Понятие фонетики в русском языке - ABCD42.RU

Понятие фонетики в русском языке

Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать

Наука о звуках речи.

Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.

Что изучает фонетика

Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.

Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].

Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].

Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».

Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.

Зачем нужна фонетика

Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).

Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.

Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].

Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».

Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].

Чтобы грамотно писать. В орфографии есть куча правил, которые связаны с произношением. Например, приставки на -з и -с всегда пишутся так, как слышатся, то есть перед звонкими согласными пишется «з», а перед глухими – «с»: раздавить, рассмешить, разгневать, расписать.

С какими науками связана фонетика

С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.

С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.

Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».

Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.

С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.

Как разобраться в фонетике

Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.

Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.

Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.

На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.

Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.

Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.

Значение слова «фонетика»

ФОНЕ́ТИКА, -и, ж.

1. Звуковой строй, звуковой состав языка. Русская фонетика. Чешская фонетика.

2. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

[От греч. φωνητικός — звуковой]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

ФОНЕ’ТИКА [нэ], и, мн. нет, ж. [от греч. phōnētikos — звуковой] (лингв.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная ф. Историческая ф. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются друг от друга фонетикой.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

фоне́тика

1. лингв. раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка

Читайте также  Сновидения, галлюцинации и грёзы как виды воображения

2. лингв. звуковой строй, звуковой состав языка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подол — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «фонетика&raquo

Синонимы к слову «фонетика&raquo

Предложения со словом «фонетика&raquo

  • В области фонетики в связи с появлением кан-го в японском языке возникли геминация согласных, их палатализация, конечно-слоговая носовая фонема, долгота гласных, дифтонги.

Цитаты из русской классики со словом «фонетика»

  • — Да. В таких серьезных случаях нужно особенно твердо помнить, что слова имеют коварное свойство искажать мысль. Слово приобретает слишком самостоятельное значение, — ты, вероятно, заметил, что последнее время весьма много говорят и пишут о логосе и даже явилась какая-то секта словобожцев. Вообще слово завоевало так много места, что филология уже как будто не подчиняется логике, а только фонетике… Например: наши декаденты, Бальмонт, Белый…

Сочетаемость слова «фонетика&raquo

  • в области фонетики
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия со словом «фонетика»

В этой статье описывается фонетика и фонология литературного русского языка. О фонетике русских диалектов смотрите статью Фонетика и фонология русских диалектов. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.

В данной статье рассматриваются особенности фонетики и фонологии квебекского варианта французского языка. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «фонетика»
  • Склонение существительного «фонетика» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «фонетика» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «фонетика» (подборка цитат)
  • Перевод слова «фонетика» и примеры предложений (английский язык)

Предложения со словом «фонетика&raquo

В области фонетики в связи с появлением кан-го в японском языке возникли геминация согласных, их палатализация, конечно-слоговая носовая фонема, долгота гласных, дифтонги.

Кроме изданий по теории русского и славянских языков, а также экспериментальной фонетики, стал автором публикаций по теории музыки и истории русской музыки.

Во французской фонетике есть несколько носовых гласных звуков, при произнесении которых воздух проходит одновременно через рот и через нос.

Фонетика и фонетический разбор слова

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Согласные звуки

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких» согласных и 10 глухих.

Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j’и-вo] 2 слога, второй ударный

[j’] согласный, звонкий, мягкий
е— [и] гласный, безударный
г— [в] согласный, звонкий, твердый
о— [о?] гласный, ударный
3 буквы 4 звука

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б’] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой ( например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика» предлагается сделать частичный фонетический разбор.

Комментарии

мне надо слово умеет. .

мне надо слово СВОЁМ и СЁМКА пожалуйсто помогите мне у меня не получается

Фонетика: цели и задачи науки. Введение

Определение термина «фонетика»

Фонетика — это языковедческая наука, которая изучает материальную сторону языка, а именно звуки и их сочетание.

Для начала нужно определить составляющие части звуковой стороны языка.

Читайте также  Современные средства связи

Основными звуковыми единицами нашего языка являются:

  • морфемы (корень, суффикс, префикс, окончание);
  • слова;
  • словосочетания;
  • простые и сложные предложения.

По природе эти единицы имеют две стороны — смысловую (они все имеют свое значение) и материальную (они — ряд определенных звуков). Знаки также имеют свою двусторонность:

  • обозначаемое — это смысл, значение знака;
  • обозначающее — материальная составляющая, которая доступна нашим органам чувств (звуки);
  • условная — понимание; связь между обозначающим + обозначаемым.

Все единицы нашего языка — знаки. Каждый из знаков имеет свое обозначающее (материальную сторону), а точнее звуки и их сочетание.

Что является предметом изучения фонетики

Филология как наука изучает:

  • звуки речи;
  • образование звуков речи;
  • общие фонетические законы;
  • закономерности и специфику звукового строения (произношение) языка: постановка ударения в каждом слове/в каждой фразе, деление на слоги, особенности передачи интонации в предложениях.

Основные задачи филологии

  1. Фиксирование звукового состава (особенности произношения живой речи) языка в определенный период его развития.
  2. Синхроническое и диахроническое изучение фонетического строя языка.
  3. Выявление и определение фонетических изменений звукового строя речи.
  4. Сравнительное изучение языковых фонетических явлений и изменений в родственных языках.
  5. Изучение и сопоставление языковых структур нескольких языков, для выявления звуковой специфики всех языков мира и их близкого или дальнего сходства.

Какие существуют фонетические единицы (основные)

Фраза, такт, слог и звук — это основные фонетические единицы языка.

Все они имеют строгую системную иерархию, так как связаны количественными отношениями:

  • Фраза включает в свой состав несколько тактов;
  • Такт включает несколько слогов;
  • Слог — несколько звуков;
  • Такт не может включать в свой состав несколько фраз;
  • Слог не состоит из несколько тактов;
  • Звук не состоит из нескольких слогов.

Каждая единица имеет свою качественную специфику.

Например, фразы объединяются только интонацией, такты — ударением, волновой сонорностью соединяются только слоги, а звуки — однородностью произношения и образования, которая является относительной, но системообразующей.

Аспекты фонетических исследований

Существует всего четыре основных аспекта в рассматриваемой нами науке:

  • Артикуляционный — рассматривает участие пассивных и активных органов речи при создании звуков.
  • Акустический — исследует амплитуду колебаний воздушных частиц каждого звука при их произношении: высоту, силу и тембр.
  • Фонологический — рассматривает смыслово-различительную функцию каждого звука (фонемы).
  • Перцептивный — исследует связь и восприятие услышанной речи органами человеческого слуха.

Разделы фонетики

  • Общая фонетика — систематизирует общие закономерности и характеристики всех языков мира: принципы членения звукового потока, артикуляционное образование звуков, особенности изменений звуков в речи, соотношение звуков и фонем и пр.
  • Сравнительная — основной ее задачей является общая сопоставительная характеристика звукового строя языка с другими языками. В этом разделе изучаются особенности и закономерности развития живой речи при сопоставительном анализе родного и чужого языка.
  • Историческая — это диахроническое изучение развития и изменения языкового строя конкретного языка со времен его появления.
  • Описательная — это синхроническое изучение фонетического строя речи современного (конкретного) языка.
  • Артикуляционная — изучает сам физиологический процесс образование звуков в речевом аппарате.
  • Перцептивная — фиксирует и изучает процесс восприятия и усвоения звучащей речи органом человеческого слуха.

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Понятие о фонетике

Фонетика(от греч. phonetikos — звуковой, голосовой, phone — звук) — раздел языкознания, изучающий звуко­вые средства языка. Существуют различ­ные определения предмета фонетики: одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка — морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.), другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.), наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц — орфография (Л.В. Щерба) (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Фонетика занимается изучением языковых единиц, природа которых материальна. С одной стороны, эти единицы лишены самостоятельного значения (звуки речи, слоги, ударения) или же обладают очень специфическим значением (разные интонационные типы); с другой стороны, эти единицы и обусловливают существование значимых единиц языка (морфемы, слова, фразы или большие высказывания), яв­ляясь средством их материальной реали­зации. Таким образом, фонетические единицы, с одной стороны, противопоставлены дру­гим языковым единицам, с другой сто­роны, обеспечивают их материальную реализацию.

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основ­ных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Основные фонетические единицы – звук речи, слог, фонетическое слово (т.е. самостоятель­ное слово с примыкающими к нему слу­жебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различное основание. Так, звуки речи выделяются в резуль­тате фонемного анализа, синтагмы и вы­сказывания — в результате анализа смы­словых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово — на собственно фонетических, не смысловых основаниях. Как специальная научная дисциплина, фонетика первоначально рассматривала физио­логические характеристики звуков речи; в дальнейшем исследуются и особенности звучания (акустика речи), а также осо­бенности восприятия фонетических еди­ниц человеческим ухом (психоакустика и психофонетика). Три аспекта исследо­ваний — физиологический, акустический и психологический — основаны на непо­средственном наблюдении, поэтому их развитие тесно связано с разработкой специальных методов исследования. Пер­воначально это были субъективные на­блюдения исследователя, определяющего путём анализа собственных мускульных ощущений особенности артикуляции от­дельно произносимого звука. Постепенно развиваются и методы объективного ана­лиза: для исследования артикуляционных характеристик широко применяются тех­нически совершенные методы комплекс­ной регистрации движений артикуляцион­ных органов, кинорентгеносъёмки речево­го тракта во время произнесения тех или иных единиц, разнообразные способы регистрации мышечных потенциалов, воз­никающих во время речи. Для анализа акустических свойств звуковых единиц используется специальная спектроанализирующая аппаратура, широко при­меняются электронно-вычислительные ма­шины. Исследование особенностей вос­приятия звуковых единиц проводится на основе применения специальных прибо­ров, позволяющих выделить из магнит­ных записей непрерывной речи сегменты разной длительности; создана специаль­ная методика синтеза речи, т.е. созда­ния речеподобных звуков искусственным путём, без участия человека. Характе­ристики таких синтезированных звуков или звукосочетаний могут изменяться под контролем исследователя, что даёт возможность оценить роль этих харак­теристик при восприятии их человеком.

Раздел фонетики, изучающий объективные свойства звуковых единиц при помощи специальных методов, называют инст­рументальной или экспери­ментальной фонетикой. Последнее назва­ние более верно, т.к. главное — не в ис­пользовании инструментов для накопления фактов, а в проведении при помощи этих инструментов специальных экспе­риментов для выявления тех или иных характеристик, их относительной значи­мости и особенностей проявления в раз­ных условиях речевого общения.

Важным аспектом фонетики является описательная фонетика, предметом которой являются основные закономерности упот­ребления различных звуковых единиц при оформлении значимых единиц язы­ка, например, распределение ударения в словах различных типов, чередования глас­ных и согласных, звуковые характеристики морфем. Сюда же относится и исследование сочетаемости звуковых еди­ниц, основанное на статистическом обсле­довании текстов.

Специальным аспектом фонетики является историческая фонетика, предметом изучения которой являются изменения в фоне­тическом оформлении значимых единиц, происходящие в истории конкретного языка. Т.к. при историческом подходе к фонетическим явлениям мы имеем дело или с письменными памятниками или с реконструкциями, сфера рассмотрения звуковых явлений при таком подходе сужена: нельзя говорить ни о точных артикуляционно-акустических, или пер­цептивных, характеристиках звуковых единиц, ни об интонационных особенно­стях.

Читайте также  Прыгучесть, её сущность и компоненты

Существует также общая фонетика, зани­мающаяся изучением общих закономер­ностей, действующих в звуковых систе­мах различных языков и являющаяся основой для фонетического анализа лю­бого конкретного языка.

Существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, фонетика как наука, исследующая материальные яв­ления (артикуляция, акустика звуков речи), вообще не может считаться линг­вистической дисциплиной и по отношению к фонологии — науке, изучающей функ­ции звуковых единиц, должна рассмат­риваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии (Р.И. Аванесов в работах 30-40-х гг.). Согласно другой точке зрения, фонетика и фонология не только существенно дополняют друг дру­га, но и вообще существуют только в не­разрывной связи: для фонетического описания необходим фонологический под­ход, который является основным критерием для выделения ряда фонетических еди­ниц, таких, например, как звук речи: с соб­ственно фонетической точки зрения мини­мальной произносительной единицей яв­ляется слог, а разбивка его на последо­вательность звуков есть результат наших фонологических представлений. С дру­гой стороны, фонологические построения только тогда могут считаться прибли­жающимися к реально существующей в языке ситуации, когда они основаны на достоверных и непротиворечивых фо­нетических фактах (Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов). Ко 2-й пол. 70-х гг. выш­ли работы, посвященные описанию звуко­вой системы русского языка с разных точек зрения: и с экспериментально-фонетиче­ской, и с описательной, и с исторической. Изучение фонетики русского языка имеет более чем двухвековую историю и нача­лось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших осо­бенности русской звуковой системы, соотно­шение между написанием и произноше­нием, особенности живых фонетических чередований, правила слогоделения и т.д. Большое значение имели наблюдения Я.К. Грота и О.Н. Бетлингка, касаю­щиеся влияния мягких согласных на соседние гласные. Тонкий и точный фоне­тический анализ дан в работах А.А. По-тебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (см. Приложение 1) пришёл к пред­ставлениям о лингвистической значимо­сти звуковых единиц – фонем (см. глоссарий). Экс­периментально-фонетические исследова­ния проводились в СССР с самого начала возникновения этого метода — работы В.А. Богородицкого, А.И. Томсона, Л.В. Щербы, посвя­щенные фонетическому анализу русского языка, не потеряли своего значения до настоящего времени.

Современное языкознание характеризуется оп­ределёнными достижениями в области фонетики русского языка — работы Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы и др., посвященные и фонетике, и орфоэпии. Широко развер­нулось экспериментально-фонетическое исследование разных элементов звукового строя языка, как его литературной формы, так и диалектов.

Фонетика имеет значение в целом ряде при­кладных аспектов: это преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха; фонетические данные широко используются при изучении осо­бенностей высшей нервной деятельности человека; в целом ряде технических на­правлений также используются фонетиче­ские данные: для улучшения качества передачи речи по каналам связи, для разработки систем, управляемых звуча­щей речью, и т.д.

2.1.2.2 Фонетическое членение русской речи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: