Понятие и предмет этики как науки - ABCD42.RU

Понятие и предмет этики как науки

Что такое этика и что изучает эта наука

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы живем в обществе среди других людей, отличающихся друг от друга мировоззрением и восприятием действительности.

Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Исследованием отношений человека и общества занимается этика – это наука, изучающая ценности и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей.

Определение — что это такое

Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или обычай.

Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей.

То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.

Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и нравственность (что это такое?).

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства ( ваши требования к себе и окружающим — это мораль через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Разделы этики

  1. Теоретическая часть изучает различные аспекты морали и нравственности: их исторический фактор, как они возникли, как развиваются, их функционирование, связанность между собой. Методологией теоретической части этики являются знания, полученные в сфере психологии, социологии, логики и лингвистики.
  2. Нормативная этика ищет и задает принципы, которые лежат или будут лежать в основе поведения. Ее целью является поддержание моральных и нравственных ценностей, норм и правил через доводы, аргументы и доказательства, используемые при формировании новых убеждений и ценностей.

Это не занудное чтение морали, а логические споры, вовлекающие в себя даже критично мыслящих индивидов. Одним из инструментов нормативной этики является наделение принципов и положений либо мистическим (божественным), либо естественным смыслами.

  • Прикладная этика изучает частные случаи морального выбора и поведения, основанные на принципах, сформированных нормативным разделом. Данная дисциплина имеет множество научных разделов:
    1. медицинский;
    2. профессиональный;
    3. компьютерный;
    4. деловой;
    5. политический;
    6. экологический;
    7. юридический;
    8. социальный;
    9. биоэтика.
  • Этические категории

    Итак, что изучает этика: объектом являются общество и человек, а предметом – их нравственные ценности. Любая наука имеет свои законы и этика не исключение. Главное ее правило (его называют «золотым») гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

    Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:

    1. Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
    2. Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
    3. Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
    4. Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
    5. Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
    6. Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
    7. Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

    Каждая категория «не работает» изолированно: они все связанны и дополняют друг друга.

    Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).

    Этические ценности

    Данная дисциплина имеет два вида ценностей, сквозь которые она изучает свой предмет:

    1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
    2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, эгоизм, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

    Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, воспитания, привитого значимыми взрослыми.

    И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей (это прямой путь в социопаты).

    Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения, учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.

    Что такое этикет

    Этикет – это система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

    Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

    1. страна;
    2. национальность;
    3. религиозные убеждения и другие.

    В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

    1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
    2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
    3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
    4. некрасиво себя хвалить;
    5. младший должен уступать место старшему;
    6. нельзя перебивать собеседника;
    7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
    8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
    9. нельзя говорить с набитым ртом;
    10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

    Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Думаю, крайне важно закладывать этические ценности с раннего детства, от этого во многом зависит то, каким он станет человеком.

    Ну и зачем нужна этика, чтоб верхом на мне катались?

    Вот еду я уставший с работы, ехать далеко, сижу, заходит бабка, почему я должен ей уступить? Так она всего две станции проехала и вышла, а мне ещё десять ехать, а вены в ногах гудят. К тому же я оплатил свой проезд, вот с какого я должен?

    Самое забавное, что и в детстве я должен был уступать место, так мне говорили, теперь мне говорят, что детям я тоже должен место уступать, что это вообще такое?

    А если я бабульке место уступлю без её просьбы, разве это будет этично? Ведь я своим поступком намекну всем о её возрасте.

    1. Понятие и предмет этики.

    Этика– философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «Этика» введен Аристотелем. Этика теоретически призвана была решать практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом).

    Постепенно в этике обозначились два рода взаимосвязанных проблем: 1) вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика) и 2) теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Курс профессиональной этики – в русле нормативной этики. Но свод правил той или иной юридической профессии не может быть определен и усвоен без исходных представлений о предмете этики вообще и профессиональной этики в частности, т.е. без представлений о морали, нравственности, основных проблем их сущности.

    В разных этических учениях понятия мораль и нравственность употребляются как в одном значении, так и в разных.

    Например, в философии Гегеля под моралью понимается самоопределение воли индивида, проявляющееся в его намерениях и представлениях, а под нравственностью – выражение и осуществление моральных принципов в общественных учреждениях.

    В материалистических учениях мораль и нравственность выводятся из человеческой практики, а не рассматриваются как нечто существующее над ней или как этап в развитии некоего духа. Мораль «существует, живет и движется в самой структуре поведения, представляя собой существенное и неотрывное ее свойство. Вне поведения нет морали, иначе пришлось бы допустить существование каких-то моральных феноменов до или вне человеческой деятельности, неких «моральных ценностей», имеющих автономное существование в бытии или в виде явлений, заложенных в «автономном» сознании индивида, которые не зависят от его поведения, а лишь «проявляют себя в нем» 1

    Но и в русле этих учений нередко проводится различие между моралью и нравственностью. Так, некоторые ученые под моралью понимали принципы и нормы поведения, а под нравственностью – практические отношения людей 2 . Другие полагали, что системы моральных норм историчны и обусловлены конкретными обстоятельствами и условиями взаимодействий и зависимостей людей, а нравственные нормы, складываясь исторически, оформляют отношение людей к «абсолюту», соотносят поведение с абсолютными принципами, эталонами, идеалами 3 .

    В основном различие морали и нравственности проистекает из противопоставления сознания и деятельности в сфере морали.

    2. Структура морали (нравственности).

    Социальное регулирование охватывает сферу сознания, отношений и нормативных установлений.

    Моральное сознание– это форма общественного сознания, отражающая противоречия внутри социальной общности между личными и ее структурными интересами и включающая в себя обусловленные социально-экономическими отношениями чувства, представления, взгляды, теории об отношении людей друг к другу, к обществу, к коллективу.

    В каждой форме общественного сознания отмечают идеологию и психологию. Так, и в моральном сознании следует выделять:

    1) идеи о должном поведении, идеалыкак высшие моральные требования, критерии добра и зла, рационально объясняющие нравственные проблемы с позиций этических воззрений;

    2) чувствапо своей психологической природе — устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений); по своему социальному содержанию – субъективное, личное отношение человека к различным сторонам общественного бытия. Чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми 4

    Моральные отношения– это объективно существующие отношения между людьми и их общностями, регулируемые нормами нравственности. Можно выделить отношения, основанные на сочетании интересов:

    а) общества, классов, социальных групп и личности;

    б) рас и народностей;

    в) поколений («отцов и детей»);

    д) физически и психически здоровых людей и инвалидов.

    Моральные нормы– это обусловленные социально-экономическими условиями жизни общие правила поведения, оценивающие и регулирующие отношение людей друг к другу, к обществу, коллективу и поддерживаемые общественным мнением общества или социальной группы.

    Нравственные (или моральные) нормы некоторые авторы относят либо к сфере сознания, либо к сфере отношений. Согласно еще одной позиции, в сфере морали нормы не являются элементом только сознания или только отношений. Не каждый нравственный взгляд, моральное требование отдельного субъекта или социальной группы получают распространение, поддержку общественного мнения. Также и не вся практика моральных отношений соответствует нормам нравственности.

    Нормы отличаются от взглядов прежде всего тем, что выходят за рамки сознания и выступают в качестве реальных форм организации общественных отношений, а следовательно, отличаются большей устойчивостью и большими возможностями воздействия на поведение. Если моральное сознание представляет собой субъективную сторону нравственной системы, а нормы сочетают субъективные и объективные моменты, то отношения составляют их объективную сторону. Норма лежит как бы на стыке сознания и практики 5 . Исходя из такой точки зрения, моральные нормы – основной структурный элемент, связывающий нравственные явления в соответствующие системы.

    Читайте также  Понятие ядерного оружия как орудия массового поражения

    Такие отличия морали от права как отсутствие формальной определенности и явно выраженного института, устанавливающего и доводящего до членов общества правило поведения, т.е. государства, издающего и публикующего норму права, не позволяют четко различить норму поведения от представлений о должных нормах (от сознания) и от их реализации (отношений). Поэтому различение элементов социального регулирования в сфере морали путем их разного терминологического обозначения: мораль и нравственность, — не является объективно обусловленным. Если к тому же этими понятиями в разных работах по этике называются разные элементы социального регулирования и даже в противоположном значении, то различие морали и нравственности представляется искусственным.

    Различают нравственные нормы и нравственные принципы.

    Принципы поведения— наиболее общие параметры взаимоотношений личности и общества, исходные требования к моральному поведению людей, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. В своей совокупности моральные принципы задают определенный тип поведения и воплощаются в частных правилах, которые приобретают устойчивый характер в повторяющихся условиях, закрепляются в нравственных отношениях.

    Нормы– это конкретизированные применительно к реальным, широко распространенным ситуациям моральные принципы. С одной стороны, принципы выступают как обобщение, единство конкретных норм, с другой — содержание принципов шире, чем простая сумма входящих в него норм. Принципы позволяют гибко осуществлять нравственное регулирование, ибо они предполагают свободу выбора поступков в рамках данной линии поведения. В нестандартных специфических по своему характеру ситуациях человек, нуждаясь в обосновании своих поступков, находит его не в нормах морали, а в моральных принципах, каждый из которых представляет собой «концепцию в миниатюре» 6 .

    Тесная связь норм с принципами при регулировании поведения представляется самым существенным отличием норм морали от обычаев, которые не имеют для своего обоснования «концепции», а опираются на привычку.

    Под обычаямипонимают устойчивые правила поведения, возникающие на основе определенных фактических отношений, как отражение повторяющихся форм связей людей конкретной социальной общности в результате многократного совершения ими одних и тех же действий, соблюдаемых в силу привычки и под воздействием общественного мнения.

    Обычаи регулируют стандартные с мало изменяющимися обстоятельствами и соотношениями интересов сторон ситуации. Требования обычаев надлежит исполнять, потому что «так принято», «так делалось всегда». Требования же морали имеют рациональное объяснение, мотивировку предпочтения одних интересов другим. Обычаи характеризуются значительно большей устойчивостью, чем нормы морали. В морали (и в этом одно из ее отличий от простого обычая) нет прямого совпадения между тем, как люди фактически поступают в массе, что общепринято, и тем, как должно поступать, что им предписывается требованиями нравственности 7 .

    Обычаи сохраняют самостоятельное регулирующее значение, пока нет альтернативных взглядов. Тогда уже требуется объяснить истинность обычая и ложность альтернативной модели поведения. В таком случае обычаи по механизму воздействия, способу охраны не отличаются от норм морали. «Преобразование всегда совершается над обычаем, а не внутри него: сам по себе он способен лишь извечно воспроизводить себя, сопротивляясь любым нововведениям» 8 . Утверждение норм морали в обществе превращает их в обычаи («конечный результат нравственного прогресса фиксируется в массовых обычаях» 9 ).

    Применительно к морали отмечается, что основные стороны нравственности выражаются в категориях моральной деятельности(поступков, сознательно подчиненных определенным моральным целям), моральных отношений и морального сознания.

    Категории этики— основные понятия, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Основными категориями этики считаются понятия добра, долга, добродетели, совести, достоинства, чести и некоторые другие 10 .

    В праве как особо охраняемые объекты называются честь и достоинство.

    Честь — понятие морального сознания и категория этики, раскрывающая отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

    Достоинство как этическая категория связывается с ценностью каждого человека в обществе. В цивилизованном обществе человеческое достоинство (так же как и человеческую жизнь) не принято ставить в зависимость от общественной значимости личности. В первой статье Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашено: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» 11 .

    В отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отношении в их репутации. Репутация– сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета, в том, чего от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его поступки 12 .

    Оценочная или регулятивная функцияморали проявляется в характеристиках поступков, независимо от того, кем они совершены, и отдельных сторон поведения определенной личности, выступающих как свойства ее характера, в понятияхморальных качеств.

    Моральные качества – понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей, например, великодушие, правдивость, вероломство, скупость , щедрость, зазнайство, скромность и т.д. Моральные качества разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют соответственнодобродетелямиипороками 13 .

    Всякая социальная норма является таковой, т.е. правилом поведения, когда, отклонение от правила влечет ответственность. Поэтому охранительная функция морали реализуется как ответственность. Существенное отличие моральной ответственности от юридической заключается в том, что в ней нет точно определенных инстанций ответственности в виде конкретных органов власти, мер и порядка привлечения к ответственности и исполнения мер ответственности.

    Одно из определение моральной ответственности: «ценностная установка, выражающая ориентацию и степень активности личности в осуществлении единства общественных или личных интересов, готовность принимать нравственные санкции общества и постоянную внутреннюю потребность контролировать и регулировать свое поведение с учетом своей подотчетности обществу» 14 .

    Меры ответственности в социальном регулировании называются санкциями. Собственно моральными являются такие санкции как одобрение и осуждение совершенных поступков, т.е. не как материально осязаемые большинство юридических санкций (штрафы, лишение свободы и т.п.). Эффективность моральной ответственности зависит от способности индивида воспринимать общественное мнение (одобрение и осуждение) и заключается в такой моральной категории как совесть.

    Совесть– категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом 15 .

    1.1. Предмет и назначение этики как науки

    1.1. Предмет и назначение этики как науки

    Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что термин «этика» древнегреческого происхождения и берет свое начало от слова «этос» (ethika — в первоначальном понимании — человеческое жилище, гнездо). На русский язык это слово переводится как «привычка», «нрав», «характер», «образ жизни». Латинским аналогом термина «этика» является термин «мораль». В русском языке наряду с приведенными определениями также широко употребляется слово «нравственность». Все эти термины идентичны по своему этимологическому содержанию и употребляются как-синонимы [160, 83].

    За многовековую историю развития этики как науки она обрела свою специфику и только ей присущие методы исследования, заняла определенное место в системе наук. Раскрывая предмет изучения этики, Е. Г. Федоренко подчеркивает, что мораль изучается не только этикой. Многие другие науки (педагогика, психология, социология, медицина и т. д.) имеют в этой области свой предмет исследования. Однако все они изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную), этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сущности [176, 6].

    Итак, мораль — это предмет изучения этики. Ее называют особой формой общественного и индивидуального сознания, она выполняет функцию регулирования поведения человека, побуждая его подчиняться определенным общественным законам. Благодаря этическим установкам, выработанным обществом, человек осознает, что можно делать, а что нельзя, что хорошо и похвально, а что предосудительно и аморально.

    Человек не может не согласовывать свои интересы с интересами общества, в противном случае он вступает в конфликт с ним и с окружающими его людьми (хотя в разной степени несоответствие между требованиями морали и тем, как ведут себя люди, наблюдается довольно часто). Это и отклонение от моральных норм отдельного члена общества, а может быть и всего общества, государства, когда нарушаются права человека, ведутся захватнические войны, провоцируются экологические катастрофы, проводится политика геноцида против собственного народа и т. д. Каждое общество создает свою мораль, с помощью которой формируется личность гражданина, а он, ориентируясь в своем поведении на выработанные нормы морали, способствует развитию и прогрессу общества, в котором он живет.

    Мораль — не застывшая форма, она исторически развивается, видоизменяется, совершенствуется в ходе общественного прогресса: и общинно-родовая, и рабовладельческая, и феодальная, и буржуазная мораль (различные виды морали) служили укреплению и утверждению общественных отношений, но в ходе исторического развития были низвергнуты, заменены новыми, соответствующими времени моральными установками. В то же время существуют общечеловеческие нормы морали, которые передаются от поколения к поколению, от общества к обществу.

    Этика, как любая наука, имеет свой понятийный аппарат, который со временем развивается, усовершенствуется, обогащается новыми понятиями и определениями. Так мораль как форма общественного сознания развила свои социальные функции, важнейшими из которых являются познавательная и мировоззренческая.

    Познавательная функция морали призвана давать оценки действиям человека, изучает духовно-психологические качества людей. Мировоззренческая функция определяет место человека во Вселенной, меру его ответственности за судьбы мира, за будущее Планеты.

    Поведение человека в обществе регулируется моральными нормами. Нормы определяют, насколько действия отдельного человека или коллектива соответствуют общему представлению о смысле жизни в данном обществе, способствуют ли они его развитию и процветанию, раскрытию его способностей и возможностей. Моральная норма, как правило, формируется как повеление, обязательное для исполнения людьми во всех случаях жизни: не убий, не укради, почитай родителей и т. д. Однако каждый человек применяет моральные нормы в соответствии со своими убеждениями, учитывая определенные условия и обстоятельства, по-своему интерпретируя моральные представления о долге, справедливости, добре и зле. У большинства людей простые нормы нравственности приобрели форму привычки и выполняются автоматически, без принуждения.

    В этике как науке сложилась своя система категорий, сформулированы наиболее существенные понятия морали и нравственности. Эта система имеет единый принцип построения, что придает ей целостный характер. Среди категорий этики выделяются полярные категории: «добро» и «зло», «честь» и «бесчестье», а также взаимообусловленные: «совесть», «добродетель», «достоинство» и др. Каждая из этических категорий имеет свою ярко выраженную особенность, отражая связь человека с обществом.

    Категории этики отражают моральное состояние человека, степень его гражданской зрелости и готовность служить во благо общества.

    Добро и зло — понятие относительные. На протяжении развития человеческого общества эти понятия менялись, наполнялись новым содержанием. С их помощью оцениваются поступки людей, их деятельность. При этом под злом понимаются препятствия на пути развития как общества, так и отдельной личности. Каждый человек встречается в жизни с добром (любовь, культура, доброжелательность) и со злом (ненависть, грубость, насилие и др.).

    Долг — одна из основных категорий этики. В словаре этики долг определяется как общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент [160, 82].

    С одной стороны, каждый человек должен осознать объективное содержание своего морального долга и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать неправильное понимание или неисполнение им своего долга. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько понял или исполнил человек свой долг [160, 83].

    Таким образом, долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований при исполнении своих обязанностей.

    Читайте также  Осина - лекарь

    Совесть — внутренний моральный «судья», осуществляющий нравственный контроль за поведением человека, позволяющий ему оценивать мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами и предостерегающий от неблаговидных поступков. Наиболее сильное проявление самообвинения, самосуда — стыд: «когтистый зверь, скребущий сердце — совесть» (А. С. Пушкин).

    Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, носителя своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека к сохранению своей репутации, своего доброго имени. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения к нему окружающих. В стремлении честно выполнять свои профессиональные обязанности находит выражение честь библиотекаря. Она может пониматься как стремление делать все возможное, чтобы не уронить престиж и назначение своей профессии, библиотеки в целом.

    Достоинство — в этой категории выражается способность человека осознавать свою значимость и потребность пользоваться уважением со стороны окружающих. Обладая собственным достоинством, библиотекарь всегда будет помнить об уважении достоинства читателей и своих коллег.

    Мы кратко рассмотрели основы понятийного аппарата этики. Знание особенностей развития этики как науки поможет нам понять специфику профессиональной этики как одного из частных направлений этической науки.

    Читайте также

    Основные задачи и назначение газеты

    Основные задачи и назначение газеты Газета «Джаридат Дагистан» начала издаваться 7 января 1913 года.Согласно законам царского правительства, каждый из сельских судов Дагестанской области должен был осуществлять подписку на официальную газету. Среди официальных газет в

    2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи

    2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи Основоположников британской социальной антропологии – Э. Б. Тайлора, Г. Мейна, Дж. Лёббока, Дж. Мак-Леннана и др., – первые общие работы которых появились в 60-х годах XIX в., вряд ли

    Кризис этики и права

    Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

    10.1. Генезис науки. Определение науки

    10.1. Генезис науки. Определение науки Среди проблем, связанных с наукой и ее местом в культуре, логичным представляется начать с определения этого феномена. Однако к современному определению науки привели исследования, в которых с середины XX века делались попытки выявить

    11.2. Сущность и назначение искусства

    11.2. Сущность и назначение искусства Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся

    II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?)

    II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?) Вторую часть экскурсии следует начать на берегу Невы.[48] Лучше всего на Троицком мосту (встретивши группу у памятника

    1. Понятие этики

    1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

    2. Этика и мораль как предмет этики

    2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.Различные философские школы и мыслители давали на

    1. Основные понятия этики

    1. Основные понятия этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого—нибудь

    2. Этика и мораль как предмет этики

    2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена.

    11. Основные положения христианской этики

    11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

    21. Гегель и метафизические основания этики

    21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

    1. Теоретические основы профессиональной этики

    1. Теоретические основы профессиональной этики 1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что

    3. Нормы библиотечной этики

    3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

    Предмет этики

    Мораль и этика

    Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. Для подчеркивания этого значения слова пользуются терминами «моральная философия» или «философская этика». В широком и менее строгом смысле этика – это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы (ценности и нормы, правила), касающиеся поведения (в том числе в конкретных видах деятельности). Слова «мораль» и «нравственность» (которые здесь используются как синонимы) обозначают а) принципы, б) поступки, которые совершаются в соответствии с ними и сообразно им. В широком смысле это могут быть любые принципы, в узком – принципы определенного предметного содержания, а дополнительно и с особым механизмом предъявления и санкционирования. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета.

    Итак, мораль обнаруживает себя двояко. С одной стороны, это – принципы (ценности и соответствующие им нормы, правила), которые ориентируют человека на благо других. Таковы ценности: невреждение, справедливость, благорасположение, дружественность, помощь, забота и т.п. и нормы: не вреди, относись к другому с уважением, будь дружествен, помогай, заботься и т.п. С другой стороны, мораль это – поступки (решения и действия) и отношения, по содержанию соответствующие или сообразные (положительно или отрицательно) названным принципам. Это содержание может реализовываться по разным основаниям: в ответ на предполагаемые или высказываемые ожидания общающихся людей или членов группы, по аналогии с имеющимся индивидуальным или групповым и общественным опытом, в соответствии с традицией. Исторически моральные ценности и требования формируются на основе обобщения опыта реальных человеческих отношений и действий. Они имеют разную степень значимости и обязательности и могут функционировать в культуре сами по себе, ассоциировано с другими ценностями и требованиями или систематизированными в кодексе.

    Качество морали, или моральность проявляется в отношении человека к себе, к другим и к высшему началу (идеалу, Богу). Область других как предмет морального отношения культурно-исторически варьируется. В неразвитых системах морали область других может ограничиваться «своими», а в развитых – распространяться на каждого человека независимо от его внешнего положения (этнически-конфессионального, социально-экономического, интеллектуального и т.д.), а также на любых чувствующих существ, природу и т.п. Хорошими и правильными, с этической точки зрения, считаются действия, содействующие благу других; они оцениваются положительно.

    Моральные ценности и требования обращены к человеку и предполагают от него не только добродетельных и справедливых действий, но также и особого способа их совершения: это – действия, совершаемые свободно, намеренно, бескорыстно, справедливо и с заботой о благе других.

    Различие долженствовательного (императивного) и ценностного аспектов при рассмотрении морали столь значимо, что в истории философии мораль могла рассматриваться только как выражение долга или только как выражение добра (блага). На основе этого в этике сформировалась теоретическая оппозиция долга и добра (блага), суть которой заключается в вопросе о том, какое начало в морали является исходным – императивное (долг) или ценностное (добро). Однако принципиальная с точки зрения теоретического рассуждения, эта антитеза не представляет особой проблемы для самого морального сознания. В его рамках ценностные и императивные суждения легко взаимно преобразуются. Утверждение чего-то в качестве добра, например, помощи слабым, одновременно означает, по логике морали, его вменение к непременному исполнению в качестве должного и правильного; и, наоборот, определение чего-то в качестве должного, например, помогающего поведения, означает, что его исполнение , т.е. помощь, есть добро.

    Еще один подход в рассмотрении морали возможен при построении этики как теории добродетелей. Традиция такого подхода идет из античности. Если этика норм отражает ту сторону морали, которая связана с формами организации, или регуляции поведения, а этика ценностей анализирует позитивное содержание, посредством норм вменяемое человеку в исполнение , то этика добродетелей указывает на личностный аспект морали – на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести.

    От античности до Нового времени включительно доминирующим было представление о морали как обязанностях человека по отношению к себе и к другим людям. Предмет внимания этики – человек, его отношения с другими людьми и обществом, его нравственное совершенство.

    В истории философии и морали было немало мыслителей, которые ратовали за моральное отношение к животным, растениям, природе вообще. Особенно последовательно эту точку зрения проводили некоторые религиозные мыслители, усматривавшие в каждом живом существе Божье творение и относившиеся к природе в целом как к порождению Бога, а нередко и как к месту его обитания. Тем не менее, почти во всех религиозных традициях человек выделялся из царства природы, рассматривался как венец творения и даже как сотрудник Бога в его земных делах. За исключением некоторых религий, в особенности джайнизма и дзен-буддизма, природа воспринимается лишь как источник ресурсов и средство обеспечения человека, его благополучия и торжества.

    Радикальный поворот в этом вопросе происходит во второй половине ХХ века. В это время появляется и постепенно получает широкое распространение новое мировоззрение, основанное на уважении к природе, восприятии ее как ценности самой по себе и, соответственно, осознании ответственности человека за ее сбережение. Этот новый взгляд на природу как нравственную ценность лег в основу экологической этики.

    Структура этики

    Этика как теория морали неоднородна. В ней есть разные уровни исследования: этико-философский, нормативно-этический и этико-прикладной.

    Предметом философской этики является сущность морали, ее место и функции в жизни человека и общества. Под влиянием этико-экологических дискуссий, обусловленных переосмыслением отношений человека с природой, меняется и понимание морали, и философскую этику все больше интересуют место и функции морали не только в жизни человека и общества как таковых, но и в отношениях человека с окружающей средой, животными, дикой природой.

    Предметом нормативной этики являются моральные принципы (нормы и ценности): разнообразное содержание добра и зла, правильного и неправильного, добродетели, обязанности, справедливости и т.д. – в их историческом, социальном и культурной развитии. Нормативная этика не только изучает нормы и ценности, но и рационализирует существующие нормативные и ценностные представления, т.е. вскрывает их не всегда явное для обыденного сознания содержание и, тем самым, критикует бытующие стереотипы и предубеждения. Если посмотреть с этой точки зрения на историю мысли, то можно легко заметить, что этика становится и долгое время развивается преимущественно как критический анализ существующих моральных представлений, характеров и нравов. Философия морали нередко выступает как основание этого критического анализа, его теоретическое обеспечение.

    Прикладная этика тесно связана и с философской этикой, и с нормативной этикой. Прикладная этика опирается на общее понимание морали, вырабатываемое философской этикой, но предметом ее внимания является не феномен морали сам по себе, а моральные аспекты и проблемы тех отношений, в которые вступают люди, осуществляя специальные виды деятельности. Прикладная этика использует тот категориальный аппарат, который разрабатывает нормативная этика, но в отличие от нормативной этики прикладная этика изучает нормативное содержание специальных видов деятельности, реально практикуемые в них правила, а также те социальные и культурные условия, в которых эта деятельность осуществляется, и те социальные устройства и механизмы , посредством которых обеспечивается действенность этического режима.

    Под частными видами деятельности понимается, в первую очередь , профессиональная деятельность , т.е. такая деятельность , которая связана выполнением специальных, общественно значимых функций. Некоторые исследователи в области прикладной этики считают, что особое внимание общества обращено на профессии, направленные на человека. Действительно, кодексы профессиональной морали, или этики возникают по поводу деятельности врача, учителя, судьи, исследователя, инженера, военного. Люди, выполняющие эти функции, в силу обстоятельств и условий профессии постоянно оказываются в ситуациях, в которых общечеловеческие нормы морали в их чистом виде не применимы. Отношения, в которые они вступают, не всегда допускают равенство и взаимность, не всегда предполагают заботу, нередко выражаются в действиях, несущих тем, на кого они направлены, страдания. Различные кодексы профессиональной этики и развиваются для того, чтобы ограничить негативные последствия неравенства, отсутствия взаимности, необходимости принуждения и т.д. Прикладная этика изучает особенности действия морали в таких «ограниченных», «односторонних» условиях.

    Читайте также  Понятие текстового редактора

    Профессиональные кодексы морали привносят в профессию требование социальной ответственности. Этика ориентирует профессиональную деятельность на общее благо. Ориентация на общее благо является определяющей характеристикой профессиональных кодексов морали.

    Помимо профессиональной деятельности объектом прикладной этики является, например, деятельность корпораций. Корпоративная этика представляет собой принципы и нормы, определяющие поведение членов корпорации как добровольного и социально закрытого объединения, созданного для ведения специализированной деятельности. Корпоративная этика может пересекаться с профессиональной этикой в той мере, в какой в корпорации работают люди разных профессий.

    Прикладная этика появляется и развивается в ответ на общественную озабоченность по поводу социально-нравственных проблем, возникающих в связи с обособленным развитием профессий, корпораций, организаций, частных видов социальной активности, таких трансформаций в них, которые могут представлять угрозу общему благу. И внутри профессий, корпораций, организаций могут возникать внутренние нормативные проблемы, обусловленные возможным недобросовестным исполнением профессиональных и служебных обязанностей, порочащих достоинство профессии, корпорации или организации; эти проблемы для общества тоже очень важны. Но общество гораздо более обостренно воспринимает проблемы иного рода, которые связаны, с одной стороны, с соблюдением прав человека в профессии, корпорации, организации и, с другой стороны, c обеспечением общего блага. Функционирование профессии, корпорации или организации должно содействовать общему благу; причем это относится как к непосредственным, так и к косвенным результатам деятельности профессии, корпорации или организации.

    Так же как и другие отрасли прикладной этики, экологическая этика появляется во второй половине ХХ в. и развивается на протяжении его последней трети в ответ на постепенное осознание человеком уязвимости природы (шире, экосферы) перед индустриальным давлением человека на природу, которое с каждым годом становится все более разрушительным, а порой и необратимо разрушительным для природы.

    Творческие задания

    Характер морали хорошо виден на примере таких фундаментальных и в культурно-историческом плане универсальных принципов, как талион, золотое правило и заповедь любви. В той или иной форме эти правила известны во всех культурах на относительно развитых ступенях их развития. Наиболее древним является правило талиона: «Поступай с другими людьми так, как они поступают с тобой», более известное по формуле «око за око, зуб за зуб» (Библия. Исход. 21:24–26. Ср. Коран. 2:178). Талион формируется как одно из первых нравственных ограничений, призванных положить конец безудержности насилия. Изначальный его смысл состоял в ограничении затмевающего сознание гнева и установлении строгой меры в ответном насилии: на ущерб, тем более обратимый, нельзя отвечать убийством – следует отвечать соразмерно. В Новом Завете талион решительно отвергается, однако косвенно сохраняется (например, в заповеди «Не судите да не судимы будете») в формах, переходных к золотому правилу, которое гласит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея. 7:12). Близким к золотому правилу является заповедь любви: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В полном виде Заповедь любви гласит:

    «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

    Сами по себе эти принципы были сформулированы и осмыслены в качестве основополагающих еще до возникновения христианства. В известном нам виде заповедь любви впервые заповедуется в Пятикнижии Моисея; присущее ему нормативное содержание прямо выражено учении Аристотеля о дружбе. Близкие по смыслу наставления содержатся в моральных учениях Древнего Востока. Эти принципы содержатся в исламе.

    Охарактеризуйте данные принципы в плане характера предполагаемого деятеля (субъекта действия), отношения к другому и к высшему началу.

    Что такое ЭТИКА, простыми словами. Что изучает этика

    Этика. Задаваясь вопросом, что такое этика, многие даже не подозревают, насколько богато и широко это понятие. Оно может подразумевать под собой взаимоуважение, культуру общения, изменение взглядов на жизнь, возможность духовного развития или карьерного роста. Поэтому важно уметь правильно и своевременно распорядиться имеющимися знаниями для достижения заветной цели.

    Что изучает этика?

    С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии, которое занимается исследованием нравственных и моральных ценностей различных социальных групп. Подобная связь с философской наукой объясняется тем, что для понимания основополагающих моментов этики требуется знание основ философии.

    Что такое этика? Рассматриваемое понятие часто называют областью знаний, включающую в себя изучение столь важных для развития общества норм – поведения, правил, традиций, оценку целей и поступков человека в той или иной ситуации. Основные вехи этой науки применяются в изучении социальных, политических, семейных вопросов.

    Чем этика отличается от этикета?

    Все мы с детства помним, что нас учили соблюдать правила этикета, это касалось поведения не только в общественных местах, но и дома. Этикет – это группа норм или правил поведения в общественных местах. Вот некоторые из них:

    • уступать места в транспорте пожилым людям;
    • придерживать двери;
    • культурно вести себя в общественных местах, не шуметь;
    • соблюдать правила этикета за обеденным столом.

    Современная этика, в продолжение традиций древних философов и мыслителей, занимается изучением более глубоких нравственных проблем человечества. Поэтому созвучные понятия этика и этикет имеют различные определения, но определенно важное, и в некотором смысле схожее значение для общества. К таковым могут относиться:

    • соблюдение традиций и норм поведения;
    • оценка критериев для зла и добра;
    • возможность свободы слова и выбора;
    • поиск целей и смысла жизни человека, его благополучие.

    Этика и психология

    Как правило, этика личности является неотъемлемой частью при изучении различных разделов такой науки, как психология. Это связано с тем, что указанная наука занимается исследованием психологических аспектов личности, ее существования, взаимодействия с окружающим обществом, процессов, которые протекают в сознании человека и зачастую служат причиной его поступков. Этика, вдобавок, рассматривает поведение и мировоззрение человека, но с точки зрения моральных и нравственных устоев и традиций, сложившихся в обществе.

    Задаваясь вопросом, что же такое этика, можно рассмотреть некоторые ее функции, при помощи которых можно скорректировать некоторые моменты в психологическом и моральном воспитании личности и всего общества в целом:

    • мотивация какой-либо полезной деятельности;
    • воспитательная функция;
    • стремление к урегулированию конфликтов и решению задач путем переговоров;
    • ориентация на важные ценности;
    • познание и оценка жизненных приоритетов;
    • формирование определенного мировоззрения.

    Профессиональная этика

    Важным направлением в изучении этических норм является их распространение на трудовую сферу деятельности человека. Устраиваясь на работу, важно помнить, что такое профессиональная этика. Это система моральных норм и правил поведения специалиста, в которую заложена особенность конкретной производственной сферы. Ее соблюдение зачастую является обязательным требованием на рабочем месте, залогом успешного развития, и, возможно, даже карьерного роста.

    Корпоративная этика

    В настоящее время сотрудники большинства предприятий и компаний, как зарубежных, так и российских, знают, что такое корпоративная этика – система нравственных и моральных принципов, опираясь на которые сотрудники взаимодействуют между собой или со сторонними организациями. В данном случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и их подход к решению поставленных задач или выполнению плана. Корпоративная этика может включать в себя следующие принципы:

    • ответственность на рабочем месте;
    • соблюдение чувства долга для выполнения работы;
    • сплоченность коллектива и нацеленность на общий результат.

    Деловая этика

    Всем предпринимателям, менеджерам и высокопоставленным должностным лицам известна этика делового общения – комплекс норм служебного поведения, которая направлена на достижение поставленных целей. Зачастую она включает в себя следующие составляющие:

    • уверенное и тактичное взаимодействие с подчиненными, начальством, конкурентами и партнерами;
    • умение руководить, принимать решения и избегать конфликтных ситуаций;
    • навыки ведения переговоров;
    • сплоченность и желание работать в одной команде.

    В большинстве случаев некоторые правила делового общения идут вразрез с особенностями характера и менталитета сотрудника. В данной ситуации стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и привычкой или собственными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать залогом успешного развития бизнеса и продвижения по карьерной лестнице.

    Религиозная этика

    Для церковных традиций характерны свои моральные ценности, ведь религия и этика неразрывно связаны друг с другом. Религиозная этика представляет собой систему нравственных устоев, характеризующих поведение и сознание человека. Они опираются на церковные заповеди, но не ограничиваются ими. Кроме взаимоотношений внутри общества, этика в религии устанавливает моральные правила и нормы отношений между человеком и Богом, возможность прощения, исцеления и веры людей в божественное начало.

    Этика семейных отношений

    В семье этика отношений, помимо любви и привязанности – основополагающая часть счастливого брака. В данном случае моральные ценности основываются на следующих принципах:

    • взаимном уважении;
    • доверии;
    • отсутствии беспричинной критики;
    • отказе от выяснения отношений при третьих лицах;
    • категоричный отказ от грубого общения и применения физической силы;
    • выбор себя в качестве достойного примера для воспитания ребенка;
    • одинаковое отношение ко всем детям в семье без выделения и дополнительного поощрения кого-либо.

    Обратите внимание на то, что этика взаимоотношений между брачными партнерами и родственниками важна для сохранения полноценной и счастливой семьи, морального и нравственного воспитания будущего поколения. В связи со скоротечным ритмом жизни, большое количество населения порой даже не реагирует на слова или поступки близких им людей: супругов, родителей, детей.

    Светская этика

    Отвечая на вопрос, что такое светская этика, важно вспомнить определение термина «светский» — гражданский, не церковный. Отсюда следуют, что светская этика, это свод моральных принципов, основанных на деятельности гражданского общества без влияния церкви. Эти принципы, как правило, выделены разумом, а не сознанием человека. Они регулируют отношения между людьми с точки зрения морали, вводят понятия добра и зла, благодетели и сострадания, без которых невозможна жизнь цивилизованного общества.

    Этика в интернете

    В Интернете этика сетевого общения представляет собой манеру общения человека при отсутствии личного контакта с оппонентом. Независимо от подобной особенности, она не является разрешением к оскорблению и нецензурным шуткам в чужой адрес. Помимо столь распространенной проблемы при общении во всемирной паутине, этика сетевого общения может включать в себя следующие принципы:

    • соблюдение темы разговора;
    • обращение к собеседникам на Вы или ты;
    • отсутствие плагиата и возможность цитирования;
    • обсуждение условий рекламы;
    • особенности написания сообщений – шрифт, размер, цвет текста, наличие картинок или смайлов.

    Социальная этика

    Для цивилизованного общества характерна этика социальной работы, которая включает в себя нормы взаимодействия людей в социуме. Подобные правила или принципы могут регулировать деятельность индивида в обществе, поддерживать его существование, повысить ответственность лиц, отвечающих за нормальное развитие социума. Самому же человеку важно придерживаться норм социальной этики для благополучного развития, как самого себя, так и общества, которое его окружает.

    Моральная этика

    Понятия этика и мораль часто употребляются в одном контексте. Моралью называются нормы для регулирования поведения или оценки поступков человека, его взаимоотношений с обществом, а также особенностей политического и межгосударственного взаимодействия. Моральная этика же представляет систему подобных норм, применимых в различных сферах деятельности общества:

    • производственной;
    • семейной;
    • политической;
    • религиозной.

    В любой сложившейся ситуации важно помнить, что такое этика, и что это понятие существует не только для урегулирования, но и оценки взаимодействия людей в различных сферах их жизнедеятельности. Следуя этическим нормам, можно найти необходимый баланс для комфортного существования, осознать грань между добром и злом, научиться быть справедливым и милосердным, чего иногда не хватает современному обществу.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: