Племенной союз саков - ABCD42.RU

Племенной союз саков

Саки (племена)

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :

  • саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии)
  • саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписиДария I[6] ), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов),
  • саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)», и
  • саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи[7] .

Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому», «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов), чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи ((дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и др.

В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями» [9] . Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» [10] .

Общие сведения

Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле» [11] . В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга» [12] [13] [14] [15] [16] .

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь» [19] .

История

История Казахстана

Сакский племенной союз

С начала II тысячелетия до н.э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В I тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки.

В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками — курганами, могильниками, поселениями появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде всего Авеста — проповеди Заратустры, основоположника зороастризма — древнейшей религии мира с верой в единого бога, самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога. Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья. Заратустра — арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 годами до н.э., по другим данным — в начале I тысячелетия до н.э., или в промежутке VIII — VI веков до н.э., или более неопределенно — в конце 11 — начале I тысячелетия до н.э. в степях Казахстана к востоку от Волги.

В Авесте кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хоремийцев, то есть Казахстана именовались «туры с быстрыми конями». В древнеперсидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя — заречные (заморские) саки, тиграхауда — носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга — изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы — стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках в трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца истории» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30-х годов V века до н.э., состоявшей из 9 книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) — на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н.э. против саков за Амударью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконечные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н.э. Дарий I опять совершил поход против саков. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Кариайн — Двурогий) ученик древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария III и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии — территории саков понадобилось три года с 331 по 327 годы до н.э., то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник — Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 м, высотой более 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное V веком до н.э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль», сложившийся в VII — VI веках до н.э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана. Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка — прообраз казахского колпака.

Читайте также  Типы и виды менеджмента

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис — философ, живший в VI веке до н.э. На Анахарсиса «скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками» ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель. Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь — степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилиэационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

Саки в мировой истории. Борьба за независимость

Средняя Азия и Тянь-Шань в VI—V вв. до н. э

В первом тысячелетии до н. э. на основе конгломерата племен эпохи бронзы выросла новая этническая общность — саки. Переход от первобытного общества к классовому сопровождался здесь развитием нового способа хозяйствования — кочевого скотоводства и создания крупных племенных объединений. В VIII—I веках до н. э. на просторах Евразии от Тувы до Украины (включая ее территорию) обитали кочевые племена, которых в древнеперсидских клинописных текстах называли саками, а европейцы скифами. Предположительно, слово “сак” означало “сильный мужчина (воин)”.

Многие археологические находки свидетельствуют об общности этих кочевых племен. При раскопках курганов на западной и восточной окраинах их владений археологи нашли украшенные в так называемом “скифо-сибирском зверином стиле” схожие изделия оружие и утварь, конское снаряжение, другие бытовые предметы. Иначе говоря, на обширном пространстве, включая Семиречье и Тянь-Шань, шел единый процесс формирования культуры древних кочевников.

В VI- V веках до н. э. среднеазиатские племена саков сформировались в два крупных племенных объединения, поэтому говорить о границах их владений можно лишь ориентировочно. Одно из них занимало территорию от Каспийского моря и Уз-боя до Центрального Тянь-Шаня и реки Или.

На территории Средней Азии и Тянь-Шаня в VI—V вв. до н. э., судя по античным письменным источникам, обитало две крупные конфедерации племен: саки — тиграхауда (по персидским источникам), они же саки — ортокорибантии (по древнегреческим) и саки — хаумаварга (по персидским), они же саки — амюргии (по древнегреческим).

Союз саков состоялся из племен яксартов, массачетов, исседонов, дайдахов. Саки были воинственными племенами, играли активную роль в политических событиях Центральной Азии в I тысячелетии до н. э. Каждый взрослый сак считался воином и обязан был по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении и на своем коне. Конница саков считалась лучшей в мире.

Хозяйство саков.

Саки говорили на языке восточных иранцев. По останкам древних людей, найденным археологами на Алае, Центральном Тянь-Шане, в районе Кетмень-Тюбе, установлено, что они внешне принадлежали к европеоидам. И только незначительная часть саков имела монголоидные черты. Они занимались круглый год кочевым скотоводством. В зависимости от времени года кочевали с многочисленными стадами овец и табунами лошадей по пастбищам. Для той эпохи кочевое хозяйство было прогрессивной формой, так как обеспечивало в большей степени ценными продуктами мясом, молоком, маслом, творогом, кумысом. Из шерсти и шкур кочевники изготавливали теплую, прочную одежду, кийизы войлочные покрытия и ковры для жилищ, из конского волоса плели веревки. Они освоили непригодные для земледелия территории степные равнины, пустыни и полупустыни, предгорные лощины и распадки. Но самое главное древние кочевники умели изготавливать из металла необходимые орудия труда, оружие топоры, ножи, наконечники копий, а также предметы быта посуду, зеркала, иглы, украшения. Бронза по-прежнему имела значительное употребление в хозяйстве кочевников. В начале I тысячелетия до нашей эры люди научились выплавлять железо. Так на смену бронзовому веку приходит железный век, который длится до сих пор.

Общественное устройство саков.

Немногочисленные письменные источники сохранили скупые сведения об общественном устройстве саков, живших в VI—V веках до н. э. В них встречаются слова “царь”, “владыка”, “воин”. В целом их общественное устройство можно охарактеризовать следующим образом: мелкие патриархальные роды объединялись в кочевые общины, несколько таких кочевых общин составляли племя, племена объединялись в племенные союзы. К V веку в общественном устройстве саков начинают проявляться имущественное и социальное неравенство, перерастающее в классовые различия. Это подтверждают и археологические раскопки. Под большими курганами захоронениями царей археологи находят настоящие сокровища, например, до 4 тысяч изделий из золота и серебра, а в могилах простых членов общины одну-две глиняные чаши.

На самой низшей ступени общественной пирамиды находились рабы, захваченные саками во время сражений и войн. Однако они не играли заметной роли в хозяйстве ввиду их малочисленности. Каждый достигший совершеннолетия сак считался воином. По призыву вождя он облачался в военные доспехи, брал оружие лук, саблю, секиру, садился на коня и выступал в поход. С раннего детства мальчика-сака приучали сидеть в седле, обращаться с конем, стрелять из лука, поэтому сакские воины-конники считались лучшими в мире. Воины настолько искусно владели луком, что на полном скаку, обернувшись назад, точно поражали цель. Цари Ассирии приглашали саков в качестве наставников своих воинов, чтобы научить их стрелять из лука. В V—IV веках до н. э. в сакской коннице появляются тяжеловооруженные отряды всадников, одетых в железные доспехи шлем и кольчугу. Они составляли элитную гвардию царей.

Кочевники Средней Азии поддерживали мирные и военные связи с персами народом Ирана, участвовали в экономической, культурной и политической жизни древнего мира. Двенадцатитысячный отряд саков помог персидскому царю Киру II одержать победу в войне с могущественной Ассирией. Саки принимали участие в спортивных состязаниях, которые устраивались во дворце персидского владыки. Например, один сакский юноша одержал победу во всех конных состязаниях, устроенных Киром II.

Как свидетельствует “История” великого Геродота, саки уже в V веке до н. э. участвовали во всех значительных событиях того периода, например, греко-персидских войнах (500—449 годы до н. э. ). Как союзники, иногда как наемные войска, саки сражались и на стороне Ахеменидов. Конница саков во время Марафонского сражения (490 год до н. э. ) разгромила на своем участке сражения афинских гоплитов (тяжеловооруженных пехотинцев). Пехота саков участвовала в битвах при Фермопилах (480 год до н. э. ) и при Платеях (479 год до н. э. ). Известно также, что степные саки входили в состав экипажей военных судов персов. Чтобы завоевать Грецию, персидский полководец Мердоний включил саков в свои отборные отряды. По данным письменных источников, в городах Египта и Вавилона были сооружены лагеря для войск саков, а персидский гарнизон, стоявший в египетском городе Мемфис, полностью был сформирован из среднеазиатских саков. Имя одного из них Сакиэт сохранилось в письменных источниках и благодаря им дошло до нас. В различных местах бывшей персидской державы, простиравшейся от Средней Азии до Египта, найдены глиняные фигурки в остроконечных колпаках, одетые в камзол, обутые в сапоги, похожие на сакских воинов, а также на тянь-шаньских саков-тиграхаудов.

Военные успехи саков.

Саки имели непревзойденный международный авторитет: их считали непобедимыми воинами. В VI веке до н. э. саки-тиграхауды были вынуждены вступить в ожесточенную борьбу за свою независимость с очень сильным врагом царем персидских племен Киром И. В 550 году до н. э. этот правитель решил подчинить себе набиравшие силу на северо-востоке персидского государства сакские племена массагетов, возглавляемые царицей Томирис, а затем завоевать Египет.

Чтобы сражаться со стотысячной армией Кира II, царица Томирис должна была противопоставить ей такое же мощное войско. Против персов выступили не только сакские племена, земли которых намеревался подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля.

Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но итог оказался успешным. Как и предполагал Кир II,

Читайте также  Осина - лекарь

Томирис отправила за ним в погоню треть своего войска во главе с единственным сыном Спарганистом. Саки заняли опустевший лагерь персов, нашли вино и, воспользовавшись неопытностью своего командующего, устроили пиршество. Под покровом ночи Кир II вернулся и уничтожил беспечно спавших саков. По сведениям одних источников, Спарганист был убит персами, по другим попал в плен, но покончил с собой, не вынеся позора. Томирис направила к Киру II посла с требованием немедленно уйти с сакской земли и вернуть тело сына. Письмо заканчивалось угрозой: “Если же ты не сделаешь этого, я напою тебя кровью, клянусь солнцем, которому поклоняются массагеты”. Кир II не внял угрозе. Началась ожесточенная битва, в которой сакам удалось заманить персов в узкое ущелье и перебить их. Согласно легенде, записанной греческим историком Геродотом, Томирис велела положить голову царя Кира II в бурдюк, наполненный кровью, и произнесла: “Ты хотел крови. Ты получил ее!”.

Однако позже саки были подчинены его наследником Дарием Гистаспом в 519—518 г. до н. э. В тяжелой борьбе с Ахеменидским государством участвовали объединенные силы сакских племен Средней Азии, включая и тех, которые занимали территорию древнего Кыргызстана. В ответ на мобилизацию всех сил Ахеменидов от Средиземного моря до Гиндукуша (у Кира II была двухсоттысячная армия) цари саков должны были сконцентрировать силы кочевников от Тянь-Шаня до Каспийского моря. Только так саки могли достойно встретить иноземных завоевателей.

Большое влияние в земледелии играли контакты с оседлым населением, особенно согдийцами, далекими предками таджиков, которые стали селиться в пределах Чуйской и Таласской долин. Со временем они смешались с тюркоязычным населением, приняв его обычаи и традиции.

Сакам, обитавшим в Фергане, Ташкентском оазисе и на Тянь-Шане, пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с одним из величайших завоевателей в мировой истории — Александром Македонским. Завоеватель в ряде сражений разбил войска Ахеменидского Ирана и в 329 г. до н. э. был уже на берегах Сыр-Дарьи. Здесь, вблизи от современного Ходжента, он построил город. Царь саков, которые жили к северу от реки, понял, что этот город — «ярмо на его шее». (Есть мнение, что ставка этого царя находилась в Кетмен-Тюбе, на территории теперешнего Кыргызстана). Кочевой владыка отправил к Александру послов. Речь, обращенная к завоевателю, в передаче античного историка Квинта Курция Руфа свидетельствует о достоинстве, уме и прекрасной ориентировке мировой политике древнейших тянь-шаньских дипломатов: «Если бы боги захотели величину твоего тела сделать равной твоей жадности, ты не уместился бы на всей земле. Ты хвалишься, что пришел преследовать сюда грабителей, а сам грабишь все племена, до которых дошел. Лидию ты занял, Сирию захватил, Персию удерживаешь, Бактрия под твоей властью, Индии ты домогался: теперь протягиваешь жадные и ненавистные руки и к нашим стадам. Перейди только Танаис (Сыр-Дарью. — Авт.) и ты узнаешь ширину наших просторов. Одинаково стремительно мы и преследуем и бежим, подумай, кого ты хотел бы в нас иметь, врагов или друзей». Александр не внял словам кочевых мудрецов и перешел Сыр-Дарью. В кровопролитном сражении греки победили, но затем возвратились за реку и больше уже не переходили границу.

Саки сумели сохранить свою независимость. Влияние греческой культуры лишь слегка коснулось племен тянь-шаньских саков. В многочисленных курганах того времени, раскопанных археологами в Кетмень-Тюбе, в Прииссыккулье и на Алае, встречаются наряду с традиционным набором сакского оружия и утвари, выполненных так называемым «скифо-сибирским звериным стилем», украшения, явно несущие дух эллинизма.

На тогдашней территории Кыргызстана происходили бурные политические и военные события:

а) на протяжении 5 столетий, начиная с VII века до н.э., пастбищами владели ираноязычные саки (восточные скифы) далекие предки кочевых народов Средней Азии.
б) преемниками саков стали ираноязычные усуни — из разных народностей Средней Азии.
в) с III века до н.э. их сменили гунны.

Племенные союзы саков(7-4 вв. до н.э.). Полит.ист. Общественный строй

В I тысячелетии до н. э. преемниками андроновцев на территории Каз-на стали саки. Это время в истории древнего Каз-на совпало с эпохой открытия и широкого использ.железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сак.племена делились на три группы и расс-сь по всей тер-рии Каз-на: Саки-тиграхауды (саки, носящие высокие остроконечные шапки) жили в Южном Казахстане и Жетысу; Саки-хамаварги (саки, изготовлявшие напиток хаума) жили по берегам рек Амударьи и Мургаб; Саки-парадараи (саки, живущие за морем) жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центр.Каз-на. В письм. источниках саки встреч.под разными названиями. Древнегреческий историк Геродот называл саков «азиатскими скифами», древние персы — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с быстрыми конями».Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Осн.вид хоз-ва — скот-во, имевшее множество вариантов: коч., полукоч., оседлое. Разв.лошадей, овец, крс. Развивалось скотоводство в сочетании с земледелием. Выращ.просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, юв.искусство, резьба по дереву и кости, обработка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки имели торг.связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Сущ-ли отдельные участки ВШП: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и Причерноморья, в земли греков и этруссков. В VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза стоит царь, избираемый военным советом вождей племени. В сакском обществе царь считался любимцем бога, связующим звеном между небом и землей. Племенами управляли военные вожди, избираемые всем племенем. Сакское общество было равноправным: м и ж обладали равными правами. Например, женщины имели право воевать наравне с мужчинами, или царствовать как сакские царицы Томирис и Зарина. Саки делились на три общ-ые группы, каждая имела свой традиц.цвет: воины — красный, Жрецы — белый, общинники (скотоводы и земледельцы) — желтый и синий.На протяж.своей истории саки вели многочисленные войны. В VI в. до н. э. против них выступил царь ахеминидов Кир. Его армия была разгромлена в-ми саков во главе с царицей Томирис. В 519–518 гг. до н. э. против саков-тиграхаудов воевал персидский царь Дарий I. В этой войне совершил подвиг сакский пастух Ширак. На стороне персов саки принимали участие в греко-персидских войнах: в войне с мидийским царем Крезом, в 490 г. до н. э. в Марафонской битве, в 480 г. до н. э. в битве при Фермопилах и в Египте. В 330–327 гг. до н. э. поход против саков предпринял А.Македонский. По его приказу на Сырдарье был построен опорный пункт — г.Александрия Эсхата, разруш.впоследствии саками. С такими странами как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай саки поддерживали мирные тор.отношения. Саки покл-сь силам природы — солнцу, ветру, грому и пр. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, кабан связывался с громом, конь с солнцем и огнем. А у саков Семиречья сущ-ли «храмы огня», где соверш.обряды, связанные с культом огня. С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья возник в искусстве «звериный стиль» — изображ.зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, оружие, одежду, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Примером могут служить одежда и головной убор «Золотого че­ловека» из Иссыкского кургана,выполненные в «зверином стиле». Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке, на развитие их культуры оказала больш.влияние культура ахеменидского Ирана. таким представителем сакской духовной культуры является мыслитель и философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э. Эпоха саков показывает, что Великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации, отличавшийся этнокультурной подвижностью и способностью к адаптации.

Великий шелковый путь в истории Казахстана.

В.Ш.путь — одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока.В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии.

Шелковый путь разветвлялся, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан, «Южный путь» -Дунхиале, Хотан, Яркеид в Бактрию, Индию и Средиземноморье. «Северный путь» — из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадаи в Сирию. В VI-V1I вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семир-е и юж. Казах-н. Такое перемещение объяснялось: 1.ставки тюркских каганов, контролируемых торговые пути через среднюю Азию. 2.дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц. 3.богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров.Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, алмазы и яшма слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки золота и серебра, меха и монеты и многое др. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. По Ш. пути распротранялись не только изделия, но и мода на художественные стили и , попадая на подготовленную почву в определённую этнокультурную среду, получали широкое распространение.

Читайте также  Товароведная экспертиза качества конфет

Через Ш.п. шло основное число посольских и торговых караванов в VII-X1V вв. Так, в VI-VI1IBB. Основной была трасса Сирия-Иран-Средняя Азия — юж. Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык — Кульская котловина — Восточный Туркестан. В конце VI в происходит оживление Шёлкового пути на участке Семир-я и юж. Каз-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семир-е он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. Ш.п. через ср.Азию, юж. Каз-н и Семиречье функционировал вплоть до XIV в. пока междоусобицы и войны и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Наряду с распространением товаров, научных и технических новшеств, образцов

культуры в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по Шелковому пути по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, своего рода «эстрада» средневековья. Так, например, иранские, согдийские и тюркские актеры многое привнесли в хореографическую культуру Китая. При раскопках исторических памятников на протяжении всего Шелкового пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения в области музыкальной и театральной культур разных народов .

По Шелковому пути распространялись религиозные учения и идеи, различные миссионеры переносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии распространилось христианство, а затем и ислам.

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство несторианского толка. В 7-8 вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья

Образование Огузской конфедерации.

В рез-те б-бы в сер. VIII в. за тюргеш.наследие с карлуками значит.часть огузов покинула Жетысу и ушла в предгорья и долину Чу. Здесь находилась их резиденция «Старая Гузия». В н IX в. вожди огузов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаро- печенежское объед-ие и захв.низ.Сырдарьи и степи Приаралья. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в IX—Х вв. огузского союза племен.Первоначально ядро огузской группирови формировалось в Жетысу, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана. Первое упоминание о нем содержится в сочинении Аль-Якуби (IX в.). В Х в. столицей огузского государства стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю и Центральную Азию, Восточную Европу. Крупными городами государства были Жент, Сауран, Карнак, Суткент, Фараб, Сыгнак. По этническому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI в.) огузы делились на 24 племени, из них 12 племен — бузуки, 12 племен — учуки. Бузуки пользовались большими привелегиями.

Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Власть передавалась по наследству. Выборы джабгу проводились на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Наследники престола были иналы, их воспитатели — атабеки. Огузские джагбу имели заместителей – кюль-еркинов. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе джагбу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул сюбаши. Основная религия огузов — язычество, шаманизм, позднее — ислам.

Основа имущественного неравенства в огузском обществе — это частная собственность на скот. Кочевники, лишенные скота переходили на оседлый образ жизни. Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с оазисами Мавераннахра., Хорезма и Семиречья. В степи и оседлоземледельческой зоне особое распространение получила работорговля.

Огузы играли важную роль в политической и военной истории Евразии. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромил Хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с Киевской Русью нанесли поражение Волжской Булгарии. Это привело к мощи огузской державы. На рубеже X-XI вв. огузское государство испытало кризис вследствие восстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти во второй половины X века. Этой ситуацией воспользовались сельджукские вожди. Встав во главе восстания против огузских правителей они захватили Жент, но не надолго. Во время правления последнего джабгу огузов Шахмалика государство настолько усилилось, что огузы в 1041 году покорили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик попал в плен к сельджукам и был казнен.

В XI веке государство огузов стало приходить в упадок, сказались глубокие внутренние противоречия, междоусобицы, народные восстания против налогов, войны с сельджуками. К середине XI века держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов ушла в Вос­точную Европу и Малую Азию, часть — к Караханидам в Мавераннахр и к сельджукам Хпрасана, часть растворилась среди племен Дешт-и Кыпчака.

Союзы племен саков

Просмотр содержимого документа
«Союзы племен саков»

«Сакские племена»

Преподаватель: Иманкулов А.А.

  • Как считают исследователи, возникновение и развитие кочевого скотоводства в условиях Кыргызстана было прогрессивным явлением. Заселялись новые, ранее пустовавшие территории, люди научились получать больше мясной и молочной пищи, различного сырья из шерсти и кожи. Кочевое скотоводство расширило сферу хозяйственной деятельности человека и повысило ценность его труда. В эту эпоху на территории республики населяли многочисленные племена, которые являются предками кыргызского народа.
  • Методы исследования:
  • — подбор и анализ литературы;
  • — частично-поисковый с элементами исследовательского.

«Бехистун», «Тетради» Ксеркса, стихи Заратуштры, «Авеста».

Первые сведения о сакских племенах.

Греческий историк Страбон.

Пишет о них как об «азиатских скифах».

Писал, что персы называли в своё время скифов «сага».

  • Глава I : Кочевники Кыргызстана в 7-3 веках
  • Глава II : А кто же такие саки. Хозяйство и быт.
  • Глава III : Материальная и духовная культура саков. Мифология и искусство.

В период с VII в. до н. э. земли северной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана, Восточного Туркестана населяло объединение саков. В настоящее время сакские захоронения занимают регион от Балтийского моря (р. Висла, Эльба) до реки Керулен в Центральной Монголии, от Иртыша, Енисея до Турфана и Ордоса (прежний Си Ся).

VIII-VII вв. до н.э. – эпоха открытия и применения железа

Конец 1 тыс дон.э

переход к кочевому

способу производства

Складываются сакская и гуннская культуры

Зарождение государственного строя у кочевых племён Кыргызстана

Основные группы сакских племён

ТИГРАХАУДА

ПАРАДАРАЙЯ

МАССАГЕТЫ

ХАОМАВАРГА

(носящие

остроконечные

шапки).

Семиречье,

Чуйская долина,

Вост.Туркестан,

средняя Сырдарья,

Тянь –Шань.

(живущие за морем)

Приаралье,

северное

Причерноморье,

районы нижней

Сырдарьи и

Амударьи

(изготавливающие

напиток хаому)

долина Мургаба и

Ферганского региона

(Туркменистан)

1.1. Саки. История, места расселения.

Письменные источники

о саках

Персидские источники

Греческие источники

«саки» — могучие мужи

«азиатские скифы»

1.2. Общественный строй саков.

1. Расцвет военной демократии ;

2. Во главе племенного союза – царь (царица);

3.Государственные дела решались на народном собрании;

4.Племенами управляли военные вожди;

5. Основные группы населения:

  • Воины (красный цвет; из сословия воинов происходили вожди и цари);
  • Жрецы (белый цвет);
  • Общинники (жёлтый и синий цвета; пастухи и земледельцы).

IV в. до н.э. – война саков с Александром Македонским. Македонский захватил несколько городов на левобережье Сырдарьи-построен город Александрия Эсхата.

1.3 Политическая история саков

VI в. до н.э. – войны саков с персами. Война Кира II с Томирис – армия персов разгромлена.

519-518 гг. до н.э. война саков с Дарием1 – часть саков вынуждена была платить дань и посылать воинов для участия в персидских войнах.

553 г. – саки ворвались на территорию Мидии и подчинили её себе. По сообщениям Геродота , саки правили там 28 лет.

530 год – между персами и массагетами (Киром II и Томирис) происходит сражение. В жестоком сражении победу одержали массагеты. Кир II был убит.

519 г. – против саков совершает поход царь Дарий I – сын Гистаспа.

30-е – 40-е годы IV века до н. э. – греки под предводительством Александра Македонского вторглись в Среднюю Азию. В результате упорного сопротивления саки смогли отстоять свою независимость.

  • 1. Кочевое скотоводство (в основном разводили лошадей).
  • 2. Охота.
  • 3. Рыболовство.

  • 1. Техника литья бронзы и обработка других металлов.
  • 2. Изготовление оружия.
  • 3. Изготовление посуды.
  • 4. Камнерезное и костерезное дело.
  • 5. Выделка кож.
  • 6. Прядение и ткачество.

Жилище саков

1.4. Религиозные представления.

  • Культ вождя и царя. Царь считался избранником богов, его отждествляли с солнечным божеством. Он проводил первую борозду на весенней пахоте.
  • Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому и др. ( Конь – бог солнца и огня, Кабан – бог грома). Оседлые племена поклонялись священной земле.

  • Культ предков и культ огня.

Д/з: параграф 8 прочитать и ответить на вопросы на стр.69

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: