскую, или даже зону НИИ. В курортных городах особняком стоит зона курортная, где размещены лечебно-оздоровительные предприятия, пляжи, парки, сады и тому подобное. Также часто обособляются в городской застройке такие элементы планировочной структуры, как больницы, спортивные сооружения и НИИ. В черте города часто располагаются питомники, подсобные хозяйства, кладбища.

Здесь важно определить наименование элемента планировочной структуры. Это можно найти в Перечне, утверждённом Минфином РФ в 2015 году. К отдельным элементам отнесены: массив (зона), вал, микрорайон, квартал, месторождение, остров, набережная, порт, парк, сад, сквер, район, территория, садоводческие и дачные товарищества и многое другое. Также определены элементы дорожной и уличной сети. Это бульвар, аллея, переулок, магистраль, площадь, проспект, проезд, разъезд, проулок, тракт, спуск, тупик, шоссе, улица.

Читайте также  Структура дистанции электроснабжения

В сельских поселениях

Территория сельского населённого пункта обычно делится на две основные зоны — производственную и селитебную. От того, правильно ли выбрана территория размещения этих зон, оправданно ли расположены они, зависит комфорт проживания и рациональное использование производственных предприятий.

Особенна важна связь между этими зонами, потому что главным социальным циклом жизни любого поселения является «быт-труд». Правильно располагать селитебную зону с наветренной стороны для преобладающей розы ветров, выше по течению рек относительно промышленных предприятий, которые обычно в той или иной мере загрязняют окружающую среду.

Производство

Производственную зону следует расположить так, чтобы пешеходные и транспортные связи были хорошо организованы относительно мест проживания трудящихся на данных предприятиях. Также важно учитывать беспрепятственное присоединение промышленных зон к системе внешнего транспорта (водного, железнодорожного и других). Но желательно спланировать так, чтобы транзитные автодороги и железнодорожные пути производственную зону не пересекали. Расстояние от селитебной зоны тоже очень важно соблюдать в зависимости от количества вредных веществ, которые выделяет данное предприятие. Для решения этого вопроса существуют санитарные нормы, где оговаривается создание защитной санитарной зоны.

Взаиморасположение

Практика градостроительства придерживается классификации, где определены три основных вида взаиморасположения селитебной и производственной зон. Значительное расстояние требуется между ними, если промышленность включает в себя предприятия первого и второго классов: цветная и чёрная металлургия, химические и нефтехимические предприятия, цементные заводы, ТЭЦ, шпалопропиточные заводы и тому подобные. Особо опасные предприятия (атомные электростанции, например) требуют защитную зону в несколько километров.

Во втором случае, если предприятия не особо вредные, промышленная зона может граничить с селитебной. Сюда включены предприятия третьего и четвёртого класса по санитарной классификации, а также пятого класса, требующие железнодорожного сообщения. В третьем случае промышленные предприятия расположены прямо на селитебной территории. Это только четвёртый и пятый класс, не требующий железнодорожных путей. При взаиморасположении нужно учитывать не только вредные выбросы, но и шум. Коммунально-складские зоны располагаются так, чтобы сохранять удобные связи с внешними сетями транспорта. Размеры ориентировочно определяются из расчёта два квадратных метра на одного человека.

Тема 4. Функциональное зонирование территории города

И.А. Литвенкова
Экология городской среды: урбоэкология
Курс лекций. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2005 – 163 с.

Тема 4. Функциональное зонирование территории города

2. Планировочная структура города. Понятие градообразующего фактора

В создании того или иного города принимают участие различные факторы. Те факторы, которые являются основными в этом процессе и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими факторами. Соответственно, предприятия, которые явились причиной возникновения города, и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями. К ним относят промышленные предприятия (заводы, фабрики, электростанции), крупные транспортные узлы, морские вокзалы и аэропорты, правительственные и научные учреждения, санатории, дома отдыха и др. Учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, работающие на градообразующую группу предприятий, называют обслуживающими. Это могут быть музеи, магазины, средние учебные заведения, предприятия местной легкой промышленности и т.д.

Концепции развития планировочной структуры города:

Поясное зонирование – создание вокруг города зеленого пояса, ограничивающего разрастание городской застройки. За пределами зеленого пояса проектируется кольцо городов-спутников с собственной градообразующей базой.

Секторное развитие – расширение города вдоль сходящихся к нему радиальных направлений. В секторах между радиальными направлениями застройки сохраняются зеленые клинья.

Параллельный город – создание большого города рядом с основным с целью воссоздать в нем такие же условия общественной среды. Такая концепция впервые предложена в одном из проектов Парижской агломерации, в котором предлагалось создать «параллельный» Париж с населением 2 млн. человек.

Направленное развитие вдоль одной или нескольких специально избранных осей. Наиболее широкое применение получила концепция развития вдоль главной оси в сочетании с секторным развитием.

Планировочная структура города формируется под влиянием природных условий местности и особенностей народохозяйственного профиля города. Различают: полосовидную структуру – когда город вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья; звездчатую (многолучевую) структуру возникает в городах располагающихся в узле дорог; многоядерную структуру свойственную городу, сформировавшемуся вокруг нескольких территориально сближенных крупных объектов; компактную структуру, характерную для малых городов.

Таким образом, город и окружающий его район необходимо рассматривать как единое целое (рис. 3).

Концентрическая круговая модель: 1-центральный деловой район; 2-транзитная детерриториальная зона; 3-дома рабочих; 4-пригороды для среднего класса; 5-пригородная зона компенсации.

Секторная модель: 1-высокорентные резиденции (жилые кварталы); 2-резиденции среднеуровневой (промежуточной) ренты; 3-низкорентные резиденции; 4-кварталы образования и рекреации; 5-район средств перевозки и сообщения; 6- индустриапьный район; 7-ядро города.

Многоядерная модель: 1-центральный деловой район; 2-район торговли, легкого производства; 3-низкорентный жилой массив; 4-среднерентный жилой массив; 5-высокорентный жилой массив; 6-район тяжелой промышленности; 7-загородный деловой район; 8-жилой пригород; 9-индустриальный пригород.

Рис. 3. Три модели пространственной городской структуры

Неотъемлемой характеристикой крупного города является сложность и многообразие пространственной структуры. В организации городского пространства выделяют следующие зоны. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный, культурный и деловой центры агломерации. Для большинства исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывающаяся в течение многих веков, радиально-кольцевая или близкая к ней планировка, постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения, широкое развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, музеев и т.д. Численность

постоянного населения непрерывно снижается. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшеюся как правило до середины XIX в. (в до-железнодорожную эпоху) и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. Эта зона перестраивается, подвергается перепланировки и приобретает функции центра. Внешняя зона города характеризуется заполнением сплошной застройки, ростом населения. Пригородная зона формируется под влиянием города и наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятельность города. Особо важное значение имеет сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородных ландшафтов. Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, служит местом производства скоропортящейся сельхозпродукции, поставщик строительных материалов (глины, песка, гравия, известняка), служит зоной отдыха, здесь размещаются многие объекты коммунально-хозяйственного комплекса города (водопроводные станции и станции аэрации, полигоны отходов, электроподстанции).

4 Организация планировочной структуры территории города

4. Организация планировочной структуры территории города

4.1. Экономические принципы градостроительного зонирования

Планировочная структура территории города — это взаимоувязанное расположение всех архитектурно-планировоч-
ных элементов, обусловливающее формирование города как единого градостроительного организма.

Один из ответственных этапов проектирования — это выбор территории для строительства новых, реконструкции или развития существующих городских поселений. Территорию для развития городских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий.

Потребность в территории для города определяется с учетом размещения и перспективного развития объектов всех видов строительства.

В зависимости от целей использования градостроительное зонирование может осуществляться по наиболее характерным признакам: местоположению, принадлежности тому или иному пользователю, степени освоения, функциональному назначению и др.

Для целей проектирования, обеспечения рациональной организации городских территорий наиболее подходит классификация по функциональному признаку. С учетом функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Рекомендуемые файлы

Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в т. ч. научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

Читайте также  Рефлексивное сознание и самосознание

В зависимости от выполняемых городом функций в структуре города могут быть выделены и другие зоны: в городах-научных центрах — научная и научно-производственная зона; в курортных городах — курортная, лечебно-оздоровительная зона; в исторических городах — зоны исторической застройки; в городах с ценными природными ландшафтами — зоны охраняемых ландшафтов и др.

Территории, не вошедшие в основные зоны, выделяются как прочие (питомники, подсобные хозяйства, кладбища, неудобные территории, санитарно-технические устройства и пр.).

4.2. Организация территории жилой застройки города

При организации жилой застройки в планировочной структуре селитебной территории города выделяют два основных элемента — микрорайон и жилой район.

Основной первичной планировочно-структурной единицей селитебной территории является жилая группа. Это группа жилых домов, объединенных комплексом функциональных элементов, включая культурно-бытовые учреждения первичного обслуживания населения с радиусом обслуживания 150—200 м, а также хозяйственные постройки и площадки, спортивные площадки, зеленые насаждения и др. При этом в жилую группу могут быть включены дома различного типа и этажности. В зависимости от типа и этажности застройки численность населения жилой группы составляет от 1 до 4 тыс. чел.

Микрорайон — комплексно застроенная часть селитебной территории, не пересекаемая магистральными улицами и дорогами, в пределах которой размещаются несколько жилых групп, объединенных комплексом культурно-бытовых учреждений повседневного пользования с радиусом действия не более 500 м. Границами микрорайона являются, как правило, магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи.

Площадь территории микрорайона составляет от 10 до 60 га, но не более 80 га с численностью населения от 4 до 20 тыс. чел. в зависимости от типа города, застройки и этажности.

Жилой район — часть селитебной территории, состоящая из нескольких микрорайонов, объединенных комплексом культурно-бытовых учреждений и предприятий с радиусом обслуживания не более 1 500 м. Границами его, как правило, являются труднопреодолимые естественные или искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Площадь территории — от 80 до 250 га с численностью населения от 25 до 80 тыс. чел.

В крупных и крупнейших городах несколько жилых районов образуют планировочные районы (рис. 1).

Планировочный район — наиболее крупная структурная единица селитебной территории, в пределах которой размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания 2—3 км. Численность населения планировочных районов в больших городах может составлять до 100 тыс. чел., в крупных — до 300 тыс. чел., в крупнейших — до 500 тыс. чел.

В некоторых случаях планировочные районы могут объединяться в планировочные зоны. Например, в Москве наряду с обычными планировочными элементами выделяются планировочные зоны с населением от 600 тыс. до 1 млн. человек.

В отличие от других структурных элементов в планировочном районе обязательно наличие градообразующих объектов.

Для предварительного определения потребности в селитебной территории производят расчеты по укрупненным показателям в расчете на 1 000 жителей. В городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей без земельных участков площадь территории принимается 10 га на 1 000 чел.; городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей с земельными участками — 20 га; от 4 до 8 этажей — 8 га; при застройке 9 этажей и выше — 7 га.

При определении площади селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома.

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ РОССИИ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ РОССИИ. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемzavuch.info

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ РОССИИ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ РОССИИ.» — Транскрипт:

1 ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ РОССИИ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ РОССИИ

2 ЦЕЛЬ: Изучение планировочной структуры городов России.

3 ЗАДАЧИ : ЗАДАЧИ : Сформировать представление о различных типах планировочной структуры городов; Просмотреть факторы и исторические предпосылки развития разных типов городов; Просмотреть факторы и исторические предпосылки развития разных типов городов; Уметь анализировать и объяснять современную структуру городов, используя космические снимки; Уметь анализировать и объяснять современную структуру городов, используя космические снимки; Проиллюстрировать различия между изображением территории на географических картах и космических снимках. Проиллюстрировать различия между изображением территории на географических картах и космических снимках.

4 Города России Города России Планировочная структура, ее формирование, воздействие на качество жизни населения современного города. Планировочная структура, ее формирование, воздействие на качество жизни населения современного города. Объект исследования Предмет исследования

5 Ученые — геоурбанисты Исаак Моисеевич Маергойз ( гг.) Исаак Моисеевич Маергойз ( гг.) – советский экономико-географ, доктор географических наук. Занимался изучением городов, применением картографического метода в экономической географии. Он основал учение о территориальной структуре хозяйства, которое в последствии было применено для разработки концепции территориальной структуры городов

6 Ученые — геоурбанисты Георгий Михайлович Лаппо (род. в 1923 г.) Георгий Михайлович Лаппо (род. в 1923 г.) – советский и российский географ- урбанист, доктор географических наук. С 1969 года занимается изучением проблем развития городов. Разработал концепцию каркасно-сетевой структуры городов, согласно которой современные развитые города больше взаимодействуют друг с другом, а не с окружающей территорией

7 Определение Планировочная структура города Планировочная структура города это географический рисунок территории города, отличающейся высокой концентрацией различных объектов и инфраструктуры Основные магистрали Зона отдыха Общественные центры Селитебная ( жилая ) зона Промышленная зона

8 Типы планировочной структуры Город вытянут вдоль крупной реки или морского побережьяГород вытянут вдоль крупной реки или морского побережья Полосовидная (линейная) Города, разделенные природными «преградами» и имеющие несколько ядер ростаГорода, разделенные природными «преградами» и имеющие несколько ядер роста Расчлененная Город, сформировавшийся вокруг нескольких территориально сближенных крупных объектовГород, сформировавшийся вокруг нескольких территориально сближенных крупных объектов Многоядерная Город в узле дорог, росший так, что ни одно из направлений приоритетно не выделялосьГород в узле дорог, росший так, что ни одно из направлений приоритетно не выделялось Кольцевая Обычно характерна для малых городовОбычно характерна для малых городов Компактная

9 Волгоград Волгоград (Полосовидная или линейная)

10 Тамбов Тамбов (Расчленённая)

11 Брянск Брянск (Многоядерная)

12 Москва Москва (Кольцевая или поясная)

13 Малые города Малые города (компактная)

14 1. Планировочная структура городов может быть очень разнообразной. 2. Планировочная структура зависит от многих факторов, среди главных можно выделить: а) природно-географические условия местности; б) исторические предпосылки; в) хозяйственный профиль города; 3. Структура города обладает большой инерционностью, то есть изменить ее очень сложно. При этом в ряде случаев новые требования вынуждают город менять свою структуру, иногда весьма радикально. На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

15 Практическая часть работы

18 Предлагаем свою схему современного города

20 выводам: Изучив данную тему мы пришли к следующим выводам: 1. Современный город должен менять структуру градостроительства 2. Ключом к решению проблемы может служить широко распространяющийся в последнее время система планировки города с «растянутым центром». 3. Новая структура должна учитывать развития современного вида транспорта – метро и развитие велотрасс 4. Предполагаемая планировка города позволяет точно удовлетворить всем потребностям жизни человека.

21 Заключение Мы являемся жителями крупного мегаполиса, хотели бы видеть свой город не только политически, экологически культурным центром России, но и самым чистым, красивым, современным городом. Мы являемся жителями крупного мегаполиса, хотели бы видеть свой город не только политически, экологически культурным центром России, но и самым чистым, красивым, современным городом.

22 Литература Ягодин Г.А. Экология города: Учебное пособие Ягодин Г.А. Экология города: Учебное пособие Анимица Е.Г, Власова Н.Ю. Городская политика: теория, методология, практика, Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2004 Анимица Е.Г, Власова Н.Ю. Городская политика: теория, методология, практика, Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, Лаппо Г. М. География городов Города России : энциклопедия / Гл. ред. Г. М. Лаппо, М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 г

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: