Поэты чистого искусства 2 - ABCD42.RU

Поэты чистого искусства 2

Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).»

Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).

К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». «Чистое искусство, или «искусство для искусства» – это условное название ряда эстетических представлений и концепций, общий внешний признак которых – утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач.

К так называемой школе «чистого искусства» современники причисляли А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Н.Ф. Щербину, Л.А. Мея, Я.П. Полонского, А.Н. Апухтина, А.А. Голенищева-Кутузова, К.К. Случевского, К.М. Фофанова и др.

В мировоззрении и эстетических принципах представителей «чистой» поэзии есть много общего – того, что их сближает и составляет сущность направления. Это – большая или меньшая степень недоверия к демократическому лагерю, общее понимание сущности и задач искусства, строгое разграничение «низкого» и «поэтического» в действительности, ориентация на сравнительно узкий круг читателей, противопоставление реальной действительности свободному миру поэтической мечты, сосредоточенность на изображении внутреннего мира человека, погруженность в глубины духа, напряженный интерес к страстям, тайнам души человеческой, тяга к интуитивному и бессознательному, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке.

«Чистым» лирикам свойственна умиротворенность и идилличность. Можно сказать, что одна из констант их целостного мировидения – идиллический хронотоп, который они по-разному осмысливали в процессе творчества. Идиллический топос явился смысло- и структурообразующей доминантой художественной картины мира поэтов.

«Чистое искусство» – это искусство «целесообразное без цели», одухотворенное возвышенным идеалом, обращенное по преимуществу к проблемам бытия, к постижению сокровенной сути мира, искусство, свободное от каких-либо внеположных ему целей.

А. А. Фет. Основной поэт и идеолог «Чистого искусства». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости». Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.

Музыка, любовь, природа слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от друга. Одним из ярких примеров этого является стихотворение «На заре ты ее не буди. ». Оно лишено сюжета, но есть героиня. Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее полностью, а как бы фотографирует отдельные моменты, рисует картину. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Импрессионизм — передача впечатления, основанная на своих субъективных, изменчивых ощущениях и переживаниях. Фет был способен запоминать переживания, мгновенные состояния души, окружающей природы. Его поэзия иррациональна, чувственна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, и часто Фет передает не их изображение, а свое собственное ощущение, свои впечатления. Прозвучало над ясной рекою//Прозвенело в померкшем лугу,//Прокатилось над рощей немою,//Засветилось на том берегу. В этом стихотворении поэт подчеркивает, что природа для него — это отражение чувств человека, очертания, вспышки, нерассудочность. Изображение уступает ощущениям.

Фет не просто описывает, а создает нужную для содержания форму, необычную, новую, он экспериментирует. Сад весь в цвету,//Вечер в огне,//Так освежительно радостно мне!//Вот и стою,//Вот и иду.//Словно таинственной речи я жду. В этом стихотворении Фет использует чередование коротких и длинных строк, а также стихотворение наполнено синтаксическими параллелизмами, повторами, характерными для его поэзии.

Как определенный жанр в поэзии можно выделить пейзажную лирику Фета. Нужно отметить, что полного описания пейзажа в стихотворениях нет — пейзаж как бы раздроблен. Например: «Шепот, робкое дыханье…». Это стихотворение написано одними назывными предложениями, перед нами создается полная картина свидания. Природа является отражением чувств человека, его психического настроения.

Поэзия и действительность для Фета оказываются двумя разными, диаметрально противоположными мирами: мир Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мир фетовской лирики, по отношению к которому первый мир является антимиром.

Творчество Ф. И. Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.

Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть.

Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное. ”, “Люблю грозу в начале мая. ” или “Как весел грохот летних бурь. ” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, насыщена звуками, красками, запахами. Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук, уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости.

Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь на всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа.

Особенности поэзии «чистого искусства»: Поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства»

Любовь — Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота.

Природа — Образность, нетрадицион­ность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам.

Искусство — Певучесть и музыкальность.

Поэзия А. А. Фета

Природа в стихотворениях поэта:

русская весна — пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лу­чей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи

русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

Читайте также  Понятие и сущность логики как науки

русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях

русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.

Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? преклонение перед чистой красотой; нарочитая красивость, даже банальность; постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»; стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощуще­ние штрихах; поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом

Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни; первый весенний цветок

томительный среднерусский полдень; короткая северная ночь; плач комара; хриплый призыв коростеля.

Фет о творчестве:

«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

«Целый мир от красоты».

«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»

Поэзия Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева: Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия

Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»

«Весь день она лежала в забытьи. » Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь — его струи По листьям весело звучали.

«Близнецы» Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь.

«Предопределение» Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И. поединок роковой.

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Доклад: Поэты «чистого искусства»

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.

Поэты «чистого искусства»

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Читайте также  Устройство и назначение тормозной системы

Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.

Презентация «Поэзия чистого искусства»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности поэтического стиля поэтов «чистого искусства». А.А.Фет и Ф.И. Тютчев

Ф. Тютчев И А. Фет

Особенности поэзии «чистого искусства» ПРИЗНАКИ Поэзия намёков,догадок,умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства,а «летучее» настроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства» ЛЮБОВЬ ПРИРОДА ИСКУССТВО Лирику отличает богатство от- тенков: неж- ность и душев- ная теплота. Образность,нетра-диционность сравнений,эпитетов;очеловечивание природы, Нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. Певучесть и музыкальность

ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ? ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» ПРИРОДА ЛЮБОВЬ ТАЙНЫ БЫТИЯ Единство эстетических воззрений и общность тематики Психологизм и тонкость чувств Изящество слога и отточенность языка Сверхчуткое художественное восприятие природы

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? ПРИРОДА Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с природой, но это невозможно Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? ЛИРИКА ЛЮБВИ Денисьевский цикл Стихи, посвященные Марии Лазич Это тайна и высший дар Скоротечность счастья – «поединок роковой» Встреча заранее предопределяет разлуку – любовь – драма, трагедия Лирическое «преступление и наказание» Красота и гармония рождаются из преодоленного страдания

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Фет Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Фет Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Фет Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Фет Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Фет Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость. Даже банальность Постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»

Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? Стремление передать предмет в отрывочных , мгновенно фиксирующих каждое ощущение штриха Поэта интересует не столько предмет , сколько впечатление , произведённое предметом Фет писал : «Для художника впечатление , вызвавшее произведение , дороже самой вещи , вызвавшей это впечатление».

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Читайте также  Принципы кредитования и сущность кредита

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Борисова Надежда НиколаевнаНаписать 4774 28.02.2017

Номер материала: ДБ-232281

  • Русский язык
  • 10 класс
  • Презентации
    28.02.2017 763
    28.02.2017 1307
    28.02.2017 491
    28.02.2017 390
    28.02.2017 2679
    28.02.2017 475
    28.02.2017 718

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

ВПР начались в колледжах с 15 сентября

Время чтения: 4 минуты

В Москве документы дошкольников и учеников переведут в электронный формат

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Пять магистерских программ вузов России вошли в сотню рейтинга QS лучших бизнес-школ мира

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Поэты «чистого искусства»

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru

Похожие работы

. Так как в сущности люди эти ничего не понимали в деле поэзии, то останавливались только на одной видимой стороне дела: именно на его непосредственной бесполезности» [35]. Предисловие Фета — последняя, завершающая публичная декларация эстетики «чистого искусства». Здесь много принципиально важных заявлений. Прежде всего причину раскола в русской поэзии, начиная с 60-х годов, Фет видит в позиции .

того искусства». Что же, по мнению писателя, являлось тем самым истинным, чистым искусством? И как это выражается в романе, с помощью каких сюжетных ходов и образов. В самом начале романа мы знакомимся с предисловием, в котором Оскар Уайльд высказывает взгляды на искусство, красоту и самого художника. уайльд чистое искусство дориан грей Художник – творец прекрасного. Те, кто в .

. «. Не случайно этот удивительный поэт писал о себе самом: «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному…». Реалистов и представителей «чистого искусства рассуд

. (см. озлобленные статьи Голеницева-Кутузова, напр. его «Нашествие варваров на русскую литературу»). Политическая функции этой поэзии, изображавшей действительность в исключительно узком или извращенном ею разрезе, была безусловно реакционной: широкий читатель мало читал поэтов «чистого искусства», разночинская же критика обрушивала на них груду насмешек, язвительно высмеивая узость их тематики и .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: