Понятие и сущность логики как науки - ABCD42.RU

Понятие и сущность логики как науки

Понятие и сущность логики как науки

«НАУКА ЛОГИКИ»

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

«НАУКА ЛОГИКИ» (Wissenschaft der Logik), или т.н. «Большая логика», – произведение Гегеля, играющее роль основания всей его системы. Написано в нюрнбергский период. 1-я часть – «Объективная логика», кн. 1, «Учение о бытии» (1812); 2-я часть – «Объективная логика», кн. 2, «Учение о сущности» (1813); 3-я часть – «Субъективная логика», или «Учение о понятии» (1816). В 1831 Гегель задумал переиздание, но успел доработать и расширить только «Учение о бытии» (издано в 1833 в качестве 3-го тома Собрания сочинений). Русские переводы: Η.Γ.Дебольского (1916, 2-е изд. 1929); Б.Г.Столпнера (1937–39; 1970 – под ред. А.П.Огурцова и М.И.Иткина).

СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Гегель написал два Предисловия к «Науке логики» – в 1812 к 1-му изданию и 7 ноября 1831 – к предполагавшемуся 2-му изданию. В первом Предисловии Гегель говорит о необходимости кардинальной реформы логики, которая должна стать содержательной дисциплиной, ибо «только природа содержания может быть тем, что развертывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определение содержания» (Наука логики, т. 1. М.,1970, с. 78). Далее, «чистые мысли», которыми занимается логика, должны быть представлены «в самодвижении»: «их самодвижение есть их духовная жизнь и представляет собой то, что конституирует науку. » (с. 79). В Предисловии ко 2-му изданию Гегель видит высшую задачу логики в том, чтобы « очистить категории, действующие лишь инстинктивно как влечения и осознаваемые духом прежде всего разрозненно. и этим очищением возвысить его в них к свободе и истине» (с. 88). Во Введении раскрывается предмет логики – «мышление, постигающее в понятиях»; логику следует понимать как «систему чистого разума», даже как «изображение Бога» в его вечной сущности (с. 103), «чистое знание» предстает здесь как «конкретное, живое единство» (с. 114). Содержательная категориальная логика одновременно есть и учение о диалектическом методе, принципы которого – «необходимость связи и имманентное возникновение различий» (с. 109) – реализуются в самодвижении логических категорий. Деление логики: «объективная логика» (логика понятия как бытия) и «субъективная логика» (логика понятия как понятия); объективная логика в свою очередь делится на учение о бытии в собственном смысле и учение о сущности.

УЧЕНИЕ О БЫТИИ. В учении о бытии Гегель прежде всего ставит вопрос: «С чего следует начинать науку?» Здесь во всеобще-логической форме осмысливается проблема начала любого системного научного построения. Таким началом должна быть «наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа», то, что остается «всецело имманентным своим дальнейшим определениям» (с. 128). Для логики этой начальной «клеточкой» выступает «чистое бытие», которое есть вообще то же, что и ничто, и совершается переход к становлению. Через его моменты – возникновение и прехождение – осуществляется «снятие становления» и переход в категориальную сферу «наличного бытия» (Dasein), которое делится на три раздела: наличное бытие как таковое; нечто и иное, конечность; качественная бесконечность. В разделах о наличном бытии как таковом вводится и проясняется категория качества. На категориальной стадии «конечности» Гегель вводит категории: нечто и иное (они в свою очередь дают жизнь категориям бытия-для-иного и в-себе-бытия); определение, свойство и граница; конечность. Общий смысл этой стадии определяется так: «Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречащее самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше, есть конечное» (с. 191). Иллюстрацией служат математические понятия: точка, линия, поверхность, противореча самим себе (ибо их определенность есть и их граница, и выхождение за ее пределы), из самих себя, через свое понятие, «движутся в себе»: «диалектика точки – это стать линией, диалектика линии – стать плоскостью, диалектика плоскости – стать целокупным пространством» (с. 190–191). Такова имманентная диалектика понятий (диалектической логики и науки): конечное переходит в бесконечность. Раздел о соотношении конечного и бесконечного – один из лучших в «Науке логики» благодаря тонкой, многосторонней диалектике анализа. Если мысль застревает на простой противоположности бесконечного конечному, то это «дурное бесконечное» (с. 204), а «истинная бесконечность» вырастает из понимания того, что, во-первых, и бесконечное, и конечное подвергаются внутреннему отрицанию, и, во-вторых, что «не конечное есть реальное, а бесконечное» (с. 215), что «конечное идеально».Это и есть «философский идеализм», поскольку все принципы всякой философии всегда «суть мысли, всеобщее, идеальное» (с. 222), а не конечные вещи в их наличии. Бытие-для-себя как последняя категориальная ступень сферы качества (разделяемая на бытие-для-себя как таковое; одно и многое; отталкивание и притяжение) образует переход в сферу количества (величины). Последнее же (разделяемое на количество как таковое, определенное количество, количественную бесконечность) перетекает в сферу категории меры, которая (через специфическое количество и реальную меру) полагает «становление сущности».

Мера – это единство качества и количества, качественное количество, «специфическая» величина. «Узловая линия отношений мер» – категориальная стадия, на которой фиксируется такое изменение количества, которое внезапно (скачкообразно) вызывает изменение качества: напр., вода, нагретая до 100°, превращается в пар, а охлажденная ниже 0°, становится льдом. Температуры кипения и замерзания – примеры «узловых» точек мерных отношений. «Мерные» понятия применимы и к общественной, государственной сферам, хотя «узлы» меры здесь не столь определенны и очевидны, как в природе. Существует, напр., зависимость между размером государства и наиболее благоприятными для него строем, системой управления. Категорией меры завершается учение о бытии, онтологическую значимость которого Гегель связывает с тем, что процесс «продвижения» логики по категориальным ступенькам бытия «есть движение самого бытия» (там же,т. 2. М., 1971, с. 7).

СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ. В разделе «Сущность» Гегель связывает категории бытия и сущности: «Сущность находится между бытием и понятием и составляет их середину. » (с. 8). Сущность есть существенное наличное бытие в противоположность несущественному. Сущность – в себе и для себя снятое бытие. То, что ей противостоит, есть сначала только видимость (бытие, лишенное сущности). Отсюда категориальные ступени сферы сущности: 1) видимость (разделяется на: существенное и несущественное, видимость, рефлексия);

2) определенные сущности, или рефлексивные определения;

3) основания. Понятие «рефлексии» имеет основополагающее значение для сферы сущности, и весь ее первый раздел именуется «Сущность как рефлексия в самой себе». Если для категорий бытия основополагающим является соотношение с иным, то для категории сущности характерно «соотносящееся с собой отрицание», т.е. рефлектирующее движение. В сфере бытия качество переходит в количество, в сфере сущности явление и сущность (соответственно тождество и различие, причина и действие и т.д.) рефлективно соотносятся, «светятся» друг через друга. «Иное» в сфере сущности – не бытие с отрицанием и границей, а «отрицание с отрицанием» (с. 18). Рефлексия (разделяется на полагающую, внешнюю, определяющую), посредством которой мысль полагает «собственные» определения, подчеркивает принципиальное отличие всех категорий сферы сущности. Гегель вводит и исследует здесь такие понятия, как тождество, различие (разделяемое на разность, противоположность, противоречие), основание (разделяемое на абсолютное, определенное основание и условие), явление (разделяемое на существование, явление, существенное отношение), действительность (разделяемая на абсолютное, собственно действительность, абсолютно необходимое, абсолютное отношение – дробимое на субстанцию, причину, взаимодействие). Для анализа соотношения категорий сущности Гегель использует формально-логические законы тождества, исключенного третьего, противоречия и в то же время критикует их, если они толкуются как фиксация одностороннего, застывшего тождества.

Третий раздел учения о сущности – содержательный анализ категорий, которые в истории логики и философии было принято именовать «модальными». Его предваряет раскрытие единства внешнего и внутреннего; от царства абстрактных, или формальных, возможностей мысль переходит к «реальной возможности, а через нее – к необходимости, которая есть единство реальной возможности и действительности. Здесь также имеет место переход от субстанции к субъекту.

Категория «субстанции» у Гегеля есть обозначение необходимой, абсолютно безусловной сущности, которая существует через самое себя (causa sui Спинозы). От «пассивной субстанции» мысль переходит к понятию ее внутреннего противодействия, когда она выступает как причина, а далее – к понятию бесконечного взаимодействия. В дальнейшем свобода провозглашается «истиной необходимости», а в качестве «истины субстанции» выступает понятие, которое провозглашается «истиной бытия и сущности».

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ. Три главных раздела этого учения – «Субъективность», «Объективность», «Идея». В логике понятий Гегель как будто бы придерживается категориальной последовательности, характерной для формальной логики: от понятия (в более частном смысле), разделяемого на всеобщие, частные (особенные) и единичные, он переходит к суждениям (суждения наличного бытия, т.е. утвердительные и отрицательные суждения; «суждения рефлексии», или количества, т.е. единичные, особые, всеобщие; суждения необходимости, т.е. категорические, гипотетические и разделительные суждения; суждения понятия, или суждения модальности, т.е. ассерторические, проблематические и аподиктические), затем – к умозаключениям. Но все это – скорее внешняя канва диалектико-логической работы, основывающейся на онтологизации понятий и форм мысли («все есть умозаключение»).

Основной смысл учения о понятии состоит в следующем. Если формальную логику интересует лишь форма суждения «S есть Ρ», и вовсе не интересует, действительно ли S есть Р, то содержательная диалектическая логика проверяет на «истинность» это «есть». «Ни понятие, ни суждение не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие» (Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 351–352).

Раздел «Объективность», который делится на категориальные сферы «Механизм», «Химизм», «Телеология», имеет своим предметом анализ трех основных типов вычленения объектов обычным человеческим познанием и наукой. Под «механизмом» (неверно отождествляемым с механикой и механицизмом) понимаются первоначальные приемы выделения объектов и «внешние» приемы овладения ими (напр., «механизм» характерен для социальной сферы, когда отношения между гражданами-индивидами и правительством понимаются чисто формально). «Химизм» – «первое отрицание безразличной объективности и внешней определенности» (Наука логики, т. 3, с. 182) и «телеологизм» (или «организм») – стадии более высокого, более «внутреннего» отношения мысли к объекту. Последний раздел «Науки логики» – «Идея» (в свою очередь разделяемая на три подраздела – «Жизнь», «Идея познания», «Абсолютная идея») – резюмирует те принципы метода, о которых речь шла вначале.

Читайте также  Сущность и формы социального контроля

1. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984;

2. Marx W., Hegels Theorie logischer Vermittlung: Kritik der dialektischen Rekonstruktion. – «Wissenschaft der Logik». Stuttg., 1972;

3. Düsing K. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. Bonn, 1976;

4. Theunissen M. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1978;

5. Die Wissenschaft der Logik und die Logik der Reflexion: Hegel-Tagung Chantilly. 1971. Bonn, 1978;

6. Jarezyk G. Systeme et liberté dans la logique de Hegel. P., 1980.

Логика как наука

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность логики

Логика (от греческого «logos» — разум, слово, понятие) – это наука о законах и формах правильного мышления.

Предметом научного логического анализа являются приемы, формы, а также законы мышления, при помощи которых человек познает себя самого и окружающий мир.

Основные формы и приемы мышления, которые способствуют познанию истины

Человек все основные знания о явлениях в природе получает в процессе целенаправленного и активного познания. Таким образом, познавательный процесс, по сути, собой представляет субъект-объектное взаимодействия с различными фрагментами реальности.

Познание человеком окружающей действительности представлено рядом уровней, приемов и форм, которые приводят исследователя к верным (истинным) выводам.

Первый уровень представлен чувственным познанием, которое, как это уже видно из самого названия, осуществляется на базе основных органов чувств человека. Полученная через органы чувств информация после этого подвергается осмыслению, синтезу и систематизации.

Существуют следующие основные формы чувственного познания:

  • восприятие
  • представление
  • ощущение

У данного уровня познания есть ряд важных приемов. Среди них отдельно можно выделить следующие:

  • систематизация ощущений
  • воспоминание и запоминание знания, уже усвоенного ранее
  • выстраивание впечатлений в целостный образ
  • воображение и т. д.

Чувственное познание может приносить знание лишь об отдельных, внешних качествах и свойствах различных явлений.

Человек стремится познать глубинные свойства и сущности явлений и вещей, закономерностей бытия общества и мира в целом. Именно по этой причине человек и прибегает к исследованию проблем, которые его интересуют, на абстрактно-теоретическом уровне познания.

На абстрактном уровне познания складываются такие его формы, как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • суждение
  • понятие
  • умозаключение.

Человек, прибегая к этим формам познания, руководствуется следующими приемами логического мышления:

  • обобщение
  • абстрагирование
  • выделение существенного
  • отвлечение от частного
  • выведение нового знания из ранее известного и т. д.

Отличие абстрактного мышления от чувственного познания

Благодаря непосредственному, чувственному (или эмпирическому, находящемуся на более высоком уровне) познанию у человека формируются знания, получаемые из опыта. Они представляют собой идеальные образы, которые основываются на ощущениях, впечатлениях, переживаниях и т. д.

Абстрактное же мышление означает гораздо более высокий уровень познания и подразумевает переход от изучения различных отдельных сторон предметов к постижению общих связей и законов. Абстрактное мышление выделяет в предметах самое существенное общее, необходимое и повторяющееся.

Значение логики в познании

Роль логики в познании весьма важна. Значение ее вытекает из возможностей выведения истинного знания не только формально-логическим путем, но также и диалектическим.

Задача логического действия состоит в том, чтобы обнаруживать такие формы и правила мышления, которые всегда будут вести к истинным выводам, причем безотносительно к конкретным смыслам.

Логика как наука, изучает такие структуры мышления, которые приводят к последовательному переходу от одних суждений к другим, образуя при этом, непротиворечивую систему рассуждений.

Логика выполняет важную методологическую функцию, суть которой заключается в разработке исследовательских технологий и программ, которые пригодны для получения объективного знания.

Другая важнейшая функция логики — аналитико-критическая, которая является средством обнаружения ошибок в рассуждениях и контроля над правильностью построения мысли.

Логика может выполнять также теоретико-познавательные задачи. Логическому знанию вполне под силу адекватно толковать значения и смысл выражений языка, выражать отношения между познавательным объектом и познающим субъектом, обнаруживать логико-диалектическое развитие окружающего мира и т. д.

Задачи логики и способы систематизации мышления

Понятие «логика» имеет несколько значений. Оно употребляется в различных ситуациях и чаще всего не в смысле логика как наука. Обычно в разговоре не задумываясь, произносим, например, логика вещей, или поступков. Подразумевая под этим последовательность действий или взаимозависимость событий.

Г. К. Честертон писал: «Быть может он безумец, но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика, именно это и сводит человека с ума».

Понятие «логика» имеет много значений, следовательно его употребление в различных жизненных ситуациях не редкость. Ещё один пример логичное или наоборот нелогичное мышление. В первую очередь, подразумевая доказательность высказывания. Кроме того, логика – это наука о мышлении. Первое упоминание о логике как науке датируется IV в. до н.э. Спустя некоторое время, получила название формальной логики.

Предмет логики как науки

Говоря о понятии логики как науки подразумевается, что это наука о законах правильного и последовательного мышления. Однако не стоит забывать о том, что человеческое мышление самое многогранное и сложное явление во Вселенной. Неспроста ведь оно изучается многими науками. Логикой в том числе. Всякое движение человеческой мысли, которое постигает истину, принципы добра и красоты, опирается на логические законы, даже не осознавая это. Но человеческое подсознание всегда им следует.

Рассуждение – это особая форма принуждения. Размышляя, человек ощущает несвободу и прессинг. От воли человека зависит, на чём остановить свою мысль. В любой момент можно прервать размышление и отойти к совершенно иной мысли. Однако если человек решит, что определённую тему следует домыслить до конца, то сразу же поневоле попадёт в сети логики. Это действует как механизм, который невозможно остановить, поскольку согласившись с одним утверждением, мысли его будут просто вынуждены принять и другие утверждения, которые являются логичным продолжением предыдущих. И вне зависимости нравятся они его подсознанию или нет, человеческое подсознание и мысли должны их принять.

Например, допустив одно, человек автоматически лишает себя возможности утверждать иное, несовместимое с допущенным. Представьте ситуацию, вы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, следовательно, если вещество не проводит ток, оно не металл. Или ещё ситуация, утверждая, что все птицы умеют летать, мы автоматически исключаем курицу, страуса и пингвина из разряда птиц. Это и есть логическое мышление под давлением, когда из одного утверждения следует несколько вытекающих.

  • Понять, как это работает, можно только ответив на несколько вопросов:
  • Где источник непрекращающегося принуждения?
  • Какова природа этого источника?
  • Что именно приходится считать несовместимым с уже принятыми утверждениями и как это работает в связке?
  • В чём заключаются принципы работы человеческого мышления?

В поисках ответов на эти вопросы и родилась наука логика. Наука о мышлении и его функционировании. Наука о том, как срабатывает человеческое мышление под давлением его же мыслей и размышлений.

Обратившись к истории, то можно проследить за этапами развития логики как науки. На протяжении многих веков сфера конкретных интересов постоянно менялась. Неизменным оставалось лишь фундаментальное исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Иными словами «что из чего следует». Хотя не стоит забывать о том, что логика занимается не только этим вопросом, он является главным, но не единственным. Поскольку наука эта изучает ещё и различные процессы и операции, например, операции определения и деления или классификации, операции доказательства и опровержения, занимается проблемами языка и правдоподобных рассуждений и т.п.

Задачи логического исследования

Основной задачей логического исследования является поиск и классификация установленных образцов правильного рассуждения. Эти образы представляют собой логические законы, на которых основывается правильное логическое мышление. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики, соответственно рассуждать правильно. Из этого следует, что чётко сформулированные законы логики важны для науки. Становится понятным, что эти законы рождаются в сознании человека и не зависят от его воли. Их принудительный характер для человека объясняется тем, что в конечном итоге они отображают общие принципы миропонимания и мировоззрения для человека. И только потому, что человек практически всё время находится в процессе мышления, законы логики нам кажутся иногда такими очевидными и изначально присущими человеческой способности к рассуждению.

Древнегреческий философ Платон рассуждал о логике так: «Бог создал зрение и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства нашего собственного разума». Он уверял, что человеческий разум – это лишь часть той разумности, которая правит на земле, а способность к размышлению – невольное воспроизведение той разумности, которую нам подарил бог.

Ученик Платона Аристотель первым дал обоснованное определение о природе и принципах человеческого мышления. Он уяснил, что «принудительная сила наших речей» существует по особым законам – законам логического мышления, благодаря которым человеческое подсознание принимает утверждения один за другим по цепной реакции, и отметать то, что не соответствует принятому изначально. Труды Аристотеля принято считать началом систематического исследования логики и её законов.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изучению логики как науки посвящено около двух с половиной тысячелетий. Раньше логики начали развиваться как науки только математика и философия.

Виды логики: традиционная и современная

Как уже говорилось, история логики насчитывает около двух с половиной тысяч лет, и немудрено, что эти периоды были поделены исследователями на определённые периоды в соответствии с предназначением и общим восприятием. Этих периода два, которые и поделили логику как науку на два вида:

  • Традиционный.
  • Современный.

Традиционная логика начинается с самых истоков в древней Греции и заканчивается появлением на рубеже XIX и XX вв. абсолютно новой современной логики. Последняя, в свою очередь, относится к нынешнему времени. Её принято называть еще математической логикой или символической. Несложно догадаться, что традиционная является предшественницей современной логики. А её содержание практически полностью вошло в состав математической, но не заняла какое-то основное место, а напротив, ей отвели совершенно незначительную часть.

Читайте также  Симметрия в природе

Говоря о логике традиционной, то она в корне была философской наукой. Базировалась на законах философии. Исследователи толковали причинно-следственные связи, опираясь на понятия философии. В ней не использовались как-либо специальные символы или обозначения. Традиционная логика как наука описывалась естественным языком и не содержала в себе никаких дополнительных истолкований.

Касательно современной логики, то она являет собой синтез двух наук: математики и философии. Если углубляться в процессы, то станет ясно, что это произошло потому, что в философские исследования стали внедрять математические методы. Новые своеобразные методы представляют собой использование искусственных языков при исследовании различных процессов. Этого не делали ранее, поэтому математическая логика в корне отличается от традиционной.

Внедрение математических методов в изучение логики позволило во многих ситуациях избежать двусмысленности и логической неясности, что не позволительно было при использовании только естественных языков.

Второе название «символическая логика» родилось в процессе становления и перемены способа изучения. Использование множества математических символов позволило называть современную науку еще и символической. Однако все эти имена имеют один и тот же смысл – современная логика. По роду занятия она не чем не отличается от традиционной. Задачи остались те же: поиск и изучение правильных методов мышления. Различия заключаются только в применяемых для исследования методах.

«Изобретателем» современной логики по праву считается немецкий философ Г. В. Лейбниц. Именно он первый высказал предположение о том, что доказательство можно представить в виде вычисления, подобно тому, как это делается в точных науках, например, в математике.

Принципы правильного рассуждения

Главная задача логики как науки заключается в изолировании правильных способов умозаключения от неправильных. Правильное рассуждение строится следующим образом: из правильного или истинного рассуждения вытекает обоснованное следствие. Если посылки обоснованные, то можно утверждать, что правильное умозаключение даёт из них обоснованные заключение.

Пример, который использовали ещё во времена Древней Греции: «Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, все греки смертны». В этом варианте первые два предложения – это посылки умозаключения, а третье – заключение.

1. Специфика логики как науки

1. Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве — практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но — лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука — и притом весьма развитая, сложная и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе — естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе — общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики.

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, тоже изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека в процессе его функционирования — мышления, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности, а также с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Однако такое определение, будучи удобным для запоминания, но слишком кратким, требует дополнительных пояснений каждого из его компонентов.

Читайте также

§ 2. Предмет науки логики.

§ 2. Предмет науки логики. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление — это процесс рационального[1] отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях,

4. Науки о действительности и конструирующие науки.

4. Науки о действительности и конструирующие науки. Наука имеет дело с действительностью. Однако условием познавания действительности является знание о недействительном. Доступное пониманию действительное — дух — мы понимаем в каждом случае при помощи очевидной

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях «Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности,

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Одной из важнейших идей марксистской философии, выдвинутых и обоснованных Лениным, является идея о том, что материалистическая диалектика, понимаемая прежде всего как

1. Первые подходы к разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии науки

1. Первые подходы к разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии науки Анализ работ, выпущенных советскими философами в период с 1917 г. до второй половины 50-х годов, показывает, что преимущественное внимание в этот период в них уделяется рассмотрению

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки Введение Поиск ответа Horgan THE END OF SCIENCE Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age 1996Перевод с английского М. В. ЖуковойДизайн Вадима НазароваОформление Александра ПономарёваЗащиту интеллектуальной

Предисловие к русскому переводу «Науки логики» Гегеля

Предисловие к русскому переводу «Науки логики» Гегеля Сочинение Гегеля «Наука логики», предлагаемое теперь читателям в русском переводе, вышло в свет в первом издании в 1812, 1813 и 1816 годах. За сим первая книга первой его части (учение о бытии) была просмотрена автором

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности, равно

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой Итак, естествоиспытатели отзываются о математике и всякой эйдетике скептически, однако в своей эйдетической методике поступают догматически. К счастью для них! Ведь великим естествознание стало благодаря тому,

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе Выключая полагание мира, природы, мы воспользовались этим методическим средством для того, чтобы вообще стал возможным поворот взгляда к трансцендентально чистому сознанию. Теперь же,

Техника науки и технические науки

Техника науки и технические науки Согласно третьей, указанной выше, точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.Германский

3. Специфика стоицизма

3. Специфика стоицизма а) То, что душа и тело отождествляются у стоиков, это понятно. И что душа остается при этом руководящим началом, это тоже понятно. Но о различии души и тела, так же, как и об их тождестве, часто говорилось и раньше стоиков. Однако интересно, что у Платона

Читайте также  Средства тушения и обнаружения пожаров

1. Античная специфика

1. Античная специфика Заботиться о соблюдении античной специфики необходимо при исследовании вообще всякого античного эстетического термина. Но, кажется, в отношении термина»мимесис»это правило о соблюдении античной специфики должно проводиться особенно тщательно.

Логика как наука, её предмет, структура и значение

Логика происходит от греческого “logos” что означает слово, идея, понятие. Логика – это дисциплина, которая занимается законами правильного мышления1. Но мышлением занимаются и другие науки – философия, информатика, когнитология, педагогика, психология, физиология, психиатрия и т.д. Специфика логики в том, что она занимается формами мышления.Она должна ответить на вопросы: Как мы должны мыслить? Что мы должны знать, какие правила должны соблюдать, чтобы наше мышление было правильным?. Около 2500 лет назад, ещё до того как были раскрыты психологические механизмы мышления, опережая на многие сотни лет развитие многих наук, Аристотель сумел создать первую логическую систему.

Мышление не изолированное от действительности явление. Законы мышления основываются на законах объективной реальности, которые независимы от сознания человека. Человеческое мышление правильно, если оно связывает в мыслях то, что связано в действительности. Но это не значит, что законы логики непосредственно отражают законы объективной реальности. Логика отвлекается от отношений, связи и закономерностей реальности. Это чисто формальная наука, независимо от содержания.

Каждая наука использует не только специальные понятия, но и профессиональный язык, состоящий из обыденного языка и специальных научных понятий. Но для некоторых наук профессиональный язык недостаточен. Они создают искусственный, символизированный язык. Формальная логика использует не только символический, но и формализованный язык. Сущность этого языка состоит в том, что мы можем оперировать его символами, формами по определенным правилам, необязательно учитывая их содержание. Используя определенные правила и формы мышления, мы можем получить новые знания.

Мышление и биолога и математика отличаются по содержанию. Но они имеют нечто общее – это структура, форма мышления. Правильность мышления связано с его формами. Отсюда мы можем заключить, что формальная логика — это наука, изучающая законы, правила и формы правильного мышления, это наука об общезначимых формах и средствах мышления, необходимых для рационального познания. Кроме этого формальная логика занимается ещё алогизмами (типичными ошибками), паралогизмами (не преднамеренные ошибки) и софизмами (умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается как истинное).

Логика как философская наука развивается вместе с философией и зависит от специфики соответствующей эпохи. Вначале логика развивалась в связи с ораторским мастерством. Впервые слово «логическое» использовал Демокрит как синоним истины и правила познания. У Аристотеля логика развивается как ораторское искусство (риторика), дальше она превращается в инструмент нахождения истины, инструмент познания (органон). Для Аристотеля логика не было специальной наукой, а только инструмент каждой науки. В первом веке до нашей эры аристотелевские работы по логике («Категории», «Топика», «Софистические опровержения», «Первая аналитика», «Вторая аналитика») получают общее название «Органон». Превращение логики в инструмент познания диктовалась необходимостью борьбы с софистикой, которую Аристотель считал ложной мудростью. Софисты пытались доказать, что объективной истины не существует, что об одной и той же вещи можно высказать разные суждения.

Заслуга Аристотеля состоит также в том, что он сформулировал законы правильного мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Четвертый закон формальной логики – закон достаточного основания – был сформулирован позже Г. Лейбницем. Аристотель описал и основные формы логического мышления – понятие, суждение и умозаключение, развил теорию о силлогизмах, которая и сегодня является основой формальной логики.

В средние века логика была предопределена схоластикой, имело место идеалистическое толкование законов и правил логики. Из инструмента познания она превращается в средство опровержения еретических идей или доказательства религиозных догм. Последователи Аристотеля (Теофраст 370-280 до н.э) развивают дальше теорию силлогизма. Велика заслуга выдающегося древнегреческого врача и анатома Галена (129-199), который сформулировал теорию о четырех жидкостях, стоящие в основе понимания патологических процессов. Он является автором четвертой фигуры силлогизма*.

Современная логика своим происхождением обязана и Ф. Бэкону и Р. Декарту. Ф. Бэкон (1561-1626) в знаменитой работе «Новый органон» отрицает схоластическую силлогистику, как бесполезной для науки и обосновывает индуктивную логику как нечто и противоположное дедуктивной логики Аристотеля1. Бэкон считал, что предметом научных исследований является природа. Источником знаний являются ощущения. Наука есть экспериментальная деятельность и состоит в применении рациональных методов к данным ощущений. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент являются необходимыми условиями рационального метода.

Р. Декарт (1595-1650) своим стремлением создать всеобщую математическую науку стимулировал логические исследования в направлении математической символики. Он развивает дальше дедуктивно-математический метод и применяет его в естественных науках. Декартовские идеи развивает дальше Г. Лейбниц. Он высказал мысль о возможности введения в логику математической символики, пытался использовать символы для обозначения понятий и для записи хода логических действий. Лейбниц является творцом первых логических исчислений.

В развитии формальной логики особую роль принадлежит И. Канту (1724-1804), который дает определение некоторых категорий и формулирует теорию суждений. Он создает трансцендентальную логику, которая занимается только законами рассудка и разума, в отличие от общей логики, которая относится к эмпирическим знаниям.

XIX век знаменателен развитием диалектической логики Гегелем как теория о наиболее общих законах развития мышления. Он считал, что формальная логика с её законами не является всеобщим методом познания, а только методом дедуктивных знаний.

В середине прошлого столетия два английских математика Дж. Буль (1815-1864) и О. де Морган (1806-1871) попытались применить математические исчисления в формальной логике, которые революционизировали эту науку. Язык формул и исчислений становится эффективным и в логике. Поэтому Буль считается основоположником символической (математической) логики.Л.Эйлер(1707-1783) и Дж. Венн (1834-1923) использует метод геометрического изображения отношений между объемами понятий посредством пересекающихся контуров (кругов или эллипсов). Теория множеств Г. Кантора способствовала ещё большему сближению логики и математики. Фреге совершенствует исчисление высказываний и создает логико-арифметическую систему. Пеано улучшает логическую символику, используя математические изложения. Математические и металогические исследования достигают апогея в работе Б. Рассела и А. Уайтхеда «Принципы математики» – первый трактат по математической логике. В развитии современной логики определенный вклад внесли Я. Лукасиевич, Э. Пост, К.И. Льюис, Д. Гильберт, К. Гёдель, А. Тарский, Р. Карнап, К. Шеннон, В. Шестаков и др.

Символическая (математическая) логика — часть современной логики, которая занимается изучением закономерностей логических операций, правил логического исчисления. Она занимается использованием формальных методов математики и логического анализа в логической деятельности, что значительно расширяет сферу формально-логических исследований и их применение не только в силлогистических умозаключениях. Символическая логика, по аналогии с математикой и алгеброй, заменяет символами различные логические понятия, слова связки, логические операции. Подтвердилось, что имеются общие структуры логики и математики, а логические операции аналогичны операциям математики и алгебры. Если традиционная (аристотелевская) логика использовала символы только для некоторых терминов и определенных суждений, то символическая логика выражает символически все – все типы терминов, суждений, умозаключений, операций с соединительными словами.

Традиционная логика использовала естественный язык, различные описательные и дедуктивные методы, это логика естественного языка и нематематизированных наук. Символическая логика создает искусственный символический язык, в соответствии с требованиями математизированных наук. Это позволило выработать строгие средства и методы и в то же время простые и доступные для контроля истинности логических операций. Символическая логика стала более мощным инструментом в решении сложных формально-логических проблем, чем традиционная логика.

Выделяя различные типы логики, надо иметь в виду, что в действительности существует одна логика с тремя аспектами: формальная, символическая и диалектическая логика. Есть смысл провести различение формальной и диалектической логики. Формальная логика имеет своим предметом исследование форм и общих закономерностей правильного мышления, когда мы отвлекаемся от их содержания. Диалектическая логика имеет своим предметом формы и законы развития знаний, когда мы не можем отвлечься от их содержания. Формальная логика использует понятия, которые могут быть формализуемы. Диалектическая логика исследует процесс формирования знаний и основывается на следующих принципах: объективности, всеобщей связи и развития, практики и конкретности истины. Формальная логика основывается на принципах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти принципы выражают самые общие требования, которым должны отвечать логические операции и наше правильное мышление.

Значение логики для медицины как науки в том, что она играет роль инструмента рассуждения. Для медицинской деятельности она входит в систему клинического мышления и состоит в следующем:

Помогает развить мышление, сделать её более продуктивной и использовать более эффективно. Спонтанное логическое мышление становится сознательным логическим мышлением, если известны правила, во-первых, и, во-вторых, эти знания применяются.

Дает возможность преодолеть ограниченный, односторонний и несовершенный характер естественного языка. Слова и выражения естественного языка постепенно и незаметно меняют свое значение. Часто встречается явление синонимии, омонимии, паронимии и т.д. Одно и тоже слово имеет различные смыслы и наоборот, разные слова имеют одно и то же значение. Смысл слов обыденного языка часто имеет неясный, неточный, неопределенный характер.

Помогает решать ряд проблем, которые мы не можем решить при помощи обыденного мышления. Логика развивает способность обобщения и абстрактизации. Это особенно важно в науках где надо обобщать, классифицировать эмпирический материал, когда надо строго определять их смысл. Логика незаменима в научных спорах, поскольку мышление любого специалиста должно быть определенной, точной и ясной, непротиворечивой, доказательной и достаточно обоснованной.

Логика помогает нам избежать ошибок. Путь к истине всегда идет через логику. Соблюдение принципов и законов формальной логики является необходимым условием достижения истины.

Логика способствует информатизации и компьютеризации медицины. Это ведет к улучшению качества диагностики и лечебно-профилактической деятельности врача.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: