Понятие и система социального обеспечения - ABCD42.RU

Понятие и система социального обеспечения

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования : за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению : общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения : только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения : ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Система социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Принципы социального обеспечения:

1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;

2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;

3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;

4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;

5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

Читайте также  Патологическая анатомия рожи свиней
По государственному обеспечению
Трудовые пенсии
Пенсия за выслугу лет
Пенсия по старости
Пенсия по инвалидности
Социальная пенсия
По старости
По инвалидности
По случаю потери кормильца
Базовая часть
Страховая часть
Накопительная часть
Базовая часть
Страховая часть
Накопительная часть
Базовая часть
Страховая часть
ВИДЫ ПЕНСИЙ В РФ

Рис. 5.3. Пенсионные выплаты в РФ

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — при достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет. Законом также предусмотрено разнообразное льготное назначение пенсий по старости.

Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от группы инвалидности, причин инвалидности и размера заработка.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством РФ.

Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Пособие назначается, если человек выпадает из трудовой деятельности на определенный срок. Т.е. в отличие от пенсий пособие носит временный характер, его срок в большинстве случаев возможно установить.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам, проходящим курс лечения; выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до 3 лет – 50%, от 3 до 5 лет – 60%, от 5 до 8 лет – 80% и свыше 8 лет – 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка независимо от стажа непрерывной работы.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов (отпуск исчисляется суммарно).

Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

Ритуальные пособия выплачиваются родственникам умершего человека для оплаты услуг, связанных с погребением. Законом устанавлен гарантированный перечень услуг по погребению.

Пособие по безработице устанавливается гражданам, потерявшим работу и заработок. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев, в суммарном исчислении – 18 календарных месяцев.

Социальное обеспечение в РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и функции социального обеспечения

Социальное обеспечение – это система распределительных отношений, при реализации которых доля национального дохода через специальные фонды расходуется для обеспечения материального благополучия пожилых граждан, инвалидов и прочих, законодательно закрепленных, категорий населения.

Российская Федерация – социальное государство, которое реализует политику перераспределения материальных благ в соответствии с принципами социальной справедливости с целью обеспечения достойного уровня жизни каждому гражданину, сглаживания социального неравенства и помощи нуждающимся.

Также выделяют несколько функций социального государства:

  • поддержка социально незащищенного населения – безработных, пенсионеров, инвалидов;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • поддержка семьи, материнства и детства;
  • устранение социального неравенства через перераспределение доходов;
  • поддержка благотворительности;
  • материальная поддержка образовательных и культурных программ;
  • борьба с безработицей.

Иными словами, социальное обеспечение является одной из форм социальной политики страны, направленной на материальное обеспечение законодательно закрепленных категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов, если наступают события, которые признаются правительством социально-значимыми.

Кроме закрепленных в определении, можно выделить еще несколько функций социального обеспечения:

  • Защитная функция. Социальные права населения необходимо защищать. Если возникают некоторые препятствия, мешающие полноценной реализации прав человека, их необходимо устранить, поэтому социальное обеспечение в таком случае достаточно мощный инструмент, позволяющий справляться с этой проблемой.
  • Экономическая функция выражена через оказание материальной помощи людям, поневоле оказавшимся в трудной жизненной ситуации, через содействие общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономический подъем зон приоритетного развития и пр.
  • Демографическая функция подразумевает создание условий, способствующих росту народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, увеличению длительности жизни граждан.
  • Социально-реабилитационная функция предполагает удовлетворение специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается созданием условий, благоприятных для сохранения их правового статуса и охраны здоровья всех граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки социального обеспечения РФ

Помимо функций, социальное обеспечение обладает целым рядом признаков, посредством которых обеспечение признается социальным.

Первый признак – особый тип общественных отношений, который формируются в социальной сфере. Эти отношения складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в определенных ситуациях: когда граждане достигают определенного возраста, из-за болезни, инвалидности или потери кормильца, при воспитании детей, безработице и пр. Реализация таких отношений предполагает предоставление материальных благ, посредством которых могут быть удовлетворены индивидуальные потребности граждан.

Второй признак – осуществление социального обеспечения благодаря средствам различных финансовых источников. Главный такой источник – бюджет государства. Второй по значимости источник – внебюджетные государственные фонды. Третий – бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты.

Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов, расходуются на обеспечение:

  • граждан, выполняющих ряд важных государственных функций, то есть военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, госслужащих;
  • граждан, имеющих заслуги перед государством или пострадавших по вине государства, то есть блокадников, ветеранов, чернобыльцев и т.д.;
  • нетрудоспособных граждан и семей.

Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Деньги из этих фондов направляют на выплату пенсий, пособия и погребение умерших пенсионеров, санитарно-курортное лечение, пособия, пребывание детей в оздоровительных лагерях, оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

Третий признак – особый субъектный состав, то есть круг лиц, которые подлежат обеспечению. К этой категории относят детей, женщин, пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных, семьи с приемными детьми.

Четвертый признак – гарантированность – государство на законодательном уровне обязуется предоставить необходимые средства для любого типа социального обеспечения.

Пятый признак – разные типы социального обеспечения предоставляются только когда наступают соответствующие обстоятельства, указанные в законодательных актах.

Шестой признак – цель предоставления. Основная цель социального обеспечения – нивелировать социальное положение отдельных категорий граждан и остальных членов общества.

Структура системы социального обеспечения

При разработке общего понятия социального обеспечения и при определении его системы, необходимо основываться на том, что система – это множество элементов, которыми образуется некоторое единство.

Основой определения системы социального обеспечения и выделения ее отдельных элементов можно рассматривать: форму организации, круг лиц, типы обеспечения, условия представления социального обеспечения, размеры обеспечения и пр.

Например, система социального обеспечения может быть представлена двумя элементами:

  • обязательным социальным страхованием (ОСС);
  • социальным обеспечением средствами ассигнований из государственного бюджета.

В научной литературе наиболее часто система социального обеспечения подразделяется в зависимости от типа социального обеспечения.

Особенности, виды и формы социального обеспечения в России

Социальное обеспечение — это важная отрасль права, где нормы являются регуляторами общественных отношений, которые складываются между населением страны и органами соцобеспечения.

В этих структурах происходит распределение материальных благ между нетрудоспособными гражданами, всеми нуждающимися, если они обратились за государственной помощью, к другим институтам, обладающими правомочиями в реализации социальной поддержки.

  • 1 Что это такое
  • 2 Как регулируется законом
  • 3 Объекты населения, нуждающиеся в помощи
  • 4 Формы
    • 4.1 Государственная помощь
    • 4.2 Социальное страхование
    • 4.3 Социальная помощь
  • 5 Виды соцобеспечения
  • 6 Система гособеспечения в Российской Федерации
  • 7 Основные принципы
  • 8 Средства защиты
  • 9 Выводы

Что это такое

В понятие социального обеспечения входить потребность в сторонней материальной помощи, которая возникла в человеческом обществе со времен его организованного становления. В любых государствах вне зависимости от финансового благополучия, экономических и политических устройств, существуют категории людей, которые сами, по ряду причин, не в состоянии зарабатывать на свое существование.

В число таких граждан входят:

  • малолетние дети;
  • старики;
  • инвалиды;
  • больные, потерявшие способность трудиться на определенное время по состоянию здоровья.

Вместе с развитием общества социальные связи усложняются, возрастают причины, которые влияют на материальное положение людей:

  • безработица;
  • инфляция;
  • чрезвычайные ситуации в мире и отдельно взятом государстве.

Институт социального обеспечения граждан, принадлежит к конкретному историческому типу, так как его развитие находится в рамках общественно-экономических формаций.

А по-простому Собес – это помощь, оказанная властными структурами страны, чтобы выровнять социальное положение между различными слоями населения. При этом государством:

  • организована форма поддержки;
  • утвержден круг лиц для получения;
  • установлены законом юридические факты, которые станут основанием для назначения социального содержания.
Читайте также  Производство и себестоимость зерна

Как регулируется законом

Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ. В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.

А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.

К примеру:

  • ФЗ-178, принятый в 1999 году и отредактированный в конце 2020 года – об государственной социальной помощи;
  • ФЗ-181 – регулирует социальную защиту инвалидов РФ;
  • ФЗ-442 – утвердил основы в социальном обслуживании населения с полномочиями государственных институтов;
  • №164-р – этим правительственным распоряжением определена стратегия действий федеральными органами, субъектами государственной власти, обеспечивающих интересы старшего поколения.

Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:

  • оказывают социальную поддержку малоимущим;
  • назначают пособия;
  • предоставляют компенсации;
  • утверждают льготы.

Объекты населения, нуждающиеся в помощи

Все граждане, которые нуждаются в материальной поддержке являются объектами для государственной системы, обеспечивающей права человека в удовлетворении его социальных потребностей.

Социальную защиту в РФ оказывают:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • безработным;
  • сиротам;
  • многодетным семьям;
  • родителям одиночкам;
  • малообеспеченным;
  • инфицированным.

Объектом соцобеспечения становятся семьи, доход в которых на каждого члена ниже ПМ, установленного в субъекте Федерации, где они проживают.

Формы

Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.

Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:

  • рождение ребенка;
  • пенсионный возраст;
  • потеря здоровья или кормильца;
  • отсутствие работы;
  • заболевание.

Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:

  • денежные выплаты;
  • натуральные блага;
  • услуги в доме интернате, хосписе, любом социальном заведении, соответствующем случаю для содержания в нем – старость, сиротство, не излечимая болезнь.

Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.

Государственная помощь

В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:

  • доступного здравоохранения, образования;
  • пенсионного содержания;
  • соц. обслуживания с предоставлением услуг;
  • льготных программ по санаторно-курортному лечению;
  • разработки мер для сокращения социального неравенства;
  • материальной или натуральной помощи многодетным семьям, к примеру, заселение в квартиры из государственного фонда.

Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:

  • назначение пособий, льгот, компенсаций;
  • предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС;
  • покупка нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания.

Социальное страхование

Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.

Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.

Социальная помощь

Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.

Факты проверяют и назначают:

  • денежное пособие;
  • горячее питание;
  • бесплатное получение лекарств.

Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.

Дополнительное участие оказывают:

  • общественные организации;
  • благотворительные фонды;
  • добровольные взносы от разных по статусу лиц.

Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:

  • компенсационного характера, когда создают равные условия субъектам, имеющим неравные возможности – инвалидам, сиротам.
  • стимулирующей формы, которые побуждают изменить положение.

Виды соцобеспечения

Правовая литература делит социальное обеспечение на 4 функции:

  • экономическую, выраженную материальной поддержкой граждан в трудных жизненных ситуациях или целых промышленных отраслей;
  • политическую, направленную сблизить социальный уровень из разных категорий населения;
  • демографическую, чтобы стимулировать рост рождаемости;
  • реабилитационную, по удовлетворению нужд престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Социальное обеспечение имеет 2 вида – это помощь и содержание. При этом помощь имеет временной статус, когда переданные деньги не являются основным источником дохода в отличие от пенсионного содержания.

Система гособеспечения в Российской Федерации

Федеральные, региональные, местные бюджетные и внебюджетные фонды составляют основу социальной защиты российских граждан.

К государственным внебюджетным фондам, которые защищают население страны от разорения, бедности, относятся:

  • пенсионный – ПФР;
  • соцстрах – ФСС;
  • медицинский – ОМС.

Экономисты высказали свое мнение, дав определение соц. обеспечению, что это способ распределения внутренних валовых продуктов. Когда предоставляют населению материальные блага, выравнивают личные доходы при наступлении риска их потери.

На это тратят средства целевого финансового источника по объему и условиям законодательных норм. Таким способом государство поддерживает полноценный общественный статус населения.

Основные принципы

Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:

  • соблюдение честного партнерства при взаимоотношении частных организаций с государственными структурами;
  • экономической справедливости, каждый гражданин должен сам себя и свою семью обеспечить, а государство выравнивает их возможности, справедливым распределением средств;
  • адаптивности, система должна усовершенствоваться;
  • приоритета государственных программ, государство помогает людям достичь материального уровня для нормальной жизни, если они сами не способны себя обеспечить.

Средства защиты

Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:

  1. Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
  2. Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
  3. Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
  4. Создание негосударственных пенсионных фондов.
  5. Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
  6. Выделение средств многодетным семьям.

Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.

Выводы

В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:

  • экономические;
  • правовые;
  • организационные;
  • медико-социальные;
  • педагогические;
  • психологические.

Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:

  • одинокие матери и старики;
  • с ограниченными возможностями;
  • граждане, которых сократили на работе или предприятие ликвидировалось, потерявшие официальную занятость и, не имеющие других доходов.

Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.

Конспект на тему: «Понятие и система социального обеспечения России»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ»

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение как определённая форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Понятие «социальное обеспечение» возникло в советский период истории России. Оно отражало совокупность взаимоотношений по поводу всестороннего государственного попечительства о гражданах в связи с рисками (угрозами) их социального положения.

Радикальные изменения российской действительности начала 1990 гг. сформировали новый тип взаимоотношений «государство — гражданин», на смену системе социального обеспечения СССР пришла система социальной зашиты населения РФ, а парадигма социального обеспечения как патерналистской опеки фактически уступила место парадигме государственной социальной помощи.

Несмотря на то, что социальное обеспечение не существует уже почти пятнадцать лет ни как принцип, отражающий всестороннее государственное попечительство, ни как система защиты от рисков, — это понятие продолжает использоваться отнюдь не в связи с советским прошлым. В одних случаях им определяют совокупность пособий, льгот, выплат, в т. ч. и пенсионных, производимых из государственного бюджета и внебюджетных страховых социальных фондов, в других — «остатки» советского соцобеспечения в системе социальной защиты населения РФ. Все это приводит к путанице и требует уточнения. Попробуем разобраться в этом вопросе и определить новое место совокупности государственных пособий, льгот, иных выплат из бюджетных средств.

Читайте также  Число как основное понятие математики

В научной литературе мы можем встретить следующие определения понятия «социальное обеспечение». «Так, специалисты в области права социального обеспечения, например М. Захаров, Э. Тучкова, его трактуют следующим образом: «Социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса 1 .

«Государственное социальное обеспечение — это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством.

Можно встретить и такое определение, «Социальное обеспечение — система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государственного местного самоуправления организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий « других фондов обеспечения» при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих «а собой утрату и снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» 2 .

М.О. Буянова определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом; «Социальное обеспечение — это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных уедут нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям. нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» 3 .

Эти определение содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности.

На основе этих определений сформулируем следующее: социальное обеспечение осуществляется государством из целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно направлено на выравнивание доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в установленных законом случаях: утраты или снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потере кормильца и т. п. Структурно социальное обеспечение включает в себя, в соответствии с этими установлениями такие организационно-правовые формы, как социальное обеспечение к порядке обязательного социального страхования и за счет ассигнований из государственного бюджета.

Для анализа рассмотрим, как и зачем возникает социальное обеспечение (факторы его развития).

Оно зародилось в первые годы советской власти. Отказавшись от общественно организованной, многосубъектной системы противостояния социальным рискам, существовавшей в царской России, новая власть упраздняет благотворительные общества и учреждения, органы попечительства, конфессиональное милосердие. Взамен исторической парадигмы общественного призрения, советская власть провозглашает новую — государственный патернализм и берет на себя функцию всестороннего и полного социального попечительства о своих гражданах. Советский патернализм реализовывался посредством принципа государственного социального обеспечения и при помощи его системы.

Уже в ходе Гражданской войны и военной интервенции при губернских, уездных исполнительных комитетах Советов народных депутатов создаются специальные организационные структуры, реализующие политику социального обеспечения, — открываются отделы социального обеспечения. В апреле 1918 г. создается Народный комиссариат социального обеспечения. Таким образом, идеология государственного попечительства — социального обеспечения — обретает организационные формы реализации.

Итак, понятие «социальное обеспечение» сформировалось в советский исторический период и содержало вполне конкретные признаки этого явления. Отражая идеологию государственного патернализма, оно было целеориентировано на всеобщее попечительство, всестороннюю защиту от социальных рисков. Государственное обеспечение, реализуя принципы социалистического общественного распределения, реализовывалось из централизованных фондов. Структурно включало в себя пенсионное обеспечение и социальное страхование, социальное обслуживание, также финансировавшиеся из общественных фондов потребления. Организационно проводили функцию государственного попечения органы социального обеспечения, так называемый «собес». Их деятельность была гарантирована централизованно-плановой экономикой и административно-командной системой управления обществом. Именно эта совокупность отношений государственной социальной опеки, заботы и формировала понятие «социальное обеспечение».

Реформирование российского общества не могло не затронуть и систему социального обеспечения. Так, происходят принципиальные идеологические перемены — отказ от государственного патернализма всестороннего попечительства о человеке, на смену приходит принцип государственной социальной помощи. Исчезают централизованные фонды общественного потребления, являющиеся экономической основой социального обеспечения. В сфере защиты от социальных рисков возникают принципиально новые субъекты — фонды социального страхования (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), действующие на страховых принципах солидарной самозащиты, организованной взаимопомощи и самоуправления. Они автономны и отделены от государственного бюджета (внебюджетные) и по своей рыночной, демократической природе, механизмам и экономическим основам не имеют ничего общего с системой социального обеспечения. Ушли в прошлое и органы, претворявшие политику социального обеспечения: взамен «собесам» были сформированы органы социальной защиты населения РФ, реализующие новые функции. Совокупность отношений и институтов, механизмов и инструментов, составлявшая понятие «социальное обеспечение», исчезла.

Термин «социальное обеспечение» отражал специфику организации государственных социально-защитных функций в период господства централизованно планируемой хозяйственной системы. Принципиальные изменения в социально-экономических отношениях, в т. ч. и по поводу социальной защиты населения, появление ее административных структур с новыми функциями не дают возможности использовать термин «социальное обеспечение» для определения качественно новых общественных отношений в сфере социальной защиты. Не случайно отсутствует и законодательное закрепление понятия «социальное обеспечение». Поэтому и само это понятие целесообразнее было бы оставить исключительно для определения особого типа социальной защиты населения, имеющего место в известный конкретно-исторический период.

«Но от советской системы социального обеспечения остались отдельные весьма важные элементы: это комплекс государственных пособий, выплат, льгот, социальных услуг, которые объективно не могут быть реализованы, так как механизмы прежней системы не способны эффективно работать в рыночных отношениях. Они предоставляются в соответствии с подходами социального обеспечения: категорично (безадресно), без учета уровня благосостояния, уравнительно, с учетом заслуг выделяемых властью категорий населения или по политическим мотивам, как дополнительные доходы, в крайне низких размерах и т. п.» 4 .

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий — источники финансирования. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, пенсионного фонда, а также средств государственного бюджета, территориальных фондов социальной поддержки населения.

Второй критерий — круг лиц, подлежащих обеспечению. Установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.

Третий критерий — условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

Четвертый критерий — цель предоставления обеспечения. Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально- значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Социальное обеспечение теснейшим образом связано с социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Структурно социальное обеспечение включает в себя, в соответствии с этими установлениями такие организационно-правовые формы, как социальное обеспечение к порядку обязательного социального страхования и за счет ассигнований из государственного бюджета.

1 Федеральный закон РФ «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

2 Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. A.C. Сорвина. М., 2006.С45

3 Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан в России в условиях рыночной экономики. М., 2008.С36

4 Шарин В.И. Социальная помощь. Екатеринбург, 2009. С145

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: