Потребности и система ценностей - ABCD42.RU

Потребности и система ценностей

Потребности и ценности человека.

Потребностькасается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент не обладает. Существует также понимание потребности как отражение в сознании того предмета, который может ее удовлетворить.
Неудовлетворение потребности связано с неприятными эмоциональными переживаниями. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия.
Чем большая удовлетворенность формируется у человека от конкретного фактора, тем большей ценностью он становится.
Потребность — это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности индивида, отражающая с одной стороны, зависимость от условий существования, а с другой необходимость выполнения программы для того, чтобы существовать.Классификация потребностей:
Первичные (базовые, врожденные)
Вторичные (социальные приобретенные)

Ценности.Это убеждения (мнения), но не холодные идеи. Они эмоционально окрашены.
Ценности — желаемые человеком цели (например: равенство) и образ поведения, которые способствуют достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).
Ценности не ограничены определенными ситуациями. Они относятся ко всем жизненным ситуациям, в которые попадает индивид.Ценности выступают как стандарты, которые руководят человеком.Ценности упорядочены по важности относительно друг друга.
Различают индивидуальные (личностные) ценности и культурные (социальные).

К индивидуальным (личностным) можно отнести: Достижение: личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами; Самостоятельность: определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.

К культурным (социальным) можно отнести: Традиции: любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы; Безопасность: мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.

Основные феномены человеческого бытия

Любовь

Тема любви является одной из ведущих тем философии. Еще в Древней Греции феномен любви привлекал внимание множества современников, среди которых были поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.), философ Парменид (V в. до н.э.), Эмпедокл (ок. 490 — ок.430 гг. до н.э.) и многие другие. Многие древнегреческие философы опирались на понятие любви для объяснения порядка и строения космоса, а также его возникновения. Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно. И. Кант — основоположник немецкой классической философии — считал, что любовь и уважение являются главными обязанностями людей по отношению друг к другу. Таким образом, И. Кант определяет любовь как чувство долга. Он отрицает чувственное начало в любви. Дать универсальное определение любви, которое бы соответствовало взглядам каждого человека невозможно. Это подтверждают многочисленные работы философов на эту тему. Каждый из них видит в феномене любви разное. Понятие любви не так просто, каким оно кажется на первый взгляд. Даже современному человеку нужно некоторое время, чтобы дать собственное определение этому феномену. Но остается неизменным тот факт, что любовь есть в жизни каждого человека. Любовь наполняет человеческое бытие определенным смыслом, вдохновляет художников и поэтов.

Смерть

Тема смерти, как известно, является классической для философии. Ее обсуждал еще Сократ, принимая в конце своей жизни судьбоносное для себя и отчасти всей будущей европейской философии решение. Среди множества различных толкований феномена смерти, выделяются два наиболее распространенных — это научное и религиозное толкование. В науке смерть — мгновение между жизнью и не жизнью сущего, или просто конец жизни. В религии смерть — жизнь-после-жизни. Например, в христианстве смерть — это жизнь души без тела. С религиозной точки зрения смерть это лишь переходный этап в другую новую жизнь. Смерть — это не жизнь-после-жизни. Внешне это определение выглядит почти банальным, однако понятое феноменологически оно выглядит достаточно интересно. Быть в смерти вовсе не значит не существовать. Христианство учит, что смерть есть жизнь души без тела. С точки зрения феноменологии душа — это переживание, т.е. радость и печаль, наслаждение и страдание, гнев, страх, ярость и прочее.

Игра

Игра — знакомое явление для каждого человека. Игра находит свое отражение почти во всех областях культуры. Игровые элементы так же присутствуют в сферах труда и политики. Не смотря на то, что понятие игры давно находится в поле зрения философии, серьезные исследования этого феномена начались значительно позже. Первыми, кто заметили сходство между игрой и художественной деятельностью, были Иммануил Кант (1724-1804) и Фридрих Шиллер (1759 — 1805). В XX веке особое внимание феномену игры уделяли такие исследователи, как ЙоганнХёйзинга (1872 -1945), Ханс-Георг Гадамер (1900-2002), Ойген Финк (1905-1975) и другие. Существуют разные определения понятия «игра». Одни исследователи определяют игру через противопоставление ее серьезному, другие считают противоположностью игры принуждение, насилие. Й. Хёйзинга писал: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Схожее, но с иными акцентами, определение дает К.Б Сигов. Он считает: «Игра — форма свободного самовыявления человека.» Феномен игры обладает рядом особенностей. Во-первых, игра — это свободная деятельность. Свобода понимается, как независимость от диктата других людей. Во- вторых, во время игры человек находится за границами обыденности, он как бы переносится в параллельный мир, но при этом игрок различает мир воображаемый и мир реальный. В-третьих, в игре имеется структурная упорядоченность. Эта структурная упорядоченность выражается в виде установленных ограничений — в виде правил. Те, кто нарушают эти правила называются «бунтарями» и «шулерами». Главное их различие в том, что «шулеры» не ломают мир игры и создают видимость, что играют, а «бунтари» открыто отвергают правила и саму игру. В-четвертых, игра содержит в себе возможности и риск. Игра возможна только при наличии риска. Например, в написании картины или стиха всегда есть риск, что задуманное может не дать желаемого результата — отсюда и возникает азарт и риск в игре. Таким образом, можно сказать, что вся жизнь это игра.

Власть

Согласно теории разделения властей Локка и Монтескье, каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотреблять, и для того чтобы властью нельзя было злоупотреблять, нужно, чтобы власть ограничивала власть. Однако принцип разделения властей нигде в мире не был осуществлен неукоснительно, но имел большое позитивное влияние формирование нового политического мышления. Ситуация разделения власти уменьшает возможность произвола в деятельности власти имущих. Не случайно возникла поговорка: «Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно». Сама по себе власть не хороша и не плоха. Б. Шоу говорил: «Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть». С развитием философии феномен власти получает все более широкое распространение. Это связано с усложнением процессов, происходящих в обществе. В настоящие дни появляются альтернативные формы власти, которые ярко заявляют о себе, но до сих пор не попали в фокус научного и философского анализа.

Система ценностей и их взаимосвязь с потребностями

Система ценностей

Потребности и их классификация

Особенности потребностей

Классификация потребностей

Содержание уровней пирамиды потребностей

Система ценностей и их взаимосвязь с потребностями

Потребности и их классификация

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем обособление. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.

Классификация потребностей:

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

Читайте также  Оценка бизнеса: объекты, цели, принципы и этапы

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями. Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в таблице ниже.

Содержание уровней пирамиды потребностей

1) Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

2) Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

3) Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

4) Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

5) Потребность в уважении и признании

а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

6) Потребность к независимости

Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств

7) Потребность в новизне

Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь.

8)Потребность к преодолению трудностей

Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.

9) Потребность в красоте и гармонии.

Потребность к порядку, гармонии, красоте

10) Потребность в самореализации

Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.

Система ценностей и их взаимосвязь с потребностями

Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека, это система созданных, принятых и установленных в обществе или группе высших достижений человека, притягательных для людей социальных эталонов мысли, чувств, поведения, деятельности.

Ценность представляет собой то, чего нет у человека и в чём он нуждается. Тем самым потребности и ценности рассматриваются как две стороны одной медали. Вместе с тем ценности признаются стоящими над всем, то есть в качестве высшего слоя устремлений.

Ценность имеет положительное, верховное значение. Она является условием полноценного бытия объекта. В ценностях материализуются наиболее дефицитное богатство, блага. Поэтому ценности представляют собой цель, к которой стремятся люди, поскольку они связаны с удовлетворением потребностей людей. Если потребность есть побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вне человека. Тем самым ценности становятся мощными побудительными мотивами деятельности.

Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными.

Любой индивид имеет свою систему ценностей — т. е. представление о значении для него этих явлений и предметов. Эти представления, конечно, не чисто индивидуальны, а сходны у людей одной и той же эпохи, одной и той же социальной группы. Системы ценностей постепенно изменяются в ходе исторического развития общества. Разнообразные продукты трудовой деятельности, события в обществе и природные явления человек сознательно или неосознанно оценивает как добро или зло, полезное или вредное, истинное или ложное, прекрасное или безобразное, справедливое или несправедливое, допустимое или запретное и т. п.

Ценности, как и потребности, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для австралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении. Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

С чего начинается смысл: потребности и ценности

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы обычно классифицировали как «немотивированные» преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и потребности, в частности, потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям. Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями: у одних — через творческие достижения, у других — через обогащение, у третьих — через успех у противоположного пола, у четвертых — через карьеру, и только у некоторых — через насилие, физическое подавление других людей. В отличие от большинства людей для хулиганов (впрочем, и для некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в неблагоприятных условиях формирования их личности.

Но ставя во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором личность живет и действует. Такая зависимость существует, но кроме этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Любой социальной группе — от отдельной семьи до человечества как целого — присуща направленность на определенные общие ценности — идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой — от полного совпадения до полного несовпадения. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность — идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.

Во внутренний мир личности потребности и личностные ценности входят в совершенно разном обличье. Потребности отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных. Личностные ценности, напротив, отражаются в нем в форме идеалов — образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я. Например, влечение мужчины к женщине (или наоборот), с одной стороны, и восхищение ее (его) красотой или другими достоинствами, с другой, различаются как раз тем, что смысл другого человека в первом случае окрашен желанием и порождается сиюминутными потребностями, а во втором — окрашен определенными идеалами (красоты, добра, совершенства и др.) и порождается личностными ценностями. В отличие от потребностей, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности.

Читайте также  Световая среда жилого и общественного интерьера

§ 6. Потребности и система ценностей.

Известно, что с глубокой древности человек начал познавать мир. Но не всегда обращают внимание на другой момент: люди не только познают мир, но и оценивают его. Для развития общества необходимы и познавательная, и оценочная деятельность. Они не могут быть растворены одна в другой – например, сведены к познанию.

Ценности – это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. В истории европейской философии проблему ценностей впервые стали исследовать софисты (см.: гл. 2, § 4). Они резко разграничили знание о реальном мире и знание о человеческих интересах, потребностях, о значении тех или иных предметов и явлений для человека. В действительности любой индивид имеет свою систему ценностей – то есть представление о значении для него этих явлений и предметов. Эти представления, конечно, имеют много общего – они не чисто индивидуальны, а сходны у людей одной и той же эпохи, одной и той же социальной группы. Системы ценностей постепенно изменяются в ходе исторического развития общества. Разнообразные продукты трудовой деятельности, события в обществе и природные явления человек сознательно или неосознанно оценивает как добро или зло, полезное или вредное, истинное или ложное, прекрасное или безобразное, справедливое или несправедливое, допустимое или запретное и т.п. В современном развитом обществе провозглашается (хотя не всегда в полной мере реализуется) гуманистическая система ценностей. В ней главными фундаментальными ценностями жизни и культуры считаются истина, добро и красота.

Ценности, как и потребности, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для дикаря, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении. Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен – все вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над базовой основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

Представления о ценностях оказывают прямое и мощное воздействие на мир потребностей, а через него – на складывающуюся в обществе сферу услуг. Механизм этого воздействия можно свести к пяти основным моментам.

1). Формирование потребностей на основе ценностей.

Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом. Так, потребность в трудовой практической деятельности резко различалась у раба и свободного (см.: гл. 2, § 4), у варвара и цивилизованного индивида (см. высказывание Гегеля, гл. 2, § 7), в средние века (см.: гл. 2, § 5), у православного и протестанта. У сторонников различных религиозных конфессий потребности зависят от предписаний и запретов тех церквей, к которым они принадлежат. В сфере услуг изменения в запросах людей, которые удовлетворяет система сервиса, тоже прямо связаны с эволюцией ценностей. Так, в одних обществах и социальных слоях значимость моды для человека велика, а в других нет. Престижное потребление (см.: гл. 5) стимулирует потребности в тех или иных вещах. Для десантника может быть важно и ценно получить краповый берет, для бизнесмена – престижный автомобиль, для мусульманина – совершить паломничество в Мекку, для многодетной матери – жить рядом с хорошими магазинами, поликлиникой и предприятиями бытового обслуживания, для меломана – раньше всех получать новые записи известных исполнителей и т.п. Все эти разнообразные ценности на наиболее глубоком уровне детерминируются, конечно, развитием материального производства, зависящей от него социальной структурой общества и уровнем доходов людей. Однако даже при одинаковом уровне материальной обеспеченности в разных странах и социальных слоях исторически складываются сильно различающиеся системы ценностей. Успешность сервисной деятельности напрямую зависит от учета специфики ценностей, сложившихся у потребителей услуг.

2). Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценностях.

Система ценностей ориентирует личность на ту или иную стратегию жизненного поведения. Это может быть стремление к обогащению и собственному благу, к благу своего народа, семьи или фирмы, к служению богу, к беззаботному «прожиганию» жизни (эпикурейство), к творческой деятельности в технике, науке, искусстве или политике, к воспитанию детей в большой семье и т.д. С точки зрения гуманистической системы ценностей, господствующей в европейской цивилизации уже несколько столетий, высшей ценностью культуры считается человеческая жизнь и свободное развитие личности. Разумными признаются потребности, связанные с практической реализацией этой ценности – с раскрытием всех способностей личности, обеспечением ей возможности творческого развития. От сферы услуг ждут помощи в сохранении и продлении жизни (медицина, спорт, рекреационные услуги), в том, чтобы сделать ее интересной, полноценной, насыщенной, освободить человека от рутинных, многотонных занятий (образование, индустрия туризма и отдыха, бытовое обслуживание). Потребности, удовлетворение которых укорачивает и обедняет жизнь отдельного человека (употребление алкоголя, наркотиков и т.п.) признаются вредными и неразумными. Однако в современном мире существуют и другие системы ценностей. Так, для ряда религиозных фанатиков высшая ценность – служение богу и религиозным организациям. Человеческая личность сама по себе не представляет существенной ценности. Эту систему ценностей стремятся использовать в своих целях различные экстремистские организации. У них массовые убийства во время террористических актов признаются вполне приемлемыми и полезными, так как якобы следуют из ценностей той или иной религии. Нетрудно проследить, какие потребности будут считаться разумными, а какие – неразумными у сторонников определенной системы ценностей.

3). На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.

Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят, многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смотрят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы. Так, для пожилого туриста обычно важен покой и хороший сон, а для посетителей ночных дискотек на первое место выдвигаются совсем другие потребности (хотя они тоже, конечно, когда-то ложатся спать). В эпоху борьбы с режимом апартеида в Южно-Африканской республике среди молодежи был моден несколько необычный лозунг, жестко расставлявший жизненные приоритеты: «Сначала – свобода, потом – образование». Следуя этому принципу, коренные африканцы иногда сжигали школы, построенные для них белыми переселенцами с самыми добрыми благотворительными целями.

В удовлетворении общественных потребностей очередность имеет особое значение. Так, в СССР и в современной России много десятилетий обсуждают правильность или ошибочность устоявшегося подхода, при котором государственный бюджет финансирует всю социальную сферу по остаточному принципу, так как она не считается приоритетной. В этом система ценностей российской государственной власти отличается, например, от системы ценностей, лежащей в основе политики государств «большой семерки». Негативные последствия такой ориентации государственных расходов может частично компенсировать деятельность коммерческих фирм, в том числе работающих в сфере услуг.

Грамотная оценка очередности в удовлетворении потребностей – еще один эффективный способ совершенствования сервисной деятельности.

4). На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, многодетная мать, «солдат удачи», кочующий из одной «горячей точки» в другую, и т.д. В реализации потребностей действуют, однако, и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства (восьмая библейская заповедь – «не кради»). В остальном национальные традиции принятия пищи заметно различаются. Это касается и национальной кухни, и самого процесса еды. Так, у ряда народов есть традиции долгих и частых застолий, они по-разному относятся к употреблению спиртного. У мусульманок могут возникать проблемы с питанием из-за того, что они не должны снимать чадру в общественных местах (а то и вовсе могут питаться только дома или в гостях у родственников). Всем известно, как сложно в истории цивилизации регламентировались социально одобряемые способы удовлетворения сексуальных потребностей.

Из примеров такого типа видно, что любая система жизненных ценностей включает в себя концепцию допустимых и запретных путей удовлетворения потребностей.

5). Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учетом системы ценностей клиента.

Это хорошо видно на примере рекламы, которая всегда пытается изменить систему ценностей, убедить потребителя в значимости для него определенного товара или услуги. Реклама эффективна только в том случае, если предлагает человеку нечто приемлемое и ценное. Рекламируя новую услугу, приходится оценивать и степень ее новизны. Некоторый сдвиг в системе ценностей при освоении новой услуги или товара вполне может произойти, но он не может быть слишком сильным. Распространение товара или услуги, выработка потребности в них у большого слоя клиентов обычно происходит постепенно, и становится возможным в том случае, если не вступает в слишком сильное противоречие с господствующими культурными, религиозными и другими ценностями.

Читайте также  Состав буровой установки

В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с их системами ценностей. Услуги востребованы только в том случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциальных потребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в котором она в данный момент изменяется.

Литература к главе 4

Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.

Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

Дубинин Н.П. Человек и его место в истории жизни/В кн.: Биология человека и социальный прогресс. Пермский гос.ун-т. Пермь, 1982.

Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1991.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1980.

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982.

10)Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Издательство «Речь», 2003.

11)Орлов В.В., Васильева Т.С. Человек, ускорение, научно-технический прогресс. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989.

12)Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989.

13)Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? Киев: Ника-Центр, 1998.

14)Черников В.Г. Человек и его потребности. Учебное пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003.

Вопросы для повторения

В чем различие биологических и социальных потребностей?

Как взаимосвязаны материальные и духовные потребности?

Могут ли духовные потребности развиваться независимо от материальных?

Что такое общественные потребности и каковы механизмы их связи с индивидуальными?

Что такое дефицитарные и бытийные потребности?

Как изменяются творческие потребности в постиндустриальном обществе?

Что такое способности и как они связаны с потребностями?

Каковы механизмы влияния системы ценностей на потребности и способности?

Ценности и потребности

Ценности и потребности

У каждого человека имеется структура ценностей, причем достаточно индивидуального характера как в части самого набора ценностей, так и в части их иерархического взаиморасположения.

Будучи частью содержания сознания, структура ценностей накладывает отпечаток на личность человека, а значит, и поведение. И наоборот, сознательное формирование и развитие личности невозможно без работы по изменению структуры и иерархии ценностей.

С одной стороны, структура ценностей формируется под воздействием социального окружения. С другой — сами ценности, а особенно их иерархия, являются результатом субъективного предпочтения. Таким образом, сознание человека содержит будто бы две ценностные структуры. Одну из них (одобряемую ближним социумом) он готов афишировать и старается подтвердить всем своим поведением. Другую (внутреннюю) — он, как правило, скрывает от всех, часто и от самого себя. Разрыв между этими ценностными структурами заполняется сознательной или бессознательной ложью, что выступает источником сильного, внутреннего психологического напряжения. Стало быть, знание реальной структуры ценностей личности выступает не только фактором, определяющим эффективность рассудочной деятельности, но и залогом собственного психического здоровья[1].

? Не лги, братец, козленочком станешь!

Синтез потребности и ценности рождает мотив. На бытовом уровне понятие «мотив» можно определить как наше «хочу». Человек всегда поступает в соответствии со своим желанием, даже если оно остается неосознанным. Необходимо различать истинный мотив, который может быть вытеснен в подсознание механизмами внутреннего самоконтроля, и мотив, декларируемый вовне, так называемый компенсаторный мотив, который для декларирующей его личности обладает статусом субъективной истинности. Это не ложь — это защита целостности внутреннего мира. Сам человек при этом уверен в своей искренности. Различить истинный и компенсаторный мотивы может только квалифицированный наблюдатель. Мотив поведения оформляется с учетом сложившейся психологической установки, ибо она обращает процесс мышления к анализу предпочтительности той или иной ценности. В этой связи можно сказать, что поведению всегда предшествует конкуренция мотивов, отражающая конкуренцию ценностей и потребностей.

? Желания-то у меня есть! А вот куда мысли девать!

Исход конкурентной борьбы мотивов во многом зависит и от того, осознает ли человек реально стоящую перед ним проблему, которую, собственно, он и должен разрешить посредством своего поведения в социуме. Если реальная проблематика человеком не осознается, сформировавшийся мотив вполне может оказаться ложным и предопределит такую модель поведения, которая никак не будет способствовать удовлетворению актуальной потребности.

Читайте также

3.6. Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции

3.6. Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции В литературе можно выделить три основных варианта понимания психологической природы индивидуальных ценностей. Первый из них – трактовка ценности в одном ряду с такими понятиями как мнение,

С чего начинается смысл: потребности и ценности

С чего начинается смысл: потребности и ценности Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Невечные ценности

Невечные ценности В «кризисном» возрасте у малыша может меняться не только характер, но и интересы, увлечения. Поразительно, но уже сейчас у него может произойти переоценка ценностей.Вы можете заметить, как в этот период многое из того, что некогда было важно и значимо для

Закон ценности.

Закон ценности. Сплетение общего и разного и создает всю непростую мозаику супружеских отношений, делает ее насквозь двойственной.Самой психологии человека-личности нужно, чтобы у него было как можно больше общего с близким человеком, чтобы у них совпадало как можно

20. Ценности

20. Ценности Некоторые психотерапевты считают, что они должны решать за клиента, какой будет цель психотерапии, и представляют ее процесс как способ смены системы ценностей. Основная предпосылка состоит в следующем: и цели, и система ценностей внедряются в человека

Ценности и потребности

Ценности и потребности У каждого человека имеется структура ценностей, причем достаточно индивидуального характера как в части самого набора ценностей, так и в части их иерархического взаиморасположения.Будучи частью содержания сознания, структура ценностей

Защищенные ценности

Защищенные ценности Около 10 лет я соблюдаю правила диеты, основанные на растительных продуктах. У меня есть несколько причин избегать потребления мяса, главная заключается в том, что я хотел бы лучше себя чувствовать и не набирать вес. Моя диета иногда доставляет мне

Найти свои ценности и потребности – это только первый шаг!

Найти свои ценности и потребности – это только первый шаг! Когда вы обретете свою истинную личность – свободную от всех этих культурных и социальных личин, – вы найдете свою уникальную жизненную цель. Некоторые говорят, что это очень тихий голос; ваша жизненная цель

Семейные ценности

Семейные ценности Какие десять заповедей наиболее полно отражают систему жизненных ценностей, правил и запретов в вашей семье? Перечислите

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

НОВЫЕ ЦЕННОСТИ

НОВЫЕ ЦЕННОСТИ Третья книга вышла. Многие говорили, что она им очень помогла. Но уже через несколько месяцев я увидел, что изложенная в ней информация отстает от тех знаний, которые я получил летом 1996 года. Впору было садиться и писать новую книгу. А я, честно говоря,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: